Отчет по практике: Анализ организации и результатов деятельности предприятия розничной торговли
Отчет по практике: Анализ организации и результатов деятельности предприятия розничной торговли
Содержание
Введение
1 Общая характеристика деятельности предприятия
2. Организационная структура розничного предприятия «Superstar»
2.1 Характеристика управленческой схемы
2.2 Итоговые показатели работы за предыдущий период
3. Оценка основных показателей розничного предприятия «Superstar»
3.1 Оценка показателей товарооборота
3.2 Оценка факторов которые влияют на деятельность предприятия
3.3 Оценка структурных показателей
3.4 Товарные потоки на розничном предприятии «Superstar»
3.5 Оценка динамики и структуры товарных запасов
3.6 Составление плана деятельности на 2010 год
3.7 Основные предложения по улучшению деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
В соответствии с учебным планом я проходила преддипломную производственную практику в магазине «Colin’s» с девятнадцатого октября 2009 г. по пятнадцатое ноября 2009г.
Я была принята для прохождения преддипломной производственной практики в магазин на должность экономиста.
Совместно с руководителем практики непосредственно в обществе был составлен план осуществления работы, который я успешно выполнила.
В процессе прохождения производственной практики я:
- ознакомилась с законодательными и нормативно - правовыми актами, методическими материалами по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;
- ознакомилась с учредительным документом и уставом организации;
- ознакомилась с структурой организации;
- ознакомилась с организацией и выполняемыми функциями и обязанностями работников предприятия;
- ознакомился с содержанием экономической и организационной работы;.
- ознакомилась с порядком разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия;
- производила анализ хозяйственно – финансово деятельности предприятия;
- Выполняла работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- Готовила исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;
- Оформлять материалы для заключения хозяйственных договоров, следить за сроками выполнения договорных обязательств;
- Участвовала в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации;
- ознакомилась со многими видами функций экономиста.
1. Общая характеристика деятельности предприятия
Объектом данного анализа является торговое предприятие – ИП «Риппа М.А..» магазин молодежной одежды «Colin’s». Организационно-правовая форма магазина – индивидуальное предприятие. Магазин находится в г. Чита, ул. Ленина 127а, 2 этаж (работает эскалатор), в торговом доме"Виктория".Торговое предприятие начало свою деятельность в января 2001 года. Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже одежды. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.Магазин «Colin’s» располагается на арендованных площадях бывшего продуктового магазина, в котором после ремонта и переоборудования он начал деятельность. Общая площадь торгового предприятия составляет 680 кв. м. Площадь торгового зала магазина составляет 457 кв. м. В торговом зале выставлены образцы мужской и женской одежды. Магазин располагается в центре города, что очень удобно для жителей города. Перед магазином предусмотрена небольшая автомобильная парковка, что очень удобно для покупателей. Магазин работает с 10-00 до 20-00, без перерыва, в выходные магазин работает: в субботу с 10-00 до 18-00, а в воскресенье – с 10-00 до 16-00. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей. Так как магазин находится не в престижной зоне г.Читы, плата за землю выше, чем в отдаленных районах, затраты по обслуживанию ниже, т.к. все необходимое находится рядом, недалеко от магазина. Девять лет предприятие существует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с расширением ассортимента и увеличением пропускной способности торгового зала. Поставки производятся из города Москвы, который является посредником производственного завода в Турции. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщика. Это дает возможность снизить продажную цену от 10 до 15%, что делает этот магазин более привлекательным. Численность работающих 14 человек: 1 – директор, 1– зам. директора, 1 - бухгалтер, 2 – экспедитора, 4 продавцов-кассиров, 4 – грузчика, 1 – технический персонал (продавцы консультанты, охрана и т.п.).Предприятие почти не пользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. ИП «Риппа М.А. применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу.
2. Организационная структура розничного предприятия «Superstar»
2.1 Характеристика управленческой схемы
Построение структуры управления организацией - это важная составная часть общей функции управления - организацией одной из центральных задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее реализация может потребовать реструктуризации как самой организации, так и ее управляющей системы, а также создания условий для формирования высокочувствительной к изменениям культуры организации. Культура как сложившаяся в организации система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения отражает характер отношений между работающими, т.е. прямо связана с организационной структурой.
Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.
В соответствии с этим построение организационной структуры управления требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей; установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. Приведем определение наиболее важных понятий, имеющих непосредственное отношение к построению структуры управления.
Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение конкретных задач. Их определяют также как делегированное или присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение. Полномочия и ответственность связаны между собой: полномочия без ответственности создают условия для неограниченной власти и разнузданности, а передача ответственности без предоставления необходимых полномочий — это характеристика безграмотного и безответственного отношения лица к собственным обязанностям. Делегирование — это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.
Главным управляющим магазина является генеральный директор. Он организовал сеть магазинов молодежной одежды. В его подчинении находится все линейные и функциональные руководители. Рассмотрим поподробнее магазин «Colin’s».
В подчинении у директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента.
Также в подчинении у директора магазина находится специалист по кадрам. Он занимается обеспечением магазина кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовка их к работе на руководящих должностях, отправляет на тренинги. Изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины и др.
Как и на любом другом предприятии за учетом поступления финансовых средств, оплатой счетов, начислением заработной платы и сдачей отчетов занимается главный бухгалтер. В его подчинении находится специалист бухгалтер.
В подчинении у управляющего находятся четыре менеджера, которые являются специалистами на своем отделе. Они составляют заказ на товар, принимают его на гарантийный ремонт, а также следят за работой продавцов-консультантов. Которые, в свою очередь, ведут работу с покупателями, общаются с ними, помогают определиться с выбором одежды, рассказывают о ее свойствах и предназначении, оформляют документы на продажу за наличный расчет, провожают покупателей на кассу. Кассиры, затем, пробивают чек на оплату товара.
Данную организационную структуру можно отнести к линейно-функциональной структуре управления. Плюсом данной формы управления является качественное разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжение и принимать решения при участии и помощи функциональных работников. Минусом в такой организационной структуре управления является постоянная необходимость в согласовании принимаемых решений, что вызывается решением производственных задач, обусловленных новыми целями функционирования и требующих определенных знаний. Это приводит к замедлению сроков реализации товара, что ведет к росту управленческих расходов. Также к минусу в данной сфере труда можно отнести и продолжительность рабочего дня, он составляет 12, а иногда 10 часов. При этом в неделю получается пять рабочих дня и два выходных.
Мне кажется, что работа персонала была бы лучше, если бы в данной организации был полный социальный пакет, потому что выход на больничный никто не оплачивает. Ну, а в целом, работой в «Colin’s» я довольна, так как она мне очень нравится, к тому же там хорошая заработная плата.
Схему данной организационной структуры можно изобразить следующим образом:
2.2 Итоговые показатели работы за предыдущий период
Таблица 1
Оценка эффективности управления магазина «Colin’s» за 2008 – 2009 гг.
Показатели | Ед. изм. | 2008 г | 2009 г |
Отклонение (+/-) |
Темп роста |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обобщающие показатели эффективности деятельности | |||||
Рентабельность | % | 13.3 | 16.0 | + 2.7 | 123.1 |
Эффективность использования основных фондов | |||||
Фондоотдача | руб. | 28.8 | 33.2 | + 4.4 | 115.28 |
Фондоемкость | руб. | 0.035 | 0.030 | - 0.05 | 85.71 |
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади | тыс. руб. | 13.53 | 16.35 | + 2.82 | 120.84 |
Доход на 1 кв.м. тоговой площади | тыс. руб. | 2.96 | 3.49 | + 0.53 | 117.91 |
Эффективность использования оборотных средств | |||||
Среднегодовая стоимость товарных запасов | тыс. руб. | 870 | 1520 | + 650 | 174.71 |
Скорость обращения | обор. | 3.13 | 3.82 | + 0.69 | 122.04 |
Эффективность использования трудовых ресурсов | |||||
Производительность труда 1 работника | тыс. руб. | 272 | 644.44 | + 372.44 | 236.93 |
Товарооборот на 1 руб. ФЗП | тыс. руб. | 19.34 | 24.58 | + 5.24 | 127.09 |
Прибыль на 1 руб. ФЗП | тыс. руб. | 2.57 | 3.92 | + 1.35 | 152.53 |
Прибыль на 1 работника | тыс. руб. | 36.18 | 102.79 | + 66. 61 | 284.11 |
Определяя степень эффективности существующей системы управления магазина «Colin’s» с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они увеличились.
Самым положительным моментом является рост показателя рентабельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов магазина. В отчетном году увеличились размеры торговой площади, несмотря на это увеличилась и нагрузка на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом. Результатом роста объема продаж является рост товарных запасов. Показатель эффективного использования основных средств скорость обращения товарных запасов, который в отчетном году вырос на 22.04%. Так же плюсом в деятельности магазина является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как: товарооборот на 1 руб. ФЗП (на 27.09%), прибыль на одного работника (на 184.11%),
Помимо оценки эффективности управления, проведенной выше, необходимо обратить внимание на то, как непосредственно руководство магазина «Colin’s» оценивает социально - экономическую эффективность управленческой точки зрения (Таблица 1.1).
Таблица 1.1.
Оценка эффективности управления магазина «Сolins» за 2009 год
Система направлений оценки эффективности | Основные критерии оценки эффективности | Оценка в баллах (0 – 1) |
Достижение цели |
1. Степень достижения цели; 2. Сохранение организации как целостности; 3. Получение прибыли. |
1 0.7 1.0 |
Качество функционирования |
1. Соотношение централизации и децентрализации; 2. Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии; 3. Эффективность текущей обработанной информации; 4. Скорость и точность выделения информации по специальным запросам; 5. Надежность информации; 6. Своевременность информации; 7. Наличие необходимой информации; |
0.6 0.8 0.9 1.0 1.0 1.0 1.0 |
Экономичность |
1. Затраты на подготовку управляющих; 2. Затраты на консультирование управляющих; 3. Эффективность управленческих решений; 4. Точность управленческих решений; 5. Надежность управленческих решений; 6. Быстрота подготовки управленческих решений; 7. Последовательность принятия управленческих решений. |
1.0 0.7 0.8 1.0 0.9 1.0 1.0 |
Качество рабочей силы |
1. Гибкость в системе продвижения по службе; 2. Полномочия работников и их ответственность; 3. Степень удовлетворения выполняемой работы. |
1.0 0.9 1.0 |
Внешние и внутренние социально - экономические условия |
1. Способность СТЭП факторного анализа; 2. Наличие обоснованных целей; |
1.0 1.0 |
Норма баллов: 18 | 20,3 | |
ИТОГО: |
Анализируя полученные по представленным показателям данные необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно повысилась (20,3 баллов). Делая вывод, руководство совершенствовало и внедрило новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысила степень эффективности управления до оптимального уровня, на 20,3 балла.
Таблица 1.2.
Преимущества и недостатки системы управления персоналом магазина «Colin’s»
Преимущества | Недостатки |
· Подготовка кадров перед принятием должностных обязательств; · При найме предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить средства на обучение; · Быстрая адаптация персонала в неформальной обстановке; · Учет мнений персонала. |
· Отсутствие долгосрочного планирования кадров; · Отсутствие четкой кадровой политики; · Отсутствие кадрового резерва; · Возрастной ценз; · Отсутствие передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах; · Отсутствие поощрения инициативы персонала; · Частичное отсутствие материального стимулирования. · Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне; · Отсутствие отпусков у некоторых групп работников. |
Указанные недостатки являются минусом организации системы управления персоналом магазина. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем, таких как больничные листы, отпуск. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге они сказываются на конечном результате деятельности магазина.
Отсутствие четкой кадровой политики.
Для рационального использования трудового резерва, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).
Отсутствие долгосрочного планирования.
Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.
Отсутствие кадрового резерва.
Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности магазина в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).
Отсутствие поощрения инициативы работника и материального стимулирования.
Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.
Возрастной ценз
Возрастной ценз, конечно, имеет ряд плюсов (энергичность, меньше подвержены заболеваниям, не состояние в браке) и ряд минусов. Такой отбор отсеивает более опытных претендентов. Образование и компетентность зачастую не могут заменить опыт.
Далее будут рассмотрены предложения по устранению недостатков в системе управления и рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом магазина «Colin’s».
В предыдущем пункте были обозначены недостатки системы управления персоналом, которые, так или иначе, влияют на конечный результат финансово – хозяйственной деятельности магазина. Для их устранения необходимо принимать следующие меры:
· Придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации;
· Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития магазина прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу.
· Сделать возрастные границы более гибкими и в первую очередь принимать во внимание профессиональные качества претендента, а не его возраст.
· Следует позаботиться о формировании резерва кадров, т.к. со временем отсутствие людей, могущих заменить какого – либо сотрудника, наносит ощутимый ущерб.
· Применять материальное стимулирование труда, которое обеспечивает более высокую производительность работников.
· Необходимо применять аттестацию работников – комплексную оценку сильных и слабых сторон персонала, его соответствия требованиям должности. Это бы позволило руководству сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника.
Для того, чтобы предприятие развивалось, персонал совершенствовал, необходимо способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного работника.
3. Оценка основных показателей розничного предприятия «Superstar»
3.1 Оценка показателей товарооборота
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
Таблица 2
Динамика розничного товарооборота магазина «Colin’s» за 2007-2009 гг.
Год | Фактический товарооборот (руб.) | Цепной темп роста,% | Базисный темп роста,% | |||
В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | |
2007 | 67353 | 67353 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
2008 | 81728 | 69852,991 | 121,343 | 103,712 | 121,343 | 103,712 |
2009 | 101032 | 91847,27273 | 123,6198 | 131,4865 | 150,004 | 136,36701 |
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
Где Тф − фактический товарооборот;
Тб − базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
% (в действующих ценах)
% (в сопоставимых ценах)
Из таблицы видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2007года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3).
Розничный товарооборот фирмы за 2009 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2007году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2008году на 21,343%, в 2009году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.
Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте.
Таблица 2.1
Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2008− 2009год
Кварталы | 2008 год | 2009 год | Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения, (%) |
||
Сумма, руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, руб. |
Удельный вес,% | |||
I квартал | 18993 | 23,239 | 24360 | 24,111173 | +5367 | 128,2578 |
II квартал | 21917 | 26,817 | 22014 | 21,789136 | +97 | 100,4426 |
III квартал | 20198 | 24,7137 | 26328 | 26,05907 | +6130 | 130,3495 |
IV квартал | 20620 | 25,23 | 28330 | 28,040621 | +7710 | 137,3909 |
Итого | 81728 | 100,00 | 101032 | 100,00 | 19304 | 123,6198 |
Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 23,6198%, абсолютный прирост составил 19304 тыс. руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «Colin’s» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.
В I квартале отчетного года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,2578%, а абсолютное увеличение составило 5367 тыс. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 0,4426%, прибыль составила 97 тыс. руб.. В III квартале товарооборот по сравнению с 2008 годом вырос на 30,3495%, абсолютное отклонение составило 6130рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 23,6198%, а абсолютное отклонение составило 7710 тыс. руб..
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,239% до 24,111173%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2008году распределился более равномерно, чем в 2009 году.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение () и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичное отклонение:
- процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
- число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Коэффициент вариации:
Где - среднее квадратичное отклонение;
- темп отклонения товарооборота за квартал.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.
Коэффициент ритмичности:
- коэффициент вариации.
Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица:
Таблица 2.2.
Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2008 – 2009 года
Квартал | Темп отклонения (%) | Х-Х среднее | (Х-Х среднее)^2 |
I квартал | 128,2578 | +4,1476 | 17,2026 |
II квартал | 100,4426 | -23,6676 | 560,1553 |
III квартал | 130,3495 | +6,2393 | 38,9289 |
IV квартал | 137,3909 | +13,2807 | 176,3770 |
X среднее | 124,1102 | - | 15403,3417 |
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 62,055%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50,0001%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
Таблица 2.3.
Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2007 -2009 года
Квар-тал |
2007 год Сумма, руб. |
2008 год Сумма, руб. |
2009 год Сумма, руб |
Итого за три года Сумма, руб. |
Средний за три года Сумма, руб. |
Коэффи-циент сезонно-сти, % |
I | 14867 | 18993 | 24360 | 58220 | 19406,667 | 93,10915 |
II | 14307 | 21917 | 22014 | 58238 | 19412,667 | 93,138702 |
III | 15678 | 20198 | 26328 | 62204 | 20734,667 | 99,481435 |
IV | 22501 | 20620 | 28330 | 71451 | 23817 | 114,26995 |
Итого за год | 67353 | 81728 | 101032 | 250113 | 83371 | 400 |
Сред.кварт.т/от | 16838,25 | 20432 | 25258 | 62528,25 | 20842,75 | - |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2010 года.
Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.
Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
Где Тгр – товарооборот группы товаров;
То – товарооборот общий.
3.2 Оценка факторов которые влияют на деятельность предприятия
Товарооборот изменился под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.
Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года
Тс = Тф / Јцен
Где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах
Тф товарооборот в фактических ценах;
Јцен индекс цен
Јцен в 2009г. = 1,1
Тс = 101032 / 1,1 = 91847,2727
Влияние изменения цен = 101032 - 91847,2727 = 9184,727273 тыс. руб.
За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числе за счет изменения физического объема товарооборота:
91847,2727 81728 = 10119,27273 тыс. руб.
итого: 9184,727273 + 10119,27273 = 19304 тыс. руб.
Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разниц:
ПТ = Т/Ч
Где ПТ производительность труда;
Ч – численность рабочих
ПТ (плановая) = 81728/12 = 6810,66667 тыс. руб.
ПТ (фактическая) = 101032/14= 7216,571429 тыс. руб.
Влияние численности работников:
(Чф-Чпл)*ПТпл
Где Чф – численность фактическая;
Чпл – численнсоть плановая;
ПТпл – производительность труда плановая.
Влияние производительности труда:
(ПТф-ПТпл)*Чф
Где ПТф производительность труда фактическая;
ПТпл - производительность труда плановая;
Чф – численность фактическая.
Таблица 2.4.
Влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота
Фактор | Влияние на динамику товарооборота | Сумма, руб. |
Влияние численности работников | (14-12)* 6810,66667 | 13621,3333 |
Влияние производительности труда | (7216,571429 6810,66667)*14 | 5682,66667 |
Итого | - | 19304 |
Таким образом, за счет роста численности работников товарооборот увеличился на 1362,33 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда товарооборот повысился на 5682,66 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 19304рублей.
3.3 Оценка структурных показателей
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в две товарные группы. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа мужских рубашек снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,65481 тыс. руб.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи женских юбок и мужских джинсов (на 30,49% и 30,72% соответственно). Увеличилась доля женских блузок и мужских брюк в общем товарообороте (29,098% и 29,06% соответственно). Продажа женских джинсов увеличилась на 28,33%. Продажа мужских свитеров выросла на 20,78%, но при этом удельный вес в общем товарообороте снизился на 0,39%. Возрос удельный вес мебели для детской комнаты на 4,04%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,65%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации женских юбок и мужских джинсов.
3.4 Товарные потоки на розничном предприятии «Superstar»
Таблица 2.6.
Источники поступления товаров в магазине «Colin”s»
Наименование поставщиков | Местоположение | Ассортимент товаров | Количество наименований продукции |
ИП Калашников Ф.П.. | г.Москва, ул. Петровская д.105, оф. 31 |
Одежда: Женская |
76 |
Мужская | 101 |
Договор заключается на самом предприятии, где обговаривают все условия (предмет поставки, условия поставки и расчет за товар, качества товара, цена товара, ответственность сторон, разрешение споров, срок действия договора и т.д.) подписывается в двухстороннем порядке. В магазине Colin’s только один поставщик с которым заключается договор о том, что товар берется под реализацию и деньги отдадут при продажи их товара с магазинной накруткой. Поставщик привозит товар, договорившись по телефону либо сами говорят, когда приедут следующий раз. Но как говорилось выше в магазине плохо проходит организация приемки по качеству. И руководителю магазина необходимо усилить контроль за качеством. За последние 10 лет серьезных нарушений со стороны поставщика не было, а со стороны магазина были неоднократные нарушения сроков оплаты за товар. Очень важную роль играют документы, удостоверяющие качество товаров. Стороны при заключения договора, определяют перечень документов среди них сертификат качества на товар, счет-фактура (паспорт на определенный товар), товарно-транспортная накладная.
3.5 Оценка динамики и структуры товарных запасов
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
1. время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
2. сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
3. несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
4. особенности территориального размещения производства;
5. условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином;
6. звенность товародвижения;
7. возможности для хранения товара и др.
Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Проведем анализ средних товарных запасов магазина «Colin’s» за 2008-2009гг. при определении средних товарных запасов необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней хронологической следующим образом:
где, З1, З2…Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
n – число дат, за которые взяты данные.
При использовании формулы средней хронологической плановые среднегодовые запасы рассчитывают следующим образом: к ½ норматива товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их норматив на первый, второй, третий кварталы и ½ норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре.
Итак, рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по ИП «Рипп М.А..» по формуле средней арифметической. Для этого составим таблицу 2.7.
Таблица 2.7.
Запасы магазина «Сolin’s» в поквартальном разрезе на 2008-2009гг.
дата | 2008год (сумма, тыс. руб.) | 2009год (сумма, тыс.руб.) |
1.01. | 836,3 | 658,2 |
1.04. | 1561,5 | 1798,9 |
1.07. | 1556,2 | 1888,1 |
1.10. | 1516 | 1806,8 |
31.12. | 658,2 | 898,5 |
Таким образом, средние запасы за 2008 год:
И средние запасы за 2009 год:
Таким образом, фактические среднегодовые товарные запасы больше плановых на 222,8 тыс. руб. (1568-1345,2). Их размер зависит от двух факторов:
1 от изменения объема товарооборота;
2 от ускорения или замедления товарооборачиваемости.
Наше торговое предприятие перевыполнило план товарооборота на 23,62% и за счет этого средние товарные запасы возросли на 317,736 тыс. руб. (1345,2*23,62/100).
Таблица 2.8
Анализ товарных запасов магазина «Colin’s» за 2008 – 2009г.
Показатель | 2008 год | 2009 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения (%) |
Товарооборот, руб. | 81728 | 101032 | 19304 | 123,6198121 |
Средние запасы, руб. | 1345,2 | 1568 | 222,8 | 116,5626 |
Товарооборачиваемость | ||||
в днях оборота | 5,925411 | 5,587141 | -0,33827 | 94,29119 |
в числе оборотов | 60,75528 | 64,43367 | 3,678395 | 106,0544 |
Запасоотдача | 60,75528 | 64,43367 | 3,678395 | 106,0544 |
Запасоемкость | 0,016459 | 0,01552 | -0,00094 | 94,29119 |
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:
или
Где Утз - уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ - товарный запас (тыс. руб.);
Тодн - однодневный товарооборот (тыс. руб.);
Т - объем товарооборота (тыс. руб.);
Д - количество дней.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующей формуле:
Где Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов;
Т - товарооборот за определенный период (руб.);
ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.)
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.
Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров.
Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.
Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов.
Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками.
Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических расчетов, также этот метод применяется и на предприятии ИП «Рипп М.А.». Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов.
Данные таблицы свидетельствуют о преимущественном росте товарооборота над ростом объема товарных запасов (123,6198121% и 116,5626% соответственно). В результате правильного соотношения ресурсов и результатов произошло повышение скорости реализации. Товарооборачиваемость в числе оборотов увеличилась с 60,75528 тыс. руб. до 64,43367 тыс. руб., то есть на 3,678395 тыс. руб. оборота. Запасоотдача показывает величину товарооборота на средние запасы. Абсолютное увеличение этого показателя составило 3,678395 тыс. руб. Это означает, что товарооборот на каждый рубль запаса повысился на 3,678395 тыс. руб. Запасоемкость обратная величина запасоотдаче, и она показывает, сколько приходится запаса на рубль товарооборота. Запасоемкость уменьшилась на -0,00094%.
Таким образом, увеличение запасоотдачи и сокращение запасоемкости свидетельствует об эффективном формировании запасов.
Анализ товарных запасов проводят также в разрезе отдельных товарных групп. Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому предприятию характеризуются данными таблицы 2.9
Таблица 2.9.
Анализ товарных запасов магазина «Colin’s» за 2008-2009г.г. по товарным группам
Товарные группы одежды |
2008 год Сумма, руб. |
2009 год Сумма, руб. |
отклонение | Темп отклонения |
1 Женская: блузки | 182,2 | 230,5 | 48,3 | 126,50933 |
юбки | 122 | 158 | 36 | 129,5082 |
джинсы | 312 | 365 | 53 | 116,9872 |
2 Мужская: брюки | 159 | 173 | 14 | 108,805 |
свитера | 214 | 249 | 35 | 116,3551 |
рубашки | 257 | 280,5 | 23,5 | 109,144 |
джинсы | 99 | 112 | 13 | 113,1313 |
итого | 1345,2 | 1568 | 222,8 | 116,5626 |
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли запасы женских юбок (29,5082%) и юбок – на 26,50933%. Запасы женских джинсов увеличились на 53 тыс. руб., что составляет 16,9872% и мужских свитеров (с 214 тыс. руб. до 249тыс. руб., что составляет 16,3551%). Увеличилась доля запасов мужских брюк, мужских рубашек и джинсов (на 8,805%, 9,144% и 13,1313% соответственно).
По всем группам товаров фактические товарные запасы в сумме за отчетный год значительно выросли на 116,5626%. На данное явление незначительно повлияло улучшение работы предприятия, это увеличение связано в основном с повышением розничных цен на товары.
Итак, рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам. Увеличение средних запасов привело к замедлению товарооборачиваемости. В магазине «Colin’s» произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств.
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждому предприятию, а внутри их – в разрезе структурных подразделений. Выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы их оптимизации, ускорения времени обращения товаров.
Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т. п. по данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазине. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций и выставок-продаж.
3.6 Составление плана деятельности на 2010 год
Для осуществления непрерывного процесса торговли необходимы определенные запасы товаров. Они должны постоянно находиться на рынке, т. е. на складах производственных предприятий, на оптовых базах и в розничной торговой сети.
В запасах товаров вложена значительная сумма оборотного капитала. Поэтому для повышения эффективности его использования важно создавать обоснованные размеры товарных запасов, соблюдая необходимые пропорции между их объемом и товарооборотом. Резкое уменьшение товарных запасов не дает возможности торговому предприятию оперативно реагировать на изменения спроса. В рыночных условиях отдельные предприниматели могут извлечь из создавшегося положения (наличия неудовлетворенного спроса) выгоду путем повышения цены. Однако, как правило, недостаток запасов влечет за собой снижение суммы реализации товаров, «потерю» покупателей, и влияет на конкурентоспособность торгового предприятия (магазина).
Чрезмерные запасы влияют на качество товаров, требуют для их скорейшей реализации, снижения цен. Они отвлекают дополнительные оборотные средства, замедляя их оборачиваемость, увеличивают расходы по оплате процентов за кредиты. В итоге ухудшается платежеспособность и финансовое состояние потребительского общества.
Следовательно, одна из сложнейших задач экономической и коммерческой служб, предпринимательской деятельности поддержание запасов в нормальном состоянии, исходя из нормальных изменений спроса. При этом не надо учитывать случайные изменения спроса, ажиотажный спрос и т. д. Немаловажную роль для решения этой задачи играют опыт предпринимателей, их квалификация и интуиция, умение предвидеть поведение покупателей.
Для характеристики состояния товарных запасов используются следующие показатели:
Уровень запасов, отражающий обеспеченность торговой сети товарами на определенную дату. Он рассчитывается как отношение суммы запаса к однодневному обороту предстоящего периода.
Пример. Запасы товаров по универсальному магазину на 1 июля составили 24 млн. руб. Товарооборот на III квартал намечен в сумме 45 млн. руб.
Однодневный оборот равен 0,5 млн. руб. (45 млн руб : 90 дней), а запас на 1 июля составляет 48 дней (24 млн. руб.: 0,5 млн. руб.). Это значит, что имеющиеся в магазине запасы обеспечивают предстоящий в III квартале товарооборот в течение 48 дней (если предположить что они будут полностью реализованы и нового поступления товаров не будет).
Организация и частота завоза товаров. Чем чаще поступают товары в магазин, тем с меньшими запасами можно осуществлять торговое дело и наоборот. Эта частота зависит от местонахождения, транспортных условий, объема товарооборота магазина. Чем ближе расположены производственные предприятия и оптовые базы к районам потребления, тем чаще магазины могут завезти тот или иной товар, тем меньше времени и средств затрачивается на их доставку. Предпринимателям и коммерсантам приходится постоянно решать задачу выбора партнеров для заключения контрактов на закупку товаров.
Налаживание непосредственных связей с производственными предприятиями приносит определенный эффект: можно влиять на ассортимент, выпускаемой продукции, обойтись без посредников, а значит, без дополнительных надбавок к цене, идущих в пользу каждого посреднику. Все это позволяет торговому предприятию продавать товары дешевле по сравнению с теми конкурентами, которые пользуются услуга ми Посредников. Вместе с тем такие прямые связи нередко связаны с необходимостью увеличить количество одновременно закупаемых товаров (дальность перевозок, специализация производственных предприятий и т. п.), что ведет к росту запасов.
При закупке товаров на оптовых базах, которые, как правило, приближены к розничной торговой сети и занимаются оптовой торговлей широким ассортиментом товаров, создаются условия для увеличения периодичности завоза товаров и уменьшения их запасов.
Следовательно, необходим комплексный экономический расчет выгодности выбора отдельных поставщиков. При этом целесообразно в совокупности учесть: транспортные расходы, договорную цену, затраты на содержание запасов и в конечном итоге прибыль от реализации товаров.
Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. При этом между данными показателями существует прямая взаимосвязь:
где Nтз.дн. – норма товарных запасов в днях оборота;
ТЗпл. – плановая сумма товарных запасов, руб.
Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов.
Произведем планирование товарных запасов методом удельных приращений, в основе которого лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.
,
где L – коэффициент соотношений товарного запаса и розничного товарооборота.
Преобразовав эту формулу, получим:
3.7 Основные предложения по улучшению деятельности предприятия
Для увеличения оборота розничной торговли необходимо привлекать долгосрочные заемные средства. Нужно также провести анализ основных средств предприятие с целью выявления зданий, сооружений, оборудования, которые могут быть реализованы или сданы в аренду. Это позволит провести дополнительные финансовые вливания в процесс производства. Также необходимо провести анализ запасов предприятия, их величина ежегодно снижалась. Наиболее безрисковым способом, пополнения источников формирования запасов, следует признать увеличение реального собственного капитала за счет накопления нераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли после налогообложения в фонды накопления, при условии роста части этих фондов, не вложенной во внеоборотные активы. Другим способом увеличения оборота розничной торговли является увеличение размера заемных источников средств через привлечение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. При этом основные фонды, учитывая их величину, могут быть использованы в качестве залога по кредиту. Для повышения финансовой устойчивости предприятия нужно увеличить собственный капитал, снизить внеоборотные активы (продажа основных средств) и сократить величину запасов до оптимального уровня. Сократить дебиторскую задолженность, требовать предоплату за изготовленную продукцию и произведенные услуги, подать иски в суд для возврата дебиторской задолженности. Произвести сокращения в штате работников. Оставить тех чье образование соответствует выполняемой ими работе, у кого высокая производительность труда. Обеспечить покрытие собственными оборотными средствами материальные запасы предприятия. Для этого нужно увеличить собственные источники средств или снизить внеоборотные активы за счет продажи или сдачи в аренду основных средств, можно уменьшить запасы предприятия продав их на сторону, чтобы не привлекать дополнительные средства со стороны. Повысить рентабельность продукции. Для этого нужно увеличить прибыль от реализации продукции и снизить себестоимость продукции. Прибыль от реализации можно увеличить путем повышения цен на производимую продукцию и увеличения объема реализации. Себестоимость можно снизить путем сокращения затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, топлива, за счет боле полного использования производственных мощностей.
Таблица 2.10.
Расчет норматива товарного запаса на конец 2010 года
Год | Товарооборот | Тов. запас | Коэф. Lэ |
2007 | 67353 | 1456,2 | 31,49 |
2008 | 81728 | 1345,2 | 22,14 |
2009 | 101032 | 1568 | 24,34 |
Базисный темп изменения коэффициента L, % 77,29 | |||
Среднегодовой темп изменения коэффициента L, % 87,92 | |||
2010 год | 123739,954 | 1627,1 | 21,39 |
На основе таблицы 2.10 коэффициент L на планируемый год составит:
Lпл. = 24,34 * 87,92 / 100 = 21,39
ТЗпл. = = 1627,1 тыс. руб.
Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарные запасы торгового предприятия должны увеличиться на 59,1 тыс. руб., что составляет 3,8 % от суммы товарных запасов 2009 года.
Заключение
Прохождение преддипломной производственной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области экономики.
Во время её прохождения будущий экономист применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.
Основными задачами производственной практики являются:
- получение практического опыта работы в качестве экономиста.
- улучшение качества профессиональной подготовки.
- воспитания специалиста в духе уважения к экономической деятельности.
- закрепление полученных знаний по общим и специальным экономическим дисциплинам.
- проверка умения студентов пользоваться законодательством, правовыми актами которые обязательно нужны в экономике.
Я освоила некоторые тонкости применения норм Российского права на практике в области экономики, поняла, как работают некоторые законы, подзаконные акты, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности.
Практическая деятельность мне помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы экономиста. В частности, я научилась составлять некоторые виды экономических документов, анализировать их содержание и их форму. В процессе прохождения практики мне пришлось плотно столкнуться с вопросами анализа финансово – хозяйственной деятельности торгового предприятия. В ходе выполнения данной работы консультировалась с главным экономистом и руководителем практики Гуглеровой Еленой Владимировной – управленческим директором
Я еще раз убедилась, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Без которых я бы не поняла экономической деятельности.
Список использованных источников:
1 Устав магазина «Colin’s»
2 С.Б. Барнгольц. - Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия: М.:Финансы и статистика, 1986. – 401 с.
3 М.И. Баканова.– Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.
4 В.К. Скляренко, В.М. Прудников. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.-528 с.
5 И.В. Сергеев. – Экономика организации (преприятия): учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 576 с.
6 Л.Т. Гиляровская. – Экономический анализ: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 615 с.
7 Д.Д. Балдоржиев. – Экономическа я теория: Учеб. пособие для вузов. – Смоленск, Смоленский регион IPA, 2002. – 400 с.
8 Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 215 с.
9 Валевич, Р. П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. Минск : Высшая школа, 2002. – 339 с.
10 Гиляровский, Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / Л. Т. Гиляровский, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2006 – 360 с.
11 Ефимова, О. В. Финансовый анализ : учеб. пособие / О. В. Ефимова – М. : Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с.
12 Иванов С. Г. Экономика торговли: учеб. пособие / С. Г. Иванов. – М. : Академия, 2004. – 144 с.
13 Ковалев, В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения) / В.В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 432 с.
14 Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л. И Кравченко. – М.: Новое знание, 2003. – 526 с.
15 Социальное развитие предприятия: учеб. пособие / под ред. Волгина Л. А. - М. : КНОРУС,2006.-544с.
16 Экономика торгового предприятия/ под ред. А. И. Гребнева. М. : Экономика, 2000. – 337 с.
17 Экономика предприятий торговли: учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. Л. Александрова. – Красноярск: Красноярский государственный торгово-экономический институт, 2002. - 456 с.