Педагогическая система К. Д. Ушинского

Педагогическая система К. Д. Ушинского

Московский Педагогический Университет им. Крупской

Факультет Технологии и Предпринимательства

Реферат по педагогике на тему:

«Педагогическая система К. Д. Ушинского»

Выполнил:

Кудрин Е.Е .

42 группа

Москва 2001

Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной

педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небогатого дворянина-

помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама

руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование получил

в Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии. После окончания

юридического факультета Московского университета (1844) был. оставлен при

нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен

исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский

юридический лицей. В конце 1849 г. уволен из лицея за отказ исполнять

унизительные требования учебного надзора за содержанием преподавания

(предоставление подробных программ лекций с точным указанием источников и

др.). За год до увольнения на торжественном заседании в Ярославском лицее

К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в том же

году была издана в Москве (1848).

Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической

работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство

внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба

Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла

удовлетворить его ни материально, ни морально. С 7552 г. он занялся

журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в

«Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию

директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по

Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора

этого института.

Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести

несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный

переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить

себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего

инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с

произведениями западноевропейских педагогов.

Начавшееся общественное движение в России в 60-х гг. оказало решающее

влияние на становление Ушинского как педагога. В «Журнале для воспитания»

он публикует статьи: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О

народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858).

Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский

пришел к выводу о том, что необходимо по-новому поставить обучение в

начальных классах. Оно должно быть пропедевтикой' к систематическому

школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.

Литературно-педагогическая и практическая деятельность Ушинского

принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный

педагог, К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе

достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее

материалистическому направлению.

К. Д. Ушинский — один из создателей общественной педагогики, ставившей

целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами связанного

с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.

Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в разработку педагогических проблем

физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического

воспитания.

В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное место занимало

учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и

учебного предмета. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа

наглядности, его роль в развития умственных сил ребенка. Дидактика и

методика К. Д. Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики,

против пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий

учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной

язык..

Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском образовании и преобразовании

закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой новой для России

работе был приглашен Ушинский. Будучи преподавателем и инспектором

Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с 9

до! лет, сравнял курс «благородного» и «неблагородного» отделений, ввел

новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных предметов,

сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было до него,

ввел предметные уроки, опыты по физике. После семи классов был введен

двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду с

общеобразовательными предметами, во второй — проходилась педагогическая

практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В. И. Водовозов, А.

Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.).

Министерство народного просвещения задумало обновить ведомственный

«Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому его

редакцию (1860). Больше года Ушинский пытался придать этому журналу

преимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект

издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского «Труд в

его психическом и воспитательном значении» (1860).

За время работы инспектором Смольного института вокруг Ушинского

образовался кружок единомышленников. На педагогических вечерах в доме

инспектора по четвергам они говорили о новостях тогдашней литературы, о

государственных реформах, но больше всего спорили об учебных программах,

методах, разных педагогических взглядах и системах. Здесь обсуждалась

составленная К. Д. Ушинским книга для классного чтения «Детский мир»

(1861).

Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя

педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых

недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя

попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба,

поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест

Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от

увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу

для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего

жалованья.

Пребывание Ушинского за границей (1862—1861) было использовано им для

плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил учебные

книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с «Руководством» для

преподавания по этим книгам, написал главный труд «Человек как предмет

воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей в форме

педагогических писем из Швейцарии.

К. Д. Ушинский глубоко изучал опыт европейской начальной школы, ее

организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал и

признавал, что свой курс элементарного обучения Россия должна построить

сама в силу своеобразия ее исторических особенностей и социально-

политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального

обучения для детей 8—10-летнего возраста. Задача элементарного обучения

состояла прежде всего в том, чтобы научить ребенка сознательно владеть

родным языком с первых дней обучения. Эта задача по «своей первостепенной

важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших

забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На

ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания.

Только народ является устроителем и распорядителем своей школы. Таковы

взгляды Ушинского на народную школу и роль в ней родного языка. В

теоретическом труде «Человек как предмет воспитания» к числу важнейших

врожденных свойств души он относит стремление к деятельности (материя

инертна, душа деятельна) .

По своим философским и психологическим взглядам К. Д. Ушинский был

реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь, к какому лагерю

мыслителей принадлежит тот или иной факт — единственное основание

истинности. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования,

может служить предметом науки, считал он. В основе науки лежит закон

причинности. Вера в личную свободу человека составляет основу всякой

практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной какой-либо

цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика (теория воспитания) не

наука, так как воспитание основано на свободе человека и направлено на

будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся на знание человека «во

всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне трудно находить

правильные пути воспитания.

За несколько месяцев до смерти, находясь в Крыму на лечении, Ушинский

посетил Симферополь, где проходил учительский съезд (1870). Ему была

устроена бурная овация. Учительство воздавало должное великому русскому

педагогу.

Хотя философско-психологические взгляды К. Д. Ушинского во многом

устарели, его педагогические идеи и практические нововведения (в женском

образовании, учебных книгах и др.) имели важное значение для развития

отечественной педагогики и практики начального образования.

К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной

школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а

теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились

многие поколения русского народа.