Основные методики занятий физкультурными упражнениями
Основные методики занятий физкультурными упражнениями
МПС РФ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
кафедра: Физического
воспитания
Р Е Ф Е Р А Т
НА ТЕМУ: "ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ"
ВЫПОЛНИЛ: студент гр .Д-415 Бажов К.
ПРОВЕРИЛ: преподаватель Кирвонбаев Р.Н.
Екатеринбург
1998
СОДЕРЖАНИЕ :
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ
......................................................................
................................4
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ..................................................................
..............................11
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ , ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ
МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ..........13
ЛИТЕРАТУРА..................................................................
................................17
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека.Она занимает
достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться
в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в
дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные
заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы,
способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и
налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Составной частью методики обучения физической культуре является система
знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики
занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять
их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если
не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит
лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что
могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими
упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Разработка методики занятий физическими упражнениями должна
производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической
культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более
серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных
заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий
физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана
и детализирована.
1. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры
неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций
опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Учение Р.Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь
деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека
нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в
процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции
деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и
развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального
функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима
определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос
о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности,
выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.
Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы
является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат,
необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16
МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-
-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее
5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают
поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную
деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д.
(энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние
100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой
человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат
на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит
энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма,
составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки.
Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3
ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин)
обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим
для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности
современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом
энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По
данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения экономически
развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой,
обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный
расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания
стабильного здоровья.
Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия
привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста.
Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до
36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения
экономически развитых стран возникла реальная опасность развития
гипокинезии. Синдром, или гипокине- тическая болезнь, представляет собой
комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов,
развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и
организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния
лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в
мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических
упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные
мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически
запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная
активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень
обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-
сосудистой систем», -- писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека
являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных
импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение
венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое
напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.
Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского,
энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов
и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее
двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее
реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический
потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.
Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их
опосредованное влияние на факторы риска.
Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо
пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что
позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также
повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов
внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации,
травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета
повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование
предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для
достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному
эффекту-- угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным
заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при
занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.
Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением
функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в
экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных
возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности
. Один из важнейших эффектов физической- тренировки -- урежение частоты
сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации
сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.
Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает
больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с
брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей
с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин
повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 % -- такая же
закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении
стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем
коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетрени- .рованных (140
против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше
и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани).
Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в
кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных
нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это
обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости
адекватной физической тренировки для больных ИКС, так как по мере роста
тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается
уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы
ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение
резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной
деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений,
систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по
кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления
(ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его
производительность. Оценка функционаальных резервов системы кровообращения
при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического
состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают
минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их
физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные
физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям
физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает
оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и
более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к
увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100
раз), артерио- венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла
в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности
окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых
заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при
оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса
симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на
нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается
устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного
увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной
тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с
опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С
ростом тренированности (по мере повышения уровня физической
работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов
риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального давления и массы
тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС
содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов
со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной
физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является
основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и
снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой
системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.
Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на
состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается
способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном
уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое
изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца
снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем
сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %,
развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный
период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение
способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных
усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках
в возрасте 65 лет на 25--30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986,
и др.). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе:
снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое
сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое
давление повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-
бращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное
уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня
физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения
МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем
0,5 мл/мин/кг, у женщин -- 0,3 мл/мин/кг за год. Из табл. В период от 20 до
70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза --
с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и
функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких
(ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на
1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких
-- уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не
лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению
жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг),
который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно
изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе,
повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что
характерно для развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-
двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз)
вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и
недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая
тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в
значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и
уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его
жизнеспособности.
Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально
возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие
физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10--12
недель приводят к увеличению МПК на 10--15%. Таким образом, оздоровительный
эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с
повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и
физической работоспособности
2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание и обучение студентов состоит из теоретических,
практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и
концепцией преподавания, принятой в данном высшем учебном заведении.
Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность,
выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И конечно
же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической
культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта
часть физического воспитания и обучения излагается студентам в форме лекций
в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт
знаний у студентов по физической культуре. Это будет служить основой для
формирования умений у студентов по выполнению физических упражнений и
проложит путь для следующего раздела.
Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического
и учебно-тренировочного.
В каждом семестре система практический занятий, имеющая методическую и
учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль,
соотвутствующий прохождению различных разделов программы. Эти модули
завершаются выполнением студентами на занятиях соответствующих контрольных
заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию
о степени усвоения учебного материала. В конце семестра и учебного года
студенты, выполнившие учебную программу сдают зачет по физической культуре,
который состоит из трех разделов:
. теоретические и методические знания, овладение методичес-
. кими умениями и навыками;
. общая физическая и спортивно-техническая подготовка;
. жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здо-
. ровья и здоровому образу жизни.
Итак раскрыв все разделы физического воспитания и обучения студентов мы
можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы
преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими
упражнениями. Иными словами правильное, четкое выполнение
последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает качество
воспитания и обучения и служит основой для применения методики занятий
физкультурными упражнениями.
Составляя основу методики физического обучения и воспитания все
вышеперечисленные разделы тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на
качество обучения и воспитания студентов, так как только последовательное
прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать
правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической
культуре. Однако такой категорический подход к последовательности обучения
и воспитания студентов может быть обойден.
Можно сократить или, если точнее сказать, по другому организовать процесс
обучения и воспитания, например, теоретический курс может быть совмещен с
практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий
физкультурными упражнениями. Это может осуществляться путем
предварительного устного объяснения преподавателем физкультурного
упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и
развития физического состояния организма. Затем преподаватель может
продемонстрировать выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим
этапом будет выполнение этого упражнения студентами и контроль
преподавателем правильности, точности и численности выполнения
физкультурного упражнения.
3. СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ , ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Помимо последовательности прохождения этапов обучения и воспитания в
методике занятий физкультурными упражнениями важное значение имеют способы
обучения и упражнениям. Способы обучения - это пути и методы, при помощи
которых преподаватель передает студентам знания, формирует у них
соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества.
Способы обучения упражнениям основаны на использовании слова, чувственного
восприятия, взаимоконтакта преподавателя с обучаемым в процессе учебно-
воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место
раличные словестные, наглядные и практические методы, которые применяются в
взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать
дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет
зависить от содержания учебного материала, от задач обучения, практической
подготовленности руководителя и его методического мастерства.
Словестные способы основаны на использовании слова как средства
воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу
команд, указаний, замечание. Наглядные способы обучения - это показ,
демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые
создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Их
показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздейсвует на
психику обучаемого, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он
важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного
представления об упражнении. В случае необходимости применяется
"зеркальный" способ показа. Одна из форм использования этого способа
обучения - показные занятия.
Практические способы играют решающую роль в формированиидвигательных
навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у
студентов. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно и
многкратно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
Важным в обучении и такие методические приемы, как опробование, выполнение
упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение
упражнений, оценка и поощерение, оказание помощи и страховка, игры,
эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в
тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного
занятия.
Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям, перейдем к
освещению принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными
упражнениями.
Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими
принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности,
постепенности и доступности, прочности овладе-
ния заний.
Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в
учебном процессе, что достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса оучения, живым и интересным проведением занятий,
повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном выполнении
упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности,
эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.
Состязательность вызывает у студентов стремление к максимальному
эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном
периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как
при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет
сложно исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют студентов к
активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки
или наоборот преувеличивать.
Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в
заинтересованности обучения и воспитания студентов.
Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает
необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их
овладению.
Реализация данного принципа зависит от разъяснения студентам следующих
условий:
а) значения физической культуы в повышении и улучшении качества учебы и
физического состояния;
б) целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые
для выполнения каждого упражнения;
в) сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное понимание
техники выполнения упражнений;
г) необходимости формирования навыков анализа и обобщения своих успехов и
неудач.
Принцип систематичности означает последовательное и регулярное прохождение
учебной программы с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения
были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых
результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм
физической культуры.
Систематичность при разучавании упражнений достигается методически
правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность
использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным
повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны
превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень
физической подготовленности студентов.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых
упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целестное,
ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых приемах и
действиях при их образцовом показе позволяет быстрее осовить технику
выполнения упражнений.
Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные
кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты. Принцип постпенности и
доступности означает непрерывное усложение упражнений и их возможность
выполнения каждым студентом. Надо соблюдать последовательность в переходе
от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала раучивают их по
элементам с простой обстановке, затем совершенствование в более сложных
условиях.
Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее
соответствием уровню функционального состояния организма и доступности для
занямающихся. В противном случае это может привести к различным травмам.
При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.
Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных
навыков, сохранение выского уровня развития физических и специальных
качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности
достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и
разнообразной обстановке, а также систеатической проверкой и оценкой
достигнутых результатов.
.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права.
Теоретические и практические основы физического обучения и
воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский.1996 год.
2. А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. М.:1995 г.
3. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.:Высшая школа,
1983 год