Правовые меры ответственности за экологические правонарушения
Правовые меры ответственности за экологические правонарушения
|[pic] |
ЮИ МВД РТ
Казанский филиал
________________________________________________
Контрольная работа
По курсу: Экология.
Зачетная книжка №
3 курс группа №
Казань 1999 г.
Вариант № 1
План
1. Правовые меры ответственности за экологические правонарушения
2. Порядок предоставления и изъятия земель
Задача №1.
Братья Михайловы, проезжая на грузовой машине по берегу реки заметили
плывущего лося. Когда животное выбралось на берег, они сбили его с ног при
помощи машины, а затем прирезали.
Как следует квалифицировать их действия?
Какие меры ответственности наступают за подобные нарушения?
Задача №2
Между Ганиным и Ковалевым, имеющими сопредельные земельные участки возник
спор о правильности определения границы земельного участка.
Ганин при установке нового забора передвинул границу участка на 2 метра в
сторону соседнего участка, мотивируя это тем, что его участок по
документам составляет 12 соток, а фактически только 10, между тем как
участок соседа равняется 14 соткам, а должен составлять 12.
Ковалев возражал против этого и в качестве аргумента указывал на то, что
на спорной полосе земли им сделаны насаждения фруктовых деревьев и
пользуется он ею уже в течение нескольких лет.
Решите данное дело. Определите, какие органы должны рассматривать подобные
земельные споры в случаях их возникновения.
Решите данное дело. Определите, какие органы должны рассматривать подобные
земельные споры в случаях их возникновения.
Заключение.
Список использованной литературы
Введение.
В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества,
многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и
приобрести глобальный общемировой характер.
Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны,
сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми
странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация
демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение
распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим -
экология.
Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое
носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том,
что "природа не может перечить человеку, если человек не перечит её
законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические
особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие.
Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов,
влиять на общественное развитие труда.
С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания
человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии
деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её
последствиях.
1.Правовые меры ответственности за экологические правонарушения.
Экологическое право - система норм, регламентирующих общественные отношения
в сфере сохранения и рационального использования природных ресурсов.
Бурное развитие науки и техники привело к разрыву традиционных связей
человека с природой. Поверив в иллюзию безграничных возможностей машин и
компьютеров, человечество забыло об ограниченности ресурсов Земли, за счет
которых удовлетворяется подавляющее большинство потребностей людей.
Последствием такого бездумного поведения стали многочисленные экологические
бедствия: истощение земель, загрязнение водоемов, исчезновение редких видов
растений и животных. Уже сегодня эти проблемы напрямую связаны с
возможностью выживания человечества, поэтому для решения этого вопроса
необходимы самые эффективные меры.
Правовой механизм является одним из наиболее действенных способов
зашиты, поскольку подкреплен авторитетом всей государственной машины.
Устанавливая научно обоснованные запреты и стимулируя должное поведение
субъектов, экологическое право способствует выработке необходимой модели
поведения, как отдельного лица, так и всего общества в целом, до тех пор,
пока рачительное отношение к природе не станет осознанной необходимостью.
Глобальное, общемировое значение проблем охраны окружающей среды выводит
экологическое право за рамки одного государства. Международные соглашения
по защите природной среды от неблагоприятного воздействия являются одной из
форм ограничения государственного суверенитета в интересах всего
человечества. Ряд из них тесно связан с вопросами разоружения. (Договор о
нераспространении ядерного оружия 1968 г. Договор о запрещении испытаний
ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963
г.). Другие охватывают только сферу охраны окружающей среды (Договор об
Антарктиде 1959 г. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на
большие расстояния 1979г.).
Тесная связь с международным регулированием охраны окружающей среды —
одна из основных черт экологического права. Другая особенность —
комплексный характер этой отрасли. Запреты, ограничения и стимулы
рассредоточены по разным отраслям (в административном, гражданском,
уголовном праве). Это позволяет наиболее эффективно регулировать данные
общественные отношения.[1]
[pic]
Института ответственности по экологическому праву возник и развивался
на базе традиционной правовой системы советского государства. Поэтому, при
выборе средств государственно-правового воздействия за совершение
экологических правонарушений встали две проблемы:
1) максимального использования потенциала ранее созданных правовых
институтов в смысле приспособления их к требованиям охраны окружающей
природной среды в условиях рыночных отношений;
2) разработки новых норм различных отраслей права об охране окружающей
природной среды, включая развитие нетрадиционных институтов
ответственности.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по
экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране
окружающей природной среды»:
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные
деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред
окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане
несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-
правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации —
административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с
настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и
республик в составе Российской Федерации.
Определение, содержащее основные отличительные признаки экологического
правонарушения, имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки
правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие
предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве
систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.
Более удачным представляется определение экологического правонарушения
как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под
угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на
причинение вреда отношениям в сфере экологии.[2]
Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента:
объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране
окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и
обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее
отдельные компоненты) являются предметом правонарушения.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно
нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил
природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда
экологическим интересам личности, общества или государства либо создание
реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между
экологически опасным деянием и причиненным вредом.
С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и
неосторожная.
Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде
небрежности или самонадеянности (легкомыслия).
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так
и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм
собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.
Как видно из ст.81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»
ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по
отраслям права делится на:
. административную,
. дисциплинарную,
. уголовную,
. гражданско-правовую.
Важность охраны окружающей природной среды сделала необходимым
задействовать в решении проблемы защиты природы несколько отраслей права,
поэтому в каждой из них предусмотрены свои виды экологических
правонарушений.
1. Экологические преступления – наносят наибольший ущерб, поэтому
являются самыми опасными и закрепляются в Уголовном кодексе. К их
числу относятся: уничтожение или повреждение лесных массивов,
незаконная охота, загрязнение водоемов и воздуха, умышленное
уничтожение, разрушение или порча памятников природы и др.
2. Экологические проступки – (ответственность за них предусмотрена
административным, гражданским правом, нормами о дисциплинарной
ответственности) – сюда входят: бесхозяйственное использование
земель, нарушение правил охраны водных ресурсов, ввод в эксплуатацию
предприятий без соблюдения требований об охране атмосферного воздуха
и др.
Совершение этих правонарушений влечет за собой применение норм об
экологической ответственности.
Юридическая ответственность в экологическом праве – неблагоприятные
последствия. Налагаемые государством за нарушителя норм
природоохранительного законодательства.
Особенностями данного вида ответственности являются:
|Экологическое |Разнообразие санкций, |Субъекты – и граждане, и|
|правонарушение как |применяемых к нарушителю|юридические лица, |
|основание для данного |(поскольку отрасль |нарушающие нормы |
|вида ответственности |экологического права |соответствующих |
| |является комплексной). |нормативных актов. |
Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с
дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к
этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности
возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания,
применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами
наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф,
конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания
суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на
специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.[3]
Вопрос разделения экологических правонарушений на преступления и
проступки на практике является достаточно трудным, по причине того, что
норму экологического характера содержащиеся в УК РФ сходны с нормами
административного законодательства. Поэтому большое значение приобретает
разработка критериев разграничения преступных и непреступных видов
правонарушений.
Решение вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков
упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности
правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях
правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния, их размер,
повторность преступных нарушений правил, способ действия, форма вины.
Когда же в уголовном и административном законодательстве признаки
преступления и проступка описаны, одинакова либо указывается лишь вид
нарушения, возникает сложность, а порой и невозможность их разграничивать.
Для разрешения данных коллизий Пленум Верховного Суда РФ дает свои
рекомендации, однако это не снимает существующей проблемы.
В уголовном законодательстве не разъясняется понятие экологического
преступления, хотя формирование понятия о совокупной общественной опасности
экологически вредных деяний необходимо для правильного определения круга
правонарушений, которые следует признать преступными.
Родовым объектом экологических преступлений следует считать охраняемые
уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному
использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для
человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической
безопасности населения.
Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения
по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и
обеспечению экологической безопасности населения.
Предметом экологических преступлении следует считать различные
компоненты природной среды, не отторгнутые и не обособленные человеческим
трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе
определенное количество труда предшествующих и настоящих поколений людей,
но остающиеся в природной среде, или внесенные в нее для выполнения своих
биологических и иных природных функций.
Основываясь на понятиях объекта экологического преступления, предмета
экологического преступления можно дать определение самому экологическому
преступлению:
экологическими преступлениями являются общественно опасные,
предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные
отношения по сохранению качественно благоприятной природной среды,
рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической
безопасности населения.[4]
Иные преступления, связанные с природными ресурсами, но не обладающие
указанными выше признаками, нельзя считать экологическими.
Классифицировать экологические преступления на основе объекта
посягательства:
Экологические преступления общего характера
— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.
246);
— нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и
отходами (ст. 247);
— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или
другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об
исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных
объектов (ст. 262).
Специальные экологические преступления
1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и
рационального использования земли, недр и обеспечения экологической
безопасности:
— порча земли (ст. 254);
— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и
рационального использования животного мира(фауны):
— незаконная добыча водных животных (ст. 256);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
— незаконная охота(ст. 258);
— нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);
— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в
Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и
рациональному использованию растительного мира (флоры):
— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями
растений (ч. 2 ст. 249);
— незаконная добыча водных растений (ст. 256).
4) преступления, посягающие на объективные отношения по охране и
рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению
экологической безопасности:
— загрязнение вод (ст. 250);
— загрязнение морской среды (ст. 252);
—загрязнение атмосферы (ст. 251).
По характеру экологические преступления можно разделить на:
1) преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных
ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260);
2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду,
ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248,
249,250,251,252,254,255,257,259,261,262).[5]
Административная ответственность за экологические правонарушения
применяется компетентным органом исполнительной власти государства,
должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.
Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют
одиннадцать групп:
1. загрязнение окружающей природной среды;
2. превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических
и иных вредных воздействий;
3. нарушение экологических требований при планировании, технико-
экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и
вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных
объектов;
4. несоблюдение экологических требований при складировании, переработке,
уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных,
химических и иных вредных веществ;
5. нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических
средств;
6. нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи,
приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и
растительного мира, природного сырья. ботанических, зоологических и
минералогических коллекций:
7. порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов,
а также естественных экологических систем;
8. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной
среды и воспроизводству природных ресурсов:
9. невыполнение требований государственной экологической экспертизы и
предписаний специальных государственных органов экологического контроля;
10. незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических
фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;
11. нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых
территорий.
За совершение экологических административных правонарушений могут
применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения
правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления
транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием
совершения правонарушения.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений,
организаций независимо от формы собственности.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется
трудовым законодательством, законодательством о государственной службе,
иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми
соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии,
организации, учреждении.
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического
законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона
РСФСР «Об охране окружающей природной среды ». Порядок ее применения
регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность
заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить
расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие
или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых
отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда
несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более
своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).
2.Порядок предоставления и изъятия земель.
Учитывая ст.9 Конституции Российской Федерации земля стала предметом
гражданского оборота: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Право
частной собственности на землю регулируется Земельным кодексом и Указом
Президента Российской Федерации от 27.10.93 «О регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы России».
В статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в
частной собственности землю. Земельные участки и все, что прочно с ними
связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками
регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного,
природоохранительного, иного специального законодательства Указа Президента
Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации:
«При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается
соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по
решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в
других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается
указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных
документов, подтверждающих переход права собственности на землю».
Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков
в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа,
являются документами постоянного действия, удостоверяющими право
собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством,
предусмотренным Указом Президента.
Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или
бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды
у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в
собственность в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или
права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу
настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления
без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и
землеустройству, являются недействительными.
Вопросы касающиеся порядка предоставления и изъятия земель оговорены в
Земельном кодексе. При строительстве объекта порядок предоставления
земельного участка следующий:
1. Предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве
объекта, обращаются в органы местной администрации, с ходатайством о
предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные
размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.
2. Администрация или по ее поручению местный комитет по земельной реформе и
земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на
местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельская
администрация, собственники земли, землевладельцы, землепользователи,
арендаторы, представители соответствующих Государственных служб,
предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель.
При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого
занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр.
Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для
размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной)
зоны.
К акту должны прилагаются картографические материалы, расчеты убытков
собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и
потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного
участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом
комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РФ.
3. Местная администрация информирует население о возможном (предстоящем)
предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых
затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные
референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной
демократии. Граждане, общественные организации, объединения и органы
территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в
рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных
участков, затрагивающих интересы населения.
При предоставлении земельных участков в местах проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для
целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, проводится Референдум
о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы
указанных народов. По его итогам местная администрация принимает
соответствующее решение.
4. Предварительное согласование места размещения объекта или его расширения
проводится в сроки:
. для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования
на федеральном уровне, - до шести месяцев;
. для объектов, несвязанных с производством и переработкой продукции
сельского хозяйства и требующих согласования на уровне субъектов
Федерации - до трех месяцев;
. для объектов местного значения - до одного месяца.
Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а
также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Решение об
отказе может быть обжаловано в исковом порядке в 10-дневный срок.
После утверждения проекта и включения объекта в план строительства
предприятие, учреждение, организация обращаются в местную администрацию с
ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и
предоставлении его для строительства объекта.
Работники предприятий, учреждений и организаций, заинтересованные в
получении земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса
скота, подают соответствующее заявление местной администрации, а также
администрации предприятия, учреждения, организации, которые имеют в своем
пользовании сельскохозяйственные угодья. Заявления граждан о предоставлении
земельных участков рассматриваются в течении месяца.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на
землю являются:
. прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на
предоставление земельных участков в собственность;
. наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного
земельного участка;
. изменение целевого назначения земельного участка.
Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства на право
собственности на землю является исчерпывающим.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации изъятие
земель у собственника проводится в случаях:
1. В случаях если земельный участок не используется по его назначению
(ст.284 ГК);
2. В случаях если земельный участок используется с нарушением
законодательства (ст.285 ГК).
Во всех этих случаях органы государственной власти и местного
самоуправления заблаговременно предупреждает собственника о допущенных
нарушениях земельного законодательства и изъятии у него земельного участка.
Если собственник письменно уведомит орган принявший решение об изъятии
земельного участка о своем согласии, то участок подлежит продаже с
публичных торгов. В том случае, если собственник не согласен с принятым
решением об изъятии, то орган может предъявить требования о продаже участка
в суд.
Подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков по
поручению органов государственной власти осуществляют районные (городские)
комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.
Задача №1.
Братья Михайловы, проезжая на грузовой машине по берегу реки заметили
плывущего лося. Когда животное выбралось на берег, они сбили его с ног при
помощи машины, а затем прирезали.
Как следует квалифицировать их действия?
Какие меры ответственности наступают за подобные нарушения?
Решение этой задачи начнем в соответствии с Федеральный Законом «О
животном мире» одним из видов пользования животным миром является - охота.
Рассмотрим ст.35 данного Закона она осуществляется гражданами, имеющими
право на охоту на основе именных разовых лицензий на добычу определенного
количества объектов животного мира, в определенном и месте и на конкретный
срок. Специальным законодательством устанавливаются дополнительные условия
и конкретизируются правила охоты.
Охота это– выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча.
Вне закона признается охота без соответствующего разрешения, либо
осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом
вообще не имеющим право на охоту, получивших лицензию без необходимых
оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки,
запрещенными орудиями и способами.
В условии данной задачи братья Михайловы занимались охотой, они
выслеживали лося, осуществили его преследование и добычу. Однако, учитывая
ст.258 УК РФ пользование животным миром в данном случае является
незаконным, т.к. братья Михайловы осуществили деяние в группе по
предварительному сговору, с применением механического транспортного
средства, а это наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы
на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Задача №2
Между Ганиным и Ковалевым, имеющими сопредельные земельные участки возник
спор о правильности определения границы земельного участка.
Ганин при установке нового забора передвинул границу участка на 2 метра в
сторону соседнего участка, мотивируя это тем, что его участок по документам
составляет 12 соток, а фактически только 10, между тем как участок соседа
равняется 14 соткам, а должен составлять 12.
Ковалев возражал против этого и в качестве аргумента указывал на то, что на
спорной полосе земли им сделаны насаждения фруктовых деревьев и пользуется
он ею уже в течение нескольких лет.
Решите данное дело. Определите, какие органы должны рассматривать подобные
земельные споры в случаях их возникновения.
Решите данное дело. Определите, какие органы должны рассматривать подобные
земельные споры в случаях их возникновения.
Решение данной задачи начнем в соответствии с Федеральным законом от
15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан" при создании садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединений орган, в ведении которого находится фонд
перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий предлагает
варианты предоставления земельных участков. На основании выбранного
варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного
самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует
персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного
некоммерческого объединения. После государственной регистрации
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется
первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации
и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в
натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином
вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально
предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с
последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого
члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения.
В соответствии, со ст.9 Земельного Кодекса вопрос о получении
земельных участков в коллективно-долевую собственность решается общим
собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого
работника – это, что касаемо размеров участка. Доля не должна быть больше
предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаемых в
соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. В статье 36 данного кодекса
сказано о том, что «предельные размеры земельных участков, предоставляемых
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства,
огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются»
администрацией субъектов Российской Федерации, в соответствии с
законодательством этих субъектов. Кроме того, в статье 21 Земельного
кодекса в качестве одной из компетенций администрации субъекта РФ указано
право установление предельных размеров земельных участков, передаваемых
гражданам в собственность.
Так право сособственников на земельную долю удостоверяется
специальными документами, выдаваемыми органами местного самоуправления, в
которых указывается размер земельной доли.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. У Ганина и Ковалева, участников спора как собственников на землю должны
быть «на руках» документы, в которых указаны размеры их земельных
участков.
2. При наличии и на основании этих документов правление садоводческим
обществом, либо общее собрание членов данного общества должно разрешить
спор между данными участниками. Причем в случае несогласия с
результатом решения, несогласная сторона в соответствии с Федеральным
законом от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан» имеет право обратиться в суд о
признании недействительным данного решения, как нарушающем его права и
законные интересы.
В случае если в ходе разбирательства выяснится, что спорный участок
земли принадлежит Ганину, то независимо от того, что Ковалев со свое
семьей посадил там плодоносящие деревья и уже в течении несколько лет
пользуется ими, он будет обязан вернуть этот спорный участок.
Заключение.
Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать
всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и
внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических
проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов,
состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко
разработанного законодательства согласно международным соглашениям по
экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств
и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым
поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовно -
нравственному возрождению согласно требованиям эпохи.
В конце мне хочется напомнить высказывание Сен-Симона: «Счастливой
будет та эпоха, когда чистолюбие начнёт видеть величие и славу только в
приобретении новых знаний и покинет нечистые источники, которыми оно
пыталось утолить свою жажду. То были источники бедствий и тщеславия,
утолявшие жажду только невежд, героев завоевателей и истребителей
человеческого рода».
Слушатель:
Список использованной литературы.
1. Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,
профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт
международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, -
480с.
2. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 1992 г.
3. Федеральный Закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года
4. Указ Президента Российской Федерации от 27.10.93 «О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы России»
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации под. Общей
редакцией Генерального прокурора Российской федерации, профессора Ю.И.
Скуратова и Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.
Лебедева.- М.; Издательская группа ИНФРА М- НОРМА, 1996 г. –832с
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1, от 30.11.94 г.
7. Земельный Кодекс РСФСР от 25.04.91 г.
8. Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г.
9. В.В. Петров. Экологическое право России. – М., Бек, 1995 г.
-----------------------
[1] В.В. Петров. Экологическое право России. – М., Бек, 1995 г.
[2] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,
профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт
международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997 г.
[3] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,
профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт
международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997 г.
[4] Экологическое право России: Учебник. Под редакцией докт. юрид. Наук,
профессора Ермакова В.Д., докт. юрид. Наук Сухарева А.Я. – М: Институт
международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997 г.