Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы
Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы
Министерство образования и науки Украины
Днепропетровский национальный университет
Факультет международной экономики
Кафедра международных экономических отношений и бизнеса
Курсовая работа
на тему:
«Влияние переходного периода на экономическое развитие стран Восточной
Европы»
Выполнила: студентка гр. ВВ-01-1
Матвийко Александра Викторовна
Руководитель: старший преподаватель
Дон Ольга Дмитриевна
Днепропетровск
2004
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Определение, причины и содержание переходного периода в
странах Восточной Европы…………………………………………………………………...……5
Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран
Восточной Европы……………………………………………………………………….10
2.1 Последовательность мероприятий и особенности влияния переходного
периода на экономику стран региона…………………………………………………………….10
2.2 Оценка современной экономической ситуации в странах Восточной
Европы….23
2.3 Внешнеэкономические связи восточноевропейских государств……………...….30
2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы с Европейским союзом...…………...32
Глава 3. Перспективы развития экономики стран Восточной Европы…………37
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература…………………………………………………………………………..47
Введение
На рубеже 80-х – 90-х годов 20 ст. многолетнее господство тоталитарных
режимов в странах Восточной Европы завершилось закономерным крахом.
Дискуссии вокруг вопросов, охватывающих социально-экономическую
проблематику стран Восточной Европы и ряда им подобных стран других
регионов мира, в последнее время становятся все более актуальными.
Исследователи-экономисты выходят на уровень осмысления самого феномена
стран, в экономике которых преобладает государственный сектор.
Указанные государства прошли долгий и непростой путь к
реструктуризации экономики. Сегодня некоторые из стран региона стали
членами Европейского союза, значительно приблизившись к показателям
экономического развития государств ЕС-15. Имея практически одинаковые
условия в начале реформ, далеко не все страны региона достигли таких
впечатляющих результатов, как его лидеры – Венгрия, Польша, Болгария. И
опыт этих стран очень полезен для нашего государства, в котором процесс
трансформации все еще продолжается. Поэтому проблемы, поднятые в курсовой
работе, очень актуальны сегодня.
Цель курсовой работы – выявить сущность процесса перехода от планово-
административной экономики к рыночной в странах региона, отследить
специфику этого процесса и особенности его влияния на современное
экономическое положение государств Восточной Европы.
Таким образом, объектом работы выступает экономическое развитие
государств восточноевропейского региона.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Установить причины кризиса экономик стран Восточной Европы,
определить сущность переходного процесса и охарактеризовать его
основные этапы. Эти проблемы освещены в первой главе курсовой работы.
2. Установить зависимость между мероприятиями периода и изменением
экономической ситуации в регионе:
. Рассмотреть основные этапы переходного периода в хронологической
последовательности и выявить изменения в экономике
восточноевропейских государств, вызванные ними.
. Дать характеристику современному экономическому положению региона.
. Рассмотреть внешнеэкономические связи восточноевропейских стран,
уделив внимание проблеме евроинтеграции.
Этим вопросам посвящена глава 2 курсовой работы.
3. Определить пути решения проблем и перспективы дальнейшего развития
государств региона (глава 3).
Глава 1. Определение, причины и содержание переходного периода в странах
Восточной Европы
Господство тоталитарных режимов в социалистических государствах
Восточной Европы завершилось кризисом экономики восточноевропейских стран.
Среди основных причин этого кризиса можно выделить:
. характер экстенсивного развития натурального хозяйства. В условиях
расширенного экстенсивного воспроизводства для поддержания
национального дохода на душу населения просто на прежнем уровне
требуется, чтобы весь естественный прирост населения переходил в
материальную сферу производства. Прирост же национального дохода на
душу населения возможен лишь в той мере, в какой прирост занятых в
материальной сфере производства опережает естественный прирост
населения. Как видим, экстенсивно развивающаяся экономика имеет свой
предел по трудовым ресурсам, который носит объективный характер;
. не имея достаточного естественного прироста населения для простого
воспроизводства в условиях экстенсивной экономики и полностью
исчерпав свои возможности в маневрировании трудовыми ресурсами
(такими как: вовлечение женщин в народное хозяйство, профориентации
школьников на рабочие специальности, а самое главное перекачка
трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность), страны
Восточной Европы с середины 80-х годов стали ввозить рабочую силу из-
за рубежа. Это отмечает начало последней фазы экономического кризиса
в них;
. экономика социалистических стран далее не может развиваться
экстенсивно. Они закономерно пришли к кризису, последней фазой
которого могла стать остановка производства.
Выход из создавшегося положения усматривался только в подготовке
условий для осуществления кардинальных преобразований. Речь шла о
преобразовании тоталитарного общества в правовое и государственно-
административной экономики в рыночную. Развертывание процессов
трансформации, масштабы и глубина его последствий в отдельных странах
значительно различались. Но в каждой из них они были по-своему сложными и
тяжелыми.
Для практической реализации этих преобразований требовалось длительное
время, обозначаемое как переходный период. Основные характеристики такого
периода – его протяженность во времени, социально значимая цена и
результативность – оказались зависимыми от многих факторов. К главным из
этих факторов в сфере экономики и экономических отношений можно отнести:
1) Исходное экономическое положение в каждой отдельно взятой стране.
Уровень развития и сбалансированность экономики существенно различались
по странам:
[pic]
Рис.1.1 Показатели ВВП в странах региона в 1990 г. (по ППС; ЕС = 100)
Структура производимого ВВП во многом была схожей, однако, по сравнению
со странами ЕС не могла считаться прогрессивной. Относительно равновесным
характеризовался товарный рынок только в Венгрии и ЧСФР. В других странах
спрос на товарном рынке намного превышал предложение.
Свободных рынков труда и капиталов практически не было. Они стала
зарождаться только в Венгрии и Польше. В целом значительно различались
показатели уровней благосостояния государства и населения.
2) Состояние и тенденции развития борьбы политических сил и движений за
определение главных характеристик преобразований. Отторжение тоталитарных
порядков в обществе и экономике было почти единодушным. В острых спорах
постепенно выделялись и формировались два основных направления системных
преобразований – по концепциям неолиберализма или социал-демократии. На
практике ни одно из этих направлений в чистом виде не реализовывалось.
Наибольшей политической стабильностью в регионе до недавнего времени
отличалось положение в Чехии. Следом за ней – Венгрия, Польша, Словакия.
Более серьезным оценивалось положение в Болгарии и Румынии. Здесь не раз
отмечались принципиальные изменения правительств, но успехами в реальном
продвижении реформ особо не отличалось ни одно правительство.
3) Качество действий правительства, включая реализацию принятых в обществе
направлений реформирования. Отстранение государства от экономики не может
быть полным, иначе появляется вакуум управления. В переходной экономике
неизбежно одновременное действие регулирующих функций рынка (сфера
свободных спроса и предложения), государственных рыночных регуляторов
(сфера косвенно ограничиваемых государством спроса и предложения) и
государственных административных мер воздействия на спрос и предложение.
Механизмы регуляторов и административных мер должны развиваться по
критериям их соответствия передовым достижениям в мире и адаптивности к
национальным особенностям в каждой из стран.
Международный опыт позволяет выделить три ключевых направления
экономической политики в переходный период:
1. Создание либеральной экономической среды при полном отсутствии или с
незначительным ценовым и административным контролем над деятельностью
частного сектора, включая внешнюю торговлю и инвестиции;
2. Реализация консервативной финансовой и валютной политики, основными
моментами которой являются низкие государственные расходы, нулевой
или небольшой дефицит госбюджета, низкие налоговые ставки и невысокие
расходы на систему социального обеспечения;
3. Высокая норма сбережений.
При реализации подобной политики некоторым странам удалось добиться
темпов экономического роста, значительно превышавших 5% в год в течение
длительного периода (в частности, странам Юго-Восточной Азии). Столь
непохожие друг на друга страны, как Чили, Ирландия и Маврикий, проводя
либеральную экономическую политику и консервативную финансово-валютную
политику, добились беспрецедентно высоких уровней сбережений и темпов роста
экономики.
Со сложной задачей преобразования тоталитарной экономики в рыночную
странам Восточной Европы справиться удалось далеко не в равной мере.
Критерием для таких оценок являлись, главным образом, продвинутость
рыночных преобразований и динамика конкретных результатов функционирования
экономики.
Продвинутость рыночных преобразований – преобразования административной
экономики в странах Восточной Европы. Они включали пять важнейших блоков:
. Либерализация экономики – призвана снять административно-правовые
барьеры для поощрения легитимной личной инициативы и
предпринимательства, а также перевести административно-командные связи в
хозяйстве на рыночные основы;
. Стабилизация экономики, в первую очередь в сфере цен, денежно-кредитных
и финансовых отношений, а затем и материального производства. Как
недостаточно, так и излишне жесткая стабилизационная политика быстро
приводят к отрицательному результату;
. Реструктуризация экономики на макроуровне согласно требованиям рыночных
отношений – означает замену преобладающей части государственного
хозяйствования на частное предпринимательство путем приватизации
государственной собственности и управления в сфере хозяйства, а также
путем стимулирования учреждения и развития новых хозяйств,
основывающихся на негосударственной собственности;
. Формирование условий для реструктуризации экономики на микроуровне, т.е.
на уровне непосредственно субъектов хозяйства – предприятий, банков и
т.д. (тех, которые к началу преобразований уже существуют). Новые
хозяйства должны с самого начала учреждаться и функционировать по
рыночным требованиям, иметь структуру деятельности и управления,
приспособляемую к требованиям рыночных отношений.
. Реальная адаптация - после проведения макро- и микроэкономических реформ
внутристрановые цены будут тяготеть к мировым и таким образом отражать
издержки и сигнализировать о дефиците товаров и факторов производства.
Однако распределение факторов производства и затрат в рамках компаний,
унаследованных от эпохи социализма, может не вполне соответствовать
новым ценам с точки зрения как затрат, так и выхода продукции. Какая-то
продукция станет неконкурентоспособной в новых условиях. Не исключено,
что часть реальных активов окажется устаревшей, а внутренняя и
международная конкуренция обострится. Поэтому отдельные национальные
компании и вся экономика ощутят трансформационный шок.
Эти пять блоков задач переходного периода взаимосвязаны, и только их
сбалансированное и полное достижение может означать смену типа системы
хозяйства.
Глава 2. Влияние переходного периода на экономическое развитие стран
Восточной Европы
2.1 Последовательность мероприятий и особенности влияния переходного
периода на экономику стран региона
Продвинутость отдельных стран Восточной Европы на пути практического
достижения рыночного реформирования значительно различается.
Либерализация экономики. На деле во всех странах региона либерализация
затронула, в первую очередь, цены на рынках розничного и оптового
товарооборотов. В некоторых странах, особенно в Венгрии и Польше,
соответствующие меры осуществлялись в довольно широких масштабах и ранее.
Так, доля либерализованных цен в розничном товарообороте уже к 1992 г.
составляла в Венгрии 93,9%; Польше (к 1991 г.) – 83%; ЧСФР – 95%; Болгарии
– 84%; Румынии – 80,0% [1]. Под прямым контролем государства оставались
цены на отдельные виды особо важных для потребительского рынка товаров и
услуг. Позже в ряде стран вводились частичные ограничения, ужесточавшие
режим установления свободных цен, но они уже не меняли сути дела.
Исключительно важной является либерализация в сфере
предпринимательства, особенно частного. Во всех странах были приняты
соответствующие законодательные акты, в которых, как правило, допускалось
учреждение новых негосударственных предприятий в широком диапазоне их форм
по заявительному принципу. Утверждалась их государственно-правовая защита и
поддержка, экономическая самостоятельность и ответственность. С вступлением
в силу таких законов произошел всплеск учредительства новых семейных,
индивидуальных и других, преимущественно мелких и средних, частных хозяйств
в сфере торговли, услуг и производства потребительских товаров.
Например, в Польше количество частных фирм за 1990-1995 гг. возросло с
1,1 млн. до 2,1 млн. В Румынии общее число хозяйственных субъектов к
октябрю 1996г. достигло 807 тыс., в т.ч. частных – 800 тыс. Из числа
частных субъектов 246,5 тыс. составили предприятия, а остальные – средние и
мелкие, преимущественно семейные предприниматели. В Венгрии число
хозяйственных организаций к июлю 1997 г. достигло 1,06 млн. Быстро росло
количество частных хозяйств и в других восточноевропейских странах.
Тем не менее, повышение доли частного сектора в экономике за счет
учредительства новых частных хозяйств не могло быть значительным. Возникало
множество трудностей. Не было достаточных капиталов, опыта, налаженных
хозяйственных связей и т.д. Исключительно важной здесь становилась
приватизация имущества и предприятий, особенно государственных.
Приватизация и учреждение новых частных хозяйств – два главных пути
развития частного сектора в экономике. Оно обобщенно выражается в динамике
показателей доли частного сектора в производстве ВВП. Например, в Польше,
Румынии и Чехии исходные условия и темпы развития частного сектора по этому
показателю имели значительные отличия:
Таблица 2.1
Доля негосударственного сектора в производстве ВВП, %
|Количество |828 |706 |1044 |1066 |1092 |905 |
| Доля прибыльных, | | | | | | |
|%: |28 |60 |59 |37 |30 |48 |
|1992 г. |45 |73 |70 |49 |24 |56 |
|1995 г. | | | | | | |
Актуальность проблем малорентабельных и убыточных предприятий для всех
стран сохранялась и в последующие годы.
Одновременно с проведением активной санации части банков и предприятий
государство заняло более жесткую позицию в отношении нежизнеспособных
структур. В последнее время в Болгарии, Венгрии, Польше и Словакии
объявлено о предстоящем закрытии десятков банков и предприятий в связи с
прекращением их субсидирования. Например, в Польше с конца 1995 г. началась
реорганизация угольной промышленности, которая в течение многих лет входила
в число наиболее депрессивных отраслей.
В отдельных странах эти проблемы решались за счет притока
цивилизованного (неспекулятивного) иностранного капитала, который поступал
туда, где экономическая и политическая ситуация были стабильнее, проходили
более развитые рыночные преобразования. Объемы притока прямых иностранных
инвестиций составляли:
Таблица 2.4
Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны Восточной
Европы, млн. дол. [7]
|Страны |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 [8] |
|Болгария |42 |40 |105 |90 |120 |130 |
|Чехия |1004 |654 |868 |2562 |1428 |800 |
|Венгрия |1471 |2339 |1146 |4453 |1983 |1500 |
|Польша |284 |580 |542 |1134 |2741 |450 |
|Румыния |73 |94 |341 |414 |263 |290 |
|Словакия |100 |134 |170 |157 |206 |90 |
|Восточная | | | | | | |
|Европа |3120 |4085 |3475 |9152 |7377 |… |
Массовое закрытие убыточных предприятий относится к числу важнейших
условий, выдвигаемых международными финансовыми организациями для
предоставления необходимых кредитов, хотя эти же организации часто
оказывают финансовое содействие покрытию социальных расходов, связанных с
реструктуризацией промышленности. С другой стороны, восточноевропейские
страны, как и большинство других пост социалистических государств, сегодня
имеют больше условий для закрытия неконкурентоспособных производств, чем в
начале рыночных реформ. В прошедшие годы возникло много новых компаний и
фирм, способных трудоустроить высвобождаемых работников, на убыточных
предприятиях сократилось число занятых, сформировались основы системы
трудоустройства и политики занятости. Дополнительным фактором, определившим
ускорение реорганизации промышленности в 1995-1996 гг., явилось то, что
активизация этого болезненного социально-экономического процесса в
большинстве стран Восточной Европы произошла в середине парламентского
цикла.
Экономический рост. Результаты функционирования экономик стран могут
обобщенно характеризоваться динамикой производства ВВП и динамикой
инвестиций как базы роста ВВП на будущее (табл.1.5):
Таблица 2.5
Динамика темпов реального изменения ВВП и объема инвестиций в отдельных
странах Восточной Европы, % к предшествующему году
|В целом по миру |4.7 |2.3 |3.0 |3.2 |4.1 |
|Промышленно развитые |3.6 |0.8 |1.7 |1.8 |2.8 |
|страны | | | | | |
|Страны Восточной Европы |6.6 |5.1 |4.1 |4.1 |4.1 |
Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороны
Западной Европы переживают экспортный рост, который питает рост их ВВП:
[pic]
Рис.2.2 Показатель ВВП в странах региона в 2002г. (по ППС; ЕС=100)
Специалисты прогнозируют и дальнейший рост экономики в государствах
восточноевропейского региона (табл. 2.7):
Таблица 2.7
Динамика изменения ВВП в отдельных странах Восточной Европы, % к
предшествующему году
|Страна |1999 |2000 |2001 |2003 |2004( |
|Болгария |2,4 |4,0 |4,0 | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | |3,9 |4,5 |
|Венгрия |4,5 |5,5 |5,5 | | |
|Польша |4,1 |4,5 |5,0 | | |
|Румыния |-3,2 |0 |1,0 | | |
|Чехия |-0,2 |1,5 |2,0 | | |
|Словакия |1,9 |2,0 |3,0 | | |
Однако за высоким темпом в регионе а целом скрываются значительные
различия показателей по отдельным странам. Наиболее слабое оживление
наблюдается в Румынии, Чехии и Словакии. Венгрия, Польша и Словения
продолжают показывать высокие результаты, в последнее время усилилась также
экономика Болгарии, Украины и России.
К сожалению, между пятью наиболее «продвинутыми» в деле социально-
экономической трансформации странами региона (Чехией, Венгрией, Польшей,
Словакией и Словенией) и остальными государствами существует значительный
разрыв в уровне доходов.
Основным источником экономического оживления в рассматриваемых
государствах выступила промышленность. Здесь отмечается появление новой
структурной модели. Быстрее развиваются сложные отрасли обрабатывающей
промышленности (транспортное машиностроение, электротехника, оптическое
приборостроение, а также деревообработка, производство резиновых и
пластмассовых изделий, химическая промышленность). Это особенно характерно
для Венгрии, Чехии, Польши, Словакии и Словении, т.к. в этих странах
значительна степень проникновения иностранного капитала в промышленность, и
именно эти страны используют транснациональные компании, прежде всего, в
качестве более дешевых и более эффективных производственных площадок.
Несколько иную структуру изменений (но также определяемую высоким
спросом со стороны Западной Европы) можно наблюдать в менее продвинутых
переходных экономиках. Например, в Болгарии усиленно развивается
металлообрабатывающая, топливная и табачная промышленность; в Румынии –
текстильная, швейная, металлообрабатывающая, нефтяная и добывающие отрасли.
В России и Украине растет отечественный спрос на продовольственные,
текстильные, потребительские товары, а также некоторые виды продукции
машиностроения.
Таблица 2.8
Динамика промышленного производства в странах Восточной Европы и
России, % к предыдущему году
| |1990 |1991 |1995 |1998 |1999( |2000 |
|Чехия |-3,3 |-21,2 |8,7 |2,2 |-3,1 |5,1 |
|Венгрия |-10,2 |-16,6 |4,6 |13,0 |10,4 |18,3 |
|Польша |-24,2 |-8,0 |9,7 |4,8 |4,8 |7,1 |
|Словакия |-4,0 |-19,4 |2,0 |5,0 |-3,6 |9,1 |
|Словения |-10,5 |-12,4 |8,2 |3,7 |-0,5 |6,2 |
|Болгария |-16,7 |-20,2 |4,5 |-8,0 |-12,3 |2,3 |
|Румыния |-19,0 |-22,8 |9,4 |-17,3 |-7,9 |8,2 |
|Хорватия |-11,3 |-28,5 |0,3 |3,7 |-1,4 |1,7 |
|Россия |-0,1 |-8,0 |-3,3 |-5,5 |8,1 |9,0 |
|Украина |-0,1 |-4,8 |-11,7 |-1,5 |4,3 |12,9 |
Устойчивый индустриальный подъем требует крупномасштабного
финансирования. В этом направлении у стран с переходной экономикой больше
проблем, чес достижений.
Оборотной стороной роста эффективности экономики стало увеличение
безработицы. Катастрофична ситуация в ряде государств, образованных после
распада бывшей Югославии: почти 1/3 трудоспособного населения не имеет
работы. Драматичные масштабы (почти 20%) безработица приобрела в Болгарии и
Словакии:
Таблица 2.9
Динамика уровня безработицы в странах Восточной Европы, %
| |1995 |1998 | 2000 |2003 |
|Болгария |11.4 |12.2 |17.9 |7.2 |
|Чехия |3.0 |6.0 | 8.8 |8.5 |
|Венгрия |10.4 |9.1 |8.7 |10.8 |
|Польша |15.2 |10.0 |15.0 |17.8 |
|Румыния |9.5 |10.3 |10.5 | 9.9 |
|Словакия |13.8 |14.6 |17.9 |17.2 |
|Словения |13.9 |14.5 |11.9 |11.0 |
|Хорватия |15.1 |11.2 |22.5 | - |
|Македония |36.9 |34.5 |32.0 | - |
|Югославия |24.7 |13.7 |26.9 | - |
Рынки труда в странах Центральной и Восточной Европы повысили свою
эластичность. В развитых странах частота смены рабочих мест повышается во
время экономического подъема. Однако в странах с переходной экономикой
такого не происходит:
Таблица 2.10
Сравнительная таблица уровней безработицы в Восточной Европе и в мире(
| |2001 |2002 |2003 |
|В мире в целом |6.1 |6.3 |6.2 |
|Промышленно развитые страны|6.1 |6.8 |6.8 |
|Страны Восточной Европы |9.5 |9.4 |9.2 |
Люди не верят в экономическую стабильность новых компаний,
предлагающих работу. Они боятся оказаться безработными, поскольку
социальные льготы и выплаты по временной безработице просто символичны.
Поэтому, несмотря на низкие заработные платы и плохие условия труда,
рабочие и служащие часто предпочитают оставаться на своей нынешней работе.
2.3 Внешнеэкономические связи стран восточноевропейских государств
Внешняя торговля стран региона
Роль внешней торговли для восточноевропейских стран была традиционно
велика. Они экспортировали 30-40% промышленной продукции. Поэтому разрыв
хозяйственных связей с бывшими социалистическими партнерами усугубил кризис
национальных экономик. На внешних рынках их продукция оказалась
неконкурентоспособной. Переориентация на Запад была болезненной, но уже в
1992 г. 3/4 экспорта стран Восточной Европы приходилось на западные
рынки.
Результатом усиления в регионе ЦВЕ интеграционных процессов стало
образование в 1992 г. Центральноевропейского соглашения о свободной
торговле (ЦЕФТА / ЦЕССТ). В эту организацию вошли 7 государств - Болгария,
Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия. Основным
консолидирующим фактором стало стремление стран соглашения достичь в
минимально короткие сроки стратегической цели - усилить интеграцию экономик
путем поэтапной либерализации внешней торговли и образования на этой основе
зоны свободной торговли, а главное - обеспечить создание всех необходимых
предпосылок для интеграции ЕС. С 1993 г. идет процесс ликвидации таможенных
пошлин на промышленную продукцию. Такие меры уже проведены по сырьевым
материалам, полуфабрикатам, бумаге, дереву и химической продукции. В
настоящее время, ликвидировано уже 90% всех таможенных ограничений. В
области сельскохозяйственных товаров эта величина составляет около 80% .
Доля партнеров по ЦЕФТА в экспорте стран Восточной Европы
варьируется от 4,4% (Румыния) до 32% (Словакия). Так же складывается
ситуация и с импортом.
Даже если все страны соглашения вступят в ЕС, значение
центральноевропейского экономического пространства не изменится. Они в
любом случае останутся интересным хозяйственным партнером.
Страны ЦВЕ в 2000 г. 2/3 экспортных операций проводят с ЕС и
накопили около 100 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.
С другой стороны, на развитие ЦЕФТА отрицательное влияние
оказывают такие факторы, как однотипность, а не взаимодополняемость
экономик. Кроме того, рынки стран ЦЕФТА бедны капиталом, ограничены в сфере
высоких технологий, а дефицит сырьевых и энергоресурсов покрывается, как и
прежде, в основном за счет поставок из России.
Таблица 2.11
Внешняя торговля восточноевропейских государств (темпы изменения и доля
в %) [10]
| |Товарный экспорт |Товарный импорт |Сальдо торгового |
| |(темпы прироста) |(темпы прироста) |баланса |
|Болгария |46.0 |73.6 |
|Чехия |60.5 |106.0 |
|Венгрия |55.8 |113.5 |
|Польша |38.7 |44.8 |
|Румыния |39.6 |56.4 |
|Словакия |42.6 |104.3 |
|Словения |62.0 |93.5 |
2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы и Европейским союзом
Переходный процесс и переориентация в сторону Западной Европы – два
решающих вызова, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы начиная с
1989г. Если в начале 90-х гг. переход от системы централизованного
планирования к рыночной экономике был основной целью экономической
политики, то сейчас большое значение приобрели требования более тесной
интеграции с западноевропейскими странами.
На встрече в Копенгагене в июне 1993г. Европейский совет сформулировал
3 критерия, которым должны соответствовать кандидаты на вступление в ЕС:
. политический критерий – стабильность институтов, гарантирующих
демократию, власть закона, соблюдение прав человека, уважение и
защиту прав меньшинств;
. экономический критерий – наличие функционирующего рыночного
хозяйства, а также способность противостоять конкурентному давлению и
рыночным силам в рамках ЕС;
. критерий, связанный с принятием институциональных и юридических норм
ЕС, – способность выполнять обязательства члена ЕС, в т.ч. в
отношении создания политического, экономического и валютного союза.
Таким образом, требования для перехода стран Восточной Европы к рынку и
требования для их вступления в Евросоюз во многом совпадают.
В этом году 10 стран Восточной Европы намерены вступить в Европейский
союз. На этом пути многими из них достигнуты весьма впечатляющие успехи,
среди которых надо прежде всего выделить продвижение к копенгагенским
критериям и переориентацию внешнеэкономических связей. В Венгрии, Польше,
Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70%.
Обнаруживается, что принятие стран Восточной Европы в ЕС – более
дорогостоящий проект, чем считалось ранее. Это усиливает позиции так
называемых европессимистов, полагающих, что ЕС не выдержит такой нагрузки.
При распространении на страны-кандидаты финансовой поддержки отстающим
регионам, а также обязательств в рамках общей сельскохозяйственной политики
ежегодные расходы бюджета ЕС придется увеличить минимум на 30–40 млрд евро.
Тем не менее установка на расширение ЕС на восток не будет пересмотрена. Не
исключен только пересмотр финансовых условий. Становясь полноправными
членами Европейского союза, страны ЦВЕ официально включаются в жесткий
институционально-правовой каркас ЕС, несмотря на растущий дискомфорт в
связи с новым изданием «ограниченного суверенитета».
Проблема различия между ЕС и странами-кандидатами на вступление в
Евросоюз остается. У Польши, самой крупной из стран Восточной Европы, этот
разрыв составлял в конце 90-х гг. около 2% показателя для 15 стран-членов
ЕС (ЕС-15), а у всех прочих кандидатов – менее 1%:
Таблица 2.11
Динамика изменения показателей ВВП на душу населения стран ЦВЕ в
сравнении со средним значением ВВП ЕС (15 стран = 100).
|Чехия |4,1 |3,7 |5,3 |
|Венгрия |1,9 |3,2 |5,2 |
Основной причиной различий в темпах экономического роста в Венгрии
является низкий уровень сбережений, в Польше - низкая эффективность
хозяйства. Политика высоких темпов базируется на высокой норме сбережений и
высокой эффективности производства.
По оценкам профессора Сакса, Чехия и Польша, если они сохранят текущую
экономическую политику, достигнут экономического роста на уровне 4% в год,
а Венгрия - только 2%. Если страны с переходной экономикой перейдут на
политику, типичную для членов ЕС, темпы экономического роста увеличатся в
Венгрии и Польше, но снизятся в Чехии. В случае же осуществления политики
высоких темпов экономика во всех трех странах будет возрастать более чем на
5% в год.
Но даже при условии реализации политики высоких темпов Чешской
Республике потребуется примерно 20 лет, чтобы доход на душу населения
достиг 75% уровня стран ЕС (на базе покупательной способности). Если же она
сохранит текущую политику, то для этого потребуется более 40 лет. Для
других стран выводы еще более отрезвляющие: Венгрии и Польше в случае
проведения политики высоких темпов необходимо около 30 лет, чтобы достичь
75%-ного уровня душевого дохода в странах ЕС, и более 100 лет, если они
будут осуществлять текущую политику.
Странам Восточной Европы следует поставить перед собой более скромную
цель: добиться 75%-ного уровня современного (а не будущего) душевого дохода
Германии.
Для этого Чехии потребовалось бы 8 лет, Венгрии - 16, а Польше - 20 лет
при условии, что они срочно перейдут на политику высоких темпов развития.
По оптимистическим оценкам, Чехия сможет выйти на уровень 75% современного
дохода на душу населения Германии в 2004 г., в Венгрии это произойдет
примерно в 2012 г., а в Польше - в 2016 г. Следует, однако, отметить, что
не все страны с переходной экономикой могут взять на вооружение политику
высоких темпов.
Быстрый рост производительности может также привести к быстрому
повышению цен на товары и услуги «нерозничной» торговли. Оправдано
предположить, что цены на эту категорию товаров и услуг в указанных странах
возрастут до уровня, характерного для государств, которые уже достигли 75%
современного дохода на душу населения Германии (например, Испании).
Подобная ситуация предполагает в свою очередь, что цены в Чехии должны
были бы повышаться на 8% в год быстрее, чем в Германии, с тем чтобы подойти
к «нормальному» соотношению рыночного обменного курса и паритета
покупательной способности валют. Средний уровень чешских цен в 2004 г.
будет, видимо, на 30% ниже, чем в Германии (для товаров и услуг
«нерозничной» торговли этот разрыв должен быть еще большим).
Доступ к Европейскому союзу
Перспектива вступления в Европейский союз еще не кажется определяющим
фактором экономического благополучия. Однако в ближайшие годы картина
должна измениться, поскольку такая перспектива будет усиливать политическую
волю к осуществлению структурных реформ, обеспечивать усиление
законодательной базы и гарантировать финансовую поддержку от Европейского
союза. Специалисты утверждают, что вероятность того, что восемь стран
присоединятся к ЕС в 2005 году (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия,
Словения, Чешская Республика, Венгрия) составляет 60%. Болгария и Румыния
получат согласие не раньше 2008 года. Хорошие перспективы имеют также
Турция и Хорватия. Другие же государства, которые пока не имеют реальных
перспектив к соединению с Европейским союзом, должны будут доказать свою
готовность к преобразованиям.
Благодаря улучшению макроэкономической ситуации, структурным и
политическим изменениям в Восточной Европе международные рейтинговые
агентства изменили и свои оценки рисков капиталовложений в государства
Восточной Европы.
Расчеты специалистов показывают, что Чешская Республика и тем более
другие страны региона практически не могут удовлетворить всем формальным
критериям конвергенции в соответствии с Маастрихтским договором. Эти страны
в состоянии проводить политику, согласующуюся с политикой валютного союза,
но это не означает, что указанные критерии будут выполнены. Хотя позиции
Чехии улучшаются благодаря ускоряющемуся экономическому росту и сильной и
динамичной структурной политике правительства. Главное преимущество страны
- в улучшении внешнеторговой позиции. Дефицит по текущим операциям растет
медленнее, чем поступление долгосрочных инвестиций. При этом сумма внешнего
долга и обязательства по его обслуживанию достаточно низки.
Вероятность присоединения Словении к ЕС очень высока, и поэтому оценка
экономики этого государства была самой высокой в течение нескольких лет. Ее
наиболее внушительные достижения - полная экономическая стабильность и
высокий доход на душу населения, который, кстати говоря, приближается к
норме, разработанной ЕС для Португалии и Греции. Ее зависимость от импорта
все более ослабевает. В результате - и рейтинг стабильный.
В феврале 2000 года рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг Венгрии
до BBB+. Это более чем справедливая оценка. Рост экономики силен и основан
на текущем внешнеторговом балансе. Дефицит бюджета снижается, а переговоры
по вступлению в ЕС подают немалые надежды. Специалисты ожидают дальнейшего
усиления экономики этого государства. Рейтинг - позитивный.
Оценки перспектив трех балтийских республик последний раз менялись в
1997 году. Они начали соответствовать действительности после успешного
реформирования бюджетной сферы и появления перспектив вступления в ЕС.
Рейтинг - стабильный.
Согласно оценкам Хорватии, страна уже очень скоро сможет выполнить
требования, которые предъявляются к кандидатам в члены ЕС. Рейтинг -
позитивный.
Реформы, начатые в Турции в январе 2000 года, значительно улучшили
перспективы ее экономики, и позволили повысить рейтинг этого государства.
Перспективы Турции были подтверждены и агентством S&P в июле текущего года.
Рейтинг - стабильный.
По степени и факторам риска Болгария очень похожа на Турцию. Высокий
долг, сильная зависимость от импорта нефтепродуктов и низкий промышленный
рост - главные слабости. Тем не менее, специалисты считают, что рост
экономики этого государства будет ускоряться. Рейтинг - стабильный.
Перспективы Румынии не слишком хорошие. Большая зависимость от импорта
товаров является тяжким бременем для экономики. Рейтинг - стабильный.
Оценка Украины должна улучшиться после того, как были
реструктуризированы еврообязательства. Это справедливо даже при том
условии, что текущие платежи по внешнему долгу остаются высокими и страна
не способна избавиться от зависимости от российского сырья. Перспектива
позитивная.
Целесообразно остановиться на более важном процессе структурной
трансформации в странах Восточной Европы, а также на вопросе о том,
насколько экономически оправдано и желательно их участие в валютном союзе.
Кратко можно было бы ответить на этот вопрос утвердительно. Однако если
страны присоединятся к валютному союзу до того, как проведут радикальные
реформы в системах налогообложения, государственного финансирования и
социального обеспечения, преждевременное участие в действительности может
привести к отрицательным результатам.
Общая рекомендация сводится к тому, что страны региона должны
избирательно подходить к опыту западных соседей, накопленному в сфере
хозяйственной политики. Безусловно, необходимо использовать общие,
обязательные принципы, например опыт "общего рынка". Однако не следует
адаптировать к своим условиям дорогостоящие и малоэффективные программы
социальной защиты, реализуемые некоторыми странами ЕС. В ряде
восточноевропейских государств социальная политика уже требует больших
расходов и столь же обременительна для бюджета, как и на Западе. Эта
политика должна быть пересмотрена в сторону повышения ее гибкости до того,
как валютный союз уберет основные политические рычаги для восстановления
конкуренции в новых странах-членах.
В заключение следует подчеркнуть, что для стран Восточной Европы важнее
переключиться на политику высоких темпов роста, чем бороться за скорейшее
вступление в валютный союз.
Главнейшая задача стран Восточной Европы заключается в том, чтобы
заложить тот фундамент, который был разрушен в течение 40-50 лет
экономической бесхозяйственности. Причины для благоприятной оценки,
конечно, есть. Это хорошие возможности роста экономики, укрепление бюджета,
снижение инфляции и усиление внешнеторгового оборота, который определяет
текущее сальдо по операциям и повышает резервы иностранной валюты. Однако
мы убедились в том, что, несмотря на благоприятные перспективы развития
восточноевропейских государств, в странах региона остается множество
неразрешенных проблем. Они были указаны в предыдущих главах.
Рассмотрим возможные пути их решения:
1. Исключительно важным фактором для развития экономики стран региона
является обеспечение стабильности в странах. Причиной сохранения
относительно высокого экономического роста в Польше, Чехии, Венгрии и
Словакии является то, что они избежали внутренних беспорядков и тем
самым спасли свою экономику от глубокого спада. А после распада
бывшей Югославии ее республики были ввергнуты в состояние
нестабильности и из-за этого экономическая ситуация в регионе резко
ухудшилась. Несмотря на в целом благоприятные показатели
экономического роста в странах Восточной Европы, нет оснований для
самоуспокоенности органов, занимающихся разработкой и осуществлением
политики. Дело в том, что большинство стран с переходной экономикой,
включая страны, добившиеся наибольшего прогресса на пути реформ, по-
прежнему остаются довольно уязвимыми к воздействию внешних и других
потрясений, способных вызвать ухудшение экономических показателей,
связанное с болезненными последствиями. Экономика этих стран чутко
реагирует на изменения во внешней среде. Особенно уязвимы страны -
экспортеры сырьевых товаров и страны, специализирующиеся на экспорте
ресурсоемких товаров с низкой добавленной стоимостью. Из-за сильной
зависимости от спроса со стороны западноевропейских стран передовые
страны Восточной Европы весьма чувствительны к изменениям в спросе на
их основных внешних рынках. Страны с переходной экономикой вполне
могут столкнуться с последствиями отрицательных внешних шоковых
потрясений. Маловероятно, что эти экономики стран Восточной Европы
смогут долго избегать негативного влияния сохраняющейся слабости в
мировой и западноевропейской экономике. Чрезвычайная зависимость от
внутреннего рынка не может быть жизненной стратегией переходных
экономик в среднесрочном периоде. Неопределенность экономических
перспектив и усиление рисков экономического спада делают необходимым
повышение роли экономической политики в странах Восточной Европы.
Государственным органам следует пристально следить не только за
развитием своей собственной экономики, но и за текущими тенденциями в
экономике их основных торговых партнеров и развитием мировых рынков.
В случае дальнейшего ухудшения внешних условий соответствующие органы
стран с переходной экономикой должны быть готовы быстро принять
антициклические меры, с тем чтобы компенсировать, по крайней мере
частично, последствия возможных отрицательных шоковых потрясений.
Своевременные ответные меры могут смягчить их отрицательные
последствия.
2. Необходимо воспользоваться шансом преобразовать должным образом
систему рыночной экономики, скорректировать экономическую структуру и
макроэкономическую политику. После огромных изменений в регионе,
экономическая система стала не плановой, а рыночной, поэтому функция
правительства, деятельность предприятий и роль рынка должны быть
пересмотрены.
3. Необходимо гибко и эффективно пользоваться внешним фактором,
содействовать экономическому росту путем стимулирования экспорта и
привлечения капиталовложений. С 1990 года по 2001 год объем
капиталовложений в Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию, у которых
относительно высокий экономический прирост, составил 79% от общего
объема инвестиций в регион, а объем экспорта за этот период составил
71% от общего объема вывоза товаров региона.
4. Что касается проблемы безработицы, специалисты рекомендуют странам с
Восточной Европы пересмотреть трудовое законодательство с точки
зрения укрепления его норм, направленных на защиту рабочих и
служащих, особенно тех, кто работает в частном секторе. Этим
государствам предлагается вкладывать больше средств в развитие рынков
труда и налаживания диалога между правительством, рабочими и
работодателями.
Для оживления экономики Восточной Европы необходимо обобщить опыт,
воспользоваться предоставляющимися шансами и повысить комплексную
экономическую конкурентоспособность.
Заключение
С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открылась
возможность трансформации централизованно-плановой экономики в рыночную. В
результате пятнадцатилетней практики рыночной трансформации национальные
хозяйства государств восточноевропейского региона радикально изменили свой
облик. Конечно, прошло еще слишком мало времени, чтобы дать точную
характеристику итогам этого процесса. Однако уже довольно отчетливо
просматриваются некоторые результаты, из которых следуют вполне
определенные выводы. В процессе выполнения курсовой работы была предпринята
попытка проанализировать специфику переходного периода и особенности его
влияния на современное экономическое положение государств Восточной Европы.
Ниже в тезисной форме приведены выводы в соответствии с задачами,
поставленными при написании работы:
1. Переходный период – процесс преобразовании тоталитарного общества в
правовое и государственно-административной экономики в рыночную.
Необходимость такого перехода в странах Восточной Европы была вызвана
рядом причин, основной среди которой можно назвать неэффективность
планово-централизованной экономики и естественную недолговечность
подобной экономической организации.
2. В результате рыночной транформации в странах региона достигнуты
серьезные результаты. Полностью демонтированы механизмы командной
экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно
расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная
инициатива людей, происходит относительно быстрое становление
предпринимательского класса, формирующего основу будущего
благополучия своих стран. Кроме того, можно говорить о значительных
достижениях в области приватизации предприятий и реструктуризация
материального производства, стабилизация денежно-кредитных и
финансовых отношений.
Экономическая ситуация стран Восточной Европы в настоящее время лучше,
чем когда-либо после 1991 г. Рост экономики государств Восточной Европы,
ускоряется. Лидерами региона являются Венгрия и Польша.
Основным источником экономического оживления в рассматриваемых
государствах выступила промышленность.
Оборотной стороной экономического роста стало увеличение уровня
безработицы и значительный разрыв в уровне доходов между пятью наиболее
развитыми странами региона (Чехией, Венгрией, Польшей, Словакией и
Словенией) и остальными государствами, а также множество других важных
проблем.
3. В целом, перспективы развития экономики стран региона оцениваются
положительно. Причины этому – хорошие возможности роста экономики,
укрепление бюджета, снижение инфляции и усиление внешнеторгового
оборота, который определяет текущее сальдо по операциям и повышает
резервы иностранной валюты. Главнейшая задача стран Восточной Европы
заключается в том, чтобы заложить тот фундамент, который был разрушен
в течение 40-50 лет экономической бесхозяйственности. Однако мы
убедились в том, что, несмотря на благоприятные перспективы развития
восточноевропейских государств, в странах региона остается множество
неразрешенных проблем. Для их решения необходимо обобщить опыт и не
упустить предоставляющиеся шансы.
Литература:
1. Кулигин П. Уроки антиинфляционной политики Польши, Румынии, Венгрии,
Болгарии. М.:ИМЭПИ РАН, 1994, стр.4.
2. Kolodko G.W., Nuti D.M. The Polish Alternative. Research for Action
33. UNU/WIDER, 1997, p.2.
3. Sandru V. Romania – 8 years of past-totalitarian development
privatization in Romania. ECPD Meeting. Sveti Stefan, October 1997, p.15.
4. Hospodarske noviny. 1997. №229, S.9.
5. Гавлик П. Страны с переходной экономикой: состояние и перспективы
роста // Проблемы теории и практики управления, 2001, №2, стр.60.
6. Pohe G. et al. Privatization and Restructuring in Central and
Eastern Europe. The World Bank Washington, D.C. Technical paper №368, p.6.
7. Свiтова економiка: Пiдручник / А.С. Фiлiпенко, О.I. Рогач, О.I.
Шнирков та iн. – К.: Либiдь, 2000. – 582 с., стор.421.
8. The Wall Street Journal Europe’s. Central European Economic Review.
XII-1997 – I-1998. V.Y. №10, p.37.
10. Гринберг Р. Результаты экономических реформ в постсоциалистических
странах // Проблемы теории и практики управления, 2003, №3
11. Эмбарго Европейской экономической комиссии ООН, Press Release ECE /
GEN / 01 / 08, Geneva, 4 May 2001.
12. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1996 г. // Мировая
экономика и международные отношения. - 1997. - №11;
13. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1994-1995 гг.
//Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - №3;
14. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1993-1994 гг. //
Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №2;
15. Глинкина С. О трансформации экономической системы в странах
Центральной и Восточной Европы // Общество и экономика. - 2002. - №5;
16. Осьмова М.Н. Проблемы включения стран Центральной и Восточной
Европы в Европейский Союз // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. - 2002. - №6;
17. Пьяцоло Д. Восточная Европа между трансформацией и вступлением в
ЕС: анализ реформаторских требований // Проблемы теории и практики
управления. - 2002. - №2;
18. Сегодня и завтра Восточной Европы // Независимая газета - 2000. -
24 октября;
19. Бойцова В.В. Европейский Союз: расширение на восток // Общественные
науки и современность. - 2002. - №2;
20. Европа: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П.Шмелев. - М., 2002.
- 823с.;
21. Евстигнеев Р.Н. Десять лет экономических реформ в странах
Центральной и Восточной Европы // Россия и современный мир. - 2003. - №2;
22. Нарочникова Н. Европа "старая" и Европа новая // Международная
жизнь. - 2003. - №4;
23. Розенберг Д.Дж. Расширение Европейского союза на восток: проблемы
конвергенции // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №1;
24. Шакина А. Прямые иностранные инвестиции в странах Восточной Европы
// Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №2.
( Курсивом даны инвестиции в экономику.
( Источник: МВФ (2003); ILO, Global Employment Trends Model, 2003; см.
также Технические пояснения (Technical Note)
( Средний показатель роста ВВП в регионе по прогнозу ЕЭК ООН (отчет
"Economic Survey of Europe")
( Источник: Эмбарго Европейской экономической комиссии ООН, Press
Release ECE / GEN / 01 / 08, Geneva, 4 May 2001.
( Источник: ILO, Global Employment Trends Model, 2003.
( Прогноз