Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки
Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с птицами по
произведениям Виталия Бианки
Волгоград 2004
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Особенности знакомства детей с птицами по произведениям В. Бианки…4
Заключение…………………………………………………………………….9
Список использованной литературы………………………………………..10
Приложение 1…………………………………………………………………11
Приложение 2…………………………………………………………………16
Приложение 3…………………………………………………………………19
Введение
Актуальность. Экологическое воспитание — это новое направление
дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с
природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего
к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и
животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром
противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как
в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием
дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно
формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы
отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии
тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и
животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое
рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой
основе правильных форм взаимодействия с ним.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей
любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно
распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Литература представляет богатый материал, на основе которого можно
воспитывать подрастающее поколение. Произведения Виталия Бианки отличаются
яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно
воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы
и особенности.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным
источником обогащения речи становится текст художественного произведения,
который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается
речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги
с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать
элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.
Цель изучение знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами
по произведениям Виталия Бианки.
Задачи:
1. Раскрыть особенности знакомства детей с птицами на примере
произведений В. Бианки
2. Разработать план мероприятий знакомства детей старшего дошкольного
возраста с птицами по произведениям В. Бианки
3. Разработать тематический план
Особенности знакомства детей с птицами
по произведениям В. Бианки
Основные занятия о птицах и сведения об уходе за ними дети получают
во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с
птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению
за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по
наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес
детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя
длительными наблюдениями[1].
Знания о птицах дети получают и на прогулке, во время систематических
наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают
самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц,
сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие
дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них
(особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет
положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим
заботиться о них.
Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и
выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.
Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно
часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение
для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте
проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно
устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро
становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.
Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.
Для того чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому
знать об окружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в
городских лабиринтах, с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц
способные "узнать в лицо" разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как
нельзя, кстати, придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки. Во-
первых, потому что они составляют целую, хотя и компактную, энциклопедию
лесного мира.
Во-вторых, написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как,
собственно, следует беседовать с детьми, чтобы им все было интересно и
ясно, и при этом ни на миллиметр не отступало бы от научной истины.
Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой
"Лесной газеты", а с небольших сказок-несказок В.Бианки (так сам автор
называл свои произведения).
Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе
которого можно проводить систематическое знакомство детей с птицами.
Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) - русский писатель.
Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-
орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл
своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической
науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических
заметок.
Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью
прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем
«разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему
одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой.
Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923).
Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали
сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных
наблюдений и юмора.
Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих
уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям
на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную
газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?»,
«Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — в основе всех лесных сказок,
рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над
жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к
самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых
мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о
ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.
Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их
друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать
какую-нибудь птичку.
На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные,
этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках,
среде обитания птиц.
Наверное, все помнят детскую сказку Виталия Бианки «Чей клюв лучше», где
разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока
неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим
образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. На основе этой
сказки можно познакомить детей среднего дошкольного возраста со строением
птицы.
Прежде всего педагогу необходимо знать, что клюв — важнейшая
характеристика птиц как особого класса позвоночных животных (класс Aves),
причем именно разнообразие клювов (их костной основы и связанных с ней
роговых и мягких структур) ложится в основу систематического подразделения
птиц на отряды, семейства и роды. Более того, выделение двух подклассов
современных птиц — древненебных (страусы и их родственники) и новонебных
(все остальные) также основано на внутреннем строении клюва, а именно на
характере сочленения костей, слагающих твердое небо. Размеры клюва нередко
являются важными характеристиками и мелких систематических подразделений —
видов и подвидов[2].
Клюв определяет не только положение птицы в системе, но и ее «профессию».
Клюв прямым образом связан с условиями и способами питания и даже со
способом проглатывания добычи.
Один вид клюва позволяет нам сразу же сказать, какой корм, где и каким
образом добывает счастливая обладательница данного «оружия» и
«инструмента». И оружия и инструмента одновременно, поскольку клювом птица
захватывает добычу и умерщвляет ее, а также может совершать им
разнообразные манипуляции — от сбора веток и травинок и почесывания перьев
на голове партнера до тонких движений по вплетению травинок в стенку
гнезда. Клюв — и орудие нападения, и орудие защиты при нападении врагов.
Только хищные птицы и совы сперва хватают добычу лапами; их же используют
куриные птицы и страусы для расчистки почвы и листвы при поиске червей и
личинок насекомых (вороны, если вы замечали, делают это клювом). Длинные
клювы характерны для птиц, выхватывающих пищу из воды или выбирающих ее из
мягкого субстрата (пеликанов, аистов, цапель, ибисов, куликов). В то же
время у ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой (пингвинов, чистиковых,
бакланов), клюв не длинный, зато снабжен роговыми зубчиками или крючком на
конце, чтобы лучше удерживать скользкое тело жертвы. Удлиненный клюв
характерен также для птиц-«сосальщиков», питающихся цветочным нектаром
(колибри, медососы, нектарницы), и птиц, вытаскивающих насекомых из узких
щелей в стенках скал или коры деревьев (стенолаз, пищухи, удод). Конечно,
одного клюва здесь мало и большую помощь этим птицам оказывает не менее
длинный подвижный язык, который действует, как трубочка для насасывания
сока или липучка наподобие выбрасывающегося языка хамелеона.
У настоящих хищников (ястребиные птицы, сокола, совы) клюв сильный, но не
длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу.
Относительно крючковатый клюв и у воробьиных хищничающих птиц, например у
сорокопутов. Птицы, охотящиеся на мелких насекомых в воздухе, обычно имеют
небольшой приплюснутый клюв с широким разрезом рта, уходящим за линию глаз
и окаймленным твердыми щетинками. Все вместе это действует наподобие сачка.
Таков клюв у ласточек, стрижей и козодоев. У дятлов, долбящих клювом стволы
деревьев, «инструмент» крепкий и долотообразный. Соответственно, особым
образом укреплен череп. Удар происходит по принципу молотка. Дятел
отклоняется от дерева за счет упора хвоста и лап, затем бьет, используя
энергию рычага. Клювом дятлы расчищают себе дорогу к пище — спрятанной
внутри ходов в древесине крупной личинке дровосека, а захватывают ее
длинным липким языком. У специалистов по вылущиванию семян из шишек,
каковыми являются клесты, надклювье и подклювье крестообразно скрещены. У
зерноядных воробьиных птиц, например, дубоносов, вьюрков и овсянок, клюв
короткий, широкий и высокий, а небо имеет особые борозды и валики для
раскусывания и перетирания семян. Бывает, что две половинки клюва
используются его хозяином как разные инструменты.
Как видим, даже при самом общем рассмотрении вопроса нельзя не увидеть
соответствия между способом кормления птицы и строением ее клюва. Всем
известная утка кормится в воде, опуская клюв в воду и совершая частые едва
заметные движения челюстями. Что она, собственно, делает? Присмотримся к
плоскому утиному клюву. Вдоль разреза «рта» видны ряды мелких пластинчатых
зубчиков. Такими же зубчиками усеяны края большого мясистого языка. Зубчики
надклювья, подклювья и языка образуют единый цедильный аппарат наподобие
«китового уса». Язык работает как поршень, которым утка засасывает внутрь
воду, а затем, сомкнув челюсти, выжимает тем же языком воду как бы сквозь
сито зубчиков. На поверхности «сита» в массе остаются мельчайшие
планктонные организмы — одноклеточные водоросли, дафнии и прочие крошечные
рачки и растительные остатки, которые и не видны невооруженным глазом. Так
утка «из ничего», из, казалось бы, «пустой» воды, добывает пропитание,
наращивая массу и получая энергию для поддержания жизнедеятельности.
Гуси — наиболее травоядные из всех птиц. Они в основном щиплют молодую
траву, особенно нежные побеги осок по кромке водоемов. У аистов и цапель
клюв длинный, с особенно сильным подклювьем. Таким длинным клювом в
сочетании с длинной шеей и ногами, позволяющим вознестись для хорошего
обозрения над поверхностью кормового субстрата, удобно выхватывать добычу
как из воды, так и из зарослей травы. Аисты предпочитают медленно бродить
по мелководью, сырому лугу и даже пашне, разыскивая добычу и схватывая ее
своим сильным клювом. Добычей может быть мелкая рыбешка, лягушка, ящерица и
даже мышь. Есть птица, которая использует длинный клюв подобно дротику,
пронзая им рыбу насквозь. Такова змеешейка. В соответствии с названием, эта
тропическая птица напоминает баклана с очень длинной гибкой шеей и с
цаплевым клювом.
Кулики — это поразительное разнообразие клювов, коротких и длинных,
загнутых вверх, вниз и даже, как только что упоминалось, вбок. Длинные и
изогнутые книзу клювы у кроншнепов — самых крупных куликов мира. Еще более
изогнут, серпом, «инструмент» серпоклювов, гнездящихся по галечниковым
берегам горных речек Памира. У близких кроншнепам веретенников клювы
длинные и прямые. Веретенники и кроншнепы живут на моховых болотах,
временно заливаемых приморских лугах (маршах) и даже в сухой травянистой
степи. Также длинные и прямые клювы у лесного кулика вальдшнепа и его
кузенов — бекасов и дупелей, живущих у лесных болот и на влажных лугах. Все
эти кулики зондируют почву клювом, конец которого, с одной стороны,
чувствителен к копошащимся в почве личинкам и червям, а с другой — обладает
некоторой пластичностью и может приоткрываться, чтобы ухватить найденную в
мягком субстрате добычу. Невелики клювы у зуйков, полюбивших песчаные
берега рек и морских побережий. Это собиратели, которые не могут проникнуть
клювом глубоко в песок и более полагаются на свои глаза и ноги — им
приходится активно передвигаться по субстрату. Некоторые из куликов «шарят»
своим клювом, переворачивая в поисках червей и рачков камешки на литорали.
Их так и называют — камнешарками. Небольшие кулики плавунчики — большие
оригиналы. Они плавают, подобно уткам, и кормятся на воде. Но клювы у них
не плоские, с «ситом», а тонкие, шиловидные. Степенно процеживать воду они
не могут, приходится без конца вертеться на воде, чтобы склевывать
сдуваемых на нее ветром летающих насекомых[3].
Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений
В. Бианки.
Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе».
Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические
произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка
домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них
(Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также
повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки,
1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь,
1945 и др).
Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России,
Северу. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже
написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до
самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная
газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957),
ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для
детей.
В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью
парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались
писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии
«Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов,
мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе
А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».
За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок,
повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические
заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были
изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки
мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг:
«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были
доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых,
сохранивших в душе ребенка».
Вот несколько изданий, которые можно найти или в книжных магазинах,
или в библиотеках:
Бианки В.В. Лесные домишки / Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза, 2000. —
127 с.: ил.
Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 1998. — 10
с.: ил. — (Семицветик).
Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.:
РОСМЭН, 1996. — 86 с.: ил. — (Художник Е.Чарушин — детям).
Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 1999. —
79 с.: ил.
Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.:
Дет.лит., 1990. — 11 с.: ил.
Одно из самых удивительных свойств книг В.В.Бианки состоит в том, что
они не только, как бы это сказать, расширяют кругозор. Нет. Они учат
смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес, в поле, даже на
болото. И если вы поддадитесь этому искушению, и подарите себе пусть
маленькое (пока) лесное путешествие, то это сможет стать самым главным
открытием для вашего ребенка.
Заключение
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического
воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно
рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется,
поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном,
виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.
Литература способствует умственному развитию детей, их логическому
мышлению и речи.
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в
экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о
единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение,
фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал,
заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
Список использованной литературы
1. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию
старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва,
«Просвещение», 1993 г.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления
с природой», Москва, «Просвещение», 1978 г.
4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений
личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
5. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского
сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985
6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей»,
Москва, «Новая школа», 1993 г.
7. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-
Запад, 1993. – 446 с.
8. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя/ Сост. В. Волина. – М.:
Просвещение. 1991. – 368 с.
9. Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. — №
3. — С. 34—39.
Приложение 1.
1. Тема: В. Бианки «Первая охота»
Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности,
развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.
Ход занятия
1. Чтение сказки «Первая охота».
2. Беседа и обсуждение.
Вопросы:
- Какие звери попадались Щенку на охоте?
- С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?
- Почему Щенок не узнал Выпь? Где она спряталась? (в камышах)
- Почему Щенок не увидел Удота? Как выглядит Удот? На что он похож? (на
пестрый лоскут)
- Куда спряталась Вертишейка? Почему испугался Щенок?
- Каких птиц вы еще знаете?
- Ребята, хотите нарисовать птиц, которых встретил Щенок?
3. Рисунок по теме. Обсуждение работ.
4. Физкультминутка.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногою, Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левой ногой.
Вот тогда придешь домой.
5. Викторина
Загадки про птиц
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его …(скворец)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это … (снегири).
И в лесу, заметьте дети,
Есть лесные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши: прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(соловей)
Верещунья, белобока,
Изовут ее … (сорока).
Не царь, а в короне, не всадник,
А со шпорами (петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь)
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?.. (цапля)
2. Тема: В. Бианки «Лесные домишки»
Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе,
наблюдательность, развивать память, речь, мышление.
Ход занятия
1. Введение в тему.
–Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка?
(гнездо)
– Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем
это из рассказа Виталия Бианки.
2. Чтение рассказа «Лесные домишки».
3. Обсуждение. Вопросы:
- Расскажите как потерялась Ласточка-береговушка?
- С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?
- Где живет Зуек? (в камнях)
- Какой домик у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик
Береговушке? Почему?
- Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)
- На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)
- Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)
- Где жила Пеночка? (в шалашике в траве?) Почему не осталась у ней
Береговушка?
- Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)
- Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)
- Нашла ли Береговушка свой домик?
- Где находился домик Ласточки-Береговушки?
- Ребята, чей домик вам больше всего понравился?
- Чей домик вам показался самым удивительным?
- Хотите нарисовать птичек и их домики?
4. Нарисуйте Береговушку и ее домик или любой другой домик
понравившейся птички.
5. Чтение разучивание стихотворения В. Бардадыма «Ласточка»
Ласточка
- Спой мне ласточка, - прошу,
А она в ответ:
- Спешу! –
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула
Целый день забот полна –
Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю. –
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
- Спой мне ласточка, прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Собираю в путь семью,
Возвращусь весной - спою.
3. Тема В. Бианки «Мастера без топора»
Цель: Продолжать знакомить детей с птичьими домиками, развивать
память, мышление.
Ход занятия.
1. Ребята на прошлом занятии мы узнали много интересного про птичьи
домики, кто помнит, где живут птицы?
- А где жила Ласточка – Береговушка? Как вы думаете, почему ее так
звали?
2. - Кто хочет рассказать стихотворение про ласточку? (чтение
стихотворения)
3. Чтение Рассказа В. Бианки «Мастера без топора».
4. Беседа по вопросам.
- Ребята, что нового вы узнали про птичьи домики?
- Вьет ли гнездо Козодой?
- Из чего делает гнездышко Ремез – синичка? (из пуха)
- Из чего домик у Ласточки-Касаточки? (из глины)
- Опишите домик Дрозда. (снаружи зеленым мхом украшено, внутри – как
чашечка, гладкое).
- Какое гнездо у орла?
5. Ребята, отгадайте загадку:
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу (дятел)
- Какой домик у дятла?
- Ребята, кто хочет нарисовать дятла?
6. Выполнение аппликаций по теме. Обсуждение работ.
7. Разучивание скороговорок:
Дятел лечит древний дуб,
Добрый детел дубу люб.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
8. Физкультминутка
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
9. Переход к игре
Игра «летает не летает». Педагог называет птиц, дети машут руками,
если птица летает:
Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, страус и т.п.
4. Тема: В. Бианки «Чей нос лучше»
Цель: в продолжении темы «Знакомство со строением птицы» можно
прочитать рассказ «Чей нос лучше».
Оборудование: изображения птиц, встречающихся в рассказе.
1. Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у
человека - нос, а у птицы - (клюв).
2. Чтение рассказа.
3. Беседа. Вопросы:
- Как называется нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?
- Чей клюв вам показался самым удивительным?
- Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.
- Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (расщелкивать орешки,
шишки). Покажите Дубоноса.
- Какой клюв у Клеста-Крестоноса?
Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого
русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать,
стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто
сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их
передняя часть тоже сжата, сдавлена).
Для чего Бекасу-Долгоносу длинный и прямой клюв? (козявок из тины
доставать)
- Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху) Зачем ему такой
клюв? (в воде живность поддевать).
- Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (чтоб червяков и
букашек из травы доставать)
- Какой нос у Широконоса? (толстый как лопата)
- В чем особенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (клюв и сетка и глотка)
- Какой клюв у Пеликана?
- Что делает своим клювом Дятел?
- Что стало с Мухоловом?
- Ребята, кто кочет разукрасить понравившуюся птицу?
4. Разукрашивание птиц карандашами.
5. Закрепление материала.
Педагог рассматривает готовые работы и спрашивает: «Что это за
хорошая птичка получилась у тебя, Петя?».
- Ребята, как вы понимаете пословицу:
Красна птица пером, а человек умом?
7. Физкультминутка
Белые лебеди,
Лебеди летели
Инна воду сели.
Сели посдели,
Снова полетели.
10. Переход к игре «Лиса и птицы». Правила: Выбирается лиса, остальные
дети - птицы.
Считалка
Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем.
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать!
Приложение 2. Праздник «Птицы – наши друзья»
Оборудование: кормушки разных видов; книги о птицах; грамзапись "Голоса
птиц"; иллюстрации птиц; набор открыток "Птицы русского леса".
Ведущий 1. Ребята, отгадайте загадки, и тогда мы узнаем кто сегодня к нам
пожаловал в гости:
1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
2. На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу...
3. Верещуньи, белобока,
И зовут ее ...
4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: "Тень-тень!"
Угадай-ка, что за птица?
То веселая ...
5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и ...
Ребята угадывают, на сцену выходят 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сорока. 4.
Синица. 5. Совы.
Ведущий 2. Кто же это?
Дети. Птицы.
Мальчик, одетый в костюм дятла, встает и проходит перед ребятами, давая
возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.
Ведущий . Кто вы?
Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ведущий . Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети. Это дятел.
Дятел. Правильно, ребята! Я дятел.
Ведущий . Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие
красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас
говорят: "Дятел – лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас
складывают загадки.Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает
себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и
насекомых, живущих в коре и древесине. Как внимательный врач, дятел
осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево
заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко
узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач,
он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат
домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы,
мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.
Ведущий: Дятел, что ты нам принес?
Птицы отвечают: Лесную телеграмму.
Ведущий 2. Давайте послушаем, что это за телеграмма.
Звучит грамзапись "Голоса птиц".
Звучит запись голоса синицы.
Ведущий . Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою
песенку: "Синь-синь-синь"? И как будто повторяет, прислушайтесь...
Девочка, одетая в костюм синички, встает и говорит: "Скинь кафтан, скинь
кафтан".
Ведущий 1. Ребята, вы ее узнали?
Дети. Это синица.
Синица. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый
черный клюв.
Ведущий . Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она
питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада.
Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто
прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они
несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать
для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать
и кусочки сала.
Ведущий 1. Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
Кто это?
Ребенок, одетый в костюм снегиря, проходит по сцене.
Снегирь. Я снегирь. Прилетаю я из более холодных мест.
Ведущий Посмотрите, какой у снегиря толстый черный клюв. Им он вылущивает
семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи
и березы. Ведущий 2. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит
на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-
жив?"
Несколько детей, одетых в костюмы воробьев, пробегают по сцене.
Ведущий. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей
под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, они главные
защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство они
выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Дятел: Не забывайте о нас, ребята, зимой.
Синица. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное
зимнее время.
Ведущий. Спасибо, птицы! Ребята, надеемся, что вам понравился наш праздник.
До новых встреч!
Приложение 3.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
|Дата |Тема |Цель |Методы и |
| | | |приемы |
|Сентябрь |1. Знакомство с |Познакомить |Выставка книг В. |
| |творчеством Виталия |ребят с |Бианки. |
| |Бианки. |творчеством в. |Чтение рассказа |
| |2. «Синичкин |Бианки, |«Первая охота», |
| |календарь. Сентябрь»|заинтересовать |беседа, конкурс |
| | |ребят жизнью |рисунков птиц. |
| | |птиц. | |
| |1.Тема «Где живут |1. Познакомить |Чтение и беседа по|
|Октябрь |птицы» |ребят с птицами,|рассказу Бианки |
| | |рассказать о |«Лесные домишки», |
| | |том, как птицы |чтение и беседа по|
| |2. «Синичкин |строят гнезда. |рассказу «Мастера |
| |календарь. Октябрь» |2. Обучать детей|без топора», |
| | |понимать |выполнение |
| | |происходящие в |аппликаций. |
| | |природе процессы| |
| |1. В. Бианки «Чей |Цель: знакомство|Чтение и беседа о |
|Ноябрь |нос лучше» |со строением |строении птичьих |
| | |птиц, учить |клювов, конкурс |
| |2. Перелетные птицы.|наблюдательности|рисунков. |
| |«Синичкин календарь.|, сравнению. |Экскурсия в парк, |
| |Ноябрь» |2. Познакомить |наблюдение за |
| | |ребят с |перелетными |
| | |сезонными |птицами. |
| | |изменениями в | |
| | |природе. | |
|Декабрь |1.«Хитрый лис и |1.Воспитывать |Чтение и беседа по|
| |умная уточка» |чувство |рассказу. |
| | |сострадания к |Игра «Утки и |
| |2. «Синичкин |птицам и всему |лисы». |
| |календарь. Декбрь» |живому. |Беседа «Помощь |
| | |2.Научить детей |птицам зимой» |
| |3.В. Бианки |помогать птицам |Изготовление |
| |«Снегирушка-милушка»|зимой. |птичьих кормушек. |
| | |3. Рассказать о | |
| | |тех птицах, | |
| | |которые | |
| | |прилетают к нам | |
| | |зимой. | |
| |1.Рассказ В. Бианки |1. Учить детей |Чтение и беседа по|
|Январь |«Кузя Двухвостый» |слушать чтение |рассказу «Кузя |
| | |книги, правильно|двухвостый» |
| |2.«Синичкин |понимать ее |Наблюдение за |
| |календарь. Январь» |содержание, |птицами зимой. |
| | |отвечать на |Лепка зимующих |
| | |вопросы, |птиц из |
| | |опираясь на |пластилина. |
| | |текст рассказа. | |
| | |2. Дать | |
| | |представление о | |
| | |зимующих птицах.| |
| | | | |
|Февраль |1. Рассказ В. Бианки|1. Учить детей |Чтение и беседа по|
| |«Сумасшедшая птица».|рассуждать, |рассказу |
| | |слушать |«Сумасшедшая |
| |2.«Синичкин |высказывания |птица» |
| |календарь. Февраль» |других, |2. Наблюдение за |
| | |развивать речь, |изменениями в |
| | |мышление. |природе. |
| |1. Рассказ В. Бианки|1.Учить детей |Чтение и беседа по|
|Март |«Про одного |жалеть, не |рассказу «Про |
| |мальчика» |обижать птиц, не|одного мальчика». |
| | |разорять птичьи |Наблюдение за |
| | |гнезда. |прилетом птиц, |
| |2.«Синичкин |2.Знакомство с |строительством |
| |календарь. Март» |сезонными |гнезд. |
| | |изменениями в |Наблюдение за |
| | |природе и в |изготовлением |
| | |жизни птиц. |скворечников |
|Апрель |1. Рассказ В. Бианки|1.Воспитывать |Чтение и беседа по|
| |«Дробинка» |чувство любви и |рассказу. В самые |
| | |сострадания к |напряженные |
| | |птицам и всему |моменты можно |
| |2.Чтение отрывка из |живому. |остановить чтение |
| |повести «Синичкин |2. Воспитывать |и как вы думаете, |
| |календарь. Апрель» |экологическую |что будет дальше? |
| | |культуру, |Экскурсия в парк, |
| | |прививать любовь|наблюдение за |
| | |к природе. |пением птиц. |
|Май |1. Рассказ В. Бианки|1.Закрепить в |Чтение и беседа по|
| |«Птичья песенка» |детях чувство |рассказу «Птичья |
| | |сострадания, |песенка».Вопрос: -|
| | |желание помочь, |Как и за что |
| |2. «Синичкин |не обижать птиц.|зяблик |
| |календарь. Май» | |поблагодарил |
| | |2. Развивать |мальчика? |
| | |наблюдательность|Экскурсия на луг, |
| | |, умение слышать|наблюдение за |
| | |и различать |птицами. |
| | |голоса птиц. |Игра «Чей это |
| | | |голос?» |
|Июнь |1. В. Бинки |1. Знакомить |Чтение и беседа по|
| |«Плавунчик» |детей с |рассказу. В. Бинки|
| | |волжскими |«Плавунчик» |
| | |птицами, |Экскурсия к |
| |2.«Синичкин |активизировать |водоему, |
| |календарь. Июнь» |словарь, |наблюдение за |
| | |совершенствовать|плавучими птицами.|
| | |слуховое | |
| | |восприятие. | |
| | |2. Уточнение и | |
| | |расширение | |
| | |знаний о птицах | |
|Июль |1.В. Бианки |1. Воспитывать |Чтение и беседа на|
| |«Подкидыш» |чувство |этическую тему по |
| | |сострадания и |рассказу. |
| |2.«Синичкин |любви к природе.|Экскурсия в лес, |
| |календарь. Июль» | |наблюдение за |
| | |2. Развивать |певчими птицами. |
| | |наблюдательность| |
| | |, мышление, | |
| | |речь. | |
|Август |1. В. Бианки |1.Развивать |Чтение и беседа по|
| |«Музыкальная |наблюдательность|рассказу |
| |канарейка» |, интерес к |«Музыкальная |
| |2.«Синичкин |жизни птиц. |канарейка». |
| |календарь. Август» |2.Пополнять |Игра «Чей это |
| | |словарный запас |голос?» |
| | |детей новыми | |
| | |словами. | |
-----------------------
[1] Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой»,
Москва, «Просвещение», 1993 г. С. 56
[2] Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. —
№ 3. — С. 34
[3] Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. —
№ 3. — С. 38