Правоохранительные органы

Правоохранительные органы

ПЛАН

61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного детектива, его

полномочия.

37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов

администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и мер

принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и

заключенных под стражу.

10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.

Литература

61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного детектива, его

полномочия.

Закон РФ от 11.03.1992г. «О частной детективной и охранной

деятельности в Российской Федерации» предусмотрел новый вид деятельности в

сфере правоохраны, получившей название «частная детективная и охранная

деятельность, которые являются негосударственными организациями обеспечения

правоохраны. Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на

возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам

предприятиями, имеющими специальное разрешение ОВД, в целях защиты

законных прав и интересов своих клиентов (ст.1)

Содержанием этой деятельности являются услуги ЧД и ОД.

ЧД и ОД проникают в такие сферы отношений, которых государственные ПО

до сих пор не касались.

ЧД и ОД характеризуется отличительными признаками от ПО деятельности,

осуществляемой госорганами.

Во-первых, является предпринимательской в сфере правоохраны,

коммерческой, рассчитана на получение прибыли предприятиями которые ее

осуществляют.

Во-вторых, рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг физическим и

юридическим лицам.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут только предприятия

получившие лицензию ОВД и прошедших госрегистрацию.

В-четвертых, на лиц осуществляющих ЧД и ОД правовой статус работников

государственных ПО не распространяется.

ЧД и ОД создаются и функционируют не в противовес деятельности

государственным ПО, а в их дополнение для решения общих задач по

обеспечению правопорядка.

В ст. 1.Закона «О частной детективной и охранной деятельности в

Российской Федерации», ЧД и ОД определяется как оказание на возмездной

договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями,

имеющими лицензию ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих

клиентов. На граждан, осуществляющих ЧД и ОД, действие законов,

закрепляющих правовой статус работников ПО не распространяется. Граждане,

занимающиеся ЧД деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-

розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов

дознания.

Ст. 2. Правовую основу ЧД и ОД составляют:

Конституция РФ, настоящий Закон, др. законы и иные правовые акты Р.Ф.

В общее положение входит ст. 3 .-Виды ЧД. и ОД.

В целях сыска существуют 7 видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками

процесса;

2) изучение рынка - сбор информации, выявление некредитоспособных,

ненадежных деловых партнеров;

3) установление неправомерного использования фирменных знаков,

наименований, недобросовестной конкуренции, а так же разглашения

сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и др. данных о гражданах (с их письменного

согласия) при заключении ими контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного клиентами имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками

процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на

сбор таких сведений ЧД обязан письменно уведомить об этом лицо,

производящее дознание, в чьем производстве находится уголовное дело.

В разделе 2 Ст.4 настоящего Закона указано, что ЧД признается

гражданин РФ, получивший в установленном порядке лицензию на ЧСД и

выполняющий услуги перечисленные в ч2 Ст.3 настоящего Закона. Частные

детективы работающие в составе предприятий, объединений, ассоциаций могут

осуществлять сыскную деятельность индивидуально. Для этого они должны

зарегистрировать индивидуальное ЧДП.(ч.5.Ст.6 Закона от11.03. 1992г.)

Индивидуальная деятельность ДП. Образуется в порядке, предусмотренном Ст.8.

Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от

25.12.90г. частным лицом. ВВС. РФ 1991.№30.Ст.418.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости ЧД,

совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой

должностью в общественных объединениях не разрешается.

В Ст.5. настоящего Закона допускаются средства и методы работы ЧД как:

Устный допрос граждан, наведение справок, изучение документов, внешний

осмотр строений, объектов, наблюдение для получения информации в целях

оказания услуг, перечисленных в ч.1.Ст.3. настоящего Закона.

При осуществлении ЧСД допускается использование: видео- и

аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также

средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случаи необходимости оказания ЧД услуг сопряженных с опасностью

для жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств,

виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых

устанавливаются Правительством РФ. От 14.08.1992г.№587(см.: САПП

РФ.1992г.№8.Ст.506;1993.№39.Ст.3690).

Выдача лицензий на ЧСД на определенной территории РФ. Производится

соответствующим ОВД в пределах его компетенции о чем гласит Ст.6 ч.2.

настоящего Закона.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в

соответствующий ОВД:

анкету;

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического

образования, стаж работы в ПО не менее трех лет.

ОВД вправе устанавливать достоверность сведений в представленных

документах, для принятия решения о выдаче лицензии.

Лицензия не выдается:

1) гражданам не достигшим 21г;

2) гражданам состоящим на учете по поводу психического заболевания

алкоголизма или наркомании;

3) гражданам имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до

разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

5) гражданам уволенным с государственной службы, из судебных,

прокурорских и иных ПО. По компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам ПО осуществлявшим контроль за частной детективной и

охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не предоставившим документы, перечисленные в ч.2. настоящей

статьи;

Лицензия на работу в качестве ЧД выдается ОВД в течение месяца со дня

подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение сроком на 3

года. И является основанием для государственной регистрации индивидуального

частного детективного предприятия в Совет народных депутатов по месту

учреждения данного предприятия или для заключения трудового договора

(контракта) с объединением ЧД. Порядок и размеры платежей при выдачи

лицензии определяются Министерством финансов РФ.

В случае отказа в выдаче лицензии ОВД обязан письменно информировать

об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа.

Это решение или нарушение срока рассмотрения могут быть обжалованы в

вышестоящий ОВД или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве ЧД

соответствующим ОВД одновременно выдается документ установленного образца,

удостоверяющий его личность.

Статья 7 определяет ограничения в сфере деятельности ЧД.

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от ПО известные факты готовящихся или совершенных

преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников ПО;

2) собирать сведения связанные с личной жизнью, политическими и

религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из гарантий,

установленных Конституцией РФ свободы вероисповеданий, политических

убеждений и личной жизни граждан. Нарушение естественных,

конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на

себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-

правовую, и уголовно-правовую ответственность;

3) пользоваться техническими средствами без согласия соответствующих

должностных или частных лиц;

4) прибегать к действиям посягающим на права и свободы граждан;

5) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь,

достоинство и имущество граждан;

6) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

7) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях

вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

8) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных

переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий

неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную

законом ответственность.

Ст.16. определяет условия применения специальных средств и

огнестрельного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим

Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав. Охранник или ЧД. при

применении спецсредств или огнестрельного оружия обязан: предупредить о

намерении их использовать; стремиться ,чтобы любой ущерб, причиненный при

устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам получившим

телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить органы здравоохранения

и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти.

ЧД и охранники обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую

проверку на пригодность к действиям в условиях связанных с применением

специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется

в порядке определяемом МВД РФ.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или

огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости

или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную

ответственность, установленную законом.

Ст.21 настоящего Закона гласит об ответственности за создание

незаконных детективных и охранных предприятий.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий

(объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и СБ

непредусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность в

соответствии с законодательством РФ.

37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов

администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и мер

принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и

заключенных под стражу.

Предметом надзора данного направления прокурорской деятельности

являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и

учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера,

назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской

Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц,

подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их

содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением

свободы.

Таким образом, надзор осуществляется как за законностью содержания в

заключении лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и

осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых

проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм,

регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры

пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно

содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение

требований Исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодекса РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в

любое время органы и учреждения, в которых содержаться под стражей и

отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые, воспитательно-

трудовые колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и

подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);

опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам

принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых

эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам

принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от

администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных,

арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного

характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации

приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и

других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера;

требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления,

возбуждать уголовные дела или производства об административных

правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта

администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц,

содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения

свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного

изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры,

дисциплинарного изолятора.

Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 34) гласит, что постановления и

требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка

и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению

свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам

принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические

учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также

органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам

наказания, не связанных с лишением свободы.

Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурорского

надзора, – ведь речь идет об ограничении конституционного права человека и

гражданина на свободу и личную неприкосновенность, Генеральный прокурор РФ

приказом №67 от 12 декабря 1994 г. “О совершенствовании прокурорского

надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при

исполнении уголовных наказаний” обязал прокуроров “при проверке состояния

законности в исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых

учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых

норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной

работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность

принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок”.

“... В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков

содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза

в месяц проверять следственные изоляторы.

Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав

граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и

наказанию виноватых в нарушении закона”.

10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

(

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ (ФСНП)

на правах Госкомитета РФ

(

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

|По республикам, краям, |( |УПРАВЛЕНИЯ, ОТДЕЛЫ |

|областям, | | |

| | | |

|городам федерального | | |

|значения, | | |

|автономной области и | | |

|округам | | |

(

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

Окружные службы УФСНП по Москве,

районные отделы по Санкт-Петербургу,

межрайонные и городские отделы управлении ФСНП

Литература

1. Правоохранительные органы Российской Федерации. - Учебник для высших

юридических учебных заведений под редакцией В.П. Божьева,

издательство «Спарк» 1996 г.

2. Закон РФ №2487-1 от 11.03.92 «О частной детективной и охранной

деятельности В Российской Федерации».

3. Конституция РФ (1993 г.), М., 1996 г.

4. Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 г. (в редакции

Федерального от 17.11.1995 г.).

5. Приказ Генерального прокурора РФ “Об организации надзора и

управления в органах прокуратуры РФ” от 28.05.1992 г. №20.

6. Басков В.И. Прокурорский надзор, М., 1996 г.

7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996г.

8. Лончаков А.П. “Теория юриспруденции” (учебное пособие).

9. Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание

правоохранительной деятельности” (учебное пособие).