Понятие активной и пассивной политики занятости

Понятие активной и пассивной политики занятости

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на

национальном, региональном и местном уровне привлекаются обьединения

предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей

учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти

создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь

местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем,

осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям

рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов

использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников,

проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии

и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень

занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той

или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30

- 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в

выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально

благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря

которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до

70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не

приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы

путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с

избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией

улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных

местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели

повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с

отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных работ, в основном для молодежи, на

строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с

гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной

профессии;

- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления

в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50%

издержек на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих

мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием

инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и

сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения

налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению

общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим

устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного школьного образования получают его, причем

организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,

английскому языку (в основном для иммигрантов);

-детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся

предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей

работой, при необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого

личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно

удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и

последовательность их освоения;

- учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов

и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на

уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном числе профессиональных школ на

консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и

воспитателей для постановки методики обучения;

- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных

уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое

позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством

подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства старшекурсников над вновь

поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и

обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при

общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем

ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой

активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке

труда Швеции и США При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США,

относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8

ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы,

в два раза значительнее- 70% против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве

внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из

главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения

обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем

в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного

значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции,

распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и

студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина

учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в

дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом

определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая

предшествует профессиональному обучению.

1) “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.

2) Вопросы экономики, 1997 г., №2

3) “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Москва, 1991 г.

4)

5) Перспективы государственного регулирования трудовых отношений в США

КОТЕВАН РОСТИАШВИЛИ