Платонов. Потомки солнца

Платонов. Потомки солнца

Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой части хрестоматии для XI

класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством

«Просвещение».

В 20— 30-е годы - период к которому относится написание рассказа - и

доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях,

неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение

ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его

героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей.

Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось

восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования,

универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной

свободой в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже

мучительную немоту мира и человека.

Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем

у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает

в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения...

фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он

сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из

известных наслаждений — чувство жалости».

Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той

правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.

Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих

«традиционному» стилю сравнений. Платонов, скорее, использует прием

«деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста

построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая

конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с избыточным

употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих

причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании

героя.

Рассказ «Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первой

из них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера

Вогулова: «Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и

родные плетни, и поле, и небо над всеми ими».

Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный

мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами,

становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов

считает, что «Земля, с развитием человечества, становится всё более

неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно

человеку». Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются

машинами в Землю и меняют её образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей

в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой

гениальностью. Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками

ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии –

ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч

человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот картина действия адской

машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал

вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова».

Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В

бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и

железа вгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило

человечество. Температура была доведена до предела – дальше уже шло

разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие».

В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику,

«остальная же площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы

человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней».

Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “...постигнуть

мир... и пересоздать вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно”

вмешаться в создание “...творца, который когда-то, играя, сделал звезды и

пространства”. И так, Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для

чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на

производство которого работают огромное количество людей. «Но этого было

мало: человек работал слишком медленно и лениво» и Вогулов привил рабочим

микроб энергии, который «делал ненужной вечность – довольно короткого мига,

чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение

радостного инстинкта.

В заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание

переустроить мир объясняется трагической молодой любовью главного героя.

Здесь же Платонов делает вывод, что: «Только любящий знает о невозможном, и

только он смертельно хочет этого невозможного и сделает это возможным,

какие бы пути ни вели к нему».

В своём рассказе автор говорит нам о том, что человек должен жить в

согласии с природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких

глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов. Человек – часть

природы, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не

давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он не способен

существовать.