Основные категории товарооборота и статистика РТО

Основные категории товарооборота и статистика РТО

Основные категории ТО и статистика РТО.

Осн категории ТО. Звенность товародвижения(тд).

Осн пок-лем торг явл ТО. ТО-продажа мат благ, услуг. Он скл-ся из

множ-ва актов купли-продажи. Участники этих актов (пр-цы и пок-ли) играют

различн роль в товарном обращении.

В стат строится классификац ТО по роли продавцов и пок-лей в процессе

воспроизводства обществ продд-та. С этой т-ки зрания все акты продажи по пр-

ку продавцов / на 2 группы:

- предпр и отд лица, прод товары своего пр-ва (пр-ли товаров);

Предпр, кот продают купленные товары (торг организации).

В 1 случае ТО наз-ся ТО производителей, а ( продаж, где в кач-ве продавцов

выступае 2 группа наз-ся торгово-посредническим ТО.

ТО пр-лей+ТО торгово-посреднический=ВТО.

Также весь ТО можно классифицировать по пр-ку пок-лей:

в кач-ве пок-лей выступают непосредств потр-ли товаров;

---//--- выступают торг организации

В 1 случае ( продаж наз-ся РТО, во 2 случ – ОТО.

В торговле слож-сь многозвенная система движения товаров, т.е товар,

прежде чем дойти до потребителя проходит неск-ко звеньев. Изучая звенность

тд стат вычисл

Кзвенности=ВТО/ЧТО, где ЧТО=РТО+оптовые продажи за пределы системы.

Определение и состав РТО.

Под РТО поним-ся продажа потреб товаров населению за нал, независимо

от каналов реализации. В этом случае продавцами могут быть:

Юр лица, осуществляющие РТ и общепит, для кот торг деят-ть явл основной.

Юр лица, осущ-шие торговлю,но для кот торговая деят-ть не явл основной.

Физ лица, кот продают товары на вещевых, прод и смешанных рынках.

Для определения РТО стат органы проводят Федеральное гос стат

наблюдение, объектом котор явл юр лица и их подразделения, независ от форм

собств-ти и ведомственной принадлежности, а именно:

магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправки;

развозная и разносная торг сеть;

столовые, кафе, рестораны, бары, и др предприятия общепита, как

самостоятельные, так и нах-ся на балансе производств предпр, школ, ВУЗов,

гостинниц, театров и т.д.

Кроме продажи товара населению за нал в РТО вкл-ся:

продажа продтоваров отлдельн юр лицам по безналу из розничной торговой

сети, мелкоопрт торговых баз, из сети общепита (больницам, дет учреждениям,

домам престарелых и т.д.)

продажа продтоваров юр лицам за нал для организации питания населения;

продажа товаров в кредит;

продажа товаров по подписке.

РТО учит-ся в ценах фактич раелизации за отчётн период на основе

первичн док-тов тов-ден отчёта и прилаг к нему док-тов.

Товарная структура РТО.

Товарн структура РТО представлено по 92 товарн группам.

РТО по отд товру можно определить, исходя из след завис-ти:

РТО с недокументиров расходом=Зн+П-Др-Зк, где Зн,Зк-запасы на начало и

конец периода, П- поступление товаров за период, Др- документированные

расходы.

К недокументированным расходам относ-ся такое выбытие товаров, кот не

может быть оформлено док-ми по конкр товарам, а фиксир-ся общей ( по всем

товарам – потери товаров от стих бедствий, кражи, недостачи.

Др не явл розничн продажей и поэтому не вкл-ся в состав РТО.сюда

относ-ся:

отпуск товаров предпр общепита;

уценка товаров;

естеств убыль товаров и т.д.

Для того, чтобы опр-ть р-ры продаж (РТО) по кажд товарн группе

прибегают к усл расчёту, основ на предлож, что недокументиров расходы распр-

ся по товару, пропорционально расходу. На пр-ке сущ-т 2 способа расчёта:

1. Закл в том, что мсчисл-ся удельн вес каждого товара в общей сумме

товара. Затем ТО распр-ся по товарн группам, пропорционально расходу, для

чего общ (ТО * на этот удельн вес.

РТОi=Pi/(P*РТО, где Pi – расход по кажд. Группе, (Р – общ ( расходов.

2. Закл в том, что опр-ся доля ТО в общ ( расхода (РТО/(Р), затем

полученное отношение * по кажд товарн группе на ( расхода по кажд товарн

группе, т.е.:

РТОi=(PTO/(P)*Pi

Изучение сезонности розн продажи товаров.

Наблюдая в течении года месячные или квартальные изменения продажи

товаров можно заметить постоянную повторяемость колебаний. Интенсивность

этих колебаний будет различаться, но общим будет одно- в определ время годо

из года в год будут набл-ся устойчивые сокращения продажи товаров в одни

месяцы, и рост продаж в другие. Такое явление наз-ся сезонностью, а

устойчивые внутригодичные колебания наз-ся сезонными колебаниями.

Сезонные колебания продажи м.быть обусловлены либо спецификацией пр-

ва, либо сезонностью спроса на данный товар.

Особенно сильно сезонные колебания проявл-ся в продаже с/х продуктов,

т.к. их пр-во носит ярко выраженный сезонный хар-р. Сущ-т различн стат

методы выявления сезонных колебаний:

сглаживание скользящей средней;

аналитич выравнивание по прямой;

вычисление инд-сов сезонности.

В рядах динамики инд-с сезонности можно опр-ть различными способами.

В тех рядах, где нет ярко выражен тенденций применяют след ф-лу

Is=(ysri/y0)*100, где ysri – помесячная средняя за годы,y0 – помесячная

общая средняя.

ysri=(yi за все годы/кол-во лет

ysr0=(ysri/кол-во месяцев за неск-ко лет

Исп ин-сов в анализе РТО.

При изучении динамики ТО стат исп-т индексный метод. Вычисл-ся след

инд-сы:

Ipq=(p1q1/(p0q0, где pq-ТО базисн и отч периодов;

Инд-с распад-ся на 2 инд-са:

Общ инд-с физич объёма ТО, кот можетбыть исчислен 3-мя способами:

1. Iq=(q1p0/(q0p0

2. Iq=(iq*q0p0/(q0p0, iq=q1/q0=> q1=iq*q0

3. Iq=((q1p1/ip)/(q0p0, ip=p1/p0=> p0=p1/iq

Общ инд-с цен:

1. Ip=(p1q1/p0q1

2. Ip=(p1q1/((p1q1/ip)

3. Ip=(p1q1/(

Определяют взаимосвязь между исчисляемыми индексами:

Ipq=Ip*Iq

(p1q1/(p0q0=((p1q1/p0q1)*((p0q1/(p0q0)

Находим абс прирост ТО всего:

(pq=(p1q1-(p0q0, в том числе:

за счёт изменения цен: (pq(p)=(p1q1-(p0q1

за счёт изменен кол-ва прод-ции: (pq(q)=(p0q1-(p0q0

(pq=(pq(p)+(pq(q)

В стат РТО широко исп-ся пок-ль ТО на душу населения и вычисляют

индекс ТО на душу населения:

Iд=Д1/Д0, где Д-ТО на душу населения.

Д1=(p1q1/S1, Д0=(p0q0/S0, где S-числ-ть населения.

, тогда Iд=Д1/Д0=Ipq/Is => Ipq=Iд*Is

Общ прирост ТО=(p1q1-(p0q0, в т.ч. за счёт:

Изменеия среднедушевого ТО: (pq(д)=(Д1S1-(Д0S1

Изменения числ-ти: (pq(s)=(S1Д0-(S0Д0