Правоохранительные органы
Правоохранительные органы
ПЛАН
61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного детектива, его
полномочия.
37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов
администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и мер
принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и
заключенных под стражу.
10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.
Литература
61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного детектива, его
полномочия.
Закон РФ от 11.03.1992г. «О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации» предусмотрел новый вид деятельности в
сфере правоохраны, получившей название «частная детективная и охранная
деятельность, которые являются негосударственными организациями обеспечения
правоохраны. Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на
возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам
предприятиями, имеющими специальное разрешение ОВД, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов (ст.1)
Содержанием этой деятельности являются услуги ЧД и ОД.
ЧД и ОД проникают в такие сферы отношений, которых государственные ПО
до сих пор не касались.
ЧД и ОД характеризуется отличительными признаками от ПО деятельности,
осуществляемой госорганами.
Во-первых, является предпринимательской в сфере правоохраны,
коммерческой, рассчитана на получение прибыли предприятиями которые ее
осуществляют.
Во-вторых, рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг физическим и
юридическим лицам.
В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут только предприятия
получившие лицензию ОВД и прошедших госрегистрацию.
В-четвертых, на лиц осуществляющих ЧД и ОД правовой статус работников
государственных ПО не распространяется.
ЧД и ОД создаются и функционируют не в противовес деятельности
государственным ПО, а в их дополнение для решения общих задач по
обеспечению правопорядка.
В ст. 1.Закона «О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации», ЧД и ОД определяется как оказание на возмездной
договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями,
имеющими лицензию ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих
клиентов. На граждан, осуществляющих ЧД и ОД, действие законов,
закрепляющих правовой статус работников ПО не распространяется. Граждане,
занимающиеся ЧД деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-
розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов
дознания.
Ст. 2. Правовую основу ЧД и ОД составляют:
Конституция РФ, настоящий Закон, др. законы и иные правовые акты Р.Ф.
В общее положение входит ст. 3 .-Виды ЧД. и ОД.
В целях сыска существуют 7 видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками
процесса;
2) изучение рынка - сбор информации, выявление некредитоспособных,
ненадежных деловых партнеров;
3) установление неправомерного использования фирменных знаков,
наименований, недобросовестной конкуренции, а так же разглашения
сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и др. данных о гражданах (с их письменного
согласия) при заключении ими контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного клиентами имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками
процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на
сбор таких сведений ЧД обязан письменно уведомить об этом лицо,
производящее дознание, в чьем производстве находится уголовное дело.
В разделе 2 Ст.4 настоящего Закона указано, что ЧД признается
гражданин РФ, получивший в установленном порядке лицензию на ЧСД и
выполняющий услуги перечисленные в ч2 Ст.3 настоящего Закона. Частные
детективы работающие в составе предприятий, объединений, ассоциаций могут
осуществлять сыскную деятельность индивидуально. Для этого они должны
зарегистрировать индивидуальное ЧДП.(ч.5.Ст.6 Закона от11.03. 1992г.)
Индивидуальная деятельность ДП. Образуется в порядке, предусмотренном Ст.8.
Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от
25.12.90г. частным лицом. ВВС. РФ 1991.№30.Ст.418.
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости ЧД,
совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой
должностью в общественных объединениях не разрешается.
В Ст.5. настоящего Закона допускаются средства и методы работы ЧД как:
Устный допрос граждан, наведение справок, изучение документов, внешний
осмотр строений, объектов, наблюдение для получения информации в целях
оказания услуг, перечисленных в ч.1.Ст.3. настоящего Закона.
При осуществлении ЧСД допускается использование: видео- и
аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также
средств оперативной радио- и телефонной связи.
В случаи необходимости оказания ЧД услуг сопряженных с опасностью
для жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств,
виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых
устанавливаются Правительством РФ. От 14.08.1992г.№587(см.: САПП
РФ.1992г.№8.Ст.506;1993.№39.Ст.3690).
Выдача лицензий на ЧСД на определенной территории РФ. Производится
соответствующим ОВД в пределах его компетенции о чем гласит Ст.6 ч.2.
настоящего Закона.
Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в
соответствующий ОВД:
анкету;
фотографии;
медицинскую справку о состоянии здоровья;
документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического
образования, стаж работы в ПО не менее трех лет.
ОВД вправе устанавливать достоверность сведений в представленных
документах, для принятия решения о выдаче лицензии.
Лицензия не выдается:
1) гражданам не достигшим 21г;
2) гражданам состоящим на учете по поводу психического заболевания
алкоголизма или наркомании;
3) гражданам имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до
разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам уволенным с государственной службы, из судебных,
прокурорских и иных ПО. По компрометирующим их основаниям;
6) бывшим работникам ПО осуществлявшим контроль за частной детективной и
охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам, не предоставившим документы, перечисленные в ч.2. настоящей
статьи;
Лицензия на работу в качестве ЧД выдается ОВД в течение месяца со дня
подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение сроком на 3
года. И является основанием для государственной регистрации индивидуального
частного детективного предприятия в Совет народных депутатов по месту
учреждения данного предприятия или для заключения трудового договора
(контракта) с объединением ЧД. Порядок и размеры платежей при выдачи
лицензии определяются Министерством финансов РФ.
В случае отказа в выдаче лицензии ОВД обязан письменно информировать
об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа.
Это решение или нарушение срока рассмотрения могут быть обжалованы в
вышестоящий ОВД или суд.
Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве ЧД
соответствующим ОВД одновременно выдается документ установленного образца,
удостоверяющий его личность.
Статья 7 определяет ограничения в сфере деятельности ЧД.
Частным детективам запрещается:
1) скрывать от ПО известные факты готовящихся или совершенных
преступлений;
2) выдавать себя за сотрудников ПО;
2) собирать сведения связанные с личной жизнью, политическими и
религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из гарантий,
установленных Конституцией РФ свободы вероисповеданий, политических
убеждений и личной жизни граждан. Нарушение естественных,
конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на
себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-
правовую, и уголовно-правовую ответственность;
3) пользоваться техническими средствами без согласия соответствующих
должностных или частных лиц;
4) прибегать к действиям посягающим на права и свободы граждан;
5) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь,
достоинство и имущество граждан;
6) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
7) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях
вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
8) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных
переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий
неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную
законом ответственность.
Ст.16. определяет условия применения специальных средств и
огнестрельного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим
Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав. Охранник или ЧД. при
применении спецсредств или огнестрельного оружия обязан: предупредить о
намерении их использовать; стремиться ,чтобы любой ущерб, причиненный при
устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам получившим
телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить органы здравоохранения
и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти.
ЧД и охранники обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую
проверку на пригодность к действиям в условиях связанных с применением
специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется
в порядке определяемом МВД РФ.
Применение частным детективом или охранником специальных средств или
огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости
или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную
ответственность, установленную законом.
Ст.21 настоящего Закона гласит об ответственности за создание
незаконных детективных и охранных предприятий.
Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий
(объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и СБ
непредусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность в
соответствии с законодательством РФ.
37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов
администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и мер
принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и
заключенных под стражу.
Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности
являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и
учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,
назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской
Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их
содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением
свободы.
Таким образом, надзор осуществляется как за законностью содержания в
заключении лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и
осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых
проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм,
регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры
пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно
содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение
требований Исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодекса РФ.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в
любое время органы и учреждения, в которых содержаться под стражей и
отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые, воспитательно-
трудовые колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и
подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);
опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых
эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам
принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от
администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных,
арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации
приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и
других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера;
требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления,
возбуждать уголовные дела или производства об административных
правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта
администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц,
содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения
свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного
изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры,
дисциплинарного изолятора.
Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 34) гласит, что постановления и
требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка
и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению
свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические
учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также
органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам
наказания, не связанных с лишением свободы.
Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурорского
надзора, – ведь речь идет об ограничении конституционного права человека и
гражданина на свободу и личную неприкосновенность, Генеральный прокурор РФ
приказом №67 от 12 декабря 1994 г. “О совершенствовании прокурорского
надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при
исполнении уголовных наказаний” обязал прокуроров “при проверке состояния
законности в исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых
учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых
норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной
работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность
принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок”.
“... В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков
содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза
в месяц проверять следственные изоляторы.
Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав
граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и
наказанию виноватых в нарушении закона”.
10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
(
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ (ФСНП)
на правах Госкомитета РФ
(
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
|По республикам, краям, |( |УПРАВЛЕНИЯ, ОТДЕЛЫ |
|областям, | | |
| | | |
|городам федерального | | |
|значения, | | |
|автономной области и | | |
|округам | | |
(
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
Окружные службы УФСНП по Москве,
районные отделы по Санкт-Петербургу,
межрайонные и городские отделы управлении ФСНП
Литература
1. Правоохранительные органы Российской Федерации. - Учебник для высших
юридических учебных заведений под редакцией В.П. Божьева,
издательство «Спарк» 1996 г.
2. Закон РФ №2487-1 от 11.03.92 «О частной детективной и охранной
деятельности В Российской Федерации».
3. Конституция РФ (1993 г.), М., 1996 г.
4. Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 г. (в редакции
Федерального от 17.11.1995 г.).
5. Приказ Генерального прокурора РФ “Об организации надзора и
управления в органах прокуратуры РФ” от 28.05.1992 г. №20.
6. Басков В.И. Прокурорский надзор, М., 1996 г.
7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996г.
8. Лончаков А.П. “Теория юриспруденции” (учебное пособие).
9. Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание
правоохранительной деятельности” (учебное пособие).