Организация хозяйственных связей торговой организации с поставщиками товаров
Организация хозяйственных связей торговой организации с поставщиками товаров
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
Факультет сокращенной подготовки
КУРСОВАЯ РАБОТА
По "Технологии и коммерческой деятельности"
На тему: "Организация хозяйсвенных связей торговой организации с
поставщиками товаров"
Автор работы:
Филимонова М.В.
Группа 2ЭТ-2
Руководитель:
д.э.н. профессор
Т.И Николаева
Екатеринбург
1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Хозяйственные связи по поставкам товаров, их особенности в
современных условиях 5
2. Хозяйственные связи магазина с поставщиками 8
1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные
экономические показатели 8
2. Поставщики магазина, их характеристика 21
3. Порядок заключения договоров с поставщиками, анализ их выполнения,
имущественная ответственность за нарушение договорных обязательств
31
4. Организация доставки товаров в магазин 36
3. Пути повышения эффективности хозяйственных связей 42
Заключение 44
Список используемых источников 45
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового
хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и
укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль
торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе
различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и
его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую,
информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий,
которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право
распоряжаться ресурсами и результатами труда.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового
предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность,
и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное
хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической
ответственности за свои решения и действия.
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает
особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового
предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и
рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в
основной деятельности по формированию ассортимента товаров.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению
ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового
предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией
хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют
планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения,
своевременной поставке продукции и товаров народного потребления
покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться
работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель
привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в
ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми
товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь
актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с
поставщиками.
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров мы подробнее
рассмотрим на примере Закрытого акционерного общества "ЯШМА" (предприятие
розничной торговли продовольственными товарами).
В данной работе с учетом современных требований освещены актуальные
вопросы организации хозяйственных связей магазина с поставщиками.
Специальные подразделы работы раскрывают организационно-правовую форму
предприятия, его основные экономические показатели. Проанализированы
поставщики магазина (мощность, размер организации поставщиков, их
месторасположение). Порядок заключения договоров с поставщиками, анализ их
выполнения, имущественная ответственность за нарушение договорных
обязательств, а также организация доставки товаров в магазин (объем
поставок, ассортимент, частота завоза).
В результате проделанной работы по организации хозяйственной
деятельности предприятия как важнейшего направления коммерческой
деятельности во многом определяют правильность выбора поставщика и форм
осуществления торговых сделок, а также разработаны пути повышения
эффективности хозяйственных связей.
1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПО ПОСТАВКАМ ТОВАРОВ, ИХ ОСОБЕННОСТИ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления
коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора
поставщика и форм осуществления торговых сделок.
При административно-командной системе управления экономикой в России "
в последние годы, в обстановке полного огосударствления и всеобъемлющей
централизации управления экономикой, повального дефицита и жесткой системы
управления, устанавливаемых государством" стабильных" цен подлинной
торговле, основывающейся на свободном обмене, попросту не было места. В
общем, комплексе хозяйственной деятельности она трансформировалась в
нормированное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов,
была заменена распределительным механизмом. Существовала жестко
регламентируемая "сверху" (из центра) система фондового наделения
хозяйственных единиц производственными и товарными ресурсами. Выбор
торговых партнеров был заменен печально известным прикреплением оптовых
покупателей к поставщикам без права изменения адресной постановки,
свободная купля-продажа - системой нарядов; инициатива производителей их
самостоятельность при выработке и проведении ассортиментной политики были
ограничены так называемым расписанием номенклатуры выпуска и поставки
товаров в спецификациях к договорам. Коммерческая работа, зачатки которой в
России формировались в годы нэпа, заглохла в недрах бюрократической
машины, порожденной командной экономикой".[1]
Ликвидация централизации управления товарными ресурсами в современных
условиях наполнила новым содержанием коммерческую деятельность предприятий.
Самостоятельность при определении торговой политике, выборе поставщиков и
условий поставки, выработке ценовой стратегии, формировании коммерческих
служб обеспечивает каждому предприятию возможность эффективного
использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В новых условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности
предприятий строится на основе принципа полного равноправия торговых
партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков
и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за
выполнение принятых обязательств.
В настоящее время хозяйственные связи между поставщиками и
покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по
договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные
взаимоотношения регулируются в России Гражданским кодексом Российской
Федерации (частью 1 и 2), являющимися основным нормативно-правовым
документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам
товаров, где излагаются общие положения договорного права, включающие
понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях,
порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение
договора и другие нормы договорного права.
Итак, при осуществлении сделок на поставку товаров торговому
предприятию от поставщиков основным документом является договор,
регламентирующий отношения партнеров.
Договор выполняет следующие функции:
o закрепляет юридически отношения между партнерами;
o устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;
o предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного
развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует
своевременной поставке продукции и товаров народного потребления
покупателям.
Торговые предприятия устанавливают связи в основном с местными
поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных
товаров чаще всего являются перекупщики товаров - или посредники, или
частные фирмы. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной
торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не
несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации
товара.
Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных
отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению
нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и
покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе,
самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств
в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.
2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МАГАЗИНА С ПОСТАВЩИКАМИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА, ЕГО ОСНОВНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В настоящее время в Свердловской области практически использованы все
варианты преобразования предприятий государственной торговли в различные
формы собственности: индивидуальную, коллективную, совместные предприятия с
использованием капитала иностранных инвесторов, малые предприятия,
государственные и муниципальные организации смешанной формы собственности,
акционерные общества[2], предусмотренные в Гражданском кодексе Российской
Федерации, введенным в действие с 01.01.1995г.
Организацию хозяйственных связей с поставщиками в курсовой работе мы
проследим по данным Закрытого акционерного общества "ЯШМА"[3] (предприятие
розничной торговли продовольственными товарами).
Местоположение Закрытого акционерного общества "ЯШМА":
Юридический адрес: Свердловская область, город Нижний Тагил, ул.
Фрунзе, 42;
Почтовый адрес: Свердловская область, город Нижний Тагил, ул.
Фрунзе,42;
ЗАО "ЯШМА" имеет расчетный счет по основной деятельности, имеет
круглую печать, эмблему со своим наименованием, другие штампы и печати,
иные реквизиты.
Правовое положение ЗАО "ЯШМА" (его правоспособность) определяется
Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом об акционерных обществах,
Уставом, учредительным договором, другими нормативными документами.
ЗАО "ЯШМА" имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по
своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может
от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Учредителями ЗАО "ЯШМА"[4] выступают физические лица, граждане РФ:
Охезина Л.А., Вершинина О.В., Ершова Л.В., Сапунов С.Л. ЗАО "ЯШМА" является
предприятием, работающим с целью извлечения прибыли и удовлетворения
общественных потребностей.
Предметом деятельности общества является: торговая деятельность, в том
числе розничная и комиссионная торговля товарами и продукцией, включая
создание магазинов и иных торговых точек и осуществление
внешнеэкономической деятельности, а также другие, определенные в Уставе ЗАО
"ЯШМА"
Уставный капитал[5] ЗАО "ЯШМА" составляет 10000 (десять тысяч) рублей
и разделен на 200 акций равной номинальной стоимости. Номинальная стоимость
одной акции составляет 50 (пятьдесят) рублей.
В формировании уставного капитала участвуют:
Л.А.Охезина 80 акций
О.В.Вершинина 40 акций
Л.В.Ершова 40 акций
С.Л.Сапунов 40 акций
ЗАО "ЯШМА" самостоятельно определяет направления, и порядок
использования прибыли, руководствуясь учредительными документами и
действующим законодательством.
Резервный фонд общества составляет 20% Уставного капитала и
предназначен на покрытие убытков. Размер ежегодных отчислений в резервный
фонд составляет 10% от чистой прибыли.
Расходование резервного фонда производится по решению Дирекции ЗАО
"ЯШМА" и не может быть использовано для других целей.
Дивидендом является часть чистой прибыли, распределяемая среди
учредителей ЗАО "ЯШМА" пропорционально числу акций, находящихся в их
собственности. Размер дивиденда в расчете на одну акцию определяется общим
собранием учредителей по предложению Дирекции
Высшим органом акционерного общества является общее собрание
акционеров, которое рассматривает отчеты по деятельности общества,
устанавливает размер дивидендов, решает другие наиболее важные вопросы. В
зависимости от числа приобретаемых акций акционеры имеют различное
количество голосов.
Оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность
акционерного общества осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Финансовые результаты деятельности
акционерного общества определяются на основе годового бухгалтерского
баланса. По месту нахождения ЗАО "ЯШМА" ведется полная документация в
объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества
осуществляется избранным ревизором собранием в соответствии с уставом и
порядком его деятельности. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной
деятельности осуществляется по итогам деятельности акционерного общества
за полугодие и за год, а также в любое время по инициативе ревизора, или по
решению общего собрания акционеров в случае необходимости.
Порядок реорганизации и ликвидации ЗАО "ЯШМА" определен Уставом
акционерного общества.
ОБЗОРНАЯ СПРАВКА
|НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ |ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ |
| |ОБЩЕСТВО "ЯШМА" |
|ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ |
| |ТОВАРАМИ |
|ЧАСЫ РАБОТЫ МАГАЗИНА |С 9 Ч 00 МИН ДО 19 Ч 00 МИН |
| |БЕЗ ПЕРЕРЫВА |
|ОТДЕЛ КАФЕТЕРИЙ |С 9 Ч 00 МИН ДО 23 Ч 00 МИН |
| |БЕЗ ПЕРЕРЫВА |
|РЕЖИМ РАБОТЫ МАГАЗИНА |БЕЗ ВЫХОДНЫХ |
|ОБЩАЯ ПОЛЕЗНАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА, КВ.|446,9 КВ. М. |
|М | |
|ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ |18 |
|МАГАЗИНА, ЧЕЛ. | |
|ЧИСЛО РАСЧЕТНЫХ УЗЛОВ |2 |
Магазин "ЯШМА" можно проклассифицировать по ряду существенных
признаков:
По масштабу деятельности торговое предприятие относится к малым
торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 18
человек.
ЗАО "ЯШМА" имеет в частной собственности помещение магазина,
выкупленное акционерами в 1992 году на аукционе у Муниципалитета города
Нижнего Тагила, подтвержденное выдачей документа "Свидетельства о
собственности" и "Постановлением Главы города Нижнего Тагила".
По товарной специализации торговое предприятие можно отнести к
комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по
общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля
продовольственными товарами).
В магазине "ЯШМА" существует пять отделов:
o ХЛЕБНЫЙ ОТДЕЛ;
o КОНДИТЕРСКИЙ ОТДЕЛ;
o ОТДЕЛ МЯСО-РЫБА;
o ОТДЕЛ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ;
o ОТДЕЛ КАФЕТЕРИЙ.
Товарная специализация магазина дает определенные преимущества:
o обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создает
условия для выбора необходимого товара;
o способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой
квалификации персонала (в магазине все продавцы окончили торговый
техникум);
o улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более
глубокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и
повышения качества товаров;
o способствует внедрению современных методов обслуживания, современной
торговой технологии, обеспечивающих эффективность реализации товаров.
Рентабельная работа магазинов, повышение качества торгового
обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического
процесса во многом зависят от их устройства, внутренней планировки и
оборудования.
Магазин "ЯШМА" - нежилое встроенное помещение, занимает весь первый
этаж жилого дома, поэтому по своим планировочно-технологическим решениям
имеет недостатки: узкий торговый зал, пересеченный колоннами, в результате
чего затрудняется рациональное размещение оборудования, неэффективно
используются торговые и неторговые площади. Но, несмотря на ряд
существенных недостатков полностью отказаться от встроенных магазинов
нельзя, так как торговая сеть за счет встроенных магазинов растет быстрее,
и содержание таких зданий обходится дешевле, чем отдельно стоящих.
По методу обслуживания покупателей - торговое предприятие обслуживания
покупателей через прилавок.
Главной задачей ЗАО "ЯШМА" является хозяйственная деятельность,
направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и
экономических интересов персонала и интересов собственников имущества
предприятия.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты
хозяйственной деятельности предприятия являются: валовой доход, другие
доходы, прибыль и рентабельность.
ЗАО "ЯШМА" имеет следующие данные о валовом доходе (см. табл. 1)
Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия возрос по
сравнению с планом на 689 рублей, или на 0, 2 %; по сравнению с прошлым
годом увеличился на 3778 рублей или на 1%. На его размер положительно
повлияло увеличение общей суммы валового дохода от реализации товаров на
859 рублей, и отрицательно - рост налогов и других обязательных платежей,
взимаемых за счет валового дохода (против плана - на 180 рублей и прошлого
года на 774 рублей). В этой связи понизился уровень валового дохода,
остающегося в распоряжении предприятия (в % к обороту) по сравнению с
данными плана и прошлого года соответственно на 0,5% к обороту и на 0,9% к
обороту, что с отрицательной стороны характеризует финансовые результаты
деятельности торгового предприятия, хотя по сумме произошло увеличение.
В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем оценки
хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все
доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль
является одним из источников стимулирования труда, производственного и
социального развития предприятия, роста его имущества, собственного
капитала.
ЗАО "ЯШМА" имеет следующие данные о прибыли (см. табл.2).
План по прибыли от реализации товаров перевыполнен на 21654 рублей или
на 75,2%. В динамике прибыль от реализации товаров возросла на 23750
рублей. Это произошло в основном за счёт существенного снижения издержек
обращения в 1998 году по сравнению с планом на 21406 рублей, или на 9,1%,
по сравнению с прошлым годом на 18867 рублей или на 4,7%.
Важным показателем эффективности работы предприятия является уровень
издержек обращения, по сравнению с планом он снизился на 1,1% к обороту и с
прошлым годом на 1,5% к обороту. Это снижение при фактическом увеличении
валового дохода произошло по следующим причинам. В 1996 году предприятие
запланировало произвести капитальный ремонт полов (покрытие полов кафельной
плиткой) и для равномерного списания на издержки обращения создало
ремонтный фонд- 2% начислений от стоимости основных фондов списывать
ежемесячно в течение двух лет. Но в связи с инфляцией и постоянно растущим
ценам в конце 1997 года на покрытие расходов по капитальному ремонту
созданного фонда оказалось недостаточно, и довольно крупная сумма была
списана на издержки обращения сверх плана. В 1998 году предприятие
уложилось в созданный плановыми отчислениями ремонтный фонд согласно
учётной политике предприятия.
Балансовая прибыль предприятия по сравнению с планом и в динамике
соответственно увеличилась на 17079 рублей и 18060 рублей. На это
положительно повлияли внереализационные доходы предприятия, хотя по
сравнению с планом они уменьшились на 4288 рублей или на 14,3%, по
сравнению с прошлым годом на 5387 рублей или на 17,3%. Это произошло по
следующим причинам: снизились доходы от принимаемой у населения стеклотары,
так как поставщик ОАО Тагилводка повысил цены на стеклотару, а процент
дохода торгового предприятия от принимаемой стеклотары понизил, понизились
доходы от аренды торгового места в магазине, так как в 1998 году был,
расторгнут довольно выгодный договор по аренде торгового места и полгода
эта торговая площадь не была задействована.
Отрицательно на балансовую прибыль влияют внереализационные расходы -
в основном это налоги и сборы, по сравнению с планом они увеличились на 287
рублей, с прошлым периодом на 303 рубля.
Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия,
а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не
только абсолютную величину прибыли, но и её уровень. Уровень прибыли
характеризует рентабельность торгового предприятия - один из показателей
эффективности его деятельности. Рентабельность (по балансовой прибыли) в
процентном отношении к товарообороту составляет:
64579 : 3453335 х 100 = 1,87%,
что показывает долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота.
Особое значение для оценки эффективности коммерческой работы
приобретает сопоставление прибыли с производственными издержками обращения.
Этот показатель составляет:
64579 : 378594 х 100 = 17,1%,
таким образом, доля прибыли на каждый рубль составляет 17,1 рублей
расходов по ведению коммерческой работы.
Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности
торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в
показателе товарооборачиваемости.
Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки
работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени
пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот
денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения
торговых процессов.
ЗАО "ЯШМА" имеет следующую информацию о товарных запасах и
товарооборачиваемости (см. табл. 3). Из таблицы 3 видно, что среднее время
обращения товарного запаса в целом по предприятию за год в среднем пять
дней, для магазина продовольственными товарами этот показатель
положительный, говорит о хорошей товарооборачиваемости товаров, а,
следовательно, и эффективной работе с поставщиками.
2.2 ПОСТАВЩИКИ МАГАЗИНА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАО "ЯШМА" специализируется на розничной продаже продовольственных
товаров.
Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы
изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение
источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных
хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и
заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация
учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.
Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных
товаров и пути его совершенствования.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. Рынок продовольственных товаров в настоящее время
насыщен и очень разнообразен. Все продовольственные товары по торговой
классификации объединяют в следующие группы:
1. Хлеб и булочные изделия
Плоды и овощи
2. Кондитерские изделия
3. Винно-водочные изделия
4. Молочно-масляные и яичные товары
5. Мясные и рыбные товары
6. Пищевые жиры.
В торговой практике продовольственные товары делят на бакалейные и
гастрономические.
В группу бакалейных товаров включают муку, крупу, макаронные изделия,
сушеные плоды, овощи и грибы, крахмал, сахар, соль, чай, кофе, пряности,
растительное масло и др. товары.
К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению
продукты высокой пищевой ценности:
o мясные продукты (колбасы, мясные копчености, мясную кулинарию, мясные
консервы)
o рыбные продукты (соленую и копченую рыбу, балычные изделия, икру, рыбные
консервы)
o молочные продукты (сливочное масло, сыры, сливки, молоко, кисломолочные
товары) и другие товары.
В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на
скоропортящиеся и пригодные для длительного хранения.
Скоропортящиеся товары характеризуются высоким содержанием воды.
Длительное хранение их возможно только с применением каких-либо способов
консервирования. К скоропортящимся товарам относят мясо, рыбу, молоко,
яичные товары, многие виды плодов и овощей, например ягоды, салатно-
шпинатные овощи и др.
К пригодным для длительного хранения относят товары, содержащие
небольшое количество воды или подвергнутые консервированию. К товарам,
пригодным для длительного хранения относят муку, крупу, макароны, сахар,
сушеные фрукты и овощи, баночные консервы, яблоки, картофель, белокочанную
капусту поздних сортов созревания и др.
Торговлей продовольственными товарами в Н.Тагиле занимаются торговые
оптовые фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители.
Розничная торговля продовольственными товарами представлена широкой
сетью универсальных магазинов типа: универсам, гастроном, продукты, а также
фирменных магазинов, особенно широко открываемых в последнее время заводами-
изготовителями. Такими как АО Тагилводка, АООТ Нижнетагильский
хлебокомбинат, АООТ Нижнетагильский гормолзавод, ООО Тагилмясопром, Конфи.
Довольно бойкая торговля продовольственными товарами на мини-рынках, через
палатки, киоски.
Положение на рынке продовольственных товаров достаточно сложное для
отечественных производителей, несмотря на кажущееся благополучие в рознице.
Дается обзор нескольких организаций, занимающихся изготовлением
продовольственных товаров, выбранных в качестве характеристики различных
направлений деятельности на рынке продовольственных товаров.
1. АООТ Нижнетагильский хлебокомбинат - основной производитель в
Н.Тагиле хлеба и булочных изделий, макаронных, бараночных,
кухарных, мучных, кондитерских изделий. Работает с 50-х годов.
Выпускает сертифицированную продукцию, соответствующую требованиям
ГОСТа работает на Н.Тагил и пригородный район. Макаронные изделия
расходятся по всему Уральскому региону. За последние несколько лет
открыл много Фирменных магазинов по всему городу.
2. ООО Тагилмясопром - бывший основной производитель колбасных
изделий, копченостей, мясных полуфабрикатов в г. Н.Тагиле. В
последние годы претерпел несколько видов смены собственности,
значительное сокращение производства и штата работников. Выпуск
продукции нерегулярен, ассортимент намного сократился, простои
производства по несколько месяцев подряд. Цены на продукцию
приемлемые, немного ниже рыночных. Имеет несколько Фирменных
магазинов в городе. Значительно потеснен с рынка более мелкими
коммерческими фирмами, частными предпринимателями - изготовителями,
в 1998 году особенно мясокомбинатом "Екатеринбургским". Со второго
квартала 1999г. на базе производителя открыт новый
сельскохозяйственный производственный кооператив (спк) "Мясной" .
Состав работающих сохранен. В перспективе налаживание производства
всех линий по изготовлению продукции, рост объема продукции.
3. АОЗТ "Фирма Конфи", основана в 1967 году, г. Екатеринбург -
развивается довольно быстрыми темпами. Очень большой, широкий и
разнообразный ассортимент кондитерских, мучных изделий, высокое
качество продукции, приемлемые цены. Пользуется у магазинов большой
известностью, многие работают с ним. Здесь играет роль удобство
доставки, отсрочки платежей.
4. ОАО "Тагилводка" - работает на рынке как производитель алкогольных
напитков. Продукция хорошо известна в Уральском регионе. Широкий
выбор, разнообразный ассортимент продукции, постоянно новые решения
выпуска изделий, хорошее качество, занимает одно из ведущих мест на
рынке. У предприятий торговли продукция пользуется высоким спросом.
Если рассматривать рынок продовольственных товаров в целом, то надо
заметить, что импорт преобладает над российским товаром по многим позициям,
особенно в отношении упаковки, дизайна и оформления продукции, изготовления
полуфабрикатов и разнообразия ассортимента, но главное достоинство многих
Российских изготовителей продуктов питания, по сравнению с импортными - это
качество продуктов, более высокие вкусовые и калорийные свойства.
Российские производители в основном используют натуральное сырьё, тогда как
во многих импортных продуктах присутствует большое количество искусственных
добавок, красителей, консервантов.
Специалисты всё же считают, что, несмотря на тяжелые условия, рынок
отечественных производителей будет расширяться за счет того, что многие
производители уже закупили и начали эксплуатировать современное
оборудование и технологии для производства продуктов питания, обратили
внимание на упаковку, фасовку, расширение ассортимента, оформление
выпускаемой продукции.
ЗАО "ЯШМА" закупает почти все основные гастрономические продукты
питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных
товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.
Характеристика поставщиков
Таблица 4
| |Наименование |Местополож|Ассортимент товаров, названия |Количес|
| |поставщиков |ение |изделий продукта, |тво |
| | | | |наимено|
| | | | |ваний |
| | | | |продукц|
| | | | |ии |
|1. |АООТ |Г. Н.Тагил|Хлеб |4 - 5 |
| |Нижнетагильски|ул. |Булочные изделия |6-7 |
| |й |Вогульская|Пряники |4-5 |
| |хлебокомбинат.|, 52. |Сушка |4-5 |
| | | |Баранка |2-3 |
| | | |Сухарь |2-3 |
| | | |Печенье |3-4 |
| | | |Торты |8-10 |
| | | |Пирожное |3-4 |
| | | |Макаронные изделия и др. |5-6 |
|2. |АООТ |Г. Н. |Молоко |2 |
| |Нижнетагильски|Тагил, ул.|Кефир |2 |
| |й гормолзавод |Черных, 22|Творог |2 |
| | | |Сметана |2 |
| | | |сырки творожные |3 |
| | | |сыр адыгейский |2 |
| | | |ряженка |1 |
| | | |варенец |1 |
| | | |топленое молоко |1 |
| | | |снежок |2 |
| | | |йогурт |4 |
| | | |десерт |3 |
|3. |ООО Ирбитский |Г. Н. |молоко |2 |
| |молзавод |Тагил, ул.|кефир |2 |
| | |Совхозная,|творог |2 |
| | |15 |сметана |2 |
| | | |йогурт |4 |
|4. |АО Кушвинский |Г. Кушва, |молоко |2 |
| |молзавод |ул. |кефир |2 |
| | |Ленина, 24|творог |2 |
| | | |сметана |2 |
| | | |творожнная масса |3 |
| | | |желе |4 |
| | | |десерт |3 |
| | | |йогурт |4 |
|5. |ООО |Г. |колбасы вареные |6 |
| |Тагилмясопром |Н.Тагил, |колбасы полукопченые |7 |
| | |ул. |колбасы варено-копченые |3 |
| | |Красноарме|колбасы сырокопченые |2 |
| | |йская, 7 |изделия ветчино-рубленые |2 |
| | | |колбасы ливерные |4 |
| | | |сосиски, сардельки |4 |
| | | |мясные деликатесы |3 |
| | | |сало соленое |2 |
| | | |сало копченое |2 |
| | | |грудинка копченая |2 |
| | | |полуфабрикаты натуральные |4 |
| | | |полуфабрикаты из рубленого мяса |5 |
| | | |субпродукты и др. |10 |
|6. |Частное |Г. |колбасы вареные |6 |
| |предприятие |Н.Тагил, |колбасы полукопченые |4 |
| |Косова |ул. |мясокопчености копчено-вареные |6 |
| | |Садовая, | | |
| | |19 | | |
|7. |Частный |Г. |печень говяжья |1 |
| |предпринимател|Н.Тагил, |мясо индейки |5 |
| |ь Ошуев В. И. |ул. |окорока куриные и другие мороженые |1 |
| | |Вагоностро|продукты производства Голландии | |
| | |ителей, 36|овощные консервы |15 |
| | | |детское питание |30 |
| | | |консервы рыбные |20 |
| | | |майонез и др. товары |15 |
|8. |Частный |Г. |сыры твердые |10 |
| |предпринимател|Н.Тагил, |масло сливочное |6 |
| |ь Хохряков |ул |сыры плавленые |12 |
| | |Тимирязева|маргарины, жиры |12 |
| | |, 58 |маргррины сливочные бутербродные |6 |
|9. |АО Тагилрыба |Г. |рыба свежемороженая |6 |
| | |Н.Тагил, |рыбные полуфабрикаты |5 |
| | |ул. |рыба соленая |6 |
| | |Лебяжинска|рыба холодного копчения |6 |
| | |я, 44 |рыба горячего копчения |2 |
|10. |АО Дальрыба |Г. |рыба свежемороженая |8 |
| | |Н.Тагил, |балычные изделия |10 |
| | |ул.Вогульс|икра |5 |
| | |кая, 29 |рыба вяленая |4 |
|11. |ЗАО Меркурий |Г. |- хлеб ибулочные изделия (типа |12 |
| | |Н.Тагил, |Дока-хлеб, без дрожжей) | |
| | |ул. | | |
| | |Гальянская| | |
| | |, 12 | | |
|12. |АОЗТ Фирма |Г. |карамель |20 |
| |Конфи |Екатеринбу|конфеты неглазированые |10 |
| | |рг, |конфеты глазированые |25 |
| | |ул.Садовая|ирис |6 |
| | |, 29 |драже |6 |
| | | |мармелад |8 |
| | | |зефир |2 |
| | | |шоколад |10 |
| | | |наборы конфет |10 |
| | | |печенье |10 |
|13. |МП |Г. |яйца |2 |
| |Птицефабрика |Н.Тагил, |фарш куриный |1 |
| |Нижнетагильска|ул.Кушвинс|кура потрошеная |2 |
| |я |кая, 25 | | |
|14. |ТД Птица |Г. |кура потрошеная |1 |
| | |Красноурал|полуфабрикаты из мяса птицы |7 |
| | |ьск, ул. |полуфабрикаты из субпродуктов птицы|5 |
| | |Сенная, 76| |1 |
| | | |кура варено-копченая |4 |
| | | |изделия из птицы варено-копченые |3 |
| | | |кобасы вареные |2 |
| | | |ветчина |2 |
| | | |сосиски | |
|15. |ОАО Тагилводка|Г. |водка |10 |
| | |Н.Тагил, |настойки горькие |8 |
| | |ул. |настойки сладкие |10 |
| | |Индустриал|ликеры |2 |
| | |ьная, 3 |апперетивы |2 |
|16. |АО |Г. |сухие виноградные вина |4 |
| |Среднеуральски|Среднеурал|полусухие виноградные вина |4 |
| |й винзавод |ьск, ул. |полусладкие виноградные вина |5 |
| | |Первомайск|крепленые вина |7 |
| | |ая, 10 |полудесертные вина |3 |
| | | |десертные вина |3 |
| | | |винные напитки |5 |
|17. |ООО Р.Модуль |Г. |сигареты |30 |
| | |Н.Тагил, |кофе |15 |
| | |ул. | | |
| | |Индустриал| | |
| | |ьная , 5 | | |
|18. |Фирма " Для |Г. |полудесертные виноградные вина |6 |
| |Вас " |Н.Тагил, |полусладкие виноградные вина |8 |
| | |ул. |ароматизированые виноградные вина |8 |
| | |Фестивальн|игристые вина | |
| | |ая, 3 | |12 |
|19. |Фирма |Г. Н.Тагил|-чаи |20 |
| |"Пересвет" |ул, | | |
| | |Фестивальн| | |
| | |ая, 3 | | |
|20. |ООО Здоровье |Г. Н.Тагил|выпечка |15 |
| | |ул, |пирожное |6 |
| | |Победы, 37| | |
|21. |ЗАО Чародейка |Г. Н.Тагил|-торты |6 |
| | |ул, | | |
| | |Черных, 40| | |
|22. |ЧП Данилова |Г.Н.Тагил |- сахар, крупы, специи, пряности, |30 |
| | |ул, |горчица, соусы и др. | |
| | |Ломоносова| | |
| | |46 | | |
|23. |Прочие | |Прочие продовольственные товары, |80 |
| |поставщики: | |отечественного и импортного | |
| |около 30 | |производства | |
| |заключенных | | | |
| |договоров на | | | |
| |поставку | | | |
| |товаров | | | |
В таблице "Характеристики поставщиков", с 1 по 22 пункты указаны
основные поставщики товаров, с которыми у торгового предприятия положены
рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе.
Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение
года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками,
с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую
поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного
производства, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары, которые по
договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос
покупателя с достатком выше среднего.
Изучая источники закупок товаров ЗАО "ЯШМА" ведет журнал, где на
каждого поставщика составляет его данные (наименование организации, его
юридический адрес и почтовый адрес, Ф.И.О. и телефон директора, гл.
бухгалтера, режим работы), сведения о количестве и ассортименте
продовольственных товаров и другие сведения интересующие предприятие.
2.3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С ПОСТАВЩИКАМИ, АНАЛИЗ ИХ
ВЫПОЛНЕНИЯ, ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Гражданский кодекс определят понятие договора, как соглашение двух или
нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и
обязанностей. При равноправных хозяйственных связях поставщиков и
покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности, резко
повышается роль договоров поставки, которые являются основным документом
определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров.
Договора могут заключаться в устной письменной или нотариальной форме.
В хозяйственной практике договор является основой деловых отношений
двух и многосторонних, обличенных в письменную форму, с соответствующими
правилами (печать, необходимые реквизиты сторон и т.п.)
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента
его заключения. Он считается заключенным, если между сторонами в требуемой
в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным
условиям договора.
Договора могут заключаться на 5, 3 и 2 года, на год или иной период
(краткосрочные, сезонные, а также на разовые поставки).
Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется
так называемая пролонгация, т.е. продление договора. Однако в этом случае
обязательно согласование ассортимента поставляемых товаров.
Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и
расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не
предусмотрено кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или
расторгнут по решению суда, только:
1. При существенном нарушении договора одной стороной.
2. В иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской
Федерации, другими законами или договорами.
ЗАО "ЯШМА" своевременно и правильно заключает договора с поставщиками,
а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам
товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль за их
исполнением.
Рассмотрим на примере договора на поставку алкогольной продукции № 19
от 1 января 1998 года.
В договоре предусмотрены следующие условия:
o Дата заключения договора;
o Полное наименование сторон, заключивших договор;
o Предмет договора;
o Цена и общая сумма договора;
o Порядок расчетов и поставки;
o Порядок приемки и возврата залоговой тары;
o Права и обязанности сторон;
o Ответственность сторон;
o Форс-мажор;
o Разрешение споров;
o Срок действия договоров;
o Заключительные положения;
o Юридические адреса и платежные реквизиты сторон;
Дата заключения договора:
Данный договор № 19 заключен 1 января 1998 года в городе Н.Тагиле.
Полное наименование сторон, заключивших договор:
ОАО "Тагилводка", в лице директора Кряжева А.В. действующего на
основании Устава и ЗАО "ЯШМА", в лице директора Охезиной Л.А., действующего
на основании Устава, заключили договор по поставке алкогольной продукции.
Предмет договора:
Особое значение предмету договора придается по той причине, что
существование договоренности сторон, является предпосылкой вступления
договора в законную силу.
ОАО Тагилводка обязуется поставлять товар, ЗАО "ЯШМА" оплачивать и
принимать товар и тару, по количеству и качеству. В предусмотрено, что
ассортимент, количество, цена единицы товара и тары указывается в счет-
фактуре на каждую отдельную партию.
Цена и общая сумма договора:
Являясь основным атрибутом договора, цена товара и сумма каждой
поставки определяется в рублях с учетом НДС, включая тару. Цена единицы
товара устанавливается в соответствии с действующими ценами завода-
изготовителя на момент подписания счет-фактуры.
Порядок расчетов и поставки:
В договоре предусмотрены условия платежа: оплата за товар производится
путем перечисления на расчетный счет либо путем внесения наличных денег в
кассу ОАО Тагилводка, по истечении десяти банковских дней, после получения
продукции и оформления счет-фактуры.
Права и обязанности сторон:
К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции на
условиях договора, обеспечение сертификатами качества на поставленный
товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев,
когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие
нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо
действия третьих лиц, либо непреодолимой силы. Доставка продукции
покупателю производится транспортом поставщика по кольцевому завозу.
К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад,
осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и
ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить доверенность
на получение товара, подписать накладные, счет-фактуру. Продавец вправе
изменять ассортимент и комплектность товара при поставке следующих партий
товара при получении согласия покупателя. Покупатель предварительно дает
заявку на следующую партию товара, определяет ассортимент и количество
продукции. Покупатель обязан принять и вернуть тару поставщику в полном
объеме, по количеству и качеству.
Ответственности сторон:
В договоре предусмотрено, что за несвоевременную поставку товара ОАО
Тагилводка уплачивает штраф в размере 0,1% от стоимости не поставленного в
срок товара за каждый день просрочки.
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара несет
покупатель ЗАО "ЯШМА" с момента получения товара на склад от продавца ОАО
Тагилводка.
Форс-мажор:
Условия форс-мажор предполагают то, что стороны освобождаются от
ответственности за частичное или полное невыполнения обязательств по
договору, обусловленные обстоятельствами возникшими помимо воли и желания
сторон, которые нельзя предвидеть или избежать, либо оно явилось
непреодолимой силы.
Разрешение споров:
Все споры, разногласия и вопросы по договору решаются путем
переговоров, при не достижении согласия споры передаются на разрешение в
Арбитражный суд, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок действия:
В настоящее время срок договора № 19 истек, так как был заключен до 31
декабря 1998 года.
Данный договор пролонгирован на срок 12 месяцев, то есть до 31 декабря
199 года.
Заключительные положения:
Договор № 19 составлен, подписан и скреплен печатями в 2-х подлинных
экземплярах, один из которых находится в ЗАО "ЯШМА", другой у ОАО
Тагилводка.
Юридические адреса и реквизиты сторон:
В договоре указаны юридические адреса и платежные реквизиты ЗАО "ЯШМА"
и ОАО Тагилводка.
Правильный выбор формы договорных связей, тщательно обдуманное
согласование условий договоров, контрактов, является основой успешной
хозяйственной и коммерческой предприятий участвующих в торговле.
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ В МАГАЗИН
Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками
товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента,
удовлетворения спроса населения, атак же хорошие финансово-экономические
показатели деятельности торговли.
При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое
предприятие должно учитывать основные принципы товароснабжения*:
планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и
технологичность.
Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться
на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в
договоре с поставщиком
Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через
относительно равные промежутки времени или равными партиями, что
способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и
ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности,
рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо
определенный период к плановой.
Оперативность - суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе
на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по
договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной
замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке
графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при
заключении договора.
Экономичность товароснабжения - снижение издержек по доставке товаров,
которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным
использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное
использование его грузоподъемности и т.д.
Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети[6]
силами и средствами предприятий-поставщиков, что позволяет работникам
магазина не отвлекаться от своей непосредственной работы по обслуживанию
покупателей.
ЗАО "ЯШМА" осуществляет свою торговую деятельность по договорам с
поставщиками товаров только при централизованном завозе товаров, так как
при этом эффективнее используется транспорт, рабочая сила, снижаются
издержки обращения. Ритмичный завоз по графикам обеспечивает постоянство
ассортимента, ускоряет товарооборачиваемость.
ЗАО "ЯШМА" - продовольственный магазин, при заключении договора с
поставщиками товара должен учитывать ряд особых требований товароснабжения
продовольственными товарами, являющиеся в значительной своей части
скоропортящимися. Периодичность доставки этих продуктов диктуется
нормативными сроками реализации, которые и кладутся в основу определения
периодичности доставки скоропортящихся продуктов и должно учитываться в
договоре.
При определении закупки того или иного товара и возможностей его
продажи, партнеры (поставщики и торговая организация) должны обязательно
просчитать выгодность торговой сделки, то есть возможность получения
оптимального уровня и массы прибыли.
Закупка товаров - составная часть коммерческой деятельности торговой
организации, включающая в себя:
o Изучение и прогнозирования покупательского спроса;
o Выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;
o Организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая
разработку и заключение договоров поставки;
Работа торгового предприятия в настоящее время приобрела
самостоятельность в установлении хозяйственных связей. Расширился круг
поставщиков - частные предприятия, торговые дома, посреднические фирмы.
Равномерность поставки товаров от поставщиков-изготовителей, оптовых
организаций (фирм), имеет огромное значение в розничной торговле.
Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам, обеспечивает
успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста
в динамике и качественное обслуживание покупателей. Оценка выполнения плана
и динамики поступления товаров должна производиться за каждый месяц и
нарастающим итогам с начала квартала и года.
ЗАО "ЯШМА" имеет следующие данные о поступлении товаров (см. табл. 5).
План поступления выполнен по всем товарным группам, кроме группы "Яйца и
яйцепродукты". В целом перевыполнение составило по сравнению с планом на
145919 рублей или на 4,2 %. По сравнению с прошлым годом соответственно на
266165 рублей или на 7,9%.
Особенно высокие темпы роста достигнуты по поступлению товарной группы
"Маргариновая продукция и жиры" - 128,7% и прочие бакалейные и
сопутствующие товары - 12801% (это товары длительного хранения, такие как
сахар, крупа, сухофрукты, макаронные изделия, сигареты и др.), что привело
к увеличению их остатков.
Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляют
специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень
удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров
отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине
поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных
обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков
завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год не наблюдалось.
Таблица 5
|Товарные группы |Фактиче|Отчетный год |Отклонения |В % к |
| |ски за | | |прошлом|
| |прошлый| | |у году |
| |год | | | |
| | |План |Фактиче|% |От плана|От | |
| | | |ски |выполне| |прошлог| |
| | | | |ния | |о года | |
|1. Хлеб и |574558 |590000 |594582 |100,7 |+4282 |+19724 |103,4 |
|булочные изделия| | | | | | | |
|2. Молоко и |391742 |400000 |419569 |104,9 |+19569 |+27827 |107,1 |
|молокопродукты | | | | | | | |
|3. Мясо и |471295 |480000 |494542 |103,0 |+14542 |+23247 |104,9 |
|мясопродукты | | | | | | | |
|4. Рыба и |69895 |75000 |75834 |101,1 |+834 |+5939 |108,5 |
|рыбопродукты | | | | | | | |
|5. Яйцо и |63985 |70000 |26589 |37,9 |-43411 |-37396 |41,6 |
|яйцепродукты | | | | | | | |
|6. Кондитерские |225693 |235000 |240567 |102,4 |+5567 |+14874 |106,6 |
|изделия | | | | | | | |
|7. Алкогольные |949852 |960000 |977563 |101,8 |+17563 |+27711 |102,9 |
|напитки | | | | | | | |
|8. Птица и |274562 |280000 |301500 |107,7 |+21500 |+26938 |109,8 |
|птицепродукты | | | | | | | |
|9. Сыры |56947 |60000 |66728 |111,2 |+6728 |+9781 |117,2 |
|10. Маргариновая|71522 |75000 |96555 |128,7 |+21555 |+25033 |135,0 |
|продукция и жиры| | | | | | | |
|11. Прочие |229703 |275000 |352190 |128,1 |+77190 |+122487|153,3 |
|бакалейные и | | | | | | | |
|сопутствующие | | | | | | | |
|товары | | | | | | | |
|Всего: |3379754|3500000|3645919|104,2 |+145919 |+266165|107,9 |
По сравнению с прошлым годом в отчетном году в магазине " ЯШМА"
улучшилась ритмичность поставки продовольственных товаров от поставщиков-
посредников и частных предпринимателей, увеличилась проверка качества
поступивших товаров.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Сложившаяся десятилетиями система хозяйственных связей, когда
централизованно происходило распределение товарных ресурсов и прикрепление
поставщиков к определенным торговым организациям по указке "сверху" в
короткие сроки распалась и сейчас создается заново.
В условиях рыночной экономики система хозяйственных связей должна
обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, оптимальный уровень
товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а так же хорошие
финансово-экономические показатели деятельности торговли.
Необходимость скорейшего приспособления розничной торговли к условиям
рыночной экономики требует организации четкого функционирования
хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом
отношении особую актуальность приобретают договорные связи торговых
организаций с производителями товаров.
В связи с этим необходимо расширить сферу договорных отношений с
поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и
действенность договоров поставки. Договорные поставки должны активно
воздействовать на производство для всемерного увеличения выпуска товаров
народного потребления, изготовления их из дешевого альтернативного сырья,
формировать оптимальный ассортимент товаров розничной торговой сети.
Оценка эффективности хозяйственных связей характеризует
результативность управления коммерческой работой торговой организации.
Эффективность хозяйственных связей выражается в закупках товаров у
изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников,
участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины
торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.
Для изучения поставщиков и их возможностей работники розничной
торговли должны принимать участие в работе оптовых ярмарок; выставок -
продаж и выставок - просмотров образцов новых и лучших изделий, следить за
рекламными объявлениями по радио и телевидению, в газетах и журналах,
бюллетенях спроса и предложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами.
Проведенный анализ эффективности хозяйственных связей ЗАО "ЯШМА" с
поставщиками показал наибольшую результативность в работе с поставщиками -
производителями. Это объясняется наличием долгосрочных хозяйственных
связей, преимуществом ряда организационно - экономических, торговых,
транспортных, ценовой политики и других факторов, что позволяет торговому
предприятию планировать хозяйственную деятельность, изыскивать резервы
повышения эффективности хозяйственных связей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация хозяйственных связей - важная часть коммерческой работы.
Анализ курсовой работы показал ,что рациональные, долгосрочные
хозяйственные связи способствуют развитию торговли, своевременной поставке
товаров, сбалансированности спроса и предложения.
В курсовой работе излагаются основные направления и содержание
хозяйственных связей магазина с поставщиком. Проанализирован ряд
экономических показателей, рассматриваются договорные обязательства,
имущественная ответственность, контроль за соблюдением договорных
обязательств.
Используя стандарты качества, предприятие осуществляет свою
деятельность в соответствии с требованиями, обусловленными сущностью и
ролью торговли продовольственными товарами, что позволяет избегать
различные нарушения, связанные с закупом товаров и их реализацией, а также
выявлять сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности и
соответствующим образом ее планировать
В курсовой работе намечены основные пути повышения эффективности
хозяйственных связей с поставщиками. Выявлены резервы развития и увеличения
доходности для организации четкого функционирования хозяйственных связей
магазина с поставщиками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|1. Аванесов А.Ю., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке |
|товаров и услуг: учебник для высших учебных заведений - М.: ТОО "Люкс-Арт",|
|1995, 176 стр. |
|2. Боргуль С. Товары для школьного ранца. Положение на рынке" // Товарный |
|рынок. - 1998, №46 (127) (30 ноября). |
|3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Минск. |
|Высшая школа, 1995,451 стр. |
|4. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. - Екатеринбург: |
|Издательство УрГЭУ, 1995, 168 стр. |
|5. Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Часть 1: |
|Розничная торговля - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 1997, 87 стр. |
|6. Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и |
|совершенствования - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 1996, 209 стр. |
|7. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: учебник для|
|вузов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, 324 стр. |
|8. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: учебник для |
|высших и средних спец. учебных заведений - М.: Информационно-внедренческий |
|центр "Маркетинг", 1996,328 стр. |
|9. Потребительский рынок канцелярских товаров в Екатеринбурге. // // |
|Товарный рынок. - 1998, №46 (127) (30 ноября). |
|10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник под общей редакцией |
|проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько - М.: Инфра - М, 1997, 256 стр. |
-----------------------
[1] Т. И. Николаева " Торговля потребительскими товарами: проблемы
развития и совершенствования " - Екатеринбург. Издательство УрГЭУ 1996.
[2] АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - организационная форма объединений
предприятий, организаций и отдельных лиц (акционеров). Капитал акционерного
общества образуется путем выпуска и обращения акций
[3] Закрытое акционерное общество является хозяйственным обществом,
основанном на общей долевой собственности путем выпуска акций, и
представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для
совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд ЗАО складывается
только за счет вкладов, выраженных в акциях учредителей. Участники ЗАО не
имеют права без согласия общего собрания акционеров продать, уступить свои
акции (или их часть) лицам, не входящим в ЗАО.
[4] Учредитель - это физическое лицо, являющееся инициатором создания
предприятия.
[5] Уставный капитал - источник основных фондов и оборотных средств
предприятия, формируемый при его образовании за счет средств государства,
учредителей, участников паевых взносов и др.
[6] Товароснабжение розничной сети - система коммерческих и
технологических мероприятий по обеспечению розничной сети необходимым для
населения ассортиментом потребительских товаров.