Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли
Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли
Международный Соломонов Университет
Экономический факультет
Основные принципы политической деятельности государя в концепции
Н.Макиавелли
Реферат студента первого курса
г.Киев
2002
План
1. Вступление
2. Эпоха междоусобных войн в Европе
3. Основные направления деятельности государя
3.1. Завоевания
3.1.1. Государства централизованные
3.1.2. Государства феодально-раздробленные
3.2. Внутреннее устройство
3.2.1. Оборона
3.2.2. Виды войск – наемные, союзнические, собственные
3.2.3. Забота о военном деле
3.2.4. Отношение к согражданам, поощрения и наказания
3.2.5. Выбор советников
3.2.6. Расположение и уважение сограждан
4.Заключение. Теория анти-макиавеллизма.
5. Список использованной литературы.
Никогда еще Франция не
была такой ослабленной, а ее
народ никогда еще не был таким
обозленным, как во времена
промакиавеллистической политики
французского короля, окруженного
итальянцами-«макиавеллистами».
И.Жантье
Вступление принято начинать с тех причин, которые побудили автора
написать реферат и раскрыть суть, содержание того, о чем пойдет речь ниже.
Я же скажу вам, что единственная причина, побудившая меня написать
реферат – это экзамен по политологии. Я раскрываю вам столь не благородную
цель написания, что это, возможно, будет уже первой ошибкой, которую вы
заметите, но пока у меня нет оправданных причин вводить вас в заблуждение.
Тему реферата я выбирал лишь по одному критерию – наличие
соответствующих материалов, рефераты, написанные до меня, наличие
литературы поддержки. Однако те темы, которые вы предложили, достаточно
сложны и найти хоть что-то под любую из них было напрасным усилием.
Возможно, характер мой таков, что он не позволил мне упростить какую-либо
из них и превратить в некий «обрезанный вариант», который не создал мне
легкого написания реферата ни мне, ни вам читать такое произведение было бы
занятием не очень увлекательным.
Почему же я взял именно ту тему, которую вы сейчас видите на
титульном листе? По началу мне просто понравилась фамилия этого итальянца,
- в ней чувствуется некий колорит. Однако для меня самого было достаточно
большим удивлением осознать, что чтение его труда «Государь» - не такое уж
и скучное занятие. Эта книга стала одной из немногих, на которых я делал
пометки на полях. Честно говоря, после того, как я перечитал ее раза три, я
перестал считать, что она адресована только лишь государям. Несомненно,
каждый современный политик пользуется уже не теми утверждениями, что
излагаются в книге Макиавелли, они перешли на более высокий уровень
понимания управления государством, но, по крайней мере, на каком-то этапе
своей политической карьеры все они обращались к «Государю» за советом или
ответом. Мне хочется в это верить, что современные политики давно прошли
такой этап, что теперь они как минимум на несколько ступеней выше
политического дилетанта (хоть и талантливого) XV века, поскольку те основы
основ, что изложены в книге Макиавелли, понятны и ясны даже мне, а это уже
свидетельствует хотя бы о том, что я не слишком отстал от понятий
политической действительности. Те рекомендации, которые дает Макиавелли,
просты и естественны, они не требуют, на мой взгляд, глубокого вникания в
политическую жизнь страны.
Другой вопрос, насколько легко научиться использовать все эти
правила руководителям, стремящимся укрепить свое положение. Однако, это,
скорее всего, вопрос только времени. То, что поначалу дается с трудом, при
одном взгляде вызывает восхищение, если никогда такой работой не занимался,
но в реальных условиях, при максимальном напряжении психических и
физических сил, при безвыходной ситуации, когда от принятого решения
зависит наличие головы на плечах, не приходиться выбирать. Нужно принимать
исключительно правильное решение, иное недопустимо. Это не компромисс; это
– целое государство.
Если говорить о личном опыте, то такое чувство у меня было тогда,
когда я сидел на пассажирском сидении автомобиля, и видел, с какой
легкостью и скоростью удается водителю переключать передачи. В то время я
не умел даже начинать движение без проблем. Однако, прошло немного времени,
как все то, что считалось ранее недостижимым, стало привычным и обыденным,
и я перестал замечать это вообще.
Так ведь и в любом деле! Для того, чтобы быть в состоянии принимать
правильные решения и не находиться постоянно в состоянии нервного срыва,
нужно, для начала, набраться опыта у более сильного человека. Здесь,
правда, важно не переборщить: ведь тот, кто длительное время был в
подчинении, замечает все ошибки руководства, самонадеянно считая, что с
легкостью справиться с любой задачей, что он может самостоятельно
руководить предприятием. Дождавшись своего часа, такой человек несомненно
станет руководителем. Но вот принимать решения, 100-процентно правильные
решения, велика вероятность того, что он не сможет. По крайней мере,
поначалу. «Лучше быть первым на деревне, чем вторым в городе» - почти
народная мудрость.
Все, что выше – лишь слова без реальных примеров. Но далеко ходить
не придется, все это рядом.
Не для кого не секрет, что Украина была под властью соседних
государств не одно столетие. Если быть точнее, около 600 лет. Не буду
сейчас говорить, какое влияние эта зависимость оказала на менталитет
украинцев, про это нельзя говорить однозначно, без дискуссий, но вот то,
что украинцы разучились самостоятельно принимать решения – это очевидно. И
касается это, не как в случае с менталитетом, определенных слоев населения,
невозможность принятия решений охватывает всех украинцев. Стоит лишь
взглянуть на элементарные статистические данные – валовой национальный
продукт по сравнению с этими же данными бывших союзных республик, как можно
увидеть, что не все одинаково гладко во всех государствах. При развале
союза ВВП всех республик был приблизительно одинаковым, теперь же, даже с
учетом того, что в Украине одна из наибольших концентраций продуктивных
сил, ВВП Украины в 1,5-2,0 раза меньше, чем у соседей. Уж это хоть о чем-
то, да говорит!
Кто-то скажет: олигархи! Интересно, кого вы можете зазвать
«зеленым» миллионером, кроме Лазаренко. И достаточно посмотреть на данные о
миллионерах мира, и мы увидим там не одного россиянина. Что это –
коррумпированная власть или полностью неэффективные законы? Я думаю, что вы
со мной согласитесь: и первое, и второе присутствует в обеих странах. Но
это не мешает России иметь более высокий ВНП при населении в три раза
больше украинского.
Ответ один: неэффективность работы всех ветвей власти Украины,
неспособность ими провести даже минимальные преобразования в стране.
Неспособность принятия решения руководителями страны – далеко не последняя
по важности причина в этом списке.
Незнающий человек всегда обращается за опытом к более опытному. Я
хорошо помню, как по ОРТ в 1998 году передавали диалог с «отцом
аргентинского экономического чуда». Позже велись дискуссии о проведении
реформ, подобных реформам, проведенным после Второй мировой войны Людвигом
Эрхардом в ФРГ. Россия не имела к тому времени должного опыта управления
страной, она всеми силами стремилась его приобрести. И проблема не в том,
что сейчас в Аргентине наступил острый экономический кризис, а в том, что
правители, при недостатке опыта, должны руководствоваться чужими
достижениями, переосмысливая их и подбирая те решения, которые оптимальны
для конкретных условий. Украина такого не делает и, по-видимому, не
собирается. Что ж, учиться на своих ошибках тоже можно… последствия
непредсказуемы.
Нелишне заметить, что по всем финансовым законам, экономику
Украины раскачать значительно проще, чем экономику самой большой страны
мира.
Я не выступаю против существующего политического строя и порядка в
стране, но то, что необходим другой курс управления экономикой – как
говориться, «ежу ясно».
Слишком далеко я отошел от темы реферата, но будем считать это
вступлением.
Итак, «основні принципи діяльності володаря». По-украински очень хорошо
звучит: «володар» - так и хочется сказать «властелин». Вся теория
Макиавелли как раз и основывается на безраздельной безграничной власти
самодержца-государя. Как и сказано в начале его произведения, Макиавелли
даже не рассматривает республики. Объясняется это, конечно же, тем, что в
годы жизни Макиавелли еще не было республик современного типа, ему не
приходилось рассуждать о том, о чем он не был хорошо знаком. А вот с
феодальным устройством государства проблем не было.
В XIV-XV веках по всей Европе происходило объединение феодально-
раздробленных стран: Франция, Испания и других. Не обошло это объединение
стороной и Восточную Европу: Киевская Русь хоть и была завоевана Великим
княжеством литовским, но территориально объединилась. Однако две крупнейшие
европейские страны отставали от такого развития – Германия и Италия. Николо
Макиавелли, живя и работая в Италии, на себе остро понял важность
объединений всех регионов под одной рукой. Горячий патриот своей родины, он
не мог с равнодушием смотреть, как итальянцы, воюют с итальянцами, погибая
не за что. В бесконечных междоусобных войнах так и не мог выделиться лидер,
способный подмять под себя других. Этому способствовало и вмешательство
соседних государств в военные конфликты, в частности, призывы помощи
некоторых феодалов к правителям других государств для войн с противником. В
XIV веке Италия представляла собой страну культурную и богатую, наследницу
Римской империи, но и самой дезорганизованной, раздробленной,
представляющей легкую добычу для любого завоевателя. Политическая система
Италии чем-то напоминала Грецию с ее полисами. Те же города-государства,
хотя и более крупных масштабов, разнообразие форм правления, их частая
смена и бесконечные конфликты между государствами. В отличие от Греции, в
эти конфликты активно вмешивались соседи. Состояние войны привело
появлению особой категории воинов-наемников.
Родина Макиавелли – Флоренция, один из богатейших и культурнейших
городов Италии, центр банковского дела и ремесла. Во Флоренции протекала
очень бурная политическая жизнь. В конце XIV – начале XV века там
устанавливается олигархическая власть банкиров и крупных торговцев. Но
различные кланы продолжают борьбу между собой даже в пределах одного
города, в которую вторгается народ и аристократия.
Нельзя сказать, что судьба Макиавелли была полна крутых поворотов,
падений и взлетов. Мы не можем сказать, что его талант был признан
современниками. Даже книга «Государь», вследствие которой его имя стало
известным, не была оценена при его жизни. Однако Макиавелли даже на посту
чиновника смог приобрести столько опыта, что его работа интересна и сейчас.
Принципы политической деятельности государя можно рассматривать
прямо по главам произведения. Условно произведение можно разделить
приблизительно пополам. В первой части речь идет о том, каких видов бывают
государства, как какие виды государств завоевывать, как удерживать в таких
государствах власть. Очень важным, на мой взгляд, является то, что при
любом утверждении, предлагаемом автором в книге, дается соответствующий
пример из истории. Макиавелли в основном опирается на историю Римской
империи и, будучи верующим человеком, на библейские предания, а также на
примеры из недалекого ему прошлого, след событий которых еще не остыл в
памяти. А это действительно важно, поскольку трудно принимать решение, не
имея прецедентов в прошлом.
На время жизни Макиавелли были распространены две формы правления
государством: централизованная (Турция) и раздробленная (Франция).
Приводится также пример Александра Великого, который, захватив царство
Дария, без труда сумел удержать в нем власть. Макиавелли говорит, что в
централизованные государства труднее захватить, поскольку они имеют одного
правителя, одну армию, что позволяет вести боевые действия с наибольшим
эффектом. Однако, захватив власть в таком государстве и уничтожив
правителя, легко удержать власть, при условии, что война не принесет
лишений народу. А кроме убитой родни правителя некому повести за собой
народ, т.к. никто не обладает большим авторитетом. Государство останется у
завоевателя.
Макиавелли дает советы не только по захвату новых государств и
территорий, но и по удержанию власти и спокойному управлению страной.
«Спокойное управление» в понимании Макиавелли, это жизнь без войн, без
раздоров и внешних (недаром ведь он участвовал во многих посольствах к Папе
римскому, германскому и французскому королям) угроз, почитание, уважение и
любовно-трепетное отношение народа к государю.
Сила государя и государства измеряются возможностью или
невозможностью к обороне. Макиавелли рекомендует государю, при нужде в
финансах, всегда иметь возможность укрыть население за высокими стенами,
осада которых завоевателю покажется изнурительным делом, и обеспечить людей
продовольствием во избежание недовольства в войске. Видя, что неприятель
безуспешно атакует город, и не имея нужды в пище, народ стерпит даже то,
что дома за стенами крепости будут разрушены и разграблены. После удачной
обороны государь будет прославлен и найдет уважение к себе как к
полководцу.
В междоусобных войнах Италии выделилась особая категория наемников.
Совет Макиавелли по поводу этой силы однозначен. Государю разумно будет
полагаться только лишь на собственные силы и собственное войско.
Бесполезными Макиавелли также считал союзнические войска и отвергал
применение сил союзников во всех случаях. Негативное отношение и к
союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравым смыслом, но
еще и тем, что автору на протяжение всей его жизни представлялась
возможность увидеть в действии все эти виды войск. Из них именно наемные
приносили больший вред его родине.
Как одна из теорий возникновения государства, выделяется
договорная, при которой народ отдает всю власть в руки одного человека,
призванного их защищать от внешней агрессии. На этом принципе основывается
то утверждение Макиавелли, что основной заботой государя должно быть
военное дело. В связи с этим Макиавелли рекомендует заниматься собственно
военным делом и размышлениями, изучением трудов великих полководцев.
Военное дело Макиавелли считает наиболее важным для государя, поскольку это
не только поможет ему укрепить тело и дух, но и получить необходимый опыт в
военном ремесле.
В ходе завоеваний государю подобает быть щедрым. Но только тогда,
когда он тратит не свои, а завоеванные средства, дарит не свои, а чужие
земли. Это будет хорошо сказываться на его авторитете как среди
собственного войска, так и среди захваченного народа, который уже не будет
расценивать его как завоевателя, но как добродетеля. Но ошибкой будет
обирать народ на захваченных землях и возлагать на него всяческие подати,
т.к. это может помешать государю довести дело до конца. «…ибо, расточая
чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе
вредишь…»
Жестокость и милосердие занимают отдельное место в произведении
Макиавелли. Прослыв однажды излишне милосердным и прощающим, государь может
навсегда лишиться уважения народа. А так как народу постоянно необходим
хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те беды, которые он
терпит, государю необходимо время от временя находить виноватых для того,
чтобы умиротворять народ. Последнее оттого важно, что людям никогда не
хватает духу обвинять себя, в то время как обвинять других в своих бедах
легко, а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека, который
отвел беду от народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности применения
силы против населения. Лучше несколько раз провести расправы среди
недовольных, чем запускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно
будет уже вылечить. Но не следует учинять расправы продолжительное время,
т.к. народ может распробовать их с непредсказуемыми последствиями выдвинуть
человека взамен государю, и этого следует опасаться.
Учинив расправу, государю следует обелить себя в глазах народа,
показав, что такие действия были необходимы.
Также необходимо, чтобы у народа к государю было высочайшее
почтение. Этого можно добиться удачными военными предприятиями и
необычайными поступками. Если государь ведет военную кампанию, то ее
динамика должна захватывать его подданных, чтобы те, в случае недовольства
государем не имели возможности замыслить что-то против него.
Важно также государю создать о себе хотя бы иллюзию того, что он
наделен умом выдающимся.
Государя также уважают за то, что он открыто заявляет о враге или
союзнике. Мало того, что это внушает уважение, это еще и правильный
дипломатический ход. В таком случае, правильно выбрав союзника, государь
останется в выигрыше и разделит с победителем часть завоеванного.
Макиавелли определяет людей по умственным способностям следующим
образом: люди, способные самостоятельно обдумать и принять решения –
выдающиеся; люди, способные среди вариантов решений выбрать наилучшее и
правильное – значительны; люди, не способные ни обдумать, ни принять
решение – негодны. В соответствии с принадлежностью государя к первым,
вторым, или третьим, государю нужно выбирать советников. Есть один
безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о
себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не
будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться.
Выбрав хорошего советника и установив с ним отношения, государю необходимо
воздавать ему по заслугам, чтобы советник не стремился к переворотам.
Однако советы, изложенные выше – лишь малая часть тех принципов, которыми
должен руководствоваться государь. Основная мысль произведения «Государь в
том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов
можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически
узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью,
оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству.
Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих
обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли
полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой
мы видим ее сейчас.
Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна
быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном
состоянии.
Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью
религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал
политику не воле, силе, хитрости и опыте, а не из теологических
постулатов. При этом флорентийский философ опирался на историческую
необходимость, исторические закономерности общественного развития.
Политика для Макиавелли – это результат борьбы социальных сил,
групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая
заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего
политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах.
А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к
приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике
следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью
можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает
неизменность стремлений человека.
Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от
Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она
не получила. Наблюдать ее мы можем разве что в некотором переделанном
варианте в России после Петра I, а усиление – в советское время. Также эта
теория нашла применение в Китае и некоторых других азиатских странах.
Такая теория деморализации политики вызвала острую критику И.
Жантье, которая изложена в его трактате «Анти-Макиавелли». По мнению
Жантье, учение Макиавелли – руководство к установке тирании. Само собой,
что эти и другие идеи классика «безморальной» теории политики не могли не
обратить внимание теоретиков политико-правовой мысли. Начиная с XVI века, в
Европе появлялись трактаты, в которых остро критиковалась политическая
доктрина Макиавелли. Со временем идеи и произведения теоретиков различных
стран слились в одно течение антимакиавеллистического характера.
Представители этого направления аргументировано доказывали вред для
общественной мысли политического аморализма, который приобрел вид
национальной доктрины.
Список использованной литературы
1. История политических учений /под ред. Проф. О.М. Мартышина – М.
Юрист, 1994. с.97-105
2. В.Й. Скиба та ін. Вступ до політології. Екскурс в історію
правничо-політичної думки /Скиба В.Й., Горбатенко В.П., Туренко В.В. – К.:
Основи, 1996.-(трансформація гуманітарної освіти в Україні). с.158-172
3. Великие мыслители запада/Пер. с англ. В.Федорина. – М.: Крон-
пресс, 1999. – с.188
4. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов/Под
ред. В.С. Норсеянца. – М.: Инфра-М, 1997, с.164
5. Дж. Реале Западная философия от истоков до наших дней. Том 2.
Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1995. – с.311
6. История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. О.Э.
Лейста. – М.: Юрид.лит., 1997. – с.129