Общие вопросы организации бизнеса

Общие вопросы организации бизнеса

Преподаватель:Гришко Л.В.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету:”Основы предпринимательской деятельности”

На тему:

”Общие вопросы организации бизнеса”

Выполнил: студент группы ИЭ-98-2 з

Кошурко М.В.

349122 Алчевск , ул. Дунауйварошская 11-85

телефон 4-64-72

Содержание

Страница

Введение

3

1.Предпринимательство : сущность, виды, субъекты

4

2. Коммерческая схема

7

3. Коммерческий расчет

13

4. Коммерческий риск

13

5. Устойчивость и накопление капитала

17

6. Коммерческий интерес

19

7. Коммерческая тайна

21

7.1. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия

22

8. Партнерство

25

9. Коммерческий шпионаж

26

Список литературы

29

Введение

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять

потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и

интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко

рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного

успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,

постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых

рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и

возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые

положения, применимые практически во всех областях коммерческой

деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно

подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым

уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и

зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо

аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих

инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

1.Предпринимательство : сущность, виды, субъекты

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой

мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение

прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и

инновационной предпринимательской идее

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в

жизнедеятельности общественном производстве и способ получения финансовых

средств, для обеспечения его самого и членов его семьи. Такой формой

участия индивида в общественном производстве является одна общественная

функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в

качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих

ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или

дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе,

учитель в школе и т. д.);

• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на

доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий

автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности,

и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как

следствие прошлой активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем

общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки

участия в общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция,

госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство

и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической

активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей —

результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей

материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного

момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности

или основание нового предприятия. Новая система управления производством,

качеством, внедрение новых методов организации производства или новых

технологий — это тоже инновационные моменты.

Субъектами предпринимательской деятельности ( предпринимателями ) могут

быть :

1. Граждане Украины и других государств , не ограниченные законом в

правоспособности

или дееспособности .

2. Юридические лица всех форм собственности , установленные законом.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает

предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом

случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его

контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может

выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство

также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и

наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и

партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от

общественных связей характера) (рис. 1).

Рисунок 1 Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится

к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего

пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель

выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно,

поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет

право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной

оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает

как готовность последнего приобрести тот или иной товар..

Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности

никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы,

ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать'

потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя

выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других

производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими

отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы,

сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства

именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки

зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности

активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать

этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть

различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в

сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой

государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне

неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже

запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует

развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому

развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет

постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский

процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная

деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской

активности и приводит к "буму" предпринимательства).

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского

процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т. е.

функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских

кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление

предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при

условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их

эффективного использования в практической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения

осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой

сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на

счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо

сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что

вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей.

Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы

поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному

кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию

каких-либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для

предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех

тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания

предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать

предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.

Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего

маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных,

научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением

их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе.

Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и

иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя

функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских

структур.

Основными видами предпринимательской деятельности являются :

1. Производство.

2. Торговля (коммерция ).

3. Оказание услуг .

4. Посредничество.

Факторами производства в данном случае выступают:

1. Природные ресурсы.

2. Производственные фонды.

3.Трудовые ресурсы.

4. Предприимчивость ( предприимчивый потенциал ).

Предпринимательство как особая форма экономической активности может

осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В

соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б)

предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления

экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а)

государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии

с действующим законодательством) управлять государственным имуществом

(государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления

(муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть

форма обособления части государственного или муниципального имущества,

части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких

предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим

обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни

государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по

обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической

активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве

такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без

найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное

предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные

принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае

осуществление такой деятельности предполагает инициативность,

ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на

извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е.

производство товара (продукта) или оказание услуги (например,

машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или

конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных

с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно

приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его

потребителю.

Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо

опираться на следующие принципы:

1.Самостоятельность ,свобода выбора ,направлений и метода действий.

1.1. Свобода выбора деятельности ( с учетом ограничений законодательства

)

1.2. Самостоятельное формулирование программы деятельности , выбор

поставщиков и потребителей , установление цен.

1.3. Свободный наем работников.

1.4. Свободное распределение и использование полученной прибыли.

1.5. Самостоятельное осуществление внешне-экономической деятельности.

2.Нацеленность на достижение успеха ( прибыль )

3. Наличие риска в начале и в развитии бизнеса.

4. Личная ответственность за результаты .

5. Стремление к новому ( иновации ) .

6. Гибкость , самообновляемость .

2. Коммерческая схема .

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,

используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает

процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители

собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения

прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти,

завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять

перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически

обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами,

происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат

исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного

направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и

в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг ) — создание

нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения

потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой

деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и

слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных

механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих

стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции

развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый

аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным

мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной

программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими

годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных

кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку

намеченным мероприятиям

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них

являются следующие:

обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь

объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной

стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими.

Основной центр бизнес-план — концентрирование финансовых ресурсов. Именно

бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс

составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело

во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при

переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на

работу основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом

фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем

как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в

тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия

потенциальных инвесторов.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

1 Возможности фирмы (резюме).

2 Виды товаров (услуг).

3.Рынки сбыта товаров (услуг).

4.Конкуренция на рынках сбыта.

5.План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8.Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхования.

10. Финансовый план.

11.Стратегия финансирования.

2. Раздел “Возможности фирмы”.

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст

должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум

специальных терминов.

Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не

произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то

дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам

фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при

успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-

плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном

порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому

направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению

устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения,

включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии

определяются ответственные лица.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме,

а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую

деятельность.

3. Раздел “Виды товаров (услуг)”.

В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги, которые

производит фирма.

Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная

работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса

фирмы.

В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и

услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

3. Название товара.

4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять

предлагаемые товары, услуги?

5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

6. Дорогие ли эти товары (услуги)?

7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям

законодательства?

8. На каких рынках и каким образом они продаются?

9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам)

фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности

предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и

представления?

10. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на

их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого

товара (услуги)?

10. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

11. Имеет ли данный товар фирменную марку?

12. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если

это технические изделия?

и другие.

4. Раздел “Рынки сбыта товаров (услуг)”.

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю

четко представить кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:

1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы

рынков используются фирмой?

2. Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или

будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим

рыночным показателям?

4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих

сегментов?

5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из

сегментов рынков?

6. Как предполагается реагировать на эти изменения?

7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

8. Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и

используемого сег мента по всем товарам (услугам) фирмы?

9. Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?

10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо

представить:

Оценку потенциальной емкости рынка.

Оценку потенциального объема продаж.

Оценку реального объема продаж.

5. Раздел “Конкуренция на рынках сбыта”.

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон

конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить

источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее

конкурентноспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной

цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим

существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде

таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки

конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о

действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные

товары (услуги).

Ранг фирмы и главных конкурентов можно указывать для наглядности по 5- или

10-балльной системе.

Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с

затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить

возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании

и имидже фирм.

6. Раздел “План маркетинга”.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей

бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере

намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на

успех.

Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который

способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию,

но“продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как

кредитный риск с заманчивыми перспективами.

Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы

понятна широкому кругу людей — от менеджеров до членов совета директоров

История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий

на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный,

действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за

неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке

бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не

определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант,

никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.

Однако при любом бизнесе требуется поддержание объема продаж на уровне,

способном обеспечить его выживание. Поэтому разумная программа маркетинга

играет критически важную роль и изучается весьма скрупулезно. Вот основные

проблемы, которые должны быть рассмотрены в этом разделе:

Определение спроса и возможности рынка. В этой части раздела следует

обосновать спрос на товар (услугу). Часто полезно начинать анализ рынка с

представления общей картины, сложившейся в отрасли.

Как нередко бывает при составлении бизнес-плана, качество

соответствующей информации зависит от затраченной на ее сбор энергии. К

числу хороших источников подобных данных относятся торговые ассоциации,

литература по торговле, отраслевые исследования, мнения экспертов.

Степень детальности и доводы, которые следует привести, зависят от доли

рынка, которую требуется завоевать для достижения успеха

Конкуренция и другие внешние факторы. Почти наверняка на деятельность

фирмы будут оказывать влияние внешние факторы, которые оно способно

контролировать лишь в незначительной мере либо вообще не способно делать

это. Наиболее значительным из них является конкуренция.

1. Степень конкуренции. Целью в данном случае является рассмотрение

того, что может составить подлинную конкуренцию и ответную реакцию

на нее

2. Будущие источники конкуренции. В то время как некоторые (обычно

старые) производства пребывают в состоянии стабильности и

развиваются постепенно, имеется множество динамичных рынков, которые

находятся в состоянии быстрого и непрерывного изменения. По рой

можно предсказать такие изменения в структуре рынка. Озабоченность

по поводу будущей конкуренции особенно важна при разработке нового

продукта или услуги, когда велика вероятность появления

“подражателей” в новой отрасли.

Стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его

возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет

использовать эти возможности. Должна быть представлена стратегия

маркетинга, объясняющая как бизнес организует проведение своих планов в

жизнь для достижения желаемого объема продаж. Для этого необходимо уделить

внимание каждому из важнейших инструментов маркетинга, имеющихся в

распоряжении компании.

Стратегия сбыта и распределения. Необходимо определить как бизнес

намерен довести свои товары и услуги до потребителя. Прибегнет ли к

собственной службе сбыта или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы,

посредники?

В некоторых случаях организация сети по продаже и распространению

товара является сравнительно несложным делом и требуется осветить лишь

основные моменты. В других же дать более подробное описание.

Стратегия ценообразования. Одним из важнейших элементов плана

маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами

маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Цена на товар

должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены

должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который она хочет

создать для своей продукции.

Следует также рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также

влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.

Реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Многие начинающие

или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными

средствами для рекламы, если вообще их имеют. Предприниматели, например,

могут устанавливать контакты с местными средствами информа ции, которые

часто пишут о новом бизнесе в округе. Таким образом можно получить

бесплатную рекламу.

При наличии службы связей с общественностью (public relations) ее

задачами являются:

1. Систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс

населения;

2. Осуществление торговых презентаций;

3. Проведение институциональной рекламы;

4. Оказание консультационных услуг.

7. Раздел “План производства”.

Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые готовятся

заняться производством товаров. При написании следует ответить на следующие

вопросы:

1. Где будут изготавливаться товары — на действующем или вновь

создаваемом предприятии?

2. Насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, исходя из близости

к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т.д.?

3. Какие производственные мощности потребуются и как они будут

вводиться год от года?

4. Какие основные средства потребуются для ор ганизации производства?

Какова динамика их изменения на перспективу?

5. Какие возможны затруднения при организации производства?

6. Где, у кого и на каких условиях закупается сырье?

7. Схема производственных потоков.

8. Схема производственных потоков.

9. Предусмотрена ли охрана окружающей cреды?

10. Каковы будут издержки производства? Динамика их изменения?

8. Раздел “Финансовый план”.

Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения

деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся

денежных средств.

В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-

отчетных документов:

1. Оперативный план (отчет).

2. План (отчет) доходов и расходов.

3. План (отчет) движения денежных средств.

4. Балансовый отчет (план).

Подобный перечень документов не совсем привычен для украинских

предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая

опирается на несколько иную систему бухучета.

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты

взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот

документ должен разрабатываться службой маркетинга.

План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает,

получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ

разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.

План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений

и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается

финансовой службой фирмы.

Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности

фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и

фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность

планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может

изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.

Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в

оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому товару

или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической

эффективности .К ним относят: рыночный потенциал фирмы в единицах данного

товара ,цена товара , объм продаж , доля фирмы в отраслевом рынке по

данному товару , количество товаров в единицах произведенных фирмой ,

запасы данного товара на складах на конец отчетного периода.

Эта совокупность показателей призвана дать представление руководству

фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и

которую предполагается завоевать в будущем периоде.

Вторым документом был назван план (отчет) о доходах и расходах.

Структура этого отчета довольно проста. В него обычно включают следующие

показатели: выручка от продаж данного товара , производственные издержки на

него , общепроизводственные издержки по статьям , налоги и отчисления ,

чистая прибыль , прибыль остающаяся в распоряжении фирмы.

По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли фирме

прибыль данный товар, можно сравнить различные товары по прибыльности с

тем, чтобы принять решение о целесообразности их дальнейшего производства.

Заключительным документом является балансовый отчет. В нем содержится

полный перечень активов фирмы и пассивов. Этот документ показывает чистую

стоимость и ликвидность фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают

балансовый отчет. Последний также необходим при подаче налоговой

декларации.

3.Коммерческий расчет.

Коммерческие расчеты на фирме производят в коммерческих отделах

бухгалтерами. Они заключаются в анализе и расчетов доходов и расходов фирмы

,выгоды от сделок , клиентов, прибыли , налогов ,прибыли остающейся в

распоряжении фирмы ,т.е. те показатели планов( отчетов ) расмотренных выше

( см. пункт 2,раздел 9)

4. Коммерческий риск

Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском,

который принято называть хозяйственным, или предпринимательским . В связи

с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей

стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности

ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и

неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно,

возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В

особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем

могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения.

Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к

установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к

налоговой системе. Все остальное определяется производителем и

потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным

образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного

предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей,

которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее

свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия

сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в

хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей своей выгоде, а

выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-

конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая

предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и

повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового

типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым

результатом, дело без риска.

При таком подходе в рыночной экономике можно вообще ока заться вне

дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать

риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не

избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более

низкого уровня.

При оценке же предпринимательского риска нас прежде всего интересует

мера опасности и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки

м сопровождающих ее видов деятельности.

Предприниматель вынужден изучать риск, возникающий при производстве,

закупке, продаже продукции и при всех других видах деятельности

предприятия. Его интересует предотвращение риска.

Хозяйственные руководителя всех уровней знают, что такое производственный,

сбытовой, снабженческий риск в плановой экономике. Но это не тот или совсем

не тот риск, что в экономике рыночного типа.

В директивной экономике приходилось иметь дело с риском невыполнения

государственного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок

продукции и т. д. , обусловленных чаще всего несоблюдением правил и норм

хозяйственной деятельности. В рыночной экономике первостепенными элементами

риска являются непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения

потребителя.

Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск,

возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством

продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми

операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-

технических проектов.

Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет

потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом,

программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он

рассчитывал.

Подчеркну еще раз: при установлении предпринимательского риска надо

различать понятия “расход”, “убытки”, “потери”. Любая предпринимательская

деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место

при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют

дополнительные расходы сверх намеченных.

Сказанное выше характеризует категорию “риск” с качественной стороны,

но создает основу для перевода понятия “предпринимательский риск” в

количественное. Действительно, если риск - это опасность потери ресурсов

или дохода, то существует его количественная мера, определяемая

абсолютнымили относительным уровнем потерь.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных

потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном)

выражении, если только ущерб поддается такому измерению.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных

потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно

принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты

ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый

доход (прибыль) от предпринимательства.

Применительно к предприятию в качестве базы для определения

относительной величины риска целесообразно брать стоимость основных фондов

и оборотных средств предприятия или намеченные суммарные затраты на данный

вид предпринимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так

и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль).

Потерями будем считать снижение прибыли, дохода в сравнении с

ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь

случайное снижение предпринимательской прибыли.

Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Значит,

анализ риска связан прежде всего с изучением потерь.

Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности,

целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери

времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных

предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях

оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. По отношению к

каждому отдельному из перечисленных видов потерь применимы свои единицы

измерения Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных

предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях

оборудования имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. По отношению к

каждому отдельному из перечисленных видов потерь применимы свои единицы

измерения, т. е. в физических единицах веса, объема, площади и др.

Для достаточно значительного количества материальных ресурсов,

стоимость которых заранее известна, потери сразу можно оценивать в денежном

выражений.

Трудовые потери представляют потери рабочего времени, вызванные случайными,

непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые

потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего

времени.

Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение

осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость (цену) одного часа.

Финансовые потери - это прямой денежный ущерб, связанный с

непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных

налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг

Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении

денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате

покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие

снижения цен на реализуемые продукцию и услуги.

Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением

валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств

предприятий в государственный (республиканский, местный) бюджет.

Наряду с окончательными, безвозвратными могут быть и временные

финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной

выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской

деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь

осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении

намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное

измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от

предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью

и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также

вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических

последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в

количественном, тем более в стоимостном выражении.

При проведении комплексного анализа вероятных потерь для оценки риска

важно не только установить все источники риска, но и выявить, какие

источники превалируют.

Анализируя перечисленные выше виды потерь, необходимо разделить

вероятные потери на определяющие и побочные, исходя из самой общей оценки

их величины.

Особое место занимают потери предпринимателя, обусловленные

недобросовестностью или несостоятельностью компаньонов. Риск оказаться

обманутым в сделке или столкнуться с неплатежеспособностью должника,

невозвратностью долга, к сожалению, достаточно реален.

В заключение еще раз можно отметить, что методы анализа и оценки

предпринимательского риска во многом еще надлежит разрабатывать, создавать.

К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования,

по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о

хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска

применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам

деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о

путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

Отмечу, что теория предпринимательского риска лишь частично сложилась

и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется

огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно

видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости

от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной

обстановке риска.

Устойчивось и накопление капитала .

Финансовый результат - конечный экономический итог хозяйственной

деятельности предприятия, выраженный в форме прибыли. Прибыль - важнейший

показатель, характеризующий деятельность всего коллектива предприятия.

Предварительная оценка финансового положения предприятия

осуществляется на основании данных бухгалтерского баланса, “Отчета о

финансовых результатах и их использовании ", а также " Приложения к балансу

предприятия ".

На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о

деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества

предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между

показателями, т.е. производим анализ платежеспособности и ликвидности

предприятия.

Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия

является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать

способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным

обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у

которого активы больше, чем внешние обязательства.

Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам

называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным,

если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя

текущие активы.

Исходя из сказанного, в практике аналитической работы используют целую

систему показателей ликвидности (см. таблицу в конце главы). Рассмотрим

важнейшие из них.

Коэффициент абсолютной ликвоидности показывает, какую часть краткосрочной

задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное

ограничение этого коэффициента следующее: Кал ( 0.2 : 0.5

Коэффициент критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия)

- определяется как отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской

задолженности к краткосрочным обязательствам . Этот показатель

характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не

только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за

отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Нормативное

ограничение для коэффициента критической ликвидности Ккл(1.

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) представляет собой

отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам . Он

позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают

краткосрочные обязательства. В общем случае нормальными считаются значения

этого показателя, находящиеся в пределах 2.

Другим показателем, характеризующим ликвидность предприятия, является

оборотный капитал, который определяется как разность текущих расходов и

краткосрочных обязательств. Иными словами, предприятие имеет оборотный

капитал до тех пор, пока Текущие активы превышают краткосрочные

обязательства (или в целом до тех пор, пока оно ликвидно).

В этой связи полезно определить, какая часть собственных источников

средств вложена в наиболее мобильные активы. Для этого рассчитывается так

называемый коэффициент маневренности.

Также, наряду с коэффициентом маневренности целесообразно использовать

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств. Он представляет

собой частное от деления всей суммы обязательств по привлеченным заемным

средствам к сумме собственных средств. Он указывает, сколько заемных

средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных

средств.

Важное значение для оцеки эффективности деятельности предприятия имеет

динамика величины фондов специального назначения (накопления и

потребления). При этом анализ должен учитывать различную функциональную

роль указанных фондов в механике финансирования деятельности предприятия.

Поэтому анализ следует вести раздельно в части средств, направляемые на

прозводственные нужды (инвестирование и пополнение оборотных средств) и

нужды потребления.

Важным вопросом в анализе структуры источников средств является оценка

рациональности соотношения собственных и заемных средств.

Привлечение заемных средств позволяет предприятию оплатить срочные

обязательства, а также является способом расширения своей деятельности. При

этом следует иметь в виду, что использование отдельных видов заемных

средств (ссуды банка, займы, кредиторская задолженность поставщикам ит.д.)

имеют для предприятия различную стоимость. В обязательном порядке проценты

за пользование заемными средствами выплачиваются по ссудам банка. Плата по

банковским процентам относится на себестоимость продукции и на чистую

прибыль.

При расчетах с постащиками и подрядчиками плата за временное

пользование средствами кредиторов, как правило, не взымается, хотя в случае

несвоевременной оплаты предприятию придется заплатить пени (в процентах от

суммы договора) за каждый день просрочки. В условиях широко

распространенного в нашей стране порядка предварительной оплаты продукции

дополнительным бесплатным источником финансирования многих предприиятий-

товаропроизводителей стали суммы средств, поступающие от их покупателей.

При этом практика показывает, что разрыв между временем поступления денег

на расчетный счет предприятия и времени отгрузки во многих случаях

измеряются месяцами.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной

зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы,

превращаются в реальные деньги.

Для этого проводят . АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, анализ

движения денежных средств

Существует и используется система показателей эффективности

деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов (имущества).

Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого

рубля, вложенного в активы. Показатель прибыли на вложенный капитал,

называемый также рентабельностью собственного капитала Другой важный

коэффициент - рентабельность реализованной продукции - (рентабельность

продаж) Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет

предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его

снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия.

Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может

быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижение индивидуальной

рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.

Таблица №1

Коэффициенты устойчивости предприятия

|Показатель |Назначение |Расчетная формула и |

| | |источники информации |

|1. Коэффициент |Характеризует долю |Источники собственных |

|независимости |собст-венных |средств * 100 / Валюта |

| |источников в общем |баланса-нетто |

| |объеме источников | |

|2. Коэффициент |Показывает удельный |Источники собственных |

|финансовой |вес тех источников |средств + долгосрочные |

|устойчивости |финансиро-вания, |заемные средства * 100 / |

| |которые могут быть |Валюта баланса-нетто |

| |использованы | |

| |длительное время | |

|3. Коэффициент |Показывает, какая |Собственные источники / |

|финансирования |часть деятельности |заемные источники |

| |предприятия | |

| |финансируется за счет| |

| |соб-ственных средств | |

|4. Коэффициент |Показывает, в какой |Источники собственных |

|инвестирования |степе-ни источники |средств * 100 / Основные|

|(собственных |собственных средств |средства и прочие вложения |

|источников) |покрывают | |

| |произ-веденные | |

| |инвестиции | |

|5. Коэффициент |Указывает, насколько |Источники собственных |

|инвестирования |соб-ственные |средств + долгосрочные |

|( собственных |источники и |кредиты * 100 / |

|источников и |долго-срочные кредиты|Основные средства и прочие |

|долгосрочных |формируют инвестиции |вложения |

|кредитов) |предприятия | |

При анализе финансовой деятельности фирмы с помощью этих коэффициентов

можно сделать вывод :

1. Если значения всех коэффициентов выше приведенных значений, то фирма

работает эффективно;

2. Если значение какого-либо показателя ниже приведенных значений, то он

должен быть под постоянным контролем руководства фирмы;

3. В случае если большинство коэффициентов находятся ниже приведенных

уровней необходимо серьезно проанализировать всю финансовую

деятельность фирмы.

6.Коммерческий интерес

Итак , целью ради которой предприниматель занимается своим подчас нелегким

трудом является прибыль. Финансовые итоги деятельности предприятия

находят свое выражение в прибыли, величина которой составляет часть

денежной выручки, равную разнице между стоимостью продукции в оптовых ценах

и полной себестоимостью реализованной продукции.

Распределение прибыли осуществляется в интересах: обеспечения

стимулирующей роли прибыли в достижении высоких количественных и

качественных показателей производства; использования прибыли в качестве

важного источника финансирования капитальных вложений, формирования

собственных оборотных средств; усиления материальной заинтересованности

предприятий в более полном выявлении внутренних резервов.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к

группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит

эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои

собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то

часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к

примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель

не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован).

В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов,

что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов

предпринимательского процесса.

В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя

определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается

разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого у ровня

квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

• подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой

базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);

• привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или

производственных структурах , для чего требуется создание для

работников лучших, более привлекательных .

Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в

интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

• вовлечение наемного работника в производственный интерес

предпринимательской структуры;

• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна европейской системе организации труда, когда

каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и

выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской системы организации

труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном

исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим

результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма

вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с

первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и

с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской

структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. На

сегодняшний различают следующие :

Твердая гарантированная заработная плата

Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или

ежегодной) премией,

Сдельная заработная плата.

С использованием коэффициента эффективности.

Сдельно-премиальная заработная плата.

Тарифная заработная плата.

6. Почасовая заработная плата.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника

лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для работника

в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои обязанности а

каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива,

для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать

такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих

личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой

двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным

средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.

7. Комерческая тайна

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем,

связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических

лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской

(коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для

защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода

посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в

необходимых случаях комплексное их применение.

Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно взаимосвязана с

получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием

разнообразных информационных потоков. Возникает вопрос: вся ли эта

информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для

защиты выделяется только определенная группа информации, то по каким

критериям (свойствам) ?

Отвечая на поставленные вопросы, следует подчеркнуть, защите подлежит

не вся информация, а только та, которая представляет ценность для

предпринимателя. При определении ценности предпринимательской информации

необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как

полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные

условия для принятия оперативного решения и получения эффективного

результата.

В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного их

доведения (получения) до субъекта предпринимательства. Например, из-за

несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений

упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.

Результат - время упущено, информация теряет свою полезность.

Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере

деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую,

финансовую, рекламную, о спросе-предложении, конкурентах, криминальной

обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной

информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

1Какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним (от кого?);

2.Какие сведения невыгодно скрывать (почему?);

3.Какие сведения подлежат охране (кем и от кого?)

Ответ на первый вопрос можно найти в постановлении “О перечне сведений,

которые не могут составлять коммерческую тайну”. К ним относятся:

- организационные сведения (устав и учредительные документы

предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других

платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии

платежеспособности);

- сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих,

их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на

природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения,

участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение

антимонопольного законодательства);

- сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах,

вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды

совместных предприятий).

не вполне определенным остается вопрос о том, кому предприниматель

обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения? Вместе с тем,

исходя из характеристики информации, можно предполагать, что претендовать

на ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции:

- прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему

законом;

- правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

- налоговые службы (управления);

- аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);

- профсоюзы;

- государственные предприятия (учреждения);

- санэпидемстанции;

- экологические организации;

- предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ним в

сделку.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с

ними третьих лиц, но это не исключает их охраны от общеуголовных

преступлений.

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать

от окружения самому предпринимателю. Это касается прежде всего рекламной

информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться

эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции.

Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда

и широкое распространение рекламы имеют не только положительную, но и

отрицательную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная

информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на

которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская

информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио

помогает преступникам выйти на обьект будущего посягательства, изучить его

слабые (уязвимые, например, для закона отдельные виды деятельности,

различного рода махинации) стороны, а затем принять решение, каким способом

получить для себя от него выгоду.

Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен быть готов к

возможному посягательству и своему ответному действию. Некоторые из них, в

подобных ситуациях, пытаются найти защиту от преступников у таких же

преступников, но из другой группировки. В итоге, запутавшись с преступным

миром, попадают под их полное влияние, а иногда лишаются своих предприятий

(фирм).

Целесообразнее все же защиту искать не у тех же преступников, а в

службах по борьбе с организованной преступностью (милиции или органов

госбезопасности), частных сыскных организациях.

Итак, предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать,

с какими препятствиями он может столкнуться, и как он сможет их преодолеть

в своей конкретной ситуации. Не выход из данного положения и конспирация

предпринимательской деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы.

Без клиентуры, в зависимости от видов хозяйствования, они не будут иметь

необходимой прибыли. Выход один - обеспечить свою безопасность с помощью

государственных и частных форм защиты.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют

хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется

законный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже

определились. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить

сохранность информации.

7.1. ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны

коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих

коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям

важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера

ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих

сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно.

Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то

все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны,

излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и

приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация

выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе

предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия,

отражаются в “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну

предприятия” (далее Перечень), утверждаемом руководителем предприятия.

Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для

разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из

наиболее квалифицированных и компетентных специалистов

Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне

предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов,

знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных

подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую

желательно включить:

- специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и

данными в отношении конкурирующих фирм;

-специалиста, полностью представляющего систему организации работы

предприятия, ее особенности;

-специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам

заключения контрактов, договоров;

- специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции,

технологическом цикле ее практикования и производства, о прохождении всех

видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков,

готовой продукции).

Если предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет

разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну - главную,

в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости

от необходимости по каждому отдельному участку.

С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь

из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно,

указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он

будет владеть перечисленной выше информацией. Но все же, во избежание

субъективных ошибок, лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.

Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты,

обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к

коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует обязательно

знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими

представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В

большинстве случаев достаточно, если хотя бы один из них осведомлен в

деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные представляют

себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной

и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному

распространению коммерческой тайны.

Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов

в следующей последовательности:

а) выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на

данный момент;

б) исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли

уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у

других предприятий;

в) определить вероятную перспективу рентабельности этой

деятельности.

Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает

предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у

конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой

тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде

деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми

различными.

Так, для сведений научного характера - это, как правило:

- идеи, изобретения, открытия;

- отдельные формулы;

- новые технические проекты;

- новые методы организации труда и производства;

- программное обеспечение ЭВМ;

- результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

- конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;

- описания технологических испытаний;

- “ноу-хау”;

- точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и

оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры,

обьемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура

давление, время и др.);

- сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали,

условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.;

- используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные

измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

- сведения о заключенных или планируемых контрактах;

- данные о поставщиках и клиентах;

- обзоры рынка, маркетинговые исследования;

- информация о конфиденциальных переговорах;

- калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень

прибыли;

- планы развития предприятия и его инвестиций.

Так,например, крупнейшие в мире производители прохладительных напитков

фирмы “Кока-Кола” и “Пепси-Кола” выделяют в качестве главных секретов

специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки.

Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко

рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в

глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов,

определяющих данные характеристики.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может

применять широко известные методы организации производства, технологические

приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря

на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться

коммерческой тайной.

Нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к категории

коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов

нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.

Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений,

составляющих коммерческую тайну предприятия.

Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен

пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно,

желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения

отнесены к коммерческой тайне.

Перечень доводится до структурных подразделений и соисполнителей в

части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с

ним грифа работ (целесообразно применять гриф “коммерческая тайна”),

документов и изделий.

Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его

подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну

предприятия.

При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом

верхнем углу должен быть поставлен гриф. Например, “коммерческая тайна”.

Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну

предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она

устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных

обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и

т.п.).

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока

режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки

конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже

фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по

недопущению его удовлетворения.

Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно

подразделить на внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров,

клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую

деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и

другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников

частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее

деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к

преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо

противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий

правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и,

в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить,

в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не

повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не

исключено и преступных элементов).

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению

безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих

поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные,

поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества,

положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные

отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные

задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов

выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может

проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств.

Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины

ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной

фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается.

Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и

анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не

исключено, что конкурент может специально направить своих людей для

устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем

ценных сведений.

Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка

информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В

мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть(получить

значительную сумму денег) или месть(не исключая заодно и материальную

выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к

предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать

внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности

проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам,

предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений

о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с

ним расстаться.

Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью

различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников.

Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди

обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности.

Задача службы безопасности своевременно

выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают

намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи

другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды.

Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия,

преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.

Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами

ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и

преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех

способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты

секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только

сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко

получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж.

8. Партнерство

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только

в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного

фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является

ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от

общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для

анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества

фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности

предпринимателя (рис. 2).

[pic]

Рисунок 2 Структура производственного процесса:

1 — добыча и заготовка сырья; 2 — производство машин и оборудования для

добычи и заготовки сырья; 3 — переработка сырья и изготовление

полуфабрикатов; 4 — производство машин и оборудования для переработки сырья

и изготовления полуфабрикатов; 5 — производство машин и оборудования для

производства готовых к потреблению товаров; 6 — производство готовых к

потреблению товаров; 7 — реализация готовых к потреблению товаров; 8 —

производство оборудования для предприятий по реализации готовых к

потреблению товаров

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже

предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и

вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе

которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в

предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей

деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность

установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете

производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно

постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно

(и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для

организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру,

оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование

предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские

связи можно классифицировать следующим образом.

1. Долговременные (или постоянные).

2. Кратковременные (или на определенный срок).

3. Случайные.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель

рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского

процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности

его деятельности

9. КОММЕРЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ.

Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже

имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности

может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной

литературы. Предпринимательство тесно взаимосвязано с конкуренцией.

Осуществление последней может принимать самые различные формы, в том числе

и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное

название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства

людей сложилось довольно стереотипное представление, основанное на

художественной литературе, кино- и телефильмах. И не возникало

необходимости в более глубоком изучении этого явления. Тем не менее подходы

к такому общественному явлению, как шпионаж, в условиях рыночно-

конкурентной деятельности резко меняются, ибо лицам, занимающимся

предпринимательством, уже приходится, ибо лицам, занимающимся

предпринимательством, уже приходится сталкиваться с этой проблемой. С одной

стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценную информацию), а с

другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном

противоборстве. Цель данного раздела, хотя бы в очень краткой форме,

изложить отдельные вопросы, характеризующие понятие шпионажа, его виды и

способы осуществления и тем самым оказать практическое содействие лицам,

прямо или косвенно причастным к предпринимательской деятельности

Термин “шпионаж” (с прилагательными: “экономический”, “промышленный”,

“коммерческий”, “научно-технический”) означает активные действия,

направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа

посторонних лиц.

Экономический шпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его

подвиды, как промышленный, производственный, научно-технический,

коммерческий шпионаж. Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес

другого лица, для удовлетворения которого совершаются действия,

направленные на завладение ею с целью получить определенную материальную

или иную выгоду. Лицо, участвующее в подобной деятельности, имеет

общеизвестное название “шпион”. В предпринимательстве конкурентная борьба

невозможна без получения информации. Стремления получить сведения в

условиях закрытого к ним доступа законным путем порождает неизбежно

недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребность шпионить за

конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента,

предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках

трудно, а порой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно

взаимосвязанных обстоятельства:

1. Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих

секретов (ценной информации);

2. Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать,

покупать) чужие защищаемые секреты. То, что не защищается, особой ценности

в рассматриваемом плане не имеет.

Возникает вопрос о том, как рассматривать промышленный (коммерческий)

шпионаж с позиций действующего законодательства . В литературе о

промышленном шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая

деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной

ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию,

учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию

виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт

хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным,

поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет

совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной

деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного

наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем

прибегать к уголовно-правовой защите.

В этих целях более подробно рассмотрим признаки, характеризующие

промышленный шпионаж. К ним относятся:

- субъект (кто может заниматься данным видом деятельности);

- предмет (на что посягается промышленный и иной шпионаж);

- способ, средство (действия, с помощью которых осуществляется

овладение закрытыми сведениями);

- адресат (кто выступает заказчиком).

Субъектами промышленного (коммерческого) шпионажа могут быть граждане

России, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не

относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений,

фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно

предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных

детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке.

Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в

одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе

для последующей ее продажи заинтересованным лицам.

Анализ зарубежной практики показывает, что у частных служб

безопасности, специализирующихся на хищении чужих секретов, имеется

значительная по числу клиентура заказчиков и покупателей. Например, в

Великобритании одно из частных сыскных агентств, наряду с расследованием

фактов о промышленном шпионаже, обеспечением безопасности предприятий и

фирм, занимается также добыванием (хищением) информации о конкурентных

частных предприятиях. Подобные фирмы не стремятся особо конспирировать,

скрывать свою деятельность. Их координаты имеются в специальных

справочниках. В настоящее время в странах рыночной экономики действуют

сотни и тысячи агентств и десятки тысяч промышленных шпионов.

По вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы.

Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать

физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то

работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией

они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких

действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании

коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои

тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели.

Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет

посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее

обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации

самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты,

в которых содержатся научные исследования бухгалтерские материалы,

контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом

промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских

фирм, но и государственных предприятий и учреждений.

Следующим признаком промышленного шпионажа является способ его

осуществления. Действия по завладению информацией проходят скрытно (тайно)

от окружения, путем их хищения, сбора, покупки, выдачи. Не исключается и

уничтожение, искажение или саботирование по использованию информации. Цель

- не дать владельцу возможности использовать ее для получения выгоды, быть

конкурентоспособным.

К средствам получения секретов относятся различные технические

системы. Если у нас пока основными владельцами разведывательных технических

средств являются специальные государственные органы (службы), то на Западе

они находятся в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям

широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой

информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся

секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от

информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации

может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны

зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д.

Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости

от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты.

Например, существуют приборы, с помощью которых можно с расстояния до 500 м

лазерным лучом снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол.

В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая

фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ

проникновение электромагнитных излучений в определенных диапазонах.

Адресатами (заказчиками) получения промышленной (коммерческой)

информации выступают предприниматели малого и крупного бизнеса,

руководители государственных предприятий, а также правительства иностранных

государств. Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и

проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в

одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудники

государственных служб.

Список литературы

1. Основы предпринимательского дела / Под редакцией Ю.Осипова.- М, 1992.-

432 с.

2. Поддубный Ф. “Хотите стать бизнесменом ?”.- Киев : Молодь , 1992.- 396с.

3. Хойер В. “ Как делать бизнес в Европе”. –М: Прогресс, 1980г.

4. Котлер Ф. “ Основы маркетинга ”.-М.: Прогресс, 1992.-736с.

-----------------------

Государство

Партнер

Предприниматель

Потребитель

Наемный работник (работники)