Организация сбора налогов в СССР в 60-е годы

Организация сбора налогов в СССР в 60-е годы

«Организация сбора налогов в СССР в 60-е года»

В середине 60-х гг. В СССР планировалось осуществление коренной

хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и

прибыльности работы предприятия. Целями реформы были совершенствование

системы управления народным хозяйством и усиление экономического

стимулирование производства. Одним из основных документов, определявших

цели и задачи хозяйственной реформы, было Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования

промышленного производства» от 4 октября 1965 года.

В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию

хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения

прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных

(рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов.

Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

Коммунистические принципы распределения требуют, однако, дальнейшего

развития и совершенствования социалистических производственных отношений.

Переход к этим принципам возможен «не раннее того, как будет создана

материально-техническая база, достигнет высокого уровня создана материально-

техническая база, достигнет высокого уровня создание людей, полностью

разовьются и до конца проявят свои прогрессивные возможности принципы

социализма». Эти возможности растут вместе с неуклонным и быстрым ростом

материального производства и национального дохода страны, опережающим

развитием наиболее прогрессивных отраслей промышленности . Общая сумма

расходов на народное хозяйство составил в 1964 году 68.5 млрд. руб., в том

числе ассигнования из бюджета на эту цель выразятся в сумме 38.7 млрд.

руб., увеличивший против 1963 годом на 4%.

Национальный доход в СССР за 4-е года семилетки возрос на 32%, или в

среднем на 8%[1]. Рост национального дохода обеспечивает увеличение

абсолютных размеров, как фонда накопления, так и фонда потребления при

сохранении более высоких темпов роста фонда накопления. Это означает, что

распределение национального дохода производится с учетом хозяйственно-

политических задач, стоящих перед страной.

Налог с оборота представлял собой особый вид платежа предприятий в

бюджет, введенный налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК

СССР от 2 сентября 1930 г.). Плательщиками налога с оборота были

государственные производственные объединения, предприятия, организации,

предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций

(фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые' организации, специализированные

оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и

оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе

хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке

СССР. Преобладающий метод исчисления налога (исчислялось свыше 85% суммы

платежа) - метод разницы в ценах, который применялся при наличии двух

прейскурантов цен и утвержденных твердых оптовых цен предприятия на

определенные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог

исчислялся' по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (т, м3,

штуки) И в процентах к выручке от реализации.

Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным

или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного

производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске

по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи,

ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия.

К облагаемому обороту относились также суммы (за товары, подлежащие

обложению налогом с оборота), поступающие на основании решения арбитража,

судебных и других органов по рассмотрению споров, в порядке частичной

оплаты счетов; от организации железнодорожного, водного, воздушного и

автомобильного транспорта по претензиям за утрату, недостачу и порчу

товаров при перевозках; суммы надбавок к розничным ценам (оптовым ценам

промышленности), предусмотренные соответствующим прейскурантом за

дополнительную обработку или качественное улучшение товаров.

Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации то. варов, по

которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары,

овощи, картофель, фрукты и др.); при от. пуске товаров в установленном

порядке по оптовым ценам пред' приятий (без налога с оборота) для экспорта

внешнеторговым организациям, а также организациям Государственного комитета

СССР по материальным резервам и для промышленного потребления; от

реализации товаров, по которым розничные цены за вычетом торговых и оптово-

сбытовых скидок не превышают оптовых цен предприятий (без налога с

оборота); от продажи изделий, изготовленных из материала заказчика на

давальческих началах, и от оказания услуг от реализации товаров, которые в

виде льготы полностью освобождаются от обложения (например, товары из

местного сырья и отходов, производимые вновь организованными предприятиями

местной промышленности); от продажи товаров после произведенной

дополнительной обработки (крашение, полировка, шлифовка, пропитка и т.п.);

упаковки, 'расфасовки, если эти товары ....были приобретены по розничным

ценам или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота); от реализации

отходов, полученных при переработке товаров, облагаемых налогом с оборота,

Не подлежали обложению налогом с оборота также суммы авансов, полученных в

соответствии с действующим порядком от покупателей :взысканные с лиц,

виновных в хищениях, недостаче и порче товаров; выделяемые поставщиками в

счетах отдельной строкой, не относящиеся к стоимости товаров денежных

доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и

организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных

предприятий, парикмахерских, предприятий . стирки и крашения, ремонта

вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.). Этот налог

был введен налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР от

3 августа 1931 г.) в дополнение к налогу с оборота. Уплачивался с полной

валовой выручки от нетоварных операций, фактически полученной за истекший

месяц. Ставки дифференцировались от 1 до 10% в зависимости от вида работ

или услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов. С 1 января 1958 г.

налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен.

В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г.

объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с

валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.

К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог

с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные

органы власти (райисполкомы) с расположеными на их территории совхозами и

создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах

деятельности совхозов. Налог с Совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е.

обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее

своему объединению, тресту и т.П., а также в свои торговые и промышленные

предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была

установлена единая ставка налога в размере 1 % валового дохода. Налог с

совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип

однократности. обложения товара: продукция, переданная в торговые

предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов

по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее

торговым предприятием(объединением ).

Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения

предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и

заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка

налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего

в бюджет. 78% вносили промышленные предприятия и 22% - оптово-сбытовые

базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в

бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с

оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту

и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из

утвержденных розничных цен, себестоимости прибыли, оставляемой в

распоряжении предприятия.

В соответствии с действующим законодательством налог с оборота, платежи

из прибыли и другие государственные доходы предприятия и организации

исчисляли и вносили в бюджет самостоятельно. На финансовые органы

возлагался контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в

бюджет средств.

Налог с доходов от демонстрации кинофильмов

В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу с доходов

от демонстрации кинофильмов, заменившему в 1975 г. налог со зрелищ. В

соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975 г. плательщиками

налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома и

дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др. Плательщики исчисляли

сумму платежа по ставкам в процентах своей полной валовой выручке

предприятий. Ставки налога дифференцировались в зависимости от

местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа - 55%, в

сельских местностях ~ 10%. Кинотеатры, построенные, реконструированные,

переоборудованные за счет ссуд Госбанка СССР, независимо от их

местонахождения уплачивали налог по ставке 10% .От налога были

освобождены Бюро пропаганды советского киноискусства Союза работников

кинематографии СССР по валовому сбору от проведения платных публичных

лекций по вопросам киноискусства с демонстрацией киноматериалов, платных

творческих вече[IOB мастеров кино с показом их произведений;

специализированные детские кинотеатры; киносеансы для учащихся в

общеобразовательных школах.

Суммы платежа в соответствии с законодательством союзных республик

зачислялись в доходы местных бюджетов. Финансовые органы осуществляли

контроль за деятельностью предприятий-плательщиков, учитывали начисленные и

поступившие суммы платежей, проверяли полноту и своевременность их

перечисления в бюджет.

Плата за фонды, веденные с 1996 года в соответствии с постановлением

ЦК КПСС и СМ СССР от 4.10.1965 года, были созданы в целях повышения

заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных

основных фондов и оборотных средств. Плата за фонды представлял собой

форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных

платежей из прибыли в госбюджет СССР.

Нормативы платы за производственные фонды устанавливались на длительный

период единым для производственных основных фондов и нормируемых оборотных

средств. Ставка в промышленности равнялась 6%, а в отдельных отраслях с

относительно низким уровнем рентабельности-3%. Плата за производственные

фонды взималась с первоначальной стоимости основных производственных

фондов, что должно было повышать заинтересованности предприятий в их

современном обновлении и техническому совершенствованию. Исключением

составляла нефтедобывающая промышленность, где в силу специфики отрасли

плата за фонды исчислялась исходя из остаточной стоимости основных

производственных фондов по ставке 11%.

Плата за производственные фонды предусмотрены льготы. Не вносили плату

объедения, предприятия, у которых при ставке 3% недостаточно прибыли для

образования фондов экономического стимулирования, и планово-убыточные

предприятия. Не взималась плата за:

Основные производственные фонды, созданные

. за счет фонда развития производства, - в течение 2 лет,

. за счет банковской ссуды – на срок погашения, вновь введенные в

действие предприятия, цехи и крупные производственные установки -

на период освоения производственных мощностей в пределах

нормативного срока

. сооружения предназначенные для очистки воды и воздуха

. сооружения и оборудование, предназначенные для обеспечения охраны

труда и промышленной санитарии

. и другие.

Стимулирующее воздействие данного платежа было незначительным в связи с

тем, что сэкономленные на нем средства подлежали перечислению в бюджет в

виде свободного остатка прибыли.

Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 года в

соответствии вышеуказанным Постановлением. Эти платежи представляли собой

форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий,

получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от

деятельности предприятия.

Фиксированные платежи были установлены для предприятий, у которых

образовался чистый дифференциальный доход. Применение фиксированных

платежей позволило выровнять рентабельность предприятий в пределах

отрасли, исключив из суммы прибыли ту часть, которая не зависит от работы

коллектива объединения.

Платежи исчисляли сами налогоплательщики и вносили в бюджет со своих

расчетных счетов. Документальная проверка месячных (квартальных) отчетов

плательщиков проводилась по данным бухгалтерского учета и первичным

документам не реже одного раза в полугодие. А при взимании платежей в

процентах от балансовой прибыли - одновременно со счетной проверкой

бухгалтерских отчетов и балансов.

Источниками доходов в сельском хозяйстве была дифференциальная рента,

которая изымалась, изымаясь государством через закупочные цены и подоходный

налог с колхозников.

Подоходный налог с колхозников был установлен с в соответствии с Указом

Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 году. Подоходный налог с колхозников

зачислялся в доходы государственных бюджетов союзных республик и служил

регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов.

Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского

хозяйства. Подоходным налогом с колхозников облагались:

. чистый доход за счет вычетом части дохода, соответствовавшей

рентабельности 25%

. часть фонда оплаты труда колхозников, превышавшая необлагаемый

минимум, исчисляемый исходя из среднемесячного заработка в расчете

на одного работающего колхозников.

Полностью или частично от дохода освобождаются колхозы, образованные

из переселенцев или принявшие в свой состав семьи переселенцев.

Налоги, вносимые колхозниками и кооперативами, организациями по

сравнению с платежами, поступающими от государственных предприятий, занимал

незначительную часть. Их удельный вес в доходах бюджета составлял от 1.1 до

1.5%[2].

Учет налогоплательщиков осуществлялся путем регистрации финансовыми

органами граждан, имевших доходы либо иные объекты налогообложения в СССР.

Регистрация приводилась ежегодно 1 января. В процессе учета плательщиков

определялись также право граждан на налоговые льготы. Учет осуществляется в

специальных книгах, форма которого утверждалась Минфин СССР.

Финансовые органы составляли налоговые списки – перечни, списки,

реестры, содержавшие сведения о налогоплательщиках и объектах

налогообложения, применяемые в различных системах обложения подоходным и

поимущественными налогами.

На основании налоговых списков финансовые органы составляли и рассылали

платежные сведения - документ, которым налогоплательщик уведомлялся о сумме

и сроках внесения причитающихся с него платежей по налогам и сборам. В

извещении указывались основания произведенного обложения. Платежное

извещении указывались основания произведенного обложения. Платежное

извещение выписывалось по подоходному налогу, налог на холостяков,

одиноких, малосемейных граждан СССР, налогу с владельцев строений,

земельному налогу на бланках строгой отчетности, для каждого налога была

предусмотрена особая форма. Извещение вручалось плательщику в

установленные сроки под расписку или пересылалось по почте заказным

письмом.

В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и

организация, которые производили выплату заработной платы рабочим и

служащим, заработков граждан за временные и случайные работы. При взимании

налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов с других

групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные

учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов.

Литература

. «История налогов в России» /// АВ Толкушкин 2001 год

. «Очерки истории налогов с населения в СССР» ///ГЛ. Марьяхин 1964 год

Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации

Институт

Налогов и налообложения

Кафедра

Налогов и налообложения

«Организация сбора налогов в СССР в 60-е года»

Выполнила:

Омарова ПА

Студентка гр. Н2-4

Проверил:

Смирнов Денис. А

Москва 2004 год

-----------------------

[1] Книга « Истории налогов с населения в СССР» ///ГЛ Мальяхин Москва 1964

год стр. 236-237

[2] См: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия /// Гл. Ред. АМ

румянцев Т1 с 202