Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы по экономике
СТУДЕНТКИ ГРУППЫ 9832
Кулинич Виктории
Вопрос.
Перечислите причины и условия рыночных отношений.
Ответ.
Рыночная экономика обеспечивает удовлетворение интересов всех членов
общества посредством наиболее эффективного экономического механизма. Она
возникла в результате общественного разделения труда и зависит от
обособленности товаропроизводителей. Также возникновение и развитие
рыночных отношений в связи с эволюцией форм организации общественного
производства (экономических систем). Основными этапами и формами
организации общественного производства являются натуральное хозяйство,
простое товарное хозяйство, капиталистическое товарное хозяйство, командная
экономика и смешанная экономика. Каждый способ организации общественного
производства характеризуется темя группами элементов:
- стимулами экономической деятельности;
- совокупностью социальных, юридических и институциональных элементов:
режимом собственности, статусом труда, ролью государства;
- техникой, совокупностью материальных способов, с помощью которых
получают и трансформируют блага.
Вопрос.
Почему рыночная экономика считается более эффективной, чем командная?
Ответ.
Рыночное хозяйство – это общественная форма организации экономики,
которая обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением
посредством рынка. Рынок – это совокупность условий, благодаря которым
покупатели и продавцы товара ( услуги) вступают в контакт друг с другом с
целью покупки или продажи этого товара ( услуги), а также совокупность
актов купли-продажи, т.е. торговых операций. Благодаря здоровой
конкуренции каждая из сторон добивается наибольшей выгоды для себя.
Командная (централизованная) экономика сформирована в результате
насильственного свержения капитализма, национализации средств производства
и полного огосударствления экономики. Стимулы – на место экономического и
социального неравенства капитализма и колебаний рынка поставить равенство и
экономическую стабильность (относительное удовлетворение потребностей
населения). Юридическая и социальная организация характеризуется
коллективной собственностью на средства производства, государство берет на
себя управление производством и распределяет совокупный продукт с тем,
чтобы обеспечивать равновесие между производством и спросом. Структура
производства ориентирована не на потребителя, а на интересы государства.
Вопрос:
Закон спроса, кривая спроса, неценовые факторы.
Ответ:
Закон спроса – обратная зависимость между ценой товара и величиной
спроса на него на любом рынке, при прочих равных условиях : QD=f(P).
Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения при ее
повышении.
Зависимость QD от P, представленная в виде графика, называется кривой
спроса.
[pic]
Спрос – DD, величины спроса – А, В, С.
Изменение величины спроса происходит в результате изменения цены товара и
показывается на графике перемещением точки по кривой спроса. Изменение
спроса, происходящее в результате действия неценового фактора, называется
сдвигом кривой спроса.
На рыночный спрос влияет ряд неценовых факторов:
- Денежные доходы потребителей и их изменение. Если доходы увеличиваются
сдвиг кривой спроса вправо из положения DD в положение D1D1 , если
доходы уменьшаются, то кривая спроса сместится влево в положение D2D2
.
- Вкусы, предпочтения, реклама (летом спрос на прохладительные напитки
увеличивается, кривая спроса сдвигается вправо, зимой спрос снижается,
кривая спроса – влево).
- Цены на взаимосвязанные товары – взаимозаменяющие (субституты) и
взаимодополняющие (комплементы). При увеличении цены на товар А , а
цена товара В остается прежней, кривая спроса товара В сдвинется
вправо. Если цена на товар А снизится, то кривая спроса В сдвинется
влево.
- Инфляционные ожидания или предполагаемые изменения будущих цен. Если
ожидается увеличение цен на товар А, то кривая спроса сдвинется
вправо, т.к. последуют закупки впрок.
- Численность населения. Увеличение населения ведет к росту
потенциальных покупателей на рынке.
Вопрос:
Закон предложения, кривая предложения, неценовые факторы.
Ответ:
Предложение – это количество товаров, которое может быть представлено
к продаже по установившимся ценам в течение определенного периода времени.
Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая
выражает закон предложения QS=f(P). Зависимость QS от P, представленная в
виде графика, называется кривой предложения.
[pic]
Изменение величины предложения в результате изменения цены товара,
графически изображается движением вдоль кривой предложения SS по точкам А,
В, С. Изменение предложения, происходящее в результате изменения неценового
фактора, показывается сдвигом кривой предложения SS. В случае увеличения
предложения – сдвигом кривой SS вправо, в случае уменьшения – влево.
Неценовые факторы:
- Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства
и увеличит предложение, т.е. кривая предложения сместится вправо от SS
к S1S1 . Повышение цен увеличит издержки и сократит предложение,
кривая сместится влево - положение S2S2.
- Технология производства. НТП приводит к снижению затрат на
производство, росту производительности труда и увеличению объемов
выпускаемой продукции, т.е. к росту предложения товара на рынке.
- Налоги и дотации. Повышение налогов удорожает производство и сокращает
предложение. А субсидии снижают издержки и увеличивают предложение
товара.
- Цены на другие товары.
- Инфляционные ожидания. Ожидание изменения цены на товар влияет на
желание производителя увеличить или сократить поставки на рынок.
- Число продавцов. Чем больше поставщиков, тем больше рыночное
предложение.
Вопрос:
Цена рыночного равновесия. Дефицит и избыток.
Ответ:
Конфликт интересов в условиях конкурентного рынка разрешается
автоматически путем колебаний цен и уравновешивания объемов спроса и
предложения. В результате устанавливается рыночное равновесие, которому
соответствует равновесная цена.
[pic]
DD – функция спроса от цены
SS – функция предложения от цены
В точке Е достигается равенство QD = QS
Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения
товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Если покупатели и продавцы ориентируются на реальную рыночную цену
ниже равновесной, т.е. Р1(РЕ . Тогда величина спроса QD окажется больше
величины предложения QS , т.е. товар станет дефицитным. Т.к. будет
сокращаться потребление этого товара, покупатели предпочтут заплатить за
него более высокую цену. В результате избыток спроса (дефицит) QD- QS будет
оказывать повышающее давление на цену Р. Более высокая цена побудит
производителей увеличить производство товара. Т.о. произойдет движение
вверх по линии спроса и по линии предложения, пока они не уравняются.
Если реальная рыночная цена будет выше равновесной, т.е. Р1(РЕ . При
такой цене величина спроса QD будет меньше величины предложения QS . В этом
случае возникает избыток предложения этого товара и производители
предпочтут несколько снизить цену, чтобы поощрить покупателей потреблять
больше. В результате избыток предложения QS- QD будет оказывать понижающее
давление на цену Р. Производители начнут сокращать выпуск этого товара, и
произойдет движение вниз по линии спроса и по линии предложения, пока цена
опять не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и
предложения равны. Равновесие на рынке свободной конкуренции стремится к
устойчивости, а любое отклонение от положения равновесия приводит в
действие силы, которые возвращают рынок в данное положение.