Оценка себестоимости продукции

Оценка себестоимости продукции

Предм.- Управления затратами предприятия

Тема- Классиф. затрат взависим. от задач управления 2-Оценка себестоимости

продукции и определение ее прибыльности

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. Классификация затрат в зависимости от задач

управления................................3

1.1 Понятие затрат и их

классификация...............................................................

..........................3

1.2 Классификация затрат для принятия решений и

планирования............................................9

1.3 Классификация затрат для контроля и регулирования

деятельности.................................15

ТЕМА 2. Оценка себестоимости продукции и определение ее

прибыльности................19

2.1 Методика оценки и анализа себестоимости

продукции.......................................................19

2.2 Определение прибыли продукции на основе анализа взаимодействия

прибылеоброзующих

факторов....................................................................

......................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................2

8

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ.......................................................................

...................................29

ТЕМА 1. Классификация затрат в зависимости от задач управления

1.1 Понятие затрат и их классификация

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную

структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой

информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты,

принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые

руководством решения по развитию и организации производства не

обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный

характер. Управленческий учет можно определить как самостоятельное

направление финансово-бухгалтерского учета организации, которое

обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для

планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее

структурных подразделений.[1]

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений

необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о

производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их

эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить

качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и

контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности

производства. Затраты живого и овеществленного труда на производство и

реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В

отечественной практике для характеристики всех издержек производства за

определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с

понятием «расходы».[2] Однако более внимательное изучение этих категорий

свидетельствует об их серьезном различии. При этом под расходами понимается

«уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных

средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к

уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по

решению участников (собственников общества)». Расходы включают такие

статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ услуг),

на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а

также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств,

изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 «Отчет о прибылях и

убытков» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает

развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах

организации. Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие

издержки организации. Говоря языком финансового учета это расходы по

обычным видам деятельности.

Процесс управления затратами предприятия носит комплексный характер и

предусматривает решение следующих вопросов:

- значение того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы

предприятия;

- прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы

дополнительные финансовые ресурсы;

- умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от

использования ресурсов.

Управление затратами – это умение экономить ресурсы и максимизировать

отдачу от них. Одним из самых эффективных методов решения задач финансового

анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит

операционный анализ, называемы также анализом «Издержки – Объем -Прибыль»,

отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и

объемов производства (сбыта)[3].

Операционный анализ является составной частью управленческого учета.

Его ключевыми элементами является: операционный рычаг, порог рентабельности

и запас финансовой прочности. Названные элементы можно дополнить

маржинальным доходом. Промежуточный маржинальный доход – это результат от

реализации товаров после возмещения той части переменных и постоянных

затрат, величина которой потребуется при производстве рассматриваемого

изделия либо изменяется с изменением объема выпуска.

Если анализ безубыточности позволяет определять и изучать точку

безубыточности (порог рентабельности, критический объем производства и

продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), то более широкое

использование маржинального дохода в анализе позволяет также определить

цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли,

обосновывать выбор оборудования, технологий производства и т.п. Обобщая

вышеизложенное, следует сказать, что помимо оценки операционного рычага,

анализа безубыточности к операционному анализу можно также отнести

различные методы маржинально анализа; метод предельных затрат, изучающий

изменение общей суммы затрат, полученное в результате увеличения выпуска

продукции на одно изделие при неизменных общих факторах.

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение

затрат на переменные и постоянные.

Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально изменениям

объема производства товаров (работ, услуг) и зависят от задач управления

связанных с производством, кардинальным изменением в политике производства

продукции, к примеру переориентация производства на новый выпуск товара и

т.д. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое

топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и

т.п.

К постоянным относятся затраты, общая величина которых существенно не

меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в

результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции.

Это затраты на отопление и освещение помещений, заработная плата

управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.

Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек, необходимо

очерчивать релевантный период: структура издержек неизменна лишь в

определенном периоде и при определенном количестве продаж. Однако, следует

заметить, что такое деление издержек лишь на два вида иногда оказывается

недостаточным для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и

ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный

ассортимент продукции и оптимальные цены, вообщем зависимость в принятии

управленческих решений связанных с обеспечением конкурентоспособности

товара/услуг, либо производства и производственной деятельности. Неточность

возникает из-за того, что в практике случают ситуации, когда с вводом в

производство нового вида продукции или при увеличении объемов выпуска

существующих изделий может потребоваться увеличение части постоянных

затрат. Указанная погрешность сокращается при делении затрат на прямые и

косвенные с последующим расчетом промежуточной маржи как результата от

реализации, полученного после вычитания из выручки прямых переменных и

прямых постоянных затрат. При этом прямыми называют издержки, которые

относятся непосредственно к данному изделию.[4] Косвенные постоянные

издержки – это постоянные затраты всего предприятия (кроме прямых),

например управленческие расходы различных служб предприятия на аренду,

содержание административных зданий, их амортизацию, расходы на научные

исследования и др. Косвенные затраты трудно отнести к конкретным видам

продукции, поэтому во многих случаях их относят на то или иное изделие

пропорционально доле этого изделия в стоимости общего объема производства.

Следует отметить, что на выбор наилучшей структуры издержек влияют

многие факторы из ряда задач управления, включая долговременную стратегию

продаж, ежегодные колебания выручки, отношение менеджмента к риску.

Критерием выбора наиболее правильного решения в качестве прибыльной и

рентабельной продукции могут служить следующие показатели:

- валовая маржа на единицу продукции;

- доля валовой маржи в цене единицы продукции;

- валовая маржа на единицу ограничивающего фактора.

Под ограничивающим фактором подразумевается производственный фактор

(оборудование, трудовые ресурсы), который определяет технологические

пределы изменения ассортимента выпускаемой продукции. Определено, что для

целей формирования организацией финансового результата от обычных видов

деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ,

услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:

- признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;

- переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в

последующие отчетные периоды.

Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее

обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов,

используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как

издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо

материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к

затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или

увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в

активы, либо в расходы организации, в зависимости от учетной политики

предприятия и задач управления, к примеру, основной задачей является выпуск

продукции высокого качества (к примеру точное медицинское оборудование),

либо прибыльность предприятия зависит от количества выпущенной продукции

(к примеру цемент и т.п.).

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их

научно обоснованная классификация (это стандартная классификация). Затраты

на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и

видам расходов.[5]

По месту возникновения (практически не зависит от задач управления)

затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным

подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для

организации учета по центрам ответственности и определения производственной

себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды

продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта

группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции

(работ, услуг). По видам затраты группируются по экономически однородным

элементам и по статьям калькуляции.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и

зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным

задачам управленческого учета относят:[6]

• расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера

полученной прибыли;

• принятие управленческого решения и планирование;

• контроль и регулирование производственной деятельности центров

ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация

затрат (табл.1)..

Таблица 1

Классификация затрат в зависимости от задач управления

|Задачи |Классификация затрат |

|Расчет себестоимости |Входящие и истекшие |

|произведенной продукции, оценка|Прямые и косвенные |

|стоимости запасов и полученной |Основные и накладные |

|прибыли |Входящие в себестоимость(производственные) |

| |и затраты отчетного периода (периодические) |

| |Одноэлементыые и комплексные |

| |Текущие и единовременные |

|Принятие решения и планирование|Постоянные (условно-постоянные) и переменные |

| |Принимаемые и не принимаемые в расчет при |

| |оценках |

| |Безвозвратные затраты |

| |Вмененные (упущенная выгода) |

| |Предельные и приростные |

| |Планируемые и непланируемые |

|Контроль и регулирование |Регулируемые |

| |Нерегулируемые |

Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения

размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

- входящие и истекшие;

- прямые и косвенные;

- основные и накладные;

- входящие в себестоимость продукции (производственные) и

внепроизводственные (периодические или затраты периода);

- одноэлементные и комплексные;

- текущие и единовременные

Для принятия решения и планирования различают:

. постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные)

затраты;

. затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;

. безвозвратные затраты;

. вмененные затраты;

. предельные и приростные затраты;

. планируемые и непланируемые.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в

управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты.

Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически

достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

1.2 Классификация затрат для принятия решений и планирования

Одной из задач финансового бухгалтерского управленческого учета

является подготовка информации для внутренних пользователей, не обходимой

для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой

информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие задачи, как правило, ориентированы на

перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых

расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении

расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:[7]

. переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от

реагирования на изменение объемов производства (продаж);

. ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при

принятии решений;

. безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

. вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);

. планируемые и непланируемые затраты.

Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные

затраты и доходы.

Рисунок 1

Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат

[pic]

[pic]

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты

возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции

(оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности

организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и

непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат

служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты

на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все

остальные (постоянные затраты) стоимость самого предприятия. Рынок не

интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя

деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции —

величина постоянная.

Рисунок 2

Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат

[pic]

[pic]

Динамика переменных затрат показана на рис. 1, где переменные затраты

на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб. К

непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку

готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не

возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу

товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически

неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности

предприятия и называются постоянными производственными затратами

.Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются.

Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу,

арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.[8]

Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс.

руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 2.

Постоянные расходы — это издержки на аренду помещений, охрану,

амортизационные отчисления и др. На практике руководством заранее

принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого

уровня деловой активности предстоит достигнуть.

Постоянные расходы на единицу продукции снижаются ступенчато.

Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов

деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов.

Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже

возрастают.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей

сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические

явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно

сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-

переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой

активности организации также сопровождается изменением издержек, но в

отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-

переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и

постоянные компоненты. В качестве примера можно при вести оплату

пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы

(постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное

слагаемое). Аналогичную структуру имеет ряд налогов. Так, налог на доходы

физических лиц, совокупный доход которых в 2001 г. был менее 100 тыс. руб.,

рассчитывается по ставке 13% (постоянная часть), а доходы, превышающие

установленный предел, пересчитываются по прогрессивной ставке, и в этой

части величина налога носит переменный характер. Аналогичным образом в

целях налогообложения нормируются представительские и рекламные расходы, и

рассчитанная по такой методике сумма налога оказывается условно-переменной.

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены

формулой:[9]

Y= а + bХ,

где Y— совокупные издержки, руб.;

а — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства,

руб.;

b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент

реагирования затрат), руб.;

Х — показатель, характеризующий деловую активность

организации(объем производства продукции, оказанных услуг,

товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а =

О, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b)

принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный

характер.

Для целей управления — оценки эффективности деятельности предприятия,

анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия

краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов — необходимо

описать поведение издержек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на

постоянную и переменную части.

В теории и практике управленческого учета существует ряд методов,

позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции,

наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике

оказывается наиболее простым.

Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс

принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой

нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего.

Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые

остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются

в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое

количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям,

процесс принятия решения усложняется, поэтому целесообразно сравнивать

между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те,

которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну

альтернативу другой, часто в управленческом учете называют релевантными.

Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив,

не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик представляя

руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким

образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную

информацию

Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один

альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти

произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими

решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.

Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются

безвозвратными.

Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в

управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе

«вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их

документальной обоснованности.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо

начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в

будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная

выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют

ради выбора альтернативного управленческого решения.

Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются

дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи

дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а

могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты

изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается

как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате

принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный

подход применяется в управленческом учете и к доходам.

Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые — это затраты,

рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии м нормами,

нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость

продукции. Непланируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые

только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода

учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости

бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

1.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности

Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по

контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления

проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях

предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно

точно определить, как распределяются затраты между отдельными

производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно

решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц,

ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете

назван учетом затрат по центрам ответственности.

В целях контроля и регулирования уровня затрат применяется их

следующая классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и

неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые

и неконтролируемые[10].

Регулируемые — затраты, зарегистрированные по центрам ответственности,

величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера.

В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут

регулироваться на низших уровнях управления. Например, администрация

предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов,

нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные

участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель

низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного

центра ответственности, называют нерегулируемыми со стороны этого

менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты

по оплате труда конструкторского отдела и т.п.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в

отчетах об исполнения сметы по центрам ответственности. Такое решение

позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его

работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

Оценка управленческой деятельности строится и на классификации затрат

на эффективные и неэффективные.

Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от

реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти

затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в

результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен

продукт. Неэффективные расходы — это потери на производстве. К ним от носят

потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и

материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча

материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется

тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм

применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения

эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических

затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному

(плановому) уровню.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их

группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят

затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц,

работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на

предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу

они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть

ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию

необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта

оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности

субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за

собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-

энергетические ресурсы и другие подобные расходы.

Производственная деятельность объединяет в своем составе несколько

сфер: основное и вспомогательное производство, освоение новых видов

изделий, разработку новых технологий. Непосредственно основное производство

состоит из многочисленных технологических операций и нескольких процессов.

Принципы группировки затрат для исчисления себестоимости не подходят для

обеспечения контроля и регулирования расходов предприятия, потому что

производственные ресурсы целесообразнее контролировать по местам их

возникновения. Тогда возникает необходимость в организации системы учета

производственных затрат, основанной на распределения затрат между

отдельными участками производства. Учет должен предусматривать взаимосвязь

затрат и доходов с действиями руководителей подразделений ответственных за

расходование соответствующих ресурсов.

Основная цель классификации — обеспечить информацией систему контроля

и регулирования затрат на производство.

Система контроля — это коммуникационная сеть, при которой управляют

производственной деятельностью в целом и затратами в частности. Она

обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на

снижение затрат и рост эффективности производства.

Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля,

анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в

разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой

основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых

результатов деятельности предприятия. Некоторые элементы системы

управленческого учета нашли применение в теории и практике отечественного

учета. Новые элементы еще предстоит освоить и адаптировать к российским

условиям. Важна эффективность совокупного функционирования элементов

системы как целого в достижении единой цели. Здесь можно сказать, что в

условиях рыночных отношений происходит объективная интеграция методов

управления в единую систему управленческого учета, что было не так

эффективно в условиях централизованно управлявшейся экономики.

ТЕМА 2. Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности

2.1 Методика оценки и анализа себестоимости продукции

Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и

эффективности потребления ресурсов.

Задачами определения себестоимости продукции являются:[11]

> оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

> установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

> определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и

выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат

от плановых;

> анализ себестоимости отдельных видов продукции;

> выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны

хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень

себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием

рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда

оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой

определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости и

определение прибыльности продукции – одно из основных условий повышения

эффективности производства. Она оказывает непосредственное влияние на

величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный

денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и

обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской

деятельности организаций.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в

денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов ,природного и

промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых

непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а

также для сохранения и улучшения условий производства и его

совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их

классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы

калькулирования - самими предприятиями.

Анализ и оценка себестоимости продукции и направлен на выявление

возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и

денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку

уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

В рамках оценки себестоимости продукции прежде всего определяется

фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится

факторная оценка анализ динамики затрат на один рубль продукции.

Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции

проводится способом цепной подстановки. Для этого проводится

последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу

базисного периода. [12]

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле (Зр):

Зр=S/N=q*Cед/[q*p], (1)

где Сед-себестоимость единицы продукции.

Следующим этапом оценки себестоимости является выявление уровня

постоянных затрат. Сделать это можно по методу высшей и низшей точки на

основе приведенного ниже алгоритма:

1. Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются

максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;

2. Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;

3. Определяется ставка переменных расходов на единицу продукции путем

отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между

максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях

объема производства за тот же период;

4. Определяется общая величина переменных расходов на максимальный

(минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных

расходов на соответствующий объем производства;

5. Определяется общая величина постоянных расходов как разница между

всеми затратами и величиной переменных расходов;

6. Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость

изменений общих затрат от изменения объема производства.

Далее определяется коэффициент реагирования затрат на изменение

объема производства (Крз):

Крз=(Z/(Nед, (2)

где (Z- изменение затрат за период в процентах;

(Nед - изменение объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением коэффициента определяется характер затрат:

- для Крз=0 – постоянные;

- для 01- прогрессивные.

В соответствии с характером затрат формируются предварительные выводы

об эффективности дальнейшего наращивания объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей снижения себестоимости необходима

информация об удельном весе тех или иных затрат в структуре себестоимости.

С этой целью проводится анализ себестоимости по элементам затрат. В рамках

данного анализа определяются затраты на производство по элементам затрат в

абсолютном выражении и в структурном разрезе. На основе полученных данных

производится оценка характера производства (материалоемкое, трудоемкое,

фондоемкое). В соответствии с характером производства определяются главные

направления поиска резервов снижения себестоимости. Проведенный анализ

позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению

себестоимости за анализируемый период, а также выявить пути воздействия на

себестоимость.

2.2 Определение прибыли продукции на основе анализа взаимодействия

прибылеоброзующих факторов

Для принятия правильных решений в области оценки себестоимости и

объемов продукции/производства необходимо дополнительно провести

определение взаимодействия прибылеобразующих факторов. В рамках данного

анализа находится оптимальное соотношение этих факторов при определенных

заданных условиях внешней и внутренней среды. При этом оптимизация

проводится по одному из существующих критериев:[13]

- максимум прибыли;

- максимум рентабельности;

- максимум выручки.

Математическая природа взаимодействия прибылеобразующих факторов

определяется формулой (Р): P = Nед*(Ц-Сед), (3)

где Nед-объемы реализации в единицах продукции;

Ц- цена единицы продукции;

Сед – себестоимость единицы продукции.

При этом: Сед = Спер + Спост / Nед, (4)

где Спер – переменные затраты на единицу продукции;

Спост – сумма постоянных затрат по предприятию.

Кроме того, учитывается влияние на объемы продаж цены и качества

продукции. Исходными условиями определяющими порядок оптимизации являются:

- тип конкуренции на товар;

- производственная мощность предприятия;

- себестоимость продукции.

При ценовой конкуренции необходимые данные подставляются

непосредственно в формулу оптимизации по тому или иному критерию. В

результате получают оптимальные данные по цене и объемам производства.

При конкуренции по качеству или при смешанной конкуренции расчет

ведется под конкретные проекты улучшения качества. При этом учитывается

увеличение себестоимости продукции за счет затрат на улучшение качества.

Далее оптимизация ведется по тем же формулам, что и при ценовой

конкуренции. В результате выявляется эффективность того или иного проекта

(сравнивается прибыль, рентабельность и выручка по каждому проекту).

В обоих случаях, если в результате расчетов получится, что необходимый

объем продаж превышает производственную мощность предприятия, то необходимо

изыскать организационно-технические возможности повышения объемов

производства до необходимого уровня (интенсификация производства). Если это

невозможно, то просчитываются конкретные проекты развития производства

(экстенсивного развития). Далее с учетом изменившихся затрат на единицу

продукции проводится оптимизация прибылеобразующих факторов. В результате

определяется целесообразность проведения данных мероприятий с учетом срока

окупаемости, стратегии фирмы на рынке, а также с учетом изменившихся

показателей прибыли, рентабельности и выручки.

Далее выводятся формулы оптимизации прибылеобразующих факторов по тому

или иному критерию.[14]

1. Критерий максимума прибыли:

dоп = (1+Кэц+Кэд*(Д-1) – а*(1-Uф)( / 2Кэц + Кн*r /2Кp, (5)

где dоп – оптимальный индекс цены;

Кэц – коэффициент эластичности спроса от цены;

Кэд – коэффициент эластичности спроса от доходов потребителей;

Uф – доля рынка предприятия;

а- планируемое изменение поставки на рынок продукции всеми

конкурентами; bоп = (1+Кэц*(1- dоп) + Кэд*(Д – 1) – (1-Uф)*a( / Uф, (6)

где bоп – оптимальный индекс объемов производства.

2. Критерий максимума выручки:

dоп = (1+ Кэц + Кэд*(Д-1) – (1-Uф)*а( /2Кэц. (7)

bоп = (1+Кэц*(1 – dоп + Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а( /Uф. (8)

B = b*d, где B – индекс выручки предприятия.

3. Критерий максимума рентабельности производства:

bоп = ((1 – r)*(1+f)/Кн*r(*((1+(Кн*r*(1+Кэц+Кэд*(Д–1)–(1–Uф)*а)(/(1 –

- r)*(1+f)*Uф - 1(.

dоп = (1+Кэц+Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а – Uф*bоп( / Кэц

Ра = Кр*bоп*dоп / (bоп*Кн*r + (1 – r)*(1+f)(, (9)

где Ра – индекс рентабельности производства.

На основе данных формул рассчитываются оптимальные, по тому или иному

критерию, объемы производства и цена продукции.

Критерий оптимизации прибылеобразующих факторов определяется в

зависимости от текущей ситуации. Например, критерий максимума прибыли может

быть применен в том случае, когда предприятие работает в относительно

стабильных экономических условиях и имеет тенденцию роста.

Критерий максимума выручки может быть применен в условиях, когда

предприятие испытывает острый недостаток денежных средств.

Наконец критерий максимума рентабельности может быть применен для

предприятия, работающего в условиях инфляции.

Проведенная по данной методике оптимизация планово-управленческих

решений позволит с высокой степенью точности рассчитать оптимальное по тому

или иному критерию, соотношение производимой продукции и цены ее реализации

и предполагает в дальнейшем возможность определение прибыльности продукции

и возможность снижения затрат на ее производство.

Денежная оценка деятельности предприятия и определение прибыльности

продукции производится при помощи следующих показателей финансовых

результатов:

- прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

- прибыль от прочих реализаций;

- доходов и расходов от внереализационных операций;

- выручки (валового дохода) от реализации, балансовой прибыли;

- налогооблагаемой прибыли;

- чистой прибыли.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая

прибыль или убыток. Наибольший удельный вес в балансовой прибыли занимает

результат от реализации продукции, работ, услуг (Рпр.): Ррп = Врп – Срп

где Врп – выручка от реализации продукции, работ, услуг; Срп –

себестоимость реализованной продукции.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется без налога на

добавленную стоимость.

Себестоимость реализованной продукции включает в себя следующие

элементы:[15]

- материальные затраты;

- амортизационные отчисления на полное восстановление;

- расходы на оплату труда;

- социальные отчисления;

- платежи по обязательному страхованию имущества;

- платежи по кредитам банков и поставщиков в пределах просроченных сроков;

- отчисления в дорожный фонд.

Определение прибыльности продукции может строиться на функционально-

стоимостном анализе Цель функционально-стоимостного анализа состоит в

развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их

значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. в выборе

наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет о

производстве продукции, варианта решения задачи о качестве продукции и ее

стоимости. Функционально-стоимостной анализ проводится в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа – носитель

затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя.

Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой

в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод,

чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап

завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими

себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте

(назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его

блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими

потоками по принципу открытой информационной сети. В сеть информация по

улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает

из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от

потребителя к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания

потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы

исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели

качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают

к руководителю проекта.

Таблица 2

Сопоставление коэффициентов значимости функций и их стоимости[16]

[pic]

На третьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их

состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения

путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не

только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции

изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать

принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответствии с которым функции делятся

на: А – главные, основные, полезные; В – второстепенные, вспомогательные,

полезные; С – второстепенные, вспомогательные, бесполезные.

Далее можно построить таблицу стоимости деталей/изделий по смете или

наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во

взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволит выявить возможные

направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию

изделия, технологию производства, замены части собственного производства

деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материалов

другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика

материалов, размера их поставок и т.д. Группировка затрат на функции по

факторам производства позволит выявить первоочередность направлений

снижения себестоимости изделия.[17] Такие направления целесообразно

детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным

путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Для

этого можно составить таблицу (см. таб. 2). Сопоставив удельный вес затрат

на функцию в общих затратах и значимость соответствующей ему функции, можно

вычислить коэффициент затрат на каждую функцию. Оптимальным считается Кз/ф

1. Кз/ф < 1 желательнее, чем Кз/ф > 1. При существенном превышении данного

коэффициента единицы необходимо искать пути удешевления данной функции (в

нашем примере это вторая функция). Результатом проведенного ФСА являются

варианты решения, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на

изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой

базой могут, например, служить минимально возможные затраты на изделие.

Теория ФСА предлагает исчислять экономическую эффективность ФСА, которая

показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной

величине. Себестоимость представляет собой суммарные затраты на

производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим

расходам, так и по нормативным. Главный мотив деятельности любой фирмы в

рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации

этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства

и спросом на выпускаемую продукцию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для

вузов. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.;

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд.,

перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.;

3. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.:

Аудит, ЮНИТИ, 1998.;

4. Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-

е изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002

5. Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский «Экономический

анализ» уч. пособие М.: ИНФРА-М 2004г.

6. «Организация предпринимательской деятельности» Под. ред.

А.С.Пелиха Р. –Дон.: 2002г.

7. Карпова Т.П. «Управленческий учет» - М.: ЮНИТИ, 2003

8. Мишин Ю.А. «Управленческий учет: Управление затратами и

результатами производственной деятельности: Монография. – М.:

дело и сервис, 2002

9. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета – М.: ИД ФБК-Пресс.

2000

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

-----------------------

[1] Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит,

ЮНИТИ, 1998.;

[2] Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета – М.: ИД ФБК-Пресс. 2000

[3]Мишин Ю.А. «Управленческий учет: Управление затратами и результатами

производственной деятельности: Монография. – М.: дело и сервис, 2002

[4]Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.

и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.;

[5] Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета – М.: ИД ФБК-Пресс. 2000

[6] Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский «Экономический анализ» уч.

пособие М.: ИНФРА-М 2004г.

[7] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. –

М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.;

[8] Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит,

ЮНИТИ, 1998.;

[9]Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский «Экономический анализ» уч.

пособие М.: ИНФРА-М 2004г.

[10] Мишин Ю.А. «Управленческий учет: Управление затратами и результатами

производственной деятельности: Монография. – М.: дело и сервис, 2002

[11]«Организация предпринимательской деятельности» Под. ред. А.С.Пелиха Р.

–Дон.: 2002г.

[12] Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е

изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002

[13] Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е

изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002

[14] Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е

изд., испр. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002

[15]Карпова Т.П. «Управленческий учет» - М.: ЮНИТИ, 2003

[16]Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд.,

перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.;

[17] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. –

М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.;

-----------------------

Объем производства, шт.

Совокупные переменные затраты, руб.

0

а

Объем производства, шт.

б

20

Переменные затраты на единицу

продукции (удельные), руб.

0

Объем производства, шт.

Совокупные постоянные затраты, руб.

0

10000

а

Объем производства, шт.

б

20

Постоянные затраты на единицу

продукции (удельные), руб.

0