Педагогика

Педагогика

Негосударственное образовательное учреждение

Профессионального образования

Тема: ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО.

Преподаватель: Ст. преп. Бачманова Наталья Владимировна

Экономический факультет заочное отделение II курс Законщикова О.С.

Санкт-Петербург

1999г.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849

г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную

педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с

перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл

в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще

нескольких крестьянских школ . >

В 1860 году Толстой намеревался учредить

просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян ,

подбор учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям

в их работе .

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой

резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой

подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно народу.

Яснополянская школа, открытая в 1959 году была

реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение

Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи

преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы ,

которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале > , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для

подражания .

Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был

произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста

он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .

В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается

педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым > , в

1875 году , вышли в свет переработанная > и четыре > . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается

методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .

В своей статье 1874 года, > он

резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян,

которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем,

которые открывают земства на средства крестьян.

В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в

Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии.

В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив

поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .

Последний период педагогической деятельности Толстого

относится к 90-м и 900-м годам.

Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил

свою > -- признание, что человек носит бога в >, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное

отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое

отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно

но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им

>. Эти взгляды он высказывает в ряде писем и

статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе

своего религиозно-нравственного учения.

ТЕОРИЯ >. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ

АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА.

Дав острую критику современной школы, Толстой

противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить на

уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.

В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов

Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и

потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть

передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только

обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил

воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в

педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал

не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в

школах того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и

зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: >.

В статье>Толстой высказывает убеждение

в совершенстве природы ребенка:>.

В этих словах -- идеализация ребенка, преклонение перед

его природой, характерные для теории>.

Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей,

большая любовь Толстого к детям.

Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком

детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся

его педагогическая деятельность.

Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и

развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко

чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно

искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической

лабораторией.

Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-

1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия

строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались

чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской

истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии,

рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой

сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об

Отечественной войне 1812 года в статье >. Из описания

видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно

они переживали его.

Определенного учебного плана, программы обучения и

твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, >. Домашних заданий не было . Хотя обязательного

ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и

настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о

том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в

Яснополянской школе отсутствовали.

Яснополянская школа представляла собой, несомненно,

ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана

гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался

незавершенным.

Крупными недостатками Яснополянской школы были:

недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана,

программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка,

приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТОЛСТОГО.

Вопрос о содержании обучения в народной школе

Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности

различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным >, имея в виду

обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон

божий.

Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем

учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12

учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось на

занятия каждым из них, зависели от желания детей.

Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием,

определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а

взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за

потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Толстой считал тогда,

что народная школа должна давать только знания русской и славянской

грамоты, учить счету, и закону божьему.

Наконец, в последние годы педагогической деятельности

установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в

обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе

>. Школу, в которой учитель >,

Толстой называл пустячным делом.

В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что

недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к

Булгакову Толстой писал:>.

Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам

совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой,

однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу

воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение

всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике

обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к

тому или другому методу.>, - писал Толстой.

Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так

как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо

применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть

педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе

должен проявлять самостоятельное творчество.

Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое

место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в

совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие

переживания.

Предавая большое значение развитию творчества детей,

Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например

сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье > Толстой художественно описал процесс написания учениками

коллективного класного сочинения.

Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся

успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к > он

перичисляет условия , при соблюдении которых будет достигнуто успешное

обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может знать и понять,

а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок , нет

привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а

между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не

боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый

урок посилен ученику.>.

Ученики должны усваивать знания сознательно; правила,

определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного

ими фактического материала.

Предавая большое значение жизненности преподавания,

приучая учащихся к наблюдательности,

Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты,

пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.

Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа

наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так

называемых >.

Толстой относился критически к звуковым методам обучения

грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов.

Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.

По предложению Толстого Московским комитетом грамотности

была даже организованна экспериментальная проверка результатов обучения

грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым

возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего

была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата:

степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

> Л.Н.ТОЛСТОГО И КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими

должны бать книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал

должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги

должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать

материалы из жизни Родины, легко запоминающиеся и производящие на детей

сильное впечатление.

В соответствии со своими дидактическими взглядами и

требованиями к учебной книге, Толстой составил >, изданную в 1872

году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции

переиздана в 1875 году под названием>. Им были составлены

также четыре >. Как >, так и книги для

чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах

экземпляров и были наряду с > Ушинского самыми

распространенными учебными в земских учебных школах.

Характерными чертами составленных Толстым книг для

чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота,

полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный

русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из

жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме

художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих

три-четыре строки.

Педагогическая печать по справедливости высоко оценила

эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник

Ушинского, крупный педагог Д.Д. Семенов писал, что эти книги -- >.

Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и

разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для

детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских книгах для чтения

в начальной школе.

Следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих

книг: нек5оторые имеющиеся в них рассказы проникнуты религиозными взглядами

Толстого.

В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было

много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было

много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его

педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к

личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий

психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.

Важно отметить постоянные педагогические искания

Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный

призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и

составителя учебных книг.

Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как

крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История

педагогики-М., Просвещение, 1982г.

2. Бабский Ю. К. Педагогика-М., Просвещение, 1988г.