Правоведение. (Контрольная)

Правоведение. (Контрольная)

Оренбургский Государственный университет

Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов

Специальность: Бухгалтерский учёт и аудит.

Попова Наталья Петровна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Правоведению

г.Оренбург

1998 г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Правоведению

Задача 5.

Иванов, будучи инвалидом II группы, работал штамповщиком в

цехе. При очередном освидетельствовании ВТЭК в заключении было указано, что

он в дальнейшем не может выполнять указанную работу. Ему была рекомендована

работа без большой физической нагрузки. Администрация предложила ему работу

вахтёром. Иванов от предложенной работы отказался, ссылаясь на то, что он и

в дальнейшем согласен работать штамповщиком и со своей работы справляется.

Рассмотрите основания расторжения трудового договора по

инициативе администрации, исключающие вину работника.

Правомерно ли данное увольнение?

Кому подведомственен данный трудовой спор?

Решите дело по существу.

РЕШЕНИЕ:

Действующее в настоящее время российское трудовое

законодательство, устанавливая юридические гарантии прав граждан на труд и

обеспечивая устойчивость трудовых договоров, запрещает увольнение

работников по инициативе администрации без оснований, указанных в законе,

при этом сам закон (КЗоТ РСФСР) строго ограничивает перечень таких

оснований.

Общие основания увольнения работника по инициативе администрации

предусмотрены ст.33 КЗоТ РСФСР, однако помимо общих оснований для некоторых

категорий работников КЗоТ устанавливает и дополнительные основания для

прекращения трудового договора (контракта) по инициативе администрации

(ст.254 КЗоТ РСФСР).

Одним из общих оснований увольнения работника по инициативе

администрации является основание, указанное в п.2 ст.33 КЗоТ РСФСР.

Пункт 2 статьи 33 КЗоТ РСФСР предусматривает увольнение по

несоответствию работника выполняемой работе (должности) и раскрывает, что

следует понимать под несоответствием работника. При этом несоответствием

работника выполняемой работе считается неспособность его из-за

недостаточной квалификации, подготовки или состояния здоровья выполнять

должным образом порученную работу. То есть квалификация и состояние

здоровья – две причины, в которых нет субъективной вины работника, однако

они могут служить критерием для признания его несоответствующим занимаемой

должности, выполняемой работе. Таким образом, несоответствие работника

выполняемой работе – это либо объективная неспособность, неумение данного

работника выполнять качественно обусловленную трудовым договором работу,

либо пониженная трудоспособность, препятствующая качественному выполнению

работы без ущерба для здоровья работника или здоровья окружающих его лиц.

Однако, несоответствие работе нельзя смешивать с виновным неисполнением

трудовых обязанностей (п.3 ст.33 КЗоТ РСФСР). Характерно, что

несоответствие работника выполняемой работе обязана доказать администрация.

Объективная неспособность работника систематически выполнять обусловленную

трудовым договором работу проявляется в неудовлетворительном не по его вине

выполнении трудовых функций. При этом следует учитывать, что

неудовлетворительное выполнение работником своих трудовых функций

вследствие неблагоприятных условий труда, созданных по вине администрации,

не может квалифицироваться как несоответствие работника, так как

администрация обязана обеспечить нормальные условия работы, на что

указывает статья 108 КЗоТ РСФСР.

Несоответствие работника работе по состоянию здоровья должно быть

подтверждено медицинским заключением (общее правило). Однако следует

отметить, что наличие у работника хронического заболевания или инвалидности

само по себе не может быть основанием увольнения по несоответствию, если,

конечно, это не влияет на качество работы и не опасно для него и

окружающих. Следует также подчеркнуть, что частичная утрата работником

трудоспособности сама по себе также не может служить основанием для

увольнения по несоответствию, если работник надлежащим образом выполняет

свои трудовые обязанности и данная работа по состоянию здоровья ему не

противопоказана и её выполнение этим работником не опасно для других. На

это также указывает Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении от 22

декабря 1992 года (п.22).

Из содержания предложенной задачи следует, что заключением ВТЭК

Иванову (инвалид II гр.) была рекомендована работа без большой физической

нагрузки, и работу штамповщика он выполнять не может. Администрацией ему

была предложена другая работа, однако работник (Иванов) от неё отказался,

сославшись на то, что он и в дальнейшем согласен работать и со своей

работой справляется. Считаю, что увольнение Иванова правомерно по следующим

основаниям:

Пункт 2 ст.33 КЗоТ РСФСР предусматривает увольнение в связи с

обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности или

выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния

здоровья, препятствующих продолжению данной работы. В задаче указано, что

имеется заключение ВТЭК, в котором указано, что Иванов не может выполнять

работу штамповщика. То есть имеет место несоответствие по состоянию

здоровья, подтверждённое медицинским заключением (в данной задаче – при

освидетельствовании), что никак не противоречит положению п.2 ст.33 КЗоТ

РСФСР. Администрация во исполнении части 2 статьи 33 КЗоТ РСФСР, и по

рекомендации ВТЭК предложила Иванову другую работу (вахтёром), от которой

он отказался. Следует также учитывать, что в соответствии со ст.35 КЗоТ

РСФСР расторжение трудового договора (контракта) по инициативе

администрации, в случая предусмотренных п.2 ст.33 КЗоТ РСФСР (что имеет

место в данной задаче) производится с предварительного согласия

соответствующего выборного профсоюзного органа. Профорган, рассматривая

представление администрации о даче согласия на увольнение работника по п.2

ст.33 КЗоТ РСФСР должен выяснить следующие обстоятельства:

. Действительно ли работник не может обеспечить надлежащее выполнение

своих трудовых обязанностей, то есть установить было ли само

несоответствие работника;

. Связано ли это несоответствие с его квалификацией или состоянием

здоровья, чем это подтверждается;

. Если возможность перевести работника с его согласия на другую

работу.

Из содержания задачи можно увидеть, что все эти условия следует

считать соблюдёнными.

Таким образом, несоответствие Иванова работе вызвана его состоянием

здоровья и работа штамповщика ему противопоказана по заключению ВТЭК. От

предложенной работы (вахтёра) он отказался, что даёт право администрации на

увольнение по п.2 ст.33 КЗоТ РСФСР с соблюдением требований ст.35 КЗоТ

РСФСР.

Считаю, что указанный трудовой спор должен рассматриваться

непосредственно в суде в соответствии с условиями ст.210 КЗоТ РСФСР. Суд,

рассматривая трудовой спор, решает его на основании всех имеющихся у суда

материалов, разрешая дело в соответствии с обстоятельствами дела и

законодательства. В решении суд указывает, какие требования, на каком

основании, в каком размере и в отношении какого ответчика подлежат

удовлетворению или в каких отказано.

Задача 16

Предприятие приобрело у другого оборудование. Гарантийный срок

момента передачи его устанавливались в полгода. Оборудование было

установлено только через год, и сразу были выявлены в нём дефекты.

Претензия по поводу их устранения продавцом была отклонена со ссылкой на

то, что истёк гарантийный срок. В арбитражном суде ответчик подтвердил свою

позицию: оборудование было установлено несвоевременно и за недостатки,

выявленные после истечения гарантийного срока, продавец ответственности не

несёт.

Каково соотношение гарантийных, претензионных и сроков исковой

давности? Последствия истечения каждого из них?

Как должен быть разрешён настоящий спор?

РЕШЕНИЕ:

Сущность исковой давности раскрывается в статье 195 ГК РФ.

Характерно, что ни в ГК 1964 года, ни в Основах, такой статьи не

существовало. Исковая давность выражается в установлении временных пределов

для защиты нарушенного права в суде. Соответственно пропуск срока исковой

давности служит сам по себе достаточным основанием для вынесения судом

решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ). Вместе с тем пропуск срока

исковой давности не оказывает влияния на действительность защищаемого

права. Таким образом, принадлежащее лицу право существует не только в

пределах сроков исковой давности, но и после их истечения. Указанный

признак позволяет отличить сроки исковой давности от пресекательных сроков.

В качестве примера можно указать на сроки, предусмотренные для предъявления

претензий кредитором наследодателя к его наследникам (ст.554 ГК 1964 года),

для принятия наследником наследства (ст.546 ГК 1964 года) и т.п. Ныне

действующий Гражданский кодекс закрепляет принцип, согласно которому

исковая давность может применяться только по требованию стороны в споре. В

виде общего правила пропуск срока исковой давности может повлечь за собой

утрату потерпевшей стороной возможности использовать любые способы защиты.

Гражданский кодексом РФ устанавливается единый общий срок исковой давности

– три года (ст.196 ГК РФ). Однако сохранили своё действие нормы о

сокращённых сроках исковой давности. Они касаются предъявления различных

требований, в том числе и о взыскании неустойки. Гражданский кодекс РФ

также считает возможным предусмотреть и более длительные сроки исковой

давности, примером может служить статья 181 ГК РФ, которая устанавливает

для признания сделок ничтожными более длительный срок (10 лет). Характерно,

что действующий ГК РФ содержит круг требований, на которые исковая давность

не распространяется (ст.208).

В отличие от исковой давности претензия это требование кредитора к

должнику о добровольном урегулировании спора (об уплате долга, возмещению

убытков, уплате штрафа, устранения недостатков поставленной продукции,

проданной вещи или выполненной работы) связанного с нарушением его

имущественных прав и интересов. Претензия должна быть предъявлена до подачи

иска, вытекающего из отношений между юридическими лицами (за некоторым

исключением), а также иски физических и юридических лиц к перевозчику (если

эти требования не вытекают из договора перевозки) и к органу связи по

окончанию услуг связи. Претензии по поводу вещей, купленных в розничной

торговле, для которых установлены гарантийные сроки, предъявляют в течение

этих сроков. Претензионным порядком можно назвать форму урегулирования

споров между кредитором и должником. При претензионном порядке до передачи

спора в арбитраж кредитор обязан предъявить должнику обоснованную претензию

и лишь в случае отказа от её удовлетворения либо неполучении ответа на неё

в установленный срок вправе предъявить иск. Характерно, что претензионный

порядок применяется только в случае если на его необходимость указано в

законе или ином нормативном акте.

Претензионный порядок урегулирования споров применяется, если иное не

предусмотрено законодательством действующим на территории Российской

Федерации. В настоящее время претензионный порядок в отсутствие иного

регулируется Положением о претензионном порядке урегулирования споров.

Следует учитывать, что порядок урегулирования разногласий при заключении

договоров определяется законодательством, регламентирующим взаимоотношения

сторон (п.7 Положения).

Заявитель претензии вправе предъявить иск в Арбитражный суд в случае

полного или частичного отказа претензии или не получения в срок ответа на

неё. Положением установлен 30 дневный срок рассмотрения претензий. Он

применяется, если иной срок не установлен соглашением сторон,

международными договорами, а так же контрактами с иностранными фирмами.

Соглашением сторон может быть установлен срок рассмотрения претензии,

как менее, так и более 30 дней. Исковое заявление, поданное до истечении

этих сроков подлежит возвращению, если ответ на претензию не получен.

Применительно к вышеизложенному следует отметить, что в настоящее

время, указанное положение фактически не действует.

В соответствии со ст.4 АПК РФ, если федеральным законом для

определённой категории споров установлен досудебный (претензионный) порядок

урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на

рассмотрение арбитража лишь после соблюдении такого порядка. Поэтому

несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора является основанием

для оставления иска без рассмотрения. Досудебное урегулирование споров

обязательно для сторон в случаях предусмотренных федеральным законом или

договором, поэтому не является обязательным, если такой порядок, например,

предусмотрен постановлением Правительства РФ.

Итак, к претензионным относятся сроки, в течение которых субъект,

намеренный защитить своё нарушенное право, обязан заявить претензию

непосредственно нарушителю, а последний рассмотреть её в установленный срок

и разрешить спор с заявителем путём удовлетворения или мотивированного

отклонения претензии. Несоблюдение установленного срока предъявления

претензии влечёт не возможность предъявления иска в арбитражный суд.

Гарантийные же сроки предназначены для повышения качества продукции

(товаров, работ), входят в состав материального правоотношения и служат

защитой прав потребителя продукции, поскольку предоставляют возможность,

прежде всего безвозмездного устранения недостатков. В течении гарантийного

срока кредитор (покупатель, заказчик) вправе предъявить должнику

(поставщику, подрядчику, исполнителю) требование об устранении обнаруженных

и зафиксированных в предусмотренном порядке недостатков продукции (работах,

услугах), а должник обязан устранить их в бесспорном порядке безвозмездно,

либо заменить предмет договора иным надлежащего качества, либо безвозмездно

устранить недостатки, либо соразмерно уменьшить покупную цену, либо принять

товар с недостатками и возвратить уплаченную сумму, если не докажет, что

недостатки явились результатом нарушения правил пользования или хранения

предмета договора кредитором, действия третьих лиц, либо непреодолимой

силы. При обнаружении недостатков за пределами гарантийного срока

заинтересованная сторона теряет право требовать устранения нарушений в

бесспорном порядке, но может прибегнуть к защите права в арбитражном суде.

Правила о применении гарантийных сроков предусматриваются законами,

подзаконными нормативными актами, стандартами, техническими условиями, а

также соглашением сторон. Гарантийные сроки устанавливаются обычно со дня

продажи вещи, передачи работ. Для реализации прав по гарантии важно, чтобы

установление недостатков и заявление требований об их устранении произошло

в период течения гарантийного срока. От гарантийных сроков следует отличать

сроки годности товара. Эти сроки устанавливаются изготовителем и определяют

возможности использования проданного товара по назначению. От гарантийного

срока отличается и срок службы товара, так в последнем, требование по

поводу недостатков может быть заявлено только в судебном порядке, а не в

бесспорном, как в период действия гарантийного срока.

В рассматриваемой задаче имеет место гражданско-

правовые отношения, вытекающие из договора купли-

продажи регулируемые в настоящий момент Гражданским

кодексом Российской Федерации. В соответствии со

ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю

товар, качество которого соответствует договору

купли-продажи. То есть товар должен соответствовать

требованиям о качестве, в момент его передачи. Если

иной момент определения соответствия товара

требованиям о его качестве не предусмотрен

договором, то товар должен быть пригодным для

целей, для которых товары такого рода обычно

используются, в пределах разумного срока (ст.470 ГК

РФ). Из содержания задачи следует, что на проданное

оборудование был установлен шестимесячный

гарантийный срок. Из статьи 471 ГК РФ следует, что

гарантийный срок начинает течь с момента передачи

товара покупателю, если иное не предусмотрено самим

договором. Таким образом, из задачи следует, что

течение гарантийного начинается с момента передачи

покупателю. Для разрешения спора немаловажным

является и то, что приобретённое оборудование было

установлено только через год и в нём сразу были

выявлены дефекты. Исходя из этого следует

обратиться к пункту 2 статьи 471 ГК РФ, где

указывается, что гарантийный срок не течёт только

если покупатель был лишён возможности использовать

приобретённый товар по обстоятельствам зависящим от

продавца. На такие обстоятельства задача не

ссылается, следовательно, можно предположить их

отсутствие, а это в свою очередь показывает, что

гарантийный срок не приостанавливался. Важно

отметить и то, что продление гарантийного срока

также не имело места, так как гарантийный срок

продлевается на время, в течение которого товар не

мог использоваться из-за обнаруженных в нём

недостатков, при условии извещения продавца о

недостатках товара. Таким образом, покупатель

оборудования вправе предъявить требования,

связанные с недостатками товара, при обнаружении

недостатков в течение гарантийного срока (п.3

ст.477 ГК РФ). Однако предусмотренный договором

гарантийный срок составлял менее 2-х лет и

недостатки оборудования обнаружены покупателем по

его истечении, в этом случае продавец будет нести

ответственность, если покупатель докажет, что

недостатки товара возникли до его передачи или по

причинам, возникшим до этого момента.