Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин

Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ:

ПОЛИТОЛОГИЯ

На тему: Предмет и функции политологии.

Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Студента заочного отделения

специальность: финансы и

кредит.

группа: 4330

Бурлаковой Наталии

Владимировны

Сыктывкар 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Предмет политологии………………………………………………….4

ГЛАВА 2. Функции политологии…………………………………………………8

ГЛАВА 3. Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин….…10

Политология, философия и социология……………………….…10

Политология и история……………………………………………12

Политология и частные политические науки……………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще

великим древнегреческим философом Аристотелем. С давних времен каждый

человек в тои или иной мере оказывается вовлечен в политические отношения,

как подданный того или иного государства, член той или иной социальной

общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или

завоеватель. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях

древневосточной деспотии, хотя большинство населения не осознавало своей

причастности к политическим процессам. Но в наибольшей степени она

проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые

дееспособные граждане, через различные механизмы избирательного процесса

участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления

государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том,

на сколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается

субъектом политических отношений, На сколько обдуманно он делает свой

политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он

последствия своего того или иного действия, участвуя в каких либо

общественных акция протеста или поддержки. Помочь человеку самоопределиться

в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования политических

лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации и

призвано изучение политологии.

Целью данной контрольной работы является выяснение сущности и

особенностей данной науки, ее взаимодействия со смежными общественными

дисциплинами. Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы

ответить на следующие вопросы. Что такое политика и политическое? Каков

объект и предмет политологии как специфической науки? Как соотносятся и как

взаимодействуют политология и близкие ей другие общественные науки? Какие

общественные функции выполняет политология? Ибо, не поняв общего, нельзя

браться за изучение частного.

Глава 1.

Предмет политологии.

Чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как

наука, прежде всего необходимо четко установить объект и предмет изучения

политологии.

В среде политологов принято считать, что объектом политологии

является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни,

которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии

является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту

сферу?

Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера

государственно-организационных связей, взаимодействий и отношений.

Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное

активное участие человека в делах государства. Начиная с периода

раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации

являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением

политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось

представление о том, что предметом политической науки является изучение

государства. Слово политика производно от греческого politika – полис -

город-государство. Отсюда вполне логично, что одно из первых произведений,

посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля "Ta politika" –

"то, что относится к государству". При этом из содержания произведения

следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как

географическое, национально-государственное образование, а, прежде всего

как пространственное поле гражданской активности.

Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было

решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии,

демократии, олигархии и т.д. И уже тогда в древние времена, стало ясно, что

важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. В связи с

этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее

сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти

в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны

большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны

общества.

В-третьих, длительное время в трактовке общественной жизни, в том

числе в политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они

объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц

индивидов, эгоистические интересы которых создают политические отношения.

Позднее, уже в XIX веке, изучая внутренние механизмы деятельности

государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами

политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные

индивиды, а индивиды объединенные в социальные общности: социальные группы,

сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои

социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные

стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или

неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их

объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит

рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется

разделение власти в обществе.

В четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов

социальные группы, классы создают свои политические и общественные

организации: партии, профсоюзы, движения и т.д. Эти организации и

объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых

формируют в определенном направлении общественное мнение. Изучение

деятельности политических организаций и так называемых "групп интересов",

"групп давления", а также идеологических учений является также важной

составной частью политологии.

Итак, мы видим, что вопрос о предмете политологии является достаточно

сложным и важным, его неправомерно отождествлять с вопросом о ее объекте.

Правильный ответ именно на этот вопрос позволяет получить более глубокое и

четкое представление о сущности и специфике этой науки.

В понимании предмета политологии ни у нас, ни за рубежом пока не

достигнуто даже принципиального единства мнений. В целом здесь выявились

две основные односторонне крайние позиции. Одна из них ведет к

расширительному толкованию этого предмета, когда в политологию включается

все и всякое научное знание о политике и политическом. Поэтому сторонники

такой позиции безоговорочно включают в политологию и политическую

философию, и политическую социологию, и политическую психологию и др.

Другая крайность находит свое выражение в толковании политологии как

науки о государстве, его организации, направлениях и механизме

деятельности. По сути дела, это означает сведение политологии к

государствоведению. Такая позиция приводит к суженому пониманию предмета

политологии, ибо субъектами политики, особенно в современных условиях,

являются, как уже отмечалось, не только государство, но и различные

негосударственные объединения и организации. Совершенно очевидно, что

современная политическая жизнь не может быть правильно понята без учета

интересов, программ и деятельности многочисленных партий, разнообразных

политических движений и организаций, негосударственных средств массовой

коммуникации и т.д.

К неоправданному сужению предмета политологии ведет и отождествление

ее с политической социологией. Эта достаточно распространенная точка зрения

стирает предметную грань между политологией и социологией, серьезно

затрудняет выявление их специфики и тем самым ведет в другом отношении к

расширительному пониманию предмета политологии. К узкому пониманию предмета

политологии приводят и попытки рассматривать эту науку как исследование

путей, способов и методов принятия управленческих решений, ибо это чаще

всего низводит всю теорию политики до уровня лишь частной и прикладной

политологии.

Необходимо четко разграничить понимание политологии в широком смысле

слова как всей системы научного знания о политике и политическом, как всей

совокупности политических наук, включая политическую философию,

политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и

права, политическую психологию и политологии как политической науки в более

узком, собственном, строгом смысле – как одной из политических наук, как

общей теории политики, политических явлений, отношений и процессов,

изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики,

политического в различных условиях разных стран и народов, в различных

сферах общественной жизни. Как такая общая теория политики, политология

представляет собой, вместе с политической философией и политической

социологией, ядро политической науки в широком смысле, которое не только не

исключает, но и предполагает существование и развитие и других более

частных, специальных политических наук.

Итак, политология в собственном смысле слова – это наука об общих

принципах и закономерностях политической жизни общества и их специфическом

проявлении, о путях, формах и методах их реализации в деятельности

субъектов политики. [ 3. стр. 10]. Такое понимание политологии позволяет

достаточно четко отграничить ее, с одной стороны, от неполитических по

своей природе и сущности наук, а с другой – от иных политических наук

относительно более широкого или более узкого порядка.

Глава 2.

Функции политологии.

Предназначение и роль политологии находят свое проявление, прежде

всего в выполняемых ее функциях. В обобщенном виде эти функции можно

подразделить, прежде всего, на три основные, находящиеся в достаточно

тесном взаимодействии и в то же время сохраняющие свою специфику: теоретико-

познавательную, практически-управленческую и идейно-воспитательную. В

основе реализации всех функций политологии лежит правильное и глубокое

отражение политологией политической жизни, ее закономерностей, путей форм и

механизмов развития. Поэтому успешная реализация второй и третей из

указанных функций политологии находится в прямой и решающей зависимости от

выполнения ею первой функции.

Теоретико-познавательная функция политологии направлена на

обеспечение и совершенствование научно-обоснованного методологического

подхода к изучению политической реальности, на расширение и конкретизацию

знаний о политике и политическом. Но политология, как и другие науки,

обогащается не только на собственной основе и ради самосовершенствования,

но и в тесной связи с политической жизнью и ради ее совершенствования. Это

означает, что политология призвана не ограничиваться познанием политической

реальности, а, опираясь на научное знание, вырабатывать обоснованные

предложения и рекомендации, планы и прогнозы для политики и политической

практики, направленные на рационализацию и оптимизацию управления

политическими явлениями и процессами. В этом находит свое выражение

практическо-управленческая функция политологии. И, наконец, поскольку

изменение политической жизни общества зависит непосредственно от

политического поведения людей, а это последнее определяется их

политическими взглядами, формируемыми политической наукой, поскольку

политологии принадлежит немаловажная роль в идейном воспитании членов

общества, особенно в повышении их политической культуры.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она

способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития

политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция

политологии. Политология способна дать:

1. Долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития

той или иной страны на данном историческом этапе;

2. Представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с

каждым их выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

3. Рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов,

включая побочные эффекты.

Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии

политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для

разработки государственной политики. На основе политологических

исследований вырабатываются критические выделения политически значимых

общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется

социальная, национальная и оборонная политика правительства.

Предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Глава 3.

Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Политику, политическое по-своему исследуют не только политология, но

и другие науки.

Сначала рассмотрим соотношение политологии с науками, носящими более

общий характер, предварительное изучение которых создает общетеоретическую

и методологическую базу для изучения проблематики политологии. Поэтому и

соотношение между этими науками определяется, прежде всего, тем, что

предмет, законы и категории философии и социологии значительно шире, нежели

предмет, законы и категории политологии, а также тем, что знание законов и

категорий более общего порядка является важнейшим условием правильного

подхода к изучению явлений и процессов более частного порядка.

Политология, философия, и социология.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь,

поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и

всего мироздания и общества как целого. Но подход этих наук, а также

политологии к изучению политического мира далеко не одинаков. И это

определяется своеобразием предмета каждой из этих самостоятельных наук.

Рассмотрим соотношение политологии с политической философией и политической

социологией как составными частями соответственно философии и социологии,

наиболее тесно примыкающими к политологии.

Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую

реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология,

а как составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их

взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями.

Непосредственным предметом политической философии являются не законы

политики, не законы организации, функционирования и развития политической

жизни общества, а особенности проявления и действия значительно более

общих, философских законов в сфере политического. В политической философии

находит свое выражение общемировозреннческий подход и уровень изучения

политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного

и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника

движения и развития и т.д. Но поскольку сущность и содержание законов одной

из областей общественной жизни далеко не сводится лишь к специфическому

проявлению в ней философских по своей природе законов, поскольку

политическая философия не подменяет и не поглощает другие политические

науки, в частности, политическую социологию и политологию.

Менее общей, чем политическая философия, но вместе с тем более

широкой наукой, чем политология, выступает социология и ее составная часть

– политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения

проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре

внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи

политического и социального, особенно социальной обусловленности

политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп,

политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием

личности и социальных групп, социального содержания в политике и

властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути

достижения социально-политического согласия и порядка и др. Все это и

многое другое составляет суть и содержание социологического подхода, уровня

изучения политики, который особенно близок к собственно политологическому,

ибо правильное изучение политических явлений и процессов просто невозможно

вне исследования органично связанных с ними соответствующих социальных

явлений и процессов. Тем более, что политическое нередко выступает как

специфическое проявление социального в широком смысле.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией

обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы,

общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами

политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из

основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно

влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как

специфическое социальное явление не только определяет функционирование и

развитие одной ( политической) из сфер общественной жизни, но и обладает

особым свойством глубокого проникновения и серьезного влияния на другие

сферы жизни общества – экономическую, социальную и духовную – и тем самым

во многом определять жизнь общества в целом.

Но смежный характер и особо тесная связь социологии, включая

политическую социологию, и политологии не означает их отождествления. Одно

дело теснейшее взаимодействие и даже взаимопроникновение этих наук, опора

на общие категории и их совместное широкое использование, а другое –

стирание граней между предметами этих наук. Так, понятие "гражданское

общество" – общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что

они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему

гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а

политология – в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать,

что социология идет от общества к государству, политической власти, а

политология – от государства, политической власти к обществу. Для

социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества,

социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие

в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского

общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества,

политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их

политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития

управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов,

организаций и их взаимоотношения и т.д.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая

общество как целостный социальный организм, выступают как науки более

высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или

специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону

окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и

методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие

политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью,

содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов,

способствует накоплению теоретического и эмпирического материала,

необходимого для философских и социологических общностей.

Политология и история.

Соотношение политологии и исторической науки – это соотношение теории

и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной

стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и

осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный

истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое

обобщение политической истории, политология способствует более глубокому

политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в

котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль. В этом

находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

Вместе с тем между этими науками есть и немало различий. Главное из

них состоит в подходе к изучению даже одних и тех же явлений. История по

самой своей природе не может отображать исторические события и процессы вне

конкретно-хронологического хода и неповторимо индивидуального своеобразия

их развития. Политология, как общая теория политики и политической жизни,

наоборот, абстрагируется и от конкретной хронологии событий, и от их

персоналии, и от неповторимых исторических особенностей. Задача политологии

– научно-теоретическое обобщение исторического прошлого, выделение

повторяющегося, сущностного, типического, закономерного в ряду политических

событий.

Политология отличается от истории и в ряде других отношений. История

охватывает изучение развития всего общества, а политология – лишь его

политическую сторону. И в этом смысле объект политологии уже, чем истории.

Другое отличие связано с тем, что история изучает только то, что уже

свершилось и вошло в историю, в то время как политология переносит центр

тяжести на изучение современной, текущей политической жизни и, кроме того,

включает в качестве своего необходимого элемента политическое планирование

и прогнозирование.

Политологии и частные политические науки.

Теперь рассмотрим кратко основы соотношения и взаимодействия

политологии и большого числа более частных или специальных политических

наук, среди которых можно выделить государствоведение и правоведение,

политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию.

В принципе здесь имеет место такое же соотношение, как и между

общеэкономической теорией и другими, частными отраслевыми экономическими

науками, между общей социологией и специальными социологиями, между теорией

государства и права и другими, сравнительно частными юридическими науками

(например, государственным, административным, уголовным, гражданским и

иным правом).

Главное здесь состоит в том, что политология, как наука более общего

порядка, выполняет роль общетеоретической и методологической основы для

частных политических наук, изучающих мир политики не как целое, а ту или

иную его часть или сторону. Так даже такая достаточно широкая политическая

наука, как теория государства и права, выступает по отношению к политологии

как сравнительно более частная политическая наука, ибо она призвана

исследовать не всеобщие, универсальные формы проявления политического, а

лишь его государственные и правовые формы. Политическая психология также

изучает не всю политику, а только ее психологические основы (место и роль

убеждений, установок, чувств, ориентаций и мотиваций в политической

деятельности и политическом поведении и пр.). Ясно, что необходимым

условием успешного изучения этих и других частных проблем в указанных

науках является овладение достижениями политологии. С другой стороны,

развитие специальных политических наук служит надежной основой творческой

разработки общей теории политики и политологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над данной темой, я постаралась выявить особенности и

сущность науки политологии, составить представление о ее предмете и

функциях, взаимодействии со смежными общественными дисциплинами, ответить

на ряд вопросов, поднятых в водной части работы, уяснить для себя то,

какие общественные функции выполняет политология и какова ее роль в

общественной жизни, то, как важно изучать эту науку, особенно на

современном этапе развития российской действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев К.С.

// "Просвещение". М. 1993.

2. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". М. 1997.

3. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С //

"Знание". М.1997.