Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)
Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)
“Невидимая рука” А. Смита. (Магический 6-ти угольник).
Включает в себя 6 эл-тов
1. Колебание массы и норм прибыли.
(Эти колебания управляют р.э.). Те сферы бизнеса, кот. В данный момент
производятся в данной прибыли и достигаются большей нормой прибыли и туда
переливаются эк. ресурсы. Т.к. каждый субъект р.э. хочет получать большую
массу прибыли, тогда этот субъект со своими рес-сами устремляется в те
сферы бизнеса, в кот. это обеспечивается.
Всякий владелец свободного денежного капитала, кот. хочет капитализировать
этот денежный капитал, т.е. инвестировать его во что либо, превратить в
реальный капитал с целью получения прибыли, прежде всего покупает акции тех
корпораций, в кот. выше норма прибыли и, кот. на свои акции выплачивает
более высокие дивиденды (инвестор узнает об этом и покупает акции именно
этих корпораций с целью получения высоких дивидендов) и этим самым,
передает свои денежные ресурсы данной корпорации.
2. Рыночные цены на товары, но свободно формирующиеся под влиянием
колебаний спроса и предложения на них.
Экономисты говорят:
“Рыночной эк-кой управляют рыночные цены”, т.к. рыночные цены – самая
надежная и объективная информация для всех фирм: ЧТО, КАК и СКОЛЬКО
производить, таким образом, рын. цены – регуляторы развития рыночной
экономики.
Механизм выполнения функции рыночных цен
Фирма производит продукции больше, чем нужно рынку => предложение товара и
рыночная цена понижаются, это сигнал (информация) для этих фирм – сократить
произ-во этих товаров => рыночные цены начнут понижаться в большей мере и
дело дойдет до того, что рын. цены установятся на уровне издержек произ-ва
этих товаров и эти фирмы не будут получать никакой прибыли, т.е. они просто
обанкротятся.
Теперь допустим – фирма производит продукции меньше, чем нужно рынку =>
спрос начинает превышать предложение и рын. цена идет вверх – повышается,
это сигнал для этих фирм увеличить производство этих товаров на рынке
дефицитов этих товаров. Более того, в этом случае, рын. цена предоставит
этим фирмам и дополнительные финансовые средства для этих товаров, потому
что они будут получать большую массу прибыли и значит, могут инвестировать
свои прибыли для расширения своего произ-ва.
3. Конкуренция:
Экономисты справедливо говорят: “Есть конкуренция - есть р.э., нет
конкуренции – нет р.э.”
Конкуренция заставляет (вынуждает) все субъекты р.э. производить только то,
что нужно рынку, снижать издержки произ-ва продукции, улучшать её качество
и постоянно совершенствовать свое произ-во.
4. Спрос:
Р.Э. по своей природе такова, что если есть спрос на ее продукцию, она
мобилизирует все свои рес-сы, но удовлетворит этот спрос. Спрос –
мощнейший двигатель любой р.э.
И наоборот, как только начинаются спроссовые ограничения, р.э. теряет свое
лицо и начинает “буксовать” и идти к кризису.
5. Предложение:
(Предложение товаров, благных услуг).
Предложение товаров должно быть достаточным, чтобы полностью покрывать
спрос => вся денежная масса, обращающаяся в р.э. в данный момент, будет
иметь полное и надежное товарное покрытие и лишних денег в р.э. не будет =>
не будет инфляции.
6. Ставка, проценты за кредиты кот. предоставляет Ц.Б. коммерческим банкам,
а коммерческие банки – фирмам и домашним хозяйствам. Здесь действует
незыблемый постулат: Ставки, проценты за кредиты, предоставляемые фирмам и
дом. хоз-вам, должна быть всегда, хотя бы немного меньше той нормы прибыли,
на уровне 15 %, то ставка процентов за кредиты должна быть меньше этого
уровня, т.е. 15 %, иначе такой кредит не выгодно брать, он будет фирме в
убыток. Ставка процентов за кредиты - мощный регулятор в развитии р.э.
И пример из сегодняшнего дня:
Американская эк-ка “захромала”, темпы ее развития существенно понизились с
3-4 % за год, до 1-2 % в этом году. Фондовая биржа немедленно на это
отреагировала падением рын. цен на акции и тогда, администрация Президента
попросила свой Ц.Б. понизить ставку % за кредиты. Расчет у президента
простой:
Кредит станет дешевле, фирмы и дом. хоз-ва его охотнее будут брать и
начнут расширять произ-во, а дом. хоз-ва будут больше покупать товаров по
потребительскому кредиту, т.к. он стал дешевле, в рез-те увеличится
совокупный платежеспособный спрос и на инвестиционные товары, т.е. на те
средства произ-ва, кот. необходимы для расширения произ-ва и на
потребительские товары, и темпы развития американской эк-ки увеличатся.