Небанковские финансовые посредники
Небанковские финансовые посредники
33
План
Введение.
1. Финансовое посредничество.
Роль специализированных небанковских институтов в накоплении и мобилизации капитала.
Приведение активов и долговых обязательств в соответствии с потребностями клиентов.
Виды рисков и их уменьшение.
Снижение издержек обращения.
Ключевая функция посредников.
2. Ссудо-сберегательные институты.
Ссудо-сберегательные ассоциации. ( на примере США )
Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг.
3. Взаимные фонды денежного рынка .
Выводы.
Список используемой литературы .
Введение.
К финансовым посред-никам относятся, например, коммерческие и сбе-регательные банки, кредитные союзы, пенсионные фонды и компании, занимающиеся страхованием жизни. Причиной появления финансовых посред-ников на рынке явились недостатки прямого фи-нансирования. Напомним, что для осуществления прямого финансирования заемщика должна выпус-тить ценную бумагу, номинал, срок погашения и другие характеристики которой точно соответ-ствовали бы запросам кредитора. До тех пор пока не произойдет обоюдного удовлетворения требова-ний сторон, перемещения средств между ними не произойдет.
Задачей финансовых посредников и является преодоление подобных затруднений во взаимодей-ствии между кредитором и заемщиком. Они покупают у заемщика прямые требова-ния и преобразуют их в непрямые, имеющие дру-гие характеристики (срок погашения, номинал), которые и продают затем кредиторы. Процесс такой трансформации носит название посредничества. Фирмы, специализирующиеся на этом виде дея-тельности, называются финансовыми посредника-ми или финансовыми институтами.
Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых странах; активное развитие рынка ценных бумаг; ока-зание этими .учреждениями специальных услуг, которые не мог-ли предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбе-режения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.
1. Финансовое посредничество.
1.1. Роль специализированных небанковских институтов в накоплении и мобилизации капитала.
В последние годы на национальных рынках ссудных капита-лов развитых стран важную роль стали выполнять специализиро-ванные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного ка-питала. К числу этих учреждений следует отнести страховые ком-пании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, строительные общества (Великобритания), инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккуму-ляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых странах; активное развитие рынка ценных бумаг; ока-зание этими .учреждениями специальных услуг, которые не мог-ли предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбе-режения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.
Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населе-ния, предоставлению кредитов через облигационные займы кор-порациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Указанные институты остро конкурируют между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных опе-раций.
Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссу-до-сберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми ком-паниями в сфере ипотечного кредита и вложений ,в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бу-маги. Финансовые компании соперничают со страховыми компа-ниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и стра-ховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений кон-курируют с коммерческими и сберегательными банками за при-влечение сбережений всех слоев населения. При этом необходи-мо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так и между ними и банками но-сит неценовой характер. Это объясняется прежде всего спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреж-дений. Например, в банковском деле действует процентная став-ка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в стра-ховом деле - страховой тариф, который определяет размер стра-ховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний -- курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и ценами за них. Сопоста-вимость возможна лишь при инвестировании в однородные, оди-наковые по своей природе объекты. В данном случае можно гово-рить о сопоставимости вложений в государственные ценные бу-маги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредиты.
Небанковские кредитно-финансовые институты занимают вид-ное место на рынке ссудных капиталов, а также его важной части - кредитной системе развитых западных стран. Об этом свидетель-ствует их деятельность во второй половине XX в. Эти институты привлекают огромные долгосрочные денежные ресурсы населе-ния, корпоративного сектора и государства и мобилизуют их в виде инвестиций в экономике.
О возросшем значении небанковских институтов свидетель-ствуют увеличение их доли в общих активах кредитных систем и снижение доли банковского сектора. С 30-х годов XX в. доля не-банковских институтов в активах кредитных систем выросла с 30 до почти 60% за счет снижения доли банковских институтов (глав-ным образом коммерческих и сберегательных банков).
Тенденция увеличения доли небанковских институтов в накоплении и мобилизации денежного капитала и снижение доли банковских институтов. Это, однако, не означает уменьше-ния абсолютных накоплений банковской системы.
В отличие от банковских институтов небанковские выполня-ют и осуществляют важную социальную функцию, особенно это касается страховых компаний, пенсионных фондов, которые фор-мируют в национальных рамках страховой фонд для физических и юридических лиц. Кроме того, такие небанковские институты, как ссудо-сберегательные ассоциации, финансовые компании и кредитные союзы, также удовлетворяют социальные запросы об-щества, осуществляя кредитование жилищного строительства и конечного потребления населения.
Еще одним преимуществом перед банками обладают небанков-ские кредитно-финансовые институты. Прежде всего речь идет о большей устойчивости в условиях конъюнктурных колебаний (кризисы, депрессия, инфляция, валютные и биржевые потрясе-ния).
1.2. Приведение активов и долговых обязательств в соответствии с потребностями клиентов.
1. Наиболее распространенными финансовыми по-средниками являются учреждения депозитного типа. Значительная часть населения весьма часто пользуется их услугами. Источником средств де-позитных учреждений являются вклады на раз-личных чековых и сберегательных счетах; привле-ченные средства используются для выдачи потребительских и ипотечных кредитов, а также ссуд фирмам. Выплату дохода по депозитным счетам обычно гарантируют одна или несколько стра-ховых компаний, гарантом надежности которых выступает государство. Риск потери вложенной суммы сводится, таким образом, практически к нулю. Средства на этих депозитах обладают вы-сокой ликвидностью, так как обычно могут быть изъяты по первому требованию. Направления ис-пользования средств, привлекаемых финансовы-ми посредниками депозитного типа.
Коммерческие банки. Коммерческие банки, яв-ляясь самой многочисленной группой финансо-вых посредников, предлагают самый широкий спектр услуг по приему средств и предоставлению ссуд. В конце 1998 года финансовые активы ком-мерческих банков составляли более $ 5,5 трилли-онов. Пассивы КБ образуются за счет разнообраз-ных чековых и сберегательных счетов и вкладов до востребования. Большинство банковских де-позитов страхуются на сумму до $ 100 000. Феде-ральной корпорацией по страхованию депозитов, что практически исключает для вкладчиков риск невозврата вложенной суммы. Активы коммерческих банков формируются из ссуд, выдаваемых потребителям, фирмам и госу-дарственным учреждениям различных уровней. Многие коммерческие банки занимаются лизин-говыми операциями, оказывают услуги по дове-рительному управлению активами и гарантиро-ванному размещению некоторых видов ценных бумаг. В силу важности своей роли в функциони-ровании денежно-кредитной системы государ-ства, а также заметного влияния на благосостояние регионов, в которых они расположены, ком-мерческие банки подвергаются наиболее жестко-му государственному контролю.
Сберегательные институты. Ссудо-сберегательные ассоциации и взаимные сберегательные банки являются специализированными финансо-выми институтами; основными источниками их средств являются счета НАУ, сберегательные вклады и разнообразные срочные потребитель-ские депозиты. Полученные средства они направ-ляют на приобретение долгосрочных закладных на недвижимость и потому являются главным ипо-течным кредитором населения. В дополнение к этому сегодня они выдают определенное число потребительских кредитов и ссуд деловым пред-приятиям. Сберегательные институты специали-зируются на посредничестве в области изменения сроков погашения финансовых обязательств и их величины, потому что они берут в долг небольшие суммы денег на короткие сроки при помощи теку-щих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок под обеспечение в виде недви-жимости. Депозиты ссудно-сберегательных ассо-циаций страхуются Феде-ральной корпорацией по страхованию депозитов на сумму до $ 100 000 или по программе государственного страхования вкладов.
Кредитные союзы. Кредитные союзы представ-ляют собой небольшие некоммерческие объеди-нения потребителей. Владельцами таких учреж-дений являются исключительно их члены. Обязательства кредитных союзов в основном формируются из чековых счетов (паев) и сбере-гательных счетов (паевых счетов). Свои средства кредитные союзы почти целиком вкладывают в краткосрочные потребительские ссуды, погашае-мые в рассрочку. Счета кредитных союзов стра-хуются государством на сумму до $ 100 000. Кредитные союзы создаются потребителями, удовлетворяющими определенным общим требо-ваниям, например служащими одной фирмы или членами одного профсоюза. Воспользоваться услугами союза, открыть в нем сберегательную книжку или получить ссуду, могут только его пай-щики. Основное различие в принципах организа-ции кредитного союза и других депозитных уч-реждений состоит в требовании взаимного поручительства его членов и в наличии ограниче-ний, налагаемых на потребительские кредиты. Помимо этого, кредитные союзы в силу своей кооперативной природы обычно освобождаются от уплаты федерального подоходного налога.
2. Сберегательные учреждения, действующие на до-говорной основе, получают средства под долго-срочные контрактные соглашения и размещают их на рынке капитала. К посредникам этого типа от-носятся страховые компании и пенсионные фон-ды. Эти учреждения отличаются относительно устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенси-онных фондах, поэтому проблема ликвидности носит для них второстепенный характер. Страхо-вые компании и пенсионные фонды инвестируют средства в долгосрочные ценные бумаги, напри-мер в облигации, а в некоторых случаях -- и в обычные акции.
Компании, занимающиеся страхованием жизни. Источником средств компаний, занимающихся страхованием жизни, является продажа страхо-вых полисов. Страховые суммы по таким поли-сам выплачиваются при выходе на пенсию или в случае преждевременной смерти застрахованно-го лица. В первом случае страховые выплаты по-лучает сам владелец полиса, во втором -- его бене-фициар. Вложения в страховые полисы не только обеспечивают их владельцу защиту от риска ут-раты трудоспособности, но и позволяют ему по-лучать определенный доход.
Поскольку компании, занимающиеся страхо-ванием жизни, имеют предсказуемый приток и отток средств, они могут осуществлять инвести-ции в высокодоходные долгосрочные активы, например, в акции и облигации третьих фирм. Деятельность компаний, занимающихся страхо-ванием жизни, регулируется государством, од-нако контроль над нею менее строг, чем контроль над деятельностью других учреждений депозитного типа.
Компании, занимающиеся страхованием от не-счастных случаев. Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев, выплачива-ют своим клиентам компенсацию в случае порчи или утраты их имущества в результате пожара, кражи, дорожного происшествия, небрежного об-ращения или других причин, предусмотренных договором. Основным источником средств таких страховых компаний является реализация поли-сов по страхованию от несчастных случаев. Эти полисы являются лишь договорами о защите их владельцев от различных рисков, не имеют поэто-му выкупной стоимости и абсолютно неликвид-ны. Очевидно, что отток средств, обусловленный компенсационными выплатами, менее предсказу-ем, чем у компаний, занимающихся страховани-ем жизни. По этой причине значительную долю активов компаний, занимающихся страхованием от несчастных случаев, составляют краткосроч-ные, высоколиквидные ценные бумаги. Чтобы скомпенсировать невысокую доходность подоб-ных вложений, страховые компании размещают привлеченные средства в акциях предприятий. Они приобретают также различные муниципаль-ные облигации, доходы по которым освобождены от налогообложения.
Пенсионные фонды. Средства пенсионных фон-дов формируются за счет выплат, производимых работодателями и работниками в течение срока действия договора найма. Впоследствии, при достижении работниками определенного возра-ста, эти выплаты дают им право на получение ежемесячной пенсии. Пенсионные фонды инвес-тируют полученные средства в акции и облига-ции различных компаний. Задачей таких фондов является обеспечение работникам достойного существования после их выхода на пенсию. В послевоенный период число как частных, так и государственных пенсионных фондов значитель-но возросло в результате увеличения потребности в доходах при наступлении пенсионного возраста, которое было подкреплено успехами профсоюзов в переговорах об увеличении пенсионных выплат. Поскольку перечисление средств в эти фонды осуществляется на долгосрочной основе, а отток де-нег из них легко предсказуем, то основные инвес-тиции осуществляются ими в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги. Для снижения доли выплат пенсий по старости в общих расходах и повышения общей прибыльности пенсионные фонды в последние годы значительно увеличили объемы вложений в акции компаний.
3. Инвестиционные фонды продают свои акции ин-весторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых требований. Дей-ствуя в качестве посредников, они стремятся спе-циализироваться на уменьшении номинала пред-лагаемых ценных бумаг и снижении риска невозврата кредита. Использование средств, при-влеченных инвестиционными фондами.
Паевые (взаимные) фонды. Паевые фонды про-дают свои паи инвесторам и покупают на полу-ченные деньги акции и облигации. Преимуще-ствами приобретения паев фонда по сравнению с прямым финансированием являются:
1) сниже-ние риска вложения средств, достигаемое благо-даря диверсификации активов фонда, что осо-бенно важно для мелких инвесторов,
2) экономия средств, обусловленная действием эф-фекта масштаба,
3) профессиональное управле-ние активами.
Стоимость пая фонда не является фиксированной и меняется в соответствии со сто-имостью ценных бумаг, из которых составлен ин-вестиционный портфель. Большинство фондов специализируются на определенных секторах фи-нансового рынка. Так, например, одни приобрета-ют только акции или только долговые обязатель-ства, другие -- ценные бумаги конкретной отрасли экономики, а третьи инвестируют средства в ак-ции иностранных компаний.
Паевые (взаимные) фонды денежного рынка. В 1970 году Казначейство США подняло мини-мальный номинал казначейских облигаций с $ 1000 до $ 10 000. Это затруднило инвестиции относи-тельно мелких инвесторов в бумаги подобного рода. Вскоре после этого были созданы взаимные (паевые) фонды денежного рынка. Паевые фонды денежного рынка (ПФДР) впервые появились в 1972 г. и с тех пор являются одними из наиболее динамично развивающихся финансовых посредни-ков. ПФДР представляют собой обычные паевые фонды, осуществляющие инвестиции в краткос-рочные ценные бумаги с низким риском неплатежа. Номинал таких ценных бумаг обычно бывает очень высоким -- от $ 1 млн. и выше, поэтому для боль-шинства инвесторов они недоступны. Таким обра-зом, ПФДР дают мелким инвесторам возможность получать доход от своих вложений по рыночной ставке процента и не подвергать их при этом значи-тельным рискам. Многие ПФДР открывают своим пайщикам специальные чековые счета, сходные со счетами НАУ и сберегательными счетами боль-шинства депозитных учреждений. Однако восполь-зоваться ими для изъятия средств возможно не всегда: большинство фондов устанавливают мини-мальное значение снимаемой суммы на уровне $ 500. Кроме того, ПФДР не входят в число учреж-дений, страхуемых Феде-ральной корпорацией по страхованию депозитов.
4. Существуют и другие типы финансовых посред-ников.
Финансовые компании. Финансовые компании предоставляют ссуды потребителям и субъектам малого бизнеса. В отличие от банков, они не принимают вкладов потребителей, а получают большую часть средств от продажи инвесторам краткосрочных обязательств, называемых коммер-ческими бумагами. Состояние их счетов определя-ется продажей акций и долгосрочных долговых обязательств.
Существует три основных типа финансовых компаний:
-- компании потребительского кредита, предо-ставляющие ссуды домашним хозяйствам с правом погашения в рассрочку;
-- финансовые компании делового кредита, спе-циализирующиеся на ссудных и лизинговых операциях в сфере бизнеса;
-- компании торгового кредита, финансирующие приобретение товаров предприятиями роз-ничной торговли.
Деятельность всех финансовых компаний ре-гулируется постановлениями правительства. На основании этих постановлений осуществляется контроль над сделками, сроками предоставления ссуд, процентными ставками по ним, порядком погашения кредитов.
Федеральные агентства. Американское прави-тельство является главным финансовым институ-том, выступающим одновременно в роли креди-тора и заемщика для своих агентств. Главная цель федеральных агентств заключается в снижении издержек и увеличении финансирования опреде-ленных секторов экономики. Агентства осущест-вляют на рынке прямого кредитования продажу собственных долговых обязательств (ценных бу-маг федеральных агентств), ставка процента по которым равна установленной правительством или близка к ней. Вырученные средства направля-ются на кредитование тех секторов экономики, которые обслуживают данные агентства.
В таблице № 1. приведены основные виды акти-вов и обязательств финансовых по-средников рассмотренных выше.
Таблица № 1
Основные виды активов и обязательств различных финансовых посредников
Посредник |
Активы (приобретаемые первичные ценные бумаги) |
Обстоятельства (продаваемые вторичные ценные бумаги) |
|
1. Депозитные институты |
|||
Коммерческие банки |
Ссуды фирмам Потребительские ссуды Закладные |
Чековые депозиты Сберегательные депозиты Срочные депозиты |
|
Сберегательные институты |
Закладные |
Сберегательные депозиты и срочные депозиты |
|
Кредитные союзы |
Потребительские ссуды |
Сберегательные депозиты |
|
2. Сберегательные учреждения, действующие на контрактной основе |
|||
Компании, занимающиеся страхованием жизни |
Облигации компаний Закладные |
Полисы страхования жизни |
|
Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев |
Муниципальные облигации Акции компаний Государственные ценные бумаги |
Полисы страхования от несчастных случаев Накопление в пенсионном фонде |
|
Частные пенсионные фонды |
Акции компаний Облигации компаний |
Накопление в пенсионном фонде |
|
Государственные пенсионные фонды |
Облигации компаний Акции компаний Государственные ценные бумаги |
Накопление в пенсионном фонде |
|
3. Инвестиционные фонды |
|||
Паевые фонды |
Акции компаний Государственные ценные бумаги Муниципальные облигации Облигации компаний |
Паи |
|
Паевой фонды денежного рынка |
Ценные бумаги денежного рынка |
Паи |
|
4. Другие финансовые институты |
|||
Финансовые компании |
Потребительские ссуды Ссуды фирмам |
Коммерческие бумаги Облигации |
|
Федеральные агентства |
Правительственные ссуды |
Ценные бумаги федеральных агентств |
1.3. Виды рисков и их уменьшение.
Управляющие финансовым институтом, целью деятельности которых является рост стоимости активов своей компании, должны всегда учиты-вать, что вложения, обеспечивающие ей высокий доход, сопряжены, как правило, с высоким рис-ком. В противном случае велика вероятность того, что его компания пополнит список многих фирм, действовавших чрезмерно рискованно и в результате разорившихся. Особенно много по-добных случаев было в 1980-х гг. Проблема оста-ется актуальной и сегодня. В то же время управ-ляющие, ведущие дела слишком осторожно, спят по ночам спокойно, но их спокойный сон обора-чивается снижением доходов пайщиков и акци-онеров.
В поисках путей долгосрочного увеличения доходов и курсовой стоимости активов финансо-вые институты должны учитывать различные виды рисков: риск невозврата кредитов, риск из-менения процентной ставки, риск снижения лик-видности, риск изменения обменного курса наци-ональной валюты и политический риск. Каждый из этих рисков должен обязательно являться фак-тором выбора оптимального соотношения между возможностью получить в будущем высокие при-были и вероятностью потерь.
Риск невозврата кредита
Когда финансовое учреждение предоставляет ссуду или приобретает облигации или иные дол-говые обязательства, оно сталкивается с риском невозврата кредита (риском дефолта), поскольку существует вероятность, что заемщик не сможет вернуть занятую сумму или процент за ее исполь-зование, либо соблюсти оговоренные сроки воз-врата денег. Чтобы свести к минимуму риск не-возврата ссуды или вложений в долговые обязательства, финансовое учреждение должно:
1) диверсифицировать свой портфель,
2) про-водить тщательный предварительный анализ со-стояния дел заемщика для выяснения вероятности его неплатежеспособности,
3) после выдачи ссуды проводить постоянное наблюдение за заем-щиком, чтобы вовремя заметить возможные из-менения его финансового состояния.
Риск изменения процентной ставки
Риск изменения процентной ставки подразумева-ет вероятность колебания стоимости ценных бу-маг или величины выплачиваемых по ним дохо-дов в результате изменения рыночной ставки процента. Теория риска изменения процентной ставки применима не только к облигациям, но и к оценке балансовых отчетов финансовых институ-тов. Ссудо-сберегательных ассоциаций (ССА) может служить наглядным примером того, как неблагоприятно влияет риск изменения процент-ной ставки на уровень доходов по ценным бума-гам. В конце 1970-х -- начале 1980-х гг., когда про-центная ставка часто изменялась, многие ССА разорились, поскольку процент, выплачивавший-ся ими по собственным обязательствам, рос быст-рее доходов от выдаваемых ими ссуд под недви-жимость (активов).
Риск снижения ликвидности активов
Риск снижения ликвидности активов определяет вероятность того, что финансовый институт не сможет обеспечить приток наличных средств, до-статочный для покрытия их оттока. Ликвидные активы необходимы всем финансовым институ-там: банкам и прочим депозитным учреждениям они требуются для выплат по изымаемым депози-там и прочим обязательствам; пенсионные фонды с их помощью осуществляют обусловленные со-глашениями платежи; компаниям, занимающим-ся страхованием жизни, они нужны для выплат в случае преждевременной смерти клиента. Если часть активов финансового института находится в ликвидной форме, это также означает, что он не упустит шанса предоставить выгодную ссуду или сделать перспективные инвестиции по причине недостатка наличных средств. Если же финансо-вый институт не располагает необходимыми сум-мами наличных денег для расчета по текущим краткосрочным обязательствам, то он может быть признан банкротом, даже если его деятельность в долгосрочной перспективе должна принести при-быль.
Риск изменения обменного курса
Изменения обменного курса национальной валюты также вызывают колебания доходности или сто-имости портфелей финансовых институтов. Мно-гие финансовые учреждения имеют счета, откры-тые в иностранной валюте, а также покупают и продают ее по поручению своих клиентов. Помимо этого они осуществляют инвестиции в экономику других стран на рынке прямых кредитов или прода-ют за рубежом вторичные финансовые обязатель-ства. Изменения состояния мировой экономики вызывают колебания обменного курса валют зару-бежных стран к американскому доллару. Такие ко-лебания могут привести к росту или падению сто-имости валютных счетов финансового учреждения, а также вызвать изменение долларовой стоимости суммы инвестиций в зарубежную экономику.
Политический риск
Политический риск сказывается на колебаниях стоимости портфеля, обусловленных действиями правительства США или иностранных государств. Так, если американское правительство изменит правила, регулирующие деятельность финансо-вых институтов, то это повлияет на их доходы и стоимость активов. Например, если Феде-ральной корпорацией по страхованию депозитов при-мет решение об увеличении обязательных страхо-вых взносов для банков и иных депозитных уч-реждений, то их доходы уменьшатся. Поэтому для управляющих финансовыми институтами крайне важно отслеживать и предвидеть любые измене-ния политической ситуации, а при их наступле-нии -- действовать быстро и решительно.
Что касается внешнеполитических событий, то они также могут серьезно повлиять на положение финансовых институтов, в особенности тех, кото-рые предоставляют кредиты развивающимся странам, где часто сменяются правительства и из-меняются законы. Правительства таких стран мо-гут просто отказаться от выплаты внешних дол-гов. Правда, подобное случается довольно редко; чаще пересматривается структура и условия дол-га, когда иностранное государство объявляет мораторий на его выплату, а затем пытается вы-торговать на переговорах с иностранными креди-торами более удобные для себя сроки погашения. Кредиторы в любом случае остаются в проигры-ше. Поэтому для успешных действий в сфере международного бизнеса финансовые институты должны уметь оценивать политические риски и учитывать их при выборе стратегии развития.
1.4. Снижение издержек обращения.
Финансовыми посредниками являются фирмы, которые покупают и продают особые «финансо-вые продукты». Они покупают, например, ссуды предприятиям, потребительские кредиты с пога-шением в рассрочку, корпоративные облигации, обыкновенные акции и государственные облига-ции. Эти финансовые требования имеют характеристики, которые отвечают потребностям выпустившей их. Финансовые посредни-ки финансируют покупку этих требований за счет продажи других финансовых требований -- теку-щих счетов, сберегательных счетов, счетов НАУ, страховых полисов, акций пенсионных и паевых фондов. Эти финансовые требования, выпускае-мые ими, должны быть, по определению, привле-кательными для всех. Если бы это правило не выполнялось, институт финансо-вых посредников просто перестал бы существо-вать. Финансовые посредники создают свои «фи-нансовые продукты» во всех сферах, где они могут рассчитывать реализовать их по ценам, которые покроют издержки выпуска и принесут им при-быль.
Перед любой компанией, которая решила бы оказывать те же услуги, что и финансовый посред-ник, у последнего есть три преимущества. Во-пер-вых, благодаря своей специализации он осуще-ствляет сделки в таких объемах, при которых достигается экономия за счет эффекта масштаба. Другими словами, за счет большого числа сде-лок и использования специального офисного обо-рудования он может существенно снизить вели-чину постоянных издержек на одну операцию. Во-вторых, финансовые посредники достигают экономии на трансакционных издержках (издер-жках, связанных с поиском необходимой инфор-мации): тому, кто хочет предоставить ссуду заем-щику напрямую, поиск информации обычно обходится дороже. Наконец, в-третьих, финансо-вые посредники могут располагать важными све-дениями, нередко деликатного свойства, о финан-совом состоянии заемщика. Им легче установить, достоверна ли предоставленная заемщиком ин-формация, поскольку они многое знают о лично-сти получателя ссуды, истории его бизнеса и по-следних сделках.
1.5. Ключевая функция посредников.
До сих пор мы рассматривали непосредственное движение средств от кредитора к заемщику. Однако с функционированием рынков прямых кредитов связаны определенные трудности. Поскольку все эти рынки являются крупнооптовыми, то номи-налы продаваемых на них ценных бумаг очень вы-соки (не менее $ 1 000 000), что существенно ограничивает круг покупателей. Другая проблема состоит в том, что заемщик должен найти кредитора, которая захочет и сможет купить ее первичные финансовые требования с предлагаемыми харак-теристиками. Если в процессе участвуют финан-совые посредники, то переход денежных средств от кредитора к заемщику может быть и непрямым, или опосредованным. Финансовые посредники пре-образуют финансовые требования таким обра-зом, что те становятся более привлекательными для конечного инвестора. К финансовым посред-никам относятся, например, коммерческие и сбе-регательные банки, кредитные союзы, пенсионные фонды и компании, занимающиеся страхованием жизни. Причиной появления финансовых посред-ников на рынке явились недостатки прямого фи-нансирования. Напомним, что для осуществления прямого финансирования заемщика должна выпус-тить ценную бумагу, номинал, срок погашения и другие характеристики которой точно соответ-ствовали бы запросам кредитора. До тех пор пока не произойдет обоюдного удовлетворения требова-ний сторон, перемещения средств между ними не произойдет. Например, домашнее хозяйство, ско-пившее за шесть месяцев $ 400, вряд ли проявит интерес к облигациям с номиналом в $ 5000 и двадцатилетним сроком погашения.
Задачей финансовых посредников и является преодоление подобных затруднений во взаимодей-ствии между кредитором и заемщиком. Они покупают у заемщика прямые требова-ния и преобразуют их в непрямые, имеющие дру-гие характеристики (срок погашения, номинал), которые и продают затем кредиторы. Процесс такой трансформации носит название посредничества. Фирмы, специализирующиеся на этом виде дея-тельности, называются финансовыми посредника-ми или финансовыми институтами.
Обратите внимание на то, что баланс финансо-вого посредника определяется только финансовы-ми требованиями: непрямые (вторичные) требо-вания являются источником его средств (отражаются в пассивах), а привлеченные ресур-сы идут на приобретение прямых (первичных) тре-бований (отражаются в активах). Заметьте также, что при опосредованном финансировании в акти-ве кредитора содержатся требования не к заемщику, как при прямом финансировании, а к финансовому посреднику. Рынок опосредованного кредитова-ния имеет все черты розничного рынка, а непря-мые финансовые требования нередко получают собственные названия, сберегатель-ные счета или паи фондов денежного рынка.
2. Ссудо-сберегательные институты.
2.1. Ссудо-сберегательные ассоциации. ( на примере США )
Ссудо-сберегательные ассоциации представляют собой кредит-ные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих широкие слои населения. В США, на-пример, любой член ассоциации может получить голос за каждые 100 долл. его счета при выборах руководящего органа ассоциации.
Хотя ссудо-сберегательные ассоциации возникли около 150 лет назад, подлинное развитие они получили после Второй мировой войны. Основа их деятельности -- предоставление ипотечных кре-дитов под жилищное строительство в городах и сельской местно-сти. Активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90%, а также вложений в государ-ственные ценные бумаги (центрального правительства и местных органов власти).
В последние годы ссудо-сберегательные ассоциации представ-ляют серьезную конкуренцию коммерческим и сберегательным банкам в борьбе за привлечение сбережений населения. Это до-стигается путем установления высокого процента, а также в ре-зультате стремления населения с помощью данных учреждений ре-шить жилищную проблему. В настоящее время число пайщиков ассоциаций составляет несколько десятков миллионов.
Ссудо-сберегательные ассоциации носят в основном кооператив-ный характер, так как базируются преимущественно на взносах пайщиков. Под таким названием данные учреждения функциони-руют в США, Канаде. В Англии и ряде стран Британского содру-жества они называются строительными обществами. В странах За-падной Европы и Японии ссудно-сберегательные ассоциации дей-ствуют как на кооперативной основе, так и с участием государства.
Ссудо-сберегательные ассоциации и строительные общества являются серьезными конкурентами банков, страховых компаний в предоставлении ипотечных кредитов. Необходимо отметить, что в целом ссудо-сберегательные ассоциации доминируют на рынке ипотечного кредита для жилищного строительства. Как правило, к их услугам в западных странах прибегают в основном средние слои населения.
Обострение на рынке проблем ликвидности в конце 70-х -- на-чале 80-х годов в США резко ухудшило положение ссудо-сбере-гательных ассоциаций. Так, в середине 80-х годов там насчиты-валось 3400 ассоциаций, а к настоящему времени половина была вынуждена пройти процесс слияний, поглощений и банк-ротств. Кроме того, в целях выживания они перешли на широкое акционирование, отказавшись от прежней кооперативной формы собственности, при которой капитал при-надлежал вкладчикам (депозитариям) ассоциации. При переходе к акционерной форме владельцы -- вкладчики имели возможность купить акции на выгодных условиях. Эти изменения, а также ди-версификация операций коренным образом изменили структуру пассивных и активных операций ссудо-сберегательных ассоциа-ций, о чем свидетельствует их баланс (табл. № 2).
Таблица № 2
Баланс ссудо-сберегательных ассоциаций
Пассивные операции |
% |
Активные операции |
% |
|
Собственный капитал |
4,5 |
Наличные деньги и средства, вложенные в ценные бумаги |
14,5 |
|
Сберегательные и срочные депозиты |
77,7 |
Закладные |
45,9 |
|
Заемные средства |
16,2 |
Ценные бумаги, обеспеченные под недвижимость |
12,3 |
|
Прочие |
1,6 |
Прочие |
27,3 |
|
Всего |
100 |
Всего |
100 |
Данные табл. № 2. свидетельствуют о том, что в пассивных опе-рациях ассоциаций появилась новая статья. Прежде всего место кооперативных паев прочно занял собственный капитал, который стал базироваться в значительной степени на акционерном капи-тале. Ассоциации начали принимать сберегательные и срочные депозиты (последние в небольших размерах), что приблизило их пассивные операции к пассивным операциям коммерческих и сберегательных банков. В структуре активных операций доля ипо-течных кредитов также уменьшилась приблизительно с 90% акти-вов до 45,9%. При этом возросли вложения в частные и государ-ственные бумаги, увеличились прочие активы.
В то же время проблема ликвидности для ассоциации стано-вится все более острой, поскольку, как и банки, они имеют активы менее ликвидные, чем пассивы. Как правило, пассивы носит краткосрочный характер, а ссужают, наоборот, на длительный срок. Это считалось абсолютной нормой в США. Поэтому в це-лях стимулирования жилищного строительства центральный банк (ФРС) до 1980 г. давал ассоциациям льготу в виде взимания про-центной ставки на 0,25% больше, чем коммерческим банкам. Дол-гое время этого было достаточно, чтобы ассоциации могли обес-печивать необходимый приток денежных средств для себя. Одна-ко колебания рыночных процентных ставок в сторону повышения вынудили акционеров и вкладчиков продавать свои акции за на-личные и вкладывать средства в другие сферы, например во вза-имные фонды денежного рынка, что вызвало массовый отток де-нежных средств из ассоциаций. Это опустошающе воздействова-ло на ассоциации, рынок ипотечного кредита и в итоге привело к спаду жилищного строительства и в целом американской эконо-мики в тот период.
Политика дерегулирования в начале 1980-хтодов позволила ас-социациям более эффективно конкурировать на рынке за привле-чение средств, однако их портфель был отягощен закладными 50--60-х годов и низким процентом 70-х годов. В результате ассо-циациям приходилось платить по пассивам больше, чем получать по активам, это повлекло крупные убытки и подорвало ликвид-ность. С 1980--1987 гг. 30% общего числа ассоциаций либо обан-кротилось, либо подверглось вынужденному слиянию.
В этих условиях ассоциации вынуждены были прибегнуть к новой рыночной стратегии, стараясь приблизиться по операциям к коммерческим банкам за счет диверсификации. Они стали прак-тиковать выдачу коммерческих и потребительских ссуд, долги оформлять ценными бумагами и продавать их на вторичном рын-ке, а сберегательные счета переводить в срочные.
2.2. Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг.
Соединение услуги сбережения и услуги кредитования в одну связку ссудо-сберегательной услуги дает новое направление финансовому поведению населения, побуждая его включаться в институциональную деятельность, чего не происходит с кли-ентами банка.
Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг -- оформ-ление его участников в финансовые организации квазирыноч-ного типа.
Анализ показывает, что внутри кредитного союза склады-вается симметрия между участниками сделки получения -- оказания финансовой услуги. Переход из статуса клиента (по-купателя услуги) в статус члена организации, пайщика кредит-ного союза, ставит его в положение одновременно кредитора и заемщика, потребителя услуги и субъекта ее оказания. Эконо-мическая роль физического лица как члена организации уси-ливается. Вместе с тем усложняется и содержание процесса получения услуги, поскольку он сопряжен с участием члена кредитного союза в ее оказании. В финансовой организации типа кредитных потребительских союзов, где необходима кон-стелляция интересов пайщиков как заемщиков и тех же пай тиков как кредиторов, трансакции сделки (поскольку неизбе-жен торг заемщиков и кредиторов) дополняются трансакциями управления и рационирования. Институциональная сложность КПС, положительная динамика трансакционных издержек (не только за счет менее индустриализованного уровня операцио-нальной деятельности) компенсируются тем институциональ-ным ресурсом (транспарентность, доверие, неформальное взаимодействие и др.), правильное использование которого дает конкурентные преимущества финансовым организация кооперативного типа в секторе рынка финансовых услуг, где участники конкурируют за индивидуальные сбережения.
Определение ссудо-сберегательных услуг в качестве особо-го продукта рынка финансовых услуг позволяет ставить вопрос о формировании отрасли или подотрасли рынка финансовых услуг -- ссудо-сберегательных услуг населению и в этой подотрасли -- отдельного сегмента (или ниши) кредитных потребительских кооперативов граждан.
Эта часть продуктового рынка РФУ будет иметь четкие локальные границы. Практика свидетельствует, что кредит-ные союзы выступают на рынке финансовых услуг главным образом в регионах. В отличие от других продуктов рынка финансовых услуг кре-дитные союзы слабо развиты в Центре, их мало в Москве (не более двух десятков), они очень редки в крупных городах. Кредитные союзы популярны там, где слабо развит рынок других видов финансовых услуг, где велико недоверие к бан-кам, а плотность финансовых организаций на тысячу квад-ратных километров ничтожна. Не случайно кредитные союзы быстро развиваются в регионах Восточной Сибири, Дальнего Востока, где за 2000 г. созданы четыре региональные ассо-циации кредитных союзов. Слож-ность и институциональная двойственность кредитных сою-зов определяют сложность управления и регулирования дея-тельности кредитных союзов.
Проблема не сводится к антимонопольному регулирова-нию. Характерная особенность формирующегося порядка регу-лирования кредитных союзов -- инкрементный (постепенный, недискретный) характер развития системы саморегулирования и государственного регулирования деятельности кредитных союзов. На самом деле прямого государственного регулирова-ния этих финансовых организаций до настоящего времени не было, поскольку все еще ожидается вступление в силу Федеральный Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». По этой причине создается обманчивое впечатление «правового вакуума для кредитных союзов». В действительности правового ва-куума не существует, в противном случае нельзя объяснить, каким образом кредитным союзам удается выигрывать арбит-ражные, а иногда и уголовные судебные процессы по искам, предъявляемым ими налоговым органам. С другой стороны, претензий со стороны государственных органов могло бы не быть, если бы действовали специальный закон и система обя-зательных стандартов и нормативов.
Необходима система административного контроля за тем, чтобы все параметры деятельности кредитного союза, включая процедуры предоставления услуг и участие пайщиков в управ-лении, соответствовали нормам устава и всех другая внутрен-них документов. Нужен специальный закон и специальный контролирующий орган, дополняющий процедуры институ-ционального саморегулирования.
3. Взаимные фонды денежного рынка .
Инвестиционные компании -- это новая форма кредитно-фи-нансовых институтов, которая получила наибольшее развитие в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. При-оритет в их развитии принадлежит США. Инвестиционные ком-пании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер эко-номики.
В настоящее время существуют инвестиционные компании за-крытого и открытого типов.
Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск акций сразу в определенном количестве. Новый покупа-тель может приобрести их только у прежних держателей по ры-ночной иене. Инвестиционные компании открытого типа, кото-рые носят название взаимные фонды, выпускают свои акции постепенно, определенными порциями, в основном для новых покупателей. Эти акции могут передаваться или перепродаваться. Более удобной организационной формой являются компании крытого типа, поскольку постоянная эмиссия позволяет им все время увеличивать свой денежный капитал и таким образом по-стоянно наращивать инвестиции в ценные бумаги корпораций. В целом организационная форма инвестиционных компаний от-крытого и закрытого типов базируется на акционерной форме.
Особенностью инвестиционных компаний является то, что среди покупателей их ценных бумаг возрастает доля кредитно-финан-совых учреждений и торгово-промышленных корпораций. К каждый инвестор инвестиционного фонда обязан платить комисси-онные при покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различен и зависит от финансовой мощи и репутации компании. Следует отметить, что в послевоенное время развитых капиталистических странах наиболее быстрыми темпами развивались компании открытого типа (взаимные фонды).
Развитие инвестиционных компаний тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг. Чем выше уровень развития последнего, тем выше степень развития инвестиционных компаний. Наиболее успешно такие компании функционируют в США, Канаде, Англии, ФРГ и Японии.
Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются вырученные денежные средства от реализации собствен-ных ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.
Активные операции инвестиционных компаний специфичны и отличаются от подобных операций других кредитно-финансо-вых институтов. Основные денежные средства, вырученные от продажи собственных акций, инвестиционные компании об типов вкладывают в акции разных корпораций и компаний: активов инвестиционных компаний составляют акции, а в последние годы, кроме того, они вкладывают средства и в облигации корпораций. Существует специализация вложений: одни компа-нии концентрируют свои инвестиции в обыкновенные акции, другие -- в привилегированные, третьи -- в облигации. Помимо этого существует отраслевая специализация, когда компании при-обретают ценные бумаги, например, только железнодорожных компаний или машиностроительных, автомобильных, электрон-ных корпораций.
Поскольку развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, в основном акций, частые коле-бания курсов акций отражаются на финансовом состоянии инве-стиционных компаний. Падение курсов акций и особенно бирже-вые крахи замедляют развитие последних, а в ряде случае ведут к их банкротству. Это наблюдалось и в США в середине 70-х и на-чале 80-х годов XX в.
Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т.е. мелкого инвестора, благодаря чему удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать владельцем ак-ций и, значит, собственником. С этой целью бумаги продаются по низким ценам и доступны для средних слоев населения. В США, например, пены на акции в послевоенные годы колеба-лись от 2 до 30 долл. Обычно мелкие инвесторы привлекаются в период биржевого бума, когда курсы акций растут. В условиях кризисных ситуаций они, как правило, несут большие потери. Практика западных стран показывает, что все-таки основными вкладчиками являются крупные индивидуальные и коллективные инвесторы, а контроль за деятельностью инвестиционных компа-ний осуществляют крупнейшие акционеры.
В 70-х годах возникли новые инвестиционные компании от-крытого типа, которые получили название «взаимные фонды де-нежного рынка» (Money Market Mutual Funds). Этот вид инвести-ционных компаний развивается в основном в США и Канаде. Их название обусловлено тем. что эти компании работают на рынке ценных бумаг в основном с краткосрочными ценными бумагами.
Как и другие инвестиционные фонды открытого типа, они так-же выпускают акции, однако весьма дешевые -- по цене 1 долл. за акцию. При этом стоимость одной акции не изменяется в ре-зультате колебания ссудного процента, а потому акции имеют твердые цены. Это обусловило широкий приток клиентов в такие фонды, обеспечив им довольно большие накопления. Например, активы фондов денежного рынка с июля 1970 г. в США возросли до 200 млрд. долл. в 1982 г., а в начале 90-х годов составили 300 млрд. долл.
Формирование пассивных операций этих компании осуществ-ляется в основном за счет выпуска дешевых акций. Денежные средства они вкладывают в краткосрочные ценные бумаги: крат-косрочные федеральные облигации (краткосрочные векселя), му-ниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпора-ций, а также в финансовые инструменты (акцептованные банка-ми векселя, депозитные сертификаты коммерческих банков). Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах толь-ко федерального правительства.
Фонды денежного рынка в США обладают рядом льгот по срав-нению с другими инвестиционными фондами: они освобождены от выполнения требований хранить обязательные резервы в цен-тральном банке (ФРС), не платят налогов по муниципальным облигациям. Кроме того, следует отметить еще одно обстоятель-ство: длительное время процент по их акциям был выше, чем по вкладам коммерческих банков, составляющих 5,25%, и вкладам в ссудо-сберегательных ассоциациях, достигавших 5.5%. Более низ-кий процент в указанных кредитно-финансовых институтах обус-ловлен правилами ФРС. Это привело в конце 70-х годов к широ-кому оттоку денежных средств во взаимные фонды денежного рынка из банков и ссудо-сберегательных ассоциаций, что суще-ственно ухудшило их ликвидность. Поэтому с 1982 г. в США было проведено дерегулирование процентных ставок, были введены депозитные счета денежного рынка (Money Market Deposit Account), что позволило отрегулировать потоки денежных накоплений меж-ду коммерческими банками, ссудо-сберегательными ассоциация-ми и взаимными фондами денежного рынка. В результате денеж-ные средства на депозитных счетах увеличились, начался отток денежных средств из фондов денежного рынка, что существенно сократило размер их активов.
К концу 80-х -- началу 90-х годов конкуренция за привлечение денежных средств между банками и фондами вступила в более устойчивую фазу: первые пользовались преимуществами федераль-ного страхования депозитов, а вторые использовали свободу от резервных требований ФРС. В то же время взаимные фонды де-нежного рынка стали проводить и расширять спекулятивные опе-рации. Так, они стали использоваться как компании для хране-ния процентных платежей и дивидендов в ожидании реинвести-рования. Кроме того, многие частные лица, которые сами распоряжались своими активами, имели право открывать соб-ственные акционерные счета (share accounts). Это позволило акционерам довольно быстро и бесплатно переводить денежные средства со счетов взаимных фондов денежного рынка в зависи-мости от конъюнктуры на счета инвестиционных фондов, зани-мающихся вложениями в долгосрочные ценные бумаги.
Выводы.
В силу рассмотренных выше причин финансовые посредники часто предлагают «финансовый про-дукт» по меньшей цене, чем индивидуальные уча-стники рынка. В противном случае индивидуаль-ным участникам рынка выгоднее самим создавать свой «финансовый продукт» и выходить с ним на рынок прямых кредитов. Поэтому финансовые посредники существуют благодаря тому, что при создании многих «финансовых продуктов» в ма-лых количествах величина издержек на соверше-ние сделок оказывается слишком высокой. Если же эти издержки относительно невысоки или если потребность в данном «продукте» возникает часто, что позволяет сократить их за счет эффек-та масштаба, то индивидуальный участник рынка сможет сам заниматься его созданием.
При создании «финансового продукта» посред-ники оказывают пять основных вида услуг.
1. Дробление суммы займа. Обязательства, вы-пускаемые финансовыми посредниками, могут иметь различные номиналы -- от одного дол-лара до многих миллионов. Это становится возможным благодаря тому, что посредник объединяет средства многих вкладчиков и ин-вестирует их впоследствии в прямые требова-ния различного достоинства. Такая услуга осо-бенно важна для мелких вкладчиков, не имеющих достаточных сумм для самостоя-тельного выхода на рынки прямых кредитов.
2. Перевод одной национальной валюты в дру-гую. Многие американские компании экспор-тируют товары и услуги в другие страны, но немногие люди, живущие в США, готовы фи-нансировать зарубежную деятельность этих компаний через покупку прямых финансовых требований, оформленных в иностранной валюте. Финансовые посредники помогают финансировать мировую экспансию амери-канских корпораций при помощи покупки фи-нансовых требований, выставленных в одной национальной валюте, и продажи требований, номинированных в других валютах.
3. Установление гибкой системы сроков погаше-ния. Финансовые посредники выпускают цен-ные бумаги с широким диапазоном сроков по-гашения -- от 1 дня до 30 лет. Срок погашения вторичных требований устанавливается с уче-том интересов кредитора (он обычно короче срока погашения прямых требований заёмщика). На-пример, средства ссудно-сберегательных ассо-циаций формируются за счет вкладов на сбе-регательных счетах и продажи сберегательных сертификатов, а инвестируются в долгосроч-ные потребительские ипотечные ссуды.
4. Диверсификация риска неплатежа. Благода-ря тому, что активы финансовых посредни-ков формируются из разнообразных (выпус-каемых различными заёмщиками) требований, они получают возможность более равномерно распределять риск по собственным ценным бумагам. Если колебания цен различных со-ставляющих портфеля мало связаны между собой, то его стоимость будет достаточно ста-бильной. Диверсификация портфеля являет-ся отражением мнения о том, что «не следует класть все яйца в одну корзину», где они могли бы «разбиться» все одновременно. Напри-мер, если портфель составлен из разных бу-маг и эмитент одной из них окажется непла-тежеспособным, то общая доходность портфеля пострадает незначительно. Однако инвесторы, вложившие в эту ценную бумагу все свои средства, понесут значительные убытки.
5. Обеспечение ликвидности. У большинства потребителей момент получения доходов редко совпадает с моментом возникновения потребности в деньгах. По этой причине боль-шинство экономических субъектов предпо-читают держать часть активов, имеющих низ-кие трансакционные издержки, в удобной для перевода в денежные средства форме. Мно-гие «финансовые продукты», создаваемые по-средниками, высоколиквидны. Например, чековый счет позволяет потребителю приоб-ретать активы или оплачивать задолженнос-ти с минимальными трансакционными издер-жками.
Таким образом, параметры выпускаемых фи-нансовыми посредниками непрямых требований разрабатываются с учетом интересов заёмщиков. Обычно посредники специализируются на одном или нескольких типах услуг, служащих источни-ками их доходов:
1) дроблении номинала,
2) снижении риска инвестирования,
3) установле-нии приемлемых сроков погашения,
4) повыше-нии ликвидности.
Кредиторы и заёмщики, в свою очередь, готовы оплачивать эти услуги до тех пор, пока их стоимость не превысит издержек операций на рынке прямых кредитов.
Кредиторы и заёмщики делают свой выбор между рын-ком прямых кредитов и рынком опосредованного кредитования в зависимости от того, какой из них лучше подходит для достижения их целей. Обычно потребители, осуществляющие на рынке операции на небольшие суммы (розничные сдел-ки), считают, что взаимодействие с посредника-ми сопряжено для них с меньшими издержками. Напротив, экономические субъекты, совершаю-щие операции на крупные суммы (оптовые сдел-ки), могут переходить с одного рынка на другой в зависимости от того, где предлагается более вы-годная процентная ставка.
Список используемой литературы .
1. Киндуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. « Финансовые институты, рынки и деньги »; - СПб.; Издательство « Питер », 2000 г. - 752 с.
2. « Деньги, кредит, банки »; Под ред. О. И. Лаврушина; - М.; Издательство « Финансы и статистика », 2002 г. - 460 с.
3. Корчагин Ю. А. « Деньги, кредит, банки »; - Ростов н/Д.; Издательство « Феникс », 2006 г. - 348 с.
4. « Общая теория. Деньги и кредит »; Под ред. Е. Ф. Жукова; - М.; Издательство « ЮНИТИ », 1999 г. - 359 с.
5. « Конкуренция на рынках небанковских финансовых услуг »; Под ред. С. Б. Авдашевой; - М.; 2002 г.
6. « Банки и небанковские кредитные организации и их операции »; под ред. Е. Ф. Жукова; - М.; Издательство « ЮНИТИ », 2005 г.
Array