Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)

Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)

“Невидимая рука” А. Смита. (Магический 6-ти угольник).

Включает в себя 6 эл-тов

1. Колебание массы и норм прибыли.

(Эти колебания управляют р.э.). Те сферы бизнеса, кот. В данный момент

производятся в данной прибыли и достигаются большей нормой прибыли и туда

переливаются эк. ресурсы. Т.к. каждый субъект р.э. хочет получать большую

массу прибыли, тогда этот субъект со своими рес-сами устремляется в те

сферы бизнеса, в кот. это обеспечивается.

Всякий владелец свободного денежного капитала, кот. хочет капитализировать

этот денежный капитал, т.е. инвестировать его во что либо, превратить в

реальный капитал с целью получения прибыли, прежде всего покупает акции тех

корпораций, в кот. выше норма прибыли и, кот. на свои акции выплачивает

более высокие дивиденды (инвестор узнает об этом и покупает акции именно

этих корпораций с целью получения высоких дивидендов) и этим самым,

передает свои денежные ресурсы данной корпорации.

2. Рыночные цены на товары, но свободно формирующиеся под влиянием

колебаний спроса и предложения на них.

Экономисты говорят:

“Рыночной эк-кой управляют рыночные цены”, т.к. рыночные цены – самая

надежная и объективная информация для всех фирм: ЧТО, КАК и СКОЛЬКО

производить, таким образом, рын. цены – регуляторы развития рыночной

экономики.

Механизм выполнения функции рыночных цен

Фирма производит продукции больше, чем нужно рынку => предложение товара и

рыночная цена понижаются, это сигнал (информация) для этих фирм – сократить

произ-во этих товаров => рыночные цены начнут понижаться в большей мере и

дело дойдет до того, что рын. цены установятся на уровне издержек произ-ва

этих товаров и эти фирмы не будут получать никакой прибыли, т.е. они просто

обанкротятся.

Теперь допустим – фирма производит продукции меньше, чем нужно рынку =>

спрос начинает превышать предложение и рын. цена идет вверх – повышается,

это сигнал для этих фирм увеличить производство этих товаров на рынке

дефицитов этих товаров. Более того, в этом случае, рын. цена предоставит

этим фирмам и дополнительные финансовые средства для этих товаров, потому

что они будут получать большую массу прибыли и значит, могут инвестировать

свои прибыли для расширения своего произ-ва.

3. Конкуренция:

Экономисты справедливо говорят: “Есть конкуренция - есть р.э., нет

конкуренции – нет р.э.”

Конкуренция заставляет (вынуждает) все субъекты р.э. производить только то,

что нужно рынку, снижать издержки произ-ва продукции, улучшать её качество

и постоянно совершенствовать свое произ-во.

4. Спрос:

Р.Э. по своей природе такова, что если есть спрос на ее продукцию, она

мобилизирует все свои рес-сы, но удовлетворит этот спрос. Спрос –

мощнейший двигатель любой р.э.

И наоборот, как только начинаются спроссовые ограничения, р.э. теряет свое

лицо и начинает “буксовать” и идти к кризису.

5. Предложение:

(Предложение товаров, благных услуг).

Предложение товаров должно быть достаточным, чтобы полностью покрывать

спрос => вся денежная масса, обращающаяся в р.э. в данный момент, будет

иметь полное и надежное товарное покрытие и лишних денег в р.э. не будет =>

не будет инфляции.

6. Ставка, проценты за кредиты кот. предоставляет Ц.Б. коммерческим банкам,

а коммерческие банки – фирмам и домашним хозяйствам. Здесь действует

незыблемый постулат: Ставки, проценты за кредиты, предоставляемые фирмам и

дом. хоз-вам, должна быть всегда, хотя бы немного меньше той нормы прибыли,

на уровне 15 %, то ставка процентов за кредиты должна быть меньше этого

уровня, т.е. 15 %, иначе такой кредит не выгодно брать, он будет фирме в

убыток. Ставка процентов за кредиты - мощный регулятор в развитии р.э.

И пример из сегодняшнего дня:

Американская эк-ка “захромала”, темпы ее развития существенно понизились с

3-4 % за год, до 1-2 % в этом году. Фондовая биржа немедленно на это

отреагировала падением рын. цен на акции и тогда, администрация Президента

попросила свой Ц.Б. понизить ставку % за кредиты. Расчет у президента

простой:

Кредит станет дешевле, фирмы и дом. хоз-ва его охотнее будут брать и

начнут расширять произ-во, а дом. хоз-ва будут больше покупать товаров по

потребительскому кредиту, т.к. он стал дешевле, в рез-те увеличится

совокупный платежеспособный спрос и на инвестиционные товары, т.е. на те

средства произ-ва, кот. необходимы для расширения произ-ва и на

потребительские товары, и темпы развития американской эк-ки увеличатся.