Понятие коммереческого права
Понятие коммереческого права
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Коммерческое право – отрасль гражданского права. 4
Глава 2. Предмет коммерческого права. 7
Глава 3. Принципы коммерческого права. 11
Заключение. 16
Список использованной литературы…. 17
Введение.
Гражданское право — система правовых норм, составляющих основное
содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними
личные неимущественные отношения, основанные на независимости и
имущественной самостоятельности их участников, методом юридического
равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями
самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и
интересов.
Предметом гражданского и коммерческого права является имущественные
отношения.
Общественные отношения, которые регулируются гражданским правом,
составляют его предмет. К ним относятся две группы отношений.
Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой
отношения, возникающие по поводу имущества — материальных благ, имеющих
экономическую форму товара. Во-вторых, личные неимущественные отношения,
связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними.
Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что основаны на
равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников,
т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга
субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это частные
отношения, вникающие между субъектами частного права.
Целью данной работы является изучение понятия коммерческого права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
. рассмотреть сходства и различия между гражданским и коммерческим
правом,
. изучить предмет коммерческого права,
. рассмотреть принципы коммерческого права.
Глава 1. Коммерческое право – отрасль гражданского права.
Имущественные, а также и неимущественные отношения, не относящего
указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут
регулироваться его нормами. Прежде это касается имущественных отношений,
основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, в частности налоговых и финансовых отношений, участки которых не
являются юридически равными субъектами. По этой причине из сферы действия
гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и
иным публичным имуществом, возникающие между государственными органами.
Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть
предмета гражданского права. Они складываются по поводу конкретного
имущества — материальных благ товарного характера.
К таким благам относятся не только физически осязаемые вещи, но и
некоторые права, еще в римском праве называвшиеся «res incorporales» — «не
телесные вещи» (например, банковский вклад, представляющий собой не деньги,
а право требования вкладчика к банку). Имущественные отношения возникают и
по поводу результатов работ и оказания услуг, в том числе не обязательно
воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение,
услуги культурно-зрелищного характера), поскольку такие результаты также
имеют товарную форму.
Имущественные отношения не являются юридической категорией. Это —
фактические, экономические по своей социальной природе отношения,
подвергаемые правовому регулированию, т.е. оформлению, упорядочению. В них
воплощается товарное хозяйство, рыночная организация экономики. При этом
они отражают как статику этого хозяйства — отношения принадлежности,
присвоенности материальных благ, составляющие предпосылку и результат
товарообмена, так и его динамику — отношения перехода материальных благ, т.
е. собственно процесс обмена товарами (вещами, работами, услугами).
Понятно, что обе эти стороны тесно связаны и взаимообусловлены: товарообмен
невозможен без присвоения участниками его объектов, а присвоение в
большинстве случаев является результатом товарообмена. Имущественные
отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования,
отличаются некоторыми общими признаками. Во-первых, они характеризуются
имущественной обособленностью участников, позволяющей им самостоятельно
распоряжаться имуществом и вместе с тем нести самостоятельную имущественную
ответственность за результаты своих действий. Во-вторых, по общему правилу
они носят эквивалентно-возмездный характер, свойственный нормальному
товарообмену, стоимостным экономическим отношениям. Возможны, конечно, и
безвозмездные имущественные отношения (например, дарение, безвозмездный
заем, безвозмездное пользование чужим имуществом и т. д.). Они, однако,
вторичны, производны от возмездных имущественных отношений и не являются
обычной формой товарообмена. В-третьих, участники рассматриваемых отношений
равноправны и независимы друг от друга и не находятся в состоянии
административной или иной властной подчиненности, поскольку являются
самостоятельными товаровладельцами[1].
Нетрудно видеть, что все перечисленные признаки обусловлены товарно-
денежным характером имущественных отношений, входящих в предмет
гражданского права.
ГК РФ проводит различие между коммерцией как торговлей и
предпринимательством как любой деятельностью, нацеленной на получение
прибыли. Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организации
называют коммерческими, подобное решение нельзя признать приемлемым.
Известный русский философ А.А.Зиновьев отмечает такой феномен. Создавая
путаницу в простейших исходных понятиях, некоторые группы людей порождают
непонимание и трудности у широких слоев общества, у тех, кому приходится
пользоваться такими понятиями. Даже в юридической науке смешение
предпринимательства и коммерции создало затруднения и противоречия.
Поэтому курс коммерческого права строится как отраслевая, а не как
комплексная юридическая дисциплина. С целью отмежевания, отделения от
комплексных разработок по торговле приходится использовать название
«коммерческое право». Размежевание необходимо, поскольку коммерческое право
имеет принципиально иное содержание, качественно отличается оттого, что
изучают в торговых вузах и училищах.
Коммерческое право в содержательном отношении представляет собой под
отрасль гражданского права, ведь торговый оборот — это часть имущественного
оборота, регулируемого гражданским правом.
По отношению к нормам гражданского права нормы торгового права
считаются специальными. Это означает, что к коммерческим отношениям они
подлежат применению в первую очередь, имеют приоритет в случаях
противоречий с гражданско-правовыми нормами. Последние действуют
субсидиарно, то есть применяются лишь при отсутствии надлежащих норм
торгового права.
Глава 2. Предмет коммерческого права.
Предметом коммерческого права является правовое регулирование
коммерческой, т. е. торговой, деятельности.
Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом
общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению
товаров от изготовителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о
начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой
деятельности. Это одни из узловых вопросов. Уже здесь коренятся
принципиальные расхождения позиций, взглядов на коммерческое право.
Торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им
продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необходимый
этап продвижения его к потребителю. Не будет акта продажи созданного
продукта — не будет рыночных отношений. Возникает вопрос: в чем
практическое значение такой позиции? Дело в том, что посредник может и не
закупить товар у отдельных изготовителей или закупить лишь часть товара.
Между тем для каждого предприятия важно обеспечить сбыт своего товара.
Кроме того, товар может, быть реализован без участия посредников, и такие
операции тоже образуют торговлю, товарное обращение.
Данный вид деятельности требует исследований. Без выработки
рекомендаций и оказания методической помощи изготовителям они сами не в
состоянии наладить успешный сбыт своего товара. Именно не разработанность
указанных проблем, отсутствие у предпринимателей навыков такой работы ведет
к массовым и повсеместным фактам, когда созданный товар оказывается
непроданным. В результате работники вместо денег получают заработную плату
лампочками, кастрюлями или полотенцами.
Таким образом, изучение товарного оборота должно начинаться с действий
организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не с действий
торговых посредников.
В состав коммерческой деятельности так же следует включать акты
приобретения товара потребителями[2].
Итак, в качестве обязательных участков торгового оборота должны
приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) затем деятельность
посреднических и оптовых торговых звеньев; 3) наконец, действия субъектов
по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти
участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержание
торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права.
Таким образом, коммерческое право непосредственно связано с
актуальными и жизненно значимыми проблемами общества.
С учетом сказанного можно определить соотношение торгового и
гражданского законодательства, торгового и гражданского права. Как уже
говорилось, торговый оборот — один из участков имущественных отношений, в
основном регулируемых гражданским законом. Поэтому торговое
законодательство образует специальную часть, отдел гражданского
законодательства. Итак, торговое законодательство — это относительно
обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм,
регулирующих торговую деятельность.
Отсюда для нас проистекают два важных следствия:
1. Поскольку торговое право решает отдельные, специальные вопросы
имущественных отношений, являясь частью гражданского права, было бы
совершенно неправильно говорить о дуализме, двойственности гражданского и
торгового права.
2. Торговое законодательство должно пониматься как специальная часть
гражданского законодательства, а торговое право — как под отрасль
гражданского законодательства, подобно жилищному или транспортному, которые
регулируются специальными кодексами, но никакого дуализма с гражданским
кодексом не создают.
Общие положения гражданского законодательства распространяются на
отношения торгового оборота. Таковы правила о юридических лицах, праве
собственности, способах защиты, ответственности и др. Нет необходимости
повторять их в торговом законодательстве, чтобы не создавать удвоение в
регулировании.
Торговое законодательство разрабатывается для закрепления специфики
торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях, когда какой-то
вопрос в торговом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к
торговле применяются нормы торгового законодательства.
Важно понимать не только взаимоположение, но и взаимовлияние торгового
и гражданского права. Гражданское право своим происхождением и развитием
обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования товарных
рыночных отношений оказывают определяющее влияние на развитие гражданского
права, основных его институтов. К. Маркс характеризовал римское частное
право как отличающееся «непревзойденной по точности разработкой всех
существенных правовых отношений простых товаровладельцев». По выражению
известного английского ученого-юриста В. Ансона, «договорное право является
детищем торговли». Это означает, что главное регулирующее средство
гражданского права — договор — возникло и сформировалось под воздействием
потребностей торгового оборота.
Различными являются скорости развития собственно гражданского
законодательства и такой его значимой части, как торговое законодательство.
Торговое законодательство всегда действовало в качестве лидера
гражданского, причем с развитием мировой торговли эта лидирующая роль
возрастает. «Сильнейшее влияние» торгового права на гражданское,
усиливающаяся «коммерциализация» последнего подчеркивается даже в учебной
литературе.
За счет каких факторов создается неравномерность развития торговой и
других частей гражданского законодательства? Она возникает в результате
более высокой динамики развития торговли внутри имущественного оборота в
целом. Торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж.
Поэтому она всегда стремится к движению вперед, постоянному изменению
регулирующих ее правил[3].
Понимание этих обстоятельств очень важно для правильного решения
вопроса о кодификации торгового законодательства. Издавать ли отдельный
торговый кодекс или урегулировать вопросы торгового права внутри
Гражданского кодекса — это вопрос законодательной техники.
Глава 3. Принципы коммерческого права.
Коммерческое право содержит принципы ГК РФ. Под правовыми принципами
понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права,
имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер.
Такие основные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и
отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже институтам и
субинститутам.
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Принцип недопустимости характеризует гражданское право как частное
право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое;
непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в
хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений —
товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях; прямо
предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный
принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной
жизни, личной и семейной тайны граждан.[4]
Реализации требований этого принципа содействуют новые правила
законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти
за незаконное вмешательства в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а
также о возможности признания судом недействительными актов публичной
власти или их неприменения при разрешении спора [5].
Принцип неприкосновенности собственности.
Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так публичной,
означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее
им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или
запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное
значение для организации имущественного оборота, участники которого
выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда ( ст. 35 Конституция РФ), принятому на
законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также
допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной
предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не
исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их
необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.
Действие указанного принципа исключает возможности, как
необоснованного присвоения чужого имущества, так и новых переделов
собственности, будь то возврат имущества «прежним владельцам»
(«реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу
новых владельцев. Он призван гарантировать стабильность отношений
собственности; составляющих базу имущественного оборота. Что касается
перераспределения бывшего публичным имущества путём его приватизации, то
оно само отражает волю публичного собственника и потому не может считаться
нарушением или исключением из действия, рассматриваемого принципа.
Принцип свободы договора.
Этот принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов
гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида
договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого
принципа в гражданском праве означает отказ законодателя (от понуждения к
заключению договора на основе обязательных для сторон планово-
административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной
экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский
оборот.
Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в
гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа.
Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного
договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие
товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы[6].
Заключение публичного договора подчиняется специальным: правилам,
установленным комментируемой статьей. Во-первых, коммерческая организация
не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии
возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.
Пленумы ВСРФи ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления
иска понуждении заключить публичный договор, бремя доказывания отсутствия
возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы,
предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию[7].
Во-вторых, цена товаров, а также иные условия публичного договора
должны быть одинаковы для всех потребителей. В исключение из этого правила
законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут
устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. №
431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" многодетным семьям
предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже 30%[8].
В силу п. 5 комментируемой статьи условия публичного договора, не
соответствующие этим требованиям, ничтожны.
В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение
одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут
быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий
потребителей. Например, Законом о ветеранах" инвалидам Отечественной войны
предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата[9].
В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки,
предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не
определены иные порядок и сроки его заключения (см. комент. к ст. 445 ГК).
При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от
заключения публичного договора потребитель вправо предъявить в суд иск о
понуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также
вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям
публичного договора независимо от согласия на это коммерческой
организации[10].
Судебная практика исходит из того, что с иском о понуждении заключить
публичный договор обратиться в суд вправе только контрагент коммерческой
организации. Такое право этой организации по отношению к контрагенту не
предоставлено (см. п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с
заключением, изменением и расторжением договоров[11]).
Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ.
Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров.
Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары,
услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории
Российской Федерации. В соответствии с указанным принципом субъекты
Российской Федерации и другие лица не вправе устанавливать какие-либо
местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и
финансовых средств в едином экономическом пространстве Российской
Федерации. На всей территории Российской Федерации должны быть одни и те же
«правила игры» при осуществлении предпринимательской или иной деятельности,
реализуемой в рамках гражданских правоотношений. На территории Российской
Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и
каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых средств. Так, не допускается издание актов или совершение
действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение)
товаров из одного региона Российской Федерации, республики, края, области,
района, города в другой[12].
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии
с федеральным законом только в том случае, если это необходимо для
обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и
культурных ценностей[13].
Заключение.
Имеется еще одна, совершенно особая, теоретическая и практическая
задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского
товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья
рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.
Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание
устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для
преодоления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития
экономики. От успешного решения этих задач, без преувеличения, зависит
будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в
предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового
законодательства.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерацию М., Инфра-М., 2004.
2. Федеральный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991. № 948-1 (ред. от
09.10.2002).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Инфра-М., 2004.
4. Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, № 3.
5. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8.
6. Ведомости РФ, 1992, № 19.
7. Вестник ВАС РФ, 1997, № 7.
8. Б.И.Пугинский «Коммерческое право России», Москва, Юрайт, 2002. 528 с.
-----------------------
[1] Б.И. Пугинский «Коммерческое право России», Москва, Юрайт, 2002. С. 25-
26.
[2] Б.И. Пугинский «Коммерческое право России», Москва, Юрайт, 2002. С. 34-
35.
[3] Б.И. Пугинский «Коммерческое право России», Москва, Юрайт, 2002. С. 41.
[4] Конституция Российской Федерации, ст. 23, 24.
[5] Гражданский кодекс, ст. 12, 13.
[6] Гражданский кодекс, п. 3 ст. 426
[7] Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ№6/8, п. 55
[8] Ведомости РФ, 1992, № 19, ст. 1044
[9] Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, № 3, ст. 168
[10] Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, ст. 445, 4461 ГК, п.
55
[11] Вестник ВАС РФ, 1997, № 7, с. 103
[12] Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках» п. 1 ст. 7.
[13] Конституции РФ., ст. 74.