Понятие мировой политики и международных отношенияй
Понятие мировой политики и международных отношенияй
«В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое
мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания
человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом
мире».
Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и
ненасильственного мира. 1986 г.
Вступление
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает
её исследование как на общественном и личностном, так и на международном
уровнях. Объясняется это, в первую очередь тем, что сама суть политики
заключается во взаимодействии и противоборстве различных интересов и сил –
и внутри страны, и на международной арене.
В первой главе приводятся основные сведения о мировой политике, идёт
речь о её субъектах и объектах, а также целях и задачах данного
направления, особое внимание уделено геополитике.
ВТОРАя ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕДЕНА МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИяМ, НАХОДяЩИМСя В
ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВяЗИ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВ. РАССМАТРИВАЮТСя
ТЕОРИя, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ, ТИПОЛОГИя И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТАКЖЕ ОПИСЫВАЮТСя ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В третьей главе обнаруживаются задачи, связанные с поиском, а также
становлением места и роли России в мировом сообществе, в системе
международных отношений.
ГЛАВА I
Ключевые понятия международной политики
§1. Основные сведения о мировой политике
С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на
жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с
усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических,
научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием
межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.
Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует
ряд категорий:
V Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на
международной арене.
V Внешняя политика: внешнее действие одного государства.
Характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность
государства по отношению к другим странам.
V Межгосударственная политика: отражает систему отношений между
государствами, их органами, службами и представителями (президент,
правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).
V Наднациональная политика: сравнительно новое в политическом лексиконе
понятие, ещё не получившее широкого распространения в российской
политологии. Обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате
передачи отдельными государствами части своих суверенных прав
наднациональным органам, которые принимают в этой области решения.
V Мультинациональная политика: влияющая на международные отношения
совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких
или многих государств. Субъекты этой политики – национальные государства.
V Транснациональная политика: сфера международной деятельности
негосударственных актов или субъектов (партий, профсоюзов, международных
неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций).
Сведём все данные о политических категориях в одну таблицу:
|Название сферы |Действующие лица |Примеры |
|Мировая, |Все субъекты МО |Любые взаимодействия, в|
|международная | |которых участвуют |
|политика | |представители двух или |
| | |более государств |
|Внешняя политика |Отдельные государства, |РФ, правительство, |
| |правительство и парламент,|министерство |
| |их органы |иностранных дел, |
| | |комитет по МС |
| | |Федерального собрания |
|Межгосударственная |Любые государства и их |Отношение между РФ и |
|политика |органы в их |США, ФРГ, Японией, |
| |взаимозависимости |деятельность ООН, |
| | |Совета безопасности |
|Наднациональная |Органы, представители |Политика органов ЕС, |
|политика |объединенных государств, |Союза России и |
| |передавших часть своих |Белоруссии и т.п. |
| |суверенных прав | |
|Мультинациональная |Объединение ряда |СНГ, Контадорская |
|политика |государств и |группа, Организация |
| |представителей их |Американских |
| |организаций для решения |государств, ОБСЕ[i], |
| |определённых вопросов, |ОАЕ[ii] |
| |сохраняющих суверенные | |
| |права при принятии решений| |
|Транснациональная |Международные |Greenpeace, |
|политика |неправительственные |Социалистический |
| |организации, объединения |интернационал, |
| |партий, групп интересов, |Всемирная конфедерация |
| |церковных организаций, |труда, Международный |
| |транснациональные |совет церквей, |
| |концерны, воздействия на |Транснациональная |
| |МО |корпорация IBM |
Примечание: МО – международные отношения, МС – международные связи
Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная
политика. Международная (мировая) политика представляет собой
целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права
(государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов
и т. д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов
войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей
безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных,
региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды,
преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание
человечества в целом. Мировая политика – важный фактор, влияющий на
развитие международных отношений. Её сфера охватывает весь спектр
политических отношений, сложившихся между государствами, а главные
приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего
человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными
качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное
влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные
элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как
части единого целого. Эффективность зависит от многих факторов, в том числе
и от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций,
соответствия внешней политики государств реальности.
§2. Цели и задачи мировой политики
От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие
центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого
субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону
повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден
исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от
внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается
деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика
представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и
поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы
реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не
только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но
и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по
объединению людей независимо от их национальной, государственной или
социально-классовой принадлежности. В этом её цель и назначение.
Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы
международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире,
свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и
ненависти.
Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищённости
человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы международного права
стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.
Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на
международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества.
Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют
перераспределению центров экономической и политической активности. Таким
образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и
содержании международных отношений.
§3. Субъекты мировой политики
В современной мировой политике действует большое количество различных
участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными
субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)
государств. Государства – наиболее могущественные и организованные
субъекты, сосредоточившие «в своих руках» основные средства воздействия на
международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно
представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не
может существовать вне государства, которое необходимо для организации
внутренней и международной жизни. Государства контролируют деятельность
прочих участников международных связей – административных единиц (области,
края, региона), общественных организаций, фирм и индивидов. Однако сегодня
обозначилась объективная тенденция увеличения числа участников
международных отношений. Всё более важными субъектами становятся
международные организации – основные организаторы общения государств.
Международная организация – это объединение государств (в соответствии с
международным правом и на основе международного договора), осуществляющее
сотрудничество в политической, экономической, культурной, научно-
технической, правовой и иных областях.
Международные организации принято разделяют на два типа:
> межгосударственные или межправительственные
> неправительственные организации
Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:
политические экономические военно-стратегические культурные
общественные идеологические научно-технические
Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях
международной жизни:
глобальном (например, ООН), региональном (например, ЕЭС и ОАГ[iii]),
надрегиональном (например, Движение неприсоединения[iv]),
двустороннем (например, Россия – Франция).
Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт
современных международных отношений, основанных на принципах нового
политического мышления.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями
государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной
компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений
в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели
к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации
имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть
неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и
правительственные структуры, и общественные организации, и даже
индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут
вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то
же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных
организаций постоянно растёт.
Международные организации охватывают самые разные аспекты
международных отношений. Они создаются в экономической, политической,
культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и
специфику. В качестве примера различных международных организаций можно
привести:
|Региональные организации (Ассоциация|Организации в области культуры и |
|Государств Юго-Восточной Азии |спорта (Международный Олимпийский |
|(АСЕАН), Европейское Экономическое |Комитет (МОК), Организация |
|Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига |Объединенных Наций по Вопросам |
|Арабских Государств (ЛАГ)) |Образования, Науки и Культуры |
| |(ЮНЕСКО)) |
|Профсоюзные организации |Профессиональные организации: |
|(Международная Конфедерация |Международная Организация |
|Свободных Профсоюзов (МКСП), |Журналистов (МОЖ); Международная |
|Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ)) |Организация Криминальной Полиции |
| |(ИНТЕРПОЛ) |
|Международный Красный Крест (МКК) — |Демографические организации |
|организация, целью которой является |(Международная Демократическая |
|помощь военнопленным, другим жертвам|Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная |
|войны, катастроф и стихийных |Ассоциация Молодёжи (ВАМ)) |
|бедствий | |
|Организации экономического |Организации в области отдельных |
|характера, охватывающие сферу |отраслей мирового хозяйства |
|финансов, торговли (Международная |(Международное Энергетическое |
|Торговая Палата (МТП), Международный|Агентство (МЭА), Международное |
|Валютный Фонд (МВФ), Международный |Агентство по Атомной Энергии |
|Банк Реконструкции и Развития |(МАГАТЭ), Организация Стран |
|(МБРР)) |Экспортеров Нефти (ОПЕК)) |
|Военные организации (Организация |Различные организации в поддержку |
|Северо-Атлантического Договора |мира и солидарности (Всемирный Совет|
|(НАТО), Тихоокеанский Пакт |Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, |
|Безопасности (АН-ЗЮС)) |Международный Институт Мира) |
|Религиозные организации (Всемирный |Политико-экономические организации, |
|Совет Церквей (ВСЦ), Христианская |например: Организация Африканского |
|Мирная Конференция (ХМК)) |Единства (ОАЕ) |
|Экологические организации (Greenpeace) |
Самую значительную роль в системе международных отношений играет
Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в
истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных
государств в поддержании мира и безопасности, содействии экономическому и
социальному прогрессу всех народов.
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть
международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что
свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.
Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения Организации
Объединенных Наций.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли
в систему международных отношений и как структуры ООН, и как
самостоятельные организации. К ним относятся:
— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)
— МОТ (Международная Ассоциация Труда)
— МВФ (Международный Валютный Фонд)
— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки)
— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии)
— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)
— Международный суд
Международные правительственные организации имеют больше рычагов
воздействия на международную политику и отдельные государства, чем
общественные организации, которые воздействуют, в основном, через
формирование международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии
или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия,
учреждения и организации, цель которых – получение прибыли. Они действуют
через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК
обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом
отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. ТНК, по
выбранному в ООН определению, – предприятия имеющие (вне зависимости от
страны их происхождения и формы собственности на них (частная,
государственная, смешанная)), определение в двух или более странах.
Функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющих
проводить согласованную политику и общую стратегию. Важными субъектами
мировой политики выступают религиозные организации.
Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования
мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать
решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии
как своих стран, так и мира в целом. Но всё же роль всех вышеназванных
субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют
полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую
либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию.
Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета,
безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно
государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный
общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в
отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.
Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и
международных отношений.
Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его
способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие
государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в
системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Ещё
недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно,
военный потенциал страны во многом определяет её могущество и
соответствующее положение на международной арене.
Реальное положение государства определяется более широкими показателями,
такими как величина территории, природные и людские ресурсы, структура
национальной экономики, объём и качество промышленного и
сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное
развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также
способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное
развитие.
§4. Геополитика
При изучении мировой политики и международных отношений в рамках
политической науки особо важная роль отводится такому её направлению как
геополитика. Введение в научный оборот самого термина «геополитика»
связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р.
Челлена (1846–1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая
рассматривает государство как географический организм или феномен в
пространстве».
Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются
американский военно-морской историк и теоретик Алфред Тайер Мэхен
(1840–1914), британский географ и политик Маккиндер, британский географ
Фейргрив, американский исследователь международных отношений Спайкмен,
германский социолог Карл Хаусхофер (1869–1946).
В их трактовке центральное место в детерминации международной политики
того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл
геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного,
территориального начала.
Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы,
приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных
отношений и мировой политики.
Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю
политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее
факторов. Основной объект геополитических исследований – географическая
среда страны, которая характеризуется:
V рельефом, размером и расположением территории в мировом
геополитическом пространстве
V типом и формой государственных границ
V состоянием окружающей среды
V наличием природных ресурсов.
Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими
важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально-
демографическая структура общества, экономика, военная мощь.
При изучении географической среды в рассматриваемой науке делается
акцент прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В
связи с этим особое значение имеет такое понятие, как территориальность.
Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете,
является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место
страны в иерархии международных отношений, её политику на мировой арене и
национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории
государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения страны.
Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем –
плотностью населения, то есть числом жителей на 1 км2. Государства-гиганты
(такие как Россия, Китай, США, Индия), имеющие высокую или относительно
высокую плотность населения, как правило, имеют значительный вес в мировой
политике и глобальном развитии.
Существуют также государства с достаточной большой территорией и весьма
малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их
возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно
отнести Канаду и Австралию.
Важным элементом государственной территории являются водные
пространства, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские
порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных
границ) и территориальные. Внутренние водные пути во многих случаях
выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним
проходят важные транспортные коммуникации, вдоль них располагаются города,
в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает
значительная часть населения страны. Внутренние воды играют роль
естественных преград при обороне государства.
Территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и
мировой системе морских коммуникаций.
Воздушное пространство играет важную роль в аспекте транспортных
коммуникаций и обороны страны.
Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория
«граница». В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие
пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница
определяет ареал формирования национального самосознания и идентичности.
Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих
границ является показателем его силы и авторитета в международном
сообществе.
Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под
естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают
созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения
территории одного государства от другого или от открытого моря.
Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных
инженерных сооружений.
Современная геополитическая теория в наши дни ищет ответ на вопрос,
связанный с адекватной оценкой силовых соотношений между государствами
современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в
международном сообществе, которое является исторической категорией и во
многом определяет глобальное развитие всего человечества и отдельных
регионов на нашей планете.
Глава II
Международные отношения
§1. Понятие международных отношений
Международные отношения — это совокупность экономических,
политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных,
культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими
на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них
единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе
полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую
роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором
сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,
многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,
экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в
Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого развития –
поступательное развитие производительных сил и их интернационализация;
мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической,
научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену
на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в
координации усилий при решении глобальных и национальных проблем;
невиданное расширение связей и контактов между людьми во всём мире.
Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во
взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения
во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или
иную историческую эпоху; а с другой стороны – любое государство вынуждено
учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы
международного права, «правила мировой политической игры». Иначе говоря,
речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних
факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на
формирование внешней политики зависит в каждом отдельном случае от
конкретно-исторических обстоятельств.
Следует признать, что внешние факторы оказывают возрастающее влияние
на отношения внутри любой страны. Это связано с обострением экологических и
сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и серьезными
конфликтами в различных регионах мира, с увеличением ответственности
мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран, с
невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных
катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств –
членов мирового сообщества.
В практике современных международных отношений обнаруживаются
определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается
максимальная реализация государственности и суверенитета участников
отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных
субъектах на мировой арене. Одновременно действует тенденция усиления
интеграции всё большего числа участников международных отношений,
упрочнения институциональных форм широкого политического, Социально-
экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения
сегодня характеризуются в первую очередь переходным состоянием, когда
процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы
как расширения сотрудничества на основе взаимных интересов, так и
соперничества и даже противоборства различных государств.
Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка.
Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и
усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире
сочетаются с охраняющимся разнообразием особенностей развития народов.
Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации,
гуманизации, демилитаризации, «открытого диалога культур» пока не носят
системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от
поведения и функционирования субъективных факторов.
В условиях мира и социально-культурного обновления международные
отношения всё в большей степени превращаются во взаимоотношения между
народами и людьми. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых
человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для
реализации насущных проблем.
Таким образом, международные отношения как совокупность интеграционных
связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями,
частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы
внешней и международной политики.
§2. Теория международных отношений
Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием
общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и
приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий
относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория
прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных
отношений и геополитическая теория.
Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция
революционной трансформации мирового порядка, разработанная Марксом,
Энгельсом и Лениным. Для неё характерны:
V классовый подход к анализу мировых проблем
V изучение внешней политики государства в связи с внутренней
V рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в
соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-
экономических формаций
V исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.
Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была
разработана в середине XX века «реалистами» – Джорджем Фростом
Кеннаном[v], 3бигневом Бжезинским[vi], Уолтом Ростоу[vii], Генри
Киссинджером[viii] и другими учёными и политиками.
Признанным авторитетом данного направления стал Генри Моргентау[ix].
Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил,
заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять
этим силам. Согласно Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть
полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно
соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и
всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика
понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными
государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится
«политический детерминизм» мировых процессов.
Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач
международной политики: что движет деятельностью государств на
международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с
другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются
общезначимые или групповые интересы, то в международной политике —
преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила
основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный
интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров
коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам
относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),
«экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание
экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),
«интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие
подчинённую роль или возникающие одновременно.
Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»
интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные
различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные
интересы могут не совпадать.
Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире
положение, соответствующее её силе.
«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории
реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями
международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным
влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения
сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких
моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.
Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Каплан. В русле
этого направления сложились школы структурно-функционального и системного
анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют
политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные
единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то
модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию
извне и изнутри. Были описаны социальные и политико-психологические
факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического
процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области:
- бюрократическая сфера с её вниманием к особенностям функционирования
действующих в этой сфере организаций;
- специфика принятия решений по вопросам внешней политики
государственным руководством
- роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они
объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков
внешней политики.
Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям,
транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений,
влияющим на формирование мировой политики.
Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное
средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или
препятствование развитию процессов взаимной зависимости.
Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и
многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных
компонентов уравнения мировой политики.
Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической
науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той
или иной степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают
влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты.
Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает
монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с
разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир
внешней политики.
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют
друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —
мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных
отношений.
§3. Основные признаки международных организаций
Цель создания любой международной организации – объединение усилий
государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО),
экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая
организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во
всех областях. В таком случае международная организация выступает
посредником между государствами-членами. Иногда государства передают
наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для
обсуждения и решения.
Любая организация должна обладать, по крайней мере, четырьмя
признаками.
V Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это
наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая
правительственная организация должна быть создана на правомерной основе,
то есть не должна ущемлять интересы отдельного государства и
международного сообщества в целом.
V Кроме того, любая международная организация создается на основе
международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и
т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в
последние время участниками международных организаций становятся и
межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих
международных рыболовных организаций.
V Каждой международной организации важно иметь соответствующую
организационную структуру. Этот признак подтверждает постоянный характер
организации и тем самым отличает её от других форм международного
сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры,
членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.
V Следующим важным признаком международной организации является наличие у
неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её
учредительном акте. Международная организация не может превысить свои
полномочия, а также имеет самостоятельные международные права и
обязанности, то есть обладает автономной волей отличной от воли
государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей
сфере деятельности может самостоятельно избирать средства выполнения прав
и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами.
Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными
признаками, по праву считается международной межправительственной
организацией.
Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип
международных организаций, это международные неправительственные
организации(МНПО), то есть любая международная организация, не учрежденная
на основании межправительственного соглашения. Такие организации,
создающиеся на основе учредительного акта, должны быть признаны, по крайней
мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в
двух государствах. Подобные организации возникли в начале XIX века, в
настоящее время их насчитывается около 8000. МНПО играют активную роль во
всех аспектах современных международных отношений. В ряде областей они
могут быть лидерами: например, комитет Красного креста, принципами
деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость
и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в
различных областях.
Однако, несмотря на некое различие между международными
межправительственными и неправительственными организациями, они активно
сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является
консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои
правила предоставления консультативного статуса МНПО.
Международные организации любого вида признаны решать различные
проблемы в сферах своей деятельности. Для решения политических,
экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно
около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений
они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов, в
середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных
конференций в год. Международные конференции не являются международными
организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской
дипломатией.
Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего
межправительственные конференции созываются для разработки и принятия
международных договоров, заключения актов, свода принципов по
сотрудничеству в конкретной области международных отношений. Значительное
количество международных конференций созывается для обсуждения насущных
проблем современности. За последние годы наиболее важные международные
конференции созываются под эгидой ООН.
Формирование любого типа международных организаций основывалось на
важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами.
Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда
определялась их классификация, т. е. международные организации,
направленные на решение данных проблем, приобретали статус
межправительственной или неправительственной международной организации.
§4. Типология международных отношений
C давних времен предпринимались попытки классифицировать международные
отношения. Существуют различные подходы к решению этого вопроса.
Основным критерием типологии, представленной в марксистско-ленинской
литературе является способ разделения классовых отношений на две основные
группы:
1. Классово-однородные отношения: феодальные, капиталистические,
социалистические.
2. Международные отношения, неоднородные в классовом отношении –
гетерогенные (переходные).
Широкое признание получила типология, международных отношений по
характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием
выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные
отношения строятся на этих моделях:
1. Классический многополюсный мир
2. Двухполюсный (биполярный) мир с доминированием двух государств или
систем государств
3. Однополюсный мир
4. Надгосударственный мир (бесполюсный)
Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться:
сотрудничество мирное существование неприсоединение война
холодная война
В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два
основных типа: отношение
соперничества отношение сотрудничества
Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении
обостряющихся глобальных проблем – в первую очередь, экологические и
международного терроризма. В современных условиях отдельные государства
просто не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы.
§5. Проблемы и концепции международных отношений
Существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные
отношения.
С одной стороны – общепризнанное в международных документах формальное
равенство государств, с другой – их реальное неравенство. Причём это
неравенство обусловлено не только величиной, мощью, экономическим и военным
потенциалом государств, но и правовым аспектом отношений. Одни страны
являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие – нет. Одни
страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет
его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных
государств и отчасти в финансовой зависимости от них. Данные несоответствия
ярко проявились в военной кампании США против Ирака 2003 года.
В значительной степени отношения между государствами основываются на
договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных
отношений.
Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В
ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их
симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в
ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.
Нестабильность договоров также является реальной проблемой
межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие
договоры, изменить сложившуюся систему отношений.
Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений
между государствами в значительной степени носит договорный характер, что
отражается на его применимости. Уже в 1928 году принимались совместные
решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете
вооруженного насилия, однако и после 1945 года войны и конфликты
продолжались.
Все вышесказанные проблемы в значительной степени обусловливают
недоверие государств друг к другу.
Нельзя сказать, что международные отношения состоят исключительно из
проблем: за последние десятилетия государства серьёзно продвинулись в деле
интеграции (процесс сближения), налаживании связей, появилось много общего,
но, тем не менее, проблемы остаются.
§6. Современные тенденции развития международных отношений
Современный этап международных отношений характеризуется
стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.
Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США.
Разрушилась старая система международных отношений, которая получила
название биполярной — двухполюсной.
В пёстрой картине замены старых международных отношений на более
актуальные можно выделить несколько чётко просматривающихся тенденций
развития.
Первая тенденция развития современных международных отношений —
рассредоточение власти. Идёт процесс становления многополюсного мира.
Сегодня всё большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На
мировую арену всё активнее выходит Япония, которая уже сегодня является
«экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-
Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так
называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом
будущем в мировой политике наиболее существенным образом заявит о себе
Китай.
Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы
международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время
происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной
Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США
единственным мировым лидером (что, по нашему мнению, было бы большой
ошибкой). Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой
место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США
займет Китай.
Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их
глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии
единой системы мировой связи, а также изменении и ослаблении функций
национального государств, активизации деятельности транснациональных
негосударственных образований. На этой основе формируется всё более
взаимозависимый и целостный мир: взаимодействия в нём приняли системный
характер, когда перемены в одной части мира неизбежно дают отзвук в других
его частях (независимо от воли и намерений участников таких процессов).
Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание
глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к
совместному их решению.
Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в
течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в
развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние
достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению
производительности труда, привела к значительному приросту необходимой для
людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло
множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали
перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный
противоречий мир в то же время взаимозависим в своей целостности.
Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить
на четыре основные группы: политические, экономические, экологические,
социальные.
Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала
почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое
накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне
изменило ситуацию в мире. Характер ядерного (радиоактивного), химического и
бактериологического оружия не даёт возможности любому государству военными
средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности
в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей
для всех стран, либо отсутствовать вовсе.
Важной проблемой, беспокоящей всё человечество, становится
международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной
является государственный терроризм.
К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе
экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды.
Опасность нарушения экологического равновесия надвигалась исподволь,
иногда в результате неосведомлённости, а чаще всего из-за пренебрежения
людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей
практической деятельности.
Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким
возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной
закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности
населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального
благополучия.
Результаты чрезмерная эксплуатация человеком природы видны
невооружённым глазом: массовая вырубка леса, ухудшение качества ресурсов
пресной воды, загрязнение морей, озер, рек (в том числе, нефтью из
потерпевших аварию танкеров), а также нарушение озонового слоя, что
представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в
воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота,
серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление
климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового
эффекта» (что, кстати, ещё не доказано, так как, возможно, подобное
потепление – закономерный виток в климате планеты, когда-то уже имевший
место).
Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с
проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим
потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому
требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию,
Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Разнообразны и
социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей
обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком
опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и
онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания, ранее неизвестные
вирусы приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных
проблем.
Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных
структур, в том числе и наркомафии (хотя, их влияние и так немало).
Глобальные проблемы возникли во взаимоотношениях человека, общества и
природы. Все они органически сплетены между собой, и поэтому их решение
требует комплексного подхода.
Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных
отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение
экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки
преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в
одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они
требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных
ресурсов.
Четвёртой тенденцией современных международных отношений является
усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и
демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство людей живёт на
полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.
На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран:
государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая
Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый
«золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в
которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма
высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность
жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только
благодаря наличию высокоразвитой наукоёмкой экономики.
На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки,
республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут
в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн.
ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли
развитому миру энергоносители и сырьё и выступали в качестве свалки для
ядовитых отходов.
Пятой тенденцией стало то, что как во внутренней, так и в международной
жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил
постепенно заменяется началами сознательного, целенаправленного,
рационального регулирования, основанного на праве, демократических
принципах и знаниях.
Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так
и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо
от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной
войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились
возможности скрывать нарушения государством личной свободы граждан, их
естественных и политических прав. Так в марте 2003 г. премьер-министр
Великобритании Тони Блэр выступил с заявлением об участии страны в военной
акции США против Ирака, даже не осведомившись о мнении общественности на
этот счёт.
Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая
политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в
принятии касающихся их решений, улучшения своего материального
благосостояния и качества жизни.
Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное
телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет,
делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой
информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам,
— стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически
наиболее развитых государствах. Эти новые СМИ получают всё более широкое
распространение во всём мире.
Глава III
Россия в системе международных отношений
§1. Россия в переходный период
В конце XX века возникли задачи, связанные с поиском места и роли
нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни
статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики,
равновесного США и их союзникам. Резко сократилось её геополитическое
пространство. С распадом Советского Союза Россия была оттеснена дальше в
восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, была
ослаблена её инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и
Прибалтикой от неё отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы.
Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных
государств и выходит к Тихому океану наименее развитой частью.
После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось
не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на
государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не
приобрела ни одного нового.
Вот что накладывает отпечаток на формирование внешней политики России:
> обширность географического пространства и неравномерное распределение
природных богатств на территории страны
> этноцивилизационное многообразие населения России, включающее более 150
различных народов
> большая протяженность сухопутной и морской государственной границы
> большое количество примыкающих к границам или расположенных рядом
плотнозаселённых и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных
государств, многие из которых заинтересованы во включении отдельных
богатых природными ресурсами регионов России в состав своей территории
В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал
страны заметно снизился. Происходит её вытеснение на периферию мировой
экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного
потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение
экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило
её международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение
российского государства практически не учитывается. Впрочем, в последнее
время, с приходом к власти Путина, ситуация начинает постепенно меняться к
лучшему.
§2. Современная Россия
В поисках своего места в международной политике, которое бы
соответствовало её возможностям, её традициям, России придется учитывать
как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные
перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом
пространстве и изменяющихся международных отношениях.
Современной России следует избегать негативных аспектов формирования
нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные
факторы.
Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной
внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета
Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую
территорию со значительными природными богатствами, образованное население.
Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии
становления.
Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:
1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство
достижения политических, экономических и других внешних целей.
2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том,
что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.
3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно
важные интересы.
4. Внешняя политика должна быть взаимовыгодной.
Всё больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета,
целостности и единства России выступает в качестве её главного
национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные
направления внешней политики Российского государства.
Важная задача внешней политики России – установление доверительных
отношений со странами Запада.
В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает
Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет
поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырьё.
Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран
Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнёром
именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и
образования.
Уникальное географическое положение России должно быть также
использовано к её экономической и политической выгоде. Через Россию идут
самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского
региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между
Западом и Востоком.
Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то,
чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве
суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в
системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном
уважении, взаимовыгодном сотрудничестве. Внешнеполитической стала проблема
защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли
иммигрантами в новых суверенных государствах.
Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в
международных отношениях являются укрепление целостности Российской
Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь
при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи —
превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в
самодостаточный и свободный субъект международных отношений.
Вместо заключения
В завершении данной работы хотелось бы привести несколько цитат,
пословиц и высказываний, на наш взгляд, относящихся к основному
повествованию. Все они способствуют осмыслению написанного и,
соответственно, прочитанного и последующим размышлениям о проблемах
международного сотрудничества и, в частности, взаимоотношениям между
людьми.
«Власть – это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах
и слишком тесным на своих»
Поль Декурсель
«Народ – единственный критик, чьё мнение имеет цену»
Марк Твен
«С миру по нитке – голому рубашка»
«Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся назад всё самое
лучшее, что есть в мире»
«Политика – это продолжение войны мирными средствами»
«Политик – это человек, который принимает интересы страны за свои или
свои – за интересы страны»
«Цивилизация – это переход от культа силы к культуре сотрудничества»
Примечания
-----------------------
[i] Организация безопасности и сотрудничества в Европе
[ii] Организация африканского единства: объединение африканских государств,
созданное в 1963 году. Среди целей – укрепление единства и координация
действий африканских стран, борьба против колониализма, содействие
экономическому развитию стран Африки.
[iii] Организация американских государств: основана в 1948 году. Члены – 24
латиноамериканских государства и США. Под нажимом США в 1962 г. из ОАГ была
незаконно исключена Куба. Высший орган ОАГ – ежегодная Генеральная
ассамблея министерства иностранных дел. Исполнительный орган – Постоянный
совет ОАГ в Вашингтоне.
[iv] Страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса
неучастие в военно-политических блоках и группировках.
[v] Американский дипломат, публицист XX века. В 1952 г. – посол в СССР, в
1961–63 – в Югославии. Профессор Принстонского университета.
[vi] Американский социолог, государственный деятель. C 1977 г. – помощник
президента по национальной безопасности.
[vii] Американский социолог и экономист.
[viii] Государственный секретарь США в 1973-77 годах, советник президента
по вопросам национальной безопасности в 1969-75 гг. Профессор Гарвардского
университета.
[ix] Министр финансов США в 1934-45 гг. В 1951-54 гг. – председатель совета
директоров Американской корпорации по развитию и финансированию Израиля.