Основные методики занятий физкультурными упражнениями

Основные методики занятий физкультурными упражнениями

МПС РФ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

кафедра: Физического

воспитания

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ: "ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ"

ВЫПОЛНИЛ: студент гр .Д-415 Бажов К.

ПРОВЕРИЛ: преподаватель Кирвонбаев Р.Н.

Екатеринбург

1998

СОДЕРЖАНИЕ :

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

......................................................................

................................4

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ..................................................................

..............................11

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ , ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ

МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ..........13

ЛИТЕРАТУРА..................................................................

................................17

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека.Она занимает

достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими

упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,

именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться

в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в

дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные

заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы,

способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и

налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система

знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики

занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять

их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если

не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит

лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что

могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими

упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна

производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической

культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более

серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных

заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий

физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана

и детализирована.

1. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры

неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций

опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Учение Р.Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь

деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека

нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в

процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции

деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и

развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального

функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима

определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос

о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности,

выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.

Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы

является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат,

необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16

МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-

-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее

5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают

поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную

деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д.

(энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние

100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой

человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат

на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит

энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма,

составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки.

Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3

ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин)

обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим

для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности

современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом

энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По

данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения экономически

развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой,

обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный

расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания

стабильного здоровья.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия

привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста.

Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до

36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения

экономически развитых стран возникла реальная опасность развития

гипокинезии. Синдром, или гипокине- тическая болезнь, представляет собой

комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов,

развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и

организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния

лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в

мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических

упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные

мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически

запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная

активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень

обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-

сосудистой систем», -- писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека

являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных

импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение

венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое

напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.

Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского,

энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов

и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее

двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее

реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический

потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их

опосредованное влияние на факторы риска.

Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо

пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что

позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также

повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов

внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации,

травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета

повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование

предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для

достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному

эффекту-- угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным

заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при

занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением

функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в

экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных

возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности

. Один из важнейших эффектов физической- тренировки -- урежение частоты

сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации

сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает

больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с

брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей

с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин

повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 % -- такая же

закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении

стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем

коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетрени- .рованных (140

против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше

и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани).

Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в

кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных

нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это

обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости

адекватной физической тренировки для больных ИКС, так как по мере роста

тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается

уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы

ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение

резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной

деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений,

систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по

кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления

(ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его

производительность. Оценка функционаальных резервов системы кровообращения

при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического

состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают

минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их

физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные

физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям

физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает

оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и

более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к

увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100

раз), артерио- венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла

в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности

окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых

заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при

оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса

симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на

нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается

устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного

увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной

тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с

опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С

ростом тренированности (по мере повышения уровня физической

работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов

риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального давления и массы

тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС

содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов

со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной

физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является

основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и

снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой

системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.

Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на

состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается

способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном

уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое

изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца

снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем

сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %,

развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный

период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение

способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных

усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках

в возрасте 65 лет на 25--30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986,

и др.). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе:

снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое

сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое

давление повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-

бращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное

уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня

физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения

МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем

0,5 мл/мин/кг, у женщин -- 0,3 мл/мин/кг за год. Из табл. В период от 20 до

70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза --

с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и

функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких

(ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на

1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких

-- уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не

лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению

жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг),

который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно

изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе,

повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что

характерно для развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-

двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз)

вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и

недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая

тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в

значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.

В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и

уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его

жизнеспособности.

Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально

возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие

физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10--12

недель приводят к увеличению МПК на 10--15%. Таким образом, оздоровительный

эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с

повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и

физической работоспособности

2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание и обучение студентов состоит из теоретических,

практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и

концепцией преподавания, принятой в данном высшем учебном заведении.

Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность,

выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И конечно

же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической

культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта

часть физического воспитания и обучения излагается студентам в форме лекций

в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт

знаний у студентов по физической культуре. Это будет служить основой для

формирования умений у студентов по выполнению физических упражнений и

проложит путь для следующего раздела.

Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического

и учебно-тренировочного.

В каждом семестре система практический занятий, имеющая методическую и

учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль,

соотвутствующий прохождению различных разделов программы. Эти модули

завершаются выполнением студентами на занятиях соответствующих контрольных

заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию

о степени усвоения учебного материала. В конце семестра и учебного года

студенты, выполнившие учебную программу сдают зачет по физической культуре,

который состоит из трех разделов:

. теоретические и методические знания, овладение методичес-

. кими умениями и навыками;

. общая физическая и спортивно-техническая подготовка;

. жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здо-

. ровья и здоровому образу жизни.

Итак раскрыв все разделы физического воспитания и обучения студентов мы

можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы

преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими

упражнениями. Иными словами правильное, четкое выполнение

последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает качество

воспитания и обучения и служит основой для применения методики занятий

физкультурными упражнениями.

Составляя основу методики физического обучения и воспитания все

вышеперечисленные разделы тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на

качество обучения и воспитания студентов, так как только последовательное

прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать

правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической

культуре. Однако такой категорический подход к последовательности обучения

и воспитания студентов может быть обойден.

Можно сократить или, если точнее сказать, по другому организовать процесс

обучения и воспитания, например, теоретический курс может быть совмещен с

практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий

физкультурными упражнениями. Это может осуществляться путем

предварительного устного объяснения преподавателем физкультурного

упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и

развития физического состояния организма. Затем преподаватель может

продемонстрировать выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим

этапом будет выполнение этого упражнения студентами и контроль

преподавателем правильности, точности и численности выполнения

физкультурного упражнения.

3. СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ , ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Помимо последовательности прохождения этапов обучения и воспитания в

методике занятий физкультурными упражнениями важное значение имеют способы

обучения и упражнениям. Способы обучения - это пути и методы, при помощи

которых преподаватель передает студентам знания, формирует у них

соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества.

Способы обучения упражнениям основаны на использовании слова, чувственного

восприятия, взаимоконтакта преподавателя с обучаемым в процессе учебно-

воспитательной деятельности. В практике обучения и воспитания имеют место

раличные словестные, наглядные и практические методы, которые применяются в

взаимосвязи на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать

дифференцировано на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет

зависить от содержания учебного материала, от задач обучения, практической

подготовленности руководителя и его методического мастерства.

Словестные способы основаны на использовании слова как средства

воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу, подачу

команд, указаний, замечание. Наглядные способы обучения - это показ,

демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, схем, которые

создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях. Их

показ должен быть четким, образцовым, иначе он отрицательно воздейсвует на

психику обучаемого, ведет к неправильному выполнению приемов и действий. Он

важен на первоначальном этапе обучения, когда объяснение не дает полного

представления об упражнении. В случае необходимости применяется

"зеркальный" способ показа. Одна из форм использования этого способа

обучения - показные занятия.

Практические способы играют решающую роль в формированиидвигательных

навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у

студентов. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно и

многкратно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.

Важным в обучении и такие методические приемы, как опробование, выполнение

упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение

упражнений, оценка и поощерение, оказание помощи и страховка, игры,

эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в

тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного

занятия.

Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям, перейдем к

освещению принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными

упражнениями.

Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими

принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности,

постепенности и доступности, прочности овладе-

ния заний.

Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в

учебном процессе, что достигается следующими условиями:

а) четкостью процесса оучения, живым и интересным проведением занятий,

повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном выполнении

упражнений;

б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности,

эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.

Состязательность вызывает у студентов стремление к максимальному

эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном

периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как

при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет

сложно исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют студентов к

активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки

или наоборот преувеличивать.

Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в

заинтересованности обучения и воспитания студентов.

Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает

необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их

овладению.

Реализация данного принципа зависит от разъяснения студентам следующих

условий:

а) значения физической культуы в повышении и улучшении качества учебы и

физического состояния;

б) целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые

для выполнения каждого упражнения;

в) сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное понимание

техники выполнения упражнений;

г) необходимости формирования навыков анализа и обобщения своих успехов и

неудач.

Принцип систематичности означает последовательное и регулярное прохождение

учебной программы с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения

были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых

результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм

физической культуры.

Систематичность при разучавании упражнений достигается методически

правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность

использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным

повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны

превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень

физической подготовленности студентов.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых

упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целестное,

ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых приемах и

действиях при их образцовом показе позволяет быстрее осовить технику

выполнения упражнений.

Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные

кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты. Принцип постпенности и

доступности означает непрерывное усложение упражнений и их возможность

выполнения каждым студентом. Надо соблюдать последовательность в переходе

от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала раучивают их по

элементам с простой обстановке, затем совершенствование в более сложных

условиях.

Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее

соответствием уровню функционального состояния организма и доступности для

занямающихся. В противном случае это может привести к различным травмам.

При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.

Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных

навыков, сохранение выского уровня развития физических и специальных

качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности

достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и

разнообразной обстановке, а также систеатической проверкой и оценкой

достигнутых результатов.

.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права.

Теоретические и практические основы физического обучения и

воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский.1996 год.

2. А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. М.:1995 г.

3. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.:Высшая школа,

1983 год