Правила перевозок багажа в авиатранспорте

Правила перевозок багажа в авиатранспорте

Правила перевозок багажа в авиатранспорте

Багаж путешественника присутствует всегда. Термин baggage употребляется пре-имущественно в США; в английском языке принят другой термин -- luggage. Ко-личество его зависит от цели путешествия, сроков и потребностей. Различные ви-ды средств пассажирских перевозок по-разному лимитируют багаж. Морское суд-но несравнимо по возможностям перевозки багажа туристов с воздушным лайнером. Багаж, который пассажир может провозить на рейсе (авиа, автобусе, на железной дороге) без дополнительной оплаты, -- allowance of free baggage. В авиа-ции вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и клас-са обслуживания. Обычно это 30 кг для первого класса и 20 кг для остальных клас-сов. Кроме проблем технического характера при международных перевозках име-ет место таможенные ограничения. Национальными правилами устанавливается багаж, по предметным и количественным характеристикам, который пассажир может провозить без уплаты пошлины duty free baggage.

В общем случае отдельные конструкции самолетов могут брать на борт и пере-возить значительное количество груза. Но пассажирские лайнеры для этого не приспособлены и количество, вес, а, главное, объем багажа ограничен. Крупный пакетированный багаж -- чемоданы, сумки, пакеты -- специально регистрирует-ся (каждое место) и сдается в багажное отделение самолета, мелкие личные вещи и предметы пассажиры берут с собой в салон. В практике путешествий туристы сообразно целям поездки не берут с собой много багажа. Исключение составля-ют эмигранты, лица, следующие на длительный срок проживания в дестинации, например дипломаты, специалисты, а также и шоппинг-туристы (челноки). Для них предоставляются контейнеры, либо их груз следует специальным грузовым са-молетом другим рейсом, либо им приходится выбирать другой вид транспорта для перевозки.

Путешествующие воздушным транспортом могут взять с собой лимитированное количество багажа бесплатно -- до 30 кг и некоторое количество мест за дополни-тельную плату. Багаж проходит контроль, полностью и без исключения просвечи-вается и, при необходимости, проверяется на контрольных пунктах на наличие за-прещенных к перевозке предметов, проходит выборочную проверку службой бе-зопасности. Все единичные пакетированные предметы регистрируются, им присваивается идентификационный номер, на каждое место багажа наклеивается бирка с номером рейса, места, номера билета. В объем обычной обязательной страховки входит страховка багажа, но возмещение, как правило, при утрате и по-вреждении такового при воздушной перевозке не превышает 100 USD.

Правила перевозки багажа

Багаж пассажира, сданный им для перевозки и следующий на транспортном средстве вместе с пассажиром, -- accompained baggage. Этот багаж разделяется на провозимый бесплатно baggage allowance и за дополнительную плату. Транспорт-ные компании ограничивают не только вес, но и габариты багажа, принимаемого для перевозки. Вводятся ограничения на состав предметов, входящих в багаж, в аспектах безопасности. На некоторых чартерных рейсах, перевозящих туристов в специализированные шоппинг-туры (Турция, Арабские Эмираты и т. п.), предель-ный вес бесплатного багажа может быть значительно повышен (до 50 и даже 100 кг). Излишек багажа excess baggage оплачивается дополнительно по тарифу, кото-рый различен на авиалиниях.

Весь перевозимый пассажирами на воздушном судне багаж должен быть заре-гистрирован. Зарегистрированный багаж registered baggage, cheked baggage -- ба-гаж, который сдан пассажиром авиакомпании для перевозки под ее ответствен-ность. На любой зарегистрированный багаж пассажиру выдается специальный но-мерной талон (персональный идентификатор места багажа baggage tag), по предъявлению которого пассажир в порту назначения может получить свой багаж. Отрывная часть талона с этим же номером наклеивается на багажную единицу (че-модан, сумку, тюк, ящик, пакет). При стойках регистрации билетов и багажа име-ются контрольные весы и транспортеры, по которым багаж следует в отсеки-на-копители и далее направляется в самолет по назначению.

Часть багажа (личные вещи) может быть взята пассажиром с собой в салон са-молета carry-on. Однако и на них пассажиру при регистрации выдается специаль-ная бирка с надписью «ручная кладь» hand baggage/luggage. В Великобритании ча-ще пользуются термином luggage ticket/receipt. Пассажирам рекомендуется не вы-брасывать бирки до выхода из аэропорта; в любой момент специальный контролер может проверить соответствие этих двух квитанций, чтобы убедиться, свой ли ба-гаж вы взяли.

Выдача пассажирам багажа Baggage Claim в порту прибытия -- процедура доста-точно сложная и хлопотная. Прежде всего, необходимо организовать быструю раз-грузку багажных отсеков самолета и доставить багаж пассажирам в зал прибытия (после прохождения паспортного контроля). Там устраиваются специальные отсе-ки, куда доставляется багаж, и пассажир сам находит принадлежащий ему багаж, если необходимо пользуется тележкой, на выходе предъявляет багажную квитан-цию контролеру. Для удобства нахождения своего багажа пассажирами в крупных аэровокзалах устраиваются движущиеся круговые транспортеры, называемые «ка-русель» carousel. Таких транспортеров в залах прибытия крупных аэропортов бы-вает до десяти или более. При каждом транспортере или отсеке устанавливается световое табло с указанием номера рейса, багаж которого находится на раздаче.

Для хранения багажа транзитных пассажиров используются специальные каме-ра хранения багажа baggage-room (в Англии чаще пользуются термином luggage office).

Коллизии с багажом пассажиров

Повреждение или недостача багажа damage to baggage -- «притча во языцах» у всех перевозчиков. Чемоданы и сумки повреждаются, вскрываются грузчиками, утрачиваются ценные предметы, багаж теряется, его крадут, он направляется на другой рейс в другой порт на другой конец света, в другую страну и т. д. Эти не-приятности приключаются с именитыми путешественниками и обычными тури-стами.

Это вполне возможно на любом рейсе любой авиакомпании. Потерянный багаж объявляют в розыск Baggage Tracing и через неделю-другую -- он (возможно) на-ходится. Разумеется, пассажир не бывает безучастным и пишет жалобы, требуя компенсации. Но, если только багаж не застрахован отдельно, то сумма компен-сации не превышает 100 USD, однако компенсацию за моральный ущерб полу-чить не удается практически никогда. Кроме того, пассажиру придется пару раз съездить в аэропорт за багажом по его нахождению. Нередки случаи, кеда недо-бросовестные грузчики обшаривают кладь, вынимают наиболее ценные вещи. Возможны варианты, когда при погрузке чемодан повреждается либо по причине вскрытия, либо от удара при падении с высоты при погрузке. Для избежания об-шаривания и краж -- применяют чемоданы с легким, но прочным корпусом и ко-довыми замками.

Чтобы багаж не потрошили лукавые грузчики и иные лица, имеющие профес-сиональный несанкционированный интерес к содержимому чемоданов, при стой-ках регистрации введена услуга обматывания чемодана или сумки широкой плас-тиковой лентой типа «скотч». Это мероприятие дает шанс на сохранность клади. Учитывая наличие риска утраты или повреждения багажа, страховые компании предлагают дополнительную страховку багажа, а пассажирам -- членам клубов «частолетающих пассажиров», пассажирам первого и бизнес-класса -- непремен-но предоставляется услуга особого наблюдения за багажом. Система специально-го сопровождения багажа при авиаперевозках для членов IAPA - Bag-Guard, ко-торая обеспечивает почти 100%-ную сохранность багажа путешественника.

Подноска и транспортировка багажа

Подноска багажа -- важная операция, услуги носильщиков имеются практиче-ски на всех аэропортах. Однако на этапе регистрации к рейсу пассажир прибыва-ет с багажом и лично обязан предъявить его контролеру или таможеннику. Как ус-луга пассажиру с несколькими единицами багажа в каждом аэропорту в залах ре-гистрации и залах получения багажа по прибытию пассажирам предлагаются удобные багажные тележки, в большом количестве имеющиеся в каждом из залов. Специальные служащие собирают тележки в залах регистрации и на стоянках транспорта и доставляют их в накопители к месту хранения и выдачи пассажирам. Как правило, тележки предоставляются бесплатно. Но в странах, где тележек по объективным или субъективным причинам мало, таковые выдаются за плату или под залог.

Особо рассматривается подноска багажа на этапе трансфера. Как правило, она оплачивается носильщику baggage-man дополнительно. Порядок этой платы раз-личен и зависит от местных обычаев. Всегда следует узнать традиции и, если это необходимо, оговорить всю процедуру в договоре на обслуживание туристов с ука-занием стоимости, количества мест и т. д. Подноска багажа туристам в Египте и других восточных странах «священная корова» и местные жители очень ревност-но относятся к этой процедуре, непременно требуя «бакшиш».

Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом

Правилами перевозки из соображений безопасности полетов вводится ряд огра-ничений на перевозку воздушными путем предметов и материалов. Установлен пе-речень опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке в багаже dangerous articles in baggage. Большинство транспортных компаний к этому типу относят различные газы gases: сжатые compressed, сильно охлажденные или замороженные deeply refrigerated, горючие flammable и негорючие non-flammable, бутан butan, кис-лород oxyden, жидкий азот liquid nitrogen, заряженные баллоны аквалангистов cilinders; яды poisonus, едкие вещества corrosives; кислоты acids, щелочи alcalis, ртуть mercury и аккумуляторные батареи wet cell batteries.

Особо выделяют запрещенные к перевозке: взрывчатые вещества explosives, ос-ветительные патроны fireworks, сигнальные ракеты и бенгальские огни flares, бое-припасы munitions, пистолетные пистоны pistol caps, пистолеты и револьверы hand gan.

Запрещены к перевозке легковоспламеняющиеся жидкости или предметы, ра-диоактивные, намагниченные агрессивные и раздражающие материалы: зажигал-ки bispossable lighter, легковозгораемые вещества lighter fuel, баллончики для заправ-ки зажигалок lighter reffils, радиоактивные материалы radioactive materials, намагни-ченные материалы magnetised materials, агрессивные материалы offensive materials, раздражающие материалы irritating materials. Спички matters и карманные зажигал-ки могут быть взяты в салон самолета пассажиром. Не разрешается перевозить в самолетах портфели или кейсы с сигнальными устройствами brief-cases and attache cases with installed alarm devices.

Однако данный перечень затрагивает предметы и вещества, запрещенные к пе-ревозке по соображениям безопасности полетов. Есть и иные ограничения, уста-навливаемые таможенными и фискальными правилами и законами государств на провоз контрабанды (товаров сверх нормы для личного пользования, валюты, наркотиков и лекарств, предметов и веществ, а также животных, запрещенных к вывозу-ввозу).

При регистрации пассажиров в аэропорту отправки и в аэропорту прибытия осу-ществляется контроль багажа путем просвечивания на специальном терминале каждого места груза, внешний осмотр с собаками, натасканными на наркотики или взрывчатые вещества. При возникновении подозрений возможен тщательный досмотр багажа и даже личный обыск. За нарушение правил перевозки багажа пассажир может быть привлечен к административной, гражданской или уголов-ной ответственности. По прибытию международного рейса в некоторых странах устанавливается два варианта прохода:

а) через контрольный пункт: по «зелено-му коридору» без проверки;

б) по «красному коридору» с проверкой и досмот-ром. Пассажир сам выбирает вариант прохода, но контрольная служба имеет пол-ное право остановить любого пассажира и произвести досмотр багажа, личный до-смотр.

Для личного досмотра имеются специальные комнаты и понятые. При необхо-димости ведется видеосъемка. Для производства личного досмотра имеются вра-чи и специальный персонал пола по принадлежности субъекта досмотра. Опера-тивно производится контроль всех пассажиров путем прохождения через ворота-металлоискатель или ручным металлоискателем, возможна ситуация с простым ощупыванием одежды. При этом все металлические предметы, находящиеся в карманах одежды, пассажиру необходимо выложить на специальный поднос для досмотра. Ручная кладь подлежит детальному досмотру просвечиванием или ви-зуальным осмотром.

Предметы и вещи, которые пассажирам разрешается брать в салон самолета

Отдельные небольшие и ценные предметы и вещи личного потребления пасса-жирам разрешается взять с собой в салон. Прежде всего, в салоне все пространст-во заполнено креслами и имеются небольшие потолочные ящики, в общем случае закрывающиеся крышками с защелками. Там лежат одеяло, спасательные жиле-ты и имеется небольшое пространство для ручной клади. Если рейс не заполнен полностью и есть свободные места, то возможно будет разрешено взять с собой легкий чемодан или не слушком большую спортивную сумку, если борт полный, то места в салоне для багажа практически нет. В проходе между креслами багаж ставить нельзя, поскольку это пространство предназначено для перемещения пас-сажиров, бортпроводников, тележек с питанием. Какое-то небольшое простран-ство имеется под креслом. Тем не менее, количество и объем вещей и аксессуа-ров, которые разрешается пассажирам брать с собой в салон самолета ог-раничено: дамские сумочки, пальто, зонтики, плащи и накидки от дождя, плед или шерстяное одеяло, фотоаппараты, бинокли, разумное количество литера-туры для чтения, детская еда, дет-ская корзинка или коляска, разборный или складной детский стул.

Для того, чтобы туристы брали с собой в путешествие меньше багажа, немецкие туристские фирмы для своих клиентов ввели новую практику включения в состав стоимости тура на морские курорты 20 самых необходимых бытовых предметов, которые турист получает по своему выбору в местном бутике курортного отеля (пляжные очки, шорты, сандалии, белье, предметы гигиены и др.). Это позволя-ет существенно снизить объем багажа и путешествовать практически «налегке».

Контейнеры для перевозки багажа и животных

При перевозке массовых грузов -- багажа пассажиров на самолетах -- значительно большее значение играет объем грузов, нежели их вес, хотя последнее немало-важно. Эта проблема резко встала при интенсификации шоппинговых рейсов. Мелкооптовые торговцы, используя таможенные преференции, предоставляемые туристам, в начале 90-х стали интенсивно возить в Россию одежду, промышлен-ные товары, причем иногда вес багажа превышал тонну на пассажира. Челночный туризм не является российским изобретением, пока существуют ценовые и ассор-тиментные различия, был и будет элемент использования туризма для целей мел-кооптовой торговли и транспортировки товаров через границу.

Для упрощения процедуры перевозки используются грузовые контейнеры стан-дартизированных размеров, соответствующих конструкции грузовых отсеков са-молетов. Контейнеры для авиаперевозок имеют особые размеры и конструкции.

Пассажир имеет право арендовать контейнер и сам уложить в него свои вещи, тюки, сумки, чемоданы, установить кодовый замок. Это упрощает процедуру по-грузки багажа, снижает риск его утраты и порчи. Все контейнеры имеют дверцу для укладки груза и снабжены надежным запором. Аналогичные контейнеры ис-пользуются «Аэрофлотом» при организации шоппинг-туров в Турцию и Объеди-ненные Арабские Эмираты.

Литература:

? Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки.