Парламент в зарубежных странах

Парламент в зарубежных странах

Волгоградская академия государственной службы

Реферат

Парламент в зарубежных странах

Подготовила студентка

группы ЮВ-303

Пенкина Н.В.

Волгоград

1997 год

Парламент – общенациональное представительное учреждение

демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как

носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное

положение в системе высших органов государственной власти. По

демократическим конституциям парламент является верховным законодательным

органом государства, однако в действительности его реальные полномочия

иные.

В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию

со стороны правительства. В президентских республиках парламент более

независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств

воздействия на него.

Парламентаризм – особая система государственного руководства

обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и

исполнительного, при привилегированном положении парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и

взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может

существовать без парламента, это – высшее качество парламента. Парламент

может существовать без существенных элементов парламентаризма, что

характерно для авторитарных режимов.

Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за

деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в

парламентарных странах и президентских республиках.

Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости

от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты.

Почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается

формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные

способы:

- формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или

косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);

- формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с

некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих

странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония);

- чисто феодальный способ формирования верхней палаты

(Великобритания);

- формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ);

- формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются

элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).

Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их

компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс

формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем

их компетенции.

Правовое положение депутата парламента определяется конституциями,

конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.

Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата

парламента как представителя всей нации, а не соответствующего

избирательного округа, откуда следует запрещение императивного мандата и

права отзыва. Однако это не делает депутата парламента полностью

независимым по следующим причинам:

- депутат, как правило, партиен и подчиняется партийной дисциплине;

- депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его

избирательную компанию;

- депутат в известной степени зависит от своего избирательного округа,

поскольку судьба мандата решается голосованием.

Депутат в демократическом государстве – профессиональный

парламентарий.

Содержание депутатского мандата:

- индемнитет – вознаграждение за деятельность депутата, включая

покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.;

- иммунитет – целый ряд прав и привилегий депутата, которые должны

гарантировать его независимость (свобода слова и голосования, депутатская

неприкосновенность).

Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока

полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат,

вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания

выборов недействительными. Парламент обычно является верховным судом в

отношении полномочий своих депутатов.

В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый

из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат

структура парламента и объем компетенции.

По структуре парламенты подразделяют на:

- двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и др.);

- однопалатные, составляющие в настоящее время большинство (Дания,

Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.).

По объему компетенции:

- парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых

конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их

законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции);

- парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые

юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать

законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии);

- парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых

характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они

осуществляют свои властные функции (парламент Индии, парламент Малайзии,

бундестаг ФРГ).

Полномочия парламента.

1. Законодательная деятельность. В современных условиях в ней все

более повышается роль исполнительной власти:

- современный зарубежный парламент почти целиком утратил право

законодательной инициативы;

- непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов

административного нормотворчества;

- парламентское большинство, принимающее законы, в известной степени

лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров

(Великобритания).

2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По мере укрепления

исполнительной власти в современных индустриально развитых государствах

почти полностью перешли в руки правительства. Парламенту принадлежит

большей частью пассивная роль.

3. Контроль над деятельностью правительства, который присущ лишь

демократическому политическому режиму. Методы осуществления контроля в

современной парламентской практике:

- постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных

странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою

деятельность;

- резолюция порицания, которая вносится не по инициативе

правительства, а по предложению палаты;

- интерпелляция – обращенное к правительству требование дать

объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по

какому-либо конкретному вопросу;

- вопросы устные и письменные, широко применяемые в парламентарных

странах и служащие не столько для контроля правительства, сколько для его

критики;

- деятельность расследовательских комитетов и комиссий, создаваемые

парламентами всех стран для ревизии деятельности административного

аппарата, а также распространяющие свою активность на работу политических

партий, профсоюзов, общественных организаций;

- институт омбудсменов – парламентских должностных лиц, наделенных

широкими контрольными полномочиями.

4. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными,

и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской

деятельности.