Подготовка школьников к общению
Подготовка школьников к общению
Реферат по педагогике
студентки III курса МГЛУ
304 а/в факультета ГПН
Яншиной Марии
Подготовка школьников
к общению
Подготовка школьников к общению понимается как формирование у
школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к
эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации
этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство
и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению,
как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения,
стереотипы в сфере общения.
В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению
затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную
педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих
предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания
школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.
Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию
учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по
характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению
должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает
особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет
специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и
пола ребят.
Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых
теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и
организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение
теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в
процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь
коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа
проведенных мероприятий и жизни коллектива.
Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой
сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией
общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на
психологически доступном уровне).
В опорных школах для этих ребят организовывались специальные
групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить
особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли
приобрести соответствующий опыт.
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько
аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся,
формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных
умений.
Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует
стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы.
Свойства этой ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже
известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие и т.д.
Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники.
Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению является развитие
определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов,
играют важную роль в сфере общения личности: открытости (дивергентности),
гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда,
внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с
умением человека видеть проблемы.
Названные особенности мышления проявляются, развиваются и важны не
только для функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах
ее жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей
жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего учебно-
воспитательного процесса.
Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у
школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого
запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного
слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к
выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов,
краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность
построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой
антиципации (предвосхищения).
Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным
программам во всех классах в процессе обучения.
Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является
формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к
каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к
самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению
как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров;
терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не
только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
Формирование социальных установок в сфере общения становится
реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-
воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками,
которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере
общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности
ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой
практике не используется). Всякое собрание выполняет функцию коммуникации,
т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое
внимание должно уделяться тому, чтобы школьники учились слушать и
уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко
излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать
переработку информации, что требует от учащихся умения обсуждать проблему,
подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья – функция поведения
– требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и
тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов;
определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения
проблемы, стоящей перед собранием.
Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения
социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия.
Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех
или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов
между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии
выглядит следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы; 2)
рассмотрение фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для
оценки решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов,
которые нужно предпринять для реализации найденного решения.
Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения
педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить
стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам,
формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли
участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад.
Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся
проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт
участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает
возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к
своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои
представления о себе и своем поведении в процессе общения.
Формирование социальных установок должно основываться на специфике
возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования
обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики – актуального и
предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой возрастной группы
надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их
возрастного типа общения. С другой – у каждой возрастной группы надо
формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.
Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является
развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить
известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в
условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее
конкретных условий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из
комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в)
умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения
конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения конкретизировались
в процессе опытно-экспериментальной работы. Были выделены несколько групп
коммуникативных умений:
1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер
человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее
истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной
каждому возрасту мере овладения этими умениями.
2. Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и
между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого
статусов – в степени близости и в мере доверительности.
3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения
определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той
конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация
уникальна для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к
некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными
в общественной практике символическими системами.
Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь
обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с
желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение
создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в
наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из
названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения
(межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь
выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.
Литература.
Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980
Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982