Правовое регулирование на информационном рынке

Правовое регулирование на информационном рынке

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос

о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и

имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов,

постановлений, законов, таких, как:

"Об информации, информатизации и защите информации".

"Об авторском праве и смежных правах",

"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране топологий интегральных схем".

Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и

защите информации", который является базовым юридическим документом,

открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных

актов для успешного развитии информационного общества. С его помощью

удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном

рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба,

связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

Общие положения.

Информационные ресурсы.

Пользование информационными ресурсами.

Информатизация, информационные системы, технологии и средства их

обеспечения.

Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и

информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в

сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое

стратегическое направление деятельности государства. Указано, что

государство должно заниматься формированием и реализацией единой

государственной научно–технической и промышленной политики в сфере

информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный

обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и

информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права

юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное

решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по

их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух

аспектах:

6. как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

7. как интеллектуальный продукт, на который распространяется право

интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.

Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы –

формы, права и механизма реализации собственности на накопленные

информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита

собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует

формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем,

технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют,

что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия

для более устойчивого развития экономики и построения демократического

общества в России.

Система информатики нуждается в государственном управлении. Это

объясняется тем, что информатизация общества должна основываться на единых

принципах, на едином информационном, программном, техническом и

технологическом обеспечении.

По мере создания общегосударственной, а также, отраслевых

автоматизированных информационных систем необходимость в управлении

информатикой возрастает. Широкое развитие автоматизации, рост выпуска

вычислительной техники, появление персональных ЭВМ потребовали создания

самостоятельного органа, который бы возглавил все эти работы в области

информатизации в стране. Поэтому в 1986 году был создан

Государственный комитет по вычислительной техники и информатике. На него

была возложена ответственность за проведение единой технической политики,

за состояния, развитие и координацию работ в области вычислительной

техники, информатики, включая работы, проводимые в рамках сотрудничества с

зарубежными странами.

В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по

информатизации. Для организации работ в области автоматизации в

министерствах и ведомствах были созданы управления информатикой (управление

вычислительной техникой и информатикой). На эти управления возложены

разработка и внедрение в деятельность министерств и ведомств вычислительной

техники, разработка отраслевых систем информационного обеспечения.

На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются отделы

вычислительной техники и информатики, вычислительные центры. Задача отделов

и вычислительных центров – разработка и внедрение автоматизированных систем

на предприятиях, в учреждениях. В настоящее время система государственного

управления информатикой выглядит следующим образом:

- Комитет РФ по информатизации; управления информатикой министерств и

ведомств (управления вычислительной техникой и информатикой);

- Территориальные центры информатики (вычислительные цены

коллективного пользования);

- Отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры

предприятия, организаций и учреждений.

Появление вычислительной техники и использование ее в народном хозяйстве

породили новый вид отношений. Во-первых, это отношение между разработчиками

и заказчиками автоматизированных систем. Во-вторых, это отношения между

производителями и пользователями вычислительной техники. В-третьих, это

отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, хранения и отображения

информации. В-четвертых, это отношения между производителем машинной

информации и ее пользователем.

Эти отношения регулируются различными отраслями права. Например,

защита авторства на разрабатываемые программные средства регулируются

нормами авторского права. Возникла необходимость создания информационного

права – самостоятельной отрасли права, которая бы регулировала все

указанные отношения, связанные с разработкой автоматизированных систем и

переработкой информации.

Широкая информатизация нашего общества и порожденные ею новые

отношения потребовали создания целостной системы правовых норм,

регулирующих эти отношения.

За рубежом весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и

использования информационных систем, основанных на применении электронно-

вычислительных машин, получил название компьютерного права. Его структура

обусловлена степенью компьютеризации государственного управления в той или

иной стране, а также общим состоянием научно-технического развития.

Отставание в информатизации нашего общества определяется рядом

причин, прежде всего отсутствием мощного социального заказа; выпуском

технических средств, не соответствующих потребностям информатизации

общества из-за монополии министерств – производителей этой техники;

перекосом в распределении вычислительной техники и недостаточным уровнем

развития промышленности. Все эти причины потребовали осуществления

серьезных мер, направленных на информатизацию нашего общества.

Наряду с решением вопросов о производстве и внедрении в различные

сферы правовой деятельности средств автоматизации, передачи информации,

создании вычислительных сетей и т.д. в соответствии с концепцией должны

решаться вопросы, связанные с нормативным регулированием информационных

отношений. В частности, отношений, возникающих в процессе использования,

обработки, хранения и передачи информации и эксплуатации автоматизированных

систем, банков данных, вычислительных сетей и других средств информатики.

При этом, согласно концепции, разрабатываемое законодательство должно

обеспечивать правовое регулирование внутри страны и создавать основы для

международного сотрудничества.

Правительство РФ приняло программу информатизации России.

Важное значение имеют акты, определяющие статус машинной информации:

Приложение о правовом статусе машинной информации, права разработки,

производства и использования машинной информации; Положение о порядке

разработки, изготовления и поставки МИ; Положения о работе с МИ и т.д.

Очевидно, что необходимо разработка иерархической системы нормативных

актов, которая должна возглавляться законом об информатике. В этом законе

следовало бы:

> определить структуру законодательства информатики, круг

регулируемых общественных отношений;

> очертить круг лиц и их правосубъектность;

> установить порядок государственного управления, планирования и

отчетности в сфере информатики;

> предусмотреть меры, обеспечивающие исполнение законодательства об

информатике, включая введение различных мер ответственности;

> урегулировать применение законодательства об информатике

иностранных государств и международных договоров;

Комитет по информатизации России разработана программа законодательства в

сфере информатики. Во исполнение ее в 1992 году принят Закон о правовой

охране программ для ЭВМ и баз данных.

До последнего времени вопросам защиты информации и программных

средств, в том числе с помощью уголовного закона, уделялось мало внимания.

А ведь развитие вычислительной техники и ее широкое внедрение в различные

сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных

действий, объектом или орудием совершения которых являются электронно-

вычислительные машины.