Успех в бизнесе зависит от компетентности делового челове-ка, его профессионализма, активности и многих-многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела, опыт, но речь сейчас не о них.
Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определя-ет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.
Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партне-ры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.
Каждая профессиональная группа людей имеет свой неписа-ный кодекс поведения, манер, внешнего вида - государственные служащие, актеры, студенты и т.п. Бизнесмены имеют также оп-ределенный стиль в одежде и манерах.
Наблюдая заседание совета директоров, сотрудников, обслу-живающих экспозицию своих фирм на ярмарке, деловые совеща-ния и т.п., можно отметить, что подавляющее большинство при-сутствующих одеты в "одном ключе": приблизительно одинако-вый цвет костюма, схожий рисунок на ткани галстука, похожие манеры.
Общая характеристика стиля делового мужчины: консерва-тизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.; безупречная аккуратность и опрятность, посколь-ку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мя-тая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров, и также неуважителен будет к интересам партнеров в деловой сфере.
Западный деловой мир отличается от российского (кроме про-чего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п. учи-тывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь, на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица пиджака, может негативным образом повлиять на результат переговоров.
Деловой мужчина должен выглядеть:
уверенным в себе;
солидным;
деловым;
элегантным;
внушающим доверие;
не лишенным вкуса;
надежным;
порядочным;
аккуратным.
Основной вид мужской деловой одежды - костюм-тройка.
От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраня-ет форму, как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно, чтобы ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно круче-ной. (Такая ткань долго остается сухой при попадании под дождь.) Выбирая костюм в магазине, достаточно сжать в руке край изде-лия на 1-2 секунды; разжав руку, Вы видите, насколько помята ткань: если она мгновенно приняла прежний вид, т.е. не помялась, значит, нить хорошо крученая, если же на ткани осталась помя-тость (следы заломов), - нить обработана плохо, такой костюм к концу рабочего дня будет выглядеть мятым, а это производит впе-чатление неопрятности.
Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса - до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки.
Длина рукава пиджака - до запястья.
Темно-синий цвет - более строгий, и поэтому более офици-альный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запомина-ется, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков. Еще один нюанс темно-синего цве-та: он делает цвет лица своего "носителя" более здоровым, цвету-щим, поскольку бросает на лицо отблеск того цвета, который является составляющим в синем, - розового. Это не значит, что муж-чина становится розовощеким и похожим на бодрого бойскаута, нет, просто он выглядит более здоровым, а это немаловажно, осо-бенно если позади уже большая часть напряженного трудового дня, имеющая своим следствием усталость; кроме того, возмож-но, не лучшим образом влияет состояние простуженности или пси-хологическое напряжение от только что произошедшей неприят-ной беседы с коллегой или руководством.
Серый цвет психологически мягче, "теплее"; деловой мужчи-на в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, распола-гающим к беседе и общению.
Есть одно "светское" правило: чем темнее цвет (цвет чего угод-но - одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это в силь-ной степени относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим - независимо от истинной цены, а свет-ло-серый - более дешевым.
Отдельно следует сказать о черном цвете для мужского кос-тюма. Это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Против этого авторы современных запад-ных справочных изданий по деловому этикету не возражают. Но мнения о том, допустим ли черный цвет костюма для повседнев-ной деловой обстановки, в тех же источниках весьма противоре-чивые. Однако тем не менее весы склоняются более в сторону той точки зрения, которая состоит в рекомендации использования черного цвета мужского костюма как знака, символа торже-ственности делового мероприятия, - независимо от того, сопро-вождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).
Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., - исключены, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха (клуб, загородная про-гулка).
Интенсивность окраски ткани костюма зимой - более глубо-кая, летом - менее.
Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не долж-на быть слишком широкой или резкой, контрастной.
Можно ли носить пиджак из одной ткани, а брюки - ИЗ Дру-гой? Да, можно, но нужно обязательно проверить, как сочетают-ся между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и ПО факту-ре ткани.
Костюм в полоску делает фигуру более стройной, поэтому его предпочитают те, у кого размер одежды больше 54-го.
Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее за-метной, чем полоска.
На деловых мужчинах 90-х годов костюмы в клетку встреча-ются гораздо реже, чем, например, на деловых мужчинах 20-х го-дов.
Костюмы из ткани букле и твид допускаются, однако такой костюм не носится целиком, используется обязательно пиджак из букле или твида с брюками из гладкокрашеной ткани и гладкой фактуры.
Здесь уместно заметить, что вообще умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать та-лантом.
Пиджак, как элемент костюма, может быть однобортным и двубортным - по желанию. Двубортный пиджак обычно пред-почитают более полные мужчины, так как он делает фигуру стройнее.
Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного стиля, например накладные карманы; военного сти-ля, например погончики; охотничьего и клубного стиля.
Недопустимы современные деловые костюмы и даже пиджа-ки из вельвета (это ткань для отдыха, спорта, охоты), бархата, кожи. Отмстим, что требования к деловой одежде меняются не только век от века, но иногда чаще; шутки ради можно указать на деловой костюм маркиза - государственного служащего, занима-ющего пост министра финансов при дворе Людовика XIV: бар-хатный камзол, бархатные "culottes" ("штанишки") до колена, белые чулки и т.п.
Отдельно стоит затронуть вопрос о технологии пошива мужс-кого костюма. В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Дело в том, что шов, сделанный на руках {особенно это касается шва, соединяющего воротник пиджака со спинкой и полочками, а также шва по окату рукава), - мягче, лучше повторяет форму человеческого тела, которое, как известно, не имеет прямых уг-лов и абсолютно прямых линий. Костюм, большое количество швов в котором сделано вручную (па манекене, конечно), сидит хорошо, "как влитой", и человек чувствует себя в нем свободно, как в джинсах и джемпере. Однако костюм ручной работы стоит дорого. Кроме высокой цены такие костюмы отличает и высокое качество - и ткани, и пошива. Западные имиджмейкеры утверж-дают, что подобный костюм можно носить в течение десяти и даже двадцати лет - при условии своевременных чисток, периодичес-ких перерывов в носке и ремонта износившихся деталей (речь идет о подкладке и о других внутренних элементах костюма).
Мы рассматриваем требования делового этикета к современ-ной одежде, не вдаваясь в историю и не пытаясь прогнозировать будущее в этой сфере.
Уместны ли шлицы на пиджаке делового костюма?
Да. На это в разных культурах существуют различные прави-ла: так называемый английский пиджак - с двумя шлицами, аме-риканский - с одной шлицей, европейский - вообще без шлиц.
Пиджак обычно носят застегнутым, но нижняя пуговица од-нобортного пиджака не застегивается, чтобы дать некоторую сво-боду шага и удобство в случае, когда человек садится.
Впрочем, в последнем случае пиджак можно вообще рас-стегнуть.
Двубортный пиджак всегда застегнут на все пуговицы.
Деловой костюм, как и вся одежда делового человека, соот-ветствует моде, но умеренно; экстравагантность в деловой одеж-де, особенно мужской, недопустима.
Брюки делового костюма могут иметь обшлаг, но он может и отсутствовать - по желанию "владельца".
Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до нача-ла или середины каблука.
Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.
Брючный ремень - только из натуральной кожи, темного цве-та; со скромной пряжкой - никаких "львиных" и "волчьих голов".
Сорочка (а не рубашка! - поскольку, строго говоря, термин "рубашка" - неофициальный, нормы культуры речи требуют тер-мина "сорочка") - из тонкого хлопка, иногда с добавлением, прак-тически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, все-гда светлых тонов - белая, светло-серая, светло-голубая, светло-песочного оттенка.
Цвет сорочки, естественно, должен гармонировать с цветом костюма.
Воротник - классический, традиционный.
На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элемен-ты спортивного или военного стиля - погончики, накладные кар-маны со складочками и кокетками; допустим, однако, один скром-ный накладной карман, - обычно такие сорочки имеют на карма-не логотип (т.е. словесный товарный знак) фирмы-изготовителя. Рукаву сорочки полагается на 1-1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.
Важным элементом одежды является носовой платок. Он дол-жен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае не "фермерских" расцветок - густо-си-ний или красный, в яркую клетку.
Второй носовой платок (кроме того, который предназначен для непосредственного использования), безупречно чистый, хра-нится как резервный, "на всякий случай". Его можно при необхо-димости предложить женщине, им удобно вынуть соринку из гла-за и т.д. Однако его тоже следует периодически менять, так как, даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.
Галстук - тот элемент одежды, который практически не реша-ет никаких функциональных задач.
Цвет (или цвета) галстука должен гармонировать с цветом сорочки и костюма.
Рисунок на галстуке желателен рисунок геометрического харак-тера - полоска разной ширины, горошек, мелкие квадраты и т.п.
Поскольку галстук - наиболее яркая и поэтому заметная де-таль туалета, поговорим о рисунках более подробно.
Самое надежное решение в выборе рисунка на галстуке - выб-рать однотонный галстук. Дело в том, что такой галстук подхо-дит к любой сорочке и любому костюму. Поэтому целесообразно в своем гардеробе иметь побольше однотонных галстуков - си-ний, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п.
В последнее время весьма популярен галстук в горошек. Од-нако есть одна тонкость: этот рисунок выглядит более элегант-ным, если горошинки размещены на ткани не строго "по линии", т.е. каждая горошинка расположена приблизительно (a не точно) на одном и том же расстоянии от других. И вторая тонкость - горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изыс-канности и утонченности в рисунке галстучной ткани.
Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука.
Уместны также классические рисунки на галстуке, такие, как ромбы, квадраты, окружности.
Примерная ширина галстука (в среднем) - такая же, как ши-рина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот.
Длина галстука определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня.
Нежелательны и вообще недопустимы галстуки с цветочным орнаментом, газетным текстом, фигурками людей и животных - такие галстуки уместны на отдыхе.
Для галстука не рекомендуются цвета фиолетовые, сиреневые, розовые, ярко-красные.
Существует такое требование: по интенсивности окраски на перэом месте - пиджак, на втором - галстук, на третьем - сорочка.
Сколько костюмов следует иметь современному деловому муж-чине? Сколько угодно! Существует только нижняя граница - не менее трех: для повседневной носки можно рекомендовать серый и синий цвет, для торжественных случаев - черный. Однако при столь небольшом количестве костюмов можно ожидать их быст-рой изнашиваемости, и, чтобы избежать впечатления заношенно-сти в одежде, придется чаще покупать новые костюмы, что в ко-нечном итоге не позволит сэкономить на деловом гардеробе.
На наш взгляд, если принимать во внимание темп и ритм со-временной деловой жизни, необходимость частых транспортных перемещений, долгих ожиданий в аэропортах в связи с задержка-ми авиарейсов, климатические и погодные катаклизмы, а также практически бесконечный рабочий день бизнесмена, число дело-вых костюмов не должно быть менее десятка - на все сезоны. И это минимум, так как какое-то время некоторые костюмы нахо-дятся в чистке, у иных оторвались пуговицы или они просто на-доели своему хозяину.
Поскольку, как известно, брюки изнашиваются и приобрета-ют не вполне "свежий" вид раньше, чем пиджак, разумно приоб-ретать костюм с двумя парами брюк, причем одни из них могут слегка отличаться по интенсивности окраски или даже быть дру-гого цвета, но гармонирующего с цветом пиджака.
Существует правило, которого обычно придерживаются в за-падных деловых кругах: бизнесмен, деловой человек не должен появляться на службе в одном и том же костюме несколько дней подряд - желательно, чтобы даже два дня подряд этого не случалось, - иначе кто-либо из коллег может высказать предположе-ние, что он провел ночь не дома!
Обувь - полуботинки, цвет - только черный. Допускается тем-но-коричневый, например, летом, к серому костюму. Обувь - толь-ко на шнурках (никаких пряжек, "языков" и "липучек"!), подо-шва тонкая, кожаная или из заменителя, но всегда без ранта, ко-торый уместен только в уличной обуви. Обувь делового мужчины может соответствовать моде, однако не должна содержать ульт-рамодных элементов; вообще желателен некоторый налет консер-вативности, как и во всем внешнем виде, - о чем уже упоминалось ранее.
Не допускается в деловом мире обувь из замши, лаковая (она для вечерних деловых приемов), из кожи крокодила и змеи.
Носки - важнейший элемент одежды. Их цвет всегда повторя-ет цвет обуви, а цвет обуви, как известно, черный.
Недопустим цветной рисунок на носках, он может быть толь-ко фактурный.
Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответство-вать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снима-ет плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде.
Шляпа (может быть, кепка) соответствует моде, но умеренно. Шарф - тот элемент гардероба, который может быть ярким (белым, красным), но должен гармонировать со всей прочей одеж-дой, но может быть также и весьма скромным по расцветке. Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим, равно как и шарф ручной вязки.
Плащ или пальто тоже вполне могут соответствовать моде, но не должны быть ультрамодными.
В верхней одежде, как и в костюме, недопустимы черты воен-ного, спортивного и т.п. стиля.
Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий.
Зонт - черный.
Аксессуары - сумка, визитка, портмоне, папка или кейс, фут-ляр для очков и др. - предпочтительно из натуральной кожи, но не из кожи змеи, крокодила и пр.
Цвет аксессуаров - черный, темно-серый, никаких ярких рас-цветок.
Дадим несколько рекомендаций по украшениям. Украшения-ми в деловой мужской одежде может быть одно кольцо, допускается натуральный камень, но цвет камня - серый, черный, бесцвет-ный (бриллиант).
Кольцо должно быть дорогое, массивное; если нет возможно-сти иметь дорогое кольцо, его ни в коем случае не следует заме-нять дешевым, - лучше вообще обойтись без кольца.
Заметим, что обручальное кольцо украшением не является, это символ семейного статуса.
Отдельно поговорим о запонках и булавке для галстука.
Строго говоря, они украшениями не являются, так как несут вполне определенную функциональную нагрузку. Однако, буду-чи оформлены художественно, они одновременно служат и укра-шениями.
Рекомендуется, чтобы запонки и булавка для галстука состав-ляли единое целое по оформлению, т.е. комплект. Они не должны быть слишком крупными, вычурными, должны быть выполнены только из натуральных материалов - серебро, золото, перламутр, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни (бриллиант, янтарь, тигровый глаз и т.д.).
Недопустимы запонки и булавки из пластмассы и т.п. матери-алов, имитирующие натуральные камни.
Парфюмерные и косметические средства, используемые дело-вым мужчиной, должны быть одного наименования (одной "ли-нии"); запах должен быть сведен к минимуму, даже если это изде-лия дорогой и модной парфюмерной фирмы.
Прическа делового мужчины - по моде, но в умеренном ее выражении; например, если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника сорочки.
Абсолютно недопустима для делового мужчины серьга (серьги) в ухе.
Современный деловой этикет отрицательно относится также к бороде и усам как элементам внешнего вида.
Некоторые фирмы даже предусматривают это в Правилах внутреннего распорядка: "Ношение бороды и усов допускается только в случае, если таковое обусловлено справкой от врача (о том, что коже противопоказано ежедневное бритье). Но в этом случае есть ограничения - борода должна быть аккуратно под-стрижена, а кончики усов - не ниже углов рта".
К рукам делового человека предъявляются требования чисто-ты, аккуратности, опрятности. Лак на ногтях недопустим.
Одежда для деловых приемов, так же как и повседневная де-ловая, отличается консервативностью, приверженностью к тра-дициям.
На все виды приемов, начинающихся до 19 часов (рабочий завтрак, завтрак, коктейль и т.п.), рекомендуется одноцветный костюм неяркого тона; чем ближе к вечеру, тем костюм темнее.
На деловые приемы, начало которых назначено на 19 часов (или позже), принято одевать костюм темного цвета; это вполне может быть черный костюм.
Более нарядная одежда для вечернего приема - смокинг; обыч-но в приглашении это указывается отдельной строкой. Сорочка - белая, галстук - неяркой расцветки или галстук-бабочка. Цвет галстука должен гармонировать с цветом костюма.
Обувь - черные полуботинки, к смокингу - лаковая обувь. Если прием проходит летом, то к одноцветному костюму не-ярких тонов допускается темная цветная обувь гармонирующего с костюмом цвета.
Следует напомнить еще о том, что цвет, плотность и фактура ткани костюма должны соответствовать времени года и климату региона.
Деловой мужчина, кроме обычной повседневной деятельнос-ти и участия в деловых приемах, занимается спортом и посещает различные спортивные мероприятия, клубы.
Для этого используется одежда: костюм для week-end и кос-тюм спортивного типа.
Костюм для week-end состоит из брюк спортивного типа (из вельвета, другой рыхлой ткани - букле, твид) и куртки или пуло-вера, заменяющих пиджак. Сорочка - также спортивного типа -цветная, в клетку или с другим рисунком. Галстук может отсут-ствовать, так как с такой сорочкой он мало совместим, но если постараться, можно подобрать галстук (который с деловой одеж-дой не носится) в виде узкого шнурка, кожаный и т.п. Сорочка может быть заменена легким свитером, называемым "водолазкой". Обувь в этом случае, кроме кожаной, может быть замшевой, вельветовой; фасон обуви - спортивный (например, линия мока-син на обуви подчеркивает ее неделовой характер). Одежда для week-end широко используется для поездок за город, экскурсий и других мероприятий, проводимых при деловых встречах и пере-говорах.
В тех же случаях может быть использован спортивный костюм.
Пиджак такого костюма имеет спортивный стиль, например четыре накладных кармана со складочками, пояс-хлястик сзади; ткань довольно толстая (букле, твид, вельвет; допускается кожа).
Брюки - из однотонной ткани, гармонирующей по цвету и рисунку, т.е. гладкой фактуры. Жилет - однотонный, поскольку пиджак - из рыхлой и пестроватой ткани. Но жилет можно заме-нить пуловером или джемпером. Если его ворот достаточно вы-сок и плотно прилегает к горлу (водолазка) -сорочка не требует-ся. В других случаях одевается сорочка гармонирующих цветов, но совсем не обязательно только белая или светлая; сорочка мо-жет быть насыщенных оттенков. Галстук отсутствует.
Брючный ремень может иметь украшения в виде металличес-ких и иных узоров на самом ремне, а также в виде массивной или фигурной пряжки.
Обувь - спортивная, о ней говорилось выше. Носки - в тон обуви, но допускается рисунок на носках, и не только в виде по-лосок, но и в виде фигурок и тому подобных украшений.
Костюм для week-end и спортивный костюм широко исполь-зуются в деловой жизни, так как деловые встречи и переговоры часто сопровождаются спортивными мероприятиями - игрой в гольф, теннис и т.п., поездками на экскурсии, загородные пикни-ки, выездами на барбекю (шашлыки) и т.п.
Во внешнем облике делового мужчины недопустимы:
короткие носки, оставляющие часть ноги обнаженной, ког-да человек сидит "нога на ногу";
несвежий носовой платок;
полуоторванные пуговицы;
мятый костюм;
несвежая сорочка;
криво завязанный галстук;
нечищеная обувь;
жилет ручной вязки;
шарф ручной вязки;
несвежая лента на шляпе;
яркие, кричащие цвета деталей одежды;
цветовые контрасты в одежде.
В заключение следует сказать о стиле одежды.
Стиль - самая неуловимая, трудно определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида. Можно дать такое определение стиля: стиль - это соответствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей де-лового костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особен-ностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.), кроме того, отдельные части туалета (сорочка, костюм, плащ) должны нахо-диться в соответствии друг с другом - по стилю, фасону, цвету, фактуре ткани.
Жесты и движения делового человека
Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.
В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут как подчёркивать достоинства человека, так и сводить к нулю самые лучшие черты.
Иногда человек ведёт себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Быть естественным - одно из главных условий делового человека, так как попытка выглядеть иначе наиболее заметна со стороны.
Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет.
Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабить в часы досуга, но в рабочее время подтянутость - неотъемлемая черта бизнесмена.
Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.
Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант - размеренные движения, прямая осанка.
Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край, не рекомендуется облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взявшись за спинку.
Привычки машинально раскачивать ногой, ёрзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к разряду "неудобных". Это может быть воспринято как нежелание продолжать разговор и др. Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость.
Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор.
Поднятые плечи или втянутая голова означают напряжённость, производят впечатление замкнутости.
Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создаёт впечатление, что человек внимательно слушает.
Не стоит делать то, что может быть рассуждено как затягивание времени в разговоре (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит попыткой уйти от ответа.
Телефонные переговоры. Считается, что самое простое в деловом общении - телефонный разговор. На самом деле это далеко не так. Звонок по телефону должен так же подчиняться требованиям краткости, как деловая переписка и отправка факса.
Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если на месте нет того абонента, с которым Вы хотели связаться, то представляться не обязательно. Достаточно будет поздороваться и попросить пригласить к телефону интересующего Вас человека. Если его нет - узнать, когда он будет на месте, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Не нужно долго держать трубку, если на другом конце никто не отвечает. Не стоит спрашивать, с кем Вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли Вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.
Поручать сотруднику или секретарю дозвониться до интересующего вас человека позволительно.
Если к телефону просят Вашего коллегу, то нельзя выяснять, кто его спрашивает.
Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточнить, тот ли это номер, что Вам нужен.
В том случае, если Вы очень заняты, то телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.
Заканчивает разговор тот, кто позвонил.
Этикет общения за столом. Поведение в ресторане имеет ряд специфических особенностей.
Например, если Вы идёте в ресторан со своей спутницей, и решение это возникло спонтанно, то мужчина находит свободные места. Если же встреча была назначена заранее, то мужчина должен прийти немного раньше женщины, раздеться в гардеробе и узнать у официанта, где находится заказанный столик. Все это необходимо делать до прихода приглашенной дамы. После это Вы встречаете женщину, помогаете ей раздеться и провожаете в зал.
Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркало.
Перед зеркалом можно только поправить прическу, одежду, это касается и мужчин, и женщин. Дефекты одежды и прически устраняются в туалете.
В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает её, показывает места и помогает занять самое удобное место.
Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены - лицом к залу, в середине зала - лицом ко входу.
Мужчина садится после того, как села дама.
Не стоит садиться за столик к знакомым, если они первыми Вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за другой столик.
Если Вы подсаживаетесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита.
Меню мужчина должен предложить женщине или прочесть сам. Если Вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, и заказывает каждый индивидуально.
Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего дождаться, когда официант будет поблизости от Вас, и жестом показать, что он Вам нужен.
Сидя за столиком нельзя причесываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами.
Считается нетактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Встать нужно, если завязался разговор.
Не надо читать в ресторане ничего, кроме меню.
Если Вы пришли со спутницей, и если стол большой, женщину следует посадить справа от себя, если стол маленький, то напротив.
В большой компании рассаживаться следует с учётом круга интересов и возраста (при условии, что это не банкет).
Если Вы пришли в компании, но без спутницы, то уделяйте внимание женщине, сидящей справа от Вас. На танец можно пригласить всех женщин. Если вы приглашаете на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать её на танец более двух раз.
Во время танцев нельзя курить. Разговаривать желательно, но не обязательно. В случае, если женщина находится в ресторане со своим спутником, необходимо спросить у него разрешения пригласить даму на танец.
Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор встречи.
Расчет производится, когда все закончили есть.
При оплате счета обычно придерживаются следующих правил:
· если приглашение в ресторан исходило от одного человека, то обычно расплачивается он.
· мужчина платит за приглашенную женщину. Однако женщина может расплатиться сама за себя.
· если решение пойти в ресторан родилось в компании, то порядок расчета необходимо оговорить заранее. Можно оплатить "в складчину", либо каждый за себя.
Недопустимо вести какие-либо дискуссии на эту тему после того, как счет уже оплачен.
Требуемая сумма кладется на тарелочку, на который подан счет. Не привлекайте внимания к себе, когда Вы расплачиваетесь - это некрасиво. Мужчина должен помочь даме одеться.
Желательно проводить женщину до дома.
Никогда не следует предлагать даме левую руку.
Беседа за столом
Наиболее общее правило - говорить за столом нужно о чём-либо спокойном, не следует затрагивать острых тем, предпочтительна остроумная и легкая беседа. За столом принято говорить на темы, повышающие аппетит.
Не стоит затрагивать вопрос о стоимости блюд и напитков.
За столом считается невежливым шептать на ухо вашему собеседнику.
Беседовать за столом желательно не только со своим партнером, но и с ближайшими соседями. Любую беседу нужно вести так, чтобы не мешать еде.
Если необходимо что-либо сказать другому лицу, сидящему за вашим соседом, то говорят за его спиной. Разговор "через соседа" не должен быть долгим, он может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы, но всё это в случае необходимости.
Не дотрагивайтесь до собеседника с целью привлечь его внимание.
Если во время беседы Вы хотите чихнуть, постарайтесь сделать это негромко и извиниться перед своим собеседником. Если же чихнул кто-нибудь из присутствующих, оставьте это без внимания, не нужно говорить: "Будьте здоровы!"
Не поворачивайтесь спиной, если намерены поговорить с соседом.
В беседе не стоит рассказывать о причинах, побуждающих не есть какое-либо блюдо - достаточно отказаться.
Самое подходящее время для того, чтобы произнести застольную речь или тост - перерыв или пауза между блюдами, когда присутствующие за столом не едят. Речь не должна быть долгой или слишком вычурной. Человек, который хочет взять слово, встает, слегка стучит по своей рюмке для того, чтобы привлечь внимание гостей и начинает говорить. Застольная речь заканчивается тостом.
Перед началом речи говорящий может попросить наполнить рюмки.
Невежливо продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, как кто-нибудь говорит речь. Слушать надо молча.