Определение затрат на качество

Определение затрат на качество

Определение затрат на качество.

Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от

правильного решения которой зависит определение их состава и требовании к

организации учета, анализа и оценки.

Основным требованием к классификации является наиболее полный охват

всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их

полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер

процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все

стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать

максимально возможное число признаков.

На основе обобщения публикаций отечественных и зарубежных специалистов,

а также исследований, проведенных авторами, была разработана классификация

затрат (таблица). В соответствии с ней классификационные группы затрат

формируются по различным аспектам в зависимости от конкретных условий и

требований. Эти группы можно рассматривать как модели состава затрат.

Классификация затрат по целевому назначению соответствует современному

пониманию деятельности предприятия в области качества согласно

международно-признанному содержанию терминов «обеспечение качества»,

«улучшение качества» и «управление качеством».

Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты,

произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к

качеству продукции или услуг.

Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на

удовлетворение предполагаемых требований потребителя.

К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и

реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для

устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий

продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.

Исходя из требований стандартов ИСО семейства 9000 к различным

моделям системы качества, ведущее значение в рассматриваемой

классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение

качества, состав и структура которых могут включать отдельные элементы

затрат на улучшение качества и управление им.

Обобщенная классификация затрат на качество

|Признак классификации |Классификационная группа затрат |

|1) по целевому назначению |на улучшение качества |

| |на обеспечение качества |

| |на управление качества |

|2) по экономическому |текущие |

|характеру затрат |единовременные |

|3) по виду затрат |производительные |

| |непроизводительные |

|4) по методу определения |прямые |

| |косвенные |

|5) по возможности учета |поддающиеся прямому учету |

| |неподдающиеся прямому учету |

| |которые экономически нецелесообразно |

| |учитывать |

|6) по стадиям жизненного |на качество при разработке продукции |

|цикла продукции |на качество при изготовлении продукции |

| |на качество при использовании продукции|

|7) по отношению к |на качество в основном производстве |

|производственному процессу |на качество во вспомогательном |

| |производстве |

| |на качество при обслуживании |

| |производства |

|8) по возможности оценки |планируемые |

| |фактические |

|9) по характеру |по предприятию |

|структурирования |по производству |

| |по видам продукции |

|10) по объектам формирования|продукция |

|и учета |процессы |

| |услуги |

|11) по виду учета |оперативный |

| |аналитический |

| |бухгалтерский |

| |целевой |

По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и

единовременным.

К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение

оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для

улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав

материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и

технологии ее изготовления.

К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при

изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания

изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.

Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные

позволяет выявить их результативность.

К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых

достигается выполнение функции, связанных с обеспечением, улучшением и

управлением качеством.

Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или

излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не

следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции

или низкого качества се изготовления. Например, при высоком уровне

организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение

контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же

время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям

или дефектной продукции являются потерями.

По методу определения затрат они подразделяются на прямые и

косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены

по конкретному виду продукции или деятельности;

косвенные – по тому или иному принятому признаку. При организации

учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно

было определить прямым счетом. Эта требование относится также к следующей

классификационной группе, так кок от полноты учета затрат зависит

возможность их правильною планирования, анализа и оценки.

Последующие классификационные группы показывают возможность (в

зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию

состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть

использованы при планировании затрат.

Практическая значимость любой классификации обусловлена правильностью

принципов, положенных в их основу. Именно с этой точки зрения

проанализируем различные классификации затрат на обеспечение качества.

Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в ряде случаев принципы

классификации их авторами не выделяются.

Примером, подтверждающим сказанное, является классификация

А.Фейгенбаума, представленная на схеме 1. Отсутствие принципа

классификации приводит к тому, что затраты, необходимые для обеспечения

качества (обозначены цифрами 1, 2) приравниваются к убыткам (обозначены

цифрой 3). При таком подходе невозможно оценить экономическую

эффективность затрат, которая определяется сравнением затрат и потерь.

Ведь увеличение затрат на обеспечение качества должно приводить к

сокращению абсолютных и удельных потерь от рекламаций и ликвидации

отклонений и несоответствий, выявленных в процессе изготовления продукции.

Схема 1

Классификация затрат на обеспечение качества А. Фегенбаума

Недостатки такой классификации затрат проанализированы японскими

специалистами [5], которые предлагают в ее основу положить принцип

полезности затрат, разделив их на две категории: расходы на проведение

работ по обеспечению качество и убытки, вызванные неудовлетворительной

деятельностью в области качества (схема 2).

Схема 2

Японский подход к классификации затрат на обеспечение качества

Японская модель кардинально отличается от американского подхода, так как в

ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на

деятельность по обеспечению качества и оценку ее результатов. Поэтому

расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение

стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем планируемого

увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение

несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на

оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая же

эффективность оценивается путем сравнениям затрат с затратами, а не затрат

с доходами.

Концепция, предложенная японскими специалистами, является более

обоснованной. Предусмотренный ею подход – его можно назвать

«управленческим» – позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в

экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает

ответы на принципиально важные вопросы; чем отличаются себестоимость

продукции от затрат на качество какую долю в себестоимости занимают

затраты на качество и т.п.

Весьма важным является также и то, что японская модель согласуется с

содержанием стандартов ИСО семейства 9000, регламентирующих требования к

видам деятельности в рамках системы качества. Поэтому «управленческое»

направление определения затрат на качество нуждается в дальнейшем

развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫОИ ЛИТЕРАТУРЫ

Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. – М.

Экономика, 1986 – С. 137 – 163.

J.M. Juran Quality Control, Handbook. NY, 1962.

Карлик Е.М., Демиденко Д.С. Затраты на обеспечение и повышение качества

продукции, их классификация // Стандарты и качества. – 1977 - №8 – С. 27-

29.

Карлик Е.М., Демиденко Д.С., Шкловский В.М. Затраты на повышение качества

продукции на машиностроительных предприятиях. – Л: ЛДНТП, 1979.

Накомуро Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества

продукции. – В сб.: Качество, торговля, экономика. – М.: Изд-во стандартов.

– 1970. – С. 23-31.

-----------------------

Обучение в области качества

Затраты на предупреждение дефектов 1

Расходы отдела качества

Рекламация

Дефекты

Проверка деятельности по обеспечению качества

Контроль и испытания

Затраты на оценку уровня качества 2

Затраты на обеспечение качества

Убытки от брака

3

Расходы на предупреждение дефектов

Убытки

Полезные затраты

Затраты на обеспечение качества

Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком