Понятие активной и пассивной политики занятости
Понятие активной и пассивной политики занятости
К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на
национальном, региональном и местном уровне привлекаются обьединения
предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей
учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти
создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь
местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем,
осуществляют над ними контроль.
Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям
рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов
использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников,
проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии
и реорганизации производства.
Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень
занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той
или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30
- 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.
Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в
выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:
- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально
благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря
которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до
70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не
приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
- обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы
путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с
избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией
улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных
местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели
повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с
отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
- организация общественных работ, в основном для молодежи, на
строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с
гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной
профессии;
- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления
в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50%
издержек на вновь созданные рабочие места;
- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих
мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием
инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
- стимулирование расширения предпринимательской деятельности и
сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения
налогообложения с прибыли и личных доходов.
В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению
общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим
устойчивый спрос на рынке труда:
- не имеющие законченного школьного образования получают его, причем
организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,
английскому языку (в основном для иммигрантов);
-детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся
предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей
работой, при необходимости сроком до месяца;
- применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого
личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно
удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и
последовательность их освоения;
- учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов
и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на
уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;
- в максимально возможном числе профессиональных школ на
консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и
воспитателей для постановки методики обучения;
- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных
уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое
позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством
подготовки каждого ученика;
- используется метод опекунства старшекурсников над вновь
поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и
обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при
общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем
ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой
активности населения.
Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке
труда Швеции и США При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США,
относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8
ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы,
в два раза значительнее- 70% против 35%.
Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве
внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из
главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения
обеих стран.
Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем
в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного
значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции,
распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и
студентов.
Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в
большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина
учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в
дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.
Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом
определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая
предшествует профессиональному обучению.
1) “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.
2) Вопросы экономики, 1997 г., №2
3) “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Москва, 1991 г.
4)
5) Перспективы государственного регулирования трудовых отношений в США
КОТЕВАН РОСТИАШВИЛИ