Организация и планирование производства

Организация и планирование производства

I. Организация и планирование производства.

1. Типы производства, их технико-экономическая характеристика.

Финансовые результаты деят-ти пр-я в значит. мере зависят от

повторяемости производств-го процесса (ПП), объема и номенклатуры

выпускаемой прод-ции (р.,у.). Эти признаки лежат в основе типа

производства.

Тип производства – совокупность организац-технич-х и эк-ких особенностей

производства, обусловленных номенклатурой изготовляемых изделий, масштабами

и степенью регулярности производства одноименной продукции, повторяемостью

ПП. Типы производства:

1). Единичное производство характеризуется: 1. Разнообразная и

непостоянная номенклатура прод-ции, изготовляемой в единичном экземпляре

или по отдельным заказам в небольшом кол-ве. Это обуславливает частую смену

ПП-в. 2. Раб. места приспособлены для выполнения разнообразных

производственных операций, т.е. специализация раб. мест широкая; 3.

Небольшие объемы выпуска продукции обуславливают использование

преимущественно малопроизводительного универсального оборудования; 4.

Высокая квалификация рабочих и большой объем ручного труд; 5. Длительный

производственный цикл ПП, что приводит к ухудшению оборачиваемости

оборотных средств. 6. Постоянная переналадка технологических линий требует

создания значите-го запаса материала. К единичному типу производства

относятся: ремонтные работы, СМР, геологоразведочные работы (высокая с/с-ть

и трудоемкость прод-ции (р., у.)).

2). Серийное производство: 1. Продукция выпускается периодически

повторяющимися сериями. Каждая серия включает однородную продукцию. В завис-

ти от величины серии различают крупносерийное, среднесерийное и

мелкосерийное производство. Величина серии также определяет периодичность

смены ПП; 2. Рабочие места с частичной предметной специализацией, т.е. за

каждым раб. местом постоянно закрепляется несколько операций по обработке

деталей; 3. Используется специализированное оборудование, что способствует

примен-ю прогрессив-х технологий; 4. Редкая переналадка специализированного

оборуд-я, кот. происходит как правило при смене серий. К серийному типу

относ-ся: машиностроение, эксплуатационное бурение скважин. Харак-ся более

высокими тех-эк-ми показ-ми, более низкой с/с и трудоемкостью, по сравнению

с единичным типом производства.

3). Массовое производство: 1. Продукция узко ограниченной номенклатуры в

больших объемах; 2. Стабильность ПП и узкая специализация раб. мест. На

каждом из них постоянно выполняется узкий круг операций; 3.

Технологические процессы подвержены автоматизации и телемеханизации. В

результате продукция массового типа производства харак-ся низкой с/с и

трудоемкостью, высокими тех-эк-ми показателями. Преимущества массового типа

производства вытекают из увеличения пропускной способности раб. мест,

возможность использования труда рабочих менее высокой квалификации,

значительное повышение производительности труда вследствие узкой

специализации раб. мест. К массовому типу относ-ся: производство электро- и

теплоэнергии, добыча, транспорт и переработка нефти и газа.

Технико-экономическая характеристика производства.

| |Показатели |

| | |Мет| | |

| |Ном|од |Обор|Специ|

| |енк|орг|удов|ализа|

| |л. |ани|ание|ция |

| |про|зац| |раб. |

| |дук|ии | |мест |

| |ции|пр-| | |

| | |ва | | |

|Тип| | | | |

|пр-| | | | |

|ва | | | | |

| | | | | |

|Еди|Шир|Еди|Унив|Широк|

|нич|ока|нич|ерса|ая |

|ное|я |ный|льно| |

| | | |е | |

| | |Сер|Спец| |

|Сер|Огр|ийн|иали|Огран|

|ийн|ани|ый |зиро|иченн|

|ое |чен|(па|ванн|ая |

| |-я |рти|ое | |

| | |онн| | |

| | |ый)| | |

| | | | | |

|Мас|Узк|Пот|Спец|Узкая|

|сов|ая |очн|иаль| |

|ое | |ый |ное | |

3. Принципы и технология планирования и прогнозирования

в условиях рынка. Система планов пр-я.

Планирование – процесс научного предвидения хода развития и путей

осуществления воспр-ва, это сознательно поддерживаемая сбалансированность и

пропорциональность пр-ва. Планирование – важнейшая функция управления.

Планирование нацелено не только на снижение издержек производства, но гл.

образом на создание широкого ассортимента прод-ции, учитывающие различные

потребности покупателей. Сущность планирования заключ. в обоснованном

определении на установленный период основных направлений и пропорций

развития пр-ва, с учетом материальных источников его обеспечения и спроса

рынка. Планирование – процесс принятия и практического осуществления

управленческих решений, оно направлено на преодоление вероятностного

характера эк-го развития. Планировать м. т. те процессы, кот-ми человек и

общество м. управлять. Прогноз – научная многовариантная гипотеза,

обоснованное предположение о характере протекания эк-х процессов в будущем

и будущем состоянии эк-й системы. Прогноз охватывает все явления и

процессы, малоуправляемые и неуправляемые, кот. не поддаются планированию

(демография, погодные условия, запасы полез. ископаемых). Прогнозирование –

формирование возможных предпосылок принятия решений. Прогноз – предплановый

документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставл. цели в завис-ти

от масштаба и способа будущих действий. Прогнозы, составленные в нескольких

вариантах позволяют при разработке планов выбрать оптимальный вариант эк-го

развития. План и прогноз – взаимодополняющие друг друга стадии разработки

хоз-х планов.

Рыночный облик планирования формируется на основе следующих принципов:

1. Демократизация планирования – означает, что планово-управленческие

решения должны формироваться снизу на пр-ии, не на директивной, а на

индикативной основе. 2. Первичность форм собственности – означает, что

право планир-я объектов собственности принадлежит прежде всего

собственнику, кот-й т. сам вправе делегировать эту ф-цию другим органам,

планирующим от его лица. 3. Научность планов – означает использование при

разработке планов объективных экономических законов и сисемы прогрессивных

научно-обоснованных норм и нормативов, достижений науки и тех-ки и

передового опыта. 4. Социальнай направленность планов. 5. Единство и

органическая связь перспективного, среднесроч-го, текущего и оперативного

планир-я. 6. Комплексность планов – означет, охват планир-ем всех сторон

деят-и пр-я и взаимосвязь планов деят-ти всех цехов пр-й.. 7. Оптимальность

планов – из нескольких вариантов плана выбирается оптимальный, на основе

максимума прибыли и минимума затрат.

Система планов предприятия:

Стратегич. планир-е (10-15 лет). Цель – комплексное науч. обоснование

проблем, с кот. м. столкнуться фирма в предстоящем периоде и на этой основе

разработать показатели развития пр-я на планов. перид. На основе

взаимосвязи перспектив и целей разраб-ся стратегия пр-я. Долгосроч. планир-

е (10-15 лет). Основано на методе экстраполяции – использование динамики

поазателей прош. периода, и на основе постановки оптимистич-х целей (повыш.

показателей на буд. период). Состав. часть стратег. плана. Долгосроч. планы

нацелены на решение самост-х проблем стратегии фирмы. Среднесрочное планир-

е (5 лет). Предусм. разраб-ку меропр-й, направ-х на достиж. целей, намеч-х

долгосроч. программами. Формулир-ся основ. задачи на 5-лет-й период.

Содержит количественные показатели. Текущее (бюджетное) планир-е (1 год с

разбивкой по кварт.). Имеет детал. хар-р и разраб-ся по функционал.

подразделениям в виде смет. Совокупность смет цехов отраж-ся в виде единого

годового бюджета или фин. плана пр-я. Основа б-та – прогноз продаж и расчет

издержек пр-ва. Оперативное планир-е (срок: смена, сутки, декада, месяц).

Детал. планы для решения конкрет. ?-сов деят-ти пр-я. Имеют узкую

напрвленность, высокую детализацию.

5. Планирование производственной мощности предприятия (ПМП).

В основу расчета произв-й программы пр-я закладывается среднегодовая

производственная мощность (М) ведущего произ-го оборудования. ПМП

–максимально возможный годовой объем выпуска пр-ции в ассортименте и

номенклатуре установленный планом при наиболее полном исп-ии произв-го обор-

я и площадей в условиях рациональной техники тех-гии и орг-ции пр-ва.

При планировании ПМП рассчитывают входящую, исходящую и ср/годовую ПМ.

Входящая М (Мв) - опр-ся на нач. план. периода на основ. данных по

имеющемуся ведущему производств-му оборуд-ю.

Исходящая М (Ми) - опр-ся на конец план-го периода с учетом намеченных

планом ввода дополнительного оборуд-я, модернизации, реконструкции

действующего оборудования и выбытия оборудования в связи со списанием.

Ми=Мв+Мд+Мм-Мл, где:

Мд - прирост ПМ в связи с кап. строит-вом и вводом дополнительного

оборудования; Мн - прирост ПМ в рез-те модернизации и реконструкции

действующего оборудования и совершенствования технологии пр-ва; Мл -

уменьшение ПМ в рез-те ликвидации объектов и списания обор-я.

Среднегодовая ПМ рассчитывается с учетом ввода и выбытия производственного

оборудования в теч. года: Мср.г.= Мв + (SМдi*Тдi) / 12 + (SМмjТмj) / 12 -

(SМлl*(12-Тлl) / 12, где:

Мдi, Ммj, Млl – прирост ПМ в рез-те ввода дополнительного оборудования,

модернизации действ-го оборудования и уменьшения ПМ в рез-те списания

оборудования; Тдi, Тдj, Тдl - число полных месяцев работы дополнительного и

модернизированного оборудования с момента ввода в i-том и j-том месяцах до

конца года и ликвидированного оборудования с нач. года до момента его

списания в l-том месяце; n, m – кол-во месяцев ввода дополнительного и

модернизир-го оборудования, k-кол-во месяцев выбытия оборудования в течении

года.

Среднегодовая ПМП или оборуд-я: Мср.г.= SNci*Пi*Ткдi*Kэi, где:

Пi – суточная производительность ед-цы оборудования i-го вида; Nci -

среднегод. кол-во ед. оборуд-я i-го вида; Ткдi –календарный фонд времени

ед. оборудования i-го вида; Кэi - коэффициент экстенсивного использования

оборудования i-го вида.

ПМ рассчит-ся по всей продукции п-я. При планировании ПМ большое значение

имеет анализ и установление оптимальных показателей экстенсивного и

интенсивного использования ведущего произв-го оборудования.

Показатели использования ПМ:

1) Коэфф-т экстенсивного исп-ия оборудования (Кэ) характеризует

использование оборудования во времени и опред-ся отношением эффективного

фонда рабочего времени оборудования (Тр) к календарному фонду времени

(Ткд). Кэ=Тр /Ткд.

2) Коэфф-т интенсивного исп-ия оборудования хар-ет исп-ие оборудования по

мощности, определяется как отношение фактической производительности оборуд-

я (Пф) в опред. ед. времени к проектной или максимально возможной произв-

ти в эту же ед.времени (Пmax, Ппр). Ки = Пф / Ппр,Пmax.

3) Коэфф-т интегрального использ-я оборудования хар-ет исп-е оборудования

во времени и по мощности: Ко= Кэ *Ки.

2. Формы организации производства. Их виды и показатели

Развитие производительных сил характеризуется все более глубоким

общественным разделением и обобществлением труда. Для этих общих

закономерностей, характерных для любого способа производства, присуще

развитие следующих общественных форм организации производства:

1. Концентрация пр-ва – это процесс сосредоточения средств пр-ва и рабочей

силы на крупных пр-ях. Показатели уровня КП на предприятии: объем выпуска

продукции в натурал. и стоимостном выражении, среднегодовая стоимость ОПФ,

среднесписочная численность ППП. Показатели уровня КП в отрасли: удельный

вес валовой (реализованной) продукции крупных пр-ий в общем объеме ее

выпуска по отрасли в целом; удельный вес среднегодовой стоимости ОПФ

крупных пр-ий в общей стоимости ОПФ отрасли; удельный вес работников ППП,

занятых на крупных пр-ях, в общей численности их по отрасли в целом.

Механизм экономической эффективности КП в экономической теории известен

как "положительные эффекты масштаба", проявляется в следующем: 1)

Уменьшение удельных затрат на содержание подсобных, вспомогательных

производств и адм-управл-го персонала; 2) Крупные пр-я обладают большими

возможностями (в первую очередь финансовыми) для внедрения новой техники,

прогрессивных технологий, механизации и автоматизации ПП, совершенствования

организации пр-ва и увеличения на этой основе объема выпуска продукции и

роста произв-ти труда.

КП целесообразна до определ.. пределов, они на каж.м пр-ии рассч-ся индив-

но.

2. Специализация производства (СП) – это процесс обособления производств,

хар-щийся выпуском определенной прод-ции, применением особой технологии,

спец-го оборуд-я и использованием кадров определ-го проф-но-квалификац-го

состава.

Виды специализации.: 1) Предметная, при кот. обособляетсяя пр-во готовой

прод-ции (нефтепереработка, машиностроение); 2) Подетальная, при кот.

выделяется пр-во отдельных частей и деталей готовой прод-ции (пр-во

двигателей, шарикоподшипников и т.п.); 3) Технологическая (стадийная), при

кот. обособляется выполнение отдельной стадии совокупного ПП выпуска прод-

ции.

Показатели уровня СП: 1) Кол-во видов прод-ции и объем выпуска каждого

вида пр-ции. 2) Удельный вес основной пр-ции, определяющей профиль п-я, в

общем объеме его пр-ции. 3) Удельный вес пр-ции специализир-х пр-й в общем

объеме продукции данного вида по отрасли или н/х.

Механизм экономической эффективности СП: 1). Создает предпосылки для

концентрации пр-ва однородной пр-ции, что позволяет внедрить поточный метод

организации пр-ва. 2). Повышение уровня однородности производимой пр-ции

создает благопр. услов. для более глубокого разделения труда, внедрения

высокопроизводительного оборуд-я. 3) Способствует внедрению наиболее

прогрессивных техники и технологий, позволяющ. в значит. степени снижать

материалоемкость и энергоемкость пр-ции. 4). Обеспечивает увеличение

объемов выпуска однородной пр-ции, позволяет наиболее полно загружать

действующее оборуд-е т.к. сводятся к минимуму его простои из-за

переналадки, снижение потерь раб. времени (на специализир-х пр-ях

(инструментальных заводах) - 15%, а на неспециализированных

(инструментальных цехах пр-й) – 50-60%). 5). Способствует совершенствованию

управления и планирования, т.к. С. приводит к упрощению производственной

структуры; способствует упрочнению связей с поставщиками и потребителями,

повышая ритмичность производства в целом.

3. Кооперирование пр-ва (КП) – органически связано со специализацией пр-ва

и заключ. в орг-ции производственных связей между специализир-ми пр-ми,

совместно изготовляющими прод-ю. Чем глубже специализация, тем сильнее

взаимосвязь специализированных производителей. Эк-я эфф-ть КП достигается

улучшением показателей работы пр-й за счет повыш. уровня концентрации и

специал-ции пр-ва.

Кооперирование возникает: 1) Между пр-ми, находящимися по характеру своей

специализации в производственной взаимозависимости. Между головным пр-ем,

комплектующим готовую пр-цию, и предприятиями-смежниками, поставляющими для

него детали, узлы (подетальное кооперирование), и агрегаты (агрегатное

(предметное) кооперир-е). Или между пр-ями, выполняющими отдельные стадии

ПП, при технологической специализации (технологическое или стадийное кооп-

е). 2) Между пр-ми, характер специализации кот-х не вызывает их

непосредственную производственную зависимость друг от друга. Например, КП

для совместного использования производственных мощностей.

Виды КП по отраслевому признаку: 1). межотраслевое; 2). Внутриотраслевое.

По территориальному признаку: 1). Межрайонное; 2). Внутрирайонное.

Показатели уровня КП: 1). Кол-во пр-ий, кооперирующихся с данным головным

пр-ем; 2). Удельный вес стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, получ-

х в порядке кооперированных поставок в с/с-ти прод-ции.

4.Комбинирование пр-ва – это соединение в одном произв-хозяйственном

комплексе технологически связанных специализир-ных производств одной или

нескольких отраслей промыш-ти с целью обеспечения последовательной

переработки сырья, комплексного его использования или переработки отходов

пр-ва.

Виды Комбинир-я: 1). Основанное на сочетании последовательных стадий

обработки предмета труда (напр., в текстильной промышленности – прядение,

ткачество, отделка); 2). На основе использов-я отходов пр-ва (напр.,

целлюлозно-бумажные комбинаты, использующие отходы деревообрабатывающих пр-

ий); 3). На базе комплексного использования сырья (горно-обогатительные

комбинаты).

Признаки Комбината: а) Технологическое единство ПП-сов объединяемых

производств; б) Организационно-администр-е единство; в) Территориал.

единство.

Показатели КомбП: 1). Кол-во отраслей или производств, объединяемых в

комбинате; 2). Удел. вес конкретной пр-ции, производимой на комбинир-х пр-

ях, в общем объеме пр-ва этой пр-ции в отрасли или в промышленности); 3).

кол-во и ст-ть продуктов, получаемых из исходного сырья, перерабатываемого

на комбинатах.

Эк-я эффективность КомбП: 1). За счет повыш. уровня концентрации пр-ва,

т.к. комбинаты хар-ся большим объемом выпуска пр-ции; 2). Сокращ.

протяженности различных коммуникаций; 3). Рациональная организация

складского хоз-ва; 4). уменьшение удельн. кап. вложений в общезаводские

сооруж-я. Комбинир-е позвол. увеличить эфф-ть кап. вложений на 10-20% и

снизить с/с-ть ед. пр-ции на 10-15%.

6. Методика планирования роста производительности труда (ПТ) по факторам.

Под ПТ поним-ся способ-ть живого труда создавать готовый продукт. Для

измерения уровня ПТ исп-ся показатели: 1) Выработка на одного работающего

(В) –это кол-во пр-ции, произвед-ной в ед.вр. одним работающим. Она

определяется отношением объема произведенной пр-ции (Q) в нат. или

стоимостном выражении к затратам раб. времени (Т) на пр-во этого объема пр-

ции (м. измеряться в чел-часах, чел-днях или ССЧ ППП). 2) Трудоемкость (t)

- это затраты рабочего времени на пр-во ед.пр-ции одним работающим. Опред-

ся отношением затрат раб. времени к объему произведенной пр-ции: t=1/B=Т/Q.

Планирование роста ПТ на пр-ии осущ-ся по факторам, влияющим на ее

уровень. Прим-ся единая классификация факторов, влияющих на повышение ПТ.

4 группы факторов: 1) Повышение тех-го уровня пр-ва: внедрение новой

техники, технологии, модернизация действ-го обор-ия, автоматизация и

механизация технологич-х процессов, внедр. новых видов сырья, мат-лов,

повыш. кач-ва пр-ции; 2) Совершенствование управления организацией пр-ва и

труда: соверш-е структуры АУ, внедрение АСУ, улучшение исп-ия раб.вр.,

совершенствование орг-ции впом-го пр-ва, специализация, комбинирование и

кооп-ция пр-ва; 3) Изменение объема и стр-ры пр-ва: относительное уменьш.

числа вспом-х рабочих и служащих в результате увеличения объема пр-ва,

изменения удел. веса различных по трудоемк-ти видов пр-ции; 4) Отраслевые

факторы: влияние природно – климатических условий, изменения в размещении

пр-ва, углубление во вновь осваиваемые районы.

Методика планир-ия роста ПТ по факторам на пр-ии реализуется в следующей

последовательности:

1) Определ. расчетной числ-ти ППП (Чр) на плановый объем ТП при фактически

достигнутой ПТ в базисном (предшеств.) периоде. Чр= Тпл / Пф, где

Тпл – плановый объем ТП в руб., Пф – фактич. ПТ в предш. периоде.

2) Опр-ие экономии раб. времени (ti) и относительной экономии числ-ти раб-

ков (Чi ) по каждому запланированному мероприятию направленному на

повышение ПТ. Эти меропр-я разрабатываются в плане инновационной и научно-

технической деятельности пр-я. ?Чi= (ti*Чp*Ki) / 100, где ti - экономия

раб.врем., в %, за счет внедрения i-го мероприятия, Кi-уд.вес раб-ков того

звена, где внедряется i- ое меропр-е - в долях единицы.

а) Экономия раб. времени за счет планируемого % роста выработки (t1) :

t1 = (100*р) / (100+р), где р- темп прироста норм выработки в планир-м

периоде по сравнению с предшествующим или базовым - в %. Относительная

экономия численности за счет этого мероприятия: ?Ч1=t1*Чр*Ко, где Ко –

удельный вес сдельщиков или основных рабочих в общей численности работников

ППП.

б) Относительная экономия численности работников за счет устранения

целодневных и внутрисменных простоев: ?Ч2=t2*Чр*Кр, где t2 – удел. вес

целодневных и внутрисменных простоев в %-х к эффективному фонду рабочего

времени; Кр – удел. вес рабочих в общей численности работников ППП.

в) Увеличение объема пр-ва автоматически ведет к экономии раб. врем.

служащих и вспомог-х рабочих вследствие отставания темпов роста их

численности от темпов роста объема пр-ва (третья группа факторов ).

Экономии раб. времени за счет относит-го уменьшения вспом. рабочих и

служащих в рез-те увеличения объемов пр-ва (t3): t3 =[(А*100) /

((а*Ко)+(в*Кв)+(с*Кс))]-100, где А - темп роста объема ТП в плановом

периоде по сравнению с предшесв. годом - в %; а – темп роста ТП в планир-

мом пер. по сравнению с базисным - доли единиц; в, с - темпы роста

численности вспомог-х рабочих и служащих в плановом периоде по сравнению с

предшествующим (базисным) - доли единиц; Ко, Кв, Кс – удел. веса основ-х,

вспом. рабочих и служащих в общей численности работников ППП - %.

Относительная экономия числ-ти раб-ков за счет этого мероприятия: ?Ч3=(t3

*Чр)/ 100.

г) Относительная экономия численности работников за счет снижения

нормативной трудоемкости: ?Ч4=(t4*Чр*Ко)/100, где t4 – темп снижения

нормативной трудоемкости прод-ции в планир-м году по сравнению с базис. – в

%.

3) Определение темпов прироста ПТ за счет внедрения i-го мероприятия:

?Пi =[?Чi / (Чр-?Чi)]*100.

4) Опр-ие темпа прироста ПТ в целом по пр-ю за счет внедрения всего

комплекса мероприятий, направленных на повышение ПТ:

?П=S?Чi/(Чр-S?Чi)*100, где n-кол-во мероприятий, направленных на

повышение ПТ, S?Чi – суммарная экономия численности работников.

5) Плановая численность ППП: Чппп(пл.)=Чр-S?Чi.

6) Плановая ПТ: Ппл=Тпл / Чппп(пл.)

4. Состав и содержание разделов бизнес-плана. Финансовый раздел бизнес-

плана.

Бизнес-план – документ, составляемый с целью технико-экономического

обоснования новых инвестиционных проектов, связанных с внедрением новой

техники, технологии, организацией новых видов продукции, оказанием новых

видов Б-П разраб-ся для обоснования целей нового дела и путей их

достижения. Он явл. основным документом для обоснования целесообразности

инвестиций в тот или иной проект. Б-П должен быть перспективным,

составленным на 3-5 лет. Для первого года расчет показателей ведется

помесячно, для второго – поквартально, начиная с 3-го года ведется годовой

расчет. Это позволяет контролировать динамику развития предприятия. Как

правило, бизнес план содержит следующие разделы:

1.Резюме. (3-4 стр.) Тех-эк-е показатели. Краткая хар-ка проекта,

отражающая его сущность, новизну, привлекательность для потенциальных

клиентов, источники финансирования, результаты и эффективность инвестиций.

Резюме - важнейший раздел Б-П, в нем указывается: Цель пр-ва; Новизна и

отличия предлагаемой продукции от конкурентов; Намечаемые рынки сбыта;

Дается прогноз предполагаемых объемов продаж; Указываются основные

финансовые результаты: выручка от реал-ции продукции по годам; затраты на

производство; приб. от прочей реализации и от внереализац-х операций;

балансовая, валовая, налогооблагаемая и чистая прибыль; рентабельность

активов пр-я и продукции; время, необходимое для достижения равенства

доходов и затрат; потоки наличности от предпр-й и инвестиций деятельности;

требуемая сумма инвестиций, необх. для инвестир-я проекта; сроки возврата

кредита, норма дохода на вложен. капитал

2.Предмет и цели деятельности. Определяется миссия бизнеса и пути ее

достижения, излагается концепция бизнеса – это общее представление о

намечаемом бизнесе и тех целях, которое ставит перед собой предприниматель.

3.Отрасль и создаваемая фирма. Анализируется современное состояние и

перспективы развития отрасли, в кот. реализуется проект. Рассматривается

структура отрасли, емкость рынка сбыта, тенденции его роста, основные

конкуренты. Дается оценка вероятности появления новых потребителей

предлагаемых к производству продукций. В отношении пр-я, указывается его

орг-правовая форма, разрабатываются основ. док-ты, регулирующие деят-ть пр-

я.

4. Описание товара (услуги и т.д.). При описании товара указываются:

потребительские качества и свойства, степень правовой защищенности идеи

(патентами и авторскими свидетельствами), наглядное изображение (формула)

товара, прогнозные цены и затраты на производство единицы продукции,

примерная величина прибыли за каждую реализованную единицу товара,

организация сервиса.

5.Оценка рынка сбыта. Основывается на комплексном исследовании рынка и

требует сбора и обработки большого объема инф-ции, отражающей конъюнктуру

рынка. Основ. цель – определить и обосновать ту нишу, в кот. найдет

покупателя предлагаемый товар.

6. Конкуренция и конкурентное преимущество. Здесь необходимо определить

крупнейших конкурентов производителей аналогичной продукции, оценить объемы

их продаж, доходы, перспективы внедрения новых моделей и технологий,

основ. харак-ки, уровень кач-ва, дизайн основ. пр-ции. Дается хар-ка цен

конкурентов.

7.Стратегия маркетинга. Планирование маркетинга включает решение следующих

проблем: схема распространения товаров; ценообразование; рекламу; методы

стимулирования продаж; организацию послепродажного обслуживания;

формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.

8.План производства. Главной задачей этого раздела – подтвердить

расчетами, что пр-е в состоянии реально произв-ть необх. кол-во товаров в

нужные сроки и с требуемым качеством. В плане указывается состав

оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия

поставки по цене, кол-ву и кач-ву. План пр-ва включает: а) Расчет

производственной мощности (входящей, исходящей, среднегодовой); б) Расчет

численности персонала; в) Расчет ФЗП персонала; г) Расчет сметы затрат на

пр-во; д) Расчет с/с-ти товарной продукции; е) Расчет калькуляции с/с-ти пр-

ции (услуг); ж) Расчет цены; з) Расчет валов., товарной и РП.

9.Управление и персонал (организационный план). Описывает систему

управления пр-ем и проектом. Формир-ся организац-я струк-ра управл-я пр-

вом, описываются права и обяз-ти должностн. лиц фирмы, описыв-ся инвесторы,

кол-во принадлежащих им акций, условия найма ключевых сотрудников. Дается

штатное расписание, составл-ся квалификационная матрица по видам работ,

указ-ся тарифные оклады, разраб-ся положение о премировании.

10.Прогнозир-е и планир-е прибыли. Дается детал. расчет балансов., валов.,

нал/облаг. и ЧП, налогов, льгот по налогам. Дается механизм распределения

ЧП.

11. Оценка риска и страхование. Основная задача раздела – предсказать все

типы рисков, с кот-ми можно столкнуться, их источники и моменты

возникновения. Разрабатываются меры по сокращ. этих рисков и MIN-ции эк-х

потерь, кот. м. возникнуть. Меры м.б. организационного характера (напр.

пересмотреть смену поставщиков, способы доставки сырья и предусмотреть

программу страхования от рисков). Виды рисков: а) Произв-е риски;б)

Экспортные риски; в) Валютн. риски; г) Бизнес-риск; д) Риск репутации; е)

Финансов. риск; ж) Политич. риски.

12. Фин. план. Обобщает рез-ты принятых решений из предыдущ. разделов.

Состоит из: прогноза объемов реализации, баланса денеж. поступлений и

расходов, плана фин-х рез-тов, сводного баланса активов и пассивов пр-я,

графика достижения безубыточности, определения коммерч-й эфф-ти инвестиц-го

проекта.

Баланс денеж. дох. и поступлений определяет суммы ден. ср-в, вкладыв-х в

проект с разбивкой по времени от нач. осущ-я проекта. Глав. зад. –

проверить синхронность поступлений ден. ср-в и их расходования, т.е.

определить достаточность этих средств в каждый момент времени. План фин.

рез-тов показывает выручку от реализ-ии за минусом НДС и акцизов; с/с-ть

РП; Приб. от реализ. прод-ции; Приб. от проч. реализации; Внереализац-е

дох. и убытки; Баланс. приб.; Валов. приб; нал/обл. приб; Нал. на приб; ЧП;

налоги, относимые на фин.рез-ты . Сводный баланс А-ов и П-ов составл. на

нач. и кон. первого года осущ-я проекта.

13. Стратегия финансирования. Определят величину и источники получения

средств для реал-ции инвестиционного проекта, обосновывает ожидаемое время

полного возврата средств, т.е. срока окупаемости и внутр. норму доход-ти

проекта. Производится оценка фин. сост-я пр-я, оц. платежеспос-ти и фин.

устойчив-ти пр-я.

-----------------------

Стратегический план

Целевые программы по отдельным подразделениям

Среднесрочные планы

Текущие планы

- Бизнес планы отдельных проектов

Долгосрочный план

Оперативные планы