Норма и источники права

Норма и источники права

1. Понятие нормы права и признаки.

В переводе с латинского " норма " означает правило, точное

предписание, образец. Другими словами, непосредственным содержанием нормы

является заключенная в ней информация о должном поведении в тех или иных

условиях.

Норма права является разновидностью социальных норм, т.е. правил

поведения людей в обществе. Человек в процессе деятельности познает

окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила

поведения, обобщая накопленные знания и опыт. Созданное правило

представляет собой единство объективного и субъективного факторов, где

объективным является познанная закономерность развития общества, а

субъективным – реакция индивида или социальной группы на эту

закономерность.

После того как норма сформулирована и выражена вовне в той или иной

форме, она как бы абстрагируется и начинает самостоятельное существование.

Следствием такого отрыва от реального основания может оказаться старение

нормы, вызванное изменением либо самой действительности, либо интересов и

целей субъекта. Однако норма, как правило, не реагирует немедленно на все

изменения названных условий.

Поскольку норма права является средством передачи информации о

наиболее целесообразном поведении, она представляет собой один из способов

регулирования человеческого поведения. Во-первых, потому, что норма

содержит в себе " программу ", которая служит моделью будущих действий, а

во-вторых, в силу того, что она базируется на познании объективных

закономерностей развития общества, следование ее предписаниям ведет к

наиболее оптимальному варианту реализации целей индивида или общества в

целом.

Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но вместе с

тем имеют особые признаки, которые обусловлены неразрывной связью норм

права с государством.

Норма права имеет следующие признаки:

1. Норма права носит государственно-властный характер. Предписание,

закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет

государственно-значимые общественные отношения.

2. Норма права – общее правило поведения. Государство устанавливает

правила поведения не для конкретного индивида, а для всех субъектов

права – физических или юридических лиц.

3. Норма права – обязательное правило поведения. Ненадлежащее

исполнение либо несоблюдение норм права влечет за собой принятие

мер государственного принуждения.

Обязательность правовой нормы представители разных научных направлений

понимают неодинаково. Нормативная школа выводит обязательность нормы правил

из ее природы как таковой; социологическая школа – из соответствия норм

сложившимся общественным отношениям; школа естественного права – из

соответствия нормы высоким нравственным идеалам свободы и справедливости.

4. Норма права – формально-определенное правило поведения. Правовые

нормы формулируются в официальных документах – законах и

подзаконных нормативных актах в виде конкретных предписаний, что

обеспечивает их правильное понимание и реализацию.

5. Норма права – двустороннее правило поведения. Она включает в себя

права и обязанности участников правоотношений. Одним субъектам она

предоставляет права, а на других возлагает обязанности. Вместе с

тем важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут

содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право

закреплено в одной статье, а обязанность – в другой статье того же

нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта. Кроме

того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а

обязанности – подразумеваться, вытекать из содержания всего закона.

Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права

подразумеваются.

6. Норма права – системное правило поведения. Каждая норма права

обладает специфической микросистемой, состоящей из таких

взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент

системы права.

Таким образом, норма права – это установленное и обеспечиваемое

государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения,

закрепляющее права и обязанности участников правоотношений.

2. Структура нормы права.

Норма права не только формулирует правило поведения участников

общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии

которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их

несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным

строением, организацией или структурой.

Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и

способ взаимосвязи ее элементов.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и

санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно

выразить формулой: " Если при определенных обстоятельствах субъект совершит

известное действие, то наступят предусмотренные последствия ". Лишь

единство всех трех элементов образует норму права. Отсутствие хотя бы

одного из них означает отсутствие и самой юридической нормы.

Вместе с тем следует иметь в виду, что норма, права и текст закона,

часто не совпадают. Иногда диспозиция и гипотеза в тексте закона слиты, их

невозможно различить; в одной и той же статье может одновременно

содержаться несколько норм; и, наконец, элементы нормы права могут быть

представлены в разных статьях нормативного акта, т.е. единая правовая норма

может содержаться в нескольких статьях закона.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Их

классификация подробно разработана еще в прошлом веке и почти не изменилась

до наших дней.

Гипотеза.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия

ее реализации. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого

можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие

данной правовой нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени,

субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых начинает действовать

норма права.

1) Гипотезы по характеру содержания или в зависимости от того,

насколько точно указаны условия реализации нормы, могут быть общими

и конкретными.

Общие (абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы

общими, родовыми признаками, они охватывают все возможные случаи действия

нормы, не называя ни одного из них конкретно.

Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают частные,

специальные условия реализации нормы. Недостатком таких гипотез является

то, что они ведут к чрезмерному увеличению числа юридических норм, но при

этом не могут охватить все общественные отношения, нуждающиеся в правовом

регулировании: всегда найдется хоть один отдельный случай, не

предусмотренный конкретной гипотезой. Поэтому в настоящее время этот вид

гипотез практически исчез из нормотворчества.

2) По степени определенности, т.е. в зависимости от того, насколько

точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на

абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы ясно и четко указывают факты, наличие

которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы содержат указание на

ограничительные условия действия нормы. Например, целый ряд нормативных

актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного или

чрезвычайного положения и т.д.

Неопределенные гипотезы не указывают никаких фактов, с которыми

связано действие нормы, а предоставляют органам власти право " в

необходимых случаях " применять правовую норму. В чем заключаются "

необходимые случаи ", в гипотезе не раскрывается.

3) По объему гипотезы делятся на одно условие действия нормы.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия нормы.

Сложные гипотезы перечисляют несколько обстоятельств, каждое из

которых в отдельности либо все вместе служат основанием для осуществления

предписания.

4) В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы

классифицируют на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы

предусматривают только правомерные либо неправомерные обстоятельства.

Например, все нормы особенной части Уголовного кодекса имеют односторонние

гипотезы.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и

неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму. При

этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости

от характера поведения. Например, при повторной неявке сторон в судебное

заседание без уважительных причин суд оставляет иск без рассмотрения и

прекращает дело. Если стороны не явились по уважительным причинам, судебное

разбирательство лишь откладывается.

Диспозиция.

Диспозиция – структурный элемент нормы права, определяющий модель

поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. Если

гипотеза является предпосылкой применение властного предписания, то

диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо содержит само

правило поведения, которое влечет за собой юридические последствия.

Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы.

Диспозиции норм права также весьма разнообразны и классифицируются по

различным основаниям.

1) По степени определенности зафиксированного в них правила поведения

диспозиций подразделяется на абстрактные и казуальные.

Казуальные диспозиции перечисляют конкретные предписываемые или

запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации

правовой нормы, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их

стороны. Прообразом казуальной диспозиции является прецедент – решение суда

по отдельному делу. Нормы с казуальной диспозицией неудачны в техническом

отношении, не обеспечивают беспробельность закона и обуславливают его

громоздкость.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не

конкретизируя детали.

2) По способу изложения диспозиции подразделяются на простые,

описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь само правило поведения, не раскрывая

его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций

охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их

содержании и смысле. Например, диспозиция статьи 103 УК РСФСР 1960 г.

только называла вид неправомерного поведения – убийство, не давая его

определения.

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения,

перечисляют его наиболее важные отличительные признаки. Например,

закон характеризует кражу как незаконное, тайное, безвозмездное

изъятие чужого имущества.

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или

неправомерного поведения, содержат ссылку на другую норму того же

нормативного акта, в которой дается описание соответствующего

поведения. Например, при характеристике квалифицированного

преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1

уголовно-правовой нормы.

3) По юридической направленности выделяют: представительно

обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные,

ограничительные и закрепительные диспозиции.

Представительно обязывающие диспозиции – содержат двусторонние правила

поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают характер поведения обязанного лица,

например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции – содержат указание на вид и меру

возможного поведения, например, собственника имущества.

Рекомендательные диспозиции указывают на желательность либо

целесообразность определенного поведения.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными

рамками. Например, нормы трудового права ограничивают продолжительность

труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи

деятельности государственных органов.

Санкция.

Санкция – структурный элемент нормы права, предусматривающий правовые

последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего

диспозицию. Они могут быть как негативными (мера наказания), так и

позитивными (меры поощрения, предусматриваемые нормами трудового права).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1) по степени определенности различают абсолютно-опеределённые,

относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные и

комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции содержат строго фиксированную меру

воздействия, например точный размер штрафа, который должен уплатить

правонарушитель. Этот вид санкции наименее распространен, поскольку

ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их

применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности

правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат границы верхнего и нижнего

предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам

определяет его точный размер. Таковы большинство санкций статей особенной

части УК РФ, устанавливающие лишение свободы, например, от трех до десяти

лет.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний,

предоставляя правоохранительным органам право выбора. Например, за ряд

преступлений может быть применено лишение свободы или исправительные

работы.

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний и

предусматривают возможность их сложения. Например, лишение свободы может

сочетаться с конфискацией имущества.

Комбинированные санкции представляют собой комбинацию относительно-

определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

2) По характеру последствий различают негативные, позитивные,

правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции, их еще называют карательными или штрафными,

предусматривают меры наказания. Они представляют собой наиболее острую

реакцию государства на противоправные деяния.

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры

поощрения.

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление прежнего

состояния. К таким санкциям можно отнести возложение обязанности по

возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное

осуществление невыполненной обязанности и т.д.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию

государства на нарушение предписанной нормы. Выражается она в непризнании

правового характера возникающих отношений. Например, противозаконная сделка

признается недействительной; фактические брачные отношения, не

зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически

безразличными и т.д. правоотрицающие санкции называют также санкциями

ничтожности, т.е., не наступают юридические последствия, к которым

стремилось лицо, совершая те или иные действия в нарушение требований

диспозиции.

3) По направленности неблагоприятных последствий санкции можно

разделить на личные и имущественные.

Личные санкции, когда воздействие касается непосредственно личности

правонарушителя (лишение свободы, смертная казнь и т.д.).

Имущественные санкции – это санкции, сопряженные с определенными

материальными потерями (конфискация имущества, штраф и т.д.).

3. Виды правовых норм.

Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их

классификации лежит множество критериев.

1) По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции,

нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений,

правовых понятий.

2) По целевому назначению нормы права распадаются на регулятивные и

охранительные.

Регулятивные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности

участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел

Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической

ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.

3) По способу воздействия на субъектов права нормы делятся на

обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать

определенные действия. Примером может служить ст. 139 ГК РФ, на основании

которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую

тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения каких-либо

действий. Так, согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ не допускается принудительное

изъятие имущества у собственника.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать

определенные действия, влекущие юридические последствия.

4) По степени обязанности нормы права разделяют на императивные и

диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не

могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного

и административного права.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим решать

вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. Они содержат такие

правила поведения, которые действуют, если стороны своим договором не

устанавливают другие. Такие нормы наиболее характерны для гражданского

права. Например, в соответствии со ст. 285 ГК РФ наниматель обязан

поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой

счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что

хотя по общему правилу обязанность текущего ремонта лежит на нанимателе,

стороны при заключении договора могут договориться об иных правилах.

5) По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и

исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Как правило,

они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на

все ее институты. Например, определение преступления (ст. 14 УК РФ)

применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения

данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например,

нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы

только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Исключительные нормы устанавливают изъятия из содержащихся в общих и

специальных нормах правил. Например, хотя по общему правилу выселение из

жилых помещений производится только по судебному решению, для лиц,

самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок.

6) По кругу субъектов нормы делятся также на общие и специальные.

Общие нормы распространяются на всех граждан, специальные – на

определенные категории лиц – пенсионеров, студентов, военнослужащих и

т.д.

7) По предмету правового регулирования различают нормы различных

отраслей права: конституционные, административные, гражданско-

правовые, уголовно-правовые, международные, экологические и т.д.

8) По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на

материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников

правоотношений.

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации

правовых предписаний.

9) В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать

законодательные и подзаконные.

Законодательные нормы – продукт правотворчества органов

законодательной власти.

Подзаконные – нормы, выработанные органами исполнительной власти.

10) По времени действия нормы права делятся на постоянные (действуют

до их официальной отмены) и временные (действуют в пределах

установленного времени).

11) По месту действия нормы права классифицируются на федеральные

(действуют на территории России), региональные (действуют в

пределах субъекта Федерации) и местные (распространяют свое

действие в пределах субъекта Федерации) и местные (распространяют

свое действие в пределах определенного территориального образования

– района, города).

4. Нормативно-правовые акты: понятие, виды, система.

Нормативно-правовой акт – это письменный документ, создаваемый в

результате правотворческой деятельности компетентных государственных

органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или

признанию норм права, входящий, изменяющий или отменяющий правила общего

характера.

Именно во втором смысловом значении употребляется данный термин в

понятии " нормативно-правовой акт ".

Выделим особенности этого источника права. Во-первых, это акт

нормативного характера. То есть документ, содержащий определенные нормативы

(предписания). Именно этим нормативно-правовой акт отличается от акта

применения права или акта толкования права.

Во-вторых, это правовой акт. То есть содержит он не любые нормы,

существующие в обществе, а именно нормы права. Этим нормативно-правовой акт

отличается от акта нормативного содержания, но не являющегося правовым.

Такими актами нормативного характера, не содержащими норм права, являются,

например, инструкции по использованию бытовых приборов или электротехники.

В-третьих, это акт, создаваемый в результате правотворческой

деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

Круг субъектов правотворчества узок. Нормативно-правовые акты принимаются

по строго определенной процедуре, степень сложности которой зависит от

юридической силы будущего нормативно-правового акта.

В-четвертых, нормативно-правовые акты обладают общеобязательностью. То

есть они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов

правоотношений, а на любого и каждого, кто попадает в сферу действия

нормативно-правового акта. Это качество отличает нормативно-правовой акт от

индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на

конкретное лицо, например, акт о назначении пенсии.

В-пятых, нормативно-правовой акт оформляется в виде официального

письменного государственного документа. Перечень необходимых атрибутов

нормативно-правового акта жестко установлен: название акта; наименование

органа, принявшего акт; время его вступления в законную силу и прекращения

действия и так далее.

В-шестых, нормы в нормативно-правовом акте группируются по

определенным структурным образованием. В структуру нормативно-правового

акта входят статьи, главы, разделы.

В качестве примера нормативно-правового акта можно привести

Французский гражданский кодекс 1804 года, Финляндский Закон об исполнении

наказаний 1809 года, Конституцию Российской Федерации 1993 года.

Виды и система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Виды нормативно-правовых актов – это деление в соответствии с

объективно существующей иерархической структурой. Основаниями деления

нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем

действия, содержание, субъекты издания и другие основания.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на

законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов

является наиболее существенным признаком их классификации.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих

правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты

нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во

исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими

органами.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются

на: акты общего действия, которые распространяются только на часть

территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся только на

данной территории; акты исключительного (чрезвычайного) действия,

регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении

исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-

правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти

(подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего

характера).

По содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной

мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех

нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Наряду с

отраслевыми нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное

законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают

нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу

общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов

является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.

Система нормативно-правовых актов – это упорядоченная масса изданных

правотворческими органами, должностными лицами и принятых на референдумах,

находящихся между собой в иерархических связях субординации и координации,

федеральных и региональных нормативно-правовых актов обладает Конституция

Российской Федерации более подробно.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция

Российской Федерации, которая определяет организацию государственной

власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений,

основные права, свободы и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу

для всего действующего законодательства. Основополагающие положения

Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем

все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать

Конституции. В противном случае любой нормативный акт или его часть

признается недействующим.

Вторым по значимости нормативными актами являются законы. Законы в

Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как

самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием

(референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему

наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других

государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут

противоречить закону.

По значимости содержащихся в них норм делятся на конституционные и

обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы,

вносящие изменения и дополнения в Конституцию, и законы, необходимость

издания которых предусмотрена непосредственно ею. В Конституции РФ 1993

года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних

могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о

Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении

конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137

Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная

процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый

конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108

Конституции РФ).

Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и

текущие. К кодификационным относятся Основы законодательства Российской

Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает

принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей

права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон кодификационного

характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы,

достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс

чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный

кодекс, гражданский кодекс).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы

федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "

О языках народов РСФСР " в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.),

входящих в состав Российской Федерации, приняты свои законы о языках.

Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В

случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации

действует федеральный закон.

Кроме законов палаты Федерального собрания – Государственная Дума и

Совет Федерации – полномочны принимать постановления. Примерами таких

постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении

изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об

утверждении регламентов их деятельности.

Еще одним видом нормативно-правовых актов Российской Федерации

являются указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу

Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы.

Это определено Конституцией.

Распоряжения Президента обычно издаются по текущим вопросам

оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента

могут носить нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 15

Конституции РФ 1993 года. Нормативными являются, например, указы Президента

от 6 марта 1995 года " Об основных принципах осуществления внешнеторговой

деятельности в Российской Федерации ", от 23 февраля 1995 года " О

компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимися и другими

категориями лиц ".

В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации

Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах,

государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах,

что также будет являться нормативно-правовыми актами.

Нормативно-правовые акты, такие как постановления и распоряжения,

издает и Правительство Российской Федерации. Распоряжения обычно содержат

конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера.

Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и

культурного строительства. Они имеют общий характер и содержат нормы права.

Примером могут служить постановление Правительства Российской Федерации от

15 марта 1993 года " Об утверждении условий выпуска внутреннего

государственного валютного облигационного займа ", от 6 апреля 1995 года "

Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства

Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных

образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования

".

Постановление Правительства Российской Федерации, если они

противоречат Конституции, законами Российской Федерации, указам Президента,

могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых

центральными органами исполнительной власти – министерствами,

государственными комитетами и ведомствами. Единых форм нормативно-правовых

актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и

постановления. Из них нормативными обычно являются инструкции и

постановления. Например, инструкция Министерства финансов Российской

Федерации " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории

Российской Федерации ".

Акты министерств, государственных комитетов и ведомств РФ могут быть

отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов законодательной и исполнительной

ветвей власти, нормативно-правовые акты принимаются на уровне субъектов

Федерации. В республиках в составе РФ ими могут быть республиканские

законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт

президентства), постановления Совета Министров (правительств) республик и

центральных республиканских органов исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ все края и области в составе

Российской Федерации получили право принимать уставы края и области,

которыми определяется правовой статус этих субъектов Федерации. По многим

вопросам законодательства (административное, жилищное, земельное, водное и

т.п.) органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют в

соответствии с федеральным законодательством собственное правовое

регулирование, принимая нормативно-правовые акты. Такими актами являются

решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов

Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав

соответствующих администраций.

5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу

лиц.

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо

для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для

того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории

регулировать поведение определенного круга лиц. Особо важное значение этот

вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.

Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с

момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные

правила вступления в силу нормативных актов.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в

силу через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании

законодательной власти. Нормативные акты центральных ведомств

вводятся в действие с момента их принятия или после получения

адресатами. Вступление в силу решений представительных органов на

местах, решений и распоряжений местной администрации, приказов

руководителей предприятий, организаций, учреждений наступает

практически с момента их принятия.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в

самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно

потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

Например, постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный

характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Такой

порядок установлен в большинстве государств. Если же такое указание

отсутствует, то они вступают в силу с момента их принятия. Новый

нормативный акт распространяет свое действие только на те отношения,

которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет.

Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не

распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его

издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и

обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из

указанного принципа допускаются только в двух случаях:

- если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная

сила;

- если уголовное законы или акты административного законодательства

смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на

следующих основаниях:

А) по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально

установлен;

Б) в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее

действующий акт;

В) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного

нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в

пространстве определяются территорией, на которую распространяются его

предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и

воздушное пространства в пределах государственной границы, территория

посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных

территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных

территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в

атмосфере.

Территориальные пределы действия нормативных актов отражают

суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство

применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку

оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с

зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так

называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда

законодательство данного государства распространяется за пределами его

территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на

территории других государств).

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на

территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные

акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты

местных органов государства – на территории района, префектуры, города,

земли и т.п. но и нормативные акты, издаваемые высшими органами

государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое

действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган

это прямо оговорит при принятии конкретного нормативного акта.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение

нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы

действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на

территории государства действуют применительно ко всем гражданам,

государственным и общественным организациям. Их действие распространяется

также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам

гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и

свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты

принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные

граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного

государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-

правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так,

иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на

территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты

вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства

(например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и

должностных лиц данной территории, а только на определенные категории

(военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких

случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попадающих под их

действие.

6. Нетрадиционные источники права: нормативный договор, правовой обычай,

судебный прецедент.

Юридический прецедент.

Юридический прецедент – это решение государственного органа (судебного

или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее

обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в

дальнейшем.

Таким образом, юридический прецедент – своего рода " эталон ", "клише"

для разрешения спора, созданный не правотворческим органом, а

непосредственно судьей во время осуществления им процесса отправления

правосудия. По образу и подобию данного решения должны рассматриваться

впоследствии сходные юридические ситуации и другими судьями.

Таково классическое понимание юридического прецедента, хотя практика

применения прецедентов в различных странах неодинакова. Этот вопрос будет

освещен ниже.

Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые

признают его таковым. Это один из наиболее распространенных источников

права в мире. Страны, опирающиеся на юридический прецедент как на основной

источник права, относятся к системе общего права. Среди них Великобритания,

Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада. Родиной юридического

прецедента по праву считается Англия.

В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на

юридическом прецеденте как источнике права. Однако законы, которыми

располагают судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный

характер, что на основе только лишь этих законов решить конкретное

юридическое дело не всегда представляется возможным.

В разных странах даже одной правовой семьи (семьи общего права)

юридический прецедент применяется по-разному.

В Англии, например, практика применения прецедента связана следующими

правилами:

1) решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов;

2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого

и для нижестоящих судов (кроме уголовных дел). Кроме того, в

консервативной Англии авторитет юридического прецедента тем выше,

чем старше его возраст.

В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило

прецедента не действует так строго: во-первых, Верховный Суд США и

верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут

менять практику; во-вторых, штаты независимы и каждый имеет собственную

судебную систему, а, следовательно, прецедентную практику.

По общему правилу общеобязательными являются только юридические

прецеденты судов высших инстанций.

Как известно, господствующий источник права в странах романо-

германской правовой системы – нормативно-правовой акт. Статьи нормативно-

правового акта представляют собой обобщенные правила, рассчитанные на

неопределенное количество случаев. Однако жизнь часто оказывается сложнее и

богаче, чем установленное нормативно-правовым актом правило. Суд может

оказаться в затруднении примерно в следующих случаях:

1) если невозможно подобрать соответствующую или даже сходную по

предмету правового регулирования норму в нормативно-правовых актах

для решения ситуации;

2) если существует коллизия (столкновение и противоречие) норм права в

законах, регулирующих данное общественное отношение;

3) если понятия в нормативно-правовом акте, на которое опирается

судья, носят оценочный характер.

В этих случаях возникает необходимость восполнить систему права и

создать правило, которое подходило бы для конкретного и аналогичных споров,

то есть юридический прецедент. В странах романо-германской правовой системы

юридический прецедент обладает определенным авторитетом. Однако он

рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных

случаях. В основном роль прецедента (судебной практики) не выходит за рамки

толкования права.

Правовой обычай.

Правовой обычай – это санкционированное охраняемое государством

правило поведения, которое сложилось в результате его фактического

применения в течение длительного времени.

Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в

раннеклассовых городах-государствах. Тогда обычное (то есть основанное на

обычае) право регулировало, прежде всего, брачно-семейные, имущественные

отношения, порядок земле - водопользования.

Эта форма права " вырастает из обычаев, тех образцов поведения,

которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества

".

Первоначально этот опыт направлялся на смягчение агрессивности в

отношениях между родовыми общинами, позже – между соседними общинами.

Обычаи подкреплялись столь мощной этнокультурой, что и после появления

государственности часть из них сохранили свое значение и перешли под защиту

судебной системы, то есть, стали правовыми обычаями.

В самом начале правовой обычай не имел материальной фиксации, что

осложняло его применение необходимостью прежде доказать в суде, что данный

правовой обычай существует. На определенном этапе развития правовой обычай

начал письменно санкционироваться или письменно закрепляться,

модернизируясь в нормативно-правовой акт.

Для правового обычая необходимо наличие следующих условий:

1) признание обычая в качестве правового обществом, в котором он

сложился;

2) наличие определенного возраста обычая, то есть срока существования;

3) обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть

разумным.

Кроме того, естественно, что государство возьмет под защиту

(санкционирует) только тот обычай, который отвечает целям и задачам

государственной власти.

В современной науке нет однозначного отношения к правовому обычаю как

источнику права. Некоторые ученые полагают, что роль правового обычая в

современной правовой действительности весьма скромна, что правовой обычай

сохраняет свое значение в качестве источника права лишь в тех областях, где

пока нет достаточного материала для законодательных обобщений.

Действительно, в странах с развитой системой права удельный вес

правового обычая может быть невелик. Однако есть системы, в которых этот

источник права значительно распространен. Особенно эта тенденция

прослеживается в странах Азии или Африки. Также правовой обычай до сих пор

служит одним из источников права Швеции, прежде всего в торговом праве.

Правовой обычай не слишком типичен для нашей правовой системы, но

место в ней нашлось и для него. Например, часть статьи 19 Гражданского

кодекса РФ гласит: " Гражданин приобретает и осуществляет права и

обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также

отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".

Из контекста статьи 5 ГК РФ следует, что на территории РФ признаются

обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России.

В земельном кодексе РФ имеется ссылка на обычай, существующий в

конкретной местности, которым можно руководствоваться при разделе колхозных

дворов.

Совершенное особое значение имеет правовой обычай в области

международного права. Он становится источником международного права, когда

отношения между субъектами международного сообщества не урегулированы

международным договором. Для этого правовой обычай должен признаваться

всеми или некоторыми сотрудничающими государствами, на которых и будет

распространяться.

Пример применения международного правового обычая можно найти, в

частности, в решении Международного суда ООН по англо-норвежскому спору о

рыболовстве 1951 года, где сказано, что в соответствии с обычной нормой

прибрежные государства могут в качестве исходной линии для отсчета ширины

территориальных вод применять и прямые линии.

В этой системе права роль правового обычая велика. Он является более

гибким источником права по сравнению с международным договором, так как для

возникновения последствий по международному договору требуется согласование

воль многих членов международного сообщества, что технически бывает сложно.

Также возможна ситуация, когда государства по политическим мотивам

могут опасаться брать на себя юридическую ответственность; подписывая

международный договор, но согласны выполнять его требования в порядке

соблюдения правового обычая. Может возникать необходимость в подчинении

нормами международного договора в порядке правового обычая, если договор

еще не вступил в юридическую силу.

Нормативный договор.

Договор – это соглашение сторон (субъектов права), выражающее их волю

к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к

совершению либо воздержанию от юридических действий.

Нормативный договор – это соглашение сторон, создающее нормы права.

Нормативный договор не только устанавливает права и обязанности сторон

на основе уже существующих норм права. Он в отличие от простого соглашения,

направлен на установление норм права, которым в будущем обязуются

подчиниться его участники.

Однако для того чтобы быть источником права, нормативный договор

должен быть рассчитан на широкий и заранее не персонифицированный круг

адресатов, он должен порождать права и обязанности не только для

договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц.

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных

вида: внутринациональный договор и международный договор.

Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и

становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть

договоры между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами,

исполнительными органами субъектов федерации и так далее. Предметом таких

договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы

совместной деятельности.

Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является

источником права, поэтому они могут в соответствии с данным договором

издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.

В качестве примера внутринационального нормативного договора можно

привести Федеративный Договор России 1992г.

Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права

как сувереноносителями. Международный договор действует в иной системе

права, нежели внутринациональный договор, - в системе международного права

и является ее источником.

Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций,

соглашений и так далее. Название международного договора не меняет его

суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов.

Если внутринациональный договор имеет субординационную природу, то

международный договор имеет координационную природу. Более того,

международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их

внутринациональные системы права, где имеют, как правило, приоритетное

значение по отношению к национальному законодательству.

Литература.

1. Лазарев В.В. Теория государства и права. Москва 1998г.

2. Хропашок В.Н. Теория государства и права. Москва 1995г.