Основы административного права РФ. Курсовой.

Основы административного права РФ. Курсовой.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

К а ф е д р а п о л и т о л о г и и

_________________________________________________________________

Правоведение

---------------------

Тема: Основы административного права РФ

План

(для лекции и семинарского занятия)

1. Предмет, источники, субъекты, принципы и система

административного права.

2. Административно-правовые отношения (особенности, виды,

нормы административного права и их реализация).

3. Административная ответственность физических лиц

(административный проступок, меры административного

пресечения, административное задержание, административные

наказания, административные взыскания). Административная

ответственность организаций.

1. Предмет, источники, субъекты, принципы и система

административного права.

Предмет: административное право регулирует отношения, складывающиеся в

процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Предмет административного права представляет собой систему общественных

отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Предмет административного права включает в себя пять составляющих его

частей.

Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации

исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех

его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации

государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в

виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти,

всей системы органов государственного управления, для осуществления

которой они собственно и созданы, а именно организации экономики,

социально-культурной и административно-политической деятельности.

Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных

органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от

того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти,

законодательных или судебных. Эти отношения охватывают

информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу,

перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность,

поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность

носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами

административного права.

В-третьих, к предмету административного права относится функционирование

общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей

Российской Федерации от имени государства, будучи наделен

государственно-властными полномочиями федерального характера. При этом

контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только

с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и

их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора

органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем,

носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы

(должности) и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные

названия — Рабоче-крестьянская инспекция, Министерство государственного

контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В

последние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в

такого рода контроле очевидна и начинает воссоздаваться в виде

Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-четвертых, предмет административного права охватывает деятельность судов

и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Суть в

том, что, являясь органом правосудия, суд (судья) тем не менее

руководствуется нормами Кодекса об административных правонарушения (далее

КоАП). Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем

превратится в административную юстицию, суды будут называться

административными.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены

общественные отношения, возникающие в деятельности общественных

объединений, которым государство передало некоторые свои

государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы

некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере

охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять

задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях.

Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется

нормами административного права.

Источники административного права:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ

записано: \\\"Порядок деятельности Правительства Российской Федерации

определяется федеральным конституционным законом\\\").

3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового

регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам

государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от

30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов

Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е.

городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий

(учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной)

руководителей подразделений предприятия (учреждения).

Субъекты административного права:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

6. Граждане.

Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих

органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении

государством через свободные демократические выборы своих представителей в

органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через

общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и

другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.

3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная

деятельность административных органов власти должна осуществляться на

основе закона и во имя исполнения закона.

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными

и региональными органами управления, которые должны работать в единой

системе законодательства.

Система административного права.

Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие

определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные

органы или должностные лица могут применять нормы административного права,

какова компетенция этих органов и т. д.).

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в

пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного

права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в

основном составляют содержание Кодекса об административных

правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации

(эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и

других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы,

регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов

защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных

бедствий и т. д.);

4. деятельность государственной администрации по организации и

осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с

другими странами.

2.Административно-правовые отношения

характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих

отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в

соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные

полномочия.

Наличие властных полномочий (т. е. обладание

исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является

необходимым условием возникновения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если

хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к

другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е.

сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной

власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

Поэтому административные отношения называют властеотно-шениями. Эта

особенность определена внешними приоритетами

государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является

главным условием функционирования всего

административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе

управления принцип \\\"власть - подчинение\\\" не срабатывает, значит, вся

система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о

замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение

воли участников совместной деятельности единой управляющей воле.

Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее

положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и

находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из

сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полномочиями по

отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из

всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по

взаимному согласию сторон.

4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т.

е. направлены прежде всего на организацию процесса право-исполнения. В

функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех,

кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило,

разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в

гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует

особый административный порядок обжалования действий должностных лиц,

ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция

расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся

при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести

ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед

государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются

управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители

взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются

административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к

осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности

людей.

Виды административных отношений многообразны. В зависимости от

особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных

субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие

двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу

субъектов исполнительной власти

(например, взаимоотношения между министерствами).

Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в

следующих вариантах:

1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими

субъектами исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с

министерствами и ведомствами).

2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением),

находящимся в его подчинении (например, отношения Министерства общего и

профессионального образования с вузами).

3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением),

не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового

контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает,

что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта

исполнительной власти.

4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного)

значения с органами местного самоуправления.

5. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или

муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими

структурами, социально-культурными объединениями, общественными

организациями и др.).

6. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с

гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма

соподчинения (например, отношения начальника с подчиненными - внутренняя

форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями - внешняя

форма соподчинения).

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной

субъект исполнительной власти. Без него управленческие отношения в

административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект

исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридической форме волю и

интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном

варианте государственную власть.

Структурно-функциональное выражение государственного управления

фиксируется в административно-правовых нормах, в которых непосредственно

выражается регулятивная роль административного права.

Виды административно-правовых норм:

1. По целевому назначению - регулятивные и охранительные.

2. По методу воздействия - обязывающие и запрещающие.

3. По пределам действия: а) действующие на определенной территории; б)

обязательные только для определенного круга лиц; в) внутриап-паратные; г)

общеобязательные.

4. По юридической силе - имеющие большую юридическую силу и имеющие

меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа

государственной власти, который принимает эти нормы. Например,

нормативно-правовые акты, принимаемые областным Законодательным Собранием,

имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной

Думой.

5. По степени значимости - законные и подзаконные. Законными они являются,

если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы.

Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов

исполнительной власти, например постановлениях Правительства РФ, они

являются подзаконными.

6. По уровню обобщенности - общие и специальные. Например, нарушение

правил торговли - это общая норма, а нарушение правил торговли

огнестрельным оружием - специальная норма. В случае несоответствия общей и

специальной норм применяется специальная норма.

7. По характеру правового режима - материальные и процессуальные.

Большинство норм административного права являются материальными, т. е.

они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников

административных отношений. Процессуальные нормы определяют процедуру

реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами

административного права.

Структура норм административного права аналогична структуре других

отраслей права (гипотеза, диспозиция, санкция). Однако нормы

административного права имеют свою специфику.

Особенности норм административного права:

1. Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С

одной стороны, они издаются для исполнения и применения их на

практике, с другой - для регуляции и регламентации самого процесса

правотворчества (например, нормы, устанавливающие порядок разработки и

принятия законов, полномочия и статус органов государственной власти и

т. д.).

2. Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия,

т. е. представляют собой общие правила поведения принципиального

характера. Это значит, что они нуждаются в опосредовании их нормами

более конкретных подзаконных актов, имеющих локальный характер и

учитывающих особенности, а также специфику подразделений, в которых

эти нормы должны применяться.

. 3. Административно-правовые нормы содержат в себе правила поведения,

адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти. Это не

означает, что данные нормы носят чисто \\\"аппаратный\\\" характер. Они могут

быть обращены как к отдельным гражданам, так и к общественным

организациям. Но именно в силу своей направленности на реализацию целей

исполнительной власти нормы административного права служат для обеспечения

безопасности граждан, общества и государства, а также создают условия для

реализации необходимых гражданских прав и свобод.

Реализация норм административного права осуществляется несколькими

способами:

1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по

выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например,

обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт).

2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от

совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на

красный свет).

3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение,

пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин

имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом,

однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя).

4. Применение. Состоит в принятии компетентными органами (упра-вомоченными

лицами) юридически властных решений на основе действующих административных

норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования

служба городского газового хозяйства имеет право применения санкций к

нарушителям).

Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых

направлено их действие. В случае несоблюдения норм административного права

наступает административная ответственность.

3. Административная ответственность

наступает при наличии административного проступка.

Административный проступок - это посягающие на общественный порядок

противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или

бездействия, которые запрещены административным законодательством

(например, Кодексом об административных правонарушениях).

Административная ответственность в Российской Федерации наступает для

граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16

лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. К лицам от

16 до 18 лет административные взыскания применяются в соответствии с

Законом РФ \\\"Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних\\\" от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред.

от 13 января 2001 года).

Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за административный

проступок несут дисциплинарную, а не административную ответственность.

Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет

применено административное взыскание, а военнослужащий за аналогичный

проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях

военнослужащие несут административную ответственность наряду с

гражданскими лицами (например, за нарушение правил дорожного движения,

правил охоты и рыболовства, таможенных правил и т. д.).

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины.

Например, руководитель автопредприятия несет административную

ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в

совершении дорожно-транспортного происшествия.

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет

административной ответственности, но не освобождается от материальной

ответственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения

правонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе

не имело их;

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства

наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель

пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной

ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от

административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с

федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и

довершившего на территории Российской Федерации административное

правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические

лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим

административную ответственность физических лиц, является Кодекс об

административных правонарушениях (КоАП). Законодательство об

административных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

Мерой ответственности за административное правонарушение является

административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в

официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться

в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов),

установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения

административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты

труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания

или пресечения административного правонарушения;

3. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент

окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме

незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой

минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять

минимальных размеров оплаты труда - для граждан, для должностных лиц -

пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - одну

тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации

о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе,

об исключительной экономической зоне Российской Федерации,

антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской

Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных

монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о

государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,

алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и

юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в

предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести

минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч

минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета

административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных

налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости

соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Сумма

административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Возмездное изъятие - мера административного нарушения, состоящая в

принудительном изъятии предмета, который являлся орудием правонарушения.

Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему

собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других

дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для

которых охота или рыболовство является основным законным источником

средств к существованию.

4. Конфискация - принудительное безвозмездное изъятиие предмета,

явившегося орудием совершения административного правонарушения.

Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного

знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное

воспроизведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в

соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не

может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

5. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством,

права охоты и т. д.) - применяется за грубое или систематическое нарушение

порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может

быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления

транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением

случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством

не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в

связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным

средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном

порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также

оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места

дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к

лицам, для которых охота является основным законным источником средств к

существованию.

6. Административный арест - применяется за правонарушения, близкие к

преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях

изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за

нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне

проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9

КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных

случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может

применяться к:

а) беременным женщинам;

б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет;

д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без

гражданства.

8. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать

руководящие должности в исполнительном органе управления юридического

лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять

предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также

осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести

месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции

в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам,

осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные.

Возмездное изъятие и конфискация предмета может применяться в качестве как

основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные -

только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

Административные взыскания следует отличать от мер административного

пресечения, которые предшествуют применению административного взыскания и

направлены на прекращение правонарушения.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как

административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в

целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности задержанного.

Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в

совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных

противоправных деяниях. Срок административного задержания может длиться не

более трех часов либо до рассмотрения дела о правонарушении народным

судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют

личный досмотр и досмотр вещей задержанного с обязательным составлением

протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с

работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в

течение установленного срока. Применять административные взыскания могут

должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако в законодательстве еще не решен вопрос о компетентности лиц,

применяющих взыскание.

Особую область представляет административная ответственность организаций.

Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную

ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового

законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются

требования государственных стандартов в области строительства, санитарных

норм и т. д. Основной мерой административной ответственности, применяемой

к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление

действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право

торговли сроком до трех месяцев.

Общие выводы.

Административное право занимает особое место в системе права Российской

Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы

деятельности государственного механизма, то административное право

приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую

систему органов исполнительной власти, регулирует государственную

деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой

деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии

защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за

деятельностью государственной администрации.

Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и

произвол - прямой путь к самоуничтожению общества и государства.

Литература

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.

Учебник: В 2 ч. М.: ТЕИС, 1996.

Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник. М.,

2003.

Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3 ч. М.: МЮИ МВД

России, 1996.

Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное

право. Учебник. М.: Юрист, 1996.

Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002.

Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр,

1998.

Четвериков Б.С. Административное право. Учеб. пособие. М.1998.

1

12