Основные права человека

Основные права человека

ВВЕДЕНИЕ

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто

внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное

право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в

какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового

сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие

государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам

человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей

ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при

голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская

конвенция о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам

государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для

того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом

реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам

человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает

нарушение прав человека на государственном уровне.

Существенным отличием международных правовых документов от прочих

международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на

государства члены Совета Европы, регулируют отношения не столько с другими

государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан

именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием

конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим

образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в

средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году. Даже

в России порой граждане и сейчас не знают своих основных прав и свобод.

Основные права личности - прежде всего конституционные права. В этом

реферате будут названы и рассмотрены те основные конституционные права,

которые имеют все граждане России - государства члена Совета Европы с 1996

года.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ

“Статья 17

1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права

и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно

нарушать права и свободы других лиц”.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения

человека неотчуждаемых прав. Нельзя, не опираясь на закон, лишить человека

его прав и свобод.

Система прав и свобод должна обеспечивать законные интересы людей и

предотвращать возможное ущемление их прав и свобод в результате

злоупотреблений ими со стороны отдельных лиц.

“Статья 19

1. Все равны перед законом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности

для их реализации.”

Конституционное правило, согласно которому “все равны перед законом

и судом”, имеет своей основой положения статей 7 и 8 Всеобщей декларации

прав человека. Согласно с ней ст.7 “все люди равны перед законом и имеют

право, без всякого различия, на равную защиту закона”. Ст.8 Всеобщей

декларации прав человека гласит: ”каждый человек имеет право на эффективное

восстановление в правах компетентными национальными судами в случае

нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом”.

В Конституции содержится перечень того, что не должно служить

основанием для какого-либо ущемления его прав и свобод, а именно: пол,

раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное

положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность

к общественным объединениям.

Хотя фактор пола упоминается выше, вопрос о равноправии полов выделен

в ч.3 ст.19. Необходимость включения в Конституцию такой нормы обусловлена

требованиями Конвенции ООН “О ликвидации всех форм дискриминации в

отношении женщин“ 1979 г., которая была ратифицирована СССР в 1980. Ст.2

этой Конвенции обязывает государства-участников “включить принцип

равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции”.

“Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться

федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо

тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашаются “ценность

человеческой личности” и право каждого на жизнь. Международный пакт о

гражданских и политических правах обращает внимание на неотъемлемость этого

права, охрану его законом и недопустимость произвольного лишения жизни

(ст.6). Российская Конституция исходит из этих положений.

Смертная казнь - уголовное наказание, применяемое только на основании

приговора суда. Смертная казнь - исключительная мера наказания. В

Конституции РФ и в УК РСФСР (ст.23) высказано намерение отменить смертную

казнь. В России смертная казнь отменялась трижды - в 1917, 1920 и 1947-50

гг. Восстановление смертной казни обуславливалось ростом преступлений, их

тяжести, варварских способов совершения преступлений, появлением

организованной преступности, низкой раскрываемостью преступлений. К 1993 г.

осталось несколько составов преступлений, за совершение которых

предусматривалась смертная казнь. Действующий УК РСФСР допускает замену

смертной казни пожизненным заключением. Международный пакт о гражданских и

политических правах в виде компромисса допускает для стран, еще не

отменивших смертную казнь, применения этой меры наказания “за самые тяжкие

преступления” (ст.6). По новой Конституции РФ смертная казнь применяется

только за особо тяжкие преступления против жизни. Не могут быть приговорены

к смертной казни лица, не достигшие до совершения преступления 18 лет,

женщины, а также мужчины старше 65 лет.

Международный пакт о гражданских и политических правах установил, что

смертный приговор может быть приведен в исполнение только после вынесения

окончательного приговора компетентным судом (ст.6). Это значит, что жалоба

осужденного к смерти должна пройти все судебные инстанции, прежде чем

приговор будет приведен в исполнение. Согласно сложившейся в РФ практике,

уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется

Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии

жалобы осужденного.

После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к

смерти может быть помилован Президентом РФ (пункт “в” ст.89 Конституции).

До рассмотрения ходатайства о помиловании приговор не приводится в

исполнение.

Российское законодательство допускает только один метод исполнения

смертной казни -расстрел (ст.23 УК). При этом запрещены мучительство и

позорящие действия. Не допускается публичное приведение в исполнение

смертной казни.

“Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть

основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому

или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не

может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или

иным опытам.”

В статье 21 говорится о том, что каждый человек имеет право на то,

чтобы никто не умалял его достоинство.

В части 1 ст.21 Конституции большую смысловую нагрузку несет слово

“ничто”. Ни преступление, ни обездоленность или нищета, ни тяжкая болезнь

- ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности.

Уголовный кодекс РСФСР в обеспечение ст.21 Конституции устанавливает

уголовную ответственность за преступления, связанные с посягательством на

честь и достоинство личности.

Часть 2 ст.22 Конституции воспроизводит положения Всеобщей декларации

прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах.

Разновидностью насилия или жестокости являются принудительные

медицинские, научные или иные опыты над людьми (часть 2 ст.21 Конституции).

Запрет, установленный частью 2 ст.21 Конституции основывается на

международных актах, в частности, Международном пакте о гражданских и

политических правах. Российское законодательство запрещает проводить

медицинские и научные опыты на задержанных, арестованных и отбывающих

наказание в виде лишения свободы (ст.29 Основ законодательства РФ об охране

здоровья граждан).

“Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются

только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть

подвергнуто задержанию на срок свыше 48 часов”.

Право на свободу и личную неприкосновенность принадлежит любому

гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства и лицу и с двойным

гражданством.

Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются

несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными

или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц

могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях.

Государство гарантирует право гражданина на свободу и личную

неприкосновенность. Во всех случаях нарушения этого права гражданин может

требовать его восстановления по суду.

Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную

государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в

недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь,

здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая

неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу

(нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических

процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу

человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой,

своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания,

не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).

В части 2 ст.22 Конституции указаны самые строгие и нежелательные для

человека ограничения свободы и личной неприкосновенности, для применения

которых необходимы судебные гарантии охраны конституционных прав личности.

Под арестом понимается: 1) административный арест, то есть наказание,

налагаемое на срок до 15 суток (в условиях чрезвычайного положения на срок

до 30 суток); 2) заключение под стражу в качестве меры пресечения в

уголовном процессе; 3) дисциплинарный арест, то есть дисциплинарное

взыскание, налагаемое командирами и начальниками на военнослужащих и

приравненных к ним лиц в виде содержания на гауптвахте до 10 суток. В

соответствии с ч.2 ст.22 арест возможен только по судебному решению

(исключая дисциплинарный арест, применяемый по решению командира и

начальника).

Задержание без судебного решения допускается лишь в течение 48 часов

(до принятия новой Конституции это срок составлял 72 часа). На срок свыше

48 часов могут быть задержаны бродяги (до 20 суток) и несовершеннолетние

(могут быть помещены в приемник-распределитель на срок до 30 суток).

“Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается

только на основании судебного решения”.

Частная или личная жизнь представляет собой жизнедеятельность

человека в сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не

подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций,

граждан.

Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом.

Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной жизни, на

сохранение личных и семейных тайн существуют при отбывании лицом наказания

в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-

розыскной деятельности.

Часть 2 ст.23 Конституции предусматривает, что недопустимо

разглашение информации, которой обмениваются между собой люди. Вся эта

информация не подлежит цензуре. Должностные и иные официальные лица несут

ответственность за разглашение содержания почтово-телеграфной

корреспонденции.

Часть 2 ст.23 требует судебного решения для всякого ограничения тайны

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Это требование распространяется на лиц, ведущих дознание, предварительное

следствие, а также на лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную

деятельность. Они могут производить осмотр и выемку почтово-телеграфной

корреспонденции и прослушивать телефонные переговоры не иначе как на

основании судебного решения. Эта норма вступила в силу со дня опубликования

новой российской Конституции (25 декабря 1993 г.).

“Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную

принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию

своей национальной принадлежности.

Эта глава регламентирует права человека, связанные с его

принадлежностью к определенной этнической группе - национальностью.

Ранее графа “национальность” содержалась во всех анкетах, которые

заполняли в обязательном порядке граждане России. Эта графа сохранена в

настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на территории

страны.

В соответствии с подзаконными актами, действующими на территории

России, национальность человека определялась на основании национальной

принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверениях личности. Только

в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям,

человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он

предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.

В новой Конституции сформулирован иной подход к этой проблеме.

Указание собственной национальности - не обязанность, а право человека. При

этом определение национальной принадлежности осуществляется на основании

самоопределения человека в решении этого вопроса. Такой подход требует

внесения изменений в действующее законодательство.

“Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право

свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет

право беспрепятственно возвращаться в РФ”.

Применительно к части 1 настоящей статьи следует сослаться на

принятый 25 июня 1993 г. Закон РФ ”О праве граждан РФ на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ”. Закон

определил основные понятия, относящиеся к предмету его регулирования,

конкретизировал положения, касающиеся правил регистрации граждан по месту

пребывания и места жительства, а также установил основания возможного

ограничения права граждан на выбор места пребывания и места жительства.

Законом установлены основные правила регистрации граждан по месту

пребывания и месту жительства. Система регистрации отличается от системы

прописки. Регистрация или ее отсутствие не могут ныне служить основанием

для приема на работу или отказа в предоставлении работы, для решения

вопроса о предоставлении медицинской помощи и т.п.

Закон дал исчерпывающий перечень оснований ограничения граждан на

свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания.

Законом предусмотрена судебная защита права граждан на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также возможность

обжалования в административном порядке действий или бездействия

государственных органов и иных лиц, нарушивших права граждан.

Эти положения соответствуют содержанию ст.12 Международного пакта о

гражданских и политических правах, провозгласившей право каждого лица,

законно находящегося на территории какого-либо государства, на свободу

передвижения и свободу места жительства в пределах этой территории.

Право граждан, а также иностранцев свободно выезжать за пределы РФ и

право граждан РФ беспрепятственно возвращаться на ее территорию отвечает

правилам ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах,

согласно которым “каждый человек имеет право покидать любую страну, включая

свою собственную” и никто не может быть произвольно лишен права въезда в

собственную страну.

“Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,

включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми

любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и

распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с

ними”.

В содержание понятия свободы совести, характеризующей отношение

человека к религии, включается в основном право иметь религиозные или

атеистические убеждения. Такое право гарантируется каждому человеку.

Конституция гарантирует каждому свободу принадлежать к любой религии,

конфессии, церкви.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания заключается в

праве исповедовать индивидуально или вместе с другими любую религию или не

исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные

или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Механизм реализации

указанных в статье принципов свободы совести и вероисповедания установлен

Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.

Нарушение гарантированных Конституцией свободы совести и свободы

вероисповедания преследуется по закону.

“Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,

расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается

пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового

превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений

или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,

производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень

сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным

законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”

Свобода мысли и слова - право, без которого невозможна нормальная

жизнедеятельность людей, общества в целом. Это право провозглашено в

статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека и гражданина и в статьях

18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Свобода слова - позволяет выявлять и учитывать мнения и убеждения

людей, начиная с индивида и кончая социальными группами и мировым

сообществом. Но эта право не может быть безграничным. Этот право может

быть ограничено в случаях: 1) для уважения прав и репутации других лиц;

2) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья

или нравственности населения.

Предусмотрено уголовное наказание за нарушение равноправия по

отношению к религии. Запрет на пропаганду религиозной вражды или

религиозного превосходства подкрепляется ст.14 Конституции,

предусматривающей, что никакая религия не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной.

Необходимое ограничение свободы слова, введенное для защиты чести,

достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в ст.7 ГК РСФСР,

согласно которой гражданин или организация вправе требовать по суду

опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если

распространивший не докажет, что они соответствуют действительности.

Мнения и убеждения человека - часть его внутреннего мира,

определяющая своеобразие и неповторимость личности. Эти мнения и убеждения

человек вправе оставлять при себе. Никто не может принуждать человека к

выражению своего мнения, а также отказываться от него.

В целях обеспечения свободы мысли и слова ч.5 ст.29 Конституции

гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры. Эти гарантии

содержатся в Законе от 27 декабря 1991 г. “ О средствах массовой

информации”.

“Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ

гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом.”

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека

непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и

защищать права и свободы человека и гражданина.

Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и

гражданина гарантируется государством. Для усиления гарантий соблюдения

прав граждан создана Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита,

которая в соответствии с Конституцией гарантируется каждому. Используются

также административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан (ст.33

Конституции). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью

охраняются конституционно. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к

правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52). Государство обязано

возместить вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием)

органов государственной власти или их должностных лиц. Ранее практика

возмещения ущерба государством отсутствовала. Каждому гарантировано право

на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,

предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Гражданин может и сам защищать свои права и свободы (обращаться в

средства массовой информации, использовать различные общественные

объединения, обращаться к трудовому коллективу и т.д.).

Предоставленная человеку возможность самостоятельной защиты своих

прав и свобод не должна нарушать закон, общественный порядок, публично

оскорблять лиц, которые, по его мнению, виновны в нарушении его прав и

свобод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, выше изложены основные права граждан России согласно

Конституции РФ 1993 года. Если вспомнить о том, что в Совет Европы

Российская Федерация была принята в 1996 году, становится очевидным, что,

несмотря на то, что большинство статей воспроизводят положения

международных пактов о правах личности, существуют положения, которые

нуждаются в изменениях и дополнениях.

К примеру, ввиду отсутствия четкой разработки процедур получения

сведений о частной жизни граждан закон “Об оперативно-розыскной

деятельности” не соответствует требованиям Всеобщей декларации прав

человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.

Требуются изменение в действующее законодательство по поводу права

человека на определение принадлежности к какой-либо национальности.

Очень часто в России нарушаются права человека сотрудниками

правоохранительных органов. На мой взгляд, эти нарушения связаны не только

с недочетами в правовом законодательстве и незнанием или нежеланием

сотрудников правоохранительных органов следовать законам, но и с незнанием

самими гражданами своих конституционных прав и мер по их защите.

Хотелось бы еще раз вернуться к проблеме смертной казни в России.

Отмена исключительной меры наказания, ее замена, допустим, на пожизненное

заключение, на мой взгляд, еще преждевременна. Для этого есть несколько

весьма существенных причин. Во-первых, чисто экономические причины:

потребуется строительство новых тюрем, необходимы людские и материальные

ресурсы для охраны и наблюдения за заключенными, экономическое бремя их

содержания будут нести законопослушные граждане, что вряд ли будет вызывать

их восторг. Во-вторых, помимо экономических причин есть и другие

соображения. Как показывают опросы самих заключенных, отмена смертной казни

повлечет за собой рост преступлений именно по тем статьям, за которые ранее

назначалась именно исключительная мера наказания. До 70% опрошенных

преступников заявили, что не пошли бы на преступление в случае, если за

него полагалась бы смертная казнь (“Московский Комсомолец” “Быть ли

смертной казни в России” 23.11.97).

Конечно, нельзя пока еще Россию считать правовым государством, то

есть той формой организации и деятельности государственной власти, которая

строится во взаимоотношениях с гражданами и их различными объединениями на

основе норм права. Пока говорят лишь о строительстве правового государства,

и хочется верить, что мы его все-таки построим.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Баглай М. В. “Конституционное право РФ”, учебник для юридических ВУЗов и

факультетов, издательская группа Норма-Инфра М, Москва, 1998.

3. А.В. Зиновьев “Основы Конституционного права”, издательство “Альфа”,

Санкт-Петербург, 1996.

4. Уткин Э.А., Мирошникова В.А. “Граждановедение. Учебник для средней

школы”, Москва, издательство “Экмос”, 1997

5. “Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная

хартия: право и практика” Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак,

издательство Московского Государственного Независимого Института

Международного Права, Москва, 1998.

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Реферат по теме “ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА”

Пасхин Сергей Владимирович

4 курс 7 семестр

Руководитель:

Раскевич Елена Анатольевна

МОСКВА

1999

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 1

2. Основные права личности 2

3. Заключение 13

4. Список литературы 15