Нравственный процесс
Нравственный процесс
17
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………2
1. Моральная практика и моральное сознание………………………………3
2. Нравственный поступок и его оценка…………………………………………13
Введение
Вся общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с дея-тельным освоением и преобразованием действительно-сти. В основе возникновения человека и общества ле-жит трудовая деятельность, общественное производст-во, и вся всемирная человеческая история, по мысли К. Маркса, есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.
В процессе исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни природных, естественно действующих факторов, регулирующих жизнь человека, становится недостаточно, и возникает система специфических общественных механизмов, на-правленных на обеспечение единства и взаимосогласо-вания единства множества индивидуальных и разнонаправленных стремлений, на поддержание общности как единственного способа существования и развития человека. Формирующаяся система запретов и огра-ничений, предписаний и повелений отражает практи-ку отношений и одновременно выступает как механизм согласования индивидуально-массового поведения с общественными потребностями.
Таким образом, первоначально возникающая нрав-ственность выступает в виде реально складывающих-ся и практикуемых форм поведения и общественных отношений, когда долженствовательно-оценочный ее аспект еще не выделяется в особую сферу сознания, модели идеального долженствования, противостояще-го реальной действительности. Фактически мораль исчерпывается областью нравов -- реальной практики взаимоотношения людей.
Однако в связи с рефлексивным характером чело-веческой деятельности, порождающей ее осознание и одновременно все более определяющейся им, и разворачивающимся процессом углубления дифференциа-ции общества с присущим ему многообразием и столк-новением интересов мораль как бы «отслаивается» от реальной практики и поведения людей и перемещает-ся в идеальную, долженствовательную сферу. Она как бы становится над столкновением индивидуально-кор-поративных интересов в качестве осознания и выра-жения наиболее глубинных и существенных потребностей общественного развития.
Вследствие этого нравственная жизнь человека и общества приобретает многослойную сложную струк-туру, основными элементами которой являются мораль-ная практика, область реально практикуемых индиви-дуально-массовых форм поведения и складывающих-ся отношений, и моральное сознание как выражение идеального долженствования, на которое необходимо ориентироваться.
При этом разумеется, что в реальной жизни дея-тельность и сознание взаимопорождают и взаимообусловливают друг друга, существуя одно через другое. Однако в научном анализе мораль можно рассматри-вать либо как сферу реально-практических отношений, регулирующих индивидуально-массовое поведение и воплощающихся в них, либо как особую сферу духа, сознания и воления. Да и в обычной жизни далеко не одно и то же: знать нормы и принципы нравственного поведения и поступать в соответствии с ними.
Поэтому в этической литературе принято разграни-чивать область морали на нравственную деятельность и отношения и моральное сознание. При этом нрав-ственные отношения рассматриваются именно как опосредующее звено, то, что определяет собой и деятель-ность, и сознание, а также как то, что непосредствен-но отражается в них.
1. Моральная практика и моральное сознание
Что же представляет собой сфера моральной прак-тики -- нравственной деятельности и отношений? Как она взаимодействует с моральным сознанием?
Нравственная деятельность -- это понятие, которое используется в этике для выявления смысла, прису-щего всем другим видам деятельности человека. Оно обозначает не особую сферу деятельности, имеющую предметно-содержательную определенность и специфи-ку -- например, трудовая, научная, художествен-ная, -- а общественную значимость любой деятель-ности человека. Любое моральное действие включает в себя работу сознания -- мыслительные, чувствен-ные, волевые компоненты, но в то же время не сводит-ся только к ним, ибо предполагает свое опредмечивание, объективацию в реальной действительности в ка-честве определенного результата.
Правда, можно в целостном комплексе единой че-ловеческой деятельности выявить такую, которая не-посредственно по своим целям и содержанию подчине-на сотворению добра и мотивируется исключительно моральными мотивами. Это «чистая» моральная деятельность -- оказание гуманитарной помощи, филан-тропия, нравственное проповедничество и моральное воспитание. Однако в широком смысле слова под мо-ральной деятельностью понимается вся человеческая деятельность, поскольку она имеет общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, и она поэтому подлежит нравственной оценке.
Именно в том, насколько действия человека объек-тивно пронизаны и наполнены общественно значимым смыслом, служат высоким целям и воплощаются в не-обходимые для нормальной жизни общества результа-ты, проявляется его нравственный потенциал, уровень нравственного развития. «Так как сфера нравствен-ности есть по преимуществу сфера практическая и об-разуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, -- писал В. Г. Белинский, -- то здесь должно искать примат нравственности человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности».
Нравственная деятельность складывается из поступ-ков, которые имеют собственную структуру, синтези-руют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные ком-поненты.
Совершая поступки, человек вступает в определен-ные отношения с другими людьми, с обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность связей и зависимостей, которые и назы-вают нравственными отношениями. Нравственные отношения -- это также не особый вид отношений, су-ществующих отдельно от других общественных отно-шений, а их ценностное смысловое содержание (хотя можно выделить и «чисто» моральные отношения -- например, отношения любви или дружбы).
Нравственные отношения несут в себе морально ценное содержание, выступают способом детермина-ции поведения человека наряду с ценностями мораль-ного сознания и внеморальными внутренними побуж-дениями. Вследствие этого они накладывают на чело-века определенные обязанности. В моральных отно-шениях человек постоянно как бы является и субъек-том этих отношений, поскольку они и возникают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку сам строй нравственных отношений, который застает человек при своем вступлении в общественную жизнь, сложился и существует независимо от негр, предъяв-ляя к нему определенные обязательства.
Поэтому как бы ни разнообразились нравственные отношения по содержанию, то есть какого рода обя-занности устанавливаются данными нравственными отношениями, в какого рода поступках они реализу-ются, -- их внутренним стержнем является отношение личности к обществу. Можно даже установить идеаль-ный, то есть мыслимый в качестве самого совершенно-го и желаемого, характер отношения между человеком и обществом, модификацией которого и будут все реальные нравственные отношения.
Таким идеальным нравственным отношением мож-но считать отношение личности к общественному бла-гу, которое потенциально предполагается во всех тре-бованиях и ценностях морали, как к высшей, приори-тетной цели, как наиболее важной для него ценности. Только при наличии такого внутреннего настроя его поведение и поступки могут служить установлению отношений солидарности и коллективизма, добросо-вестности в работе, патриотического служения на бла-го отечества, доброжелательности, гостеприимства и даже дружбы и любви. Ведь и самые интимные душев-ные отношения между близкими людьми предпола-гают следование общественно полезным ценностям -- верности, преданности, бескорыстному желанию до-бра другому.
Однако само это отношение личности к обществен-ному благу как высшей ценности, из фундамента кото-рого вырастают другие моральные отношения, пред-полагает в качестве своего необходимого условия об-ратное, не менее фундаментальное отношение общест-ва к личности как конечной цели своего существова-ния и развития. Не человек является средством всех общественных преобразований, орудием общественных законов и исторической необходимости, а общество есть продукт взаимодействия людей, условие саморазвития и самореализации человека.
Это фундаментальное отношение к человеку как конечной цели общественного развития предопределя-ет гуманистический характер общественного блага и всех строящихся на его основе нравственных отноше-ний. Ибо в противном случае они оказывались бы бесчеловечными, требуя от человека только одного - жер-твенного самозаклания во имя чуждой ему ценности. Соответственно отношение общества к человеку как конечной цели своего развития результируется в прин-ципе гуманизма и производных от него нравственных отношениях, выражающих права, свободу и достоин-ство человека.
Конечно, такое взаимоотношение на основе встреч-ных векторов -- отношение личности к общественно-му благу как высшей ценности и отношение общества к человеку как конечной цели -- есть лишь идеальное воспроизведение мыслимого совершенства, к которо-му необходимо стремиться, если желать преодоления раскола между моральным сознанием и моральной практикой. Для этого необходимо еще пройти огром-ное расстояние в своем развитии и обществу, и челове-ку, но именно реальное состояние нравов, моральной практики и нравственных отношений фиксирует исто-рически конкретную меру приближения общества к этому идеалу.
Таким образом, становится очевидным, что мораль-ная деятельность и нравственные отношения составля-ют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое более или менее устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, то есть относительно устойчивых, типичных и массовидных формах поведения и отно-шениях. Нравы по отношению к индивидуальной нрав-ственной деятельности имеют значение детерминиру-ющих ее наряду с моральными мотивами и внеморальными побуждениями факторов.
Нравственные отношения, как и моральная деятель-ность, и объективны по своему статусу, и субъективны одновременно. Ведь они существуют независимо от воли и сознания отдельного человека, но в то же время яв-ляются выражением побуждения общественной воли и проявлением сознательной деятельности индивида.
Нравственные отношения образуют социально-цен-ностный каркас общественных отношений, складыва-ющихся во всех сферах общественной жизни -- в эко-номике, политике, праве, художественной, научной, спортивной деятельности, -- придавая им человеческое измерение. Ведь они остаются каналами морального общения и взаимодействия людей, взаимной поддерж-ки и чувствами, переживаниями, моральным опытом.
Собственно же идеальную сторону морали представ-ляет моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком есть способ практически-духовного освоения действительности, именно моральному сознанию там принадлежит основная роль.
Моральное сознание разделяет присущие морали характеристики, и его рассмотрение подчиняется тем же методологическим принципам, которые использу-ются при анализе форм общественного сознания.
Вообще формы общественного сознания различают по объекту отражения, по лежащей в основе его появ-ления общественной потребности и соответственно по роли в жизни общества, а также по особенностям отражения действительности.
Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Мораль-ное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека -- ма-териальное и духовное производство, политика, взаи-моотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, -- все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер вездесущ-ности.
Однако наука или искусство также в качестве форм общественного сознания имеют объектами своего от-ражения явления всей действительности.
Здесь необходимо вспомнить, что сознание вообще складывается из предметного сознания и рефлексии самосознания -- оно знает то, на что направлено, что воспроизводит в своем содержании в идеальной фор-ме и что составляет его предметное содержание, и од-новременно оно осознает свое содержание как отлич-ное от того, на что оно направлено, как свое субъек-тивное бытие. И если эти моменты в индивидуальном сознании зачастую слиты и нужно специально фиксиро-вать внимание, чтобы отличить предметное сознание, «то, что оно знает», от самосознания, осознающего, что это знание принадлежит именно субъекту, то в обществен-ном сознании эти аспекты духовного освоения действи-тельности оказываются четко разделены между различ-ными формами, или видами, общественного сознания.
Роль предметного сознания, воспроизводящего дей-ствительность так, как она есть сама по себе, объек-тивно, достается науке, идеалом которой является объ-ективная истина.
Остальные же формы общественного сознания от-ражают действительность рефлексивно, через призму своего предназначения и роли в обществе. Так, в отли-чие от науки, отражающей действительность так, как она есть, вскрывающей фактическое положение вещей, причинно-следственные связи объективного мира, то есть сущее само по себе, моральное сознание постигает действительность с точки зрения ее значения для субъ-екта сознания. Поэтому даже там, где объектом отра-жения выступает природа, научное суждение конста-тирует то, что есть -- «природа подвергается техногенным перегрузкам», а моральное суждение отража-ет значение природы для человека и выражает отно-шение к ней -- «любите природу, мать вашу».
Вездесущность морального сознания не исчерпыва-ется тем, что все, в особенности явления обществен-ной жизни, может стать его объектом. Моральное со-знание универсально и в смысле того, что свои сужде-ния оно обращает от имени всех ко всем, выражая свое содержание в безлично-анонимной форме. Эта особен-ность морального сознания, которое, с одной стороны, явно пронизано субъективностью, устанавливает зна-чение явления для кого-то, а с другой -- старается из-бежать идентификации с каким бы то ни было субъек-том, заставляла философов прошлого признать мораль-ные суждения априорными и абсолютными истинами, установленными самим Господом. Ведь только ему под силу сначала формулировать ценностное суждение, а затем творить бытие таким образом, чтобы это сужде-ние было, оставалось абсолютно верным.
На самом деле всякий раз, когда кто-либо высказы-вает моральное суждение от имени какого-то субъек-та, его подлинным авторитетным источником в силу специфики морального сознания оказывается более широкий субъект -- не индивид, не группа, не класс и даже не существующее на данный момент общество, а человечество в целом, с его прошлым и надвигающим-ся будущим.
Рефлексивная природа морального сознания особен-но явственно проявляется в присущей ему деонтологической и аксиологической модальности. Все образова-ния морального сознания пронизаны императивностью, повелительностью, и их можно представить как разно-видности морального требования. Одновременно эти требования выражают некоторую нужду, необходи-мость, потребность, имеющую в качестве цели некое идеальное положение вещей, удовлетворяющее эту нужду. Вот эти идеальные цели и выступают мораль-ными ценностями, идеальными образованиями, в срав-нении с которыми моральное сознание и устанавлива-ет моральную ценность реальных поступков и явле-ний жизни. То есть в моральном сознании находит отражение не действительность сама по себе, взятая объективно, безотносительно к субъекту, а отношение к ней субъекта. В требовании поступать так или ина-че или, что то же самое, в признании должного пове-дения и его результатов целями и ценностями, нахо-дит отражение не то бытие, которое в данный момент наличествует, а некая идеальная проекция желаемого и требуемого, необходимого бытия. Поэтому сама осо-бенность отражения действительности в моральном сознании, вытекающая из его назначения и проявляю-щаяся в присущих ему долженствовательности и оценочности, предопределяет его специфику -- смотреть на мир через призму субъективно-пристрастного, за-интересованного отношения к нему. Своим содержа-нием и значением моральное сознание дает представ-ление о том, какой действительность должна быть, чтобы соответствовать потребностям субъекта. Это предопределяет присущий моральному сознанию дух критичности и неудовлетворенности, постоянное оттал-кивание от действительности, от реально достигнутого уровня развития, и забегание в идеальное бытие, вы-ражающее более совершенный уровень общественных отношений.
Моральное сознание своим содержанием как бы за-дает впереди субъекта линию горизонта, символизиру-ющую более совершенное и лучшее будущее, к кото-рому можно приближаться, но при этом сама эта линия, планка устремлений, также удаляется и повышается.
При этом очень важно отметить еще одну особен-ность морального сознания. Будучи по форме отраже-ния всеобщим, безлично-анонимным способом воспро-изведения действительности в виде идеального, должно-го бытия, моральное сознание приобретает некий трансцендентальный, абсолютный характер. Оно несет в себе требование лучшего, но не лучшего тому или ино-му отдельному субъекту, а лучшего самого по себе, вообще.
Поэтому каждый отдельный субъект морального сознания, будь то индивид, социально-этническая об-щность, сословие, класс, общество в целом, никогда не может полностью отождествиться, слиться с этим трансцендентальным, абсолютным моральным сознанием, способным аккумулировать в себе не просто эмпирические потребности и интересы наличных субъек-тов и требования существующего общества, а выра-жать некие общеисторические требования и законы развития человеческого общества вообще. Поэтому любое эмпирическое моральное сознание, то есть при-сущее отдельному субъекту моральное видение действительности, оказывается относительным, находится в постоянном беспокойстве за достоверность своего со-держания, постоянно обращается к самоанализу и са-мообоснованию. Ощущая это свое несовпадение, моральное сознание отдельного субъекта оказывается пронизанным критической неудовлетворенностью не только по отношению действительности, но и к само-му себе, что является мощным стимулом для его само-совершенствования.
В своем эмпирическом бытии человек как бы рас-слаивается -- он принадлежит различным общностям: классу, нации, профессиональной и возрастной груп-пе, семье, самому себе, наконец, и ощущает их потреб-ности своими, хотя и в разной степени. Это стимули-рует работу его самосознания, заставляет его искать самоопределения, находить и воплощать в себе, своем духовном бытии некоторое сочетание, конфигурацию взаимопересекающихся потребностей и интересов общностей, к которым он принадлежит. Собственно, индивидуальное своеобразие этой конфигурации и состав-ляет моральную позицию индивида.
Однако ни по отдельности, ни в совокупности мо-ральное сознание отдельных субъектов, общностей не может полностью совпасть и исчерпывающе выразить содержание «всечеловеческого» морального сознания, которое остается абсолютным критерием для критиче-ского сравнения и оценки любой моральной позиции.
Само «всечеловеческое» моральное сознание явля-ется не выражением интересов более широкой общнос-ти, ибо тогда автоматически моральная позиция боль-шинства была бы выше позиции меньшинства, не про-явлением в особой специфической форме безличного долженствования коллективного и общего интереса, а чем-то неизмеримо более глубоким. Моральное созна-ние призвано осознавать и выражать не интересы кол-лективных общностей в противоположность более част-ным и индивидуальным интересам, а некие абсолют-ные общеисторические потребности общественного развития. Абсолютные в том смысле, что они не зависят от конкретного уровня общественного развития, его социальной, этнической, классовой структуры, конфи-гурации общественных и индивидуальных интересов и выступают таковыми везде и всегда -- потенциально, как в начале человеческой истории, или актуально, как на современном уровне, и останутся таковыми, даже если ей придет конец. Абсолютными также в том смыс-ле, что они, эти потребности, составляют одновремен-но и средство, и цель общественного развития.
Таковыми можно считать потребности в признании и обеспечении ценности человеческой жизни во всех ее проявлениях -- материальном и духовном. Именно рассмотрение и оценка всего происходящего, всей дей-ствительности с точки зрения человека как абсолют-ной ценности составляют сущность морального воззре-ния на мир.
Причем именно с точки зрения абстрактного чело-века, человека вообще, не принадлежащего никакому определенному обществу, классу, профессии, истори-ческому этапу общественного развития, ибо все эти характеристики лишь модифицируют, изменяют и искажают порождаемыми ими интересами и потребнос-тями абсолютную общеисторическую потребность в обеспечении ценности человеческой жизни. Именно эта потребность осмысливается и выражается в содержа-нии морального сознания, задающего гуманистический вектор реальной деятельности людей и как бы паря-щего над развертывающимся в общественной жизни столкновением и борьбой интересов в качестве идеаль-ного эталона, мерила, оправдывающего или осуждаю-щего положение дел в мире с точки зрения его соответствия или несоответствия принципам истинной че-ловечности.
Ценность человеческой жизни, ценность личности со всеми ее правами, свободой и достоинством ныне признается базисной основой человеческого бытия во-обще и морали в частности См. об этом: Перестройка и нравственность. Материалы «круг-лого стола» // ВФ. 1990. №7. А также: Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1992.
.
Только с такой позиции можно понять, почему мо-рально более значимой, истинной может быть точка зрения индивида, а не коллектива, ибо истинность вы-носимых моральным сознанием суждений зависит не от того, что оно произносится от имени большинства или даже выражает интересы более широкой общно-сти людей, а от его способности соответствовать уни-версальной базисной ценности всего исторического про-цесса и производным от нее ценностям -- человеческой личности и ее интересам и потребностям.
Поэтому человек может быть прав, поступая вопре-ки общепринятым формам поведения, и может ока-заться ответственным, даже если подчиняется им, по-ступает «как все», делает то же, что и другие.
Моральное сознание оказывается относительно не-зависимым от фактического положения дел и интере-сов в обществе и само вносит суждения, оправдываю-щие или осуждающие существующие общественные порядки прежде всего потому, что оно не связывает свои суждения непосредственно с наличными фактами («поступай так, потому что это делают все») или с общественными интересами («нравственным является то, что служит интересам построения коммунистичес-кого общества»). В этих случаях моральное сознание пытаются подчинить другим видам социальной детер-минации поведения человека, что оказывается для него неприемлемым.
«Поступай всегда так, чтобы выражать абстракт-ные принципы истинной человечности, интересы чело-веческой личности, даже если так никто не поступает, и это противоречит коллективным, общим, обществен-ным (как разновидности общих) интересам!» -- вот логика морального сознания, и отступление от нее мо-жет быть объяснено, но никак не оправдано. Мораль-ное сознание не приемлет логики групповых интере-сов как критерия моральности -- будь то интерес родоплеменной общности, средневекового сословия или потерявшего свои очертания в конце XX в. класса. В основе его требований и ценностей лежит не коллек-тивное веление или совместное одобрение, а выраже-ние подлинной цели социальной формы движения ма-терии -- потребности развития человеческой личности, их осознание и реализация в ответственном поведении человека.
В связи с этим весьма важным для понимания спе-цифики морального сознания является выяснение его соотношения с общественным мнением. Ранее уже было показано, что регулятивная функция морали во мно-гом осуществляется при опоре на общественное мнение, в связи с чем некоторые исследователи, видящие в морали прежде всего ее связь с общим интересом, поч-ти отождествляют моральное сознание и общественное мнение. Раз моральные требования выражают волю социальной общности, а общий интерес является выс-шим критерием во взаимоотношениях человека и об-щества, то «естественно, что наиболее авторитетным субъектом моральной оценки выступает... обществен-ность», считает Л. М. Архангельский Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленин-ской этике. М., 1974. С. 97.
.
При этом общественное мнение он именно так и определяет, как «коллективное суждение по вопросам, имеющим общественный интерес» Архангельский Л. М. Указ. соч.
.
Действительно, общественность, понимаемая как субъект прозрачности, гласности, публичности в во-просах морали, является важнейшим фактором, воз-действующим на моральное сознание. Но именно в смысле обеспечения свободного и гласного, публично-го характера функционирования морального сознания, а не как его подмена выражением группового интере-са, который подминает и не дает свободно выразиться отличным от выраженного в «коллективном суждении» мнениям.
Поэтому более верной представляется точка зрения, что общественное мнение есть состояние общественно-го сознания, а не его часть. При этом оно может ха-рактеризовать не только моральное сознание, но и по-литическое, правовое, художественно-эстетическое, выполняя при этом экспрессивные, консультативные, директивные функции, вынося суждения и оценки, то есть внешне осуществляя процедуры, очень похожие на функции морали. Собственно, поэтому его и зачис-ляют в сферу морального сознания. Как и моральное сознание, общественное мнение носит неофициальный, неинституциональный характер, допускает дискуссионность и альтернативность суждений. То есть оно явно по своей форме может быть выражением морального сознания, его содержания.
Однако с таким же успехом оно может быть выра-жением содержания, расходящегося с содержанием и ценностями морального сознания, выражением клас-сового, социально-группового эгоизма, национализма и вообще групповщины, что становится все более вероятным в условиях растущей зависимости от общест-венного мнения, от средств массовой информации, находящихся в руках отдельных социальных групп. Общественное мнение, ранее подобно морали характе-ризовавшееся стихийным характером существования, теперь все больше становится организованным продук-том целенаправленной деятельности, навязываемым обществу и заставляющим его усваивать штампы и сте-реотипы суждений и оценок. В этом смысле общес-твенное мнение становится уже выразителем не мо-рального, а аморального содержания, ибо игнорирует важнейшее его условие -- уважение личной самостоятельности человека.
Таким образом, общественное мнение, складываю-щееся в атмосфере гласного, открытого, публичного обсуждения нравственных вопросов, препятствующе-го навязыванию односторонней позиции и обращенно-го к свободному человеку, оказывается действительно важным средством и способом выражения содержания морального сознания. Но при отсутствии этих усло-вий моральное сознание отдельного субъекта оказыва-ется искаженным и далеким от истинных моральных ценностей.
Итак, можно подвести итог рассмотрению специфи-ческой природы морального сознания и особенностей осмысления им действительности.
Моральное сознание характеризуется универсаль-ностью, всеобщностью, способностью все сделать объ-ектом суждения и оценки, которые она выносит с точ-ки зрения «всего человечества». За этой «Бесчеловеч-ностью», всеобщностью помещается общеисторическая потребность в признании и обеспечении ценности че-ловеческой личности, абстрактных принципов подлин-ной человечности, присутствующих в истории наряду с искажающими их конкретно-историческими интере-сами.
Вследствие этого моральное сознание стремится смягчить и отрегулировать столкновение и борьбу этих интересов, само оставаясь как бы над ними и отражая поведение и отношения людей друг к другу с позиций идеального долженствования, с позиций критической неудовлетворенности сущим и противопоставления ему некой идеальной справедливости, совершенства.
Поэтому моральному сознанию присущи императив-ность, повелительность и оценочность. Оно требует, вменяет человеку идеально-должную модель жизнеус-тройства и оценивает степень соответствия или несоот-ветствия его поведения этой модели.
Моральное сознание выступает в безлично-аноним-ной форме, обращая свои повеления и оценки от име-ни всех ко всем, и поэтому не приемлет отождествления с позициями и интересами отдельных общностей -- рода, племени, народности, нации, сословия или класса. Моральное сознание выражает не общий, а более глу-бокий и перспективный интерес в выработке свобод-ной индивидуальности, самостоятельной и ответствен-ной личности. Отношение к личности как цели и цен-ности исторического развития выступает поэтому в моральном сознании как критерий моральных ценно-стей и оценивания на их основе всех явлений социаль-ной действительности, в том числе сословных, нацио-нальных и классовых интересов, а не наоборот.
Моральное сознание может опираться на обществен-ное мнение, когда оно не противоречит его ценностям, но может и отвергать его с позиций индивидуальной честности и совести как индивидуального морального локатора Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. - с. 295-305.
.
3. Нравственный поступок и его оценка
Вся нравственная деятельность человека складыва-ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами име-ют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, однако при столкновении различ-ных оценок и необходимости их обосновать для обы-денного сознания начинаются непреодолимые труднос-ти. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объ-ективности и истинности вынуждает ее согласиться, что моральные оценки -- это дело субъективного вку-са, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека.
Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может спо-собствовать ее обоснованности и объективности.
Вообще человеческий поступок -- это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест-венной стороны, а мотивированный и совершенный со-знательно акт общественно значимого поведения. Дейст-вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки -- сугубо человеческая область деятельности.
Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить все действия человека на действия-операции и действия-поступки. Первые оз-начают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а вторые -- мотивированные и совершенные сознательно социально зна-чимые действия.
Их различия особенно заметны при воздержании, отказе от действия в условиях его нравственной необ-ходимости. Например, отказ в оказании помощи чело-веку, находящемуся в трудной ситуации, даже если при этом не совершены никакие действия, также явля-ется поступком, подлежащим моральной оценке.
Таким образом, действие само по себе, как и без-действие в определенных ситуациях, есть лишь носи-тель поступка, его «внешность», в то время как его сущностью является нравственное содержание и смысл. Сам же поступок есть объективация в действии (или бездействии) и его результате субъективно мотивиро-ванного отношения субъекта действия. Некоторые ав-торы даже считают возможным определить поступок как мотивированное действие. Это так, если считать мотивом вообще некоторую установку, ценностную ориентацию личности, независимо от степени ее осоз-нания и сознательного волевого руководства в поведе-нии именно этим осознанным мотивом. В противном случае так называемое немотивированное насилие, акты вандализма и разнузданного поведения, которые не являются выражением какой-то сознательной позиции и даже не нуждаются в какой-то мотивации для их совершении, окажутся за пределами моральной оцен-ки, которая ведь должна установить именно внутрен-нюю ценность поступка.
Для моральной оценки поступка, то есть установле-ния его морального качества, не столько важна его внешняя, операционная сторона, сколько именно цен-ностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его целост-ности, единстве внешних и внутренних составляющих, учитывать условия его совершения. Иначе она толь-ко случайно может оказаться справедливой, соот-ветствующей действительной нравственной ценно-сти поступка.
Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчитывая на свой жизненный опыт, нравственное чувство и интуицию, необходимо пони-мать, каким образом складывается моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенным в ее точности и верности.
Прежде всего следует выделить факторы мораль-ной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и со-держание и полученный результат.
Условия совершения поступка могут быть благо-приятствующими ему, нейтральными или непреодоли-мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав-ственного долга и совести.
В предельно трудных ситуациях такая победа над обстоятельствами, зачастую угрожающими гибелью человеку, и над самим собой, ибо выполнение долга в таких условиях требует напряжения всех сил, называ-ется подвигом. И моральная оценка его будет тем выше и весомее, чем значительнее будут общественно полез-ные последствия содеянного.
Соответственно поступок, продиктованный злой волей, корыстным эгоистическим расчетом или совер-шенный бездумно, под воздействием антиобществен-ной установки, и направленный против требований морали, будет оцениваться как злодеяние, тяжесть и мрачность которого будет тем выше, чем больше упор-ства и подлости, хитрости и изворотливости будет про-явлено при его совершении и чем тяжелее и опаснее будут социальные последствия.
Однако внешние условия совершенного поступка лишь модифицируют моральную оценку, а его под-линную ценность составляют содержание, элементы структуры и результат.
Поступок складывается из его мотивации, намере-ния и цели действия, используемых для ее достиже-ния, средств и полученного результата.
Если намерение и цель действия выражают пред-ставления человека о том, что он намеревается сде-лать, развертываясь в идеальном плане в сознании и формируя образ будущего действия и его результат то мотив является основанием действия, тем, ради чего оно замышляется.
Например, если человек едет в «горячие точки» для работы, будь то журналистская деятельность, или ока-зание гуманитарной помощи, или осуществление ми-ротворческой миссии, то его намерением как раз и яв-ляется сама поездка и работа. Мотивом же может быть что угодно -- от подчинения указаниям и приказани-ям руководства, нежелания портить с ним отношения и ставить под вопрос продвижение по службе, до стрем-ления заработать на рискованном предприятии то ли деньги, то ли известность и славу. При этом не исклю-чается и подлинно нравственный мотив -- желание внести свой посильный вклад в обеспечение благопо-лучного разрешения конфликта, помочь втянутым в него сторонам, даже рискуя собственным благополучи-ем, обрести спокойствие и уверенность, найти выход из тяжелой ситуации. Очевидно, что нравственная ценность этих мотивов будет различной, что обязательно должно сказаться на оценке совершенного поступка.
Полезно также различать мотивы со стимулами. Стимул -- это всякое побуждение к действию, толчок, причина его совершения, в то время как мотив являет-ся обязательно в той или иной мере осознанным по-буждением, направленным на удовлетворение какой-либо потребности и принятым личностью. Стимулы в большей мере несут в себе объективное содержание, выступают в качестве объективных причин для совер-шения действия, направляющих волю и желания че-ловека извне. Это, например, материальная заинтересованность в выполнении какой-либо работы, страх наказания за неисполненное, принуждение или давле-ние, оказываемое на человека с целью заставить его поступить определенным образом.
Мотив же есть всегда внутреннее, субъективно-лич-ностное побуждение к действию, которое хотя и фор-мируется под воздействием социальной среды и дру-гих объективных факторов, то есть является объек-тивным по происхождению, но всегда осознается личностью как элемент собственного сознания, причиной поступка, принятой по своей воле, то есть субъектив-ным по функционированию. Разумеется, далеко не все и не в полной мере мотивы могут быть полностью осоз-наны и вербализованы, выражены в словах, но тем не менее на уровне чувств, симпатий и антипатий, жела-ний и стремлений и наконец, в форме рационально построенных суждений человек имеет представление об относительной ценности того, что намеревается со-вершить, и психологически считает мотивы своих дей-ствий зависящими именно от своей воли.
Известно, что XX в. ознаменовался открытием боль-шой роли, которую играет в поведении человека бес-сознательное, в связи с чем мотивация поведения при-обрела сложную, многослойную структуру, где чело-век руководствуется в своем поведении мотивами, ко-торые он может высказать вслух, которые он может поведать только себе, в которых он боится признаться даже себе, и такими, которые маскируют эту боязнь даже перед самим собой. Поэтому при анализе поступ-ка могут возникать даже такие понятия, противореча-щие ранее данному определению мотива, как бессознательная мотивация. Таковой является неадекватное отражение собственных потребностей, обоснование и оправдание своих волевых действий, когда под-линные мотивы поступков являются актуально не-осознаваемыми, но реально сформированными в процессе сознательной жизнедеятельности человека и встроенными в структуру личности в виде ценно-стных ориентации и установок, за которые человек несет ответственность.
Таким образом, является ли побуждение к дейст-вию отчетливо осознанным мотивом поведения или же не адекватно выраженной, искаженной и замаскиро-ванной причиной поступка, оно тем не менее демон-стрирует, какой субъективный смысл имеет данное действие для человека, зависит поэтому от него, мо-жет и должно быть основанием для установления мо-ральной ценности поступка.
Возникает естественный вопрос -- совпадает ли нравственная ценность мотивации, осознанного моти-ва поведения или ценностной ориентации, определяю-щей его внутренний смысл, с моральной ценностью поступка?
Ведь мотивация -- это хотя и важная часть поступ-ка, но все же как бы предварительная его ступень, идеальное желание и стремление, своего рода «декла-рация о намерениях» воли, а поступок включает в себя помимо идеально сформулированной цели еще и «ма-терию», содержание, то, что собственно делает субъ-ект, какими средствами он все это делает, при каких условиях и обстоятельствах и чем все это кончается.
По поводу влияния, которое оказывают на нрав-ственную ценность поступка обстоятельства и условия его совершения, уже говорилось ранее.
Понятно, что в самом общем виде ценность поступ-ка, где мотивы и намерения соответствуют моральным требованиям и ценностям, будет тем выше, чем адек-ватнее этим целям по своим нравственным содержа-тельным характеристикам применяемые средства, и тем ниже, чем больше средства будут не соответствовать целям.
Но самым трудным является вопрос о том, чему отдавать предпочтение в оценке поступка -- ценности мотивов и намерений человека или ценности получен-ного результата?
В истории философско-этической мысли эти пози-ции получили развернутое обоснование в лице целых учений и философских направлений.
Весьма последовательно суть первой позиции о при-оритете ценности мотивов при моральной оценке пос-тупка выразил Кант: «Суть дела не в поступках, кото-рые мы видим, а во внутренних принципах их, кото-рые мы не видим». Эта точка зрения исходит из того, что оценка поступка, не учитывающая его субъектив-ной причины, его основания и оправдания, принижает благородный и возвышенный характер морали, обя-зательно предполагающей наличие доброй воли и со-знание долга. Более того, такая оценка вообще делает ненужной саму моральную оценку в отличие от утилитарной, учитывающей только результативность поступка.
Да и достичь полезного результата гораздо проще, если не связывать себя моралью. Многие полезные по их результату поступки имеют совершенно различные по их моральной ценности мотивы -- они могут вдохновляться жаждой славы, карьеризмом, алчностью, властолюбием или другими корыстными по-буждениями, -- а следовательно, не могут оцени-ваться одинаково.
Вторая же позиция обращалась к реальной жизни, где результаты человеческих усилий сплошь и рядом расходятся с их намерениями, о чем даже сложили поговорку, что «благими намерениями вымощена до-рога в ад».
Как уверял Гельвеций, «общественная польза -- вот принцип всех человеческих добродетелей». С его точ-ки зрения именно реальная практическая польза от полученного результата полностью определяет ценность поступка, его значение для общества и для нравствен-ности. Мотивы же могут, конечно, оказывать влияние на оценку поступка, но они сами трудноуловимы и скрыты, и судим мы о них опять же по полученным результатам.
Однако такая односторонняя ориентация только на общественно полезный результат при вынесении мо-ральной оценки оборачивается в конечном счете под-чинением морали другим способам регулирования по-ведения человека -- экономической заинтересованнос-ти, политической целесообразности или формальной легальности. Сами моральные цели оказываются не-нужными и второстепенными, так как в других сфе-рах общественной жизни общественно полезные цели выражаются более четко и однозначно.
В итоге мораль вообще становится излишней и не-нужной, ибо подчиняется утилитарным целям и ин-тересам и вытесняется ими при помощи вывода о том, что для важной и полезной цели все средства хороши -- «цель оправдывает средства».
На практике такая теоретическая позиция всегда приводила к забвению морали и полному торжеству аморализма.
Против односторонних крайностей, присущих этим точкам зрения и позициям, выступил Гегель, который доказывал, что мотив и результат поступка не являют-ся независимыми друг от друга сущностями, способ-ными соединяться в произвольные комбинации. Мо-тив действующего лица, по Гегелю, обязательно пре-вращается в результат, опредмечивается в нем, а ре-зультат в виде идеальной цели уже присутствует в воле морального субъекта, отвечающего за доброкачествен-ность своих намерений и мотивов.
Диалектический подход к этой проблеме развивает эту позицию и рассматривает мотив и результат как взаимопревращающиеся и влияющие друг на друга элементы единого поступка, в котором решающее зна-чение тем не менее остается за объективным общественным значением поступка.
Однако для того, чтобы определить эту объектив-ную общественную значимость и полезность поступка, необходимо учитывать его субъективную составляю-щую -- характер мотивации, наличие доброй воли, предпринятые усилия для достижения положительно-го результата.
Ведь сама специфическая общественная полезность морали не сводится только к предметному результату поступка, а подразумевает непредметный, духовный результат -- утверждение в общественном и индиви-дуальном сознании авторитета морали, воспитание у людей чувства собственного достоинства и личной ответственности, несовместимых с пренебрежением или равнодушием к нравственным ценностям.
Именно с учетом всех этих моментов мораль про-щает неудачу или ошибку, не позволившие человеку преодолеть стечение неблагоприятных обстоятельств, хотя им были проявлены и добрая воля, и уважение к нравственным требованиям. В то же время она не про-щает такого же результата, если он явился проявлени-ем злой воли или безответственности человека.
Поэтому же поступок, продиктованный возвышен-ными и благородными чувствами, направленный на доброе дело, заслуживает высокой моральной оценки, даже если в силу непреодолимого стечения обстоя-тельств его предметный результат оказался неутеши-тельным -- например, в результате попытки спасения одного человека погибли несколько. Ведь его непредметный результат заключается в демонстрации нрав-ственного благородства и самоотверженности, в укреп-лении авторитета морали, в воздействии этого приме-ра на души людей.
Условно можно возможные варианты сочетания мотивов и результатов поступка при его моральной оценке свести к нескольким.
Первый вариант наиболее простой, когда высокие и благородные моральные мотивы реализуются и вопло-щаются в общественно полезные результаты и мораль-ная оценка оказывается тем выше, чем больше прояв-лено силы воли, мужества, трудолюбия и целеустремленности для достижения этого совпадения. Напри-мер, летчик-испытатель, рискуя жизнью, пренебрега-ет возможностью катапультироваться и спастись само-му, до конца старается отвести потерявший управле-ние самолет от населенного пункта, стремится спасти машину, чтобы легче установить и ликвидировать при-чину отказа, и это ему в конце концов удается.
Моральная оценка окажется также высокой, даже если это по не зависящим от летчика причинам не удаст-ся, при условии, что он сделал все, что мог.
Второй вариант предполагает, что высокий общест-венно полезный результат поступка, его соответствие моральным требованиям было достигнуто не вследст-вие подлинно моральных побуждений, а стимулирова-лось менее ценными или вовсе неморальными мотива-ми. Например, прыжок в холодную воду, чтобы вытащить из тонущей машины водителя и спасти его жизнь, может стимулироваться как сознанием долга и мораль-ным требованием оказания помощи, так и соображе-нием о том, что гибнущий человек остался должен тому, кто его спасает, не одну тысячу долларов, что придает поступку корыстную окраску и снижает его мораль-ную ценность. Моральная оценка мгновенно резко взле-тит вверх при условии, что все наоборот, долг числит-ся не за тонущим, а за его спасателем.
Третий вариант предполагает, что благородные мо-ральные мотивы и возвышенные чувства вследствие неразумности или безответственности человека обора-чиваются отрицательными последствиями. На память сразу приходит хоть и не человек, но медведь с его медвежьей преданностью своему другу -- человеку, на лбу которого он одним махом прихлопнул докучав-шую тому муху большим и увесистым камнем.
В этом же ряду находятся и многочисленные при-меры самоотверженной родительской любви и заботы о своих чадах, когда родители готовы потакать всяким капризам, делать все за своих детей и избавлять их от всякой серьезной ответственности за свою жизнь, что оборачивается разрушительными последствиями для личности ребенка, его неспособностью считаться с дру-гими и отвечать за себя.
И четвертый вариант рассматриваемого сочетания мотива и результата поступка предполагает их совпа-дение на негативной основе, -- когда неморальный или аморальный мотив воплощается в отрицательном, об-щественно вредном или опасном результате, вследст-вие чего поступок является законченным злодейством. Например, познакомившись с человеком из корыст-ных побуждений и втершись в доверие, воспользо-ваться удобным случаем, чтобы завладеть его иму-ществом.
Практически во всех случаях налицо имеется моди-фицируемая внешними обстоятельствами оценка объ-ективированного эффекта, воплощенного, опредмеченного результата нравственного потенциала личности, ее духовного богатства и развитости.
Целью моральной оценки в конечном счете и явля-ется стимулирование духовной развитости личности, совершенствование всех составляющих ее духовного и нравственного потенциала. Нравственный потенциал личности включает в себя поэтому не только добрую волю, чувство и сознание долга, бескорыстную готов-ность ему следовать и ответственность за его верное понимание, но и личную ответственность за свое уме-ние выполнить требования морали наиболее эффек-тивным, с точки зрения морали, способом, то есть за степень соответствия духовно-нравственного и пред-метного результата.
Вследствие своей сложности и трудности нравствен-ная оценка поступка не может быть простой и одно-сложной. Верной и справедливой она будет только тог-да, когда является развернутой и обоснованной. На-пример, «это поступок не только честного и порядоч-ного человека, но и обладающего большим мужеством и силой характера», или «он поступил благородно, но его помощь оказалась бесполезной», или «своим мол-чанием имярек позволил обидеть человека, что не де-лает ему чести».
Только при этих условиях моральная оценка в на-ибольшей степени будет способствовать выполнению своего назначения -- формировать нравственную куль-туру поведения человека и стимулировать справедли-вые и благородные отношения в обществе Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. - с. 295-305..
3. Список использованных источников
Перестройка и нравственность. Материалы «круг-лого стола» // ВФ. 1990. №7.
Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленин-ской этике. М., 1974.
Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998.
Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1992.