Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

Выполнил: Шарипов Руслан

Казанский Государственный Технический Университет им. Туполева

Оценка: 5

E-mail: rus_shar@chat.ru

Реферат на тему:

«Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины

19 века.»

Выполнил: Шарипов Руслан Галимович

Содержание:

1. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса

2. Вульгарная экономическая теория Ж.Б.Сея

3. Экономические взгляды Н.Сениора

4. Основные положения экономической системы

Дж.Ст.Милля

1. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса

По мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и

утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей,

разоряясь, выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть

рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все

глубже погружался в нищету. Пауперизм становился уделом всевозрастающей

части населения страны.

Бедствия порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих,

ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в незрелых еще формах

утопического социализма (У.Годвин). Уилям Годвин (1756-1836) Объявил

частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс.

Политическое брожение в стране усиливалось благодаря событиям Великой

французской революции, которая нашла в Англии горячий отклик.

Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите существующих

порядков. Их апологетом стал Мальтус.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По

окончании Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807

г. -профессором политической экономики в колледже Ост-Индской компании. В

1798 г. он опубликовал анонимный памфлет «Опыт о законе народонаселения»,

который явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи

Годвина. Из других работ Мальтуса следует отметить «Исследование о природе

и возрастании ренты» (1815), «Начала политической экономии» (1820).

Мальтус выступает в своих сочинениях идеологом обурзиазившейся

земельной аристократии Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на

власть он рьяно отстаивает монополию лордов на землю, ратует в их интересах

за аграрный протекционизм. Но там, где интересы землевладельца и

капиталиста совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус защищал их

обоих. Он пытался обелить господствующие классы, снять с них

ответственность за нищету и страдания масс и представить как утопию всякое

стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой

цели и призван был служить памфлет Мальтуса «Опыт о законе

народонаселения».

По аналогии с природой, где по словам Мальтуса способность растений и

животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи,

Мальтус «открывал» различные тенденции роста народонаселения и средств

существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в

геометрической прогрессии, то средства существования, по утверждению

Мальтуса, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать

быстрее, чем в арифметической прогрессии. В таком случае через два столетия

количество средств существования как 256 к 9, а через три столетия - как

4096 к 13 и т.д. В этом постоянном стремлении населения к размножению,

превышающему средства существования, и состоит, по словам Мальтуса, «закон

народонаселения», действующий якобы «неизменно и могущественно», причем с

«с самого происхождения общества». Излишек населения по необходимости

обречен на нищету, голод и вымирание.

Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не

зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества;

она якобы обусловлена «естественными законами и человеческими страстями»,

скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода.

Поэтому «народ должен винить главным образом самого себя в собственных

страданиях». Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы.

Есть только один выход - сокращение численности населения. Средствами

против чрезмерного размножения он считал либо «нравственное обуздание»

(воздержание от брака неимущих), либо - и на это Мальтус возлагал главные

надежды - пороки и всякого рода несчастья (изнурительный труд, голод,

нищета, болезни, эпидемии, войны и т.д.). Остается добавить, что Мальтус не

считал нужным скрывать политическую направленность своего сочинения. Он

прямо, что при всеобщем распространении его «истин» насчет источника нищеты

«низшие классы» «станут более миролюбивы и послушны; они не так легко будут

готовы на возмущение». а «опасные и зловредные учения» о необходимости

«всеобщей ломки общественного устройства» потеряют свой кредит, и

собственники обретут, наконец желанный покой.

Таким образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности

порождаемые ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой

беспримерной по циничности апологии нищиты и эксплуатации трудящихся и

обязан Мальтус своей печальной известностью. В теоретическом же отношении

его памфлет не представлял собой ничего научного и оригинального. Основные

идеи, касающиеся «принципа народонаселения», он попросту украл у своих

предшественников (Стюарта, Уоллеса, Таунсенда и др.) Маркс с полным

основанием окрестил первое сочинение Мальтуса как «ученически -

поверхностный и поповски -напыщенный плагиат»,, бесстыдный «пасквиль на

человеческий род!»

«Доктрина» Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении.

Мальтус безапелляционно переносил на общество законы природы, хотя в

отличие от растений и животных люди не только потребляют, но и сами

производят и увеличивают средства существования. Недаром еще в свое время

Петти и Смит именно в многочисленном производительном населении усматривали

показатель богатства страны. Мальтус порвал с этой позицией классиков. Он

допускал, далее, грубейшую ошибку, пытаюсь открыть «вечный» закон

народонаселения. В действительности всякому способу производству присущи

свои, особенные, имеющие исторический характер законы динамики населения. В

частности, свойственный капитализму закон народонаселения состоит в том,

что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее (по

сравнению с потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо

извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение

абсолютным.

Мальтусовские прогрессии основаны на прямой фальсификации

статистического и фактического материала. Так, свою геометрическую

прогрессию Мальтус выводил из данных о росте населения США в 16-18 вв.,

совершенно игнорируя ту «мелочь», что этот рост происходил главным образом

за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа и арифметическая прогрессия.

Достаточно сказать, что ее единственным «основанием» является пресловутый

закон «закон убывающего плодородия почвы», несостоятельность, которого уже

давно доказана как теорией, так и практикой.

2. Экономические взгляды Н.Сениора

Экономические взгляды Нассау Уильяма Сениора (1790-1864) изложены в

«Основных началах политической экономии» (1836) и «Письмах о фабричном

законодательстве» (1837). Сениор «обогатил» вульгарную политическую

экономию двумя «открытиями». Одна из них была теория воздержания. Учения

Рикардо о труде как единственном источнике стоимости Сениор противопоставил

тезис, согласно которому издержками производства стоимости являются два

элемента - труд и капитал. Новым моментом в этой старой версии было лишь

субъективное толкование этих факторов. Труд рассматривался Сениором как

«жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, капитал - как «жертва»

капиталиста, который якобы «воздерживается» от личного потребления, обращая

свой капитал в средства производства. Вознаграждением соответствующих

«жертв» рабочего и капиталиста выступают заработная плата и прибыль. В

изображении Сениора буржуазное общество теряет свою антогонистическую

классовую природу, капитализм предстает как система производства,

основанная якобы на взаимных жертв рабочих и капиталистов.

Высмеивая теорию воздержания, Маркс писал: «Поистине недосягаемый

образец «открытий» вульгарной политической экономии! Экономическая

категория подменяется сикофантской фразой Voila tout (Вот и все)». В самом

деле,вряд ли нужно доказывать, что реальный процесс создания стоимости (и

прибыли) вовсе не зависит от субъективного переживания агентов

производства. Продукт, разумеется, нисколько не потерял бы в своей

стоимости, если вместо неприятностей капиталист стал бы испытывать

наслаждение от своего «воздержания». К тому же как чисто пассивный акт

воздержание вообще не может ничего создавать.

Столь же вздорным является и другое «открытие» Сениора, иронически

названное Марксом в «Капитале» «последним часом Сениора». В 30-х годах 19

в. в Великобритании велась усиленная агитация за 10-часовой рабочий день.

Фабриканты остро нуждались в аргументах против такого сокращения, и Сениор

поспешил им на помощь. Он выдвинул «теорию», согласно которой при 11,5 -

часовом рабочем дне (такой была его продолжительность в стране) за первые

10,5 часа возмещается стоимость авансированного капитала, а в последний час

создается прибыль. Отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10

часов имело бы своим результатом полное исчезновение прибыли. А это

отрицательно отразилось бы на экономическом положении Великобритании,

поскольку для предпринимателей будто бы исчезнут стимулы хозяйственной

деятельности. На самом деле процесс производства товаров при капитализме

есть вместе с тем процесс производства стоимости и прибавочной стоимости и

прибавочной стоимости, так что каждая единица товарной массы является

носителем соответствующей доли как оплаченного труда, так и прибыли. Теория

«последнего часа» была настолько абсурдной, что в последствии от нее был

вынужден отказаться и сам Сениор.

3. Вульгарная экономическая теория Ж.Б.Сея

В конце 18 в. во Фанции разразилась величайшая из буржуазных революций

в Западной Европе. Она до основания разрушила устои феодального режима в

стране, открыла простор для развития капитализма. Однако, разделавшись с

феодальными порядками, французская революция не удержалась в рамках,

угодных крупной буржуазии. Напуганная радикализмом масс и революционной

деятельностью якобинцев, французская крупная буржуазия уже в 90-е годы 18

в. становится на путь контрреволюции.