Основы политологии
Основы политологии
РЕФЕРАТ
на тему:
«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»
ОЭФ
гр. 9217
Кадацкой Анны
Москва, 94
I ВВЕДЕНИЕ.
Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей
страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей
системы естествознания, достойное место в которой должна занимать
политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере
разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку
политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток
марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала
проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас
самостоятельной дисциплины.
Прежде всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в
само понятие «политология». У нас до сих пор не определены конкретные
границы, круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности
составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.
Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти
всех общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не
может существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей,
культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие
обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира
политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с
философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на
Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне
политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее
границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в
самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии
дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических
позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования.
Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой
дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может
носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в
процессе дальнейших углубленных исследований.
II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.
Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо
научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся
с вопросом о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую
представляет собой не только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную
сферу, сколько то, что сами люди считают политикой, хотя ее и нельзя
рассматривать всецело как результат некоего вербального произвола. Власть и
политика представляют собой выражение человеческих отношений и
представлений об этих отношениях. Показательно, что четкость и
определенность самого понятия «политическое» в значительной степени зависит
от того, какое содержание вкладывается в понятие «государство» и «власть».
Поэтому естественно, что немаловажное место в политологии занимает
выявление содержания используемых ею понятий и категорий. Более того,
анализ понятий можно рассматривать в качестве методологии, с помощью
которой ученый упорядывачеет и, если это возможно, совершенствует
понятийный инструмент своих исследований. Проблему для политического
анализа составляет многозначность понятий и категорий, а также феномен
синодики.
В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без
изучения системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в
одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с
социально-культурной и политико-культурной сферами. В данном контексте
определяющее значение имеет, естественно, язык. Можно сказать что язык
выступает как культурная среда обитания человека. Важность этого момента
станет особенно очевидной, если учесть, что попытка, в некотором смысле -
это система человеческих отношений, осуществляемых во многом с помощью
языка. Поэтому без изучения политического языка нет и не может быть
политологии.
III ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ
Всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно
разделить на три крупных раздела. Это, во нервы, социально-филосовские и
идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и
характеристики системы политического, политической парадишгммы,
соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.
Во-вторых, политические системы, различия и сходства между ними, их
преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменений и
смены и т.д.
В-третьих, политические институты, политический процесс, политическая
культура, политическое поведение и т.д.
Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и
теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с
политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их
наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в
выявлении их стрекутуры, составных элементов, функций, условий для
нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют
друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не
раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-
теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире
политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового
сообщества в целом.
Предметом политологии в общей сложности является политическое в его
тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной
действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил,
социо-культурного и политико-культурного опыта.
В фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру интстуитуты,
феномены и процессы, как политическая система, государственная власть и
властные отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения,
политическая культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются
в тех или иных планах и измерениях также философии, социологи,
государственно-правовой наукой и т.д.
Интегрируя в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология
располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой
междисциплинарную науку.
Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос о
соотношении и разграничении социологии, политической социологии и
собственно политологии в силу очевидного совмещения их предмета
исследования. Строго говоря, гражданское общество является объектом
исследования социологии, а мир политический политологии. Промежуточное
пространство между гражданским обществом и миром политического входит в
сферы политической социологии, представляющей собой область пересечения
политической науки и социологии. Естественно,, такое разграничение, как и
всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку свае
названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом
сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить
предназначение и функции государственных и политических институтов.
Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и политологии.
Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на
борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и
социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных
аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической
социологии - социологическое измерение политических феноменов.
IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.
Политики, представляя собой очевидную сторону общественной жизни,
детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых факторов
и процессов, в совокупности составляющих ее социологические основы. Среди
них социально-экономические, социально-культурные, научные,
образовательные, духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и
феномены, то есть все, что относится к подсистеме гражданского общества.
Каждая из важнейших подсистем и сфер человеческого социума может
сохранить жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все
остальные исправно выполняют свои функции. Так, например, гражданское
общество и государство составляют две стороны одной и той же медали, они
неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Более того,
существует целый ряд инструментов и феноменов, которые могут быть отнесены
одновременно и к сфере гражданского общества, и к политической сфере, служа
в качестве связующих звеньев между ними. Причем именно от структур и
институтов, находящихся на стыке двух образований, в решающей степени
зависит нормальное функционирование гражданского общества, его
жизнеспособность, динамика развития. К ним относятся политические партии,
механизмы избирательного процесса, политические объединения, клубы,
политическая культура, средства массовой информации. В этом плане
основовпологающее значение имеет институт политического представительства,
в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи
представительской демократии: с одной стороны, - что ни один человек не
вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны -
что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно
участвовать в управлении государством, интересы различных категорий
населения могут быть представлены в системе власти особые уполномоченные,
которым делегированы соответствующие права и прерогативы.
Принципы представительности и выбор нести представителей различных
социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике
вещей поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации
этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех
индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии,
которые выступают одновременно как несущие конструкции и гражданского
общества, и политической системы.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить
множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев,
заинтересованных групп в из совокупный политический интерес. В политической
структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих друг с
другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего
конституционного режима. Путем представительства различных социальных
групп, слоев, сословий, интересов с помощью партий общество как бы
интегрально проникает в государство. Политические партии в целом помогают
кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и
противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, пересекая
мнения, разграничивающие их друг от друга по мнению электората, и
определять те приоритеты, которые делают их политическими единомышленниками
и союзниками.
С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции
связан принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и
законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет и
представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения, в
совокупности составляющих избирательный корпус, в системе власти через
партии. Он осуществляется через избирательную систему и избирательный
процесс, в задачу которых входят формализация и институанализация
политического участия граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что
механизму существвавания представительства, партийные системы и
избирательные системы могут оставить самостоятельный блок в качестве
предмете политологического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение политики уже само по себе представляет собой политический
акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех
форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и
динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и
политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать
как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные,
неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные
величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.
Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления,
господства и сотрудничества, формирования власти и политического
неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.