Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности
Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ
курсовая работа
О Г Л А В Л Е Н И Е
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………3
1.1. Оздоровительное и прикладное
значение ориентирования…………………………….3
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ
СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ
ОРИЕНТИРОВАНИИ…………………………………8
2.1. Обоснование типа местности для проведения
соревнований по ориентированию……………………8
2.2. Обоснование оптимального числа контрольных
пунктов…………………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...29
ГЛАВА I
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования
По своему воздействию на организм занимающихся ориентирование занимает
важное место в числе других видов спорта. В работах, в той или иной степени
характеризующих эффективность занятий ориентированием, можно условно
выделить следующую тематику:
1. Обоснование влияния длительного бега на сердечно-сосудистую и
дыхательную системы занимающихся.
2. Оздоровительная направленность занятий на открытом воздухе.
3. Воздействие занятий ориентированием на уровень физической
подготовленности и уровень развития психических качеств.
4. Влияние занятий ориентированием на формирование познавательных
интересов, уровень картографических знаний, успешность освоения курса
географии в школе.
5. Значение занятий ориентированием в военно-прикладной и
профессионально-прикладной подготовке.
Высокая эффективность различных форм занятий физическими упражнениями
на открытом воздухе отмечена многими авторами. Изучено влияние таких
занятий на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность
детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста
/11,16,34,40/.
Положительное влияние занятий физическими упражнениями на открытом
воздухе на примере студентов выявили Р. С. Деметер /10/, Н. В. Петров
/35/. Авторы единодушно отмечают повышение умственной
работоспособности на 10-12%, снижение числа респираторных заболеваний до
50%, улучшение показателей физического развития и физической подготовленно-
сти на 16-70%. Кроме того, доказано, что свежий воздух оказывает
закаливающее воздействие на организм занимающихся, повышает его имунно-
биологическую активность. Выявлено также улучшение показателей некоторых
свойств внимания /35/. Даются рекомендации увеличить продолжительность
занятий на свежем воздухе до 90 мин.
Вместе с тем, мы не встретили работ, которые бы оценивали
эффективность занятий ориентированием именно с этой точки зрения, однако
подтверждением сказанному могут быть данные изменения МПК у ведущих
ориентировщиков Дании, Швеции, Норвегии. Потребление кислорода достигает 80
мл/кг у мужчин, 57-61 мл/кг у женщин /4 /.
На основании сравнения МПК у представителей разных видов спорта B.
Saltin /43/ пришел к выводу, что в “табеле о рангах” ориентировщики
занимают третью позицию, немного уступая спортсменам, специализирующихся на
лыжных гонках и беге на длинные дистанции.
Анализ литературы /3,8,9,28,27,23,29/ показал, что спортивное
ориентирование как средство направленного формирования и повышения
физической подготовленности и уровня развития физических качеств у
школьников и взрослых используется давно. Однако конкретные цифры,
отражающие эффективность применения ориентирования в повышении двигательной
подготовленности человека, получены только в последние годы.
Так, например, В. Д. Гаврилов /8/ отмечает, что в возрасте 13-16 лет
занятия ориентированием способствуют повышению уровня развития большинства
физических и психических качеств.
В. И. Горбачев /9/ определил влияние занятий ориентированием на 150
школьниках по тестам школьной программы физического воспитания. Автор
отменил в экспериментальной группе значительное улучшение элементарных форм
быстроты и динамометрии ( прирост составил 31-44%), точностных
характеристик – 49-53%, физической работоспособности – 48%.
Ф. Д. Мухамитянов /29/ на примере школьников-старшеклассников
показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование
психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти и морально-
волевых качеств.
Г. Э. Максименко /23/ получил прирост показателей физического
развития и физической подготовленности за три месяца занятий
ориентированием. За это время улучшились: ЖЕЛ – на 200 см3 у мужчин и на
100 см3 у женщин, суммарная динамометрия кистей возросла соответственно на
500 г и на 1 кг. В беге на 100 м улучшение составило – 0,6 и 0,4 с, а
расстояние, пробегаемое за 1 час (показатель выносливости), у мужчин
увеличился с 8,6 до 10,6 км и с 7,2 до 7,7 км у женщин.
Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо
с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству
технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию
этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр /12,30/. Не случайно
разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию
способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления,
показателей глазомера /13,38,28,27/.
По данным венгерских ориентировщиков /31/, проводивших оценку
наблюдательности спортсменов различной квалификации с помощью лабиринтов
Кворри, новички заканчивали упражнение со всеми четырьмя лабиринтами за 4
мин, разрядники – за 2,5 мин, мастера – за 2 мин.
Е. С. Приймак /38/ установил, что уровень развития глазомера зависит
от квалификации и у опытных ориентировщиков он значительно выше, чем у
новичков.
Отмечается также, что занятия ориентированием способствуют развитию
внимания и памяти /78,28,139/. Выявлена прямая зависимость от квалификации
в показателях переключения внимания /7/.
Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного
пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М.
Магомедов /20/ у детей 10 лет после года занятий ориентированием.
А. Л. Моисенков, А. Д. Ганюшкин /28/ изучали объём наглядообразной
памяти у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации и стажа и
обнаружили статистически достоверные различия как по квалификации (выше в
группе МС), так и по стажу занятий ориентированием (выше в группе со стажем
занятий более четырех лет).
Не менее важно использование практических умений и навыков
ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это
обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии
/1,26,22,19,21,25,24/.
В. В. Кочергин /17/ отметил улучшение успеваемости на 1 балл,
появление устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Однако, наряду с этим, выявился низкий уровень картографической подготовки
школьников, который, по мнению автора, не соответствует значению карты в
жизни общества.
Влияние занятий ориентированием на военно-прикладную подготовку,
отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д. Штакельбергом
/41,32,6,33/, не устарело и в наши дни. Более того, по мнению С.Ф.
Богатова, О. И. Крюкова /2/, оно возрастает: “Занятия спортивным
ориентированием обеспечивает подготовку офицеров, сержантов и солдат,
способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых
сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в
лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия.
Поэтому ориентированием должен в первую очередь овладеть личный состав
разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, которым
предстоит действовать мелкими группами в тылу врага в отрыве от своих
войск” /2, c. 4/.
Большое значение в настоящее время приобретает профессионально-
прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов
спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки
будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и
геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /14,15,41,4/.
Например, В. И. Ильинич /14,15/, С. А. Полиевский с соавторами
/37/, И. Б. Черкасова /41/ считают, что в профессиональную подготовку
студентов землеустроительного и геодезического факультетов, студентов
горных специальностей и геологических факультетов, учащихся горных ПТУ
необходимо включить занятия ориентированием.
В. Д. Воронич /4/ при проведении зимней полевой практики студентов –
будущих учителей географии использовал спортивные карты, ,элементы и приемы
ориентирования при освоении тем теоретического раздела программы. Автор
отметил, что студенты, ранее занимавшиеся ориентированием, лучше справились
с предложенными видами работ.
Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая
оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на
местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в
сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной
деятельности каждому человеку.
ГЛАВА II
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ
УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по
ориентированию
Одним из важных элементов, определяющим уровень результатов в
соревнованиях по ориентированию, является соответствие типа местности
уровню подготовленности участников.
В настоящем разделе предпринята попытка обоснования типа местности для
соревнований по ориентированию.
Различное сочетание признаков, характеризующих сложность местности, по
А. К. Кивистику /18/, позволяет выделить более 30 самостоятельных типов.
Однако, как показал проведенный анализ, в практике проведения соревнований
используются не более 26, при этом соревнования проводятся на местности
различного типа, прежде всего, в зависимости от возраста и пола участников.
Типы местности, встречающиеся на практике проведения соревнований по
ориентированию среди новичков и спортсменов массовых разрядов, представлены
в таблице 1. Как видно из данных таблицы, частота тех или иных типов
местности в соревнованиях для различных возрастно-половых групп не
одинакова. Наиболее четко выражено усложнение местности по рельефу. Для
мальчиков 10-13 лет отмечается более равномерное распределение числа
соревнований с применением местности различного рельефа: непересеченная –
23,8; умеренно пересеченная – 28,6; слабо пересеченная – 23,8; сильно
пересеченная – 23,8; 14-15 лет соответственно: 16,7; 25,0; 33,3; 25,0%. То
есть, для этого возраста соревнования чаще всего
Таблица 1
Частота применения различных типов местности
в зависимости от возраста и пола, %
|Тип |Возрастно-половые группы |
|местности | |
|(по А.К. | |
|Кивистику, | |
|1973) | |
| |10-13 |14-15 |16-17 |18-39 |
| |лет |лет |лет |лет |
| | |10-13 |14-15 |16-17 |18-39 |
|Без разряда |М |83,1ж |54,0 |24,6 |52,4 |
| | |0,7 |2,7 |4,3 |1,5 |
| |Ж |78,7 |57,1 |26,4 |66,7 |
| | |1,3 |3,1 |7,0 |0,2 |
|III юношеский|М |77,9 |55,4 |- |- |
| | |2,7 |6,7 | | |
| |Ж |56,8 |59,3 |- |- |
| | |5,2 |8,4 | | |
|II юношеский,|М |39,1 |30,1 |38,7 |21,5 |
| | | | | | |
|III разряд | | | | | |
| | |7,7 |10,7 |5,1 |10,2 |
| |Ж |86,8 |51,3 |38,0 |82,0 |
| | |7,7 |5,9 |10,5 |3,3 |
|I юношеский, |М |60,2 |67,3 |58,9 |46,0 |
|II разряд | | | | | |
| | |4,6 |7,1 |4,7 |7,2 |
| |Ж |97,4 |81,1 |41,0 |74,6 |
| | |0,9 |4,0 |19,4 |5,3 |
|I разряд |М |- |- |62,2 |48,6 |
| | | | |6,9 |8,2 |
| |Ж |- |- |54,8 |51,8 |
| | | | |21,2 |9,8 |
|Кандидаты и |М |- |- |- |35,0 |
|Мастера | | | | | |
|спорта | | | | | |
| | | | | |5,4 |
| |Ж |- |- |- |13,8 |
| | | | | |9,5 |
|Мастера |М |- |- |- |38,4 |
|спорта | | | | | |
| | | | | |17,1 |
| |Ж |- |- |- |15,4 |
| | | | | |12,8 |
Ж/ Верхнее значение – показатель силы влияния ( );
Нижнее – предельное отклонение (±);
Примечание: все значения величины ђ статистически достоверны
(Р 0,01-0,05)
[pic]
[pic]
Приведенные результаты позволяют говорить об очень высокой степени
влияния разнообразия местности на вариацию результатов в ориентировании у
женщин и о более низкой физической подготовленности девочек, девушек и
женщин массовых разрядов по сравнению с мужчинами.
Возрастная динамика показателя силы влияния фактора ТМ на результаты
в ориентировании показана на рисунках 3 и 4.
В группе новичков этот показатель с возрастом снижается идентично как
у мужчин, так и у женщин (сплошная линия) и к 16-17 годам достигает 24,6
(юноши) и 26,4% (девушки). Далее в возрастной группе 18-39 лет величина ђ
снова увеличивается до 52,4% (мужчины) и до 66,7% (женщины).
Таким образом, в результате проведенных исследований получены данные,
позволяющие сделать заключение:
- тип местности достоверно по всем возрастно-половым группам
определяет вариативность результатов в соревнованиях по ориентированию, эта
зависимость проявляется по-разному в зависимости от квалификации и пола
участников;
- фактор ТМ оказывает более сильное влияние на вариацию результатов в
массовых соревнованиях II-III разрядов и менее значим у
высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков;
- показатель силы влияния фактора ТМ на вариацию результатов в
ориентировании снижается у женщин от 10 до 17 лет, а с 18 лет повышается до
исходных величин (новички) и также значительно увеличивается в группе
массовых разрядов (III разряд – до 82%, II разряд – до 74,6%). У мужчин
показатель силы влияния фактора ТМ в группах III, II и I разрядов с
возрастом изменяется незначительно;
- при выборе местности для соревнований по ориентированию необходимо
учесть, что фактор ТМ наиболее значим для детей до 15 лет и взрослого
населения в возрасте 30-39 лет.
Изложенное выше позволяет считать, что при проведении соревнований по
ориентированию необходимо ввести условия, определяющие наиболее
предпочтительный тип местности. Такие условия необходимы для того, чтобы
разработать сопоставимые критерии оценки достижений – нормативы в этом виде
испытаний.
В основу методики выбора типа местности легло предположение в том,
что оптимальной местностью является та, на которой будет показана
наименьшая вариативность результатов вокруг средней величины. Решение
данной задачи осуществлялось с помощью вычисления коэффициента вариации (
ђ ), характеризующего вариативность результатов по каждому типу местности.
Рассчитанные величины коэффициента вариации (в %) представлены в
таблице 10, в зависимости от основного признака – рельефа – отражены на
рисунках 5 и 6.
Низкие значения коэффициента выявлены в соревнованиях с применением
слабо и умеренно пересеченной местности. Например, у юношей 16-17 лет
вариация результатов колеблется в пределах от 9,2 до 16,2%, у мужчин 18-29
лет: от 9,4 до 18,5%. Причем, наименьшие значения отмечены на местности
типа 3.31 (умеренно пересеченная, закрытая, сухая).
Следует отметить большую, по сравнению с мужчинами, амплитуду
колебания результатов у женщин: от 8,6 до 36,9%. Особенностью является
также то, что как у мужчин, так и у женщин выявлена большая вариативность
результатов на непересеченной местности (1,45-28,2%).
Таким образом, проведенный однофакторный дисперсионный анализ с
предварительным вычислением общей, межгрупповой и внутренней вариации
показал, что разброс результатов в соревнованиях по ориентированию в
значительной степени определяется типом местности, на которой эти
соревнования проводятся. Как показали исследования, в группе новичков
фактор ТМ определяет вариативность результатов у 16-17-летних на 24,6-
26,4%, у взрослых: 52,4-66,7%. Вычисление средних показателей коэффициента
вариации на II типах местности также показало, что у 16-17-летних юношей и
девушек влияние типа местности на результаты меньше, чем у взрослых (юноши
– 16,6; девушки – 19,6%; 18-29 лет: мужчины – 18,0; женщины – 25,7%).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что для соревнований по
ориентированию наиболее пригодна местность типа 2.21, 2.22, 2.31, 3.21,
3.31, то есть слабо и умеренно пересеченная по рельефу, полуоткрытая и
закрытая по проходимости, сухая или с небольшими заболоченными участками по
характеру грунта. Наиболее универсальной местностью, пригодной для всех
возрастно-половых групп, является слабо пересеченная, полуоткрытая и сухая
местность (2.21), имеющая наименьший средний коэффициент вариации по всем
возрастно-половым группам, который не превышает 11,5%. Ближайшее наименьшее
среднее значение коэффициента вариации по всем четырем возрастно-половым
группам выявлено на местности типа 2.22 (слабо пересеченная, полуоткрытая,
болотистая) – 13,1%, но это значение достоверно больше (Р 0,05), чем на
местности предыдущего типа.
2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов
Как во всех циклических видах спорта, основная нагрузка в
ориентировании определяется длиной дистанции (объём) и временем ее
преодоления (интенсивность).
Однако, в ориентировании, соотношению двух основных компонентов
нагрузки сопутствуют еще несколько других, а именно: особенности
планирования дистанции и постановки контрольных пунктов, тип местности,
число контрольных пунктов и т.п. Эти специфические компоненты могут в
значительной степени влиять на истинную длину дистанции и эффективную
скорость бега, тогда как физическая скорость бега может и не изменяться.
Исходя из этого, мы предположили, что технической сложностью дистанции
можно в некоторой степени управлять не только качеством постановки, но и
изменением числа КП, тем самым изменяя количество применяемых технико-
тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции.
Для того, чтобы выявить количественные характеристики этой зависимости
и обосновать оптимальное число контрольных пунктов на дистанции
ориентирования, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Выявить корреляционную зависимость между затратами времени на
преодоление дистанции в ориентировании и числом КП.
2.Исследовать соотношение элементов соревновательной деятельно-
сти (СД) в ориентировании в зависимости от числа КП.
3.Изучить зависимость удлинения маршрутов при выборе путей движения
от числа КП.
В таблице 3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о высокой
зависимости скорости движения в беге с ориентированием от числа КП.
Таблица 3
Динамика результатов бега с ориентированием в зависимости
от числа КП на дистанции
|По|№ |Исследуемые |Число контрольных пунктов |
|л |п/п|параметры | |
| | | |3 |5 |7 |9 |
|Мужч|1 |Число КП на 1 км |0,75 |1,25 |1,75 |2,25 |
|ины |2 |Удлинение пути движения | | | | |
| | |на 1 км %|30,8 |29,1 |20,0 |18,2 |
| | | |308 |291 |200 |182 |
| | |м | | | | |
|Женщ|1 |Число КП на 1 км |0,85 |1,42 |2,0 |2,57 |
|ины |2 |Удлинение пути движения | | | | |
| | |на 1 км %|22,5 |24,6 |17,0 |16,6 |
| | | |225 |246 |170 |166 |
| | |м | | | | |
В результате полученных данных выявлены следующие закономерности:
1. Величина коэффициента удлинения пути (Кпути) [1] при всех значениях
КП меньше у женщин, чем у мужчин.
2. При уменьшении числа КП с 7 до 5 отмечается значительное увеличение
Кпути ( на рис. 8 показано стрелкой).
[pic]
Большие (до 30,8%) увеличения маршрутов на дистанциях с числом КП 0,75-
0,85 на каждый километр дистанции вызваны особенностями выбора пути
движения при прохождении длинных (до 800 м) этапов. Дальнейшее увеличение
длины этапа не влечет за собой большого изменения Кпути. Напри-
мер, при уменьшении числа КП с 1,42 до 0,85 (женщины) удлинение пути даже
сократилось на 2,1%.
Таким образом, основываясь на результатах анализа путей движения
участников массовых соревнований, можно сделать вывод о том, что на
дистанциях ориентирования целесообразно устанавливать не меньше 1,42
(женщины) и 1,25 (мужчины) КП на каждый километр дистанции. Дальнейшее
уменьшение числа КП не рационально и ведет к значительному снижению числа
применяемых технико-тактических приемов ориентирования при прохождении
дистанции (время на остановки и ходьбу с ориентированием уменьшается до
25,2 – мужчины, 14,2% - женщины и увеличивается процент времени,
затрачиваемый на чистый бег без ориентирования – до 81,2%). Это снижает
качество оценки главного показателя – умения ориентироваться.
Длину дистанции по ориентированию принято целесообразным
устанавливать по нижней границе правил соревнований по спортивному
ориентированию /39/ с тем, чтобы была возможность выполнять спортивные
разряды. Поэтому, с учетом принятой длины предлагаются следующие граничные
значения числа КП в соревнованиях по ориентированию (таблица 6).
Таким образом, по данным анализа соотношения элементов
соревновательной деятельности, а также величин удлинения путей движения в
зависимости от изменения числа КП, определены критерии для установления
граничных значений числа КП отдельно для мужчин и женщин. С учетом принятой
для соревнований по ориентированию длины дистанции установлены конкретные
значения числа контрольных пунктов, находящиеся в границах предельно
допустимых величин, которые можно рекомендовать для дистанций
ориентирования.
Таблица 6
Рекомендуемое количество КП на дистанциях ориентирования
|Возраст |Пол |Длина |Предельные |Рекомендуемое |
|(лет) | |дистанции |значения числа КП |число КП |
| | |(км) | | |
| | | |Миним. |Максим. | |
|16-17 |ю |4 |5 |9 |7 |
|16-17 |д |3 |4,2 |7,7 |5 |
|18-29 |м |5 |6,2 |11,2 |8 |
|30-39 |м |4 |5 |9 |7 |
|18-29 |ж |3 |4,2 |7,7 |7 |
|30-39 |ж |3 |4,2 |7,7 |7 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке. –
География в школе, 1965. N 5, с.12-15.
2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е изд. –
М.: Воениздат, 1982. – 102 с.
3. Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения ориентирования
на местности в группах здоровья. – Теория и практика физической культуры,
1967, N 12, с. 59-61.
4. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. –
Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1983. – 108 с.
5. Воронич В.Д. Роль спортивного ориентирования в подготовке студентов
естественно-географического факультета к будущей профессиональной
деятельности. – В кн.: Совершенствование физкультурно-массовой и спортивной
работы со студентами вузов в свете требований постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года “О дальнейшем подъеме
массовости физической культуры и спорта”: Тез. докл. науч.-метод. конф.
(Ижевск, июнь 1983 г.). Ижевск: УдГУ, 1983. с. 94-95.
6. Вьюнков В.Н. Подготовка к массовым кроссам. - Теория и практика
физической культуры, 1941, N 3, с. 17-18.
7. Гаврилов В.Д. Качества, определяющие эффективность спортивной
деятельности в ориентировании на местности, и характеризующие их тесты /на
примере ориентировщиков юношеских разрядов/: - Автореф: дис. … канд. пед.
наук. – М., 1982. – 16 с.
8. Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет под
влиянием занятий спортивным ориентированием. – В кню: III Всесоюзная
конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября
1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 82-83.
9. Горбачев В.И. Спортивное ориентирование – эффективное средство
повышения двигательной подготовленности школьников. – В кн.: III
Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20
октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.
10. Деметер Р.С. Особенности учебно-тренировочных занятий легкой
атлетикой на открытом воздухе зимой в физкультурном коллективе: - Автореф:
дис. … канд. пед. наук. – М., 1955. – 25 с.
11. Зильбер А. Я. Эффективность круглогодичных учебных занятий по
физическому воспитанию в средне школе на открытом воздухе: Автореф. дис…
канд. пед. наук. – М., 1956. – 17c.
12. Зовут лесные стадионы. – Правда, 1984, 24 сентября.
13. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на
местности. - Теория и практика физической культуры, 1971, N 12, с. 26-28.
14. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов землеустроительного и геодезистского факультетов. – Теория и
практика физической культуры, 1973, N 4, c. 53-56.
15. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка
будущих агрономов. – Теория и практика физической культуры, 1980, N 1, c.
41-43.
16. Карманова Л. В. Содержание и методика ежедневных физкультурных
занятий на воздухе и их роль на физическое воспитание детей старшего
школьного возраста: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 27 с.
17. Кочергин В.В. Исследование взаимосвязи в преподавании географии и
туризма в школе. – В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых ГДОМФК им.
П.Ф.Лесгафта, Л.: 1971, c. 78-80.
18. Кивистик А.К. О теории подготовки дистанций спортивного
ориентирования /в заданном направлении/ и ее применении в Эстонской ССР: -
Автореф: дис. … канд. пед. наук. – Тарту., 1973. – 27 с.
19. Магде А.С. Организация и проведение факультативных занятий по
топологии в школе. – География в школе, 1970. N 6, с.12.
20. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников по
спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд. пед.
наук. – М., 1978. – 19 с.
21. Максимов Н.А. География в 5 классе: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1972. – 112 с.
22. Максимов Н.А. Вычерчивание плана пришкольного участка. – География
в школе, 1967. N 4, с.6.
23. Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием на функциональное
состояние организма. – Теория и практика физической культуры, 1983, N 12,
с. 30-31.
24. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических
знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
25. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. – М.:
Просвещение, 1972. – 67 с.
26. Малахов Н.В. О картографической подготовке учащихся. – География в
школе, 1966, N 8, c. 11.
27. Моисеенко А.Л. Определение зрительной памяти у спортсменов-
ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1974, N 4, c. 58.
28. Моисеенко А.Л. , Ганюшкин А.Д. Исследование наглядообразной памяти
у занимающихся спортивным ориентированием. – Теория и практика физической
культуры, 1971, N 9, c.70.
29. Мухаметянов Ф.Д. Спортивное ориентирование как эффективное
средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите Родины. -
В кн.: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и
школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983,
c. 84-85.
30. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-
ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1978, - 112 с.
31. Огородников Б.И. и др. Сборник задач и упражнений по спортивному
ориентированию – М.: Физкультура и спорт, 1980, - 72 с.
32. Озолин Н.Г. Спорт на местности. – Теория и практика физической
культуры, 1941, N 4, с. 9-10.
33. Озолин Н.Г. Спорт на местности. Пособие для инструкторов
физической культуры, комсомольского и физкультурного актива. – М.:
Физкультура и спорт, 1943. – 183 c.
34. Первов Г.А. Исследование эффективности и особенностей методики
круглогодичных занятий по физической культуре в школе на открытом воздухе
/на материалах школ Кустанайской и Запорожской областей/: - Автореф: дис.
… канд. пед. наук. – М., 1972. – 18 с.
35. Петров Н.В. Обязательный курс физического воспитания студентов
вузов в условиях открытого воздуха /разработка методики и ее исследование/:
- Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1959. – 19 с.
36. Плохинский Н.А. Биометрия. –М.: МГУ, 1970, с. 62-76.
37. Полиевский С.А., Сидоренко Н. Я., Кедрова Г.М. Профессионально-
прикладная подготовка, как средство повышения эффекимвности
производственной практики учащихся горных ПТУ. Теория и практика физической
культуры, 1975, N 9, с. 52-54.
38. Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спорсменов-
ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N 6, c.17-
19.
39. Спортивное ориентирование: Правила соревнований. – М.: Физкультура
и спорт, 1983. – 88 с.
40. Фатеева Л.П. Повышение физической подготовленности младших
школьников на уроках физической культуры на открытом воздухе /в услови
ях нечерноземной полосы РСФСР/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М.,
1977. – 26 с.
41. Черкасова И. Б. Альпинизм, туризм и ориентирование как составные
части профессионально-прикладной подготовки студентов горных
специальностей. – В кн.: Вопросы физического воспитания студентов, Лю: изд.
Ленинградского университета им. А.А. Жданова, 1970, вып. XII, c. 71-72
42. Штакельберг Л.Д. О физкультурной работе школы в связи с введением
начальной допризывной подготовки учащихся. - Теория и практика физической
культуры, 1940, N 11, с. 10-11.
43. Saltin B. Talingserienterung, del II. Kondition och
lopteknikraning, Stockholm, SOFT.
-----------------------
[1] Величина, характеризующая увеличение маршрутов при выборе путей
движения. За единицу принят путь движения идеального ориентировщика – по
прямой /157, с. 76/