Организация бюджетного контроля

Организация бюджетного контроля

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

[pic]

РЕФЕРАТ

ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Выполнил:

студент третьего курса

юридического факультета

группы № 302

Шаповалов Роман Юрьевич.

Проверил:

Иванюженко Андрей Борисович

Санкт-Петербург 2002.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ…………………...…..4-23

СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ..…..4-6

КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ. ФОРМЫ

И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………...6-9

РЕВИЗИЯ – ВЕДУЩАЯ ФОРМА БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ…………….9-15

. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕВИЗИИ………………………………………..9-13

. ОРГАНИЗАЦИЯ И АКТЫ РЕВИЗИИ………………………………….13-15

ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ………………………………………...15-23

. ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО………………………………………………..15-17

. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА……… …………………17-19

. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО…..19-23

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

ВВЕДЕНИЕ.

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия

форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более

важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели

которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение

государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно

переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время

изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой

важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми

субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и

внебюджетными фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового

контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью,

значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в

процессе финансовой деятельности государства в период становления и

развития рыночных отношений в России.

Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения

поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и

формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации

всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей

системы.[1]

В данной работе я попытаюсь, в соответствии с тем опытом, который я

имею как студент третьего курса, а также действующим законодательством

Российской Федерации, рассмотреть, насколько мне позволят рамки реферата,

вопрос организации бюджетного контроля на территории Российской Федерации.

ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Как я уже отмечал, обязательным условием эффективного

функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый

контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по

управлению социально – экономическим развитием общества.

Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет

собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа

функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и

эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления

степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от

заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их

ликвидации.

Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического

контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых

государственными органами по проверке законности, целесообразности и

эффективности действий в образовании, распределении и использовании

денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов

самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет,

улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда

усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного

источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает

значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии

успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса

формирования и эффективного использования денежных средств.

Итак, задачами бюджетного контроля являются:

> обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

> соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

> контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

> проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и

средств внебюджетных фондов;

> улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

> выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

> контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

> проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и

других кредитных учреждениях;

> контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов

финансовой поддержки регионов;

> пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот,

государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи

отдельным категориям плательщиков или регионам;

> выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие

адекватных мер наказания к виновным лицам;

> проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с

целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный

сектор экономики, он, как видно из перечня задач распространяется и на

частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности

составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями

государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении

предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а

также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.).

Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-

налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово-

хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется

роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента

государственного контроля и управления.

Иными словами, объект бюджетного контроля – денежные отношения,

возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по

поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на

территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения

государством своих функций.

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:

> субъект контроля;

> объект контроля;

> предмет контроля;

> принципы контроля;

> методика контроля;

> техника и технология контроля;

> процесс контроля;

> сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

> результат контроля;

> принятие решения по результатам контроля;

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности

механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля,

от которых зависит эффективность проводимых контрольно – ревизионных

мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика

контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться

нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют

Финансовое (бюджетное, налоговое) право.[2]

КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ.

Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-

экономической жизни общества зависит от соответствующей организации,

видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

. государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами

государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и

общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед

бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

. ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными

управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен

кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности

от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется

расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку

бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд,

субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует

отметить, что в пореформенные годы значение данного вида контроля

снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления,

что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически

бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому

представляется целесообразным усилить эффективность и значение

ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля

являются: проверка законности финансово – хозяйственных операций,

произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной,

сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и

незаконного расходования материально – денежных средств и ценностей и

т. д.;

. общественный контроль осуществляется неправительственными

организациями и учреждениями;

. независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими

фирмами и службами;

. внутрихозяйственный контроль финансово – экономическими службами

предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает

финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату

налогов в бюджет и налоговое планирование;

. правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме

ревизий, судебно – бухгалтерской экспертизы и т. д.;

. гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их

налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче

налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета

(зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:

. предварительный, который осуществляется на стадии составления,

рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов

бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций,

субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия

законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит

предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного,

неэффективного, расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов

роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с

данными программ социально – экономического развития территорий и

страны в целом;

. текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного

контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов

бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления

нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм

и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы

оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При

этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без

текущего анализа посредствам которого выявляется уровень

собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер

бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы

регулирования и стимулирования социально – экономического развития

путем использования бюджетно-налогового механизма;

. последующий контроль проводится по окончании финансового года или

отчетного периода, при котором проверяется количественное и

качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение

намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по

расходованию государственных денежных средств, исполнение смет

бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных

от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных

бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность

произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной

базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным

контролем, который базируется на результатах контрольно –

аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного

периода.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и

методах их проведения.

Основными методами бюджетного контроля являются:

1. Документальная проверка. Проводится непосредственно

на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц.

Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского

учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность,

схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для

проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным

органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы,

свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных

объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что

они могут быть уничтожены, заменены и т. д.

2. Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения

контрольного органа на основе перечисленных выше документов. Основными

задачами такой проверки яаляются:

. получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет

расходов бюджетных учреждений, а также расчетов по налогам

налогоплательщиков;

. прием налогоплательщиков и распределителей бюджетных средств по

вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в

бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных

платежей, оставление индивидуальных и общих смет расходов

бюджетных учреждений;

. осуществление контроля за правильностью начисления финансовых

санкций к нарушителям бюджетно – налоговой дисциплины.

3. Обследование. Заключается в личном ознакомлении

контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово –

хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом

не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут

проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии,

проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса,

анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т. д.

4. Анализ исполнения доходной и расходной частей

бюджета всех уровней. Его роль в управлении государственными финансами и

финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально –

экономических процессов в обществе значительно возрастает. Научно

обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной

бюджетной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет

как активный инструмент государственного регулирования производственных

процессов.

РЕВИЗИЯ – ВЕДУЩАЯ ФОРМА БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕВИЗИИ.

Ревизия – наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного

контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-

хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также

работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета,

осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля,

направленных на установление обоснованности, целесообразности и

экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения

бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения

государственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в

целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Основными задачами ревизии являются:

1) соблюдение финансовой дисциплины;

2) экономическое и целевое использование бюджетных средств;

3) выявление резервов роста доходной базы бюджета и собираемости налогов;

4) сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное

использование;

5) своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса

и сметного финансирования;

6) правильность ведения бухгалтерского учета, составление отчетности;

7) пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов

нарушений.

Объектами ревизии выступают:

. государственные и территориальные органы власти и управления, их

структурные подразделения;

. производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с

государственным участием;

. предприятия, учреждения и организации всех форм собственности,

финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную

помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

. общественные неправительственные организации и учреждения;

. внебюджетные социальные фонды;

. предпринимательские структуры и физические лица в части получения

адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и

осуществления деятельности, регулируемой государством.

Важное теоретическое и практическое значение имеет правильная

классификация ревизии по определенным однородным признакам. Она позволяет

качественно и эффективно организовать и провести ревизию, унифицировать

терминологию, провести сравнительный анализ результатов ревизионной работа

и оценить наиболее приемлемые ее виды с точки зрения максимальной отдачи.

В специальной литературе проводится несколько признаков, по которым

классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из них:

. ведомственная принадлежность ревизуемых органов;

. полнота охвата деятельности ревизуемого объекта;

. глубина проведения ревизии;

. степень охвата данных;

. характер материала;

. отношение к плану проведения ревизии;

. очередность исследования одних и тех же документов.

По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают полные,

частичные, комплексные и тематические ревизии.

Полна документальная ревизия предполагает проверку всех сторон

финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная –

отдельных сторон или участков этой деятельности, либо определенных статей

затрат.

Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии,

включающие все участки и стороны деятельности ревизуемых предприятий.

Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятий,

взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и

организацией производства товаров, с бюджетом и внебюджетными фондами,

сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и

финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности

отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы. В случае

необходимости для проверки узкоспециальных вопросов привлекаются эксперты.

Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта,

что способствует повышению эффективности ревизии.

Тематические ревизии проводятся для проверки определенного участка

(темы) деятельности ревизуемого предприятия, организации. Проверяя

однородные темы, ревизии дают представление о состоянии определенного

участка деятельности не только одного ревизуемого объекта, но и других

типичных объектов, что способствует вскрытию и устранению выявленных

недостатков и нарушений в целом по всем однотипным участкам хозяйствующих

субъектов.

По глубине проведения ревизии отличаю сквозные и локальные. При

сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной

экономики, управлений, трестов, акционерных обществ, фирм и им подчиненных

хозяйственных организаций, филиалов, представительств. Она проводится

одновременно на вышестоящих и нижестоящих предприятиях по одинаковым и

взаимосвязанным программам. Локальные же ревизии проводятся только на одном

предприятии, или на нескольких только по различным и не взаимосвязанным

программам.

По отношению к плану выделяют плановые и неплановые ревизии. Первые

предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих

органов, а вторые проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-

хозяйственной деятельности предприятий и финансовой дисциплины,

злоупотреблений, а также по требованию правоохранительных и других властных

органов.

По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают

сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных

ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном

участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период.

Сплошной ревизии подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по

расчетному, валютному и другим расчетам. При выборочных ревизиях

проверяются часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени.

Обычно берут периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов

совершения хозяйственно-финансовых операций: в последний месяц квартала, IV

квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, время выплаты

отпускных учителям и другим служащим в летний период, сезон посева и уборки

урожая и т.д.

Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого

объекта, позволяет полнее выявить недостатки и нарушения, чем выборочная.

Но такая ревизия очень дорогая и трудоемкая, поэтому там, где совершаются

крупные операции большой документооборот, может проводиться комбинированная

ревизия. При этом участки подвергаются сплошной проверке, а другие –

выборочной. В ходе выборочной ревизии может возникнут необходимость

перехода к сплошному методу проверки ревизуемого участка, если выявляются

факты нарушений и недостатков, хищений, подлога и т. д.

По очередности исследования одних и тех же вопросов принято различать

превечные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те

ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.

Дополнительные и повторные ревизии назначаются в том случае, если в

процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы программы, или их

результаты не четко отражены в акте проверки они признаются

недоброкачественными, либо по требованию следственных органов для

подтверждения фактов отраженных в итоговом документе первичной ревизии.

По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на

документальные и фактические.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов,

регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и

расчетов к ним и другой документации.

Ведущий прием документальной ревизии – формальная и арифметическая

проверка документов, при которой выясняют точность заполнения бланков и

регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также

подсчитываются суммы и итоги. Таким образом, определяется правильность

документов и отражаемых ими хозяйственных операций. В противном случае

проводят проверки с использованием других приемов контроля.

В процессе проведения ревизии встречаются случаи, когда после формально-

арифметической проверки возникают неточности и сомнения в правильности или

законности разрешенных операций. Тогда прибегают к встречным проверкам

документов путем сверки и сличения данных, отраженных в документах и

записях, имеющихся в ревизуемых организациях, с данными второго экземпляра

этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах,

находящихся в проверяемой или иных организациях, с которыми вступила в

хозяйственную связь ревизуемая организация.

Нормативная проверка в бюджетном контроле – основная из приемов

документальной ревизии. Суть ее заключается в сопоставлении фактических

расходов с нормативными (плановыми). Это прием используют при проверке

правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при

составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном

финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной

части бюджета, правильности списания расходов по статьям затрат.

Норма - в зависимости от метода разработки – могут быть расчетными и

средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления

расчетных норм, применяют прием технико-экономических расчетов, при котором

проверяются плановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по

выполнению отдельных видов работ или услуг.

Способ обратного счета основан на экспертной оценке материальных и

финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных

списаний в расход средств, которые по времени ревизии имеются в наличии на

складах и счетах предприятий.

Оценка совершенных финансово-экономических операций с юридической,

экономической и финансово точек зрения охватывает целый комплекс

общеэкономических и статистических приемов анализа и оценки в целях

выявления законности, целесообразности, рациональности и эффективности

проведенных операций и деятельности ревизуемых объектов за проверяемый

период.

К приемам фактической ревизии относятся:

. инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;

. обследование;

. экспертная оценка специалистами фактического объема и качества

выполняемых работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и

денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств

и т. д.;

. визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных

помещений;

. проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты

узкого профиля. Важная особенность – фактор внезапности. Иначе возможно

получить объективные данные. Кроме того, невозможно провести одно и тоже

контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос) дважды (при фактическом

контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный

промежуток времени. При повторной проверке результат будет совершенно

другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а

новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и

документальный контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ И АКТЫ РЕВИЗИИ.

Организация и проведение ревизии представляют довольно сложный,

последовательный процесс, начинающийся с планирования и подготовки к ее

проведению и заканчивающийся контролем за выполнением предложений по акту

ревизии. Весь ревизионный процесс обычно принято разделять на 4 этапа:

. подготовка к проведению ревизии;

. проведение ревизии;

. систематизация и подготовка материалов ревизии;

. реализация материалов ревизии.

Важный этап ревизионного процесса - составление акта ревизии (и

приложений к нему, которые вместе составляют материалы ревизии). Основные

требования, предъявляемы к нему – правдивость и объективность. Акт ревизии

– официальный документ, на основании которого делаются выводы о

деятельности предприятия и принимаются соответствующие решения. Поэтому он

не должен содержать субъективные предположения и личные выводы ревизора.

Ревизор несет полную ответственность за точность и правдивость составления

акта ревизии. Ошибки и неточности в материалах ревизии недопустимы. Акт –

основной документ, отражающий все недостатки и неточности, выявленные входе

ревизии. Кроме того, он отражает качество проведения ревизии, уровень

подготовленности, объективности и честности ревизора. Приложения к акту

ревизии – разовые и промежуточные акты и справки проверок, составленные

членами ревизионной бригады по результатам контрольной работы, акты

инвентаризации материальных ценностей и денежных средств, контрольных

обмеров, встречных и других разовых документальных и фактических проверок

и другие документы.

Акт ревизии состоит из трех частей: вступительной (вводной),

описательной (основной), и результативной (заключительной).

Каждый факт выявленного нарушения должен быть всесторонне проверен и

отражен в акте ревизии с указанием времени совершения данного

неправомерного действия или операции, сделанных бухгалтерских проверок,

стоимостной оценки нарушений, их причин, также фамилий, инициалов и

должностей виновных лиц. Эти факты должны иметь строжайшую объективность и

точность, и излагаться со ссылкой на первичные документы, так как сводные

регистры бухгалтерского учета являются производными от них и не всегда

могут отражать истинную ситуацию.

Последний, завершающий этап проведения ревизии – принятие решения по

акту проверки и контроль за его исполнением. После ознакомления с актом

ревизии и со всеми прилагающимися к нему материалами руководитель

учреждения, назначивший ревизию, не позднее, чем двухнедельный срок (не

позднее 15 дней, а руководитель налоговой – не позднее 10 дней) с момента

подписания акта или завершения ревизии должен вынести решение по устранению

вскрытых нарушений и недостатков, применению финансовых санкций к

нарушителям бюджетно-налогового законодательства. В ходе ревизии ревизоры

должны приложить максимум усилий по устранению выявленных нарушений. Для

ускорения процесса ликвидации нарушений и недостатков материалы ревизий и

проверок могут направляться соответствующим министерствам, ведомствам и

другим вышестоящим инстанциям, а в случае вскрытия серьезных нарушений или

установления хищения денежных средств крупных или особо крупных размерах -

следственным органам для привлечения виновных лиц к уголовной

ответственности и возмещения ущерба.

При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления и

исполнения бюджета результаты ревизии докладываются руководителям

администраций соответствующего уровня. При этом многие недостатки по мере

возможности устраняются в процессе ревизии на основании высказанных в

письменной форме предложений и замечаний ревизором-контролером.[3]

ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Состав и структура органов бюджетного контроля определяются

государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми

государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и

осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики

направлены на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-

экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании

соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно

претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые

финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими

полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль

выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.[4]

ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬТСВО.

Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины

служит важным элементом государственного управления, проведения единой

фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности.

Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов

по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных

законов и т. д.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное

Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа

Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении

Президента РФ”.[5] Как структурное подразделение Администрации Президента

оно взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его

функций: контроль за деятельностью органов надзора и контроля при

федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации

Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение

жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей

государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы

собственности), предоставления документов, материалов и любой информации,

необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и

представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение

Президента предложения по результатам проверок. Он вправе направлять

предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть

рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не

вправе самостоятельно примять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют бюджетный

контроль непосредственно в пределах свих полномочий, а так же направляют и

контролируют деятельность подведомственных им управлений.

На основании Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона “О

Правительстве Российской Федерации” от 17.12.97. №2 – ФКЗ (с последующими

изменениями),[6] Правительство РФ:

1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и

денежной политики;

2. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный

бюджет и обеспечивает его исполнение;

3. представляет Государственной Думе отчет об исполнении

федерального бюджета;

4. разрабатывает и реализует налоговую политику;

5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6. принимает согласованные с Центральным банком Российской

Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним

долгом Российской Федерации;

8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

9. в установленные сроки представляет необходимую информацию в

Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением

федерального бюджета.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность

министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных

отношений. При правительстве действуют Контрольно-наблюдательный Совет,

выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА.

Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля – парламентский

контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации

имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе – Комитет по

бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации – Комитет по

бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в

функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в

проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и

утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием

государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку

через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность

отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и

государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе

получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании

и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно

получает данные о состоянии государственных финансов через специально

созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган -

Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются

на уровне регионов РФ.[7]

В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от

11.01.95. № 4-ФЗ[8] задачами Счетной палаты являются:

. организация и осуществление контроля за своевременным

исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и

бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и

целевому назначению;

. определение эффективности и целесообразности

расходов государственных средств и использования федеральной

собственности;

. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также

нормативных правовых актов федеральных органов государственной

власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств

федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

. анализ выявленных отклонений от установленных показателей

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и

подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на

совершенствование бюджетного процесса в целом;

. контроль за законностью и своевременностью движения средств

федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в

Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и

иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах

проводимых контрольных мероприятий.

В рамках своей деятельности Счетная палата провидит комплексные

ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям

федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе

проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения

законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности

бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и

полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения,

Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации

предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или

исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной

Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов

финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых

организаций.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по:

o проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и

расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего

долга и дефицита федерального бюджета;

o проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования

бюджетного процесса в Российской Федерации;

o проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по

бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение

Государственной Думы;

o проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих

правовые последствия для федерального бюджета;

o проектам программ, на финансирование которых используются средства

федерального бюджета.

Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и

исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она

проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе,

подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения

по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства

в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы

местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые

компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы,

ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм

собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из

федерального бюджета или используют федеральную собственность либо

управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным

законодательством или федеральными органами государственной власти

налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ

КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти,

обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной

политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных

органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление

финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними.

Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного

контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной

деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного

бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на

предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и

ведомственной принадлежности.[9]

В соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.98. №273 “Об

утверждении положения о Министерстве Финансов РФ”[10] основными задачами

Минфина РФ являются:

o совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного

федерализма;

o разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и

валютной политики в РФ;

o концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях

социально-экономического развития РФ;

o разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном

порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении

федерального и консолидированного бюджета РФ;

o разработка программ государственных заимствований и их реализация

в установленном порядке от имени РФ;

o разработка и реализация единой политики в сфере развития

финансовых рынков в РФ;

o разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и

отчетов об их исполнении.

Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного

контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276[11] разрешило

Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в

составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного

финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и

функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на

происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в

сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением

Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной

структуры Министерства Финансов РФ” работники вновь созданного

Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

* проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой

дисциплины;

* проводить документальные ревизии и проверки в министерствах,

ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;

* требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых

документов;

* получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе

ревизии или проверки;

* проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку

и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и

товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц,

ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу,

кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;

* поводить встречные проверки документов в других организациях,

связанных с деятельностью проверяемого учреждения;

* запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений

сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и

операциями ревизуемой или проверяемой организации;

* изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или

злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.

* проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в

производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;

* приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке

вопросов, определенных программой ревизии или проверки;

* ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения

вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;

* вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об

освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;

* проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения,

связанные с программой ревизии;

* разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и

осуществлять контроль за их выполнением;

Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в административные

функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и

штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры

обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять

служебным положением в корыстных целях, и т. д.

Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление

федерального казначейства и его территориальные органы на местах.

В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ

“Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. №864 (с

последующими изменениями),[12] основная задача казначейства - организация,

осуществление и контроль за исполнением федерального

(республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных

фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших

налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными

законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того,

казначейские органы осуществляют (совместно другими финансовыми органами)

сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и

представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные

ораны государственной власти и управления о финансовых операциях

Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных

фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают

совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками

государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и

расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах

казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по

учету государственной казны.

Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой

дисциплины казначейству даны следующие права:

> производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в

учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных

учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия,

проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,

планов, смет и иных документов, связанных с зачислением,

перечислением и использованием средств федерального бюджета

Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения,

справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

> получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о

состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих

средства республиканского бюджета Российской Федерации,

государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также

внебюджетные (федеральные) средства;

> приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и

организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения),

использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации,

государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные

(федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа

предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских

и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

> налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в

случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в

доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные

(федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из

республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на

счета получателей.

> взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства,

полученные предприятиями, учреждениями и организациями в случаях

использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в

размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

> требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых

органов государственного управления, предприятий, учреждений и

организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения

федерального бюджета РФ и контролировать их устранение;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее

действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно

при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной

базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная

деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде

случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить

эффективность этой деятельности.[13]

Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все

большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны,

поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы

финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции

средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения

и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого

вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для

своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорил, несоизмеримо

маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили

мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как

компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и

Федеральной службы налоговой полиции в области бюджетного контроля,

вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой

бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановился на основных, на мой

взгляд, самых важных вопросах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного

Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с.

2. М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,

2000. – 615 с.

3. Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юнита-Дана,

2000. – 550 с.

4. А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

1. Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской

Федерации” от 17.12.97. № 2 – ФКЗ (СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998.

№1. Ст. 1).

2. Федеральный Закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.95.

№ 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167).

3. Постановление Правительства РФ от 06.03.98. № 273 “Об утверждении

положения о Министерстве Финансов Российской Федерации” (СЗ РФ. 1998.

№11. Ст. 1288).

4. Постановление Правительства РФ “О Департаменте государственного

контроля и аудита Министерства Финансов Российской Федерации” от

06.03.98. № 276 (СЗ РФ. №11. Ст. 1293).

5. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О

совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ”

(источник: http://law.optima.ru/ - нормативная база законодательства

Российской Федерации (Internet)).

6. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении

положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. № 864 (САПП РФ.

1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997. №6. Ст.

696).

7. Указ Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном

управлении Президента Российской Федерации” (СЗ РФ. 1996. №12. Ст.

1066).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ:

1. Http://www.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства Финансов

Российской Федерации.

2. Http://law.optima.ru/ - нормативные акты Российской Федерации

(законодательная база)

-----------------------

[1] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.3.

[2] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,

2000. С. 576.

[3] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,

2000. С. 583.

[4] Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.:Юнита-Дана. С.

475.

[5] СЗ РФ. 1996. №12. Ст. 1066.

[6] СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1.

[7] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,

2000. С. 595.

[8] СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167.

[9] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,

2000. С. 598.

[10] СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.

[11] СЗ РФ. №11. Ст. 1293.

[12] САПП РФ. 1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997.

№6. Ст. 696.

[13] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.206.