Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы в Украине

Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы в Украине

Министерство образования и науки Украины

Восточно-украинский национальный университет имени В.И.Даля

Кафедра УТР и экономической теории

Курсовая работа

на тему: «Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы в Украине.»

По дисциплине: основы экономической теории

Выполнил: студент группы УП-211

Зарубин Е.А.

Проверил: научный руководитель

Манченко Р.В.

Луганск 2001г.

Тема курсовой работы: «Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы

в Украине.»

План курсовой работы:

I. Сущность инфраструктуры и её место в системе ПО

II. Экономическое составляющие инфраструктуры рынка

III. Информационные технологии и средства деловых коммуникаций

IV. Актуальные проблемы в Украине

Заключение (перспективы развития в Украине инфраструктуры

современного рынка)

Гл. 1

Сущность инфраструктуры и её место в системе ПО

Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает

собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые

использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для

обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность

вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать

совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию

производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего

СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.

Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет

собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений,

связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

Инфраструктура рынка Украины представляет собой быстроразвивающиеся

многообразие рыночных отношений. В процессе экономического перехода Украина

столкнулась с рядом актуальных проблем безработица, высокий уровень

инфляции, сокращение объёмов производства, снижение уровня жизни, рост

экономического неравенства. Развитие инфраструктуры современного рынка

будет способствовать успешному переходу Украины к рыночной экономике.

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность

покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная

структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный

рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа

труда; газетные объявления типа “продаюпокупаю”; информационно-компьютерные

системы купли-продажи товаров и т. д.

Существуют множество видов рынков, главные из которых можно

сгруппировать по следующим трем признакам.

Основные виды рынков (с точки зрения соответствия действующему

законодательству, по экономическому назначению объектов рыночных отношений,

по пространственному признаку): 1) легальный рынок,

2) теневой рынок, 3) потребительский рынок, 4) рынок капиталов,

5) рынок рабочей силы, 6) рынок информации, 7) финансовый рынок,

8) валютный рынок и др. 9) местный рынок, 10) национальный рынок,

11) международный региональный рынок, 12) мировой рынок.

Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на

составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок

земли, станков, кормов, газа и т. Д.; рынок

информации- рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.;

финансовый рынок-рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных

ресурсов.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных

взаимосвязанных функций.

1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет

производителей ( продавцов) и потребителей товаров , предоставляя им

возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен,

спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция рынка возникает пристолкновении товарного

спроса и предложения, а также благоодаря конкуренции. В результате

свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и

услу-ги.

3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены “сообщают”

бизнесменам о состоянии экономики. В частно-сти, через кокретный

разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост

деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности

рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.

4. Регулирующая функция действует через тот же меха-низм свободных

рыночных отношений.Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами

(перепроизводство про-дукции) капиталы перетекают в более

прибыльные отрасли с повышенными ценами ( недопроизводство). В

результате в первых отраслях прооизводство сокращается , а во вторых

- растет.

5. Стимулирующая функция также осуществляется с по-мощью рыночных

цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены

“вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары,

наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство,

увеличивает производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция жестока, но экономиче-ски оправдана. Рынок

“очищает” экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной

деятельности.Те предприни-матели, которые не учитывают запросы

потребителей и не заботятся о проогрессивности и рентабельности

своего производства терпят поражение в конкурентной “борьбе” и

“наказываются” банкротством. И наоборот, общественно полезные и

эффективно работающие предприятия поцветают и развиваются.

Гл. 2

Экономическое составляющие инфраструктуры рынка

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике обще

известны. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих

участников рыночных отношений возникает временно свободные денежные

средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений,

временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации

товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и

т.п., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но

не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы,

денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников

рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх

тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой

инфраструктуры рыночного хозяйства кредитной системы. Кредитная система

государства. Кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых

учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства

на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и

совокупности так называемых небанковских банков, то есть не банковских

кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные

свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике

небанковские кредитнофинансовые институты представлены инвестиционными,

финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными

кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не

являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с

банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и

небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной

инфраструктуры остается банковская система.Вся совокупность банков в

национальной экономике образуют банковскую систему страны.

В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной

экономикой банковская система имеет два уровня. Первый уровень банковской

системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений,

выполняющих функции центрального банка, например федеральная резервная

система США). За ним законодательно закрепляются монополии на эмиссию

национальных денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-

кредитной политики. Второй уровень в двухуровневой банковской системы

занимают коммерческие банки (частные и государственные).

Основные налоги. Практика налогообложения в большинстве стран с

развитой рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные

налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.

Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов. Подоходные

налоги. Практика подоходного налогообложения различает: валовой доход,

вычеты и облагаемый доход. Валовой доход-это сумма доходов, полученных из

различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из

валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные,

командировочные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся

различные налоговые льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований,

льготы, например, для инвалидов, пенсионеров и т. п. Таким образом:

облагаемый доход валовой доход - вычеты.

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать и

установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются

стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть

предпринимателей уходит в «теневую» экономику.

Американские эксперты во главе с профессором А.Лаффером попытались

теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко

снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому

служит так называемый эффект Лаффера. Если ставка подоходного налога будет

увеличиваться по сравнению с rA, то произойдет не увеличение, а уменьшение

суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. Rв

ставках налога уменьшатся стимулы к трудовой и предпринимательской

деятельности. В чем же суть «эффекта Лаффера»? Если экономика находится

положении справа от точки А' (в точке B), то уменьшение уровня 11

налогообложения до оптимального (га) в краткосрочный период ( приведет к

временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном

периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и

предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в

легальную экономику. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно,

так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится

экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении

«эффект Лаффера» не «сработал» в период президентства Рейгана: хотя

снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но

одновременно оно затруднило реализацию ) социальных программ.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно

построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно

откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее

справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы.

Американцы, например, считают, ( что при такой ставке налога, как в Швеции

(75 %), в США никто бы не стал работать в легальной экономике.

Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения

должна находиться в пределах 50-70 %.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических

лиц и подоходный налог с юридических лиц.

Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с

прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном, подоходном

налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах.

Практика личного подоходного налогообложения. Теперь кратко

остановимся на действующих системах личного подоходного налогообложения в

США и Украины.

Система личного подоходного налогообложения в США действует в

соответствии с законом о налоговой реформе 1986 г. В нем предусмотрены две

налоговые ставки: 15 и 28% (вместо действовавших ранее 14 ставок). Ставка в

15% применяется ко веем налогоплательщикам, имеющим доход ниже 29750 долл.

в год. При доходе выше этой суммы ставка-28%. Личный подоходный налог

индексируется в соответствии с темпами инфляции. По отношению к ее уровню

корректируются не только размеры стандартных скидок и льгот (например,

величина необлагаемого минимума в 1989 г. равнялась 2000 долл., в 1990 г.

2050 долл.), но и налоговые группы (с целью предотвращения перехода

налогоплательщиков в группу с более высоким уровнем налогообложения только

из-за роста цен). Действующая в Украине система личного подоходного

налогообложения базируется на следующих основных положениях:

Источник получения доходов может быть любой, если он базируется на

законодательстве Украины;

Налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности

осуществляется по той же шкале, что и налогообложение других доходов

физических лиц. Отличается лишь, порядок исчисления: в данном случае под

облагаемым доходом понимается разность между доходом в денежном и

натуральном измерении и документально подтвержденными расходами, связанными

с получением доходов, а также различаются сроки уплаты налога;

Предусматривается ряд налоговых льгот (в облагаемый доход не

включаются пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению,

алименты, пенсии и льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого

минимума;

Личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Подоходный

налог с юридических лиц. Он также является прямым прогрессивным налогом в

большинстве стран. В США подоходное налогообложение юридических лиц

регулируется законом о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим

законом была снижена максимальная ставка подоходного налога и уменьшена его

прогрессия. Максимальная ставка была снижена в 1987 г. с 46 до 40%, а в

1988 г. - до 34%. Уменьшение ставок подоходного налога с юридических лиц

при одновременном сохранении основных льгот характерно не только для США,

но и для всех крупнейших стран, где в 80-х гг. произошли налоговые реформы.

Но в Украине налогообложение прибыли юридических лиц имеет свои

особенности, связанные со спецификой современного российского

предпринимательства. Во-первых, ставка налога меняется не в зависимости от

суммы прибыли, а в зависимости от сферы его деятельности. Во-вторых, объект

налогообложения не зависит от формы собственности юридического лица и

модели его хозяйствования. В-третьих, существует особенность расчета

объекта налогообложения. Для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая

прибыль увеличивается по сравнению с нормируемой величиной на сумму

превышения расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость. Налог на

добавленную стоимость.

Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых

стран, - это налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость

включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит,

прибыль, расходы на электроэнергию и т. п. Ставки НДС не превышают 20-30 %

и составляют, например, в США- 11%, в Великобритании - 15 % (хотя удельный

вес этого налога в ВНП достаточно высок), в ФРГ - около 6 %, в Швеции - 7

%, во Франции - 8 %.

НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при

относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов.

Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы

при инфляционном росте цен, их либерализации. НДС имеет преимущества как

для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться,

с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает

заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплательщиков

предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

В Украине НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста

стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и

вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между

отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения

товаров, т. е. фактически на каждой технологической стадии движения товара

к потребителю.

НДС - показательный пример того, как может осуществляться

перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не

совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому,

чтобы переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и

услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога,

либо- «назад», на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая

им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не

существовало.

Фактически НДС - это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку

в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг

компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются

здесь лишь своего рода сборщиками налогов. Еще одной особенностью НДС

является то, что это внутренний налог - при вывозе товаров за границу его

величина должна компенсироваться покупателю.

НДС в Украине взимался по ставке 20 % к облагаемому обороту по

товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а

также по продукции топливноэнергетического комплекса н услугам

производственно-технического назначения, и по ставке 21,88% - по товарам,

реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам. Специалисты

считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение

вследствие ценового шока и сокращения производства.

От НДС освобождаются: услуги городского пассажирского транспорта;

услуги в сфере народного образования; научно исследовательские и опытно-

конструкторские работы, выполненные за счет средств государственного

бюджета; услуги в сфере культурной и спортивной деятельности; выдача,

получение и уступка лицензий; квартплата и некоторые другие виды товаров н

услуг. Акцизы и другие налоги. К косвенным налогам, широко применяемым в

различных странах, относятся акцизы.

Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и

оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов

невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя

есть возможность переориентации на замещающие *авары и «ухода» от уплаты

этих налогов. В Украине к подакцизным товарам относятся винно-водочные

изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия,

меха, изделия из натуральной кожи и т. п.

К категории вновь введенных в Украине налогов, т. е. налогов,

которые до 1992 г. не взимались, относится налог на имущество предприятий.

Отличительной особенностью налога является его отнесение на финансовые

результаты деятельности предприятий. Налог взимается со среднегодовой

стоимости имущества предприятия. При этом под имуществом понимается не

только стоимость основных средств, но и стоимость нематериальных активов

(патенты, лицензии, ноу-хау и другие виды интеллектуальной собственности),

денежные средства на расчетном и валютном счетах, в кассе и т. д.

Максимальная ставка налога - 1 % , но конкретные ставки могут быть и

меньше.

Как отмечалось выше, разработчики налоговой системы в Украине пошли

по пути введения большого количества разнообразных налогов. Так, в

соответствии со пециальными законами облагаются налогом доходы банков,

доходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг.

Существуют специальные отчисления в Пенсионный фонд и на социальное

страхование. Особый порядок действует по отчислениям в дорожные фонды.

Существуют налог на наследования и дарения и целая гамма местных налогов

(курортный сбор, налог на рекламу, целев6й сбор на содержание милиции,

налог на перепродажу автомобилей, налог за открытие предприятия, различные

регистрационные сборы и т. п.). Описывать все эти налоги не имеет смысла,

их нужно «почувствовать» на практике.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система

взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток

товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном

рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли,

фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью и т.п. Ранее отмечалось,

что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений,

ядром которой являются фондовые биржи и банки. В рыночной экономике

возможна ситуация, когда одни участники конференции, например

предприниматели не располагают необходимым количеством капитала для

расширения производства, развертывания предложения товаров до уровня их

спроса. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного

размещения сбережений, например в виде излишков денежных средств. Для

разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции

рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура – кредитная

система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и

иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности. Существует

множество вариантов прибыльного использования этих средств, когда,

допустим, профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаются взаймы

коммерческим банкам и т.п. В современной экономике не один рубль или доллар

не должен простаивать на долго выпадать из обращения.

Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Практика

доказала, что наиболее эффективным является ее двухъярусная строение:

первый ярус – центральный (государственный) банк, второй – коммерческие,

ипотечные (кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование

нововведения)

Биржа валютная (от лат. bursa – кошелек) – организационно

оформленный и регулярно функциони рующий рынок, на котором происходит

торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются

преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по

поручениям своих клиентов. Биржи валютные традиционно не имеют

самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах

товарных, либо при биржах фондовых. В настоящее время в развитых странах

преобладает прямая межбанковская торговля валютой, в связи с чем значение

биржи валютной в общем объеме международной торговли валютой относительно

невелико. Наиболее известные биржи валютные имеются, в ФРГ, Франции,

Японии, странах Бенилюкса, некоторых скандинавских странах. На биржах

валютных традиционно производится официальная фиксация валютных курсов

несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в

официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и

различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении

контракта, хотя практически большинства сделок совершаются банками по

текущим валютным курсам, устанавливаемым ими. В СССР с 1991 года начала

действовать биржа валютная, являющая пока структурным подразделением

Госбанка. Если в валютных аукционах участвуют непосредственно предприятия,

то на бирже оперируют только члены биржи – банки. Они обязаны иметь

лицензию на проведение валютных операций, устойчивое финансовое положение,

быть квалифицированными посредниками своих клиентов.

В зависимости от изменения валютного курса банки могут либо

предлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса

и предложения устанавливается единый курс применяемый для всех сделок банка

с клиентами.

Биржа товарная – центральное звено инфраструктуры товарного рынка;

учреждения, в котором осуществляются торговые сделки по купли и продажи

товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой

экспертизы. В 1926 году в СССР функционировала 114 товарных бирж. Невзирая

на недостатки в их деятельности, в частности отсутствие финансового

контроля они сыграли существенную роль в стабилизации экономике и цен.

Свертывание новой экономической политики повлекло за собой ликвидацию бирж.

В настоящее время биржи товарные в нашей стране возрождаются, им

принадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей

между товаропроизводителями. Различают биржи товарные специализированные и

универсальные. За рубежом преобладают специализированные, где объектом

сделки является тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка,

биржа цветных металлов и т.д. В СССР пока преобладают универсальные биржи

товарные, но есть и специализированные. На бирже товарной по поручению

своих клиентов сделки заключают посредники – брокеры; учредители биржи

могут заключать на ней сделки без посредников. Биржа товарная может быть

государственная или акционерной организацией, но предпочтительнее

акционерной (под государственным контролем, что общепринято в мире). Биржа

товарная предоставляет продавцам и покупателем помещение определенной

гарантией, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное

вознаграждение. При правильной организации информационной службы биржи

товарные служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе и

предложения на различные товары. Все сделки на бирже товарной читываются,

при этом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя

(предлагаемая) и фактическая. Торги проводятся в заранее установленные дни.

Члены и пайщики биржи товарной заранее получают перечень товаров,

предлагаемых к продаже. Цены на бирже свободные, они могут колебаться,

поэтому они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее

характерные цены. Обычно при большом количестве сделок эти цены

рассматривают специальные котировальные комиссии. По итогам торгов

выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно – биржевые

ведомости. Биржи товарные в разных городах связанны единой информационной

системой. В дальнейшем наши товарные биржи будут осуществлять связь с

зарубежными фирмами с помощью действующей международной системы "Глобэкс".

На бирже товарной наряду с реализацией наличного товара заключаются и

фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет

произведен в будущем. Членами товарной биржи обычно являются крупные

предприятия и фирмы – поставщики и покупатели значительных партий товаров,

банки. Членам Украинской товарно-сырьевой биржи может быть любое

юридическое лицо. Формы участия в деятельности товарной биржи разные: можно

приобрести постоянное брокерское место дающее право участия во всех торгах,

пользования всеми услугами биржи, можно приобрести акции биржи вместе с

брокерским местом дающее право не только на представительство своего

брокера (брокерской конторы), но и на получение дивиденда и участия в

управлении биржи. Придельное количество товарной биржи предусматривается ее

уставом с учетом ее нформационных и других возможностей («пропускной

способности»).

Биржа труда – организация, специализирующаяся на посредничестве между

рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не

устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем

предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При

существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют

также функции контроля за установлением, право на получения пособия

безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро,

конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются

следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой

основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме

трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим

переменить место работы, изучают спрос и редложение рабочей силы, собирают

и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и

территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная

ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения

профессии. Важное место занимает организация переобучение и трудоустройство

инвалидов.

Направление биржи труда не обязательно для предпринимателей, могущих

отказать в прием на работу. С другой стороны, отказ безработного от

направления на роботу, как правили, влечет потерю права на пособие по

безработицы. Деятельность биржи труда получила международноправовую

регламентацию в ряде конвенций МОТ Первоначально наем рабочей силы

обязательно осуществлялся через биржи труда за несколькими исключениями.

Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении

смягчения и упрощения условий найма. В 1925 году деятельность биржи труда

была реализована на основе государственного трудового посредничества

(свободный наем), причем частные посреднические бюро были запрещены. К

концу 1930 года биржи труда прекратили свое существования. Переход нашей

экономики к рынку требует проведения структурных маневрах и существенного

перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны.

Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость

воссоздания трудовой биржи с учетом современных требований. Их функции не

могут ограничиваться регистрацией безработных и поискам для ним рабочего

места.

Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные

структуры биржи труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной

защищенности, информационные системы учета вакантных рабочих мест,

подготовке и переобучения кадров, формирования единой системы социальной

помощи не занятым трудо-

способным гражданам и др.

Фондовая биржа – организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая

для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая

цель фондовой биржи – обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и

перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев

возможность обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и

предложения контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует

формированию их биржевого курса. Учредители фондовой биржи сами определяют

необходимые для нее функционирования органы управления, регулируют

деятельность участников торговле на ней, устанавливают плату на услуги.

Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной

публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию –

чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и

экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных

средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из

отраслей в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее

перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая

технические и технологические открытия и разработки, новые товары и

продукты.

Фондовая биржа имеет специальное оборудованное помещение достаточное

для того, чтобы вместить всех участников торга, штат сотрудников,

подготовленные для биржевой деятельности и имеющих необходимые юридические

права для торговли ценными бумагами. Первая в России Петербургская биржа,

открытая в 1703 году по указу Петра-I, совмещала

функции товарной и фондовой бирж. На ней торговали сырьем, товарами,

акциями, государственными облигациями, иностранными векселями. В период

нэпа в СССР существовали лишь фондовые отделы при товарных биржах Москвы,

Харького, Киева и других городов. Фондовая биржа может функционировать

периодически, по мере накопления спроса на ценные бумаги, либо ежедневно в

течении нескольких часов. И лишь при большом объеме операций и весьма

развитом рынке потребуется постоянное функционирование биржи.

Гл. 3

Информационные технологии и средства деловых коммуникаций

Куслугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные

собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и

технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные

функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того,

агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а

также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных

ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок,

получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого.

А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть

мощный стимул работать эффективно.

Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела:

творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений;

отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения

объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности

аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной

деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента

руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных

отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.

Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей

репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает

нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам

которых и делает свой выбор.

Рекламные агентства получают компенсацию в виде комиссионного

вознаграждения и иногда гонорар. Обычно агентство получает 15%-ную скидку

со стоимости закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для

клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет

агентству счет на 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство получает с

клиента полную сумму – 60 тыс. долл., – удерживая комиссию в 9 тыс. долл. в

свою пользу. Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала,

он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл., поскольку комиссионные скидки

представляют только аккредитованным рекламным агентствам.

И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство

системой комиссионных скидок. Крупные рекламодатели жалуются, что платят за

те же самые услуги больше, чем мелкие рекламодатели, просто потому, что

размещают большие рекламы. Рекламодатели также считают, что комиссионная

система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и

кратковременных рекламных кампаний. Агентства сетуют на то, что оказывают

клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного

вознаграждения.

Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на

основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров. На

устоях деятельности гентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции

наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей

конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые

специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании

рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие

управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все

настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на

извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные

внутрифирменные рекламные агентства, прекратив таким образом долговременную

связь со своими прежними рекламными агентствами. И наконец, Федеральная

торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за

лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут

ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно

делающие свое дело, выживут.

Гл. 4

Актуальные проблемы в Украине

Украина еще далеко находится от главных потоков капитала. Попытки

рыночных преобразований отдельных сторон хозяйственной деятельности, к

сожалению, не приводят к желательному результату. Отсутствие эффективно

действующей инфраструктуры, которая обеспечивает аккумулирование капитала

для инвестиций в производственную и социальную сферы и оказывает содействие

рациональному размещению финансовых ресурсов, не даёт возможности

эффективно управлять хозяйственной деятельностью и конкурентно оценивать

стоимость производственных ресурсов. Несовершенная система учета прав

собственности на имущество, вместе с отсутствием общенациональных рынков

основных ресурсов производства, делает украинскую продукцию неконкурентной,

а украинские предприятия - убыточными.

Сначала проведения реформ в постсоциалистических странах Восточной

Европы и некоторых странах СНГ создания национального фондового рынка

происходило параллельно с развитием современной модели его инфраструктуры и

в полном соответствии рекомендациям Группы-30, IOSCO, и требованиям

международных финансовых организаций.

Как отклик на глобальные тенденции, которые имеют место в Украине,

были приняты законы “О ценных бумагах и фондовой бирже”, ”О хозяйственных

обществах”. Акцент на биржевую торговлю воспринимался как знак рыночных

преобразований. При этом фундаментальные предпосылки существования биржевой

торговли, которые создавались в других странах десятилетиями, считалось,

произойдут сами по себе. Отсутствие систем выполнения сделок и учета прав

собственности предопределили появление ряда законодательных (Указы

Президента Украины №247/94, 160/96 и т.п.) и нормативных документов. Такое

постепенное развитие привело к появлению Закона Украины “О Национальной

депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в

Украине” и Указа Президента Украины от 22 июня 1999 года N 703/99 “О

принципах функционирования Национального депозитария Украины”.

Необходимо признать, что на сегодняшний день рыночная инфраструктура

в Украине формируется бессистемно и контролируется различными

государственными учреждениями по принципу “у семи нянек ребенок без глаза”.

С помощью различных международных организаций в Украине старались “методом

прямого внедрения вживить” рыночные инфраструктуры. Каждый из этих

инфраструктурных элементов, к сожалению, не учитывал в полной мере

украинское законодательство и национальные особенности. Украина, как и

другие постсоциалистические страны, стала “экспериментальным полигоном”

относительно “скрещивания” континентального и англосаксонского права.

Считалось, что имплантация извне готовой системы будет иметь пользу для

страны -реципиента. Однако “воз и нынче там”.

Появление полностью нового фактора на мировом рынке – единой

платежной и фондовой систем Европы - может сделать невозможными нормальные

корреспондентские отношения по ценным бумагам между финансовыми институтами

Европы и Украины и снизить поступления иностранных портфельных инвестиций.

К сожалению, внедрение современной модели Национальных биржевой и

депозитарной систем в Украине оказалось невозможным по ряду субъективных и

объективных факторов. В отличие от других стран, в которых причиной

развития депозитарной деятельности послужил стремительный рост операций на

рынках ценных бумаг, в Украине развитие Национальной депозитарной системы

требовали результаты проведения массовой приватизации.

Процессы реформирования собственности в Украине сопровождались

структурной перестройкой экономики и обусловили создание рынка ценных

бумаг, как составной части рыночных отношений. Проведение приватизации в

Украине, к сожалению, осуществлялось почти при полном отсутствии

законодательства, которое бы решало весь комплекс проблем относительно

обращения ценных бумаг и учитывало пусть часть опыта других государств.

Государство предложило подавляющему большинству предприятий единственный

путь к “новому управлению” - акционирование. Большинство эмитентов в

Украине использовали эмиссию финансовых инструментов не с целью привлечения

инвестиций, а для преобразования государственной формы собственности в

частную с изменением формы хозяйствования. Это привело к обращению большого

количества неликвидных ценных бумаг (35 тысяч эмиссий ценных бумаг

акционерных обществ ). Путем обмена приватизационных сертификатов и

льготной подписки было сформировано большое количество (30 миллионов)

собственников ценных бумаг, которые по своей сути не является

собственниками и не имеют возможности (а иногда и желания) управлять

надлежащей им собственностью. В Послании Президента Украины Верховному

Совету Украины относительно стратегии экономической и социальной политики

на 2000 -2004 гг. отмечено: “неэффективным и логически незавершенным

оказался процесс приватизации. Её проведение не обеспечило формирования

ответственного хозяина, которой был бы заинтересован в инвестиционной

деятельности, ускоренном обновлении производства, его реальном

оздоровлении. Не достигнуто оптимальной глубины приватизационного процесса.

Как результат, в ходе реформирования экономики не удалось обеспечить

глубокую структуризацию отношений собственности, ввести полноценные

правовые и организационные механизмы реализации преимуществ частной

собственности, всестороннего укрепления позиций национального капитала”.

Изменение формы управления и невозможность собственников управлять

надлежащей им собственностью привело к отсутствию стимулов для улучшения

показателей работы этих предприятий, и оказывало содействие спаду

производства. Это привело к отсутствию любой взаимосвязи между формой

собственности и показателями работы этих предприятий. Президент Украины

определил необходимость “обеспечить прозрачность и углубление процесса

денежной приватизации. Его основная цель – формирование эффективного

собственника”.

В результате проведения массовой приватизации в Украине имели место

некоторые проблемы: действенности структуры управления производством,

которые связанны с рассредоточением капитала; оборота большого количества

неликвидных ценных бумаг;

учета прав собственности на ценные бумаги акционерных предприятий.

Показатели рентабельности инвестиций в ценные бумаги в реальных

секторах экономики привели к стагнации рынка ценных бумаг. Невысокая

рентабельность капиталовложений в ценные бумаги украинских корпораций -

одна с причин оттока капитала с рынка ценных бумаг, а налоги - причина,

которая понижает эту рентабельность еще больше. Этот процесс связан также с

наличием более рентабельных и менее рискованных сфер капиталовложений.

Мелкий или неквалифицированный инвестор психологически еще не стал

“хозяином” и чаще принимает решение относительно инвестирования с помощью

специализированных финансовых институтов. Профессиональный участник,

который оперирует ценными бумагами в организатора торговли ценными

бумагами, фактически старается предугадать будущую прибыльность корпорации.

Определение такой цены - одна с главных задач профессиональных участников

рынка ценных бумаг, которые в Украине имеют невысокий уровень

капитализации.

Стагнация украинского рынка корпоративных ценных бумаг связана с

негативными последствиями для Украины не только снижением объема

инвестиций, а и для самого большого собственника корпоративных ценных бумаг

- государства. Сложность определения справедливой цены на ценные бумаги вне

функционирующего рынка ценных бумаг может ввести в убыток государство в

случае продажи пакетов ценных бумаг. Определение такой цены (котировочной

цены, что формируется между спросом и предложением, при котором заключается

максимальное количество сделок по ценным бумагам) возможно для ликвидных

ценных бумаг в организатора торговли ценными бумагами. Учитывая это, Указом

Президента № 1626/99 от 29.12.1999 “О неотложных мероприятиях по ускорению

приватизации имущества в Украине” предусмотрено принять меры для

сосредоточения вторичной торговли ценными бумагами инвестиционно-

привлекательных предприятий исключительно на фондовых биржах и в лизинговых

торгово-информационных системах.

Отмечается угрожающая тенденция возрастания количества

правонарушений относительно учета прав собственности. Так, за 1997 год на

рынке ценных бумаг Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому

рынку зарегистрировала 2200 правонарушений, а за 1998 год трижды больше.

Положение, которое сложилось в данное время относительно фиксации прав

собственности на ценные бумаги, приближается к критическому состоянию.

Указом Президента № 1626/99 от 29.12.1999 “О неотложных мероприятиях по

ускорению приватизации имущества в Украине” предусмотрены приоритеты в

деятельности Правительства, а именно:

усовершенствование механизма защиты прав мелких инвесторов;

способствование привлечению инвестиционных ресурсов, в том числе

легализованных в установленном порядке, повышение заинтересованности

инвесторов относительно украинских предприятий на внутреннем и

международных фондовых рынках;

обеспечение в процессе приватизации минимального распыления акций

предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и

безопасности государства или занимают монопольное положение на

общегосударственном рынке соответствующих товаров (работ, услуг), и продажи

акций таких предприятий промышленным инвесторам единым пакетом;

обеспечение осуществления эффективного управления корпоративными правами,

которыми владеет государство.

При отсутствии в стране единого фондового центра почти невозможной

становится прозрачность рынка. Прозрачность рынка ценных бумаг даёт

инвесторам уверенность в правильности своего выбора. Инвестор не отдаст

своих денег туда, где от него скрывают информацию. Указанные недостатки

существенно влияют на финансовое доверие мелких инвесторов и на размеры

средств, которые привлекаются.

Принцип целостности рынка требует использование единых подходов к

функционированию организованных рынков на всей территории Украины. Мировая

практика свидетельствует , что рынок неминуемо эволюционирует от

хаотичности и раздробленности к целостности, централизации. Это характерно

для всей финансовой системы рыночных отношений - как в пределах одной

страны, так и в международных финансово-экономических отношениях.

Концентрация капитала, уменьшение количества акционерных обществ и

возрастание их рентабельности (включая прибыльность для инвестора),

централизация Национальной депозитарной системы вместе с развитием и

концентрацией биржевой и внебиржевой торговли, разумное распределение

государственного регулирования и налогового прессинга - вот далеко не

полный, но важный комплекс мер для подъема рынка ценных бумаг в Украине.

Национальная депозитарная система должна обеспечивать учет прав

собственности для больше половины населения Украины, а это в денежном

выражении более 20 миллиардов гривен. Кроме того, для развития рынка ценных

бумаг как раз Национальная депозитарная система обеспечивает снижение

рисков инвестиционной деятельности.

Указом Президента Украины от 30 октября 1999 года № 1415/99 “О

Основных направлениях развития фондового рынка в Украине в 2000 году ”

определен ряд главных задач, которые необходимо решить для развития

фондового рынка в Украине, среди которых:

развитие инфраструктуры фондового рынка;

усовершенствование системы защиты прав инвесторов.

Инфраструктурные элементы организованного рынка являются участниками

Национальной депозитарной системы Украины, качественное функционирование

которой должен обеспечить созданный Национальный депозитарий Украины.

Адекватное функционирование и взаимодействие информационной, учетной

системы и системы выполнения сделок создает условия для появления

целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого фондового рынка

в Украине. Этот фундамент должен обеспечить эффективность государственного

регулирования, необходимый уровень защиты прав собственности инвесторов и

оказывать содействие поступлению инвестиций в экономику Украины.

Правовые особенности ценной бумаги, которые превращают обычные

обязательственные права должника и кредитора в имущество, повышают

оборотность этих обязательств и, в конечном счёте, делают финансовые

отношения в экономике более мобильными и эффективными. Однако это

обстоятельство делает ценные бумаги отличными от других финансовых

инструментов (например, денежных средств). Это, в свою очередь,

предопределяет необходимость разработки и использования специфических

способов обращения ценных бумаг и учета прав на ценные бумаги. Именно

количественные характеристики (35 тысяча эмиссий ценных бумаг и 30

миллионов собственников ценных бумаг) диктуют дополнительные

технологические требования, которые определяют сложность решения всего

комплекса проблем, связанных с формированием Национальной депозитарной

системы Украины.

Советское гражданское законодательство не уделяло много внимания

ценным бумагам и рассматривало их как вещь. Наличие в обращении бумажных

облигаций 3% займа ставило на первое место имущественное право на ценную

бумагу. Такой подход целиком справедлив, если мы имеем дело с напечатанными

на бумаге документами - ценными бумагами на предъявителя. Как раз они

являются наиболее ярким примером сочетания обязательственных прав, которые

предоставляются эмитентом инвестору, и имущественных прав на ценную бумагу.

Но, в Украине вся приватизация осуществлялась с помощью именных ценных

бумаг, при условии практически полного отсутствия их правового анализа.

Важно отметить, что на данное время обращение (заключение и

выполнение сделок по ценным бумагам) ценных бумаг регулируется большим

количеством законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют

имущественные взаимоотношения. С одной стороны общее законодательство

(Гражданский кодекс Украины, Закон "О собственности”, “О нотариате” и т.п.)

с рядом подзаконных актов, а с другой - специальное законодательство.

Вполне возможно при обращении ценных бумаг нарушить (практически не

возможно не нарушить) хотя бы один с этих актов. Это может произойти,

несмотря на Закон Украины “О Национальной депозитарной системе и

особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине”, который также

регулирует “обращение ценных бумаг”. Хотя этот закон для многих правоведов

является почему-то вторичным. И это происходит несмотря на п.7 раздела 4

Закона Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях

электронного обращения ценных бумаг в Украине” “К приведению

законодательства в соответствие с этим Законом, законы и прочие нормативные

акты Украины, принятые до вступлению в силу Закона Украины "О Национальной

депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в

Украине", действуют в части, что не противоречит этому Закону.”

Отсутствие чёткой определенности относительно порядка применения

общих и/или специальных нормативно-правовых актов даёт возможность решать

судьбу участников рынка ценных бумаг субъективно.

Украина в данном случае даже не учится на собственном опыте, уже не

говоря об опыте других стран. Украинское общее законодательство определяет,

что обращение финансового инструмента – денег, регулируется специальным

законодательством и документами Национального банка Украины. Неужели в

отношении еще более специфического финансового инструмента - ценных бумаг

тяжело применить ту же самую норму. Тем более такое специальное

законодательство существует, а стандарты, установленные Национальным

депозитарием Украины, подлежат обязательному выполнению всеми участниками

Национальной депозитарной системы (Указ Президента Украины от 22 июня 1999

года N 703/99). Вполне понятно, что для внедрения этой идеи необходимо

ревизовать нормативную базу относительно рынка ценных бумаг. Но, опыт

других стран и состояние дел в Украине настойчиво подталкивает к решению

этой проблемы.

Создание понятной и прозрачной системы законодательственного

регулирования предоставит инвестору уверенность в том, что его права

собственности защищены в Украине. В случае избрания этого пути решения

проблем учета прав, закрепленных ценными бумагами, возможно регулировать

специальным (четко определенным) законодательством.

Отсутствие в Украине практики формирования депозитарного учета

определяет необходимость концентрации интеллектуальных и финансовых усилий

вокруг Национального депозитария, к компетенции которого относится

стандартизация депозитарного учета и стандартизация документообращения.

Помощь в создании депозитарного учета в Украине могут сделать практические

разработки в этом направлении других стран. Самой большой проблемой этого

направления является ограниченный доступ украинских специалистов к лучшему

практическому опыту иностранных депозитарных систем, которое является “ноу-

хау” и не подлежит распространению. Практическое изучение работы конкретных

депозитарных систем может стать за порукой не допущения ошибок и почвой для

адаптации и интеграции украинского рынка ценных бумаг в международные

рынки. При решении этой задачи применения “под копирку” таких “готовых

рецептов” стран с развитыми рынками ценных бумаг должны учитываться

правовые нормы Украины и особенности постприватизационного периода. Такие

практические разработки должны быть изучены и адаптированы с учетом всего

комплекса законодательных и нормативных актов Украины. Важную роль в деле

создания депозитарного учета в Украине может сыграть также богатый опыт

Национального банка Украины, накопленный при создании банковской системы, а

также при разработке и внедрении передовых информационных банковских

технологий (система электронных платежей НБУ - одна из лучших в Европе).

Президент Украины в Указе от 30 октября 1999 года № 1415/99 “О

Основных направлениях развития фондового рынка в Украине в 2000 году

”определил , что развитие инфраструктуры фондового рынка предусматривает ,

в частности внедрение стандартов деятельности профессиональных участников

фондового рынка относительно учета прав собственности на ценные бумаги на

основе дальнейшего развития Национального депозитария Украины и

клирингового депозитария, внедрение современных финансовых и информационных

технологий.

Стандартизация учета прав собственности на ценные бумаги

Национальным депозитарием Украины должна стать практическим шагом

относительно гармонизации законодательства Украины с мировыми и

Европейскими нормами. Установление соответствующих стандартов депозитарного

учета будет оказывать содействие повышению прозрачности фондового рынка и

возрастанию операций на фондовом рынке, что фактически ведет к повышению

доходной части бюджета Украины за счет соответствующих налогов.

Стандартизация Национальным депозитарием операций на рынке ценных

бумаг даёт возможность сформировать фундамент эффективного рынка ценных

бумаг, обеспечить действенный контроль со стороны государственных органов и

создает условия для надежной защиты прав инвесторов. С целью создания

единой системы депозитарного учета Национальным депозитарием вместе с

привлеченными специалистами государственных органов, экспертами фондового

рынка и представителями международных организаций разработан и утвержден

Стандарт депозитарного учета. В этом стандарте впервые из стран СНГ удалось

создать основу для формирования единой системы депозитарного учета как для

государственных так и для корпоративных ценных бумаг.

Но нормы законодательства и стандартизация не могут заменить собой

высокие технологии и программные продукты, которые должны обеспечить

функционирование Национальной депозитарной системы. Развитие Национальной

депозитарной системы предусматривает внедрение современных принципов и

технологий, которые отвечают тенденциям глобализации рынков в мировом

масштабе. Внедрение стандартов должно сопровождаться созданием системной

технологии, что объединяет учетную и исполнительскую систему инфраструктуры

рынка ценных бумаг. Пример такого строительства в Украине уже есть. Это

объединения методологической работы Национального банка с созданием системы

электронных платежей. Решение этой проблемы обеспечит движение инвестиций в

Украину, выход ценных бумаг украинских эмитентов на иностранные фондовые

рынки, будет оказывать содействие прозрачности и надежности фондового рынка

Украины.

Постоянное внимание Президента Украины и Правительства к формированию

фондового рынка в Украине, на мой взгляд, должны обеспечить консолидацию

всех здоровых сил для быстрого преодоления проблем на рынке ценных бумаг в

Украине.

От этого выиграют все. Тем более что топтаться на проблемах, а не

решать их - проще. А иногда проблемы выдуманные.

Становление социально-ориентированной рыночной экономики в Украине,

как и других странах СНГ, идет сложно и противоречиво. С одной стороны,

разрушена монополия государственной собственности на средства производства,

демонтированы важнейшие элементы административной распределительной

системы, сделаны серьезные шаги на пути создания рыночной инфраструктуры,

заработали многие рыночные методы хозяйствования, произошли определенные

перемены в экономическом сознании и поведении людей. Эти изменения

свидетельствуют о начавшейся качественной трансформации экономической

системы на рыночных принципах. С другой стороны, экономика Украины

отчетливо проявляет все признаки системного кризиса, принявшего затяжной,

хронический характер. Деструктивные попытки декретными методами внедрить

рыночные формы хозяйствования оказались пагубными для страны. Активное

отстранение государства от управления экономикой обусловили все более

углубляющийся спад экономики, нарастание негативных, разрушительных

тенденций.

Рост инфляции продолжает опережать повышение номинальной заработной

платы работников народного хозяйства, обуславливает дальнейшее снижение

реальных доходов населения, составивших на начало 1997 г. лишь пятую часть

от дореформенного уровня. Растет задолженность по выплате заработной платы,

достигшая к концу 1997 г. практически трети годового фонда заработной платы

по всему народному хозяйству Украины. Если соотнести личные доходы

населения не с формально рассчитанным индексом цен, а с задержками выплат

заработной платы, пенсий и социальных пособий, то уровень их падения ставит

подавляющее большинство населения страны на грань физического выживания.

Продолжающееся в течение периода реформирования кризисное падение

экономики особенно удручающе, если учесть, что исходные условия проведения

реформ в Украине были одними из наиболее благоприятных в сравнении с

другими республиками бывшего СССР как по уровню индустриального и

интеллектуального потенциала, так и по богатству сырьевых ресурсов. Украина

имеет почти треть черноземов мира. Разведанные запасы нефти составляют

234,8 млн. тонн (сейчас добывается 74,1 млн. тонн в год). Запасы каменного

угля составляют 100 млрд. тонн (в 1996 г. добыча угля составила около 50

млн. тонн). По разнообразию полезных ископаемых, по плотности месторождений

Украины принадлежит к наиболее обеспеченным минеральными. ресурсами странам

мира. Реформирование в Украине вступило в критическую фазу. На грани

окончательного разрушения единственно реальные факторы производства:

капитал, рабочая сила, наука, технологии, где сконцентрирован научно-

технический потенциал, хозяйственное управление. При этом спад производства

носит не структурный, а общий характер и в наибольшей мере коснулся

отраслей, производящих товары народного потребления.

Одновременно со спадом производства в связи с подавлением спроса и

обострением проблемы неплатежей происходит затоваривание продукции как

производственного, так и непроизводственного назначения, что обуславливает

вхождение экономики в новый этап спада производства. Если в ближайшее время

не удастся его остановить и оживить деловую активность, Украину ждет весьма

драматическое разрешение противоречия между утверждением политических

признаков суверенности государства и интенсивным разрушением его

экономических основ в пользу утраты реальной экономической независимости.

Уже сегодня коэффициент зависимости Украины от импорта составил 41% (в США

— 9,5%, в Японии — 14,0%, во Франции — 20,5%) [4].

Глубочайшие кризисные явления в экономике Украины, оказавшейся за

годы реформ по всем основным социально-экономическим показателям на одном

из последних мест в СНГ, свидетельствуют о серьезных просчетах в политике

реформирования, принципиальной ошибочности экономического курса,

осуществляемого под диктовку и при неукоснительном выполнении требований

Международного Валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Некритическое

восприятие идеологии рыночных реформ, навязываемой МВФ, придает кризисным

явлениям и процессам в экономике страны необратимый характер. Основным

приоритетом экономической политики должна стать не финансовая стабилизация

на основе монетаристских методов, осуществляемых согласно модели МВФ, а

создание благоприятного инвестиционного климата и условий для оживления

трудовой, деловой и предпринимательской активности, стимулирование

производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров,

повышение производительности труда на основе научно-технического прогресса

и новых стимулов к труду, связанных с приватизацией, реформой заработной

платы и доходов в целом. Эти приоритеты прямо сопряжены с развитием

социально-трудовой сферы, формированием рынка труда и рынка рабочей силы.

Влияние на их становление факторов внешней экономической среды столь же

противоречиво, как противоречиво развитие рыночных отношений в реалиях

украинской экономики, сочетающее тенденции системной трансформации с

глубочайшими кризисными явлениями и процессами. Утверждение плюрализма

собственности, становление новых форм и рыночных методов хозяйствования в

контексте реализуемой модели реформирования обусловили либерализацию сферы

занятости, проявившуюся в ее своеобразном "разгосударствлении" — ликвидации

монополии занятости в государственном секторе экономике, появлении

возможностей альтернативной занятости в других секторах, самозанятости,

предпринимательской деятельности.

Отражением новых реалий экономической жизни является рост

численности занятых в частном секторе экономики. На начало 1996 г., включая

занятых в личном подсобном сельском хозяйстве, в данном секторе трудилось

13,6% всех работающих.

Формирование негосударственного сектора в значительной степени

осуществляется за счет разгосударствления и приватизации.

Наряду с разделением экономики на государственный и

негосударственный секторы, происходит сегментация занятости и ее развитие в

рамках негосударственного сектора экономики. В данном отношении несомненный

интерес представляет развитие малого предпринимательства. Этот процесс

довольно динамичен и охватывает все большую часть экономически активного

населения. Малый бизнес все активнее перемещается в сферу коммерции и

торгово-посреднической деятельности, что в значительной степени связано с

ухудшением общей экономической ситуации в стране — продолжающимся спадом

производства, кризисом неплатежей, обострением проблем в инвестиционной,

финансово-кредитной сферах, усиливающимся налоговым прессом.

В целом, как показывает анализ, отраслевая структура малого

предпринимательства в Украине адекватно отражает сложившиеся

народнохозяйственные пропорции и не обеспечивает потребностей его

опережающего развития в нематериальной сфере, что отвечало бы задачам

структурной перестройки экономики.

Несмотря на сложности развития, малые предприятия в целом

положительно воздействуют на занятость, создавая новые рабочие места,

обеспечивая работой лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда

— молодежь, пенсионеров, инвалидов, женщин с детьми. По данным

Государственной службы занятости потребность в рабочих местах на

предприятиях негосударственного сектора экономики, где сосредоточено до 90%

всех занятых в малом бизнесе, более чем в 5 раз превышает спрос рабочей

силы на государственных предприятиях. Значителен потенциал малого бизнеса и

для вторичной занятости, которая в условиях нарастания кризиса и

прогрессирующей скрытой безработицы для многих становится дополнительным

источником средств к существованию.

Как было сказано уже выше главным условием формирования рыночных

отношений на Украине является создание соответствующей инфраструктуры,

центральное место, в которой занимает биржа. Кстати, именно на биржевой

рынок припадает 30% мирового товарооборота, из них почти 2/3 контрактов

касаются аграрной продукции. В течении 1991-1995 годов Президент, Верховный

Совет и Правительство приложили много усилий к становлению в Украине

цивилизованного сельскохозяйственного рынка.

3 января 1995 года основано рыночную систему закупок, в основу

которой были положены аукционные и биржевые сделки купли-продажи зерна,

семян подсолнуха, сахара и т.д. Практика применения новой для Украины формы

оптовой торговли определила необходимость поступательного развития с целью

усовершенствования ее форм и методов, внедрения рядом со спотовыми и

форвардными соглашениями торговли фьючерсами и опционами. Наконец, в июле

1995 года, была создана Украинская аграрная биржа, которой с самого начала

отводилась ведущая роль в процессе формирования биржевых отношений на

аграрном рынке Украины. За этот недолгий период функционирования биржевой

сельскохозяйственный рынок неоднократно переживав взлеты и падения, которые

были обусловлены “изменениями настроения” государства относительно внимания

и поддержки биржевой торговли. Но не обращая внимание на это, биржевая

торговля убедительно доказала свои преимущества, в частности, обеспечивая

механизм паритетного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, а

Украинская аграрная биржа превратилась в ядро биржевой инфраструктуры

аграрного сектора.

Сегодня актуальность расширения биржевой торговли, внедрение всех ее

форм и методов, усовершенствование отраслевой и секторной структуры рынка

является неопровержимым и безальтернативным. Учитывая значительный аграрный

потенциал Украины, который не уступает развитым странам, и традиционно

благоприятные условия, аграрный сектор является наиболее приемлемым для

внедрения биржевой системы рынка.

Именно через выход на рынок можно решить целый ряд проблем

современной экономики: преодолеть экономический кризис и устранить один из

самых важных его проявлений - неплатежеспособность сельского хозяйства, что

парализует воспроизводимый процесс, сформировать предпосылки для

устойчивого развития и накопления необходимых для инвестирования в АПК

финансовых ресурсов, а также решить другие финансово-кредитные проблемы

сельского хозяйства через развитие фьючерсной, опционной торговли.

Нет сомнения, что создание биржевого рынка в Украине является

объективной необходимостью, но для его надлежащей организации нужны

определенные условия. Функционирование бирж невозможно, если в стране нет

свободного рынка, если производитель не может на свое усмотрение

распоряжаться продукцией, если существуют преграды для торгово-

посреднической деятельности и отсутствуют большие торговые фирмы, которые

являются основными клиентами бирж. Без реального рынка физических товаров

фьючерсные рынки теряют свои функции и действовать не могут. Биржевая

торговля вообще обречена на неудачу, если на биржу выходят государственные

монополисты, которые владеют всем товаром.

Следовательно, развертыванию биржевого рынка должна способствовать

демонополизация внутренней и внешней торговли и ограничение вмешательства

государства в деятельность бирж. Обязательным условием становления биржевой

торговли есть также развитие частного предпринимательства, от которого

зависит процесс формирования внутренней рыночной среды. То есть биржевая

торговля является своеобразным барометром или индикатором рынка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Сейчас биржевой

сельскохозяйственный рынок переживает очередное “испытание на прочность”,

от результатов которого зависит; приобретет он “постоянное место

жительства” в Украине или нет. Решение этого вопроса зависит не только от

органов власти, а и от всех хозяйственных структур, которые изготавливают

аграрную продукцию или продают и покупают ее. Если все смогут объединиться

для поддержки биржевой торговли, это будет значить объединение за выход из

кризиса, за рынок, за стабилизацию.

Гл. 5

Заключение (перспективы развития в Украине инфраструктуры современного

рынка)

Из вышесказанного можно сделать выводы о том что развитие

современной инфраструктуры рынка будет способствовать экономическому росту

объёмов реального производства. Быстро развивается частная собственность.

70 % государственных предприятий приватизируется, открылось 25 тысяч новых

частных фирм. Развиваются финансовые рынки и рынки ценных бумаг.

Развитие инфраструктуры рынка в Украине создаёт конкуренцию среду

для предприятий; будет способствовать формированию хозяйства в мировую

экономику; обеспечению стабильности уровня цен и занятости.

Однако возможно переменчивые экономические и политические условия в

Украине, могут подорвать развитие рынка Украины. Постоянный дефицит

украинского бюджета, несовершенство законодательства способствует трудному

сбору налогов. Частные фирмы и местная власть стремится увиливать от

налоговых платежей. Уклонение от налогов обозначает увеличение дефицита

бюджета и рост инфляции. Отсюда вытекает нестабильность современного рынка.

Возникает прочный замкнутый круг причин и следствий.

|3. Снижение налоговых поступлений в бюджет |

|2. ? |

|Следствие |

ИНФЛЯЦИЯ

|1. ? |

|Причина |

|5. Сокращение возможности поддерживать |

|законность в гос. |

|4. Ослабление способности правительства |

|обеспечивать |

|выполнение налогового законодательства |

И всё таки, современное политическое и экономическое развитие

Украины способствует выявлению причин инфляции и её устранению.

Оптимистическое воззрение в будущность страны даёт возможность

предположить более быстрое развитие, снижение уровня инфляции и развитие

инфраструктуры рынка.

Литература:

1. Голос Украины.– Хоружий С.Г. «О некоторых проблемах рынка ценных бумаг»

25.03.1997 – с.5.

2. Черняк В. Палитра экономики: анализ экономической ситуации в Украине.

Голос Украины. – 31.08.1995г.

3. Шаленко М. современные тенденции развития рынка труда Украины. Экономика

Украины. – 1996. –№9 – с.26.

4. «Введение в экономическую теорию» под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.

5. Филипп Котлер «Основы маркетинга» .

6. «Курс рыночной экономики» под ред. проф. Г.И. Рузавина.

«Экономикс» Макконнелл, Брю.

Пришлите мне сообщение если Вам пригодиться моя курсовая, на E-mail:

talk2000@mail.ru буду Вам очень признателен.