Новые подходы к изучению иностранного языка

Новые подходы к изучению иностранного языка

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.

5

§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

«Концепции языкового образования» 5

§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем

этапе 13

§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на

старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания

образования 19

Глава 2. 29

§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при

проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания

образования 29

§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного

учреждения 35

Список литературы 42

Введение

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном

уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в Россию

Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям,

созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия

уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических

достижений представителей других культур.

К настоящему времени в российской системе языкового образования

произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в

содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст

изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и

самообразовуательнвая функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость

на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении

языков международного общения.

Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых

была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в

настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и

технологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное,

так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных

профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в

использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело

обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию

изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к

обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития

культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая,

социокультурная и некоторые другие).

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная

интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный

аспект овладения языков.

Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения

иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и

организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.

Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.

§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

«Концепции языкового образования»

Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся

динамичной диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует

необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения

и со спецификой разных типов школ/классов, точнее – с условиями обучения.

Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого

материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности

и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков. Проблема

соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть

решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно

очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий,

школ гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах,

ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и

младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем

этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного

языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы

предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и

интересующую учащихся профессиональную сферу общения (безусловно, в

ограниченных пределах).

Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством

приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения

познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение

и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или

технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.

Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и

переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями

выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным

мастерством.

Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть

заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования

иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов

учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет

обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на

следующие вопросы:

1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей

профессии ученика?

2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере

интересов?

3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться к научно-

техническому и культурному прогрессу и традициям страны

изучаемого языка, пополнить знания в области точных или

гуманитарных наук?

Из дидактики известно, что в содержание учебного предмета помимо

информации, способов деятельности, выраженных устным и/или письменным

текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная

предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный

язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным

отношение учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им

процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя

и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и

к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного

(положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их

потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения

предмету.

Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко

репрезентированы желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру,

друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе

освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения

предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание

учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и

какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного

отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности

каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а

также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной

системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.

Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется

тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При

этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание

изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например

содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых

учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области

развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей

перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного

повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам

определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету

в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.

Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения

иностранному языку в школе являются:

1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников

(формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной

компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах

порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам

межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры

устной и письменной речи на иностранном языке в условиях

официального и неофициального общения).

2. Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и

родной культуры и иностранных языков и культур других народов,

развитие у школьников способностей представлять свою страну и

культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).

3. Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своими

коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени

обучения иностранного языка в школе к другой, что позволит им

ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного

языка.

4. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам,

готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию,

совместному решению общечеловеческих проблем.

5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.

6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом

многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.

7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в

процессе изучения языков и культур.

Достижение порогового уровня, разработанного Евросоветом, определено

для тех, кто изучает иностранный язык с V по XII класс.

Пороговый продвинутый уровень определен для тех, кто изучает

иностранный язык с начальной школы по XII класс.

Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его

основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в

процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной

компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто

лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и

их нормативное использование в устной и письменной речи. Предполагаемые

темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование

различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования,

письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает

использование иностранного языка как средства общения, образования и

самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном

мире.

Содержание и структура школьного курса по иностранному языку

определяются:

. коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному

языку;

. вариативностью содержания обучения иностранного языка в различных

типах школ, при изучении первого и последующего иностранных

языков;

. количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного

языка;

. возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения

иностранному языку;

. преемственностью между этапами обучения;

. междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с

родными и государственными языками.

На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах)

большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для

развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык;

стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и

использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных

умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

. создание условий для ранней коммуникативно-психологической

адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка

и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического

барьера в использовании иностранного языка как средства

коммуникации;

. ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным

фольклором, миром игр и развлечений;

. приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра

проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и

школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;

формирование представлений об общих чертах и особенностях общения

на родном и иностранных языках;

. формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах

деятельности с учетом возможностей и потребностей младших

школьников;

. формирование некоторых универсальных лингвистических понятий,

наблюдаемых в родном и иностранном языках

При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V

– X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое

развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в

процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,

письма.

Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение

иностранного языка как средства международного общения посредством:

. Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных

видах речевой деятельности;

. Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран

изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной

коммуникативной компетенции;

. Социокультурного развития школьников в контексте европейской и

мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и

лингво-культуроведческого материала;

. Культуроведческого и художественно-эстетического развития

школьников при ознакомлении с культурным наследием стран

изучаемого языка;

. Формирование умений представить родную культуру и страну в

условиях иноязычного межкультурного общения;

. Ознакомление школьников с доступными им стратегиями

самостоятельного изучения языков и культур.

На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в

XI – XII классах) обучение иностранному языку должно способствовать

иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование

иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в

учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной

сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания –

развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление

культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых

языков.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников

варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного

подключения иностранного языка к изучению других предметов.

Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на:

. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности

школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами

межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной

и учебно-профессиональной сферах;

. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при

обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;

. Развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать

культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для

учащихся;

. Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки

уровня владения языком;

. Развитие умений представлять родную страну и культуру, образа

жизни людей в процессе иноязычного культурного общения;

. Использование иностранного языка в профессионально-ориентированном

образовании.

В зависимости от профиля школы последнее предполагает профессионально

ориентированное обучение иностранного языка при изучении:

. Гуманитарных дисциплин (история, литература, мировая

художественная культура, граждановедение) посредством спецкурсов

на иностранном языке или интегрированных курсов по страноведению и

культуроведению, курса по подготовке гидов-переводчиков и др.;

. Естественно-научных дисциплин через спецкурсы на иностранном языке

на интерактивной основе, курсы по техническому переводу и другие

курсы, оказывающие языковую поддержку для профессионально

профильного образования и общения школьников;

. Дисциплин, ориентированных на конкретную профессию, с помощью

профильно-ориентированных языковых курсов для учащихся

профессионально-технических лицеев.

Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников

к изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих

учащихся, так и общества в целом.

§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем

этапе

Обеспечение стабильного функционирования и развития системы

образования, необходимого условия развития общества и государства, во

многих странах уже давно рассматривается как приоритетный вопрос

государственной политики. Реформы образования проводятся сейчас в

большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в XXI веке определяющим

в конкуренции государств будут уровень образования нации в целом, ее

способность реализовать и развивать прогрессивные технологии.

В январе 2000 г. в России была принята Концепция новой структуры и

содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным

результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не

система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций

в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и

прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержание образования

должны быть обязательно иностранные языки (как широко используемые в мире

европейские, так и языки государств, наших соседей: японский, китайский,

норвежский, эстонский, латышский и т.д.) и информационные технологии.

Поэтому, согласно Концепции новой структуры и содержания общего среднего

образования, начиная со II класса начальной школы, вводится изучение

английского, немецкого, французского, испанского языков и обучение работе с

компьютером.

Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение

иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в

неделю. В основной школе (V – X классы) на изучение иностранного языка

выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (XI – XII

классы) изучение иностранного языкам также является обязательным и

предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа

в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного

образования в области изучения иностранных языков, что соответствует

современным потребностям личности и общества.

Тот факт, что в 12-летней школе иностранный язык предполагается изучать

со II класса, является признаком объективно существующего социального

интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного

предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких,

например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к

общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному

сотрудничеству.

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области

раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким

опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана.

Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному

языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение

иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их

стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

. Бесспорное положительное влияние на развитие психических функций

ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и

др.;

. Стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка.

Ранее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в

плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу

для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает

возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам,

необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения

иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в

общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом

постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им

действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной

национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том,

что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на

реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных

возрастных групп, на усиление детального характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам

уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно

представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.

На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели:

. Способствовать более раннему приобщению младших школьников к

новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети

еще не испытывают психологических барьеров в использовании

иностранного языка как средства общения; формировать у детей

готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой

к дальнейшему его изучению;

. Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах

речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с

учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

. Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с

зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с

доступным детям образцами детской художественной литературы на

изучаемом языке;

. Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием

иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых

социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного

представления о наиболее общих особенностях речевого

взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих

интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого

языка;

. Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,

наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая

интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:

. Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное

содержание облегченных текстов с опорой на зрительную

наглядность и языковую догадку;

. Участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог и

элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге

ситуаций повседневного общения;

. Кратко высказываться на темы для начальной школы, воспроизводить

наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

. Овладеть техникой чтения вслух: читать про себя учебные и

облегченные аутентичные тексты, пользуясь, пользуясь приемами

ознакомительного и изучающего чтения;

. Писать кратное поздравление и личное письмо (с опорой на

образец), заполнить простую анкету о себе;

. Правильно произносить и различать на слух звуки, слова,

словосочетания и предложения иностранного языка: соблюдать

интонацию основных типов предложения;

. Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики

начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в

объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики,

включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600

лексических единиц;

. Получить представление об основных грамматических категориях

изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику

при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

. Освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать

методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения

иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся

младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно,

чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных

методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют

специальную подготовку для работы с малышами, невелико. Вместе с тем,

умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников,

которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке –

задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте

очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости,

потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию

высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение

учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и

эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения

иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение

имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы,

наглядность, тем прочнее усваивается материал.

Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих

стратегий в начальной школе в большей степени зависит от уровня готовности

учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды,

формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с

ориентацией на межкультурную коммуникацию.

§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на

старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания

образования

Модернизация содержания образования в России на современном этапе

развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными

процессами в организации обучения иностранным языкам. Как уже упоминалось

ранее, несомненным достижением в этой области является закрепление в

проекте базисного учебного плана раннего начала изучения иностранного

языка.

Другое достижение, также получившее уже определенное распространение на

практике, но законодательно закрепленное только в названных вариантах

базисного учебного плана, - это обязательное изучение иностранного языка на

старшей ступени полной средней школы, которое (в нарушение непрерывности

образования) было факультативным.

Старшая ступень полной средней школы привлекла к себе особо пристальное

внимание в последние годы реформирования школы, так как стало ясным, что

она плохо реализует идею непрерывности образования, не нацелена на

профориентацию школьников, мало способствует их самоопределению, не

предусматривает рациональное распределение учебной нагрузки

старшеклассников с учетом специфики этапа обучения.

Какими же должна быть структура и содержание обучения в старшей школе,

чтобы обеспечить качественность и непрерывность образования?

Содержание и структура объекта обусловлены его функциями.

Основные функции старшей ступени обучения в системе общего среднего

образования – в ее назначении:

. Обеспечить завершение школьниками общего полного среднего

образования и подготовить выпускников школы к жизни и труду в

современном постиндустриальном информационном обществе,

способствовать их социальной адаптации к условиям постоянно

меняющегося мира;

. Помочь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего

жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями,

способностями;

. Стимулировать старшеклассников к продолжению образования и создать

условия для облегчения их перехода из одного звена системы

образования в другое, а также нацелить их на самообразование.

На практике же старшая школа ориентирует своих выпускников главным

образом на поступление в ВУЗ. При этом она не оказывает им достаточно

действенной помощи в их самоопределении, и нередко выбор высшего учебного

заведения осуществляется учащимися не всегда осознанно. Поэтому крайне

важно, чтобы принцип дифференцированного подхода к обучению школьников

реализовывался на старшей ступени особенно последовательно, причем на

специально созданной для этого организационной основе.

В зависимости от того, какие из указанных выше функций превалируют в

старшей школе, можно выделить несколько типов (моделей) организации

образования на старшей ступени, определить доминанты в содержании

образования и наметить разные уровни подготовки выпускников по конкретным

учебным предметам.

Первая модель – это общеобразовательная полная средняя школа,

реализующая главным образом первую из указанных выше функций. Она

обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки по иностранному языку

(Уровень А), соответствующий пороговому уровню, предложенному Советом

Европы для европейских школ. Этот уровень предполагает достижение

функциональной грамотности во владении иностранным языком, формирование

иноязычной коммуникативной компетенции как интерактивной цели обучения,

включающей речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебную

компетенции и предусматривает образование, воспитание и развитие школьников

средствами иностранного языка.

Этот уровень может быть достигнут выпускниками при раннем начале

изучения иностранного языка, т.е. со II класса начальной школы.

Достижение порогового уровня является необходимой предпосылкой для

практического использования иностранного языка в самых распространенных

ситуациях межличностного и межкультурного общения с носителями этого языка.

А также является обязательным условием для продолжения образования в ВУЗе.

Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к иностранному языку, или,

наоборот, испытывающих трудности в овладении им, школа может предоставить

дополнительные образовательные услуги за счет ученического компонента

базисного учебного плана.

Следовательно, данная модель, не будучи профильной, не исключает вместе

с тем перехода отдельных школьников в другие типы школ/классов и не

закрывает для них возможность дальнейшего образования в ВУЗе.

Вторая модель – это профильная школа/классы. В ходе проводимого сейчас

эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования

проводится изучение особенностей профильного обучения в рамках следующих

трех основных форм:

. профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих

несколько (один - три) определенных профилей обучения;

. группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных

учреждениях;

. профильное обучение по индивидуальным программам в малокомплектных

общеобразовательных учреждениях.

Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные

стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных

предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных

предметов).

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей

ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций

учебных курсов, которые можно назвать базовыми образовательными,

профильными и элективными, в соответствии с одобренной Министерством

образования РФ «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего

образования». Каждый из курсов этих трех типов сносит свой вклад в решение

задач профильного обучения.

Базовые общеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся.

Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов:

математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а

также интегрированные курсы обществоведения для естественно-

математического, технологического и естествознания – для гуманитарного,

социально-экономического профилей.

Профильные курсы (углубленные курсы для старшей ступени школы)

определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, в

филологическом – литература, русский и иностранный языки; в социально-

экономическом – история, право, экономика и др.

Элективные курсы входят в состав профиля обучения на старшей ступени

школы. Учащиеся посещают эти курсы по выбору, и их количество должно быть

достаточным, чтобы удовлетворить потребности учеников. реализуются

элективные курсы за счет школьного компонента учебного плана и поддерживают

изучение основных профильных курсов на заданном стандартом уровне.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из

них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для

наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного

учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и

дать возможность изучать смежные предметы на профильном уровне. Примером

таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика»

для школьников, выбравших экономический профиль, «компьютерная графика» для

индустриально-технологического профиля или «История искусств» для

гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику,

обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается

на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на

повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован

на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного

продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы

«Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к

работе в сфере обслуживания и т.д.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что

речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей

методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение

– это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило,

и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках

времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11-х

классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской

деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной

учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения

(например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут

важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или

иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а ученика –

в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и

элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную

образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации

нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.

Третья модель (модель С) предполагает углубленное изучение иностранного

языка на старшей ступени школы, хотя иногда оно вводится в конце средней

ступени (в VII – IX классах). Углубленное изучение иностранного языка и,

соответственно, страноведения и литературы страны изучаемого языка может

рассматриваться как профильная языковая подготовка (при наличии 5 часов в

неделю).

Даже при таком относительно краткосрочном углубленном изучении

иностранного языка может быть достигнут уровень обученности (уровень С),

превышающий пороговый уровень и приближающийся к пороговому продвинутому

уровню (в терминах Совета Европы).

Эта модель соотнесена по целям и в определенной мере по содержанию.

Обучения с четвертой моделью (модель D), к которой относится так называемые

специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка.

Изучение иностранного языка в этих школах начинается с I или II классов

и количество недельных часов на этот профилирующий предмет выделяется в два

раза больше, чем на изучение иностранного языка как общеобразовательного

предмета. Это дает возможность достичь весьма высокого уровня обученности –

уровня D, который может быть соотнесен с упомянутым выше продвинутым

пороговым уровнем. Этот уровень предполагает более гибкое и более свободное

владение иностранным языком, использование его как средства межличностного

и межкультурного общения в широком спектре ситуаций официального и

неофициального взаимодействия с носителями языка.

Достижение этого уровня позволяет выпускникам, с одной стороны,

продолжить образование в лингвистическом или ином специализированном ВУЗе,

с другой - осуществлять трудовую деятельность сразу после окончания школы

в выбранной профессиональной сфере, предполагающей профессионально

ориентированное использование иностранного языка, например, в качестве

специалиста среднего звена: секретаря-референта (со знанием иностранного

языка), гида-переводчика, работника международной связи, гостиничного,

ресторанного бизнеса и др.

С этим типом школ могут соотноситься и лингвистические гимназии, где на

изучение иностранного языка отводится не менее 5 часов в неделю и где он

рассматривается как профилирующий учебный предмет.

Введение спецкурсов, факультативов и прикладных профилей в школах с

углубленным изучением иностранного языка, а также в лингвистических

гимназиях позволяет не только лучше готовить выпускников к деятельности в

указанных выше двух направлениях, но и расширяет диапазон подготовки

выпускников по иностранному языку.

Необходимо также отметить, что модернизация содержания языкового

образования и, соответственно, профилизация старшей школы должна быть

соотнесена в введении института единых экзаменов.

Суть единого государственного экзамена состоит в замене сложившейся к

настоящему времени двухэтапной системы одной процедурой, результаты которой

используются и для получения школьного аттестата, и для поступления в

учебные заведения следующего уровня образования.

В идеале итоговой аттестации выпускников средней школы должна

обеспечивать:

. единство требований к знаниям выпускников;

. равные возможности получения объективной оценки для всех

выпускников;

. доверия к полученным ими результатам на уровне среднего и высшего

профессионального образования;

. возможность использования результатов итоговой аттестации для

анализа и мониторинга состояния системы среднего образования на

муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Целью запланированного эксперимента является отработка всех компонентов

технологии проведения единого государственного экзамена, включая:

. подготовку контрольных измерительных материалов;

. процедуру проведения экзаменов;

. механизмы проверки и оценки работ, перевода полученных баллов в

школьные отметки;

. механизмы использования оценок для проведения конкурса в ВУЗах;

. процедуру зачисления абитуриентов в ВУЗы.

В настоящий момент единый экзамен включает в себя два обязательных

экзамена и не менее трех экзаменов по выбору выпускника. Экзамены сдаются

всеми выпускниками данного года по одинаковым (с педагогической точки

зрения) контрольным измерительным материалам. Предметы, по которым

проводятся обязательные экзамены, и перечень предметов, по которым

выпускник может сдавать экзамены по выбору, определяются и утверждаются в

начале очередного учебного года. По каждому экзамены выпускник получает

оценку в баллах (по 100-бальной шкале). Эта оценка переводится в школьную

отметку по установленной (единой для всех) шкале перевода.

Конкурс в высших учебных заведениях проводится на основе баллов,

набранных на сдачу ЕГЭ по предметам, входящим в перечень вступительных

испытаний для данной специальности.

Особенностью единого государственного экзамена по иностранным языкам

(английскому, немецкому, французскому, испанскому) является то, что он

совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительных в высшее

учебное заведение, различающееся своим назначением. Это обуславливает

двоякий характер цели ЕГЭ: определение уровня подготовки выпускников

средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью

итоговой аттестации и дифференциации испытуемых по уровню владения

иностранным языком для отбора при поступлении в ВУЗы.

В заключении можно отметить, что изложенный выше подход к модернизации

языкового образования (иностранный язык) на старшей ступени школы позволит,

как отмечалось, повысить качество подготовки выпускников по иностранному

языку и таким образом добиться эквивалентности с зарубежной школой в уровне

обученности этому предмету. Это даст возможность выпускникам продолжить

образование или трудоустроиться за рубежом и будет способствовать в

определенной мере расширению международных связей нашего государства и его

вхождению в мировое сообщество.

Основные организационные формы обучения иностранным языкам на старшей

ступени

|Модель А |Модель В |Модель С |Модель Д |

|общеобразовательна|Профильная школа/классы |Профильные |Профильная |

|я универсальная | |классы (7/10/11 |школа(1/2—11 |

|школа/классы | |классы) |классы) |

|Иностранный язык |Иностранный язык общеобразовательный учебный предмет, по цели и | Иностранный язык — профильный |

|общеобразовательны|содержание обучения в определенной мере ориентированы на |учебный предмет (углубленное |

|й учебный предмет |выделяемый профиль, например: |изучение + страноведение, |

| | |зарубежная литература) |

| |Гуманитарно-филол|Гуманитарно-социальн|Естественно-научный | |

| |огический профиль|ый профиль (история,|профиль (фишка, химия, и | |

| |(родной язык и |обществознание) |др.) | |

| |литература) | | | |

|2-3 часа |3 часа |3 часа |3 часа |5 часов |

| |модули |модули |спецкурсы |факультати|

| | | | |вы |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| |Специфика целей и содержания обучения иностранному языку | Специфика целей и содержания |

| |1. Нацеленность на возможное использование иностранного языка в |профильного обучения |

| |рамках выбранного профиля |иностранному языку |

| |2. Расширение информации и профильных образовательных |1. Нацеленность на использование|

| |областях/учебных предметах за счет: |иностранного языка в рамках |

| |— использования профильных текстов в обучении иностранному языку;|профиля, на продолжение |

| | |образования в языковом ВУзе |

| |— овладения некоторым количеством соответствующих профилю |2.3. То же, что и в модели В |

| |иноязычных терминов; |- увеличение продуктивного |

| |— активизация рецептивного грамматического минимума (например, |языкового материала — углубление|

| |сложных форм страдательного залога); |и систематизация |

| |3. Усиление деятельностной составляющей за счет: |лингвистических, страноведческих|

| |— использования перевода как профессионально-ориентированного |и литературоведческих знаний - |

| |умения ; |развитие и совершенствование |

| |— широкого использования проектной деятельности, позволяющей |всех видов речевой деятельности |

| |включить основные виды иноязычной речевой деятельности в другие |- расширение спектра ситуаций |

| |виды деятельности |профессионально - |

| |— трудовую, учебно-исследовательскую, эстетическую и др.; |ориентированного иноязычного |

| |— организации профессионально-ориентированного иноязычного |общения. |

| |общения | |

|Планируемый уровень обученности |

|Уровень А (пороговый) |Уровень В (пороговый +) |Уровень С |Уровень Д |

| | |(приближается к |(пороговый |

| | |пороговому |продвинутый) |

| | |продвинутому) | |

Глава 2.

§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при

проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания

образования

Обеспечение стабильного функционирования и развития системы образования

- необходимое условие развития общества и государства – во многих странах

уже давно рассматривается как приоритетный вопрос государственной

политики. Реформы образования проводятся сейчас в большинстве развитых

стран мира. Общепризнано, что в 21 веке определяющим в конкуренции

государств будет уровень образования нации в целом, ее способность

реализовывать и развивать прогрессивные технологии.

В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и

содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным

результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не

система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций

в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и

прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержании образования

должны быть обязательно включены иностранные языки и информационные

технологии.

Согласно Концепции, главная задача российской образовательной политики

– обеспечение современного качества образования на основе сохранения его

фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям

личности, общества и государства.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача,

она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы

общества и государства в области образования не всегда совпадают с

отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение

направления модернизации и развития образования не может замыкаться в

рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане

России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные

институты государственной власти, органы местного самоуправления,

профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные,

коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого

развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке

следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

. обеспечение государственных гарантий доступности и равных

возможностей получения полноценного образования;

. достижение нового современного качества дошкольного общего и

профессионального образования;

. формирование в системе образования нормативно-правовых и

организационно-экономических механизмов привлечения и

использования внебюджетных ресурсов;

. повышение социального статуса и профессионализма работников

образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

. развитие образования как открытой государственно-общественной

системы на основе распределения ответственности между субъектами

образовательной политики и повышение роли всех участников

образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя,

образовательного учреждения.

Проводимый в настоящее время агога, родителя, образовательного

учреждения.

сса - обучающегося спределения ответственности между субания внеэксперимент

по совершенствованию структуры и содержания общего образования обусловлен

следующими причинами: сохранение здоровья детей, повышение качества общего

образования, влияние демографических и социально-экономических факторов,

необходимость обеспечения преемственности уровней образования, создание

условий для индивидуализации и профилизации обучения.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 07.06.2001 г.

№ 2329 в 2001 году начат эксперимент в 1953 общеобразовательных учреждениях

76 субъектов Российской Федерации и Российской академии образования,

количество обучающихся в 1-х и 10-х классах – 178 тысяч человек.

Участие в эксперименте обуславливалось принципом добровольности

субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, родителей и

учащихся.

В целях обновления содержания обучения иностранным языкам перед началом

эксперимента в 2000-2001 годах по заказу Министерства образования РФ был

создан новый базисный план, предусматривающий обязательное изучение

иностранного языка со 2 по 4 классы в начальной школе при двух часах в

неделю, в основной школе (5-10 классы) при трех часах в неделю, а на

старшей ступени обучения в школе (11-12 классы) изучение иностранного языка

является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с

учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа

в неделю).

Кроме того, были опубликованы для широкого обсуждения примерные учебные

программы, соотносимые с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» и

«Обязательным минимумом содержания образования в начальной, основной и

полной средней школе».

В новой программе заявлено, что целью обучения иностранным языкам в

полной средней школе является достижение учащимися иноязычной

коммуникативной компетенции на пороговом уровне.

Это должно обеспечить минимально необходимый и достаточный уровень

функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения их

образования и трудовой деятельности, а также облегчить их адаптацию к

постоянно меняющимся условиям жизни современного мирового сообщества.

Программа состоит из трех крупных блоков, соответствующих трем ступеням

обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная школа,

старшая ступень обучения, которая, в свою очередь, подразделяется на

общеобразовательный и профильный уровни.

В рамках данного эксперимента в экспериментальных школах началось

обучение иностранным языкам со 2 класса.

Учителям, учащимся и их родителям были предложены для включения в

эксперимент 3 УМК по английскому языку, 2 УМК – по немецкому языку и по 1

УМК – по французскому и испанскому языкам. Министерство образования России

планирует проверить их с точки зрения посильности и доступности,

эффективности реализации с их помощью личностно-ориентированного подхода, а

также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных

языков.

Введение профильной школы в 11-12 классах общеобразовательных

учреждений России должно способствовать существенному усилению личностной и

индивидуальной направленности образования. Это касается как содержания

общего образования, так и форм его организации: обеспечение роста

вариативности образования и увеличение возможностей выбора курсов,

факультативов самим учеником.

В ходе проводимого эксперимента проводится изучение особенностей

профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:

. профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих

несколько (один-три) определенных профилей обучения;

. группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных

учреждениях;

. профильное обучение по индивидуальным программам в

малокомплектных общеобразовательных учреждениях.

Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные

стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных

предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных

предметов, широкая апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).

Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института

единых экзаменов.

В 2002 году в едином государственном экзамене приняли участие 257 тысяч

выпускников из 16 субъектов Российской Федерации, 128 высших учебных

заведений (из них 89 вузов Министерства образования России и 39 вузов

других министерств и ведомств), 136 образовательных учреждений среднего

профессионального образования, 25 государственных вузов из регионов, не

участвующих в эксперименте, принимали свидетельства с результатами единого

государственного экзамена.

Как показывает анализ материалов прошлого года, на местах была

соблюдена процедура экзамена, обеспечена секретность экзаменационных

материалов, отработана технология использования оборудования и передачи

информации на федеральный уровень.

В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.

В 2003 году 4 основных языка были включены в эксперимент.

В соответствии с личностной ориентацией образования итоговая аттестация

по иностранным языкам направлена на выяснение того, что выпускник знает и

умеет, на учет индивидуальных особенностей школьников, их потребностей,

возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гибкий характер и

ориентирована на проверку достижения выпускниками нижней планки уровня

обученности, заданной минимальными требованиями к подготовке выпускников,

которые были сформулированы в Проекте федеральных программ. Аттестация

одновременно даёт возможность проверить более высокий уровень обученности

выпускников.

Сегодня по всем 4 языкам составлены спецификации экзамена,

кодификаторы, демонстрационные версии тестов. Для дифференциации

выпускников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора в

вузы экзаменационная работа содержит разные по сложности части. Основную

часть ее составляют задания, выполнение которых позволяет зафиксировать

достижение учащимися уровня обязательной подготовки по предмету.

В 2003 году ЕГЭ по иностранному языку проводился в один день в два

этапа: сначала выпускники выполняли задания письменной части на проверку

умений в аудировании, чтении, письме и на проверку уровня лексико-

грамматических навыков (на выполнение письменной экзаменационной работы

было отведено 180 минут), а затем продемонстрировали свои умения в

говорении (устная часть).

Следует также отметить, что в связи с ре-формированием образования в

регионах страны остро встали кадровые проблемы: уровень квалификации

учителей, их готовность к опытно-экспериментальной работе. Решение

поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей

ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного

блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование

современных педагогических систем и технологий требует

высококвалифицированных кадров. Для успешного решения задач обновления

общего образования, необходимы серьезные изменения в системе подготовки

педагогических кадров. В настоящее время Министерством образования РФ

ведется разработка Концепции модернизации педагогического образования,

разрабатываются разноуровневые программы для различных категорий учителей,

рассматривается вопрос о создании широкой сети центров переподготовки

учителей на базе региональных институтов повышения квалификации и

переподготовки работников образования, оборудованных современной

компьютерной техникой, необходимыми учебно-методическими, аудио- и

телекоммуникационными средствами.

§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного

учреждения

Проблема модернизации содержания образования – это не только проблема

государственная, но и проблема каждой отдельной школы. Как же проходит

эксперимент по модернизации содержания образования в школе? В качестве

экспериментальной базы была взята гимназия № 19.

Согласно эксперименту в гимназии изучение иностранного языка начинается

со II класса начальной школы. На иностранный язык в неделю отводится 2

часа.

В плане методической преемственности дети обеспечены плавным переходом

с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений.

Это достигается за счет единой стратегии, обеспечивающей четкое

формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при

взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через

сквозные программы и использования пособий, которые последовательно ведут

ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к

средней.

В этом контексте более перспективным следует признать учебные пособия,

которые построены на единой авторской концепции. Учитель английского языка

начинающий работать по УМК, который представлен ниже для использования в

эксперименте, прежде всего знакомится с теми теоретическими положениями,

которые лежат в его основе. В частности, УМК «Enjoy English, 1» (авторы М.

З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская) и «Enjoy English, 2» (авторы

М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева)

используются гимназией для обучения английскому языку учащихся II – IV

классов.

Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят

в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и воспитании младших

школьников в русле личностно-ориентированного подхода к образованию, в

формировании у детей умения общаться на английском языке на уровне,

соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.

Вся серия УМК «Enjoy English» построена на единой коммуникативно-

когнитивной компетенции, охватывает начальную (II – IV классы) и основную

(V – IX классы) школу, обеспечивая преемственность между различными этапами

обучения английскому языку.

Переходя на средний этап обучения, учащиеся продолжают работать по

данному УМК, однако, согласно эксперименту в гимназии на среднем этапе

обучения на иностранный язык отводится 3 часа. Кроме того, учащиеся

начинают изучать второй язык (в данном случае, немецкий или французский по

выбору ученика), на который отводится 2 часа в неделю.

Инновационные подходы при обучении иностранному языку коснулись не

только младшей, но и старшей школы. При модернизации образования в старшей

школе гимназия приняла за основу личностно-ориентированное обучение. То

есть индивидуализацию содержания образования, которое обеспечивает развитие

и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных

особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно

базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути

развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный

процесс личностно-ориентированного обучения (ЛОО) предоставляет каждому

ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные

ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании,

учебной деятельности и учебном поведении. Помимо общих закономерностей

построения образовательного пространства важную роль играет содержательное

наполнение ЛОО. В данной гимназии – это универсальное образование.

Потребность в универсальном образовании на современном этапе ощущают

все социальные элементы общества, нуждам которого отвечает человек,

обладающий универсальными знаниями, способный решать свои жизненные

профессиональные проблемы, умеющий взаимодействовать с людьми. Именно этих

взглядов придерживается гимназия, организуя проект модели профильного

образования на последующие 5 лет.

За 10 лет работы в статусе гимназии был накоплен достаточный опыт по

развитию творческого потенциала учащихся, профильного обучения; было решено

использовать идеи индивидуализации обучения в старшей школе с целью

обеспечения личностного самоопределения, что позволило бы учащимся жить в

современном обществе. 4 профиля (филологический, юридический, естественно-

биологический, физико-математический) существовавшие в гимназии, не могли

удовлетворить потребности учащихся. Набор предметов, которые учащиеся

хотели бы изучать в большем объеме, существующие профили не вмещали.

Таким образом, выделилась группа учащихся. Желающих получить

универсальное образование (литература, математика, иностранный язык) многие

учащиеся решили совместить математический и гуманитарный профиль

(математика, история, иностранный язык), некоторых интересует лингвистика

(литература и 2 иностранных языка) и т.д.

На третьей ступени обучения (в 10-11 классах) профильное обучение

осуществляется через выбор личного «маршрута» учащегося (в свете личностно-

ориентированного обучения – индивидуализации содержания образования). В

2002-2003 учебном году так занимались пять 10-х классов, для которых

существовало 9 маршрутов, в 2003-2004 планируется 7 маршрутов для четырех

10-х классов и 9 маршрутов для 11-х классов.

Учебный план для этих классов строится следующим образом: 24 часа

инвариантной части и 6 часов вариативной (с учетом гимназического

компонента) являются обязательными для всех, желающих обучаться в 10 и 11

классах. Обязательная нагрузка составляет 30 часов. Так как максимально

возможная нагрузка составляет 36 часов, каждый ученик выбирает для себя 3

предмета по 2 часа на каждый; предметы. Знания по которым он хотел бы

расширить (например, математика, химия, иностранный язык, право и т.д.),

тем самым определяется профиль (маршрут), по которому выделяются группы

базисного изучения предмета и профильные.

Целью данного проекта является формирование интеллигентной, широко

образованной интеллектуальной высоко-нравственной личности на основе

широкого гуманитарного образования, приобщения к духовной и материальной

культуре человечества, готовой к творческой и исследовательской

деятельности в различных сферах деятельности.

Цель гимназии реализуется через решение следующих задач:

1. Осознанности выбора гимназистами уровня и профиля обучения, что

требует выработки новой личностно-ориентированной системы

обучения.

2. Эффективности развития интеллектуальных, познавательных и

исследовательских умений учащихся в основной и средней школе, что

требует усиленного использования технологий развивающего

обучения.

3. Успешного воспитания нравственных основ личности, изменения

отношения к окружающему миру, что возможно решить при особом

обращении к лучшим традициям гимназии.

4. Повышения уровня психического, социального и физического здоровья

гимназистов, что возможно решить при отсутствии перегрузки

учащихся; психологическом и социальном комфорте.

5. Создание условий для более полного раскрытия творческого

потенциала педагогов, в том числе используя систему повышения

квалификации.

Предполагается, что каждый учащийся 10-11 классов будет иметь

индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя не только

разноуровневое обучение в рамках базовых предметов, но и особую логику

выбора спецкурсов, факультативов, кружков, секций. Предполагается также

дальнейшая дифференциация учебного материала, разработка заданий различного

объема сложности.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие

задачи:

1. Изучение целостной личности ребенка (выявление его творческого

своеобразия и недостаточно развитых зон, установление причин

последних).

2. Отнесение ученика к определенной группе типологии детей и

проектирование основного направления индивидуальной работы с ним

(создание индивидуальных «маршрутов» ученика-воспитанника).

3. Поиск новых педагогических технологий в работе с учащимися.

4. Уточнение основного направления («маршрута») индивидуальной

работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов

при всемерной активизации самостоятельной деятельности ученика

5. Анализ и обобщение проделанной работы, продленные во времени,

даже после окончания гимназистом учебного заведения.

6. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения

предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности,

интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность

реализовать себя б познании, учебной деятельности и учебном поведении.

В рамках данного проекта предполагается выбор каждым учащимся 3-х

предметов, по которым предполагается профильное обучение. Тем самым

определяются учащиеся выбравшие одинаковые предметы, что в дальнейшем

позволяет комплектовать группы профильного и базисного изучения предметов.

Новые классы не формируются, учащиеся остаются в привычном коллективе, но

вместе с тем приобретают коммуникативные навыки.

Исходя из этого, составляется расписание занятий, в котором формируются

группы на базисное и профильное обучение. Все предметы в расписании

выставляются парами, что облегчает подготовку к занятиям. Во время учебного

процесса на занятиях в базисных и профильных группах учащимся приходится

встречаться с ребятами из разных классов.

Благодаря тому, что в группах занимаются учащиеся, объединенные общими

интересами, развивается позитивное отношение к предмету и его освоению.

К профильным предметам относятся литература, математика, история,

иностранный язык, физика, химия, биология, второй иностранный язык, право.

Остальные предметы учебного плана учащиеся посещают вместе с классом.

Занятия в профильных и базисных группах отличаются объемом содержания и

формами проведения. Большое значение имеет использование технологий

проблемного обучения, групповых форм работы, телекоммуникационных,

междисциплинарного обучения. В процессе создания спецкурсов и учащихся

развиваются исследовательские навыки.

Для работы в таких группах необходима хорошая подготовка педагогов. В

гимназии в течение 3-х лет работают психолого-педагогические семинары

(изучение теоретических основ ЛОО, повышение профессионального мастерства

учителя, эффективность работы с детьми)

Наиболее важным нам представляется ведение документации с

использованием компьютерной техники. Для ведения классных журналов

необходимо, чтобы ежедневно координатор проекта вносил в компьютерный

журнал оценки, полученные в течение дня.

Тем самым картина успеваемости будет видна сразу. В перспективе

появится возможность создания виртуального журнала, когда родители могли бы

из дома или со своего рабочего места проследить за успеваемостью ученика.

Все это требует специальной подготовки участников проекта.

Работая по организации личных маршрутов учащихся необходимо постоянное

психолого-педагогическое сопровождение. Отслеживание:

. правильности выбора,

. развития творческого потенциала,

. эмоционально-личностных отношений,

. ценностных ориентации,

. субъективного опыта и т.д.

Вся работа по сопровождению учебного процесса, составлению расписания,

мониторингу качества обучения, росту профессионального мастерства учителя,

использованию современных педагогических технологий ложится на методиста

проекта.

Реализуя данный проект педагогический коллектив гимназии выполняет

социальный заказ родителей, обеспечивая профильную подготовку учащихся для

осознанного выбора профессии и успешного поступления в ВУЗ. У учащихся

развиваются коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих силах, что

создает благоприятные возможности для реализации себя в жизни.

Что касается единого государственного экзамена, то на сегодняшний день,

не только в данной гимназии, но и во всех других школах Омской области

учащиеся будут сдавать математику (обязательно для всех), химию и историю

(по выбору). Уже сегодня гимназия готовится к ЕГЭ, и 27 апреля 2004 года

были проведены пробные ЕГЭ, давшие учащимся осознать свои силы и

возможности и быть в дальнейшем более уверенными при сдаче ЕГЭ.

В заключении данного параграфа, необходимо отметить, что хотя в

гимназии существуют некоторые проблемы связанные с модернизацией содержания

образования (например, в начальной школе до сих пор не введена

информатика), в целом, гимназия хорошо справляется с обновлением структуры

и содержания среднего общего образования, принимая во внимание все

инновационные подходы, предложенные «Концепцией модернизации содержания

образования».

Список литературы

1. 12-летяя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего

образования (Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В.

Хуторского) – М.: РАО, 1999.

2. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения

иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4.

3. Городская целевая программа «Модернизация московского

образования» (столичное образование - 3). – М.: Школьная книга,

2001.

4. К проблеме модернизации содержания общего образования - //ИЯШ,

2002, №5.

5. Колыханова О. А. Билингвизм и гуманитарное образование -

//Педагогика, 2000, №2.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010

г. - //Официальные документы в образовании. 2002, №4.

7. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету

«Иностранный язык» - //ИЯШ, 2000, №6.

8. Копылова В. В. Единый государственный экзамен по иностранным

языкам в 2002-2003 учебном году. - //ИЯШ, 2003, №4.

9. Копылова В. В. Основные направления организации обучения

иностранным языкам при проведении эксперимента по

совершенствованию структуры и содержания общего образования. - //

Коммуникативная методика, 2003, №3.

10. Синагатуллин И. М. Роль и место иностранного языка в

поликультурном социуме. - //ИЯШ, 2002, №1.

11. Элективные курсы в профилдьном обучении - // Официальные

документы в образовании, 2004, №2.