Политическое отчуждение личности и способы его преодоления

Политическое отчуждение личности и способы его преодоления

Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму,

государству или всей политической системе принудительной гомогенности

связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением

функциональности такого процесса, как массовизация. Форсированное

создание однородной национальной (этническое государство национал-

социалистов) или социальной (пролетарское государство коммунистов) массы

отрывает тоталитаризуемое гражданское общество от его корней и истоков,

парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями общинной,

первобытной гомогенности, провоцирует активизацию протополитических

средств организации, прежде всего прямого принудительного насилия.

Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной

гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и

тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических

образований эпохи архаики.

Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности

(модерности), непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и

с омассовлением - в политическом. Высокая, в идеале предельная степень

омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его

сущностные признаки. Тенденции омассовления, нивелирования

субкультурных, сословных, корпоративных, региональных, местных и прочих

различий вполне определенно проявилась уже в ходе создания наций-

государств и отвечающих им всеобщих гражданских обществ, когда для

обеспечения целостности этих гигантских для своего времени образований

потребовались специальные скрепы в виде общенациональных норм языка,

культуры, права и т.п., а также в виде новой общенациональной общности -

массы равноправных граждан, образованной эмансипированными атомами-

индивидами. Надо было быть, конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в событиях

английской революции и предшествующих ей десятилетий атомизацию индивидов

и возникновение Левиафана, важность этих предпосылок для создания

современной политической системы с одной стороны, их разрушительность и

угрозу обернуться "войной всех против всех" с другой стороны. Отсюда

гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса,

неустанного политического благоустройства перед лицом вечной угрозы

тоталитаризации в измысленной им форме тотальной "войны всех против

всех".

I. Бюрократия: источники и сущность.

Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии

(от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления[1]. Само по

себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и

конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления

предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в

подведомственных структурах процессами, для организации связей между

участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом,

вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей

компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к

собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто

уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.[2]

Исходя из буквального значения слова “бюрократия”, его часто употребляют

как синоним административного управления. Кроме того, термином “бюрократия”

нередко обозначается рационально организованная система управления, в

которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне.

Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога

Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный след в теории управления[3].

В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а также в

политической лексике термин “бюрократия” и все производные от него

употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное

“контруправление”. То есть акцент смещается в сторону извращенных форм

управления (раздутость и запутанность аппарата управления, многописание,

подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность,

протекционизм и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать само

понимание термина “бюрократия”, так как возникает возможность нивелировать

различия самих принципов управления и отрицательных черт их проявления. То

есть “бюрократизм” необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и

хронический недуг органов управления, который свойственен любому обществу,

не взирая на различия в социально-политическом устройстве. Этот недуг

всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к мутации и

приспособляемости. Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается

прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и

политической базой.

1.1. Источники появления и генезис бюрократии.

В определении источников появления бюрократии есть несколько подходов,

иногда диаметрально противоположных. Это определяет и различие во взглядах

на генезис этого явления и возможность его преодоления. Из-за

недостаточного объема данной работы, представляется возможным представить

только две крайние точки зрения на эту проблему.

Если кратко определить сущность марксистского подхода, можно сказать:

бюрократия - это социальный организм-паразит на всем протяжении своего

исторического существования, результат социально-классовых антагонизмов и

противоречий и материализация политического отчуждения. Бюрократия

органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами

и идеологическими формами сознания.[4] Марксистский подход имеет свою

систему понятий (“бюрократическое отношение - государственный формализм -

политический рассудок”) и ключевые принципы анализа (целостность,

конкретность, монизм, классовость и революционное отношение к классовому

обществу и государству).

Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата, имеющая

принудительный характер, может приобрести самостоятельность и встать над

обществом, подчинив его своему диктату: при этом возникает явление,

известное как политическое отчуждение. Политическое отчуждение является

одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются в нашу эпоху самые

разные политические системы, следствием чего стали неоднократные попытки

если не уничтожить, то смягчить его.

Современная Россия рассматривается преимуществен но как общество

переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от

тоталитаризма к политической демократии. В дальнейших разделах книги

будет более подробно проанализирован вопрос об изменении в системе

политической власти в российском обществе. Сейчас важно обратить внимание

на то, что то талитарный политический режим с самого начала своего

возникновения опирался на определенные стереотипы массового сознания, на

широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и в своего

рода политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический режим,

начиная с конца 30-х гг., аккумулировал в себе худшие политические

умонастроения и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся как

требование справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в

качестве здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие

власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск,

доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений

государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами,

любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным

господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В

этом и заключался феномен политического отчуждения - в формировании

псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом государство

могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в

благородную и даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный

нравственный парадокс сталинского политического режима, который оказывается

трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием.

4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и

эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от

политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии

власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств

массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с

избирателями и других мероприятий, президент и иные политические

руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения

с народом.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим

отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы

депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение

индивида от политической власти.

Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и

"съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего

сотрудника, тем самым заняв его кресло.

Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не

меняло, так как они контролировались партийными и государственными

органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной

задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и

контроль за ним.

В процессе рассмотрения принципиально равличных видов дел с

использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет

следующие задачи, соответствующие ее природе:

— рассмотрение споров между отдельными гражданами и государством по

поводу нарушения конституционных прав.

Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и

политическую задачу интеграции индивидов в рамках государства, препятствует

отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может

вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда

это будет спор формально равных сторон".

Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от

проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей»

(Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до

идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с

самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Ф. Гегель,

определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю».

Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления,

он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на

законодательную, отражающую общие интересы, правительственную,

связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец,

княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного

механизма.[5]

Во-первых, немало нареканий в адрес законодательства об ответственности

вызывает такой "больной" для российского общества вопрос, как иммунитет

верховной власти, в частности - народных депутатов. Отказ от нее, по мнению

российских юристов, способствовал бы преодолению отчуждения между

государством и гражданским обществом.

Протестантизм

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь

христианства - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и

разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и

каноническими особенностями. Протестанты не признают католического

чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов,

богородицу ; христианский триединый бог занимает у них совершенно

монопольное положение.

Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в

учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению

протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь,

«спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога.

Это учение подрывало господство духовной власти над светской и

главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от

феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.

В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и

церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное

место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум

(крещение и причащение), богослужение, как правила, состоит в проповедях,

совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается

на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои

символы веры, авторитеты, «священные» книги.

Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских

странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.

Реакцией на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала

Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и кровавой

борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С.

Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь же односторонен, как и

католицизм, но односторонен в противоположном направлении: “ибо

протестантство удерживало идею свободы и приносило ей в жертву идею

единства.

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофилов, противопоставив

единство и свободу, исказили дух первоначального христианства, которое “в

полноте своего божественного учения представляло идеи единства и свободы

неразрывно соединенными в нравственном законе взаимной любви”.

История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера,

который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял

основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того ,

что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против

духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против

претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах

посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом

чрезвычайно остро.

Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать

даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через

его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются

от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств

признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому.

Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов.

Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество,

крестное знамение, священные облачения, иконы.

Сон приближает человека к естественному состоянию и будит

дикие, первобытные инстинкты. Во время сна человек удаляется от

усвоенных воспитанием идей и убеждений .

По определению Большой Советской Энциклопедии, сон - это периодическое

физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных,

внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от

раздражителей внешнего мира.

Субъективно у человека при этом угнетается сознаваемая психическая

активность, периодически восстанавливающаяся при переживании сновидений,

часто с последующим их забыванием. Низшим животным свойственны периоды

бездеятельного состояния. Однако еще не выяснено, в какой мере оно

функционально соответствует сну высших животных. Но наш разговор главным

образом о человеке. У него на сон уходит примерно треть отпущенного ему

времени на жизнь. Когда он спит, ему присущи сновидения - субъективно

переживаемые психические явления, периодически возникающие во время

естественного сна. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох

человеческой культуры, однако подход к ним существенно менялся на

протяжении истории. Многочисленные памятники древней письменности

свидетельствуют о том, что толкование сновидений занимало большое место не

только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении

военных и государственных дел. Во сне видели откровение богов или вторжение

демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Дошедший до нас

древнейший сонник (около 2000 года до нашей эры, Древний Египет) содержит

истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для «защиты»* спящего

от вредоносных духов. Толкование сновидений с целью указания путей лечения

играло большую роль в древней медицине, еще не отделившейся от религиозно-

магической практики. Человек видит во сне то, что когда-то увидено,

задумано, воспринято мозгом, оставило свой, пусть мимолетный, след в

нервных клетках мозга. Хорошо известно, что слепым от рождения не снятся

зрительные образы. Иначе говоря во сне можно увидеть только то, что было.

Но в каком виде? Человек видит порой совершенно сказочные, невероятные

сновидения. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя в далеком детстве,

путешествуем по различным странам, сражаемся, без удивления встречаемся с

умершими людьми, говорим с животными, как в сказках, летаем по воздуху. В

мозгу спящего, как в кино, за короткое время проходит порой вся

человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развертывались во

сне, все они кажутся подлинными, реальными.

-----------------------

[1] БЭС. - М., 1994. - С. 184.

[2] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 4.

[3] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //

Вопросы философии. 1991. № 3.

[4] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 14.

[5] Там же.