Основы политологии

Основы политологии

РЕФЕРАТ

на тему:

«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»

ОЭФ

гр. 9217

Кадацкой Анны

Москва, 94

I ВВЕДЕНИЕ.

Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей

страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей

системы естествознания, достойное место в которой должна занимать

политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере

разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку

политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток

марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала

проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас

самостоятельной дисциплины.

Прежде всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в

само понятие «политология». У нас до сих пор не определены конкретные

границы, круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности

составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.

Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти

всех общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не

может существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей,

культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие

обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира

политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с

философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на

Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне

политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее

границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в

самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии

дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических

позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования.

Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой

дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может

носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в

процессе дальнейших углубленных исследований.

II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.

Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо

научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся

с вопросом о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую

представляет собой не только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную

сферу, сколько то, что сами люди считают политикой, хотя ее и нельзя

рассматривать всецело как результат некоего вербального произвола. Власть и

политика представляют собой выражение человеческих отношений и

представлений об этих отношениях. Показательно, что четкость и

определенность самого понятия «политическое» в значительной степени зависит

от того, какое содержание вкладывается в понятие «государство» и «власть».

Поэтому естественно, что немаловажное место в политологии занимает

выявление содержания используемых ею понятий и категорий. Более того,

анализ понятий можно рассматривать в качестве методологии, с помощью

которой ученый упорядывачеет и, если это возможно, совершенствует

понятийный инструмент своих исследований. Проблему для политического

анализа составляет многозначность понятий и категорий, а также феномен

синодики.

В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без

изучения системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в

одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с

социально-культурной и политико-культурной сферами. В данном контексте

определяющее значение имеет, естественно, язык. Можно сказать что язык

выступает как культурная среда обитания человека. Важность этого момента

станет особенно очевидной, если учесть, что попытка, в некотором смысле -

это система человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью

языка. Поэтому без изучения политического языка нет и не может быть

политологии.

III ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ

Всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно

разделить на три крупных раздела. Это, во нервы, социально-филосовские и

идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и

характеристики системы политического, политической парадишгммы,

соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, политические системы, различия и сходства между ними, их

преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменений и

смены и т.д.

В-третьих, политические институты, политический процесс, политическая

культура, политическое поведение и т.д.

Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и

теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с

политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их

наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в

выявлении их стрекутуры, составных элементов, функций, условий для

нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют

друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не

раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-

теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире

политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового

сообщества в целом.

Предметом политологии в общей сложности является политическое в его

тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной

действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил,

социо-культурного и политико-культурного опыта.

В фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру интстуитуты,

феномены и процессы, как политическая система, государственная власть и

властные отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения,

политическая культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются

в тех или иных планах и измерениях также философии, социологи,

государственно-правовой наукой и т.д.

Интегрируя в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология

располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой

междисциплинарную науку.

Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос о

соотношении и разграничении социологии, политической социологии и

собственно политологии в силу очевидного совмещения их предмета

исследования. Строго говоря, гражданское общество является объектом

исследования социологии, а мир политический политологии. Промежуточное

пространство между гражданским обществом и миром политического входит в

сферы политической социологии, представляющей собой область пересечения

политической науки и социологии. Естественно,, такое разграничение, как и

всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку свае

названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом

сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить

предназначение и функции государственных и политических институтов.

Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и политологии.

Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на

борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и

социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных

аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической

социологии - социологическое измерение политических феноменов.

IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.

Политики, представляя собой очевидную сторону общественной жизни,

детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых факторов

и процессов, в совокупности составляющих ее социологические основы. Среди

них социально-экономические, социально-культурные, научные,

образовательные, духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и

феномены, то есть все, что относится к подсистеме гражданского общества.

Каждая из важнейших подсистем и сфер человеческого социума может

сохранить жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все

остальные исправно выполняют свои функции. Так, например, гражданское

общество и государство составляют две стороны одной и той же медали, они

неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Более того,

существует целый ряд инструментов и феноменов, которые могут быть отнесены

одновременно и к сфере гражданского общества, и к политической сфере, служа

в качестве связующих звеньев между ними. Причем именно от структур и

институтов, находящихся на стыке двух образований, в решающей степени

зависит нормальное функционирование гражданского общества, его

жизнеспособность, динамика развития. К ним относятся политические партии,

механизмы избирательного процесса, политические объединения, клубы,

политическая культура, средства массовой информации. В этом плане

основовпологающее значение имеет институт политического представительства,

в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи

представительской демократии: с одной стороны, - что ни один человек не

вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны -

что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно

участвовать в управлении государством, интересы различных категорий

населения могут быть представлены в системе власти особые уполномоченные,

которым делегированы соответствующие права и прерогативы.

Принципы представительности и выбор нести представителей различных

социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике

вещей поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации

этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех

индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии,

которые выступают одновременно как несущие конструкции и гражданского

общества, и политической системы.

Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить

множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев,

заинтересованных групп в из совокупный политический интерес. В политической

структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих друг с

другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего

конституционного режима. Путем представительства различных социальных

групп, слоев, сословий, интересов с помощью партий общество как бы

интегрально проникает в государство. Политические партии в целом помогают

кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и

противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, пересекая

мнения, разграничивающие их друг от друга по мнению электората, и

определять те приоритеты, которые делают их политическими единомышленниками

и союзниками.

С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции

связан принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и

законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет и

представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения, в

совокупности составляющих избирательный корпус, в системе власти через

партии. Он осуществляется через избирательную систему и избирательный

процесс, в задачу которых входят формализация и институанализация

политического участия граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что

механизму существвавания представительства, партийные системы и

избирательные системы могут оставить самостоятельный блок в качестве

предмете политологического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический

акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех

форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и

динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и

политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать

как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные,

неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные

величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.

Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления,

господства и сотрудничества, формирования власти и политического

неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.