Планирование семьи и репродуктивное здоровье

Планирование семьи и репродуктивное здоровье

|1. Что такое планирование семьи. |

| |

|1.1. Дети по желанию, а не по случаю |

|Планирование семьи - понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это|

|такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой |

|семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости.|

|Но планирование семьи - это обеспечение здоровья женщины для рождения |

|желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи - это дети по |

|желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и |

|ответственное родительство, является международно признанным правом каждого |

|человека. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать |

|нежелательной беременности, какие противозачаточные средства (контрацептивы) |

|лучше применять и как ими пользоваться, рано или поздно встают перед каждым |

|человеком, каждой семьей. Планирование семьи помогает людям сознательно |

|выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою |

|жизнь, избежать ненужных тревог и волнений. |

|Оптимальный возраст для рождения детей - 20-35 лет. Доказано, что если |

|беременность возникает раньше или позже, то протекает с большим числом |

|осложнений и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. |

|Интервалы между родами должны быть не менее 2-2,5 лет; это позволяет женщине |

|воccтановить силы для будущих родов, сохранить свое здоровье и здоровье |

|будущих детей. |

|Аборт не является лучшим методом регулирования рождаемости, его можно |

|избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение |

|нежелательной беременности). |

|Контрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные |

|волнения и ожидания. |

|Решение об использовании того или иного метода лучше принять после того, как |

|Вы узнаете обо всех контрацептивных средствах и проконсультируетесь со |

|специалистом. |

|Если нежелательная беременность все-таки наступила и Вы решили сделать аборт,|

|необходимо обратиться к врачу как можно раньше - это снизит риск возможных |

|осложнений. |

|После родов и аборта можно забеременеть до прихода первой менструации, |

|поэтому необходимо подобрать надежный метод контрацепции до возобновления |

|половой жизни. |

|Инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у |

|мужчин и женщин. Только презерватив поможет Вам избежать заражения и |

|одновременно предохранит Вас от нежелательной беременности. |

|Половое воспитание и сексуальное образование детей и подростков поможет |

|сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать |

|чувство ответственного родительства. |

|Планирование семьи, применение безопасных методов контрацепции помогут |

|сохранить свое здоровье, родить здоровых и желанных детей, принесет счастье в|

|каждый дом. |

| |

| |

|2. Планирование семьи и репродуктивное здоровье |

|В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество|

|в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой |

|семье должно быть 2—3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей |

|имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре |

|увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что |

|сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и |

|квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика |

|государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей |

|государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых |

|детей социально-экономических условий, которые в себя включают: |

|систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при |

|рождении ребенка; |

|охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном |

|плане, а также создание условий для безопасного материнства; |

|создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные |

|права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и |

|репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения |

|бесплодия и др.; |

|обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны |

|репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным |

|средствам контрацепции. |

|Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме |

|здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства. |

|Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это |

|такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой |

|семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение |

|рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для |

|рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это|

|дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и |

|ответственное родительство является международно признанным правом каждого |

|человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество |

|детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных |

|тревог и волнений. |

|2.1. Для чего нужно планирование семьи: |

|для рождения желанных здоровых детей; |

|для сохранения здоровья женщины; |

|для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье; |

|для осуществления жизненных планов. |

|Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись |

|желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как |

|сохранить свое репродуктивное здоровье: |

|Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и |

|социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на|

|всех этапах жизни. |

|Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, |

|обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). |

|Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни |

|человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, |

|все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие |

|человека. |

|Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте.|

|Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и |

|полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не |

|так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине |

|мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, |

|влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей |

|среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно |

|доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только |

|будущей женщины, но и мужчины. |

|Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является |

|предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед |

|непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно |

|решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у |

|девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести |

|серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в |

|репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от |

|сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу |

|и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться |

|индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы. |

|Некоторые родители, учителя, общественные и религиозные лидеры выражают |

|опасение, что приобщение молодежи к планированию семьи, половому образованию |

|и контрацепции поощрит безответственное поведение и увеличит сексуальную |

|активность молодых людей вне брака. Опыт многих стран свидетельствует об |

|обратном. Там, где были разработаны программы в области полового просвещения,|

|сексуальная активность молодежи не увеличилась. Наоборот, программы формируют|

|у подростков ответственное отношение к сексуальности, в связи с этим |

|происходит повышение возраста начала половой жизни, что помогает юношам и |

|девушкам полностью реализовать жизненный потенциал, сохранить физическое и |

|нравственное здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровье потомство. |

|Однако и для взрослых людей проблема нежелательной беременности не менее |

|важна. Именно поэтому в деятельности служб планирования семьи большое место |

|отводится профилактике нежелательной беременности и аборта, а также проблемам|

|медико-социального консультирования, чтобы женщина не принимала решения об |

|аборте под влиянием временных эмоциональных переживаний или жизненных неудач.|

| |

| |

|3. Работа с подростками и молодежью |

|Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, |

|чтобы наши девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают |

|над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, |

|могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и |

|молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта |

|работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных|

|на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и |

|молодежи. |

| |

| |

|3.1. Половое воспитание |

|Обычно половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования |

|личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, |

|правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания |

|должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, |

|подготовки к семейной жизни и ответственного родительства. |

|Задачи полового воспитания: |

|формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том |

|числе репродуктивному; |

|повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, |

|которые происходят с ними в подростковый период; |

|обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; |

|формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, |

|планированию семьи и ответственному родительству; |

|формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения |

|к раннему началу половой жизни. |

|3.2. Концепция полового воспитания подростков, |

|Работа с подростками и молодежью в области полового образования на |

|сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление |

|которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого |

|поколения, избавлению его от многих ненужных проблем и явится залогом |

|счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. |

|Разрабатывая концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать |

|несколько основополагающих моментов: половое воспитание следует расценивать |

|как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только |

|проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты, |

|поэтому ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов |

|контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего в|

|его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к |

|своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного |

|решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности |

|подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей|

|культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья|

|подрастающего поколения. В связи с этим сексуальное образование направлено не|

|только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и |

|на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной |

|стороне человеческой жизни. |

|Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация со здоровьем и благополучием |

|подростков и молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого |

|положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах |

|межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного |

|родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на|

|вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится |

|признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как |

|следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых |

|половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, |

|исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к |

|отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к |

|семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к|

|большому числу разводов. |

|Принимая во внимание сложившуюся в стране ситуацию с репродуктивным здоровьем|

|и образом жизни подростков, Российская академия планирования семьи (РАПС) |

|разработала программу полового воспитания и образования для подростков и |

|молодежи. |

|Целями программы являются: |

|помощь молодым людям в понимании изменений, происходящих в их организме в |

|подростковый период; |

|обучение основным навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных |

|решений; |

|формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, |

|планированию семьи и ответственному родительству; |

|обеспечение подростков грамотной и систематизированной информацией, которая |

|даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет |

|адаптироваться к изменениям, происходящим в подростковый период, и пройти с |

|наименьшими личными потерями столь непростой период взросления; |

|помощь в осознании подростками своих обязанностей и ответственности по |

|отношению к себе и окружающим. |

|В программу также включены разделы, посвященные взаимосвязи семьи и общества,|

|а также юридические и законодательные вопросы в этой области. |

|Мы осознаем, что внедрение программ полового воспитания является очень |

|ответственным и, несомненно, вызовет множество дискуссий. Об этом |

|свидетельствует и опыт зарубежных стран в этой области. Даже в странах, где |

|половое образование существует многие годы, не удалось достичь полного |

|единодушия по этому вопросу, несмотря на то, что в целом в обществе |

|сформировалось позитивное и разумное отношение к половому воспитанию и |

|признается его необходимость в интересах подростков и их здоровья. Вместе с |

|тем признано, и мы полностью согласны с этим, что такие программы должны быть|

|интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к |

|семейной жизни и ответственному родительству. |

|Хотелось бы также отметить, что, вопреки широко распространенному мнению, |

|внедрение программ полового воспитания не стимулирует сексуальную активность |

|подростков и молодежи. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких |

|программах, проведенный Всемирной организацией здравоохранения в 1993 году, |

|который показал, что сексуальное воспитание и просвещение подростков не |

|только не ведет к более раннему началу половой жизни, а, наоборот, приводит к|

|более позднему обретению сексуального опыта, пониманию необходимости |

|ответственного сексуального поведения, формированию положительного отношения |

|к здоровому образу жизни и семейным ценностям. |

|Можно с уверенностью предположить, что внедрение таких программ в условиях |

|России, где нет собственного опыта в этой области, должно происходить |

|поэтапно, и считаем, что начинать эту работу следует со старшеклассников |

|(подростков 14-18 лет), поскольку ситуация именно с этой возрастной группой |

|сегодня является наиболее тревожной в плане здоровья и нравственности. Однако|

|это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, |

|анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует|

|начать освещать уже 12-14-летним подросткам. |

|Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания |

|считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы |

|с подростками. |

|В процессе внедрения таких программ возможны различные уточнения и |

|корректировки как по форме, так и по содержанию. Кроме того, по-видимому, |

|специалистам, которые будут заниматься вопросами полового воспитания, следует|

|самостоятельно определять последовательность изучения разделов и тем, |

|продолжительность занятий, объем предлагаемой информации, форму изложения |

|материала, а также количественный и половой состав групп учащихся (мальчики и|

|девочки раздельно или вместе) с учетом их возраста, уровня знаний, |

|культурных, национальных, религиозных и других особенностей. |

|Следует учитывать реалии нашего времени и ту важнейшую роль, которую |

|продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном |

|развитии ребенка, формировании его личности. Следовательно, именно ей должна |

|принадлежать ведущая роль в проведении полового воспитания. |

|Так же важно отметить участие родителей в половом воспитании своих детей, |

|хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. |

|Целесообразно обратить внимание специалистов, которые будут заниматься этой |

|работой, на обязательность информирования родителей о проведении занятий с их|

|детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам|

|полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими |

|особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков должны быть |

|непременно учтены при разработке и внедрении программ. |

|Вместе с тем, очевидно что принимать участие в этой работе должны не только |

|школа и семья, но и такие организации, как молодежные центры, |

|медико-педагогические центры и др. Важно, чтобы школы работали в тесном |

|контакте с учреждениями, в которых молодые люди могли бы получить |

|индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что|

|невозможно сделать в школе. |

|Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в программу должны войти не только |

|основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым |

|историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам |

|семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам|

|здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы |

|полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует |

|интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию |

|здоровой семьи. |

4. Российская академии планирования семьи.

Уже долгое время в России существует организация, которая занимается

планированием семьи и изучением репродуктивного здоровья населения. Эта

организация – Российская академия планирования семьи. С момента своего

создания РАПС сотрудничает со многими государственными структурами по

реализации государственной политики и программ в области охраны

репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Это сотрудничество включает:

· Участие в разработке законодательства в области обеспечения

репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья.

· Участие в выполнении Федеральной программы "Планирование семьи"

(подготовка и издание литературы для специалистов и населения).

· Разработка аналитических, методических материалов и предложений в области

охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи для государственных

структур.

· Участие в работе комиссий, комитетов, круглых столов, созданных

государственными структурами.

Генеральный директор РАПС И. И. Гребешева является членом:

· Межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам при

Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

· Координационного совета Федеральной целевой программы "Безопасное

материнство" · Круглого стола женских общественных объединений и

некоммерческих организаций при Министерстве труда и социального развития

РФ.

· Экспертно-консультативного совета Министерства образования РФ по

социальной работе.

· Общественного совета Центра медико-социальных проблем детей подросткового

возраста.

5. Условия жизни как главное препятствие повышения уровня рождаемости

В последнее время в российских средствах массовой информации усилилась

кампания против развития в стране служб планирования семьи. Главный их

вред, по мнению оппонентов, состоит в том, что распространение данных

программ способствует уменьшению и без того низкого уровня рождаемости в

стране и соответственно ведет к дальнейшему сокращению населения.

Противники планирования семьи исходят из того, что якобы основная цель

этого планирования - ограничение рождаемости. Поэтому, дескать, подобные

программы если и существуют в мире, то в основном в развивающихся странах,

где сложился очень высокий уровень рождаемости. Нам же, в России, такой

контроль не нужен, у нас другие демографические тенденции и проблемы.

Однако, как представляется, подобные высказывания не выдерживают даже самой

элементарной критики. В этих рассуждениях смешиваются два разных вопроса:

во-первых, почему же все-таки в России уменьшается численность населения и,

во-вторых, что такое планирование семьи, которое почему-то развивается и в

странах с низким уровнем рождаемости, например в Западной Европе?

Каковы же причины снижения численности населения России? Не следует

забывать, что снижение уровня рождаемости в России - в 1998 году он

составил 8,8 родившихся на 1000 населения, - не обеспечивая простого

воспроизводства населения, является одним из важнейших, но не единственным

фактором, влияющим на уменьшение численности населения. Другой не менее

важный фактор это высокий уровень смертности, в том числе среди

трудоспособного населения. Рождаемость снижается потому, что люди не хотят

или не могут иметь детей. В современной России существуют три главных

фактора, которые влияют на решение населения иметь детей:

- политическая нестабильность;

- экономический кризис, ведущий к снижению уровня жизни;

- изменение положения женщин в обществе и их социальных установок (общая

тенденция 90-х годов - снижение числа людей, вступающих в брак, при этом

около 60 процентов пар распадаются).

Вывод: если наше государство действительно хочет повысить рождаемость в

стране, оно должно направлять свои усилия не на борьбу с программами

планирования семьи, а на помощь людям в создании нормальных и стабильных

условий жизни как первопричину. Только это может заставить российских

граждан принципиально изменить свою позицию по отношению к тому иметь или

не иметь детей. С одной стороны, российским оппонентам программ

планирования семьи следует помнить, что в демократических странах, в

компанию которых стремится попасть Россия, принято уважать и гарантировать

репродуктивные права населения. Граждане имеют право решать вопрос о том,

иметь или не иметь детей, сколько и с каким интервалом, а также имеют право

получать доступ к информации, образованию и средствам, которые дают

возможность реализовать это право. С другой стороны, в России

недооценивается роль планирования семьи и укрепление здоровья женщин.

Общеизвестно, что в нашей стране очень высок уровень абортов - 57,3 на 1000

женщин детородного возраста в 1998 году. Доля умерших после абортов в

структуре материнской смертности значительна и имеет тенденцию к

увеличению, достигнув 32% в 1998 году. В странах Европейского союза,

например, аборты в основном тоже разрешены, кроме Ирландии. Однако уровень

абортов варьируется между 18,3 на 1000 женщин в Швеции и 5,4 - в Испании.

В России высокий уровень материнской смертности - 44 женщины на 100 тыс.

родившихся, что в 5-10 раз выше, чем в других развитых странах. Высока и

младенческая смертность, причем следует отметить, что основные ее причины

связаны со здоровьем матери. Это - заболевания, возникающие во время

беременности, и врожденные аномалии. Таким образом, традиционные функции

планирования семьи - распространение знаний о современных средствах

контрацепции и подготовки к осознанному принятию решения о рождении детей -

могут внести существенный вклад в сокращение уровня абортов и

соответственно сохранение и укрепление здоровья женщин. В данном контексте

службы планирования семьи становятся неотъемлемой частью системы

обеспечения безопасного материнства.

Для наглядности вышесказанного в приложении приведены результаты

социологических и статистических исследований РАПС.

6. Концепция планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и

репродуктивных прав

Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР),

состоявшаяся в Каире в 1994 году, приняла Программу действий, в которой

даны концепции репродуктивного здоровья, планирования семьи и

репродуктивных прав. Эта Программа действий была принята правительственными

делегациями 180 стран – участниц конференции, в том числе правительственной

делегацией Российской Федерации.

В соответствии с Программой МКНР, репродуктивное здоровье – это состояние

полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или недугов репродуктивной системы, ее функций и

процессов, а охрана репродуктивного здоровья – это сочетание методов и

услуг, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья,

позволяющих людям свободно и ответственно принимать решение когда и сколько

иметь детей.

Для России, имеющей низкие показатели рождаемости и высокую

распространенность бесплодия, охрана репродуктивного здоровья населения, в

первую очередь молодежи - это также сохранение репродуктивного и

демографического потенциала страны.

Политика и программы по охране репродуктивного здоровья должны включать:

V Консультирование, просвещение и услуги по планированию семьи и

ответственному родительству.

V Просвещение и услуги по медицинскому обслуживанию беременных и женщин

в послеродовом периоде.

V Обеспечение грудного вскармливания и ухода за новорожденным.

V Профилактику и лечение бесплодия.

V Профилактику абортов, услуги по легальному, безопасному аборту и

лечению последствий абортов.

V Профилактику и лечение инфекций, передаваемых половым путем,

ВИЧ/СПИДа, гинекологических и онкологических заболеваний

репродуктивной системы.