Политическая и государственная власть:проблемы соотношения понятий
Политическая и государственная власть:проблемы соотношения понятий
Омский экономический институт
Контрольная работа по политологии
Политическая и государственная власть: проблемы соотношения понятий.
Факультет управления и
предпринимательства
Курс 1 гр.зиУ1-37
Выполнила: Ксенофонтова
Елена Петровна
Омск 2008
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Политическая и государственная власть……………....4
Часть 1.1 Понятие, структура власти……………………………....4
Часть 1.2 Ресурсы власти…………………………………………....5
Глава 2. Взаимодействие и обособление властей………………7
Часть 2.1 Зависимость и единство власти…………………………7
Часть 2.2 Роль партии в жизни государства………………………7
Глава 3. Общество и власть…………………………………………9
Часть 3.1 Личность, общество, государство………………………9
Часть 3.2 Представительство интересов общества во власти..10
Заключение……………………………………………………………..12
Литература.………………………………………………….................13
Введение.
Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными
группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и
использования государственной власти. Политика обладает большой степенью
самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы
общества.
Государство - основной институт политической системы общества, создаваемый
для организации и управления жизнью определенного населения на
определенной территории с помощью государственной власти, имеющей
обязательный характер для всех его граждан.
Власть - отношения господства и подчинения, существующие между
политической элитой и остальной частью общества.
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим
означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления
политической государственной власти в обществе, характеризует степень
политической свободы, правовое положение личности в обществе и
определенный тип политической системы, существующей в стране.
В данной работе я хотела бы сравнить эти два понятия и выяснить, в чем же
отличие? Что является определяющим - государственная власть или политика?
И кто оказывает поддержку существующему порядку? С одной стороны -
политические партии как представитель интересов общества, с другой -
государственная власть, с установленными нормами, законами и средствами
воздействия.
1. Политическая и государственная власть.
1.1 Политическая власть - это институт, упорядочивающий социальные
отношения и поведение индивида. Она оказывает определяющее воздействие на
поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает
государство. В отличие от нравственной и семейной власти, политическая
носит не личностный, а общественный характер - проявляется в общих
решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент,
правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей
отношения между конкретными субъектами, политическая мобилизует на
достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами
во время стабильности, общего согласия.
Центральным элементом, стержнем государства является политическая власть,
подобно тому, как в экономической системе таким элементом является
собственность. Политическая власть в основе своей государственная. Она
составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики,
политической борьбы.
«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Конституция РФ ст.10
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к
властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Основными компонентами власти являются: ее субъект, объект, ресурсы и
процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся
способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее
активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек,
организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество,
объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее
первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические
организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно
представляющими во властных отношениях различные общественные группы и
весь народ,- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может
нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от
приведших их к власти партий.
Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с
доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она
невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и
власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко
выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического
властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
1.2 Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения
одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В
широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или
группа могут использовать для влияния на других”. Таким образом, ресурсы
власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние
на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют
собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и
т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию
человека (телевидение, пресса и т.п.), либо инструменты, с помощью которых
можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно
считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших
оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или
убеждения.
Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный
аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера,
центральные и региональные структуры. Так же выделяют такие типы оснований
как страх, интерес, убеждение.
2. Взаимодействие и обособление властей.
2.1 Зависимость и единство власти. Политическая и государственная власть
характеризуется рядом свойств:
* легальностью в использовании силы в пределах государства;
* верховенством, обязанностью решений для всякой иной власти.
Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и
других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
* публичностью. Это означает, что политическая и государственная власть
в отличие от личной власти, которая существует в небольших группах, от
имени всего общества обращается с помощью права и закона ко всем
гражданам;
* моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. Остальные
власти - экономическая, социальная и духовно-информационная -
полицентричны.
* многообразием ресурсов. И государственная и политическая власть
использует не только принуждение, но и экономические, социальные и
культурно-информационные ресурсы.
2.2 Роль партии в жизни государства.
Политическая партия - это добровольное объединение граждан государства,
созданное в целях участия в политической жизни общества посредством
формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и
представления интересов граждан в законодательных (представительных)
органах государственной власти и представительных органах местного
самоуправления.
Вне сомнения, одним из главных назначений политической партии является
достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом с
тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы.
Политическая партия, особенно если она становится правящей, участвует в
разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает
влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава
правительственных учреждений. Партии являются основными поставщиками
кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.
Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе,
которые публикуются для всеобщего сведения. Запрещается использовать
наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства,
нарушающее общепризнанные нормы морали.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических
партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц
не допускается. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий,
решаются органами государственной власти и органами местного
самоуправления с участием соответствующих политических партий или по
согласованию с ними. Лица, замещающие государственные и муниципальные
должности, находящиеся на государственной и муниципальной службе, не
вправе использовать преимущества своего должностного (служебного)
положения в интересах политической партии, членами которой они являются,
либо в интересах любой иной политической партии.
3. Общество и власть.
3.1 Личность, общество, государство.
Среди политологов лишь Т. Гоббс был первым, который употребил в
политической науке термин «гражданское общество» с том смысле, в котором
это принято в современной науке. Но он отождествлял гражданское общество и
государство. Естественно, Т. Гоббс создал гимн государству и гражданское
общество он выводит лишь для того, чтобы высветить то, что должно
подчиняться этому великану. По Т. Гоббсу вне государства господствует
владычество войны, страх, бедность, одиночество, варварство, невежество;
лишь государство приводит к власти разума, миру, безопасности, богатству,
благопристойности, лишь оно приводит общество к цивилизованной
упорядоченности на основе права. Всякое отступление от последнего ведёт к
болезни государства, к мятежам и гибели.
Дальнейшее уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своих
трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно использует
категорию «гражданское общество», но, пожалуй, первый, кто провозглашал
примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что
основу гражданского общества составляет частная собственность. Если у Т.
Гоббса наряду с частной собственностью имеется абсолютный властелин
собственности - государство, то для Дж. Локка частная собственность
священна и неприкосновенна.
Возникновение гражданского общества обусловлено разграничением прав
человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским
обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях
речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права
как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то
во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве
важнейшего условия существования как гражданского общества, так и
правового государства выступает личность, обладающая правом на
самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и
политических потенций.
3.2 Представительство интересов общества во власти.
Принципы представительности и выбор нести представителей различных
социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике
вещей поставили вопрос об инструментах в средствах реализации этих
принципов. В качестве таких инструментов возникли и утвердились
политические партии, которые выступают одновременно как несущие
конструкции и гражданского общества, и политической системы.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить
множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев,
заинтересованных групп в совокупный политический интерес. В политической
структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих друг с
другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего
конституционного режима. Путем представительства различных социальных
групп, слоев, интересов с помощью партий общество как бы интегрально
проникает в государство. Политические партии в целом помогают
кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия
и противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, и
определять те приоритеты, которые делают их политическими
единомышленниками и союзниками.
С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связан
принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и
законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет
и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в
системе власти через партии. Он осуществляется через избирательную систему
и избирательный процесс, в задачу которых входят формализация участия
граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что механизмы
существования представительства, партийные системы и избирательные системы
могут составить самостоятельный блок в качестве предмета политологического
исследования.
Заключение.
В этой работе я попыталась выяснить, каким образом соотносятся между собой
государство и политика. Рассмотрела эти понятия обособленно, сравнила их,
проследила взаимосвязь и отличия.
Действительно, государственная и политическая власть неразделимы в
демократическом государстве, и в то же время имеют абсолютно разную
сущность. Поддерживая и дополняя друг друга, эти сферы отношений призваны
обеспечивать политическую, социальную, гражданскую и культурную
деятельность общества и личности.
Государство призвано осуществлять правовые, управленческие функции,
гарантировать стабильность и безопасность. Политические же образования
служат своеобразным противовесом, обеспечивая выборность власти,
представительство интересов определенных слоев населения, выявляя
несовершенства и противоречия в обществе.
Список литературы
Гаджиев К.С., Введение в политическую науку. - М., Логос, 1999 г.
Гаджиев К.С. Политическая наука.- М, 1996 г.
Панарин А. С. Россия в цивилизованном процессе.- М., 1995.