Правоохранительные органы
Правоохранительные органы
Содержание.
1. Что такое судебная инстанция? Чем занимаются суды первой и второй
инстанции? 3
2. Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по
содержанию. 6
3. Какой орган обеспечивает установленный порядок деятельности судов и
исполнение судебных актов? 9
Список литературы 10
1. Что такое судебная инстанция? Чем занимаются суды первой и второй
инстанции?
На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной
компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять
решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять
и отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его
структурное подразделение), выполняющий (-щее) конкретную судебную функцию,
связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела,
проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не
вступившего в законную силу). В соответствии с процессуальной компетенцией
суды разделяются на:
. суды первой инстанции;
. суды второй (кассационной) инстанции;
. суды надзорной инстанции.
Суд первой инстанции – суд, уполномоченный принимать решение по
существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела (по
уголовным делам – вопросы о виновности или невиновности подсудимого, в
случае признания виновным – о применении или неприменении уголовного
наказания, конкретной меры; по гражданским делам - доказанность или
недоказанность предъявляемого иска и о его юридических последствиях). При
рассмотрении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть
почти все суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение –
федеральные арбитражные суды округов. Основное количество уголовных и
гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее
сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по
существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации
(ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по
собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при
наличии ходатайства обвиняемого[1].
Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями,
народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В
результате разбирательства по уголовному делу суд выносит приговор, а по
гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены
этим судом.
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом
срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную
силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым,
потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд
второй инстанции.
Суд второй (кассационной) инстанции – проверка законности и
обоснованности приговоров и других судебных решений, как правило, не
вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (как
гражданских, так и военных) в этом качестве могут выступать все суды
(исключение – гарнизонный военный суд), в подсистеме арбитражных судов –
федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего уровня и
Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которой является
проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений
нижестоящих судов, не вступивших в законную силу. Такую проверку
осуществляет кассационная палата (с участием присяжных заседателей),
образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда
РФ.
Разбирательство дела:
. признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а
кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
. установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не
соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое
рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на
дополнительное расследование; изменить в определенных пределах
приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.
По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции
выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не
подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно
может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.
В ч.2 ст.36 Закона о судебной системе отмечено, что “суды,
рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются
вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие
дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам,
принимавшим ранее решения по делу”.
Дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов
другим (несмотря на термины “вышестоящий” и “нижестоящий”). В законе четко
обозначены границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций.
Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать
указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке
доказательств, характере решения[2].
Часто используется термин “высшая судебная инстанция”, он может
являться синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного
Суда РФ, а иногда и Конституционного суда РФ.
2. Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по
содержанию.
В соответствии с Конституцией Российской Федерация к ведению
Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов
судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных
органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти,
включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, и др.), Генеральной
прокуратуры; регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина
(пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).
Организация и деятельность государственных органов и негосударственных
образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством
нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти
нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и
форме (виды источников).
По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего,
универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере
общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей
юридической силы - Конституция Российской Федерации[3].
Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих
безопасность и общественный порядок, регламентируется, прежде всего, рядом
законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной
деятельности, о безопасности, о федеральных органах налоговой полиции
(преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой полиции), о
внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и
охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и
структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе
положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.
По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность
судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других
правоохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.
Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих
рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации.
Вторую ступень занимают федеральные законы РФ, а среди них прежде
всего - федеральные конституционные законы.
Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и
сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется
общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст.
15).
Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации,
которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или
комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится,
например, Закон РФ от 28 ноября 1994 г. «О внесении изменений и дополнений
в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»[4].
Нормативный характер имеют, однако, не только акты высшего
законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но
и постановления этого государственного органа. Характерно, что
постановления эти в рассматриваемой сфере правового регулирования
принимались двух разновидностей. Одними утверждались положения. Например,
постановлением от 13 мая 1993 г. были утверждены Положение о
квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации
судей. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего
законодательного и представительного органа решались те или другие вопросы,
нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании.
Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных
актов постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст.
115 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о
границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает
постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации.
Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном
являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии
Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД и других министерств и
ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила,
положения и т. п. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно
два или несколько ведомств.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что
общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном
через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части,
касающейся правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о
судебной системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных
органах, а важнейшие из них - даже в Конституцию[5].
В отношении международных договоров, к числу которых относятся
договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15)
оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Какой орган обеспечивает установленный порядок деятельности судов и
исполнение судебных актов?
Варианты ответов:
1. Военная коллегия при Верховном суде РФ.
2. Служба судебных приставов.
3. Нотариат.
Правильный ответ: 2. – Служба судебных приставов.
Список литературы
1. Баглай М.В. "Конституционное право РФ", М., 2002.
2. Гуценко К.Ф. "Правоохранительные органы", М., 2003.
3. Орлов Ю.К., Швецов В. И. " Судоустройство и правоохранительные органы в
РФ", М., 2000г.
4. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской
Федерации. М. 2001.
5. В.П. Божьев Правоохранительные органы РФ. М. 2004
-----------------------
[1] Баглай М. В. "Конституционное право РФ", М., 2002.
[2] Орлов Ю.К., Швецов В. И. " Судоустройство и правоохранительные органы в
РФ", М., 2000г.
[3] Орлов Ю. К., Швецов В. И. " Судоустройство и правоохранительные органы
в РФ", М., 2000г.
[4] В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М. 2004
[5] С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской
Федерации. М. 2001.