Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно

определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество

выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты

инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока

лишь намечены основные напрвления инвестиционной политики государства.

Согласно законам РСФСР от 26 июня 1991г. " Об инвестиционной

деятельности в РСФСР" и от 4 июля 1991 г. " Об иностранных инвестициях в

РСФСР" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские

вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты,

имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты

предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли

и достижения положительного социального эффекта. Запрещается

инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает

требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других

законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам

и интересам граждан, юридических лиц и Государства.

Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является

обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и

предоставление им налоговых и таможенных льгот.

Защита инвестиций гарантируется законом независимо от форм

собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные

условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного

характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению

инвестициями:

а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;

б) инвестиции не могут быть реквизированы.

Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех

убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы. К

сожалению, стоит отметить, что данная норма закона в некоторой степени

является декларативной. До недавнего времени согласно ст. 36 Закона об

иностранных инвестициях иностранные инвесторы могли приобретать

государственные ценные бумаги только с разрешения Минфина РФ. Эта статья

была отмечена 24 декабря 1993 г. Указом Президента России № 2288. Также в

соответствии с Инструкцией ЦБР от 16 июля 1993 г. № 16 нерезиденты

осуществляют все инвестиции и реинвестиции на территории Российской

Федерации в рублях со специальных инвестиционных рублевых счетов типа

"И". Но до сих пор не выработан механизм продажи валюты на внутреннем

валютном рынке с целью зачисления рублевой выручки на эти счета.

В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено,

что соответствующие положения принимаемых законодательных актов,

ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее чем через

год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий

Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 этот срок увеличен до

трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности

иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской

Федерации и указами Президента, нормативные акты местных органов власти,

ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению.

Поскольку правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает

необходимость в создании специальных организаций) обеспечивающих

исполнение законодательных норм. Указом Президента РФ от 2 февраля 1993

года № 184 образована Государственная инвестиционная корпорация, которая

может выступать гарантом иностранным и отечественным инвесторам. Взнос

государства в уставном фонде корпорации составляет более

1 млрд. долларов США. Также для обеспечения финансовых гарантий

иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200

млрд. рублей. Не менее значительные финансовые гарантии предоставлены

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 507. По эмиссионным

обязательствам Инвестиционного финансового консорциума, участниками

которого являются крупнейшие банки России, предусмотрены государственные

гарантии общим объемом 800 млрд. рублей. При этом средства, привлеченные

в результате выпуска консорциумом ценных бумаг, направляются на

финансирование инвестиционных проектов, а также на формирование

резервного и страхового фондов, на которые будет обращаться

первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. №

282 признано необходимым участие российской стороны в учреждении

Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в

Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд таможенных льгот:

имущество, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд, предназначенное

для собственного материального производства или ввозимое иностранными

работниками для собственных нужд, освобождается от взимания импортных

пошлин, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и

совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции

составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать

продукцию собственного производства и импортировать продукцию для

собственных нужд; валютная выручка указанных предприятий от экспорта

собственной продукции остается полностью в их распоряжении. Указом

Президента РФ от 10,июня 1994 г. № 1199 установлено, что предприятия,

ввозящие оборудование (кроме подакцизных), предназначенное для

производственного развития предприятий, по контрактам, заключенным до 1

января 1993 г. освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.

С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928

определилось новое направление в государственной инвестиционной политике

- финансовое участие государства в Частных инвестиционных проектах.

Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на

финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии

размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в

конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80%

собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, при этом

собственные средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные

инвесторы приобретают право собственности на созданные объекты и

производства в соответствии с долей вложенных средств.

Началась разработка нового направления в инвестиционной деятельности.

Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 введено понятие

финансового лизинга как вида предпринимательской деятельности,

направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных

средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим

лицам на определенный срок.

2. ВИДЫ ДОГОВОРОВ

С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ

Действующие законодательные акты прямо не регламентируют использование

концессионных форм инвестиций, основанных на договорных принципах

отношений государства и инвесторов. И Закон "Об инвестиционной

деятельности в РСФСР", и Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР"

определяют лишь принципы и основные положения инвестиционной деятельности

в целом и иностранных инвестиций в частности и в совокупности с новым

Гражданским кодексом являются лишь общей законодательной базой для

концессионных отношений.

Этот пробел в законодательстве Российской Федерации и призваны

заполнить законы из "концессионного" пакета и прежде всего - рамочный

Закон "О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными

инвесторами", в котором определялся: перечень концессионных объектов,

права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию находящимся в

государственной собственности объектом или занятию деятельностью,

являющейся государственной монополией. Область действия этого закона

распространяется преимущественно на перерабатывающую промышленность,

транспорт и связь, сферу услуг итак далее.

Важнейшим предметом регулирования для Закона "О соглашениях о разделе

продукции" является сфера недроподьзования, и основное внимание в нем

уделено механизму и процедуре реализации таких соглашений. Учитывая, что

недра являются исключительной государственной собственностью, Законом "О

недрах" в свое время был установлен лишь администрайтно-распорядительный

порядок передачи участков недр во временное пользование негосударственным

инвесторам.

К наиболее распространенным современным разновидностям концессионных

форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся'

а) концессионные договоры (собственно концессии в узком значении);

б) соглашения о разделе продукции;

в) договоры на предоставление услуг (с риском или без риска).

Среди общих отличительных признаков всех названных видов договоров

необходимо выделить прежде всего то, что все они:

во-первых, заключаются государством с иностранными инвесторами в

отношении объектов государственной или муниципальной собственности,

которые в соответствии с национальным законодательством частично или

полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в отношении

отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так

называемые естественные монополии);

во-вторых, в отличие от классических гражданско-правовых сделок

названные договоры могут включать отдельные изъятия из национального

гражданского законодательства применительно к отношениям государства с

инвесторами, предусматривая возможность односторонних преимущественных

прав государства в рамках таких договоров;

в-третьих, признание концессионных и иных договоров с иностранными

инвесторами юридически действительными предполагает совершение

государством, в лице уполномоченных органов исполнительной власти,

предваряюшего такой договор или следующего после его заключения

разрешительного акт (выдачу лицензии или иного разрешения), если подобный

порядок установлен национальным законодательством;

в-четвертых, для большинства государств, применяющих концессионные

формы договоров с инвесторами, характерно изъятие из национального

правового режима, именуемое юристами как "дедушкина оговорка" и

предусматривающее на срок действия договора мораторий на применение к

иностранному инвестору неблагоприятных для него изменений в текущем

законодательстве, принятых после вступления такого договора в силу.

Кроме того, в концессионных и иных договорах с иностранными инвесторами

должны быть отражены такие обязательные положения, как:

- виды деятельности, работ или услуг, осуществляемые инвестором в

соответствии с договором;

- обязательства государстра перед инвестором о выдаче ему

разрешительных документов, необходимых для осуществления оговоренных

договором работ и услуг, включая внешнеторговые сделки;

- права собственности инвестора на произведенную в рамках договора

продукцию (или ее оговоренную часть) и полученные доходы, включая право

на их вывоз из страны;

- права и обязанности сторон по принятию решений, связанных с

выполнением договора;

- минимальные программа и график работ, выполняемых на основе договора;

- обязательства инвестора по использованию прогрессивных технологий и

производству конкурентоспособных товаров и услуг;

- обязательства инвестора соблюдать установленные законодательство,

нормы и правила, касающиеся трудовых отношений, техники безопасности,

охраны окружающей природной среды и рационального использования природных

ресурсов;

- обязательства инвестора по обеспечению финансирования работ-, а также

гарантии получения заемных средств, намеченных к привлечению инвесторов в

пределах, установленных договором;

- обязательства инвестора по найму и обучению местных специалистов и

других работников;

- взаимные обязательства государства и инвестора по развитию

производственной и социальной инфраструктуры региона (регионов)

нахождения объекта (объектов) инвестиций;

- обязательства государства по обеспечению недискриминационного порядка

приобретения инвестором местных товаров и услуг и допуска ксистемам

транспорта и связи - с учетом требований национального законодательства;

-виды, формы и порядокопределения и внесения инвестором налогов, сборов

и других обязательных платежей, особенности применения которых могут

устанавливаться договором в соответствии с национальным налоговым

законодательством;

- порядок возврата земельных участков. иных природных объектов и

имущества, переденных государством в пользование инвестору в соответствии

с договором, в процессе использования или после прекращения действия

договора;

- срок действия договора, порядок и условия его продления,

приостановления и прекращения, а также порядок разрешения споров.

Приведенные положения концессионных и иных договоров, заключаемых с

иностранными инвесторами, могут быть частично исключены или дополнены

другими положениями в зависимости от вида договора или соглашения,

специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства.