Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками

Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДЕГОГА ПО РАБОТЕ С

ПОДРОСТКАМИ.

Содержание

Введение 3

I. Социальный педагог досуга - субъект социально-культурной работы с

подростками. 7

1.1. Статус социального педагога. 7

1.2. Профессиональное мастерство социального педагога. 9

1.3. Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции

социального педагога по работе с подростками. 11

2. Условия эффективности работы социального педагога 14

2.1. Опора на принципы педагогики в работе с подросткам 14

2. 2. Учет возрастных, психолого - физиологических и социальных

характеристик подростков. 16

2.3. Арсенал форм, методов, средств, используемых социальным педагогом в

работе с подростками 18

Заключение 20

Введение

Актуальность проблемы.

В современных условиях обострения экономических, политических и

социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-

инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей –

алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии

“социальный педагог”[1], ее высокий общественный статус, быстро растущая

потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули

подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе

гуманитарного образования.

Сейчас необходимость этой профессии еще более обострилась в связи с

увеличением количества беженцев, подростков, употребляющих алкоголь и

наркотики; с ростом преступности. Вот, к примеру, данные за 1999 – 2000 год

по микрорайону подросткового клуба “Эллада”: количество детей девиантного

поведения – 45; детей-сирот – 18; детей-инвалидов – 40; детей-бродяжек – 5;

детей, склонных к употреблению наркотиков – 10; детей, склонных к

употреблению алкоголя – 30; токсикоманов – 7.

Все это говорит о том, что наше общество нуждается в социальных

педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и

развиваться.

Степень изучения проблемы.

Профессия “социальный педагог” в России является новой, порядка

десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для

перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к

созданию целостной системы социальных служб.

К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики

традиционно относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.

Вопросами статуса социального педагога занимались такие ученые, как

Холостова Е.И., Бочарова В.Г., Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. и многие

другие. Но каждый из них дает свое обоснование этой проблемы. Вот,

например, В.Г. Бочаров в своей книге “Педагогика социальной работы”

рассматривает статус социального педагога, а Т.Г. Киселева и Ю.Д.

Красильников в своей книге “Основы социально-культурной деятельности” –

статус социального работника-организатора досуга. А социальный педагог и

социальный работник[2] это не одно и то же. И поэтому цель нашего

исследования более точно определить статус социального педагога.

Цель исследования.

1. Определить статус социального педагога.

2. Рассмотреть педагогический инструментарий социального педагога по

работе с подростками.

Задачи исследования.

- рассмотреть “слагаемые” профессионального мастерства социального

педагога;

- определить функции и должностные обязанности социального педагога

в работе с подростками;

- выявить арсеналы форм, методов и средств, используемых социальным

педагогом в работе с подростками;

- подчеркнуть значение социального педагога в работе с подростками.

Объектом исследования является социальный педагог по работе с

подростками, а предметом исследования – социальная деятельность им

организуемая.

Эмпирическая база исследования.

Подростковый клуб “Эллада”, расположенный в городе Улан-Удэ, по улице

Краснофлотская 50. Клуб “Эллада” создан в 1975 году в целях развития

личности детей и подростков, предоставления дополнительных образовательных

услуг.

Методологическую основу нашей курсовой работы составляют следующие

труды: Васильковой Ю.В. и Васильковой М.А. Социальная педагогика: Курс

лекций: Учеб. пособие. – М.: Academia, 1999 – 490 с.; Баклановой Н.К.

Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие. – М.: Издат-

во Моск-го госуд-го института культуры, 1994. 120с.; Бочаровой В.Г.

Педагогика социальной работы. – Sv R-Аргус, 1994 – 208с.; Холостовой Е.И.

словарь справочник по социальной работе. – М.: Юристь, 1997. – 424с.;

Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д. Основы социально-культурной

деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та

культуры,1995. – 136с., в которых определены общие подходы и принципы

изучения статуса социального педагога, его профессионального мастерства и

педагогического инструментария.

Гипотеза курсового исследования.

Профессиональное мастерство социального педагога является одним из

условий педагогической эффективности в работе с подростками.

Практическая значимость.

Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно

использовать в практике социального педагога по работе с подростками. Также

эти материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания

подростков.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав,

заключения, библиографии и двух приложений.

Методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме,

беседы с руководителями, изучение документации, наблюдение, анкетирование.

Новизна исследования.

Ученые, занимающиеся проблемой статуса специалиста социально-

культурной деятельности не дают точного разграничения между такими

квалификациями, как социальный работник и социальный педагог и поэтому

новизна нашего исследования заключается в выявлении функций и должностных

обязанностей социального педагога, а также новых форм и методов в работе с

подростками.

Положения, выносимые на защиту:

1.Профессия “социальный педагог” необходима современному российскому

обществу в целях воспитания и перевоспитания подростков.

2.Педагогический инструментарий социального педагога представляет собой

комплекс знаний, умений и навыков, а также форм, методов и средств,

существенных для практики социокультурной работы.

Социальный педагог досуга - субъект социально-культурной работы с

подростками.

Статус социального педагога.

Вопрос о современном юридическом, экономическом, социальном статусе

специалиста – социального педагога является исключительно важным.

Это связано с объективно возрастающей ролью специалиста,

непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом,

учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами.

Статус современного социального педагога не выдуман и не рожден

спонтанно. Он формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное

место в нем принадлежит деятельному началу, активному, созидательному

действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы

специальность культурно-просветительного работника трансформировалось в

целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога,

социального педагога, экономиста социально – культурной сферы. Общим

основанием этого ряда, в котором, по видимому, ставить точку рано, является

социально – культурная деятельность, направленная на создание условий для

наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или

группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.

В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими

признаками являются его профессиональная компетентность и высокая

квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной,

групповой досуговой деятельности.

Вместе с тем социальный статус современного социального педагога

сложился в последние годы, в условиях опыта, свободные от жесткой

регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной

ролью специалиста, деятельность которого является важным связующим звеном

между жителями социума и социально – культурными институтами,

задействованными в сфере свободного времени.

“В целевой установке специалиста можно выделить несколько

приоритетных позиций, в их числе:

-увеличить степень самостоятельности ребенка с дошкольного возраста,

подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, его

способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать

возникающие проблемы досуга;

-создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной

мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности”[3].

В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто

сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья,

ни друзья. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном

помощнике – социальном педагоге, который сам выходит на контакт с семьей,

личностью.

Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные

особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, в круг

общения, в условия его жизни и выявляет проблемы личности.

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица

общеобразовательных, культурно – досуговых, спортивно – оздоровительных

учреждений, службы социальной защиты и социального обеспечения

правоохранительных органов, а также осуществлять в установленном порядке

индивидуальную – трудовую деятельность.

1.2. Профессиональное мастерство социального педагога.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты,

которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был

профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения

воспитательной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

педагога, а также от его знаний и умений. Оно определяется объективными и

субъективными факторами.

Объективные факторы – это система знаний, умений, навыков.

Профессиональные знания социального педагога: педагогика и

психология, физиология развития ребенка, методики воспитательной работы.

Эти знания необходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и

поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других

детей.

Социальный педагог должен уметь: организовать деятельность и

сотрудничество детей; владеть некоторыми приемами артистизма, речью,

дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе

тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками,

наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто

говорить, а убедить и повлиять.

Начинающего педагога к мастерству приводит педагогическая техника,

выработанные навыки. Это значит, – умение понять воспитанника, а это знание

психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения:

знать особенности языка, знать как воспринимается твоя речь, как она

развивается; умение выразить свое отношение к поступку, к человеку, свое

эмоциональное отношение; и в то же время владение навыками самоконтроля,

самоанализа, самонаблюдения.

А следующими факторами профессионального мастерства являются

субъективные факторы. Субъективные факторы – это качества, характеризующие

индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.

Необходимыми и достаточными условиями формирования личности

социального педагога являются следующие качества:

1. Профессиональная направленность личности выражается в адекватном

понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие

сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов,

склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной

профессии;

2. Профессиональное мышление. Оно проявляется в деятельности, в

процессе решения задач и потому определяют ее успешность;

3. Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого

себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих

профессиональных качеств, возможностей, способностей.

Итак, профессиональное мастерство базируется на фундаментально общей,

общекультурной подготовке и обеспечивается единством общего и

профессионального развития личности.

1.3. Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции

социального педагога по работе с подростками.

Кроме профессионального мастерства социальный педагог обладает

правами, должностными обязанностями, выполняет определенные функции и имеет

свое место работы.

Должностные обязанности социального педагога сложны и многообразны.

Он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и

социальной защите личности. Выявляет интересы и потребности, трудности и

проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и

своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи,

формы, методы, социально педагогической работы, способы решения личных и

социальных проблем. Организует различные виды социально ценной деятельности

детей и подростков.

Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует

свои права:

- представлять и защищать интересы подопечных в органах

законодательной и исполнительной власти;

- вести государственную и частную практику;

- собирать информацию, связанную с нуждами подростков, проводить

социологические опросы, диагностические обследования;

- информировать государственные органы о состоянии той или иной

проблемы в сфере своей деятельности.

Так же социальный педагог, оказывая социальную помощь клиенту,

реализует при этом следующие функции:

- воспитательную (ставиться задача полноценного использования в

воспитательном процессе средств и возможностей общества,

воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей

самой личности);

- организаторскую (организация той или иной деятельности, влияние на

содержание досуга);

- предупредительно – профилактическую и социально – терапевтическую

(социальный педагог предусматривает предупреждение и преодоление

негативных влияний, оказывает помощь в период их социального и

профессионального определения);

- организационно – коммуникативную (способствует включению

добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную

работу)

- охранно – защитную (использует весь арсенал правовых норм для

защиты прав и интересов клиентов).

А работает социальный педагог в следующих местах:

- домах и микрорайонах;

- социально – педагогических службах образовательных учреждений

(школах, колледжах, лицеях, школах – интернатах, высших и средних

учебных заведений);

- социальных службах специализированных учреждений (домах

престарелых, центрах реабилитации, спец – школах, центрах

занятости);

- службах культурной анимации (клубах);

- частная практика.

Итак, социальные педагоги как специалисты различных социальных служб

дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования,

культуры, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя при

этом свои функции во взаимосвязи с семьей и личностью. Большую роль в

выполнении обязанностей социального педагога играет профессиональное

мастерство, которое необходимо повысить в деятельности специалиста.

2. Условия эффективности работы социального педагога

2.1. Опора на принципы педагогики в работе с подросткам

В предыдущей главе мы рассматривали сущность статуса социального

педагога, его функции, обязанности, права, а так же его профессиональное

мастерство. В настоящей главе мы рассмотрим условия эффективности работы

специалиста.

Социальный педагог, работая с подростками, опирается на принципы

педагогики.[4]

“Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в

целях лучшей организации воспитательного процесса”.[5]

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с

практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность

воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода.

Социальный педагог, находясь среди своих клиентов, чувствуя их

настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности,

устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет

дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды, особенно

семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все

это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в

работу на определенных участках, производстве. Ведь знания связанные с

практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную

деятельность.

Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное

отношение к миру и человеческой деятельности.

Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности

воспитательных воздействий.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди.

Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их

работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону

ближайшего развития.

Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны

воспитанникам педагоги подросткового клуба “Эллада” объясняют их в

упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с

подростками и действуют продуманно. Вот например, специальный педагог по

работе с подростками девиантного поведения заранее продумывает план работы

с ними, пишет программы проведения мероприятий и выполняет их в

определенной последовательности. А в организационных приемах работы, в

системе ведения беседы с родителями “трудных” подростков сообщает план

беседы, объявляет о переходе к новому виду работы.

Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями

развития мышления подростка. Поэтому материал, полученный от социального

педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система

ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае,

подростки потеряют интерес к происходящему.

Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе

опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных

и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных

принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и

результативность всех остальных. Социальный педагог подросткового клуба

учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Он

выявляет подростков одного возраста, фиксирует их возможности и

потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и

развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех

подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у

разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный

уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо

учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.

Как видно, принципы современной педагогики образуют систему,

целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного

принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные

особенности принципа воспитания.

2.2. Учет возрастных, психолого - физиологических и социальных

характеристик подростков.

Социальный педагог подросткового клуба “Эллада” работает в условиях

неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. При

этом он не теряет из виду подростков на различных возрастных этапах и в

разных сферах микросреды личности. Так же социальный педагог учитывает в

своей деятельности и психологические особенности подросткового возраста.

Индивидуальный подход социального педагога к воспитанию подростков

основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста –

необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной

самостоятельной личности. Педагог оказывает помощь подросткам в виде

индивидуальных путей выражения и утверждения себя.

Вообще на формирование личности подростка ведущее влияние оказывают

специальные факторы (изменения учебной деятельности, общение, изменение

положения в семье).

Из-за “трудного” возраста подростков социальный педагог выявляет из

каждой внешней реакции психологические принципы современных подростков.

Основной психологический “механизм” резкого изменения поведения в

подростковом возрасте специалист схематично представляет следующим образом.

Начало полового созревания, которое влияет на центральную нервную систему;

бурное физическое развитие, повышающие активность подростков и ощущения у

них взрослости, самостоятельности. Но у них еще отсутствует внутренняя

уверенность в своей личности, которая толкает подростков на неосознанные

поступки. И именно в этом отношении им помогает социальный педагог. Он

находит к каждому подростку определенный подход для выявления его

потребностей, интересов. Вот, например, социальный педагог подросткового

клуба “Эллада” , работая с подростками девиантного поведения, сначала

составляет карточки на них, затем проводит беседы с их родителями, а потом

занимается самими подростками. Он проводит с ними беседы, читает лекции,

устраивает мероприятия, создает условия для отдыха подростков, направленные

на формирование самосознания, отношения к себе как к отдельной ,

самостоятельной личности.

Сделаем вывод, социальному педагогу очень важно найти у каждого

подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь

на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.

2.3. Арсенал форм, методов, средств, используемых социальным

педагогом в работе с подростками

Педагогический инструментарий социального педагога является одним из

условий эффективности его работы с подростками, который является составной

частью профессионального мастерства. А на основе, проведенного нами

исследования [6], видно, что социальным педагогом в их деятельности просто

необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его

нужно повышать. Потому что меняются подростки, изменяется система работы с

ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны

отличные знания, умения, навыки и новые методы[7], формы[8] в работе с

воспитанниками.

В подростковом клубе “Эллада” социальный педагог использует следующие

формы и методы в работе с подростками. Он проводит беседы, лекции о половом

воспитании, лекции на темы: “Помоги себе сам”, “Укрепи и сохрани свое

здоровье” и другие, лекции о правовой защите подростков, консультации по

проблемам трудоустройства подростков и решении жилищных проблем. Также

социальный педагог проводит лекции и семинары для родителей по проблемам

воспитания детей. При этом педагог использует методы внушения, убеждения,

сопереживания и эмоционального заражения.

Кроме того, социальный педагог составляет картотеки неполных семей с

указанием сведений о родителях, воспитании подростков, детей – сирот, ведет

учет об оказании материальной и финансовой помощи. Для этого социальный

педагог читает лекции, организует доверительные беседы. С подростками,

употребляющими алкоголь и наркотики, проводится профилактика по

злоупотреблению спиртных напитков, наркосредств путем бесед, лекций с

приглашением наркологов и психиатров. С этой категорией подростков

социальные педагоги работают индивидуально.

Также в воспитательной работе с подростками социальные педагоги

используют средства[9],то есть наглядные пособия, книги, радио,

телевидение, а также виды деятельности, в которые вовлекаются подростки.

А теперь, перейдем к выводу.

Формы, средства, методы воспитания очень важны в работе социального

педагога с воспитанниками, так как они развивают их личность и воспитывают

ее.

Кроме этого педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности

и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической

характеристики подростка педагог использует определенные методы воспитания

в работе с ним. И именно это является условием эффективности работы

специалиста.

Заключение

Знание структуры и содержания профессионального мастерства и

педагогического инструментария необходимо каждому социальному педагогу.

Увлеченность, любовь к своему делу, понимание целей, удовлетворение и

развитие профессиональных потребностей и интересов, составляющие

профессиональную направленность личности, ее профессиональное мышление и

самосознание в сочетании с высоким уровнем освоения профессиональных

знаний, умений и навыков, развитием творческих способностей – вот

“слагаемые” становления профессионала – мастера.

Профессиональное мастерство и педагогический инструментарий, являясь

результатом целостного процесса общего и профессионального развития,

базируются на фундаментальной общекультурной подготовке, высоком

интеллектуальном, нравственном и эстетическом потенциале личности.

Социальному педагогу свойственно чувство ответственности за свое

дело. Поэтому его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с

постоянным желанием самосовершенствоваться, расширять свои знания,

оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания.

Таким образом, мы, проведя исследование, пришли к тому, что высокая

образованность и воспитанность социального педагога, его умения и навыки

работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с

учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик,

трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за

воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической

культуры и мастерства и исходя из этого наша гипотеза подтвердилась.

На основе курсового исследования, проведенного в подростковом клубе

“Эллада” г. Улан-Удэ, и изучения специальной и учебной литературы хотелось

бы дать следующие рекомендации социальному педагогу:

1. должна быть личная заинтересованность педагога в работе с

подростками;

2. он должен быть профессионально тактичным, то есть вызывать

симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну,

добросовестно исполнять свой долг;

3. социальный педагог, на наш взгляд, обязательно должен обладать

терпимостью, это помогает гуманизировать межличностные отношения,

делать их более человечными и доброжелательными;

4. социальный педагог должен уметь внимательно слушать, а это совсем

не просто;

5. самое главное – Вы должны любить свою профессию, несмотря на

неудачи, которые встречаются на Вашем пути. Поэтому нужно очень

серьезно относиться к выбору этой профессии.

Таким образом, от перечисленных нами условий и данных рекомендаций

будет зависеть эффективность работы социального педагога.

-----------------------

[1] См. приложение 2.

[2] см. Приложение 2.

[3] Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной

деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та

культуры,1995. – 136с.

[4] см. Приложение 2.

[5] Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.

Институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 496с.

[6] см. Приложение 1

[7] см. Приложение 2

[8] см. Приложение 2

[9] см. Приложение 2