Подготовка школьников к общению

Подготовка школьников к общению

Реферат по педагогике

студентки III курса МГЛУ

304 а/в факультета ГПН

Яншиной Марии

Подготовка школьников

к общению

Подготовка школьников к общению понимается как формирование у

школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к

эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации

этой готовности.

Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство

и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению,

как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения,

стереотипы в сфере общения.

В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению

затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную

педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих

предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания

школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.

Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию

учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по

характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению

должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает

особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет

специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и

пола ребят.

Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых

теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и

организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение

теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в

процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь

коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа

проведенных мероприятий и жизни коллектива.

Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой

сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией

общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на

психологически доступном уровне).

В опорных школах для этих ребят организовывались специальные

групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить

особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли

приобрести соответствующий опыт.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько

аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся,

формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных

умений.

Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует

стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы.

Свойства этой ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже

известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие и т.д.

Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники.

Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению является развитие

определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов,

играют важную роль в сфере общения личности: открытости (дивергентности),

гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда,

внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с

умением человека видеть проблемы.

Названные особенности мышления проявляются, развиваются и важны не

только для функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах

ее жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей

жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего учебно-

воспитательного процесса.

Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у

школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого

запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного

слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к

выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов,

краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность

построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой

антиципации (предвосхищения).

Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным

программам во всех классах в процессе обучения.

Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является

формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к

каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к

самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению

как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров;

терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не

только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.

Формирование социальных установок в сфере общения становится

реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-

воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками,

которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.

Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере

общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности

ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой

практике не используется). Всякое собрание выполняет функцию коммуникации,

т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое

внимание должно уделяться тому, чтобы школьники учились слушать и

уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко

излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать

переработку информации, что требует от учащихся умения обсуждать проблему,

подбирать и излагать аргументы “за” и “против”. Третья – функция поведения

– требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и

тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов;

определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения

проблемы, стоящей перед собранием.

Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения

социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия.

Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех

или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов

между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии

выглядит следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы; 2)

рассмотрение фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для

оценки решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов,

которые нужно предпринять для реализации найденного решения.

Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения

педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить

стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам,

формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли

участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад.

Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся

проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт

участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает

возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к

своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои

представления о себе и своем поведении в процессе общения.

Формирование социальных установок должно основываться на специфике

возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования

обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики – актуального и

предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой возрастной группы

надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их

возрастного типа общения. С другой – у каждой возрастной группы надо

формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.

Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является

развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить

известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в

условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее

конкретных условий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из

комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в)

умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения

конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения конкретизировались

в процессе опытно-экспериментальной работы. Были выделены несколько групп

коммуникативных умений:

1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер

человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее

истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной

каждому возрасту мере овладения этими умениями.

2. Умение ориентироваться в отношениях в возможными партнерами и

между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого

статусов – в степени близости и в мере доверительности.

3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения

определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той

конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация

уникальна для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к

некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными

в общественной практике символическими системами.

Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь

обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с

желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение

создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в

наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из

названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения

(межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь

выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

Литература.

Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980

Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982