Политическое лидерство

Политическое лидерство

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ

Юридический факультет

группа 31юсД

Реферат по предмету:

Политология

на тему:

«Политическое лидерство»

Составил студент:

Цыбульский А.А.

Принял преподаватель:

Краснолуцкий Г.П.

Санкт-Петербург

2000 г.

План:

Определение лидерства.

Объективная и субъективная стороны лидерства.

Политическое лидерство как властеотношение.

Функции политического лидерства.

Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.

Типология лидерства.

1. Определение лидерства.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство

характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к

его трактовке:

1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является

направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не

большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет

Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими

индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная

с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация

лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего

рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы

социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с

выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе,

которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и

организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.)

Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре

особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К

политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но

разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например,

Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона

Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее

политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо

вследствие этого считать его политическим лидером.

Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю

группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного

объединения существует несколько, и даже множество центров локального

влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и

сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния,

распространение его на все общество или крупные группы.

В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.

Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во

взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам

группы.

В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на

авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой

удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером,

например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и

постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают

использование принуждения.

4. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство,

осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические

предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения

общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие

должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика

политического предпринимательства состоит в персонализации «политического

товара», его отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в

рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация

политического лидера вполне возможна. Однако она применима главным образом

лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер – это символ общности и образец политического поведения группы.

Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается

последователями. Политическое лидерство отличается от политического

руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно

жестокую и формализованную систему отношений господства – подчинения».

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском

обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки

и, в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием

лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в

ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и

политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее

односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы

этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении

функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы

людей.

2. Объективная и субъективная стороны лидерства.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления,

во многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в

среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в

стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется

наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак,

руководящий стадом (стаей) в соответствии с его написанными законами,

продиктованными взаимоотношениями со средой и биологически

запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных

систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации,

упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее

жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность

осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное

(коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация)

распределение функций и ролей и, прежде всего через выделение

управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей

эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной

организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер

(протолидер).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,

составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах

с низкой групповой интеграцией и высокой степени автономии и свободы

различных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По

мере же усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных

коллективных действиях и сознания этих потребностей в форме коллективных

целей – спецификация функций лидера и его структурное, институциональное

обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,

институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый

план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность

объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях,

эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-

ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и

жесткости подчинения (например, в армии), институциализация и формализация

(официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно

больших властных полномочий обязательны.

Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют

огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно

осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны

политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций

проявляется в политике особенно отчетливо.

Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального

лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица

на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее

на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании

ресурсами влияния. В противоположность формальному, неформальное лидерство

характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль

лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов

группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в

результате обладания определенными личными качествами.

Оба этих аспекта – формальный и неформальный – характеризуют политическое

лидерство.

Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше,

характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее

плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовке

лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся

лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не

столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.

Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и

легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции,

на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно

выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или

инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и

которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на

эффективность лидерства.

Если властные позиции и роли – объективная основа политического лидерства

– относительно стабильности, с трудом и достаточно редко подвергаются

радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более

текуч и подвижен. Что же предопределяет занятие властных позиций одними

людьми, в то время как другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера

и его окружения? Что непосредственно лежит в основе лидерства?

3. Политическое лидерство как властеотношение.

Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое

место. В лидерстве наиболее ярко проявляется «видимость» власти, ее

наглядность. Политические лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают

таким огромным влиянием, которое несоизмеримо с влиянием, других субъектов

политики.

По объективным и субъективным причинам политическая активность людей

неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые

члены общества с минимальным политическим влиянием, которые проявляют себя

лишь в период выборов, референдумов. «Политиками по случаю», считал М.

Вебер, мы являемся и тогда, когда рукоплещем или протестуем на

«политическом» собрании, произносим «политическую» речь. Кроме «политиков

по случаю» есть «политики по совместительству». Это те, кто временно

занимается политикой, принимая участие в работе политической организации.

Такими политиками являются многие парламентарии, работающие от сессии до

сессии, партийные функционеры, активисты общественно-политических

организаций. И есть, по Веберу, политики-профессионалы, которые живут для

политики или за счет политики. Лидеры – это особый тип политиков-

профессионалов, живущих для политики. Политика есть дело их жизни. Политика

для них – подлинное человеческое деяние и сфера полной самоотдачи.

Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется

способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды,

изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей,

социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).

Вместе с тем лидерство – это власть особого рода. В лидерстве властные

отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным

неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную

заставить делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а

в случае с нацией – всех граждан.

Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера

носит неформальный характер. Это не власть по должности, власть авторитета,

который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера

складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового

контроля. Формируется социально-психологический процесс лидерства, который

отличается от руководства как юридически регламентированного процесса.

Однако должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. «Реальное»

лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные

полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность.

Должность может стабилизировать положение лидера, может значительно усилить

или ослабить его. «Реальное» лидерство и формальное занятие должности могут

частично перекрывать друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые

лидеры не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимают

официальные позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами.

Так, академик А. Сахаров был безусловным лидером демократической оппозиции

в СССР, хотя и не занимал высокой политической должности, а королева в

Великобритании или президент в ФРГ не являются политическими лидерами,

несмотря на высшую ступеньку во властной иерархии, которую они занимают.

Таким образом, хотя лидерство и формальное должностное положение оказывают

влияние друг на друга, но лидер – это только тот, кто влияет на людей

независимо от того, занимает он должность или нет.

Лидерство как власть характеризуется и тем, что оно осуществляется по

широкому кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над

экономической и социальной сферой, над внешней политикой и безопасностью.

Их влияние распространяется на культуру и искусство, то есть решение,

которое принимает лидер, может затрагивать любую общественную проблему.

Лидерство также предполагает не просто случайное использование власти,

продолжительное влияние. Поэтому лидерство рельефнее проявляется в условиях

организованных групп. Чем организованнее группа, тем длительнее и феномен

лидерства. Лидерство в толпе ситуационно, носит локальный и временный

характер, и только организация пролонгирует лидерство на достаточно

длительный срок.

Политическое лидерство, отмечал французский политолог Ж. Блондель, есть

одна из самых высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют

ряд важнейших функций, в которых проявляется специфика их деятельности.

4. Функции политического лидерства.

Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер

выделил три основные функции, которые выполняет лидер.

1. Диагностическая функция.

«Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает

ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и

устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает

на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая

оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.

Диагностическая функция связана с директивой.

2. Директивная функция.

Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно

надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.

3. Мобилизационная функция.

Но лидерство – это нечто больше, чем анализ и принятие решений. Это и

«мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность

тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство

в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера

сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи

политического лидерства считают, что многообразные социальные интересы

только с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр

политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации

индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры

способны воодушевлять и повести их за собой на реализацию самых сложных

задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма.

Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной

группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии

решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное»

лидерство есть сочетание трех основных функций: «постановки диагноза»,

определения направления действий и мобилизации.

5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.

Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация,

которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом

идет давно. В работе «к вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханов

дал классический марксистский ответ, что личность лишь видоизменяет

физиономию развития, но тенденции развития остаются неизменными. И заметил

по поводу Наполеона, что нужна была шпага, и ее призвали. Французский

философ Ж.-П. Сартр, размышляя над выводом Плеханова, ответил: не в том ли

весь вопрос, какая шпага призывается, и всякий ли из призванных генералов

мог сделаться императором и залить кровью Европу. Спор продолжается. Это не

удивительно, так как лидерство – является многомерное, и при его изучении

применяются разные подходы. Наиболее интересные исследования как раз

связаны с изучением личностных качеств, необходимых для лидера (концепция

черт лидера), и с анализом взаимосвязи лидера и среды, лидера и его

последователей.

Очень многие исследователи подчеркивают значимость психологических

качеств для лидера. Так, М. Вебер считал, что политику по призванию

необходимо обладать такими качествами, как страстью к делу, чувством

ответственности и глазомером – способностью точной оценки ситуации. Если же

политик имеет психологическую склонность уходить от ответственности и к

тому же тщеславен, то он быстро утратит позиции политического лидера.

На рубеже XIX-XX веков повышенный интерес возник к взаимоотношениям

лидера и массы, так как в активную политическую борьбу в тот период

включились широкие слои трудящихся. Французские ученые Т. Тард и Г. Лебон

обратили внимание на особую роль лидера в массовых движениях и на

психологические качества лидеров. Политический лидер должен быть хорошим

психологом, инстинктивно понимать душу толпы, уметь воздействовать на ее

инстинкты. Лебон заметил, что нередко лидерами толпы оказываются нервно-

возбужденные люди, но одаренные сильной волей.

Русский социолог и представитель народнического движения Н.К.

Михайловский в работе «Герой и толпа» также отмечал необходимую для

лидерства способность – уметь быть гипнотизером, чтобы повести за собой

массы куда угодно.

Психологический редукционизм получил классическое развитие в работах

австрийского психоаналитика З. Фрейда. В ХХ веке интерес к психологии

лидерства и изучению важных для лидеров качеств личности сохранился, но

появились и новые аспекты исследования. Г. Лассуэлл обратил

исследовательское внимание на психопатологию в политике и на опасности,

которые несет политическое поведение лиц с отклонениями в психике. Свойства

человека как живой личности и их влияние на политический процесс изучал Э.

Формм, немецко-американский психолог и социолог. В работе «анатомия

деструктивности» Э. Формм исследовал черты характера Гитлера. Некрофилия

Гитлера, деструктивные наклонности, озлобленность и мстительная ненависть

оказали определяющее воздействие и на его политическую деятельность. Многие

решения фюрера были порождением иррациональной деструктивности, считает

Формм.

Интерес к психопатологии в политике не случайнен, так как возникновение

оружия массового поражения и огромные силовые ресурсы власти создают

серьезную угрозу цивилизации. «Достаточно одного, почти незаметного

нарушения равновесия в психике нескольких руководящих людей, чтобы утопить

мир в крови, в огне и в радиоактивности», - писал швейцарский психолог

К.Юнг.

Изучение черт лидеров позволило обобщить огромный эмпирический материал.

Американский исследователь Р. Стогдилл проанализировал 124 изыскания,

основанных на «теории черт» лидеров и столкнулся с непреодолимыми

трудностями, так как не было ни одной черты, с которой были бы согласны все

авторы. Оспаривались даже такие, на первый взгляд, необходимые качества,

как сила воли и ум.

Несмотря на трудности, с которыми столкнулись сторонники теории «черт

лидера», следует признать, что личностный фактор значит очень много, но он

приобретает весомость лишь в контексте деятельности лидера. Черты лидера

следует рассматривать не изолированно от социальных условий, а в связи с

ними, и не в статике, а в динамике.

Среда для формирования и деятельности лидера имеет огромное значение.

Разные политические режимы создают и разные возможности для реализации тех

или иных целей и политических инициатив лидера. При устойчивом

конституционном правлении авторитарные замашки лидера «гасятся» механизмом

сдержек и противовесов. Развитая правовая культура общества препятствует

сомнительным в правовом отношении инициативам лидера. Таким образом, среда

вводит ограничения для деятельности лидера или создает благоприятные

возможности для развития тех или иных предрасположенностей его характера.

При исходных экономических и политических условиях личность накладывает

отпечаток на всю систему. Понятна разница, например, между венгерским

политическим лидером Я. Кадором и политическим лидером Румынии Н. Чаушеску.

Тоталитарные режимы в Германии, Италии, России возникли в результате первой

мировой войны, революций и контрреволюций, но многое в истории этих стран

определяется личностью диктатора, который находился на вершине власти.

Верно и то, что разные системы создают и разные условия для реализации

конкретных личностных качеств.

Однако абсолютизация влияния среды может вообще свести лидерство лишь к

функции ситуации, к эпифеномену. На самом деле среда создает конкретную

ситуацию, в которой действует лидер. Средства, находящиеся в руках лидера,

также обуславливают процесс его реагирования на проблемы и пути их

реализации. Сам лидер – часть среды и не может отделить себя от нее. Лидер

зависит от того, что среда создает, подсказывает и даже диктует.

В последнее время ученые все больше ориентируют на создание «общей теории

лидерства», которая бы открывала путь к всеобъемлющему анализу лидерства

как социально-властного феномена, но пока политология находится в

состоянии, которое американский политолог Ю. Дженнингс: «Никто не может

быть удовлетворенным и сказать, что тайна лидерства открыта».

6. Типология лидерства.

В политологии существуют различные классификации политических лидеров.

Многообразие классификаций определяется многомерностью самого лидерства как

властеотношения и возможностью применять разные подходы для выделения типов

лидеров.

Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на

дихотомии, то есть на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы»

и «лисы» (Н. Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер), «лидеры-

преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический

подход традиционен, но действительность гораздо сложнее, поэтому

применяются и более сложные типологии лидеров.

Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой – склонность

лидеров к определенной модели поведения. Лассуэлл выделил лидеров-

агитаторов, организаторов и теоретиков. Лидеры-агитаторы предпочитают

воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным образом, примером

поведения. Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, их

привлекает использование возможностей организации для усиления своего

влияния. Теоретики воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых

четко можно выделить сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие,

где сделать это затруднительно. Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и

агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено

одинаково ярко.

Интересной является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием

классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров на события и

способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две

неравные группы. В первую вошли лидеры, способные прекрасно ориентироваться

в ситуации и использовать ее. Это эвентуальные лидеры, лидеры, использующие

события. И вторая, небольшая группа лидеров, способных самостоятельно

творить события, делать историю по-своему, т.е. лидер, делающий событие.

Эти лидеры круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук

называет в этой группе В.И.Ленина и Наполеона.

Вариант, предложенный М.Вебером, базируется на идеальных типах

господства. На этой основе выделятся и идеальные типы лидерства:

традиционный лидер, лидер харизматический и лидер рационального типа.

Так старший сын монарха после его смерти сам становится монархом.

Лидерство рационального типа или бюрократическое лидерство легитимируется

законом. Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой исходит

власть, а как исполнитель определенной государственной функции,

символизирующей собой рациональное управление. Власть харизматического

лидера легитимирована в его особый дар, способности решать все проблемы.

Харизматический лидер представляет собой интерес для современного

политического анализа. Харизмой в той или иной степени обладают многие

политические лидеры. Но ХХ век показал, что лидеры с харизматическими

качествами может превращаться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ

вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует

беспрекословного подчинение свой воли и полон внутреннего убеждения, что он

один знает способ решения поставленных задач.

Современные харизматические вожди порождаются массовыми движениями

протеста. Они имеют тенденцию к реализации в условиях плебисцитарной

демократии. В массовых обществах, делал вывод М. Вебер, цезаристский

элемент неистребим. Избранные всеобщим голосованием народа политические

лидеры общегосударственного масштаба имеют колоссальное могущество и стоят

как бы над другими ветвями власти, неся ответственность только перед

народом.

Необходимость в харазматическом лидере обычно проявляется в период

социальных кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в

состоянии адекватно реагировать на изменившиеся условия и принимать

нестандартные решений. К харизматическому лидерству также тяготеют

политические системы, в которых начинается процесс модернизации, а

стабильные социальные институты отсутствуют, нет демократических традиций и

развитого правового сознания.

Роль харизматических лидеров усиливает два обстоятельства. Во-первых,

развитие средств массовой информации дает лидеру возможность напрямую

обращаться к миллионам людей и использовать свои качества демагога. Второе

– кризис массовых партий и в целом ослабление партийного влияния на

избирателей.

Плебисцитарные харизматические лидеры не обязательно диктаторы, но они

напрямую избираются народом, опираются на его поддержку, отличаются

твердостью и решительностью в проведении политической линии, что импонирует

массам; они знают, чего хотят и не меняют свою политику под влиянием

ситуации. Для современных плебисцитарных харизматических лидеров характерно

стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль

объединяющего начала нации.

На пути превращения харизматического лидера в диктатора можно поставить

институциональные и правовые заслоны. Прежде всего, они не должны обладать

абсолютной властью над силовыми структурами и средствами массовой

информации. Тем самым блокируется харизматический прорыв в диктаторы и

правит все-таки закон, а не воля. Там же, где институты демократического

контроля слабы, они быстро ликвидируются харизматическим лидером, возникает

плебисцитарный вождь, попирающий представительную демократию.

Административные структура становятся средством укрепления личной власти,

пропагандистско-репрессивный аппарат начинает работать под полным контролем

лидера-диктатора. Харизматическая власть нестабильна, так как основана не

на традиции или законе, а на вере в харизму лидера, в миссию, которую

данный лидер должен выполнить, и способность к выполнению которой, он

вынужден постоянно доказывать.

Только в условиях развитой либеральной демократии с традиционно сильным

уважением к демократической процедуре и закону нет опасности перерастания

харизма лидера в вождизм. Тогда и возникает политический баланс в системе

властных отношений: лидер – политическая элита – группы интереса – народ.

Список используемой литературы:

1. Политология: Курс лекций. Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловьев, Л.В.

Старовойтова и др.

2. Политология. Под редакцией А.А. Радугина.

3. Введение в политологию. А.А. Федосеев.

4. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.