Правовой статус налоговых органов

Правовой статус налоговых органов

Глава 1. Функции и права обязанности налоговых органов.

Точное установление функций государственного органа имеет важное

юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому

органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны

трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они

установлены законом.

Функции налоговых органов — центрального, региональных и местных —

несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев одна —

контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех

уровней присущи общие функции, а именно:

• учет налогоплательщиков;

• контроль за соблюдением налогового законодательства участниками

налоговых правоотношений;

• определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате

в бюджет налогоплательщиками;

• ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

• возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

налогов, пеней и штрафов;

• разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке

применения налогового законодательства;

• применение мер ответственности к нарушителям налогового

законодательства;

• взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового

законодательства;

• контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном

обращении.

Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам Федерации

выполняют наряду с перечисленными следующие функции:

• организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих

управлений и инспекций;

• аналитическая и статистическая деятельность;

• разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных

документов по применению налогового законодательства;

• контроль за изданием актов, связанных с налогообложением,

выпускаемых федеральными, региональными, местными органами власти и другими

организациями;

• участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов

законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

• сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми

организациями.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены

соответствующими правами, которые реализуются через права различных

должностных лиц этих органов. Для правильного понимания прав налоговых

органов необходимо учитывать следующее.

Во-первых, к налоговым органам и их должностным лицам неприменим

принцип диспозитивности — основной принцип, в частности, гражданско-

правовых отношений: «разрешено все, что не запрещено законом». Наоборот,

они должны руководствоваться императивным принципом, присущим

административным отношениям: каждое должностное лицо выполняет только то,

что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамках установленной ему

компетенции.

Во-вторых, права налоговых органов являются одновременно обязанностью

их должностных лиц[1]. Например, закрепленное в НК РФ право налоговых

органов предъявлять иски о взыскании сумм финансовых санкций подразумевает

и обязанность налоговых органов предъявлять такие иски для контроля

соблюдения налогового законодательства.

Глава 2. Полномочия по учету налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков является непременным условием выполнения

основной функции налоговых органов — контроля за соблюдением налогового

законодательства. Очевидно, что такой контроль невозможен, если нет хотя бы

формальных сведений о налогоплательщике — его наименовании, организационно-

правовой форме, юридическом адресе и фактическом местонахождении,

должностных лицах и т.п. Не случайно в прошлом налоговые органы нередко

выполняли и функции статистического учета, проведения переписей[2], а во

Франции, например, и сейчас Государственное налоговое управление

обеспечивает ведение кадастровой документации, оценки и переоценки

недвижимого имущества.

Учет налогоплательщиков позволяет получить сведения, необходимые для

решения и иных задач: например, сведения об общем числе налогоплательщиков

и их налоговых обязательствах дают возможность прогнозирования налоговых

платежей, данные о видах хозяйственной деятельности и налогах, которые

уплачивают соответствующие предприятия, могут быть использованы при

разработке налоговой политики государства, анализе ее эффективности и т.д.

Основные правила, касающиеся учета налогоплательщиков, содержатся в

ст. 83—86 НК РФ и в постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. №

266 «О порядке ведения единого государственного реестра

налогоплательщиков»[3].

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по

местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений,

месту жительства физического лица, а также по местонахождению недвижимости

и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Важной нормой, обеспечивающей надлежащий налоговый контроль,

представляется положение п. 2 ст. 83 НК РФ: организации и индивидуальные

предприниматели обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков

независимо от того, повлечет их деятельность в дальнейшем обложение теми

или иными налогами или нет. Отсутствие этой нормы позволило бы уклоняться

от учета тем организациям и предпринимателям, у которых, как они считают,

нет налоговых обязательств перед бюджетом, и затруднило бы налоговым

органам выявление истинного положения.

При постановке на учет налогоплательщику присваивается

идентификационный номер (ИНН) и его вносят в Единый государственный реестр

налогоплательщиков.

Порядок и условия присвоения, применения и изменения

идентификационного номера налогоплательщика утверждены приказом

Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г, № ГБ-3-12/309[4]. ИНН

представляет собой десятизначный (для организаций) или двенадцатизначный

(для физических лиц) номер налогоплательщика, единый для него на всей

территории Российской Федерации при уплате всех видов налогов и сборов.

Этот номер указывается на всех уведомлениях, направляемых налоговым органом

налогоплательщику, и на всех документах (декларациях, отчетах, заявлениях и

др.), которые представляются налогоплательщиком налоговому органу.

ИНН, присвоенный налогоплательщику, не подлежит изменению, за

исключением строго оговоренных случаев (например, при изменении

местонахождения и соответственно места постановки на учет). С ликвидацией

налогоплательщика ИНН признается недействительным без последующей передачи

другому налогоплательщику. Ошибочное присвоение одинаковых ИНН нескольким

налогоплательщикам влечет признание недействительными всех, кроме одного,

идентификационных номеров.

Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой

систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, которые

ведутся налоговыми органами на основе поступающей к ним документированной

информации.

Реестр содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и

физических лиц. Документированная информация о них поступает аналоговые

органы от различных государственных регистрирующих органов, органов опеки и

попечительства, нотариальных органов, других организаций и учреждений.

Реестр содержит и иную информацию об объектах учета, поступающую в

налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменение данных об объектах учета влечет обновление сведений, содержащихся

в реестре. Сведения о налогоплательщиках, снятых с учета, исключаются из

реестра и хранятся в архиве.

Для ведения реестра используются средства вычислительной техники. В

реестре государственные базы данных формируются по территориальному

признаку с последующим автоматизированным объединением их в единый банк

данных.

Глава 3. Полномочия по налоговому контролю

Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее

значение при решении их главной задачи — контроля за соблюдением налогового

законодательства. Эта задача может быть решена и иными способами, с

использованием иных полномочий, та как понятие «контроль за соблюдением

налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый

контроль, формы которого определены в ст. 82 НК РФ. Согласно этой статье

налоговый контроль может выполняться должностными лицами налоговых органов

посредством;

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и

плательщиков сбора;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

(прибыли), а также в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Основной способ налогового контроля — налоговые проверки; они

позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком

своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве

вспомогательных методов выявления' налоговых нарушений или в целях сбора

доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки.

Лица, подлежащие проверке. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые

органы проводят проверку налогоплательщиков, плательщиков сборов и

налоговых агентов. Таким образом, круг лиц, подлежащие проверке, ограничен

теми организациями и физическими лицами, на которые законом непосредственно

возложены обязанности уплаты, удержания и перечисления в бюджет сумм

налоговых платежей.

Налоговые органы вправе проводить проверки на всех предприятиях, в

учреждениях и организациях независимо от форм собственности, организационно-

правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях с особым

режимом работы. Для проверки последних в налоговых инспекциях создаются

режимно-секретные органы или выделяются соответствующие специалисты (группы

специалистов).

Документы, связанные с уплатой налогов, представляются таким

проверяющим в полном объеме, проверка проводится с соблюдением режима

секретности.

Документы, подлежащие проверке. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый

контроль (и соответственно налоговые проверки как форма такого контроля)

проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

Статья 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»

предусматривает право налоговых органов проводить проверки «денежных

документов, бухгалтерских книг, отчетов, танов, смет, деклараций и иных

документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных

платежей в бюджет».

Таким образом, предметом налоговой проверки могут быть только

документы, связанные с налогообложением. Но исчисление облагаемой базы

многих налогов прямо или косвенно связано с различными обстоятельствами

хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под «документами,

связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации,

прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с

учредителями и контрагентами, — учредительные документы, договоры, акты

сдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т.д. В

качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых

органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой

проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую

в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую

тайну в случае, если она имеет действительную или потенциальную

коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет

свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает

меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, по существу, только

налогоплательщик может определить, какие из его документов содержат такую

информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано в предоставлении тех

или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а он считает такой

отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказать отсутствие в

документах информации, составляющей коммерческую тайну.

Однако в постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О

перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[5] указан

весьма обширный перечень документов, содержащих информацию, которая не

может составлять коммерческую тайну, в том числе: учредительные документы и

уставы; документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской

деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения

по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и

иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты

налогов и других обязательных платежей в бюджет; документы об уплате

налогов и др.

Кроме того, дополнительный перечень сведений, которые не могут

составлять коммерческую тайну, предусмотрен этим постановлением

Правительства РФ для государственных и муниципальных предприятий до и в

процессе их приватизации.

Указание в приведенном перечне на «сведения... необходимые для

проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных

платежей в бюджет» не может трактоваться как право налогового органа

проверять любые документы, которые он сочтет необходимыми. Как уже

говорилось, предмет налоговой проверки ограничен документами, связанными с

налогообложением. И хотя круг таких документов широк, он должен

определяться не субъективным усмотрением налогового инспектора, а с помощью

норм налогового законодательства, что в каждом конкретном случае позволит

установить, связан ли документ с налогообложением. Так, в большинстве

случаев, и правильно указывают некоторые авторы, не влекут налоговых

последствий и соответственно не связаны с налогообложением предварительные

договоры, решения органов управления предприятия о коммерческих

перспективах, предполагаемой стратегии и тактике предпринимательской

деятельности и т.п.[6]

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну конкретного

предприятия, закрепляется приказом его руководителя. Отсутствие такого

приказа на момент проверки лишает предприятие возможности ссылаться на

коммерческую тайну как на основание отказа представить тот или иной

документ.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Инфра-М, М.: 2003

2. Налоговый Кодекс Федерации. Инфра-М, М.: 2004.

3. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке

ведения единого государственного реестра налогоплательщиков»//

Российская Газета. 1999. 24 марта.

4. Собрание постановлений Правительства РФ. 1998. № 1. Ст. 7.

5. Приказ Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г, № ГБ-3-12/309 //

Российская Газета. 1999. 14, 21 янв.

6. Буламже М. Служба государственной важности // Налоговый вестник. 1995.

№ I.

7. Вас проверяет налоговая инспекция / Под ред. М.А. Похмелкиной. М.:

Центр экономико-правовых исследований научно-промышленного союза,

2000.

Содержание.

Глава 1. Функции и права обязанности налоговых органов. 2

Глава 2. Полномочия по учету налогоплательщиков 4

Глава 3. Полномочия по налоговому контролю 7

Список литературы 9

-----------------------

[1] Об этом прямо говорится в ст. 33 НК РФ: «Должностные липа налоговых

органов обязаны... реализовывать в пределах своей компетенции права и

обязанности налоговых органов».

[2] См.: Буламже М. Служба государственной важности // Налоговый вестник.

1995. № I.C. 25.

[3] Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке

ведения единого государственного реестра налогоплательщиков»// Российская

Газета. 1999. 24 марта.

[4] Приказ Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г, № ГБ-3-12/309 //

Российская Газета. 1999. 14, 21 янв.

[5] Собрание постановлений Правительства РФ. 1998. № 1. Ст. 7.

[6] Вас проверяет налоговая инспекция / Под ред. М.А. Похмелкиной. М.:

Центр экономико-правовых исследований научно-промышленного союза, 2000. С.

17 — 18.