Педагогическая система К. Д. Ушинского
Педагогическая система К. Д. Ушинского
Московский Педагогический Университет им. Крупской
Факультет Технологии и Предпринимательства
Реферат по педагогике на тему:
«Педагогическая система К. Д. Ушинского»
Выполнил:
Кудрин Е.Е .
42 группа
Москва 2001
Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной
педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небогатого дворянина-
помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама
руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование получил
в Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии. После окончания
юридического факультета Московского университета (1844) был. оставлен при
нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен
исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский
юридический лицей. В конце 1849 г. уволен из лицея за отказ исполнять
унизительные требования учебного надзора за содержанием преподавания
(предоставление подробных программ лекций с точным указанием источников и
др.). За год до увольнения на торжественном заседании в Ярославском лицее
К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в том же
году была издана в Москве (1848).
Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической
работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство
внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба
Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла
удовлетворить его ни материально, ни морально. С 7552 г. он занялся
журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в
«Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию
директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по
Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора
этого института.
Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести
несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный
переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить
себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего
инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с
произведениями западноевропейских педагогов.
Начавшееся общественное движение в России в 60-х гг. оказало решающее
влияние на становление Ушинского как педагога. В «Журнале для воспитания»
он публикует статьи: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О
народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858).
Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский
пришел к выводу о том, что необходимо по-новому поставить обучение в
начальных классах. Оно должно быть пропедевтикой' к систематическому
школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.
Литературно-педагогическая и практическая деятельность Ушинского
принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный
педагог, К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе
достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее
материалистическому направлению.
К. Д. Ушинский — один из создателей общественной педагогики, ставившей
целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами связанного
с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.
Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в разработку педагогических проблем
физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического
воспитания.
В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное место занимало
учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и
учебного предмета. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа
наглядности, его роль в развития умственных сил ребенка. Дидактика и
методика К. Д. Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики,
против пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий
учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной
язык..
Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском образовании и преобразовании
закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой новой для России
работе был приглашен Ушинский. Будучи преподавателем и инспектором
Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с 9
до! лет, сравнял курс «благородного» и «неблагородного» отделений, ввел
новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных предметов,
сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было до него,
ввел предметные уроки, опыты по физике. После семи классов был введен
двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду с
общеобразовательными предметами, во второй — проходилась педагогическая
практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В. И. Водовозов, А.
Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.).
Министерство народного просвещения задумало обновить ведомственный
«Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому его
редакцию (1860). Больше года Ушинский пытался придать этому журналу
преимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект
издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского «Труд в
его психическом и воспитательном значении» (1860).
За время работы инспектором Смольного института вокруг Ушинского
образовался кружок единомышленников. На педагогических вечерах в доме
инспектора по четвергам они говорили о новостях тогдашней литературы, о
государственных реформах, но больше всего спорили об учебных программах,
методах, разных педагогических взглядах и системах. Здесь обсуждалась
составленная К. Д. Ушинским книга для классного чтения «Детский мир»
(1861).
Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя
педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых
недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя
попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба,
поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест
Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от
увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу
для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего
жалованья.
Пребывание Ушинского за границей (1862—1861) было использовано им для
плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил учебные
книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с «Руководством» для
преподавания по этим книгам, написал главный труд «Человек как предмет
воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей в форме
педагогических писем из Швейцарии.
К. Д. Ушинский глубоко изучал опыт европейской начальной школы, ее
организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал и
признавал, что свой курс элементарного обучения Россия должна построить
сама в силу своеобразия ее исторических особенностей и социально-
политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального
обучения для детей 8—10-летнего возраста. Задача элементарного обучения
состояла прежде всего в том, чтобы научить ребенка сознательно владеть
родным языком с первых дней обучения. Эта задача по «своей первостепенной
важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших
забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На
ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания.
Только народ является устроителем и распорядителем своей школы. Таковы
взгляды Ушинского на народную школу и роль в ней родного языка. В
теоретическом труде «Человек как предмет воспитания» к числу важнейших
врожденных свойств души он относит стремление к деятельности (материя
инертна, душа деятельна) .
По своим философским и психологическим взглядам К. Д. Ушинский был
реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь, к какому лагерю
мыслителей принадлежит тот или иной факт — единственное основание
истинности. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования,
может служить предметом науки, считал он. В основе науки лежит закон
причинности. Вера в личную свободу человека составляет основу всякой
практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной какой-либо
цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика (теория воспитания) не
наука, так как воспитание основано на свободе человека и направлено на
будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся на знание человека «во
всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне трудно находить
правильные пути воспитания.
За несколько месяцев до смерти, находясь в Крыму на лечении, Ушинский
посетил Симферополь, где проходил учительский съезд (1870). Ему была
устроена бурная овация. Учительство воздавало должное великому русскому
педагогу.
Хотя философско-психологические взгляды К. Д. Ушинского во многом
устарели, его педагогические идеи и практические нововведения (в женском
образовании, учебных книгах и др.) имели важное значение для развития
отечественной педагогики и практики начального образования.
К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной
школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а
теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились
многие поколения русского народа.