Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия

Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

РЕФЕРАТ

На тему:

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛЕКТОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЕДУЩЕГО

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Исполнитель: Халявников Лодырь

Руководитель: Елкина Ирина Витальевна

ВИТЕБСК, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной

стратегии обучения. Начал осуществляться переход на методы, освобождающие

студентов от ненужных перегрузок, обусловленных избыточностью учебной

информации и преобладанием описательности в обучении. Повышается значимость

фундаментальных знаний, усиливается курс на индивидуализацию,

интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса, возрастает объем

самостоятельной работы студентов, осваиваются новые формы и методы

обучения, стимулирующие развитие творческих качеств будущих специалистов.

Перед педагогическими коллективами вузов встает много новых проблем:

выражение целей образования на языке профессиональных задач, структуризация

учебных дисциплин, обучение студентов операциям мышления, методологии

системного подхода, разработка компьютерных программ, переход к новым

дидактическим системам. Предстоит огромная и напряженная работа.

Поэтому очень важно, чтобы уже с первых шагов работы в вузе начинающий

преподаватель глубоко постигал свой предмет, овладевал разнообразными

методическими средствами и приемами, получил основательные психолого-

педагогические знания, научился налаживать правильные взаимоотношения со

студентами и коллегами по педагогическому труду. Глубокая теоретическая

подготовка, высокие моральные качества, предъявление к себе строгих

требований в отношении дисциплины, честность, бескорыстность – только при

этих условиях начинающий преподаватель может рассчитывать на успех

педагогического труда, заслужить уважение и любовь своих питомцев.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛЕКТОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЕДУЩЕГО

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Лекция – традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная

дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего

усвоения студентами учебного материала. Будучи главным звеном

дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и

мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию

лектора.

Лекция – методологическая и организационная основа для всех форм

учебных занятий, в том числе самостоятельных (методологическая, поскольку

вводит студента в науку вообще, придает учебному курсу концептуальность;

организационная – так как все другие формы учебных занятий так или иначе

«завязаны» на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на

нее содержательно и тематически).

В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника

информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым

курсам; в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли

отражения в учебниках; отдельные разделы и темы очень сложны для

самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически

помочь студентам в освоении сложного материала.

По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с

аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов

лекционный способ передачи учебного материала наиболее удачен. Лекция

раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику,

дает цельное представление о предмете, показывает его место в системе наук

и связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету,

развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет

содержание других видов знаний.

Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического

общения. Известный психолог А.А. Леонтьев определил следующие условия, при

которых достигается полноценное лекционное общение:

быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;

правильное планирование содержания лекции;

нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание

материала до слушателей;

обеспечение четкого контакта со слушателями.

Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический

и нравственный. Логический контакт – это контакт мысли преподавателя и

студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания

студентов в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во

внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия

преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт

обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого

контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо

затруднен, либо вовсе невозможен.

Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной

готовностью работать, мыслить вместе с ним, или же с равнодушием, заранее

зная, что лекции будут бесцветными, полным пересказом учебника. Иногда

аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к

предмету и лектору отрицательно. На первой лекции многое зависит от того,

как преподаватель «подает себя», т.е. создает свой положительный образ.

Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не

пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они

подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимания

на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли настроятся на

серьезную работу.

Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических

основ развития науки, которой он занимается, ее связи з жизнью –

необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса.

Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям

истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные

знания на практике.

Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед

студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским.

1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого

рода причины (так называемые «особые» случаи), скрывающие точное

начало или окончание лекции. Лекция – святое, самое важное в жизни

преподавателя высшей школы.

2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда

лектор обязан соблюдать:

технику записей на доске (последовательность и четкость записей,

хороший мел, влажная тряпка и пр.);

правильность и строгость языка лекции (избегать жаргонных слов,

канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.);

постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее;

иметь в виду ответ на очень важный для студентов вопрос: «А зачем

это нужно?»;

не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах,

которые лектор плохо знает;

не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор

сам не верит и в жизни не исполняет;

не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории,

обогащая внутренний мир студентов;

не следует важничать перед студенческой аудиторией.

Выявлению характерных ошибок в восприятии студентами лекционного

материала помогает обратная связь, которая может показать, насколько

эффективно студенты выполняют программу обучения, а если не выполняют, то

почему. Обратная связь предполагает выполнение двух условий: нацеленности

лектора на то, чтобы его понимали, и «раскрепощенности» аудитории.

К каждой лекции нужно готовиться с учетом особенностей своего

темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории.

Студентам импонирует выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая

речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными

ударениями. Хорошо оживляют речь жест и мимика. Чтение заранее

подготовленного материала обычно снижает эффективность восприятия лекции.

Совсем плохо, если объяснения преподавателя путаны и поспешны.

На лекции вполне уместна разрядка, снимающая наметившееся утомление.

Способы разрядки у каждого лектора свои. Существенную роль здесь может

сыграть чувство юмора преподавателя, поскольку юмор служит желательным

компонентом обучения: способствует лучшему пониманию студентами материала,

концентрации внимания на преподавателе, созданию позитивного отношения

аудитории к изучаемому предмету.

Лектор у всех на виду, поэтому немаловажное значение имеет и его

внешность. Она воспринимается аудиторией как совокупность физических,

функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному

отражению. Причем на первое место выступают те признаки, которые наиболее

важны для аудитории в данной обстановке. В лекторе ничто не должно

отвлекать внимание студентов от темы (одежда, прическа, украшения),

вызывать излишнее любопытство, а уж тем более удивление или насмешку.

Можно назвать узловые критерии оценки качества лекции. Это содержание,

методика, руководство работой студентов, лекторские данные,

результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню

развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов,

правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных

вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории

вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник:

излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли

учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания

проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с

предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения.

Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции.

Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и

аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование

приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;

подведение итогов в конце вопроса и лекции. Использование наглядных

пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект,

отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль

за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп,

медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов:

по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки,

ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция,

ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить

контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный

аспект, достижение дидактических целей.

Процесс обучения в Высшей Школе предусматривает практические занятия.

Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические

занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения

полученных знаний для решения практических задач совместно с

преподавателем.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углубить,

расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме,

и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они

развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и

выступают как средства оперативной обратной связи.

Практическое занятие не должно быть топтанием на месте. Если студенты

поймут, что все обучающие способности преподавателя исчерпаны, то резко

упадет уровень мотивации. Следует организовать практическое занятие так,

чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий,

испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в

учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и

точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное

педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и

проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при

разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень

подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта

и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

Критерии оценки практического занятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с

практикой с использованием материала в будущей профессиональной

деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими

дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация занятия: умение вызвать и поддержать дискуссию,

конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного

времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения занятия: оживленный, с постановкой острых вопросов,

возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру

требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение

в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или,

наоборот, повышенный тон, опирается в работе на лидеров, оставляя

пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет

замечаний.

Студенты ведут записи на занятии: регулярно, редко, не ведут.

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы:

Учеб. пособ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998., с.: 64-78.

2. Василевский С.М. Лекционное прподавние в высшей школе. Горький,

1959., с.: 156-167.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход: Метод. пособие.- М.: Высш. Шк., 1991.,- с.: 103-127.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.-Мн.: Изд-во

ГГУ, 1981.

5. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.

Л.,1974.

6. Кюппер А.Б., Никандров Н.Д. Пути совершенствования практических

занятий в высшей школе // Совершенствование форм и методов учебного

процесса в высшей школе. - М., 1982.

7. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под редакцией А.В.

Петровского. М., 1986.

8. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие.- Казань, 1985., с.: 117-

137.

9. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для

начинающего преподавателя вуза).- М.: Высш. Шк., 1990., с.: 20-27.

15.01.2002 г.