Повышение квалификации
Повышение квалификации
Кафедра Управления Образованием ЧИПКРО
Лингво-гуманитарная гимназия №1
Алексеева Ольга Эдуардовна
Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых
детей
Квалификационная работа на высшую квалификационную категорию
Челябинск-1999
Содержание
| | |Стр. |
|Введение | |3 - 9 |
|Глава 1. |Психолого- педагогические основы работы с | |
| |одарёнными детьми. | |
| |Специфика работы с одарёнными детьми. |10 - 12 |
| |Выявление и работа с одарёнными детьми. |13 - 16 |
| | | |
|Глава 2 |Индивидуальная программа развития | |
| |речи и литературного творчества одарённых | |
| |детей. | |
| |Педагогические идеи, цели программы. | 17- 20 |
| |Индивидуальная программа развития речи и | 21- 38 |
| |литературного творчества. | |
| |Проверка предлагаемой программы на |39 - 44 |
| |практике. | |
|Заключение | |45 |
|Литература | |46 - 49 |
|Приложение | |50 – 61 |
Введение
Актуальность темы исследования.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще
переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом
изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ
всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих
основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание
личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества,
готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые
пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь
каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления
личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном
плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать,
решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между
учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их
сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,
обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на
интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность,
активны.
Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако,
на самом деле получается наоборот. Учителя считают их выскочками,
осаживают, в лучшем случае такие дети получают дополнительное задание на
уроке.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке
учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а
сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они
превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими
учениками.
Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно
что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины
материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в среднем звене таких
детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре
после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных
возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для
учителей. Трудности действительно возникают.
Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и
конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в
классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом
ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не
всегда понятной умственной активностью.
Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание,
давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не
выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе
внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить
на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом
таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Часто в
начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы
не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то
сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «
выскочка».
В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке,
переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать
недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый
ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть
домашние задания.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать
их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще
всего ничего им предложить не может.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и
настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует
активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на
среднего ученика.
В связи с этим возникла необходимость в проведении специального
исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации
познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема-
работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного
интеллекта.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок
обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно
превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Такое слово-
употребление принято в американской психологии, а теперь- хорошо это или
плохо- получает распространение и у нас. Многочисленные труды (Венгер Л.А,
Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия-
одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их
психологическим проблемам. Раньше советские психологи усматривали в
понятиях «задатки», «одарённость» нечто идеалистическое, вредное. На
положение дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от
зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по
одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны
реальность и значимость этой проблемы.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее
развитие? Что можно сделать для их поддержки?
По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный
совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по
изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные
конференции.
В зарубежном опыте весьма поучительна разработка особых учебных программ,
рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Вместе с тем в
теоретическом плане российская психология имеет свои серьёзные накопления в
области изучения способностей и одарённости. Такие учёные, как Б.М Теплов и
С.Л Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий
по одарённости.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям,
опережающих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта -
актуальнейшая задача школы. Нас заинтересовал вопрос развития речи,
творческого воображения одарённых детей, их литературного творчества.
Анализируя литературу различных авторов по данному вопросу, можно
отметить, что одной из общепедагогических проблем является проблема
речевой деятельности. Она пока мало исследована.
Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в
ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех
познавательных возможностей человека.
Особенности речевой деятельности состоят:
- в восприятии человеческой речи других
- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний
- в активном воздействии на слушателей, собеседника
Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и
бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать
самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная
(научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень
этой деятельности является показателем недостаточного развития.
В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по
строго выработанному плану для всего класса.
Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от
других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с
эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить,
наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и
индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия
мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется
особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим.
Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков
одарённости.
Главное: организовать умственное воспитание одарённого
ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся
задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.
К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением
развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к
литературному творчеству одарённых.
Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение
и обогащение.
Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе,
занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных
классов, частные школы.
Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных
программ.
Нами была сформулирована тема работы: индивидуальная программа развития
речи и литературного творчества одарённых детей.
В связи с актуальностью проблемы обучения одарённых детей, нами была
выдвинута гипотеза.
Согласно гипотезе исследования если:
-подготовить и разработать индивидуальную программу развития
речи и литературного творчества одарённых детей
-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность
-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся
-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные
вопросы, поощрять использование дополнительной литературы
то повышается:
а) качество знаний и умений
б) уровень самостоятельности уч-ся
в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся
г) развиваются творческие возможности ребёнка
Задачи исследования:
1. Изучить мнения педагогов и психологов по проблеме.
2. Разработать индивидуальную программу
3. Раскрыть наиболее эффективные формы работы на индивидуальных
занятиях, приёмы, методы.
4. Выявить познавательный интерес уч-ся, необходимый уровень нагрузки.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические,
эмпирические и практические методы:
Теоретические:
Анализ специальной методической, психолого-педагогической литературы.
Эмпирические:
а) собеседование
б) знакомство с работами школьников
Практические:
а) Для оценки эффективности выдвинутых в ходе исследования положений
проводились эксперементальные занятия во 22 классе школы №1. Занятия
проводились один учебный год 1998-1999гг.
б) анализ полученных результатов, рекомендации психолога.
Структура работы отражает логику исследования.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы и приложения.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми.
1. Специфика работы с одарёнными детьми.
В теоретическом плане российская психология имеет свои накопления в области
изучения одарённых детей (Теплов, Рубинштейн), но разработкой вопросов
обучения и воспитания незаурядных детей занимались мало. В основном эта
литература зарубежных авторов.
Интересным показался подход к самому термину –одарённые дети. Кого мы
можем так назвать? Где найти точное определение этого понятия? Выражение
«одарённые дети» употребляется весьма широко.
Например, Матюшкин А.М, Меде В, Гильбух Ю.З считают, что если ребёнок
обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях,
значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым. Если у
ребёнка необыкновенно быстрый темп умственного развития и явные достижения
в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. Но можно
ли считать, что у этого ребёнка есть все предпосылки, чтобы со временем
стать одарённым взрослым?
Лейтес Н.С, Бурменская Г.В, Крутецкий В.А убеждены, что по отношению
ко многим детям этого сказать нельзя. Надёжно определить значение детских
свойств, выявить таких детей, у которых выдающиеся св-ва выступают
действительным залогом их будущих возможностей - сложнейшая проблема,
которая в психологической науке ещё весьма далека от решения. Поэтому слова
« одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с
осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.
Анализ литературы показал, что под одарённостью следует понимать более
высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость
к учению и более выраженные творческие проявления.
Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо
благоприятные внутренние предпосылки развития.
Возникает вопрос, в каких семьях рождаются одарённые дети?
Американские учёные считают, что одарённый ребёнок может родиться в любой
семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, независимо от
культурного уровня. В какой мере будут реализованы задатки, какого уровня
способности сформируются на их базе, зависит от культурно-педагогических
факторов.
На уроке, как считают Богоявленская Д.Б, Голубева Э.А, основная
проблема - оптимально загрузить умственные способности, обеспечить
безостановочное движение вперёд, поэтому необходимо разнообразить
программу с учётом потребностей высоко одарённых детей.
Для создания программы необходимо знать: какими чертами обладают
одарённые дети?
Бабаева Ю.Д, Лейтес Н.С, Марютина Т.М, Мелик-Пашаев А.А в основном
выделяют 3 основные черты:
1. Познавательная потребность.
а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую
информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.
б) потребность в самом процессе умственной деятельности
в) удовольствие от умственного напряжения
2. Интеллект.
Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных
устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического мышления, стремление к
рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
3. Креативность( творческость)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
2. Выявление и работа с одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа
школьного психолога и учителя. Существует большое количество
психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
В дальнейшем будет проанализирована литература по творческой одарённости
детей.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств,
способствующих становлению способности к творчеству. Это способность
порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,
быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко
разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем
способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов
Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К.
Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления.(
Голлах, Коган, Джаксон и Мессик, Гилфорд, Торранс).
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных
зарубежными и отечественными психологами:
1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и
оригинальность.
2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом
языке.
3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое
слово начинается с заданной буквы. (В М С К)
4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для
общеупотребительных слов ( книга).
5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь
определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,
полукруг).
6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить
это в изображение различных предметов.
7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,
малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых
предметов в сложном рисунке.
8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить
заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
9. Закончи начатую сказку.
Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом
основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении
детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий
ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли
он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания
художественного образа.
О готовности ребёнка к введению в художественное творчество
свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут
выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению
внимательного взрослого.
Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного
развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.
Что же это за качества ?
1. Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к
выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).
2. Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е.
способность к игровому сюжетосложению.
3. Планирование последующих игровых действий, согласование их с
партнёром, что свидетельствует о наличии замысла.
4. Словесное замещение предметных игровых действий.
5. Попытки выразить отношение к игровому персонажу.
Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих
свойств индикаторов составить себе представление о том, насколько готов
ребёнок к творческой работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки
могут никогда не стать способностями, если не помочь ребёнку пересечь
границу между игрой и искусством, если не создать определённых
педагогических условий.
Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для
выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм
работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их
творчества, неординарности мышления, развития их речи.
При работе с одарёнными детьми:
. Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно
предоставляется возможность выступать в роли учителя.
. Используется большое количество творческих заданий, ролевых
тренингов, дискуссий.
. Исключается давление учителя, на занятии- свободное общение.
. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие
. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания
ребёнка работать самостоятельно.
. Поощрение настойчивости, активности.
. Не снижать самооценку ученика
. Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.
. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ,
доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше
практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.
При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих
детей, меньше объясняет, больше слушает.
Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии
создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика,
его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.
Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать
их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть
приёмами работы с ними.
Глава 2
Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых
детей.
2.1 Педагогические идеи, цели программы.
1. От практики к теории и опять к практике.
Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на
этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это
требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна
речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют
коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из
основных целей программы является развитие устной и письменной речи
детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность
высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними
побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а
именно общению.
2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности
высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым,
уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.
3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей.
Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые
образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной
деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое.
В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы
и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической
позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт
определённую направленность.
Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-
вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих,
в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в
подчинённости эстетической позиции.
На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше
свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-
своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить
чудеса".
Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных
произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности,
признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это
требует творчества и от детей, и от учителя.
4. Речь и её значение в жизни.
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи,
т.е. речь как средство общения, обмена чувствами и мыслями между людьми;
передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта
человечества; организации и планирования деятельности людей; воздействия на
мысли, чувства и поведение людей.
5. Продолжается знакомство с текстом.
Речевые понятия даются в программе в определённой системе.
Центральным понятием является понятие " текст", так как конечная цель
работы по развитию речи - научить выражать связно свои мысли в устной и
письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение,
высказывание.
Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах
текста, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о
речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
6. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной
литературы.
Эмоция характеризуется как отношение человека к миру, к тому, что он
испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Художественные произведения рассчитаны на то, чтобы пробудить в человеке
эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных образов,
изобразительно-выразительных средств языка. Особое внимание уделяется
пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается путём собственного
выразительного чтения детьми произведений, при обсуждении произведений,
при инсценировании произведений.
7. Исследовательская работа детей с целью расширения активного словарного
запаса.
Образ, создаваемый силой воображения, уточняется и реализуется в ходе
литературной деятельности и для успешной его реализации необходимо
достаточно полное овладение языком. Уделяется большое внимание обогащению
речи средствами художественной выразительности.
Идёт ознакомление детей со средствами художественной выразительности. Дети
учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и
ненаглядные свойства объектов. Ведётся работа по ознакомлению с синонимами,
антонимами.
8. Побуждение учащихся к литературному творчеству.
Создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор
творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.
Педагог ничего не навязывает, не отрабатывает с детьми план будущего
произведения, а создаёт такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется
поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.
2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества
детей.
Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному
творчеству детей приведена в таблице 1.
Таблица 1
|Этап работы |Методические рекомендации |Название тем занятий |Литература |Кол-во |
| | | | |часов |
|1. Знакомство с |На первых занятиях дети вместе с |Речь – какая она бывает? |1.Барто А. |12 |
|понятием – речь |учителем стараются глубже |Для чего человеку речь? |Увлекательная |часов |
| |познакомиться с понятием речь. Что |Путешествие в страну |речь. | |
| |это такое? Какое значение в жизни |устной и письменной речи. |2.Васильев Н. Г.| |
| |человека играет речь? Какая бывает |В гостях у логического | | |
| |речь? На занятии важно, чтобы дети |ударения. |Летом на реке. | |
| |старались высказывать свою точку |Стили речи. |3.Пантелеева Н | |
| |зрения, свои предположения, | |Две лягушки. | |
| |приводить свои примеры. Идёт | |4.Паустовский К | |
| |знакомство со средствами звуковой | |Заячьи лапы. | |
| |выразительности (тон высказывания, | |Сладков Н. | |
| |темп, громкость, паузы), логическими| |Пустыня ночью. | |
| |ударениями. Работая над различными | |6.Драгунский В | |
| |произведениями, дети учатся находить| |Денискины | |
| |главное и выделять в высказывании | |рассказы. | |
| |важные по смыслу слова. | |7.Носов Н | |
| |На занятиях дети знакомятся со | |Рассказы. | |
| |стилями речи, учатся узнавать эти | |8.Михалков С. | |
| |стили в произведениях, которые | |Бездельник | |
| |предлагает учитель и стараются сами | |светофор. | |
| |подобрать свои примеры. На занятиях | | | |
| |включаются инсценирования отрывков | |Можно | |
| |произведений с целью работы над | |использовать | |
| |средствами звуковой выразительности.| |аудио записи | |
| | | |рассказов. | |
|2.Знакомство и |Дети узнают, что текст нужен людям |1.Мир текста. |1.Толстой Л.Н |10 |
|работа с |для выражения своих мыслей. |2.Где живёт основная |Умная галка. |часов |
|понятием текст. |Признаком любого текста является |мысль? |2.Сухомлинский | |
| |тема, которая подчинена основной |3.Широкие и узкие темы |В.А | |
| |мысли. Обучение детей пониманию |текста. |Поющее пёрышко. | |
| |текста идёт вместе с созданием |4.Что такое жанр? Какие |3.Носов Н | |
| |школьниками своих речевых |бывают жанры? |Незнайка в | |
| |произведений, подчинённых основной | |солнечном | |
| |мысли. Затрагивается вопрос о | |городе. | |
| |широких и узких темах текста. Можно | |4.Пушкин А.С | |
| |использовать разные виды работ: и | |Сказка о рыбаке | |
| |игры, и наблюдение, исследование. | |и рыбке. | |
| |Обращается внимание на различные | |5.Пермяк | |
| |жанры. | |Первый снег. | |
| | | |6.Паустовский | |
| | | |Кот-ворюга. | |
| | | |Резиновая лодка.| |
| | | | | |
|3.Этикет в |На занятиях столкнулись с тем, что |1.Не надо ссориться. |1.Моргунов А |4 |
|споре. |дети не умеют вести дискуссию, не |2.Учимся быть вежливыми в |Мой друг Вовка. |часа |
| |слышат друг друга, не могут |любом споре. |2.Носов Н | |
| |воспринять чужое мнение. Возникла |3.Сколько людей - столько |Телефон. | |
| |необходимость ввести понятие этикета|мнений. |3.Михалков | |
| |в споре. Дети анализируют ситуации в| |Вежливый индюк. | |
| |различных произведениях и делают для| |4.Васильев Н. | |
| |себя выводы. Используется учителем | |Горькая обида. | |
| |подбор картинок для словесного | | | |
| |описания, разыгрывание сценок | | | |
| |детьми. | | | |
|4.Знакомство со |На занятиях используются народные и |1.Что за чудо эти сказки! |1.Василиса |18 |
|сказками. |авторские сказки, это могут быть и |2.Сказки о животных. |прекрасная. |часов |
| |сказки о животных, о людях и т. д. |3.Бытовые сказки. |2.Хитрая наука. | |
| |Сказка помогает превратить замкнутый|4.Волшебные сказки. |3.Девушка- | |
| |мир ребёнка в разнообразный |5.Фантастические сказки. |сирота. | |
| |окружающий мир, поднять ребёнка до |6.Законы построения |4.Летучий | |
| |понимания связей и отношений между |сказок. |корабль. | |
| |человеком и природой, человеком и |7.Сказочные герои - кто |5.Волшебный | |
| |человеком, подготовить его к |они? |конь. | |
| |драматическим сторонам бытия. |8.Конкурс: лучший |6.Купеческая | |
| |Работа строится ступенчато: |рассказчик. |дочь и служанка.| |
| |Чтение большого количества сказок на|9.Играем сказку. | | |
| |занятии и дома. На этом этапе после |10.Сочиняем сказку. |7.Белая уточка. | |
| |прочтения рекомендуется |11.Мир волшебных сказок |8.Гусыня и осёл.| |
| |непринуждённая беседа в связи с |(прочтение собственных | | |
| |прочитанным. Дети сами раскрывают |произведений). |9.Бык Быкович. | |
| |свои мысли и чувства, высказывают | |10.Учёный пёс. | |
| |своё отношение к героям, к событиям.| |11.Сказка о | |
| |Главное внимание не столько | |серебряном | |
| |содержанию, сколько эмоциональной | |блюдечке и | |
| |сфере. Учитель поощряет | |наливном | |
| |самостоятельные ответы и | |яблочке. | |
| |коллективное обсуждение. Дети | |12.Андерсен. | |
| |анализируют поступки героев, | |Снежная | |
| |стремятся понять их смысл. При | |королева. | |
| |общении учителю важно тактично | |Глупый слуга. | |
| |исправлять речевые обороты уч-ся, | |Оле-Лукое. | |
| |которые построены неверно. | |13.Лира Э. | |
| |Наблюдение за законами построения | |Чики - Рики – | |
| |сказки: дети замечают и троекратное | |воробей. | |
| |повторение, зачин, сказочных героев,| |14.Киплинг Р. | |
| |героев-помощников. Наблюдая за | |Сказки. | |
| |многими сказками, они без труда | |15.Перро Ш. | |
| |делают вывод о том, что автор | |Сказки. | |
| |закладывает определённое | |16.Мамин- | |
| |нравоучение. | |Сибиряк Д.Н. | |
| |Развитие эмоциональной отзывчивости.| |Алёнушкины | |
| |Достигается путём выразительного | |сказки | |
| |чтения. | |17.Гримм Бр. | |
| |Работа над средствами художественной| |Горшок каши. | |
| |выразительности. Разбираются | | | |
| |незнакомые слова, составляется | | | |
| |словарь архоизмов, можно предложить | | | |
| |составить словарь сказочных героев, | | | |
| |словарь зачинов. При объяснении | | | |
| |нового слова не используется подбор | | | |
| |синонима, так как это стирает | | | |
| |своеобразие значения слова. Приём | | | |
| |подстановки синонима приводит к | | | |
| |бедности, штампованности | | | |
| |высказываний детей, препятствует | | | |
| |развитию речи. Объяснение | | | |
| |незнакомого слова надо строить на | | | |
| |раскрытии своеобразия его значения. | | | |
| |Полезно раскрыть не только значение | | | |
| |слова, но и сопоставить его со | | | |
| |словом, близким по значению. | | | |
| |Обращается внимание на речевые | | | |
| |обороты, используемые в сказках.. | | | |
| |Инсценирование сказок. Эта работа | | | |
| |идёт после разбора чувств, поступков| | | |
| |главных героев, мотивов этих | | | |
| |поступков. В распределении ролей | | | |
| |участвуют сами дети. Инсценирование | | | |
| |помогает ребёнку эмоционально | | | |
| |раскрыться. | | | |
| |Заключительным этапом идёт попытка | | | |
| |детьми создать свою сказку. Если | | | |
| |предварительная работа проведена | | | |
| |успешно, дети испытывают потребность| | | |
| |в написании. Это главный показатель | | | |
| |сопричастности ребёнка, ему это | | | |
| |интересно. Перед написанием учитель | | | |
| |не проводит специальной подготовки, | | | |
| |не прорабатывает содержание | | | |
| |сочинения, не проводит словарной и | | | |
| |орфографической подготовки. | | | |
| |Сочинения пишутся без плана. | | | |
| |Специальная подготовка и план | | | |
| |ограничивают индивидуальное | | | |
| |воплощение содержания в той речевой | | | |
| |форме, которая соответствует | | | |
| |индивидуальным особенностям ребёнка.| | | |
| |После написания дети читают свои | | | |
| |сказки, это имеет значение прежде | | | |
| |всего для того, чтобы разбудить в | | | |
| |детях любование искусством слова, | | | |
| |желание писать. Главное – | | | |
| |предоставить простор | | | |
| |индивидуальности ребёнка. | | | |
|5.Знакомство с |Работа над былинами строится |1.История древней Руси, |1. Былины о |8 часов |
|былинами. |аналогично предыдущей: |быт людей. |Добрыне, Ваське | |
| |Выясняется происхождение былин, их |2.Былина, её рождение, |Буслаеве, | |
| |значение. Чтение былин, обсуждение |герои. |Чуриле, Илье | |
| |прочитанного. Учитель стремиться |3.Старинные слова. |Муромце, Дюке, | |
| |предварительной беседой, отрывками |4.Былина – источник |Алёше Поповиче. | |
| |аудио записей создать эмоциональный |познания жизни наших | | |
| |настрой для восприятия их детьми. |предков. | | |
| |Выразительное чтение. | | | |
| |Работа над структурой былин. | | | |
| |Работа над средствами | | | |
| |выразительности: составление словаря| | | |
| |старинных слов, употребляющихся в | | | |
| |былинах: Ой, ты, гой еси; перст, | | | |
| |уста, добрый молодец; смертушка и т.| | | |
| |д. | | | |
|6.Учимся писать |Главная цель работы со |1.Эмоции, чувства в |1.Жуковский В.А.|12 |
|стихи. |стихотворениями: приобщить детей к |стихах. Прогулка в лес. | |часов |
| |классическим произведениям. На |2.Как прекрасен мир!-стихи|Ночной смотр. | |
| |занятиях разбирается много |о природе. |2.Плещеев А.Н | |
| |стихотворений, готовится |Экскурсия в парк. |Стихотворения. | |
| |выразительное чтение, стихи учатся |3.Весёлые стихи. |3.Саша Чёрный. | |
| |наизусть. Дети знакомятся с размером|Конкурс: лучший чтец. |Что кому | |
| |стиха, с понятием рифма. Не стоит |Сценки на стихи. |нравится. | |
| |думать, что таким образом можно |5.Размер стиха. |4.Пушкин А.С. | |
| |научить детей писать стихи, можно |6.Что такое рифма? |Стихотворения. | |
| |показать им как «сочинить стишок» на|7.Практические игровые |5.Тютчев Ф.И. | |
| |заданный размер. Нельзя научить |занятия. |Стихи. | |
| |художественной логике лирического |8.Сочиняем коллективно. |6.Толстой А.К. | |
| |стихотворения. Для возникновения |9. Проба пера. |Осень. | |
| |потребности в написании стихов | |Колокольчики | |
| |необходимы новые жизненные | |мои. | |
| |впечатления и литературные. Школа, | |7.Чуковский К.И.| |
| |домашние уроки, поглощая большую | | | |
| |часть времени, поневоле ограничивают| |Стихи. | |
| |приток новых впечатлений, в | |8.Маршак С.Я. | |
| |повседневной жизни школьника много | |Стихи. | |
| |однообразия. Бедность впечатлениями | |9.Михалков С.В | |
| |отрицательно сказывается на детском | |Стихи. | |
| |творчестве. Новые жизненные | |10 Барто А.Л. | |
| |впечатления, новые открытия дают | |Стихи. | |
| |детям не только конкретный материал | |11.Кружков Г. | |
| |для стихов, но и обеспечивают | |Холодно-горячо. | |
| |новизну восприятия, необходимую для | |12.Хармс Д. | |
| |творчества. Эти занятия старались | |Загадочный | |
| |проводить на природе, выходили на | |случай. | |
| |кратковременные прогулки, экскурсии.| |13.Лебедева Г. | |
| |Знакомство со стихами известных | |Дружная семейка.| |
| |поэтов побуждает детей к | | | |
| |собственному творчеству. Необходимо | |14.Усачёв А. | |
| |учиться слышать и понимать поэзию. | |Если бросить | |
| |Чем больше дети будут читать и | |камень вверх. | |
| |слушать стихи, читать | |15.Чиарди Дж. | |
| |сосредоточенно, с большим вниманием | |Об удивительных | |
| |к слову, тем лучше они будут | |птицах. | |
| |чувствовать поэзию и писать сами. На| | | |
| |занятиях используются различные игры| | | |
| |со словами, игры в рифму, игра: я | | | |
| |вижу, я слышу. Главное, чтобы | | | |
| |ребёнок не просто подбирал и | | | |
| |рифмовал слова, а стремился выразить| | | |
| |свои эмоции и чувства. | | | |
|7.Работа над |Работа начинается со знакомства |1.Чтение любимых |1.Тёма и Жучка. | |
|рассказом. |детей с биографией авторов, этот |рассказов. |2.Му-му. | |
| |материал могут находить и сами дети.|2.Какие бывают рассказы? |3.Пришвин М.М | |
| | |3.Рассказы о природе. |Медведь. | |
| |Большое внимание уделяется чтению |4.Рассказы о людях. |4.Бианки В. | |
| |произведений, работе над |5.Весёлые рассказы. |Снежная книга. | |
| |выразительностью, разбору чувств, |6.Пополняем наш словарик. |5.Толстой Л. Н. | |
| |которые возникли при прочтении |7.Играем рассказ. |Рассказы. | |
| |произведения. |8.Что такое |6.Житков Б.С. | |
| |Работа над средствами |корректирование? |Рассказы. | |
| |выразительности. Можно использовать |9.Пишем рассказы. |7.Соколов-Микито| |
| |в работе составление словарей | |в И. С. | |
| |иностранных слов, антонимов, | |Русский лес. | |
| |синонимов, которые встречаются в | |8.Успенский Э.Н.| |
| |рассказах. | | | |
| |Инсценирование рассказов | |Школа клоунов. | |
| |(распределение ролей осуществляют | |9.Драгунский | |
| |сами дети). Это помогает ребёнку | |В.Ю. | |
| |вжиться в роль персонажа, понять его| |Денискины | |
| |чувства. Инсценирование помогает | |рассказы. | |
| |детям раскрепоститься, раскрыть | |10.Носов Н | |
| |себя. Театр открывает простор для | |Фантазёры. | |
| |самовыражения человека. | |11.Осеева В.А. | |
| |Сочинение рассказа (устно). | |Рассказы. | |
| |Запись своих рассказов с | | | |
| |иллюстрациями. | | | |
| |Для учителя важно познать, | | | |
| |почувствовать внутренний мир | | | |
| |ребёнка, раскрыть его духовные силы,| | | |
| |дать им простор и направление. | | | |
| |Учитель тактично и умело направляет | | | |
| |процесс детского литературного | | | |
| |творчества, создавая для него | | | |
| |наиболее благоприятные условия. | | | |
| |Учителю необходимо вникать и в | | | |
| |детали выражения впечатлений, | | | |
| |чувств, мыслей детей. | | | |
|8.Знакомство с | | | | |
|речевыми | | | | |
|произведениями | | | | |
|малых форм. | | | | |
|а) Загадки. |Это важный жанр детской литературы, |1.Страна загадок. |1.Народные |8 |
| |овладение которым способствует |2.Конкурс загадок. |загадки. |часов |
| |умственному развитию ребёнка. Играя |3.Наблюдаем, сравниваем. |2.Тридцать три | |
| |в загадки, ребёнок как бы сдаёт |4.Народные загадки |Егорки. | |
| |экзамен на знание и |Авторские загадки. |3.Старинные | |
| |сообразительность. Хорошо ли он |Загадки с подсказкой. |русские загадки.| |
| |познакомился с окружающим миром? |Придумываем свои загадки. | | |
| |Знает ли он признаки, качества, | |4.МаршакС.Я. | |
| |свойства предметов и явлений? | |Загадки. | |
| |Знание загадок не только развивает | |5.Саша Чёрный | |
| |память, но и воспитывает поэтическое| |Загадки. | |
| |чувство, подготавливает ребёнка к | |6.Чуковский К.И.| |
| |восприятию литературы. | | | |
| |В процессе знакомства с народными и | |Скрюченная | |
| |авторскими загадками дети сравнивают| |песня. | |
| |их, находят общее и различия. Делают| |7.Чичинадзе Гиви| |
| |вывод, что иногда по части мы можем | | | |
| |узнать целое, на этом принципе | |Правда ли? | |
| |построены загадки. Иногда в основе | |8.Благинина Е. | |
| |лежит сходство и различие предметов.| |Загадки. | |
| | | | | |
| |Дети замечают, что автор в загадке | | | |
| |часто использует подсказку- рифму. | | | |
| |Срифмовав свою догадку с предыдущей | | | |
| |строчкой, ребёнок легко находит | | | |
| |ответ. Игра в отгадывание предмета | | | |
| |превращается в новую игру- | | | |
| |отгадывание рифмы. | | | |
| |Важно, чтобы дети читая загадки были| | | |
| |внимательны к любой мелочи, детали, | | | |
| |не искали очевидных сходств и | | | |
| |различий, а были более | | | |
| |наблюдательны. | | | |
|б) Скороговорки.| | | | |
| |Это весёлая и безобидная игра в |1.Очень быстро говорим. |1.Старинные |8 |
| |быстрое, чёткое повторение |2.Из чего «сделана» |русские |часов |
| |труднопроизносимых стишков и фраз. |скороговорка? |пословицы и | |
| |На занятиях наблюдая за разными |3.Наши выдумки. |поговорки. | |
| |скороговорками дети пытаются понять | |2.Хармс Д | |
| |принцип их составления. | |Иван Топорышкин.| |
| |Выводы детей: | | | |
| |Повторяются одинаковые согласные. | |3.Токмакова И. | |
| |Зеркальное повторение двух почти | |Простуда | |
| |одинаковых слов (Архип осип, Осип | |кашалота. | |
| |охрип). | |4.Витез Григор | |
| |Есть скороговорки, где надо быстро | |Петух Будидень и| |
| |произнести слово, которое состоит из| |ленивый Радо. | |
| |нескольких слов или одного корня и | |5.Бородицкая М. | |
| |нескольких приставок и суффиксов. На| |Птичьи | |
| |занятиях учитель обращает внимание | |скороговорки. | |
| |на смысловые оттенки языка, его | | | |
| |структурные единицы. Учитель | | | |
| |помогает ребёнку осмыслить ситуацию | | | |
| |в скороговорке. Обращает внимание на| | | |
| |сложную ритмику скороговорки: каждый| | | |
| |звук, звукосочетание и слово | | | |
| |подчиняются ритму и создают ритм. | | | |
| |Почти любую скороговорку можно | | | |
| |записать как двустишие или | | | |
| |четверостишие. Принцип скороговорки | | | |
| |составляет глубинный закон поэзии. | | | |
| |Большой интерес вызывает у детей | | | |
| |самостоятельное составление | | | |
| |скороговорок, которые потом | | | |
| |используются учителем на уроках | | | |
| |чтения. | | | |
|в) Пословицы и |Работа с пословицами и поговорками |1.Народная мудрость- |1.Панин И.М. |7 часов |
|поговорки. |не только расширяет кругозор детей, |пословица. |Алёша собирает | |
| |знакомит с народным творчеством, но |2.Сборник пословиц. |пословицы и | |
| |также развивает речь детей, |3.Так ли всё просто? |поговорки. | |
| |активизирует её. Часто, чтобы |(смысловой разбор пословиц|2. Русские | |
| |раскрыть смысл пословицы, ребёнок |и поговорок). |поговорки. | |
| |подбирает такие слова и обороты, |4.Рассказы на пословицы. |3.Пословицы и | |
| |которыми редко пользуется в |5.Пишем сочинение по |поговорки | |
| |повседневной жизни. Дети учатся |пословице. |(сборник). | |
| |понимать скрытый смысл в пословице, | | | |
| |объясняя не только её прямое, но и | | | |
| |переносное значение. Учатся видеть в| | | |
| |простых житейских ситуациях сходства| | | |
| |с той или иной пословицей. | | | |
| |При желании дети составляют сборник | | | |
| |пословиц по темам: о труде, о людях,| | | |
| |о счастье, о мире, о дружбе. | | | |
| |Коллективный разбор смысла пословиц | | | |
| |и поговорок помогает перейти к | | | |
| |самостоятельной работе, которую | | | |
| |использовал в работе с детьми | | | |
| |Толстой Л.Н. Это написание сочинения| | | |
| |на пословицу. Работа трудно даётся | | | |
| |детям, часто они стараются конкретно| | | |
| |описать суть пословицы, всё же эта | | | |
| |работа выявляет детей одарённых к | | | |
| |литературному творчеству. | | | |
|г) Считалки. |Дети часто относятся к считалкам как|1.Раз, два, три, четыре, |1.Михалков С. |8 |
| |к весёлым стихам. На занятиях |пять - начинаем мы |Котята. |часов |
| |учитель знакомит с особенностью |считать. |2.Благинина Е. | |
| |считалки: чёткий ритм, возможность |2.Народные считалки. |Петушок. | |
| |кричать раздельно все слова. Дети |3.Авторские считалки. |3.Успенский Э. | |
| |знакомятся со считалками разных |4. Наши считалки. |Тигр вышел | |
| |видов: | |погулять. | |
| |-для расчёта играющих | |4.Инбер В. | |
| |-для расчёта и игры. Ребёнок в игре | |Сороконожки. | |
| |должен быть находчивым, | |5.Токмакова И. | |
| |сообразительным, памятливым, | |Сколько? | |
| |догадливым. Добрым. Все эти качества| |6.Карем М. | |
| |в детском сознании, душе, характере | |Кто как считает?| |
| |развивает считалка. | | | |
| |-авторские считалки, предназначенные| |7.Хармс Д. | |
| |для чтения. Автор старается увлечь | |Миллион. | |
| |ребёнка действием для того, чтобы | |8.Милн А. | |
| |ему захотелось самому дописывать | |Королевская | |
| |строчку, предугадывать, что будет | |считалочка. | |
| |дальше. | |9.Левин В. | |
| | | |Считалка для | |
| | | |мышки. | |
| | | |Считалка для | |
| | | |кошки. | |
|9.Для |Работа над шарадами, ребусами |1.Это непонятное слово- |1.Литература и |7 |
|разнообразия |развивает логическое и абстрактное |шарада. |фантазия. |часов |
|работы на |мышление учащихся. Эта работа |2.Немая загадка- ребус. |2.Волина В | |
|занятиях |расширяет их активный словарный |3.Откуда к нам пришло |Весёлая | |
|используются |запас, развивает такие качества как |слово кроссворд? |грамматика. | |
|различные |упорство, настойчивость. С другой |4.Попробуй свои силы. | | |
|шарады, |стороны это помогает развитию их | | | |
|кроссворды, |фантазии, гибкости восприятия. | | | |
|ребусы. |Эти задания могут включаться по ходу| | | |
| |занятий, а могут выделяться в | | | |
| |отдельное, с целью дать детям | | | |
| |возможность попробовать себя в | | | |
| |составлении ребусов, шарад, | | | |
| |кроссвордов. Примеры шарад, | | | |
| |интересных заданий смотри в | | | |
| |приложении 1. | | | |
|10.Итог: |Детям постоянно требуется ощущать | | |15 |
|выпуск школьной |общественную значимость того, что | | |часов |
|газеты, сборник |они делают. Учителю не стоит | | | |
|рассказов. |замыкаться только на индивидуальных | | | |
| |занятиях. Созданные детьми рассказы | | | |
| |и сказки можно инсценировать в | | | |
| |классе, на уроках чтения можно | | | |
| |загадывать загадки классу, | | | |
| |использовать скороговорки для | | | |
| |разработки речевого аппарата детей | | | |
| |перед чтением. | | | |
| |Дети с удовольствием берутся за | | | |
| |оформление газеты со стихами и | | | |
| |рассказами. | | | |
| |Детям часто очень важно мнение | | | |
| |педагога об их произведениях. Важно,| | | |
| |чтобы педагог не становился в позу | | | |
| |судьи, оценщика, критика, а был | | | |
| |просто внимательным читателем. Всё, | | | |
| |что пишут дети, они пишут с | | | |
| |чувством. На это стоит обращать | | | |
| |внимание, чтобы ребёнок осознавал | | | |
| |ради чего он писал. Не нужно | | | |
| |торопиться исправлять грамматические| | | |
| |ошибки, это ведь не диктант. | | | |
| |Взрослому необходимо чувствовать | | | |
| |переживания ребёнка, его ощущения. | | | |
Методы, используемые в работе:
1 Словесные (беседа, рассказ, диалог)
2.Проблемно-поисковые (творческие задания, проблемные вопросы)
3.Самостоятельной работы
2.3 Проверка предлагаемой программы на практике.
Говорить об экспертизе работы учителя сложно, так как не существует
конкретных разработок, предусматривающих оценку деятельности учителя.
Педагоги считают, что нельзя поставить одарённость в один ранг с
проверкой программных знаний и умений учащихся.
На методическом объединении было решено, что к оценке работы детей
и учителя надо подходить очень осторожно, чтобы не ранить ребёнка, здесь
должны работать вместе школьный психолог и учитель.
После составления программы работы и защиты её на методическом
объединении мы начали вместе с психологом подбирать детей для работы по
этой программе. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем
одарённости, но у них на основе проведённого психологического теста были
выявлены задатки к литературному творчеству. Думаем, вы согласитесь, что
одарённый ребёнок может иногда быть один на всю школу, считаем, что в
школе надо работать и развивать детей, имеющих определённые задатки.
Было отобрано 5 детей, с ними в течение года проводились занятия по
3-4 раза в неделю. Занятия проводились в классе, некоторые в виде
экскурсий. Осуществлялась совместная работа детей с учителем. Большое
внимание учитель уделял творческой направленности заданий.
В течение года, работая с детьми по программе, учитель наблюдал,
составлял характеристику на каждого, где отмечал успехи и неудачи.
Приложение 2.
Школьный психолог проводил тесты, с целью изучения уровня развития
интеллекта детей, их креативности.
Все результаты оценивались по 10 бальной шкале, данные заносились в
таблицу, учитывалась познавательная активность, креативность, интеллект.
Таблица 2.
Таблица 2
ОЦЕНКА РОСТА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
|Фамилия, имя ученика |Познавательная |Интеллект |
| |активность | |
| |Октябрь|Декабрь|Февраль|Октябрь|Декабрь|Февраль|
| | | | | | | |
| |Ноябрь |Январь |Март |Ноябрь |Январь |Март |
|Горских Светлана |6 |7 |7 |6 |5 |6 |
|Маринина Анастасия |7 |6 |7 |6 |6 |7 |
|Васильева Марина |6 |6 |7 |6 |7 |7 |
Из таблицы 2 видно, что на основе тестов, проведённых психологом не
очень значительно, но повысился уровень познавательной активности детей, их
интеллект. На занятиях дети получают не только необходимые знания, которые
стараются добывать сами, но и внимание, которое так необходимо этим детям.
Хорошо, если их желание творить будет совершенствоваться и дальше. В этом
им может помочь учитель, которому самому это интересно. На занятиях к концу
года дети стали свободно общаться, аргументировать свои ответы, искать
неординарные пути решения.
Важно, что детям нравятся занятия, они с удовольствием читают и
обсуждают художественные произведения, сравнивают, ищут сходства, стараются
понять и прочувствовать мысли и поступки героев.
Атмосфера открытости и диалога помогает им раскрыть свои чувства в
собственных сочинениях. Приложение 3.
На основе проведённых тестов психолог постарался подвести итог структуре
интеллекта тестируемых учащихся, на этой основе предложил свои
рекомендации. Эти рекомендации помогут учителю строить работу в следующем
году.
Анализ психологом репродуктивного интеллекта и творческого потенциала
приведён в таблице 3.
Таблица 3.
СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА
| |Репродуктивный интеллект |Творческий потенциал |
| | | |
|Фамилия, имя. | | |
| |Освед|Арифм|Класс|Сравн|Анало|Итог |Бегл|Гибк|Разр|Итог|
| |омлён|етиче|ифика|ение |гии | |ость|ость|абот| |
| |ность|ские |ция | | | | | |анно| |
| | |задач| | | | | | |сть | |
| | |и | | | | | | | | |
|Васильева М. |11 |4 |15 |6 |9 |45 |7 |7 |8 |22 |
|Горских С. |10 |5 |15 |6 |7 |42 |7 |7 |7 |21 |
|Маринина А. |9 |3 |14 |6 |6 |38 |7 |8 |7 |22 |
Рекомендации.
Данная группа учащихся, не обладая очень высокими интеллектуальными
способностями, имеет потенциальные признаки одарённости в творческом плане.
С этим учётом следует строить работу.
Васильева Марина.
1. Развивать пространственные формы ориентации в зрительной модальности.
2. Развивать теоретическое мышление, в нём органично сочетаются чувственное
и логическое.
3. Построение образов восприятия и воображения различной модальности.
4. Формировать колористические способности.
Горских Светлана.
1. Формировать умение выделять не только сами объекты, их части и отдельные
свойства, но и отношения между ними.
2. Развивать как воображение, так и восприятие предметов и образов.
3. Развивать умение руководствоваться в аналогиях не конкретными
ассоциациями, а логическими отношениями.
4. Формировать колористические способности.
Маринина Анастасия.
1. Наряду с совершенствованием наглядно - образного мышления, формировать
способность к содержательно - образному обобщению.
2. Развивать умение руководствоваться в аналогиях не конкретными
ассоциациями, а логическими отношениями.
3. Построение образов восприятия и воображения различной модальности.
4. Формировать колористические способности.
Психолог изучал и творческие возможности детей, результаты тестирования
сведены в таблицу 4, а диаграмма выделяет критерии над которыми предстоит
работать. На занятиях дети учатся общаться друг с другом, помогают
корректировать сочинения друг другу. У них формируются такие качества как
отзывчивость, доброта, терпимость.
Таблица 4
КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ.
| |Умени|Бегло|Поним|Ориги|Перег|Анали|Синте|Ощуще|
|Фамилия, имя ученика |е |сть |ание |нальн|руппи|з |з |ние |
| |видет| |новой|ость |ровка| | |строй|
| |ь пр.| |точки| |идей | | |ности|
| | | |зрени| |и | | |орган|
| | | |я | |связе| | |изаци|
| | | | | |й | | |и |
| | | | | | | | |идей |
|Горских Светлана |6 |6 |5 |7 |6 |6 |7 |5 |
|Маринина Анастасия |6 |5 |6 |5 |6 |7 |7 |6 |
|Васильева Марина |7 |6 |6 |6 |4 |6 |7 |5 |
Важно, чтобы учитель не сравнивал одного с другим, так как это может ранить
ребёнка. На занятиях ценится непосредственное, живое высказывание ребёнка.
Учитель не приводит в пример сочинение одного, интерес представляет каждый
ребёнок, его переживания, мысли, чувства.
При беседах с детьми мы сделали вывод, что им нравится работать на
занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал
детей, развивают их речь, мышление.
В настоящее время учителя многих школ предлагают различные методики
по работе с детьми неординарными, считаем, что учитель постоянно должен
узнавать новое, интересоваться разработками, творчески относиться к работе,
выбрать методику, близкую его взглядам и мировоззрению.
Заключение
В результате проделанной работы подтвердилась гипотеза, что
индивидуальная программа развития речи, при активном включении одарённых
детей в совместную творческую деятельность повышает уровень их
самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь,
способствует литературному творчеству.
Результаты исследования подтвердили высказанное в педагогике и
психологии мнение о необходимости занятий с неординарными детьми. Эти
занятия должны проводиться в системе, которая должна быть продумана в
начале учебного года в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
В работе раскрыта основа и специфика работы с одарёнными детьми, их
психолого-педагогические особенности.
Разработана индивидуальная программа по развитию речи, приводится
тематическое планирование, затрагивается вопрос о методах, используемых на
занятиях, о видах работ.
В исследовании приводится литература, которая используется на занятиях.
Раскрывается система совместной работы учителя и психолога для выявления
успешности результатов проведения занятий.
Необходимо планировать и разрабатывать программу для 3 класса.
Работа с одарёнными детьми - это сложная работа, которая должна вестись
родителями, учителями и учёными. Каждый шаг в этом направлении принесёт
пользу в будущем.
Литература
| |Бабаева Ю.Д., |Психология одарённости детей и подростков.|
| |Лейтес Н.С. |М.: Издательский центр «Академия», 1996. |
| | | |
| |Белкин А. |Неожиданная радость. // Народное |
| | |образование.- 1990.- №12. |
| | | |
| |Богоявленская |Пути к творчеству.- М.,1981. |
| |Д.Б. | |
| | | |
| |Борзова В.А, |Развитие творческих способностей у |
| |Борзов А.А. |детей.-Самара., 1994. |
| | | |
| |Былевская В.Н. |Развитие творческих возможностей младших |
| | |школьников.// Начальная школа.-1990.- №5 |
| | | |
| |Венгер Л.А. |Педагогика способностей.-М., 1983. |
| | | |
| |Венгер Л.А, |Программа одарённый ребёнок. Основные |
| |Дьяченко О.М., |положения – М.: Новая |
| |Агаева Е.Л. |Школа,1995. |
| | | |
| |Волина В. |Весёлая грамматика. Москва.: Знание.-1995.|
| | | |
| |Выготский Л.С. |Воображение и творчество в детском |
| | |возрасте.-М., 1991. |
| | | |
| |Гильбух Ю.З. |Внимание: одарённые дети.-М.,1991. |
| | | |
| |Грязева В.Г. |Одарённость детей: выявление, развитие, |
| |Петровский В.А. |поддержка.- Челябинск.: |
| | |« Факел».-1996. |
| | | |
| |Голубева Э.А. |Способности и индивидуальность.-М., |
| | |1993. |
| |Занков Л.В |Избранные педагогические труды.М.: |
| | |Педагогика.-1990. |
| |Костюк Т.С. |Способности и их развитие у детей.- |
| | |Киев.,1989. |
| | | |
| |Лейтес Н.С |Об умственной одарённости.-М.,1960. |
| | | |
| |Лук А.Н |Теоретические основы выявления творческих |
| | |способностей.-М., 1991. |
| | | |
| |Львов М.Р. |Школа творческого мышления.-М., 1997. |
| | | |
| |Львова Ю.Л |Развивать дар творчества.-Киев., 1987. |
| | | |
| |Ляшко Т.В. |Через игру- к творчеству.- Обнинск., 1994.|
| |Синицына Е.И. | |
| | | |
| |Меде В. |Детская одарённость.-М.,1925. |
| |Пиорковский Г. | |
| |Матюшкин А.М. |Загадки одарённости.- М., 1993. |
| | | |
| | | |
| |Матюшкин А.М |Концепция творческой одарённости. |
| | |// Вопросы психологии.-1989..-№6. |
| | | |
| |Матюшкин А.М, |Одарённые и талантливые дети. |
| |Сиск Д.А. |// Вопросы психологии.-1988.-№4. |
| | | |
| |Малков В.И. |Факторы одарённости- Магнитогорск., 1996. |
| |Витин Т.М. | |
| |/под ред. Карне |Одарённые дети.- М.: Прогресс.,1991. |
| |М./ | |
| | | |
| | |Одарённые дети: проблемы и перспективы. 3 |
| | |части. –ЧГПИ. |
| | |Челябинск.:«Факел»., 1995. |
| | | |
| |/под ред. |Одарённые дети.-М.: Прогресс,1991. |
| |Бурменской Г.В, | |
| |Слуцкого В.М./ | |
| | | |
| |/под ред. |Развитие творческой активности |
| |Матюшкина А.М/. |школьников.-М.,1991. |
| | | |
| | | |
| |Рябцева С.Л |Диалог за партой.-М.: Просвещение,1989. |
| |Соловейчик С. |Педагогика для всех.-М.: Детская |
| | |литература,1989. |
| | | |
| |Стрельцова Л.Е. |Литература и фантазия. М.: |
| | |Просвещение.-1992. |
| |Устиненко В.И. |Игра как средство выявления творческих сил|
| | |человека.-М., 1989. |
| | | |
| |Штерн В. |Одарённость детей и подростков и методы её|
| | |исследования. М.: Просвещение.-1926. |
| |Юркевич В.С. |Светлая радость познания.-М., 1977. |
| | | |
Приложение
Приложение 1
Шарады:
| | |
|Из писка птиц мой первый слог, |Я с Л смягчённым под землёй |
|Второй с коровьей головы. |Бываю каменным и бурым, |
|Откройте печь, а там ......., |А с твёрдым - в комнате любой, |
|Тот, что не раз хвалили вы. |В геометрической фигуре. (Угол –|
|(Пирог). |уголь). |
| | |
|Без М – в лесу мне красоваться; |Две ноты, союз, |
|С М – суда меня бояться. (Ель – |Все вместе – игра, |
|мель). |В которую любит |
| |Играть детвора. ( Домино) |
| | |
|Мой первый слог – на дереве. |К двум нотам прибавь предлог |
|Второй мой слог – союз. |И сразу услышишь гудок. |
|А в целом я материя |( Сирена). |
|И на костюм гожусь. | |
|( Сукно). | |
| | |
Составьте свои шарады к словам:
Вол - га, пар - та, по – беда, кол – чан, за – с –уха.
Составь свой словесный квадрат:
Пример:
|Г |О |Р |О |Д |
|О | | | |О |
|В | | | |Ч |
|О | | | |К |
|Р |Е |Ч |К |А |
Приложение 2
Характеристика
на
Маринину Анастасию.
Настя - очень эмоциональный ребёнок. Выступления на занятиях отличаются
особой выразительностью, неравнодушием. Постоянно ищет смены впечатлений,
новую информацию. Чем больше узнаёт, тем больше ей хочется знать. Получение
нового знания не угашает, а наоборот усиливает потребность в узнавании
нового. Любит высказывать свои мысли, прекрасно владеет различными видами
пересказа, с удовольствием придумывает сказки.
Насте нравится работа над выразительностью произведения, разбор чувств
и мыслей героев, мотивов их поступков. Работая на занятиях, Настя получает
удовольствие от умственного напряжения, ей нравится анализировать, выделять
главное.
Настя отличается высоким уровнем познавательной активности. Интеллект -
на среднем уровне. Много знает, но не всегда может применить знания для
решения проблемы.
Внимание устойчиво, хорошая память. Когда задания включают
необходимость абстрактного мышления, Настя встречается с трудностями.
Необходимо формировать навыки логического мышления. Часто Настя стремится к
быстрому принятию решения, даже если оно не всегда правильное.
Предстоит работать над умением видеть проблему, её различные стороны и
связи. Насте легче анализировать материал, чем его синтезировать.
Речь её эмоционально окрашена, богат словарный запас. Воображение
помогает на занятиях по развитию речи и творческого воображения.
Все ответы часто интуитивны, не хватает аргументированности, умения
отстаивать свою точку зрения. Часто стремится действовать по шаблону.
Необходимо не отступать перед трудностями, получать удовольствие не
только от удачного решения, но и от самой попытки решения проблемы
самостоятельно.
Характеристика
на
Васильеву Марину.
Марина - эмоциональная девочка, у неё богатое воображение и фантазия.
Любое задание она стремится выполнить творчески. Перед принятием решения
Марина долго анализирует информацию.
Она тонко чувствует суть произведения, мысли героев, старается понять
мотивы их поступков. Большое внимание уделяет работе над выразительностью
произведения, пытается сама сочинять стихи.
При работе над инсценировкой, именно Марина помогает создать образ
героя, каким он должен быть, как может двигаться. Она - большая выдумщица,
много фантазирует и придумывает, сочиняет.
Предстоит работать над умением владеть различными стилями текста,
использовать нужные фразеологические обороты, выражения.
Познавательная потребность - на среднем уровне - ближе к высокому. С
удовольствием самостоятельно ищет дополнительную информацию.
Навыки логического мышления развиты на среднем уровне, не всегда
способна классифицировать материал. Предстоит работать над быстротой и
оригинальностью словесных ассоциаций. Не всегда точна в выполнении
умственных операций.
Марина может выявить проблему, способна понять и принять другую точку
зрения. На занятиях иногда действует по шаблону ответов, которые дали
другие дети.
Марина способна анализировать предложенный материал, выявлять главное.
Сложность - в синтезе. Творческий подход иногда повторяется в том варианте,
который уже был предложен ранее. Необходимо учиться видеть разнообразные
подходы к проблеме.
Большое значение для Марины имеет мнение коллектива, очень чутко
воспринимает любое слово, сказанное в её адрес. Уверенность в себе - это
то, чего ей не хватает. Стеснительность иногда мешает Марине высказать свою
точку зрения. Требуется расширение кругозора и работа над точностью
выполнения заданий.
Характеристика
на
Горских Светлану.
Светлана - развитая и общительная девочка. Самостоятельная, любит
выполнять различные задания повышенной сложности. Много читает, на занятиях
в группе является явным лидером. Светлана испытывает потребность в новой
информации, но не всегда активна в её добывании. На занятии свободно
высказывает свою точку зрения, может её аргументированно объяснить. Во
многом она человек настроения: ей нравится разбирать смысл художественных
произведений, выяснять стиль произведения, но иногда ленива, рассеяна,
думает о своём.
Речь её богата сравнениями, рассуждениями, выводами. Во многом Светлана
быстро угадывает глубокий, скрытый смысл произведения. Активна она и в
распределении ролей при инсценировании произведений, старается показать
героя с его мыслями, переживаниями.
Характеризуется достаточно высоким уровнем познавательной потребности:
во многом считает, что она очень много знает. Стараюсь показать ей,
насколько огромен мир художественных произведений и переживаний. В декабре
- январе месяце чувствовался подъём активности на занятиях, очень любит
выступать в роли учителя. К марту активность несколько спала, может это
связано с болезнью девочки.
Интеллект на среднем уровне. Светлане не хватает устойчивости внимания
для точного выполнения умственных операций, благодаря прекрасной памяти она
достаточно быстро выполняет задания. Она стремится обобщать, стремится к
рассуждению. Однако не всегда ей удаётся выделить главное. Свету отличает
богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
Светлана - человек творческий. Любит сочинять рассказы, загадки,
пословицы. Старается по-своему закончить тот или иной рассказ. Умеет видеть
проблему, действует не по шаблону. С трудом отказывается от своей точки
зрения, даже если чувствует, что не права. Способность к анализу развита у
неё чуть ниже, чем способность к синтезу. Не всегда может чётко обрисовать
идею. С удовольствием берётся за незнакомое дело, во всём стремится к
успеху. Очень ранима, сильно расстраивается при неудаче.
Приложение 3
Произведения, написанные детьми:
1. Загадки:
Я ползу, ползу, ползу,
На себе свой дом везу.
( Улитка).
Вот шуршит по лесу маленький клубок,
Яблоко и грушу в норку поволок.
(Ёж).
То он зверёк, то он клубок.
(Ёж).
Пятачок, кренделёк, тоненькие ножки,
Бегут по дорожке.
(Поросёнок).
У него всего лишь глаз один,
В темноте он видит им.
(Фонарь)
У нас на кухне живой вулкан,
Из вулкана пышет пар.
(Чайник).
2.Скороговорки:
Мила щёткой Машу мыла, мыло в ванну уронила.
Триста тридцать три тракториста тревожили трактором землю.
Шелест листьев так хорош, на шуршание похож.
3.Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе мы играть.
Чтоб узнать кто поведёт, быстро встанем в хоровод.
Первый вышел за водой, а второй за ним – постой.
Третий думает пойду, я на даче отдохну.
А четвёртый тут как тут убежал рысцой на пруд.
Делать нечего с утра пятому водить пора.
4.Стихи:
|Я полюбил весёлый этот класс. |Льётся дождь |
|Ведь года два плечом к плечу |На голову мне. |
|шагаем. |Эх, хорошо |
|Большая дружба связывает нас, |Моей голове! |
|Мы бережём её и укрепляем. | |
| | |
|Если б только мы могли бы |Кипит, шипит, свистит, бурлит. |
|Понимать язык зверей. |С плиты его снимаем – |
|То услышали б наверно, |Он нас с гостями напоит |
|Что щебечет воробей. |Горячим, вкусным чаем. |
5.Рассказы:
В зоопарке.
Я была в Московском зоопарке вместе с папой. Там было очень много разных
животных: слоны, медведи, крокодилы, пауки разные. Светило солнышко, мы с
папой ели мороженое, а все звери занимались своими делами. Слоны обливались
водой из карьера, медведи боролись друг с другом, крокодил плавал в
бассейне точно палка. Больше всех мне понравился один слон. У него были
огромные уши, маленькие чёрные глазки и смешной короткий хвостик. Какой он
красивый и добрый подумала я. А папа рассказал мне историю о том, что когда
в Африке засуха на слонов нападает бешенство. Они не знают что делают,
могут даже человека растоптать. Мы ещё долго ходили по зоопарку, а потом
уехали в Челябинск.
Весна – волшебница.
Вот наконец и наступила весна. Я так долго ждала её. Она пришла и
преобразила всё вокруг. Утром меня разбудил солнечный лучик, а когда я
посмотрела в окно, то мне показалось, что всё вокруг обсыпано сахаром. Снег
искрится на солнце и переливается всеми цветами радуги. Он тает и бегут
маленькие ручейки. Небо опять становится похожим на синее море по которому
плывут корабли – облачка. Жжжж – это прожужжал первый проснувшийся от
спячки жук. Это жужжание мне кажется песенкой весны.
Грустная история.
Эта история произошла прошлым летом, когда мы с папой и мамой ехали к
бабушке в Коркино. Мы встали в четыре утра, чтобы приехать пораньше.
Сначала я спала, а потом стала смотреть на дорогу, на лес, на поля. День
был солнечный. Вокруг было очень красиво: целые поля жёлтых цветов – это
люцерна как мне сказала мама. В машине играла музыка, мы с мамой стали
подпевать.
Перед нами ехала машина Урал. Неслась она на огромной скорости. Вдруг из
под колёс машины отлетел клубок. Папа сказал, что это ёжика задавили,
который хотел перебежать из одного леса в другой. Мне стало грустно, я чуть
не расплакалась.
Как я впервые увидела салют.
Вся наша семья готовилась к Новому году. Мы покупали разноцветные гирлянды,
хлопушки. Некоторые игрушки я делала сама. Папа принёс домой ёлку. Какая же
она была душистая, зелёная, пушистая. Мы её установили, украсили, а вечером
к нам приехали гости. Мне ночью разрешили не спать и я сидела за столом со
взрослыми. После 12 часов мы пошли на площадь Революции. Там было как в
сказке: ледяные фигурки, огни, ёлка. Вдруг раздался грохот и всё небо
осветилось разноцветными огнями. Я от неожиданности даже завизжала. В небо
взметалась комета и через минуту рассыпалась на тысячи звёздочек. Папа
показал, где стоят пушки, которые стреляют. Каждый новый залп был непохож
на предыдущий. Последняя вспышка и салют закончен. Когда мы шли обратно
домой, я заснула у папы на руках.
6.Сказки:
Детям было предложено сочинить сказку, используя 2 слова.
Белконос.
В одном городе жили разные звери. Жили дружно, горя не знали. Старшие звери
работали, а младшие ходили в детский сад. Каждое воскресенье ходили к друг
другу в гости.
Жил в этом городе один зверёк. Был он один одинёшенек. Ходил он по городу с
грустными треугольными глазами, опущенной головой, имел большие как у слона
уши, коротенькие ножки и длинное туловище. Дразнить его не дразнили, но
никто с ним дружить не хотел. Если бы вы спросили у любого жителя этого
города: «Кто это идёт?». То в ответ услышали бы: «Не знаю идёт». Так и жил
не знаю без друзей.
Однажды в зверином городе был праздник: День рождение Белочки. Все жители
украсили свои дома разноцветными ленточками, шарами. Долго готовили они
Белочке подарок: сушили грибы, собирали шишки, шелушили семечки. Когда всё
было готово, все звери направились к Белочке. По дороге они встретили
зверька «Не знаю», он был чем-то взволнован. « Возьмите меня с собой, я
тоже подарок приготовил»- тихо прошептал он. Звери и слышать этого не
хотели. «Вот и сиди дома со своим подарком»-сказали они ему. Опечаленный
побрёл домой зверёк.
Весело было в доме у Белочки: все плясали, веселились. Вечер пришёл в
городок зверей. Ёжик предложил пойти и посмотреть на закат у озера. Все
взрослые звери с радостью согласились, только решили малышей оставить дома.
Когда взрослые ушли, то малыши решили разжечь камин. Положили много
берёзовых брёвнышек и подожгли. Пламя взметнулось высоко, и дым от
брёвнышек пошёл прямо в дом. Малыши ведь не знали, что надо открыть
задвижку. Лисята, ежата, волчата, медвежата с ужасом бросились вон из дома.
А самые маленькие бельчата не знали, что им делать, куда бежать. Они
остались дома и стали звать на помощь.
Крики о помощи услышал зверёк без имени. Он без промедления бросился на
помощь. Первый раз он вбежал в дом, но не смог добраться до бельчат,
второй раз он облил себя из бочки водой и снова побежал в дом. Не смог
найти он лисят. Третий раз дыша через мокрую тряпочку, вошёл он в дом и
растопырил свои большие уши, и тут он услышал тоненький писк на втором
этаже, взобравшись на верх он сгрёб в охапку испуганных бельчат и бросился
вон из дома.
В это время взрослые возвращались с озера, им навстречу бежали малыши и
кричали, что бельчата могут погибнуть, в доме полно дыма. Белочка так
испугалась, что не могла сдвинуться с места. Звери побежали к её дому и
увидели, что зверёк без имени несёт бельчат. «Бельчат несёт, бельчат несёт»-
закричали они. « Ура! Они спасены!». « Молодец, Белконос!»- сказал
медведь, ты спас им жизнь. «Белконос, Белконос»- кричали со всех сторон
звери чумазому, усталому зверьку. Он улыбнулся и сказал: «Так что и у меня
теперь есть имя?». « Конечно есть»- закричали звери. Испуганные бельчата
подбежали к своей маме, она их прижала к себе и заплакала. Вдруг она
подошла к Белконосу и сказала: «Прости нас за всё!». А Белконос улыбнулся,
поднял голову, распрямился и сказал: « Вам спасибо, ведь у меня теперь есть
имя. Все звери радостные пошли в гости к Белконосу.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]